корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru
ПУТИ СООБЩЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРО-ВОСТОКА И ПРИУРАЛЬСКОГО
СЕВЕРА К ПОРТАМ СЕВЕРНЫХ МОРЕЙ *
Кисиленко А. Н., Сундуков Е. Ю., Малащук П. А.
Построена модель путей сообщения от транспортных объектов Европейского Северо-Востока и Приуральского Севера к акваториям северных морей и Северного морского пути. Проведен анализ существующих и перспективных транспортных связей, определены кратчайшие по расстоянию пути от рассмотренных объектов к северным морям. Рассмотрены варианты применения транспортных систем с низкозатратной инфраструктурой и нетрадиционных видов транспорта в развитии путей сообщения приарктических и арктических территорий.
The flow model of communications from transport objects of the European Northeast and Priuralsky North to water areas of the Northern seas was constructed. The existing and perspective transport communications are analysed and the shortest ways throughout the distance from the considered objects to the North Sea are calculated. The opportunities of the transport systems with a low-cost infrastructure and non-traditional types of transport in the development of communications of the Near Arctic and Arctic territories are researched.
Ключевые слова: Европейский Северо-Восток, Приуральский Север, пути сообщения, акватория Северного морского пути, потоковая модель, кратчайший путь, перспективные морские порты, низкозатратные и нетрадиционные виды транспорта.
Keywords: European Northeast, Priuralsky North, lines of communication, water area of Northern sea way, flow model, the shortest way, perspective sea ports, low-cost and non-traditional types of transport.
В работе рассматривается транспортное сообщение Европейского Северо-Востока (ЕСВ) и Приуральского Севера (ПС) с акваториями северных портов и путей. Особое внимание отведено путям сообщения, обеспечивающим функционирование Северного морского пути (СМП).
Под Европейским Северо-Востоком в работе понимается географическое пространство от реки Северной Двины на западе до Уральского хребта на востоке, от Северных Увалов на юге до побережья Баренцева и Белого морей на севере. В административном отношении регион представлен территориями Республики Коми, Ненецкого автономного округа и восточной части Архангельской области. Под Приуральским Севером рассматриваются западные территории Ямало-Ненецкого национального округа - низовья реки Оби, полуостров Ямал, побережье Байдарацкой губы.
Транспортное обеспечение приарктических и арктических территорий трудно осуществить без развития наземной транспортной инфраструктуры. Наземные пути сообщения должны обеспечивать
Номер 2, 2013
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^йтк-ки@^ук^и.ги
перевозку значительных объемов грузов к портам и портопунктам акваторий северных морей и СМП. В результате анализа различных информационных источников [1-4] была построена графическая модель, отражающая такие пути (рис. 1).
Наиболее значимые для хозяйственной деятельности и транспортного обеспечения населения и предприятий объекты выбраны в качестве узлов модели. Список узлов представлен в табл. 1. За основу модели берутся объекты железнодорожной магистрали Коноша - Воркута, транспортные объекты, созданные в последнее время и планируемые к строительству [2, 3]. Так в феврале 2011 года открыто движение поездов от станции Обская до станции Карская. Строительство нового порта вблизи пос. Сабетта предполагает создание транспортной связи к этому пункту от Бованенково. Реализация проектов «Белкомур», «Северный широтный ход», строительство автодороги Сыктывкар - Нарян-Мар создаст условия для развития прилегающих территорий.
Рис.1. Графическая модель основных путей сообщения ЕСВ и ПС к акваториям северных морей и
СМП
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru
Пути сообщения (рис. 1) моделируются дугами и ребрами. Существующие пути показаны сплошными линиями, предполагаемые к созданию - пунктирными. Для источника (узел 38) показаны только выходящие дуги, для стока (узел 39) - только входящие. Остальные узлы соединены друг с другом ребрами. Ребра показываются как линиями без стрелок, так и двумя противоположно направленными дугами. Ребра 5-13, 13-18, 18-34 моделируют речные перевозки по реке Печора, ребро 10-36 - автомобильные перевозки из Котласа в Архангельск вдоль реки Северная Двина, дуги 6-14, 14-18 и обратные им - автомобильные перевозки от станции Ираель до пристани Щельяюр. Ребро 13-34 моделирует строящуюся автомобильную дорогу Усинск - Нарьян-Мар, ребро 34-36 - проектируемую автомобильную дорогу Архангельск - Нарьян-Мар. Остальные ребра моделируют железнодорожные перевозки.
Модель позволяет определить кратчайший путь от выбранного объекта ЕСВ и ПС (населенного пункта или промышленного узла) - источника (узел 38) к акваториям северных морей и СМП, моделируемыми как общий сток (узел 39). Для этого на основе графической модели строится потоковая модель в виде прямой и двойственной задач линейного программирования [6]. В качестве стоимости передачи единицы потока по дуге сети берется расстояние между объектами в километрах.
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: vestmk-ku@syktsu.ru
Номер 2, 2013
Таблица 1
Список узлов графической модели
№ узла
Название объекта (на селенного пункта)
№ узла
Название объекта (населенного пункта)
1 Воркута 21 Усть-Кара
2 Чум 22 Надым
3 Пнта 23 Паюта
4 Сыня 24 Карпогоры
5 Печора 25 Б ел о мор ск
б Ир а ель 26 Новый Ур енгой
7 Сосногорек 27 Бованенково
3 Чнньяворык 23 Кандалакша
9 Микунь 29 Амдерма
10 Котлас 30 Ямбу р г
11 Коноша 31 Харасавей
12 Обская 32 Сабетта
13 Успнск 33 Новый Порт
14 Ижма 34 Нарьян-Мар
15 Тиман 35 Индига
16 Вендпнга 36 Архангельск
17 Лабытнангн 37 Мурманск
13 Щельяюр 33 Источник
19 Обозерская 39 Общий сток
20 Салехард
Номер 2, 2013
Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера
Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: vestnik-ku@syktsu.ru
После формулировки потоковой модели разрабатываются алгоритмы нахождения решения, составляется программа (при необходимости), осуществляется ввод исходных данных и расчет оптимального пути. Модель может быть реализована с помощью электронных таблиц (приложение MS Excel), либо средствами математического программирования (пакет Mathlab), а также другими инструментами. В случае использования MS Excel обеспечивается достаточно удобный интерфейс для ввода исходных данных, а формирование ограничений может быть осуществлено с помощью макроса на языке VBA.
Решение прямой задачи позволяет находить кратчайшие пути из источника в сток, двойственная задача позволяет определить потенциалы узлов, которые тоже фактически являются расстоянием от источника до выбранного узла. Решения прямой и двойственной задач должны совпадать.
Был проведен поиск решения для трёх источников: г. Сыктывкар, пгт. Троицко-Печорск, г. Великий Устюг. Сводные данные по потенциалам узлов, соответствующих портам и портопунктам акваторий северных морей и СМП, показаны на рис. 2. Значение суммарного потенциала для трех источников позволяет произвести более взвешенную оценку. Результаты расчетов показывают, что кратчайшие расстояния от объектов ЕСВ и ПС к акваториям северных морей и СМП обеспечиваются при выходе на Архангельск (проект «Белкомур), далее следуют Индига (проект «Баренцкомур») и Нарьян-Мар (выход возможен только в период навигации по реке Печора).
А В С D Е F
1 № узла Наименование Сыктывкар Тр,-Пйчорск Вел. Устюг сумма потенциалов
2 36 Архангельск ЕШ 1032 8S4 2395
3 35 Инлнга 8Ш 799 Ш13 2612
4 34 Нарьян-Мар 856 716 1080 2654
5 20 Салехард 1167 1025 11389 3581
21 Усть-Кара 1171 1029 1393 3593
? 25 Белом орск 1181 1514 Ю74 3769
8 29 Аыжерма 1321 1179 1543 4043
9 23 Па »та 1350 1203 1572 4130
10 33 Новый Порт 1558 1415 1780 4754
11 28 Кандалакша 1S69 1902 1462 4933
12 31 Харасавей 1834 1692 2056 55S2
13 32 Сабетта 1874 1732 209В 5702
14 37 Мурманск 1846 2179 1739 5764
15 30 Ямбург 1982 1850 2214 Е056
16 39 Акватория СМП ЕШ 716 664 2079
Рис.2. Сводные данные по потенциалам узлов, соответствующих портам и портопунктам акваторий
северных морей и СМП
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru
Для источников грузопотоков, расположенных в восточной части ЕСВ, порт Индига имел бы большее значение в случае его использования, чем порт Архангельск. Если же в качестве стока рассматривать только акваторию СМП, то стоимость для дуг, выходящих из узлов 25, 28, 35, 36, 37, увеличилась бы за счет расстояния по морю от данного объекта до пролива Карские Ворота, для Нарьян-Мара (узел 34) - на расстояние до устья Печорской губы, для объектов Обь-Иртышского речного пароходства (узлы 17, 20, 30, 32, 33) - на расстояние от объекта до устья Обской губы. Тогда кратчайшие пути от всех рассматриваемых объектов ЕСВ (Сыктывкар, Троицко-Печорск, Великий Устюг) к акватории СМП будут обеспечены при выходе на порт Усть-Кара (в том случае, если железная дорога Воркута - Усть-Кара будет построена). Далее по увеличению длины пути следуют Нарьян-Мар, а затем - Индига.
Рассмотрим возможные варианты развития модели (рис. 1) с применением нетрадиционных видов транспорта и транспорта, имеющего низкозатратную инфраструктуру.
Дуга 1-21, моделирующая движение между г. Воркута и портом Усть-Кара, в настоящее время реализуется только с помощью автозимника и вертолетного сообщения. Для регулярного транспортного сообщения здесь может быть осуществлено железнодорожное строительство. Из низкозатратного транспорта возможно использование экранопланов. В перспективе - строительство струнной транспортной системы эстакадного типа.
Дуга 17-20 - мостовой переход через реку Обь Лабытнанги - Салехард. В настоящее время осуществляется паромное сообщение и ледовая переправа, в межсезонье используются катера на воздушной подушке. Планировался совмещенный автомобильно-железнодорожный мост, но из-за большой стоимости строительства был оставлен только железнодорожный вариант. Реализация этого перехода в виде вантового моста может быть осуществлена с использованием струнных технологий.
Дуга 7-35 - планируемая в составе проекта «Баренцкомур» железнодорожная линия Сосногорск -Индига. Могут быть применены струнные технологии.
Дуга 15-35 - возможный вариант реализации проекта «Баренцкомур» с использованием частной железной дороги Чиньяворык - Тиман. Сокращает протяженность нового строительства, но увеличивает пробег в случае выхода железнодорожной магистрали с Урала на Сосногорск и далее к Индиге.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru
Дуга 16-24 - северный участок проекта «Белкомур» Вендинга - Карпогоры, может быть реализован по двум направлениям [1].
В узле 7 (Сосногорск, Ухта) предполагается возможным расположить предприятие по использованию дирижаблей. Таким образом, предприятие будет находиться в географическом центре Республики Коми, что позволит организовать перевозки с использованием дирижаблей в направлениях Ухта - Усть-Цильма, Ухта - Ижма, Ухта - Вуктыл, Ухта - Усть-Кулом и др. Близость к железной дороге позволит завозить комплектующие и оборудование, а подготовку специалистов возможно организовать в Ухтинском государственном техническом университете. Создание такого предприятия даст импульс применению дирижаблей в регионе.
На дугах, соответствующих водным маршрутам, 5-13-18-34, 17-33, 10-36, а также по реке Печоре южнее г. Печора (узел 5), по реке Вычегда возможно использование судов на воздушной подушке.
Привязать порты п-ва Ямал к железной дороге Обская - Бованенково (дуги 21-29, 23-33, 27-31, 2732) можно как строительством железных дорог к этим портам, так и созданием линий струнного транспорта, а также применением экранопланов и экранолетов.
При развитии предлагаемых путей сообщения возникнет необходимость строительства сети грузоперерабатывающих терминалов (ГПТ) в транспортных узлах.
Особенно актуально строительство ГТП в узле 6 (ст. Ираель) для перевалки грузов с железнодорожного на автомобильный транспорт, поскольку через этот узел обеспечиваются перевозки грузов для населения трех районов Республики Коми: Ижемского, Усть-Цилемского, Печорского.
Необходимость строительства ГПТ подтверждается и в связи с прекращением производства среднетоннажных контейнеров и большой изношенностью их парка в России и выводом их из промышленной эксплуатации с 1 января 2013 года. В настоящее время на станциях Ухта, Печора, Усинск, Инта, Воркута, Лабытнанги и Сыктывкар производятся перевозки мелких партий грузов в крупнотоннажных контейнерах.
На рис. 1 видно, что в настоящее время гарантированный круглогодичный доступ от объектов ЕСВ и ПС к северным морям и путям возможен только через порт Мурманск. При использовании порта Архангельск в холодное время года требуется ледокольное сопровождение. Новые выходы: к порту
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования
Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru
Индига от Сосногорска, к портам Харасавей, Сабетта от Бованенково, к портам Усть-Кара и Амдерма от Воркуты можно осуществить как строительством железных дорог, так и созданием транспортных систем, которые сочетали бы конструктивные элементы струнных технологий, магнитного подвешивания, других перспективных видов транспорта. При этом авиационный, внутренний водный, автомобильный виды транспорта, а также дирижабли будут выполнять обеспечивающие функции.
Вывод. Кратчайшие по расстоянию пути от рассмотренных объектов ЕСВ и ПС к северным морям совпадают с проектами «Белкомур» и «Баренцкомур». Для объектов, расположенных в восточной части ЕСВ предпочтительнее является железная дорога по проекту «Баренцкомур». При развитии транспортной инфраструктуры приарктических и арктических территорий необходимо использовать кроме существующих низкозатратные, а также нетрадиционные виды транспорта.
Список литературы:
1. Киселенко А.Н. Варианты усиления железно- и автодорожных связей Республики Коми с соседними регионами // Север: арктический вектор социально-экологических исследований / Отв.ред. В.Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2008. С. 161-169.
2. Концепция о целесообразности транспортной связи между Ямало-Ненецким автономным округом и Уралом. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.
3. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года / Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://www.mintrans.ru/ (дата обращения 12.11.2012).
4. Официальный портал Подпрограммы 10 «Единая система информации об обстановке в Мировом океане» в рамках ФЦП Мировой океан. URL: http://www.russianports.ru/ (дата обращения 28.09.2012)
5. Киселенко А.Н., Малащук П.А., Сундуков Е.Ю. Северные маршруты к воде: выбор для Коми // Мир транспорта. 2008. № 3. - С. 116-119.
6. Йенсен П., Барнес Д. Потоковое программирование / пер. с англ. М.: Радио и связь, 1984.
корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета
Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК
Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: vestnik-ku@syktsu.ru
Literature:
1. Kiselenko A.N. Options of strengthening of railway and road communications of the Komi Republic with the next regions // North: Arctic vector of social and ecological researches, ed. Lazhentsev V.N. Syktyvkar, 2008, pp. 161-169.
2. The concept about expediency of transport communication between the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug and the Urals. Pre-print. Yekaterinburg, 1998.
3. Strategy of development of railway transport in the Russian Federation till 2030 / Official site of the Ministry of transport of the Russian Federation. URL: http://www.mintrans.ru/ (address date: 12.11.2012).
4. Official portal of the Subprogramme 10 «Uniform system of information about a situation at the World Ocean» in the context of Federal Target Program the World Ocean. URL: http://www.russianports.ru/ (address date: 28.09.2012).
5. Kiselenko A.N., Malaschuk P.A., Sundukov E.Yu. Northern Routes to the Sea: a Choice for Komi region // Transport world. 2008. № 3, pp.116-119.
6. ^nsen P., Barnes J. Network flow programming. M., Radio and communication.1984.
* Работа выполнена при поддержке программы фундаментальных исследований УрО РАН, проект № 12-7-5-004 «Арктика»