Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЕРБОВКИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ. Анализ связанных с вербовкой расходов'

ТЕОРИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЕРБОВКИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ. Анализ связанных с вербовкой расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вербовка / идеология / контент / террористические организации / финансирование / recruitment / ideology / the content / terrorist organization / funding

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антон Александрович Ширкин, Оксана Сергеевна Ерашова

В статье рассмотрены общие теоретические основы методологии вербовки неофитов террористических организаций, показаны различия между активной и пассивной вербовкой. Приводятся примеры финансовых затрат при активной и пассивной вербовке. Показана разновидность источников финансирования террористической деятельности. Представлены примеры использования сети Интернет в целях вербовки и финансирования террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of financing of recruitment for terrorist purposes and related costs

The article describes the General theoretical basis of the methodology of recruitment of neophytes of terrorist organizations, shows the differences between active and passive recruitment. The examples of financial expenses with active and passive recruitment are given. The variety of sources of financing of terrorist activities is shown. Examples of the use of the Internet for recruitment and financing of terrorist activities are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЕРБОВКИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ. Анализ связанных с вербовкой расходов»

УДК 343.341 ББК 67.96

DOI 10.24411/2312-0444-2018-10068

ТЕОРИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ВЕРБОВКИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

Анализ связанных с вербовкой расходов

Антон Александрович ШИРКИН,

ведущий научный сотрудник ОКОПНИР ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук

Оксана Сергеевна ЕРАШОВА,

старший научный сотрудник НИЦ-2 ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: seadas@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассмотрены общие теоретические основы методологии вербовки неофитов террористических организаций, показаны различия между активной и пассивной вербовкой.

Приводятся примеры финансовых затрат при активной и пассивной вербовке.

Показана разновидность источников финансирования террористической деятельности.

Представлены примеры использования сети Интернет в целях вербовки и финансирования террористической деятельности.

Ключевые слова: вербовка, идеология, контент, террористические организации, финансирование.

Annotation. The article describes the General theoretical basis of the methodology of recruitment of neophytes of terrorist organizations, shows the differences between active and passive recruitment.

The examples of financial expenses with active and passive recruitment are given.

The variety of sources of financing of terrorist activities is shown.

Examples of the use of the Internet for recruitment and financing of terrorist activities are presented.

Keywords: recruitment, ideology, the content, terrorist organization, funding.

Для вербовки людей террористические организации используют различные инструменты. В то время как одни методы вербовки связаны с относительно низкими расходами, другие требуют значительных первоначальных или регулярных инвестиций, участия группы людей или обслуживания некоторой инфраструктуры.

Методы и способы вербовки и связанные с этим издержки варьируются в зависимости от региона, а также социального и политического контекста. В Евразийском регионе вербовка часто осуществляется через религиозные организации, и большинство членов террористических организаций завербованы организованными вербовочными сетями, которым требуется финансовая поддержка.

В Европе вербовка часто происходит в режиме онлайн посредством контактов в соци-

альных сетях (причем вербовщиками выбираются наименее благополучные в социально-экономическом отношении городские районы), а также на специальных религиозных собраниях и в тюрьмах.

В Африке и некоторых частях ближневосточного региона вербовка чаще всего происходит в районах, где террористическая организация имеет полный контроль над территорией или иное существенное влияние.

Активная вербовка подразумевает прямой личный контакт между вербовщиком и лицом (лицами), которое (-ых) вербовщик стремится вовлечь в террористическую группу.

Вербовщики в таких организациях, как Эус-кади та Аскатасуна (ЭТА), действуют в конкретных географических районах или населенных пунктах, где они могут найти сочувствующих (Салливан, 2015). Некоторые террористи-

№ 3/2018

ческие организации вербуют не только боевиков и полевых командиров, имеющих боевой опыт, но и квалифицированных гражданских специалистов, включая инженеров, врачей, ИТ-специалистов и финансистов.

Активная вербовка не требует большого объема финансирования. Одному лицу, несущему исключительную ответственность за набор сотрудников в организацию, потребуется источник финансирования для покрытия своих расходов на проживание, и эта поддержка может быть получена из более крупной финансовой инфраструктуры. В некоторых случаях вербовщик финансируется для обучения богословию в зарубежных религиозных учреждениях.

Создание мест для встреч, разработка и распространение соответствующей литературы и других материалов и обеспечение основных условий для участия отдельных лиц в террористической организации (террористическая группа «Боко Харам» в Нигерии, например, вербует некоторых из своих членов из нижних Северных центральных Штатов страны, вдали от конфликтов на северо-востоке, которые они когда-то держали под контролем), изготовление поддельных документов, удостоверяющие личность, или покупка авиабилетов также могут потребовать финансирования. Эти расходы, как правило, минимальны и обычно покрываются вербовщиком. Вербовщик может также запрашивать пожертвования и сборы у последователей для покрытия этих расходов.

Пассивная вербовка происходит тогда, когда террористические организации вербуют людей косвенными средствами, такими, как обращение к группам людей через средства массовой информации и при помощи вербовочных материалов с целью их вовлечения в деятельность террористической организации.

В докладе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — ФАТФ) за 2017 г. о рисках финансирования терроризма отмечается использование социальных сетей в целях вербовки и пропаганды терроризма.

Интернет и социальные сети за последние пять лет стали наиболее широко используемыми инструментами для вербовки членов и сторонников террористических организаций и распространения их идеологии, или, другими словами, материалов для вербовки в Интернете (иногда называются «пропагандой»). Это касается вербовки иностранных боевиков-террористов, а также внутренней террористической деятельности, что позволяет террористам распрос-

транять свою идеологию без существенных затрат и выявлять единомышленников, которые готовы присоединиться к террористической организации или оказать ей финансовую или иную материальную поддержку.

Хотя средства онлайн-коммуникации в настоящее время представляют собой самый существенный инструмент для пассивной вербовки потенциальных террористов, в настоящее время используются и другие традиционные методы, такие, как печать листовок или ознакомительных материалов, трансляция конкретных программ и проведение общих собраний.

Пропаганда, как правило, существует в форме мультимедийных материалов, содержащих идеологическое или практическое обучение, разъяснения, идеологическую базу террористической деятельности, оправдывающую ее существование. Пропаганда через Интернет может также включать использование видеоматериалов о насильственных актах терроризма или видеоигр, разработанных террористическими организациями, которые имитируют акты терроризма и поощряют зрителя участвовать в ролевой игре, действуя в качестве виртуального террориста.

Инфраструктура и материалы для пассивной вербовки потенциальных террористов требуют определенных постоянных расходов, которые могут состоять как из запланированных затрат из регулярной финансовой поддержки, так и незапланированных. Например, для ведения цифрового журнала и обновления ИТ-групп может потребоваться постоянный поток финансирования.

Хотя доступ в социальные сети, их использование и создание сайтов могут быть бесплатными, некоторые террористические организации создают качественный контент, который зачастую требует привлечения специалистов и сложного оборудования. С учетом масштабов и разнообразия форм распространения этого контента вполне вероятно, что в распространении материалов участвует ряд блогеров (например, продажа рекламы и репосты) и модераторов.

Деятельность по вербовке в Интернете часто очень тесно связана с призывами о материальной поддержке и другой помощи террористам. Вербовщики и лица, распространяющие террористическую идеологию, очень часто используют одни и те же ресурсы не только для вербовки, но и для сбора пожертвований. Террористические организации распространяют свою пропаганду при помощи защищенных паролем веб-

№ 3/2018

сайтов и групп интернет-чатов с ограниченным доступом, а также используют эти каналы связи для обмена конфиденциальной информацией, такой, как банковские счета или истинная цель якобы благотворительных пожертвований.

Основными источниками финансирования вербовщиков террористов являются:

■ поддержка со стороны террористических организаций;

■ пожертвования и краудфандинг;

■ доходы от преступной деятельности.

В некоторых случаях террористические организации тратят значительные средства на вербовку новых членов и поддержку вербовщиков и вербовочных сетей. Эта поддержка может быть в виде регулярных или единовременных платежей на связанные с этим расходы или на личные нужды. Вербовщики или вербовочные сети, спонсируемые террористическими организациями, не участвуют непосредственно в террористической деятельности, сосредоточившись на распространении террористической идеологии, вербовке новых членов и содействии их деятельности.

В большинстве изученных случаев террористические организации спонсировали вербовочные сети, а не отдельных вербовщиков.

Еще одной формой поддержки является вознаграждение за привлечение новобранцев в виде фиксированных сумм за каждого неофита.

Исключением могут быть террористы-одиночки, которые также изучают материалы, распространяемые террористическими организациями, однако не вступают в них, финансируются самостоятельно и действуют самостоятельно.

Таким образом, для органов безопасности взаимодействие и сотрудничество с социальны-

ми сетями и интернет-провайдерами, хостинг-провайдерами для выявления контента, способствующего терроризму или содействующего вербовке, являются важными и обязательными направлениями деятельности.

Библиографический список

1. Иванова Е.В. Система противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации // https://interactive-plus.ru/ е-агМс^/522/ЛсШп522-469156.ра£ (Дата обращения: 12.08.2018)

2. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Роль организованной преступности в финансировании терроризма и экстремизма / Вестник рос. Академии естественных наук. 2018 // http://raen.info/ upload/000/vestnik/2016/4/53-57.pdf (Дата обращения: 12.08.2018)

3. Орлова ИЛ., Пацек М. Международно-правовые аспекты борьбы с международным терроризмом: проблемы правового регулирования / Политика и правовое государство // https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pra-vovye-aspekty-borby-s-mezhdunarodnym-terrorizmom-problemy-pravovogo-regulirovaniya (Дата обращения: 12.08.2018)

4. Преступник-джихадист: понимание современного финансирования терроризма-ЖЦПБ / ОБСЕ, Шори-Лэнг. С. 2016 // https://www. gcsp.ch/News-Knowledge/Publications/The-Criminal-Jihadist-Insights-into-Modern-Terrorist-Financing (Дата обращения: 12.08.2018)

№ 3/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.