Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ'

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / СЕВЕР РОССИИ / ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ / ЛЬГОТЫ / ПРИЖИВАЕМОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фаузер В. В.

В статье рассматриваются теоретические вопросы миграции населения: существующие определения миграции населения, анализируются ее формы, методы регулирования, факторы и причины смены места жительства. Приводятся материалы социологического опроса городских жителей Республики Коми. Предлагаются меры и направления государственного регулирования миграции населения применительно к северным территориям. Завершают статью предложения о первоочередных мерах и задачах науки и общественности по регулированию миграции населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ [1]

Фаузер В. В.

В статье рассматриваются теоретические вопросы миграции населения: существующие определения миграции населения, анализируются ее формы, методы регулирования, факторы и причины смены места жительства. Приводятся материалы социологического опроса городских жителей Республики Коми. Предлагаются меры и направления государственного регулирования миграции населения применительно к северным территориям. Завершают статью предложения о первоочередных мерах и задачах науки и общественности по регулированию миграции населения.

The article discusses the theoretical issues of migration: its definitions, forms, regulation methods, factors and reasons of changing residence. Materials of sociological interviewing urban population of the Komi Republic are given. Actions and directions of state regulation of migration in relation to northern territories are offered. The article comes to the conclusion with recommendations about priority measures and the challenges of the science and the public to regulate migration.

Ключевые слова. Миграция населения, Север России, причины и факторы, льготы, приживаемость, адаптация, государственное регулирование, политика.

Key words. Migration, the North of Russia, causes and factors, benefits, survival, adaptation, government regulation, policy.

Теоретические подходы к изучению миграции населения.

В социологии и демографии большинство ученых различают три вида движения населения: социальное, естественное и миграционное. В данной статье рассмотрим лишь одно - миграционное движение. В широком смысле слова под миграцией понимают любое территориальное перемещение, совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности. В узком смысле миграция представляет собой законченный вид территориального

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

перемещения, завершающийся сменой постоянного места жительства, т.е. в буквальном смысле слова означает переселение.

Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, изменение его территориального распределения, т.е. географии. В этом смысле миграция не меняет численности населения всей территории, в рамках которой происходит его перемещение. Меняется численность и структура населения лишь отдельных частей данной территории (страны).

Внешняя миграция - это выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы в данное государство (иммиграция). Внутренняя миграция объединяет миграционные процессы внутри страны. С точки зрения административного деления, миграции подразделяются на внутриобластные, межобластные и межрайонные.

По степени организации различают два вида миграций: организованную и неорганизованную. Основными видами организованной миграции являются: общественные призывы, сельскохозяйственные переселения, организованный набор рабочей силы, переводы по службе в другие районы, распределение выпускников ПТУ, техникумов и вузов. Неорганизованная, или индивидуальная, миграция - это территориальные перемещения населения, вызванные такими причинами, как стремление на новом месте улучшить свое материальное положение, создать семью, получить образование и т.д.

По времени перемещения все виды миграций населения подразделяются: на безвозвратную, т.е. перемену места жительства окончательно, навсегда, и временную миграцию [3].

Факторы и причины миграции. Чтобы ответить на вопрос (задачу) о необходимости государственного регулирования миграционных процессов, их направленности и форм, понять сущность и мотивы движения населения из одних регионов в другие, необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть такие понятия, как «факторы» и «причины» миграции.

В качестве посыла можно рассмотреть следующую трехчленную схему: условия - факторы -причины. Вся окружающая среда (естественная и социальная) может быть объединена одним понятием - «условия жизни». Среди них выделяются условия, которые воздействуют на тот или иной процесс, или собственно факторы. Наконец, то, что вызывает конкретное действие, есть причина.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Льготы - это компенсация частичная, полная или даже превышающая те материальные и духовные потери, которые несет население, вселяясь в малообжитые, удаленные и имеющие суровые природные условия районы. Льготы должны способствовать обеспечению трудовыми ресурсами интенсивно развивающихся отраслей народного хозяйства малоосвоенных районов и создавать условия для нормального режима воспроизводства населения.

Все факторы, сколь разнообразны они ни были бы, в зависимости от возможностей и формы их регулирования со стороны государства так или иначе распадаются на три группы. К первой группе относятся факторы, состоящие из таких компонентов условий жизни, которые либо невозможно изменить, либо, если и можно, то в течение очень длительного времени или с огромными затратами средств. Это характерно для природных условий и географического положения.

Вторая группа включает факторы, которые могут быть изменены постепенно, в течение, по крайней мере, 10-15 лет. Таков уровень освоенности территории, включающий также создание производственной и социальной инфраструктур.

Третья группа - это факторы оперативного регулирования. Они могут меняться в течение одного -нескольких лет. Например, установление или отмена комплекса льгот, повышение заработной платы, введение пенсионных льгот и т.д.

Относительно природы последней группы факторов миграции сформулированы принципиальные положения, опираясь на которые можно с той или иной степенью надежности регулировать миграционные процессы.

Во-первых, на миграцию влияет комплекс факторов, интенсивность которых различна для разных районов, разного времени и разных групп населения.

Во-вторых, основными выступают экономические факторы. Несмотря на признание первоочередного значения для миграции экономических факторов, тем не менее еще до середины 1970-х гг. велись споры, какие из них более важные - условия жизни населения или трудообеспеченность.

В-третьих, с позиций управления миграцией значение имеют не факторы уровня жизни, трудообеспеченность в их абсолютном выражении, а территориальные различия между ними.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Причины миграции выясняются при проведении либо специальных социологических опросов, либо при переписи (микропереписи) населения путем включения вопросов о территориальном движении населения. С помощью них делается попытка установить причины перемещения. Такой подход далек от попыток делать выводы относительно причин миграции на основе данных о различиях в миграции или на основе сопоставимых характеристик районов происхождения и принимающих районов.

Основные проблемы измерения причин миграций заключаются в следующем: в выборе значимых совокупностей при проведении обследования и подсовокупностей для расчета зависимостей; в выборе разумного числа заранее определенных взаимоисключающих друг друга и исчерпывающих причин; в выборе целесообразных с точки зрения анализа группировок причин.

Причина миграции выступает как особая форма отношений между объективными факторами и субъективными характеристиками, в частности потребностями. В контексте поведения факторы выступают как объективное явление, а причины - объективно-субъективное явление. Именно потому, что причина носит объективно-субъективный характер, она может не сопровождаться действием, несмотря на достижение необходимой остроты противоречия между факторами и потребностями. Это связано с действием социальных норм [2].

Миграционные процессы в Республике Коми: социологический анализ. Вселение мигрантов в новый для них район связано с целым рядом демографических, социальных и экономических изменений. Мигранты становятся жителями района вселения, участвуют в воспроизводстве его населения, в освоении природных ресурсов, в развитии экономики и т.д. Мигранты прибывают в новый для них район, обладая опытом и знаниями, приобретенными в районах выхода, имея разветвленные родственные и имущественные связи и др. В новом районе все это или многое из этого надо приобретать. Поэтому для того, чтобы повысить приживаемость новоселов и добиться лучших миграционных результатов, необходимо знать причины, по которым население приезжает в республику и каждый город в отдельности.

Для мигрантов, приезжающих в Республику Коми, на первом месте стоит материальный мотив, но особенно он значим для тех, кто едет в Усинск - 43,9% и Ухту - 28,1%. Считают возможным найти работу себе и другим членам семьи те, кто приезжает в Ухту - 15,7% и Усинск - 14,0%. Образование является важным мотивом при выборе места жительства, так считает 16,2%, приехавших в Сыктывкар, 15,0% - в Печору и 13,0% - в Ухту. Среди приехавших в Ухту (15,1%) и Воркуту (14,3%) выделили и такую причину, как «в связи с замужеством, женитьбой, разводом». Не столь

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^к^и.ги

значима, но имеет место причина возвращения на родину, в Сыктывкар - 7,5% и в Воркуту - 5,2%. Интересен факт, что и в предполярный Усинск возвращаются «по состоянию здоровья» 0,9% респондентов; приезжающие в Воркуту и Печору эту причину не называют (таблица 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Почему местом жительства Вы выбрали этот населенный

пункт?», %

Причины приезда В целом по выборке В том числе

Сыктывкар Ухта Воркута Усинск Печора

Рассчитывали

повысить заработок 26,6 20,2 28,1 22,1 43,9 25,0

Надеялись найти

работу себе или

членам семьи 12,3 12,6 15,7 7,8 14,0 2,5

Учиться, дать

образование детям 12,0 16,2 13,0 7,8 3,5 15,0

В связи с

замужеством,

женитьбой,

разводом 11,3 10,7 15,1 14,3 7,0 10,0

Улучшить

жилищные условия 7,2 7,9 5,5 1,3 11,4 10,0

По направлению 7,1 6,3 6,2 13,0 7,0 5,0

Вернулись на

родину 4,9 7,5 4,1 5,2 0,9 2,5

По состоянию

здоровья 1,0 1,6 0,7 0,0 0,9 0,0

Другие причины

переезда 17,6 17,0 11,6 28,5 15,8 30,0

Цель миграционной политики относительно Республики Коми заключается в том, чтобы сделать Республику Коми привлекательной для жителей регионов России, а также в повышении приживаемости населения, приехавшего сюда жить и работать. Поясним, что приживаемость -это явление, характеризующее переход новосела в состав старожилов и, стало быть, постоянного населения района вселения. Это не только процесс приспособления человека к новым условиям жизни, но и приспособление условий жизни к потребностям человека.

Приехав на новое место жительства, мигранты проходят сложный период адаптации, одни, успешно его пройдя, переходят в состав старожилов, другие, наоборот, начинают вновь думать о смене места

Номер 3, 2013

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

жительства и поиска лучшей доли. Хорошо известно, что если человек не смог реализовать то, зачем он приехал в тот или иной регион, то он потенциальный мигрант и при благоприятных обстоятельствах непременно осуществит свое желание.

Материалы опроса показали, что жители городов имеют высокий настрой на отъезд из республики. Достаточно сказать, что почти половина опрошенных респондентов (45,5%) ответили утвердительно «да, хотели бы уехать» (таблица 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы уехать из населенного пункта, где живете?», %

Из ответов респондентов видно, что выше доля желающих уехать среди жителей приполярного Усинска - 64,9% и заполярной Воркуты - 64,4%, где самые экстремальные природно-климатические условия; по мере продвижения на юг республики эти настроения плавно переходят в желание остаться здесь жить и работать дальше. Многочисленные исследования последних лет подтверждают положение о том, что жителям Крайнего Севера не рекомендуется менять климатические условия проживания кардинальным образом. Специалисты, близкие к проблемам населения, трудовых ресурсов и переселению, считают, что жителям Воркуты и Усинска предпочтительнее переехать либо в Ухту, либо в Сыктывкар, а ухтинцам в Сыктывкар, то есть жители высоких широт не должны резко менять климат, это вредно для их здоровья. Хотя практика и опрос показали другое - большая часть респондентов стремится уехать за пределы республики.

Есть существенные различия в установках на перемену места жительства между местным населением и мигрантами. Среди местных уроженцев доля желающих уехать составляет 41,7%, а среди пришлого населения - 49,1%. Еще больше разница в доле желающих остаться в месте постоянного жительства: у местных она составляет 41,3%, у пришлых - 29,7%. В то же время можно отметить такую особенность: среди решивших уехать в ближайшие два года доля местных уроженцев составляет 7,6%, в то время

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: тс^ш^^^у^вд.га

как у пришлых всего 2,9%. В течение ближайших пяти лет соответственно 22,3 и 19,9%; в течение 5-10 лет соответственно 14,4 и 18,6%. Из этого следует, что местные уроженцы настроены более решительно осуществить свои миграционные намерения.

Между периодом проживания мигрантов и их установками на отъезд также просматривается определенная закономерность. Доля желающих остаться максимальная среди проживших два года (40,0%) и минимальная среди проживших 6-9 лет (20,3%); затем она вновь увеличивается до 35,9% среди проживших более 20 лет.Установка на отъезд максимальная у респондентов, проживших от 2 до 19 лет, она колеблется от 52,0 до 57,8%. Наибольшая доля респондентов, принявших решение о смене места жительства, которые намерены осуществить это в ближайшие пять лет, те, кто прожил менее двух лет, - 50,0%.

Решив сменить место жительства, большинство жителей городов намерено переехать за пределы республики - 86,5% (в т.ч. в регионы России - 74,2%; в страны СНГ - 12,3%). Внутри республики чаще, чем жители других городов, будут совершать миграции сыктывкарцы. По интенсивности внутренних миграций им уступают жители Воркуты и Печоры, Ухты и Усинска (таблица 3).

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Если Вы решили уехать, то что было бы для Вас

предпочтительнее?», %

В целом 3 том числе

Хотели бы переехать по выборке Сыктывкар Ухта Воркута Усинск Печора

В города или поселки

городского типа Республики Коми 8,5 9,1 6,5 12,5 4,2 10,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В сельскую местность Республики Коми 5,0 9,1 3,9 0,9 4,2 1,8

В города или поселки

городского типа других областей России 69,5 60,8 68,6 72,3 78,1 85,7

В сельскую местность других областей России 4,7 4,1 5,2 3,6 8,3 1,8

В города или поселки

городского типа стран СНГ 9,6 15,5 7,9 8,9 5,2 0,0

В сельскую местность стран СНГ 2,7 1,4 7,9 1,8 0,0 0,0

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Выше мы уже отмечали, что мощным выталкивающим фактором является положение дел, при котором мигранты, приехав на новое место жительства, не смогли реализовать свои потребности. Следовательно, является оправданным оценить степень реализации потребностей мигрантов на новом месте жительства и работе, применив несложный методический прием - сравнив ранг значимости причин приезда и отъезда.

Среди причин приезда на первом месте стоял материальный мотив (26,6%), среди причин отъезда он стоит на 4-м месте - 8,1%, то есть значимость уменьшилась в три раза. Поиск работы стоял на 2-м месте (12,3%), у потенциальных мигрантов он на 6-м месте (5,5%) - двойное уменьшение. В-третьих, респонденты хотели решить проблемы своего или детей образования (12,0%), в причинах отъезда она стоит на 5-м месте (5,7%), также двойное уменьшение.

В целом можно заключить, что респонденты в основном реализуют свои притязания. Поэтому не случайно ранг значимости причин отъезда иной, чем у причин приезда.

Действительно, чтобы население мигрировало из районов выхода, нужны достаточно сильные противоречия между потребностями населения и теми условиями, в которых оно живет, т.е. противоречие определенной остроты. Более того, нужны определенные психологические усилия, чтобы рискнуть мигрировать из привычного района, особенно если мигрант его уроженец, в малознакомую местность.

Противоречие возникает либо в том случае, когда базовые потребности личности возвышаются в результате дальнейшей социализации, например получения образования в населенном пункте более высокого ранга, либо когда ухудшаются условия жизни, например вследствие житейских катастроф. Однако устранить противоречие и удовлетворить эти потребности можно и без миграции, в рамках того населенного пункта, где проживает индивид. Большая часть населения так и поступает. Имеется какая-то часть населения, которая, не имея возможностей удовлетворить свои потребности на месте, тем не менее и не мигрирует, потому что миграционное поведение - это поведение, предполагающее чрезвычайные условия, чрезвычайную деятельность, редкую в общем контексте жизнедеятельности населения. Переезд остается событием исключительным, требующим особых обстоятельств, а миграция - лишь один, специфический способ удовлетворения потребностей.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Следовательно, чтобы новоселы прижились на новом месте, а местное население не мигрировало, необходимо создавать условия, при которых их потребности будут удовлетворены. То есть необходимо воздействие общества на миграционные процессы.

Для принятия управленческих решений на уровне региона или отдельного хозяйствующего субъекта в исследовании были изучены причины, по которым население республики собирается мигрировать за ее пределы или внутри республики (таблица 4).

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос: «Какие причины заставляют Вас думать об отъезде?», %

В целом 3 том числе

Причины отъезда по выборке Сыктывкар Ухта Воркута Усинск Печора

Желание сменить климат,

место жительства, Север на

Юг или среднюю полосу 46,9 39,6 54,0 54,1 65,8 44,0

Желание вернуться на

родину, к родителям,

родственникам 12,4 12,0 14,6 11,0 14,9 14,7

У населенного пункта, в

котором проживают, нет

будущего, т.к. не

развивается производство 10,3 10,2 6,5 18,5 7,9 13,4

Нет возможности

материально обеспечить

семью 8,1 10,2 6,5 9,6 8,8 5,3

Нет возможности дать

образование детям и найти

им работу по месту

жительства 5,7 6,8 4,9 6,8 5,3 5,3

Угроза потери работы и

отсутствие возможности

трудоустроиться 5,5 7,9 3,8 5,5 5,3 4,0

По семейным

обстоятельствам (развод,

брак, нет возможности

создать семью и т.д.) 4,7 4,8 5,4 4,1 5,3 5,3

По состоянию здоровья 4,2 5,1 3,2 2,7 5,3 6,7

Другие причины 2,2 3,4 1,1 3,4 0,9 1,3

На первом месте в причинах отъезда стоит желание населения сменить место жительства: Север на Юг. Это желание особенно ярко выражено у жителей Крайнего Севера: в Усинске - 65,8%, в Воркуте - 54,1% и Ухте - 54,0%. Желание вернуться на родину, к родителям, родственникам имеет большее

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: тс^ш^^^у^вд.га

значение для жителей Усинска - 14,9%, Печоры - 14,7% и Ухты - 14,6%. И еще одна причина заслуживает рассмотрения, это когда респонденты отмечают, что у населенного пункта, где они проживают, нет будущего, т.к. не развивается производство. Здесь выделяются два города: Воркута -18,5% и Печора - 13,4%.

Довольно часто, когда вопрос задается непосредственно респонденту о его планах, то может возникнуть «соблазн» дать не совсем верный ответ. Поэтому в социологии есть такой прием -использование косвенных вопросов. Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно. Такие вопросы называют «сенситивными» (чувствительными). Способы перевода из прямой в косвенную форму зависят от содержания темы. Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными -перевод из личной формы в безличную.

Этот прием был использован при выяснении миграционных установок не у респондентов непосредственно, а косвенно, в плане территориальной мобильности относительно их коллег по работе или знакомых. В анкете респондентам был задан косвенный вопрос: «Знаете ли Вы, где бы хотели жить в ближайшем будущем большинство ваших коллег и знакомых?». Ответы на этот вопрос представлены в таблице 5.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы, где бы хотели жить в ближайшем будущем

большинство ваших коллег и знакомых?», %

Миграционные установки В целом по выборке В том числе

Сыктывкар Ухта Воркута Усинск Печора

Хотели бы жить здесь

постоянно 21,3 36,4 12,2 8,4 5,4 13,0

Некоторое время

поживут здесь, а потом

уедут 31,3 22,1 33,2 42,6 45,1 35,9

Собираются уехать

отсюда в ближайшее

время 10,2 8,1 10,5 14,7 15,3 5,4

Затруднились ответить 37,2 33,4 44,1 34,3 34,2 45,7

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Из данных таблицы 5 следует, что выше, чем в среднем по выборке, доля респондентов, желающих и дальше жить в населенном пункте, где они живут сегодня, это жители Сыктывкара - 36,4%. Ниже всего доля желающих остаться жить постоянно в месте своего пребывания: в Усинске - 5,4% и Воркуте - 8,4%. В этих же городах выше среднего доля тех, кто некоторое время поживет, а потом уедут: в Усинске - 45,1% и Воркуте - 42,6%. К этим же городам относится установка их жителей уехать в ближайшее время: в Усинске - 15,3% и Воркуте - 14,7%.

Государственное регулирование миграционных процессов.

В современный период многие методы государственного управления

миграционными процессами советского периода в известной степенидискредитированы, что послужило основанием достаточно распространенной либеральной точки зрения, что государство должно устраниться от управления миграционными процессами. С ней согласиться нельзя по причинам наличия многих острых проблем, связанных с миграцией, отсутствия естественных регуляторов миграции и необходимых условий для свободного перемещения населения как в пределах России, так и из-за ее пределов.

В связи с этим существует настоятельная потребность в выработке новых форм и методов управления (регулирования) миграции населения исходя из реалий современной российской действительности и использования богатого исторического опыта.

Миграционные процессы как особый объект управления имеют ряд специфических особенностей.

1. Прежде всего, миграция населения - очень чуткий социально-демографический процесс, мгновенно реагирующий на изменение различных факторов. При управлении миграцией, в отличие от управления многими иными социальными процессами, эффект управленческих воздействий, равно как и эффект действия факторов, затрудняющих их осуществление, достигается за очень короткий промежуток времени. Чтобы достичь должного эффекта, необходим оперативный мониторинг состояния управляемой системы, большую важность имеет информационное обеспечение процесса управления.

2. Несмотря на то что миграциям всегда был присущ высокий элемент стихийности, они поддаются регулированию. Однако государственное управление миграцией не может и не должно охватывать все виды миграционных перемещений населения по территории страны, а только наиболее

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

«проблемные» миграционные процессы. Критерий проблемности должен стать краеугольным камнем миграционной политики в силу объективных ограничений возможностей к ее осуществлению. 3. При управлении миграцией необходимо использовать (или создавать)

в широком понимании комплекса социально-экономических условий жизни людей (Дальний, Средний и Ближний Север).

4. Управление миграцией не может осуществляться только в рамках социально-экономической, или расселенческой, или демографической политики. Оно синтезирует в себе их элементы, равно как и само является важным компонентом в комплексе проводимых ими мер.

5. Управление миграцией населения может состоять из следующего комплекса воздействий: формирования миграционных установок населения; определения оптимальных масштабов, направлений миграции, формирования переселенческих контингентов; содействие процессу адаптации населения.

6. Миграционные процессы тесно связаны с потоками информации, прежде всего о местах вселения и средствах их достижения, не случайно любая из моделей миграции увязывает направления миграционных потоков с путями распространения информации. Поэтому важна информационная поддержка принятия управленческих решений, направленная на объект управления.

7. Наконец, нельзя не учитывать, что государство имеет определенные обязательства при управлении миграционными процессами, прежде всего в сфере внутренней социально-экономической миграции, это в первую очередь относится к северным регионам.

В зависимости от целей, средств и ресурсов, имеющихся у государства для управления миграционными процессами, оно задействует определенную систему мер регулирования миграции населения. Применительно к управлению миграционными процессами в нашем недавнем прошлом эти меры можно подразделить на административно-организационные и экономические.

Под государственной миграционной политикой понимается научно-обоснованная идеология действий государственных органов власти, исходящая из понимания миграции населения как сложного социально-экономического процесса и концептуально объединяющая механизмы регулирования миграционных процессов.Под регулированием (управлением)

миграцией понимается комплекс мер по стимулированию или ограничению перемещений людей

территориальную

дифференциацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«уровней

жизнеощущения»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

в объемах и направлениях, отвечающих текущим и перспективным потребностям страны и обеспечивающих реализацию прав мигрантов.

При разработке государственной или региональной миграционной политики нужно в первую очередь провести определенную «инвентаризацию» территорий, которая бы дала точное представление о возможностях использования миграции населения как механизма позитивного воздействия на социально-экономическую жизнь того или иного региона (муниципального образования). В самое ближайшее время следует:

- определить перспективы развития экономики республики, в т.ч. региональных (локальных) рынков труда, перспективную потребность в рабочейсиле и степень ее удовлетворения за счет собственных ресурсов;

- уточнить перечень населенных пунктов, подлежащих ликвидации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- уточнить перечень территорий, неблагоприятных для проживания по экологическим условиям.

Миграционная политика должна решать проблему перспективного (ближайшие 5 -10 лет) сокращения трудовых ресурсов в республике и увеличения доли лиц в пенсионных и старших трудоспособных возрастах. Необходимо уже сейчас продумывать конкретные механизмы реализации иммиграционной политики, направленной на содействие привлечению в Республику Коми необходимых трудовых ресурсов.

Миграционная политика может строиться от общих целей, принципов и направлений к частным, которые впоследствии преломляются на конкретных территориях, т.е. по принципу - от общего к частному.

Основными сквозными направлениями государственной миграционной политики должны являться:

- создание условий для свободного межтерриториального перераспределения населения и трудовых ресурсов (обеспечение территориальной мобильности населения);

- проведение продуманной селективной иммиграционной политики, основанной на необходимости привлечения в республику иммигрантов вустанов ленных масштабах и определенного качества на легальной основе;

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

- содействие в адаптации переселенцев на новом месте жительства, включая социальную поддержку вынужденных мигрантов;

- осуществление иммиграционного контроля и противодействие незаконной миграции, носящей околокриминальный характер.

Для Республики Коми (имеется в виду Крайний Север) приоритетной задачей миграционной политики является содействие переселению населения,высвобождаемо го с предприятий, в новых условиях оказавшихся неконкурентоспособными, и содействие привлечению необходимых трудовых ресурсов на эффективно функционирующие предприятия.

Приоритетные направления миграционной политики заключаются в реструктуризации системы расселения и поселений, создание нового опорного каркаса расселения с учетом перспективы развития экономики республики; содействии переселению пенсионеров, переселению населения, проживающего в населенных пунктах, подлежащих ликвидации; развитии ротационной системы формирования трудовых ресурсов, а также вахтового метода ведения работ.

Также можно отметить, что воздействие общества на миграционные процессы, представляющие собой совокупности территориально локализованных и совершающихся в определенное время миграционных актов, может осуществляться с помощью следующих регуляторов миграционного поведения.

Первым наиболее гибким регулятором является изменение территориальных и поселенных различий в уровнях объективных компонентов условий жизни, удовлетворяющих различные, прежде всего базовые, потребности людей. Это изменение может являться объектом государственного планирования и служить дополнением балансовых разработок территориального перераспределения населения. Различия в условиях жизни и ситуативно влияют на миграцию как объективные факторы и воздействуют постепенно на потребности и ценностные ориентации, т.е. имеют перспективную направленность.

Другим направлением регуляции поведения является воздействие на потребности и ценностные ориентации потенциальных мигрантов, т.е. объектов управления. В этом отношении должны быть выделены три разных уровня воздействия на миграционное поведение. На индивидуальном уровне, бесспорно, должны учитываться психические и иные особенности субъектов, надо вести соответствующий подбор переселенцев. На групповом уровне важным регулятором могут служить

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

социальные нормы, в частности, направленные на нейтрализацию обычаев, традиций, мешающих реализации общественно необходимого миграционного поведения. Наконец, на массовом уровне, т.е. по отношению к населению в целом, речь должна идти о таких воспитательных мерах, с помощью которых личность воспринимала бы ценностные ориентации, равнозначные долгу перед Родиной. Примером могут служить поездки на целину, на строительство БАМа и т.д. Это по сути - реализация определенных ценностных ориентаций высокой социальной значимости [1].

Заключительные положения.

Решение проблемы: нужен принципиально новый социально-экономический механизм привлечения и закрепления молодежи в Республику Коми, во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики, следует найти точки соприкосновения для согласования интересов государства, общества, семьи и личности. Для привлечения и закрепления населения и в первую очередь молодежи необходимо предложить комплекс экономических стимулов и социальных гарантий, позволяющих сделать Республику Коми и Север России в целом привлекательными и конкурентоспособными при определении своих жизненных стратегий населением страны.

В качестве рабочих инструментов могли бы стать: «Концепция молодежной миграционной политики»; «Экономический механизм кредитования демографических и миграционных мер, привлечения и закрепления молодежи в Республику Коми, во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики» и ряд других. До настоящего времени подобных документов нет.

Что необходимо сделать в ближайшее время научной общественности и практике. Предложить и обосновать законодательные инициативы, переченьэкономических стимулов и социальных гарантий, направленных на привлечение и закрепление молодежи в Республику Коми, во вновь осваиваемые районы Севера и Арктики. Разработать эффективный механизм финансирования мероприятий, связанных с решением демографических и миграционных проблем Российского Севера. Предложить уровни ответственности и размер финансирования (софинансирования) демографических и миграционных мероприятий по сохранению молодежного контингента северных территорий.

Список литературы:

1. Регент Т.М. Проблемы государственного управления миграционными процессами России: автореф. дис. д-ра экон. наук. - М.: ИСПИ РАН, 2001. - 45 с.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

2. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. - М.: Наука, 1987. - 200 с.

3. Фаузер В.В. Социальный менеджмент: вопросы теории: учеб. пособие. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского университета, 2004. - 216 с.

1. Regent T.M. Problems of governance of migration in Russia: abstract of Ph.D. thesis. - Moscow: The Institute of Socio-Political Research of the Russian Academy of Sciences, 2001. - 45 pp.

2. Rybakovsky L.L. Migration of population: forecast, factors, policy. - M., 1987. - 200 pp.

3. Fauzer V.V. Social Management: theoretical questions: tutorial. - Syktyvkar, Syktyvkar University Publishing House, 2004. - 216 pp.

[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Влияние миграции на этнодемографические структуры и занятость населения в национальных регионах (на примере Республики Коми)» (2012-2013, проект №12-12-11001) и Правительства Республики Коми.

[1] Использованы результаты исследования «Особенности рынка труда и тенденции использования человеческих ресурсов в организациях и иных хозяйствующих субъектах в Республике Коми», договор с Министерством экономического развития Республики Коми №11-15 от 15.07.2013 г.

Literature:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.