Научная статья на тему 'Теория и метод в коэволюционной парадигме'

Теория и метод в коэволюционной парадигме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
75
29
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ / МЕТОД / КОЭВОЛЮЦИОННАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терлюкевич И. И.

Проведен логико-методологический анализ формирования программы совместного развития природы и общества. Показана роль теории как средства научного познания. Рассмотрены методологические функции структурных компонентов теоретического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logic and methodological analysis of joint nature and society development program formation has been carried out in the paper. The paper shows the role of theory as means of scientific cognition. The paper considers methodological functions of structural components of theoretical knowledge.

Текст научной работы на тему «Теория и метод в коэволюционной парадигме»

дарственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Вертинская, Т. С. Концептуальная модель механизма управления внешнеэкономическими связями на региональном уровне в Республике Беларусь / Т. С. Вертинская. - Минск: Белорус. наука, 2006.

2. Таможенный кодекс Республики Беларусь 1993 г. // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэсп. Беларусь. - 1993. -№ 12. - С. 122.

3. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998.

4. Рудый, К. В. Финансы внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / К. В. Рудый. - Минск: Вышэйш. шк., 2004.

5. Словарь экономических терминов / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с.

6. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Аз-рилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1472 с.

7. Международные перевозки: словарь-справ. / авт.-сост. Д. В. Авчинкин. - Минск: Амалфея, 2003. - 320 с.

8. Ивуть, Р. Б. Развитие рынка лизинга автотранспорта, осуществляющего международные грузоперевозки: монография / Р. Б. Ивуть, Т. Р. Кисель, С. А. Андрушке-вич. - Минск: БНТУ, 2005.

9. Салихов, А. В. Совершенствование систем таможенного брокерского обслуживания при перевозке грузов автомобильным транспортом во внешней торговле: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / А. В. Салихов; Гос. ун-т управления. - М., 2004.

10. Кузнецов, Г. Стратегия без автотранспорта? / Г. Кузнецов // Автомобильный транспорт. - 2007. - № 9.

11. Маненок, Т. Стимул для транзита / Т. Маненок // Дело. - 2008. - № 11.

12. Таможенный кодекс Республики Беларусь 2007 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2007. -№ 17. - 2/1301.

13. Сачков, А. И. Совершенствование управления таможенным контролем объектов внешней торговли: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 // А. И. Сачков; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Рос. таможен. акад». - М., 2003.

14. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Респ. Беларусь от 25 нояб. 2004 г. № 347 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2004. - № 193. - 2/1096.

15. Тарарышкина, Л. Таможенные платежи в условиях интеграции / Л. Тарарышкина // Финансы. Учет. Аудит. - 2009. - № 1.

Поступила 07.07.2009

УДК 113

ТЕОРИЯ И МЕТОД В КОЭВОЛЮЦИОННОЙ ПАРАДИГМЕ

Канд. филос. наук, доц. ТЕРЛЮКЕВИЧ И. И.

Белорусский национальный технический университет

Коэволюционная парадигма - это долгосрочная программа совместного развития природы и общества. Она определяет гармоничную форму отношения человека к миру живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается на основе научного анализа, позволяющего рационально использовать ресурсы природы, поддерживая разнообразие живого и при этом получать необходимые для существования человека блага [1]. Для того чтобы иметь адекватное представление о механизмах познания, рассмотрим основные способы функционирования в науке знания.

Знание всегда служит людям дважды - сначала для объяснения действительности, а затем

в качестве средства, метода при решении тех или иных задач. История науки дает множество примеров такого рода превращений. Так, законы сохранения в физике, периодический закон в химии, эволюционные идеи в биологии и т. д. после их разработки превращались в мощное средство открытия новых явлений. Великие научные открытия потому и называются великими, что ведут к изменению и совершенствованию способов постановки и решения исследовательских задач, к новым средствам производства в науке.

Относительная самостоятельность методологических функций знания в истории науки нередко служила гносеологической основой

абсолютизации определенных методов познания. В качестве универсального научного метода в истории науки выдвигались общелогические методы (индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия), общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение, описание), общие теоретические методы (идеализация, формализация, аксиоматизация, гипотети-ко-дедуктивный, математической гипотезы, исторический и логический). Природа этих методов понималась в отрыве от породившего их предметно-теоретического уровня, среза содержательного знания.

Особое место в методологии занимают философские методы - это положения онтологии, теории познания, антропологии, аксиологии, логики, этики, эстетики. Многообразие методов современной науки в изучении коэволюцион-ных процессов базируется на многообразии форм действительности, качественном своеобразии форм и уровней материи, познания и социокультурной жизни.

В методологическом статусе любое знание приобретает нормативные функции, а его методологический потенциал выражается в совокупности правил, принципов, ориентиров, сформулированных в виде рекомендаций, запрещений, предостережений и т. д. Фиксируя некоторые наиболее часто повторяющиеся в типичных ситуациях последовательности действий, эти нормативы, как правило, сознательно усваиваются субъектом и гарантируют высокую надежность и эффективность его действий при получении соответствующего результата.

В любой деятельности, в том числе и в творческой, имеются элементы разной природы: действия собственно творческие, оригинальные, впервые найденные для решения данной задачи (продуктивные) и повторяющиеся, стереотипные (репродуктивные). И те и другие необходимы в познании. Репродуктивные компоненты обеспечивают преемственность, связь с известным знанием. Продуктивные же компоненты делают возможными новаторство, прорыв в неизвестное, достижение оригинальных результатов и, следовательно, развитие культуры.

Именно репродуктивные действия в результате их обязательной повторяемости в каждой процедуре того же рода позволяют вырабаты-

вать норму, образец совершения таких операций. Без готового плана репродуктивной деятельности субъект обречен на самостоятельные поиски способа выполнения операций, уже изобретенных другими людьми в другом месте, на растрату своей творческой энергии. По этой причине использование стереотипных операций становится необходимым условием творчества. Объективной основой нормативного управления исследованием являются всегда присутствующие в творческих актах элементы воспроизводящей деятельности и социальная потребность в их регламентации. Но так как их нельзя отделить в чистом виде, регуляция захватывает отчасти и собственно творческие компоненты, точнее - нерасторжимые спайки продуктивных и репродуктивных моментов. Эффективность исследования коэволюционных процессов, несомненно, связана с теоретическим обоснованием методов и разработкой средств познания на основе имеющихся знаний, раскрытии их методологических функций.

Теория и метод различаются способом организации знаний: теория - это система логически взаимосвязанных высказываний об объекте, метод - система высказываний о правилах действия с объектом. Теория и метод строят свои отношения с объектом на разных уровнях: в теории осуществляется абстрактно-логическое конструирование объекта, а в методе через систему действий с объектом практически реализуется знание об объекте. Существует функциональное различие: теория, будучи логически организованной системой знания, объясняет объект, вскрывает его структуру, закономерности, в то время как с помощью метода происходит приращение знания, которое вырабатывается в результате действия субъекта познания по определенным правилам.

Перед исследователем, как правило, не возникает вопрос о том, каков объект на самом деле, в отличие от существующего знания о нем. Система знаний представляется совпадающей с объектом: объект таков, каким он дан в знании. Такое понимание результатов познания необходимо. Эта необходимость основывается на том, что всякая система научного знания содержит в себе относительную истину и в той или иной мере согласуется с законами самого объекта, отраженного в этой системе.

Именно поэтому основная масса знаний в исследовании применяется автоматически, без специальной проверки их истинности и соответствия объекту.

Однако в развитии каждой науки наступает период, когда в системе знаний обнаруживаются противоречия. Иными словами, методологические регулятивы той или иной системы знаний оказываются недостаточными или даже несостоятельными для организации исследования.

Многие противоречия в науке являются результатом неправильных рассуждений, ошибок, неверных теоретических и практических действий или следствием лжи, преднамеренного распространения заведомо искаженных представлений, диктуемых нередко прагматичными при-чинами. Иногда получение истинных результатов при неверных методологических предпосылках происходит в силу того, что сама логика исследования сильнее предубеждений, и эти результаты получаются вопреки принятым исследователем установкам. При этом может иметь место несовпадение того, как понимает исследователь свой метод (например, поиски «философского камня» алхимиками), и того, чем является метод в действительности (получение неизвестных соединений или элементов).

Существует опасность и неточного перевода теоретических знаний в нормативы метода. Например, математическое моделирование, будучи одним из широко применяемых методов, обладает рядом существенных недостатков - не учитываются качественные показатели; нечетко определяются критерии; абсолютизируются линейные зависимости, которые постоянно требуют доводки моделей, и т. д.

Устранить такие неточности можно, если проводить различие между языком, на котором дается информация об объекте, и языком, на котором данная информация кодируется. Первый называют объектным языком, второй - метаязыком. По отношению к языку теории язык метода выступает в качестве метаязыка. Благодаря этому и возможно кодирование информации об объекте исследования в языке метода, призванном к тому же описывать и оценивать эту информацию. При формулировке предписаний метода используются метаязыковые выражения.

Перенос информации на тот или иной уровень языка требует точности, ясности и однозначности терминологии и связан с построением формализованных языков, в которых строго различаются выражения объектного языка (под объектным языком в данном случае мы понимаем язык науки, который сам является искусственным языком, т. е. метаязыком по отношению к естественному языку) и метаязык. Формализованные языки внешне характеризуются тем, что вместо слов обычного языка вводятся специальные знаки, образующие алфавит таких языков и отличающиеся компактностью и обозримостью. Значительно более важным является то обстоятельство, что в таких языках не только заданы исходные символы (алфавит языка), но четко и явно сформулированы (на метаязыке) правила построения имен и осмысленных выражений (предложений, формул и вообще знаковых последовательностей) в другие. При определенной формулировке семантических правил конструирования и преобразования выражений (знаков) такой язык может моделировать логическую структуру мысли, а также структуру или динамику той или иной предметной области: будь это мир реальных или идеальных объектов.

Итак, если построен язык, который удовлетворяет требованиям точности и адекватности, то непротиворечивые теоретические знания должны быть правильно переведены в нормативы соответствующих методов. Программа такого исследования легко перекладывается на язык наук.

Однако с течением времени и в иных условиях ясные, точные и однозначные термины могут оказаться в разряде неточных, многозначных, а самые совершенные теории обнаруживают свою ограниченность и неадекватность. Правомерность этого вывода подтверждают не только примеры из истории развития науки, но и результаты, полученные в ходе анализа и оценки свойств формализованных систем рядом ученых-логиков. Это относится к известным теоремам Гёделя о неполноте и непротиворечивости формализованных систем, к теореме Чёрча о неразрешимости узкого исчисления предикатов и др.

Таким образом, рассмотрение языка как «открытой» системы, обладающей внутренни-

ми потенциями к порождению противоречий, показывает, что противоречие есть состояние неизбежно, присущее науке, устраняемое и вновь возникающее в ее развитии. Отсутствие противоречий при переводе теоретических положений в нормативы метода не гарантирует исключение противоречий в процессе исследования.

В научном познании объект, как правило, по своему содержанию значительно богаче метода, используемого для его исследования. Поэтому противоречия между объектом и методом и следующие за ними научные проблемы в научном поиске имеют вполне закономерный характер. Так, в свое время не вызывал сомнения поиск способа построения вечного двигателя потому, что до открытия закона сохранения энергии процессы, идущие с возрастанием полной энергии замкнутой системы, не запрещались существовавшей тогда теорией. Правильным оказалось исследование механических свойств светового эфира. Неразрешимость этих научных проблем была установлена только в результате открытия новых научных законов и принципов, раскрывающих сущность объекта исследования.

В исследовании коэволюционных процессов, как и в большинстве научных исследований, используются указания не только одного, но и более методов. Необходимость смены методов вызывается разными причинами. Во-первых, в процессе научного поиска применяемый метод по тем или иным причинам может перестать быть эффективным. Во-вторых, в результате познавательных операций происходит непрерывная модификация знаний об объекте, так что на каждом этапе исследователь имеет дело с новым по своим гносеологическим и логическим характеристикам материалом. Теоретическое знание само находится в состоянии непрерывного совершенствования и представляет сложную развивающуюся систему, в которой по мере развития возникают все новые уровни организации и соответственно создаются новые принципы, приемы исследования.

Рассмотрим, каким образом различные уровни структуры теоретического анализа влияют на формирование исследования. Для наших целей воспользуемся наиболее разработанной и продуктивной в методологическом отноше-

нии концепцией структуры теоретического знания, сформированной на материалах из истории физики в работах В. С. Стёпина [2].

Согласно концепции можно выделить две взаимосвязанные структуры в сложной организации теоретических знаний - «внутреннюю» и «внешнюю».

«Внутренняя структура» образует связи между теоретическими схемами, математическими аппаратами, картиной мира и опытом. Развитая теория включает в себя: 1) уравнения (математические выражения для законов); 2) теоретические схемы (частные и фундаментальную), для объектов которых справедливы уравнения; 3) отображение абстрактных объектов, составляющих теоретическую схему на эмпирический материал; 4) их отображение на картину мира.

«Внешняя структура» теории определена связями между специальной картиной мира, общенаучной картиной мира, идеалами познавательной деятельности и философскими основаниями науки. Эти связи определяют воздействие друг на друга различных теорий в рамках некоторой научной дисциплины (решающую роль играет здесь специальная картина мира, на которую непосредственно опирается ядро каждой теории). Благодаря этим связям осуществляется взаимодействие теоретических знаний, складывающихся в различных отраслях науки, и, наконец, теоретическое знание включается в культуру в качестве одного из ее компонентов. Научные знания воздействуют на другие феномены культуры и сами испытывают влияние с их стороны.

Представляется, что в предложенной схеме различные структурные компоненты теоретического знания могут рассматриваться как потенциальные методологические регулятивы, обеспечивающие генезис исследования коэво-люционных процессов.

Общие представления о структуре действительности, изучаемой отдельной наукой, указывают, какие области имеют сходные предметы исследования. В простейших случаях осуществляется перенос содержательно понятых терминов из одной теории в другую. В развитых же теориях такие операции протекают при перенесении математических средств из уже сложившихся в новую область исследования.

Итак, специальная картина мира не только определяет основные характеристики будущего предмета исследования, но и указывает средства, с помощью которых осуществляется научный поиск. Эту же роль, но на уровне отношений между различными областями науки, выполняет общая научная картина мира. Она является системой общих представлений как о природе, так и о жизни общества. В настоящее время в рамках общей научной картины мира разрабатываются средства представления идей глобального эволюционизма на основе отражения механизмов развития в общей теории систем и синергетики. Активное влияние на этот процесс оказывают идеалы и нормы познавательной деятельности и философские основания науки.

Идеалы и нормы познавательной деятельности - это способ организации знаний, эталоны описания, объяснения и доказательности. В совокупности они задают схему метода, обеспечивающего исследование объектов определенной системной организации. Содержание идеалов и норм науки определяется характером доминирующих в обществе мировоззренческих и ценностных ориентаций, а также характером объектов, включенных в исследование. Соответственно при исследовании объектов неживой, живой и социальной природы идеалы

и нормы науки должны обеспечить учет факторов их развития, взаимодействия, влияния на них деятельности человека и т. д.

В Ы В О Д

Познавательная деятельность обусловлена теоретическим знанием. Оно является своеобразной призмой, сквозь которую рассматриваются логика объекта исследования, его качественная специфика, присущие ему связи и отношения, принадлежность к соответствующей предметной области. В современных стратегиях познания преодолевается демаркация между естественно-научным и социально-гуманитарным знанием. В сферу исследования науки вовлекаются объекты, которые носят системный, эволюционный характер. Доминирующими ориентирами их исследования являются гуманистические ценности.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Глосикова, О. Онтологический анализ коэволюци-онной взаимосвязи социокультурной реальности и природы / О. Глосикова. - Минск: Технопринт, 2001. - 135 с.

2. Стёпин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Стёпин. - М.: Гардарики, 2006. - С. 229-257.

Поступила 02.04.2009

УДК 338.27

УПРАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ОБЪЕКТА В ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА

Асп. САЧЕКП. В.

Белорусский национальный технический университет

Ответы основных участников инвестиционно-строительного проекта (инвестора, заказчика, проектировщика и генподрядчика) на вопрос, что они строят совместными усилиями, не совпадают. Они по-разному представляют площадь строящегося здания, количество помещений определенного назначения, цвет фа-

сада. Лишь в одном их ответы похожи. Все они говорят: «Мы строим то, что содержится в проекте». При этом они ссылаются на разные стадии проекта.

Проблема различного понимания параметров объекта на разных стадиях проектирования известна и не нова, но участники инвестицион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.