Научная статья на тему 'Теория динамических напряжений, возникающих в верхней подвескеаэростатно-канатной системы'

Теория динамических напряжений, возникающих в верхней подвескеаэростатно-канатной системы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
88
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЭРОСТАТНО-КАНАТНАЯ СИСТЕМА / ЛЕСОТРАНСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / КОЛЕБАНИЯ КАНАТА / ДИНАМИЧЕСКИЕ НАПРЯЖЕНИЯ КАНАТА / CABLE BALLOON SYSTEM / TIMBER TRANSPORT OPERATIONS / FLUCTUATIONS OF A ROPE / DYNAMIC PRESSURE OF A ROPE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Абузов Александр Викторович, Казаков Николай Владимирович, Иванов Валерий Иванович

В статье описывается возможность использования системы аэростатно-канатный спуск на транспортных операциях в труднодоступных горных условиях. Отражена зависимость системы от ветровых воздействий. Исходя из этого, приводится методика расчета динамических напряжений, которые возникают в верхней подвеске системы, с учетом подвижности аэростата под действием ветра. Методика позволяет оценивать напряжение, возникающее в верхней и нижней точки подвески при изменении силы ветра, длины подвески, угла и скорости отклонения аэростата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Абузов Александр Викторович, Казаков Николай Владимирович, Иванов Валерий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of the dynamic pressure arising in the top suspension bracket balloon cable system

In clause the opportunity of use balloon cable system descent to transport operations in remote mountain conditions is described. Dependence of system on wind influences is reflected. Proceeding from this, the design procedure of dynamic pressure which arise in the top suspension bracket of system is resulted, in view of mobility of a balloon under action of a wind. The technique allows to estimate the pressure arising in the top and bottom points of a suspension bracket at change of force of a wind, lengths of a suspension bracket, a corner and speed deviation of a balloon.

Текст научной работы на тему «Теория динамических напряжений, возникающих в верхней подвескеаэростатно-канатной системы»

Теория динамических напряжений, возникающих в верхней подвеске

Аннотация: В статье описывается возможность использования системы аэростатно-канатный спуск на транспортных операциях в труднодоступных горных условиях. Отражена зависимость системы от ветровых воздействий. Исходя из этого, приводится методика расчета динамических напряжений, которые возникают в верхней подвеске системы, с учетом подвижности аэростата под действием ветра. Методика позволяет оценивать напряжение, возникающее в верхней и нижней точки подвески при изменении силы ветра, длины подвески, угла и скорости отклонения аэростата.

Ключевые слова: аэростатно-канатная система, лесотранспортные операции, колебания каната, динамические напряжения каната.

Лесозаготовительные операции в труднодоступных горных условиях требуют внедрения в процесс первичной транспортировки древесины технологий, обеспечивающих максимальный грузопоток древесины, но с минимальными трудозатратами на строительство подъездных путей [1-4].Одним из перспективных направлений, основанным на способе воздушной транспортировки древесины, является использование системы аэростатно-канатный спуск, которая способна выполнять переброску подтрелеванных к ней пачек заготовленной древесины на расстояние до 2-3 км [5, 6]. Основная схема аэростатно-канатного спуска представлена на рис. 1.

аэростатно-канатной системы.

А.В. Абузов1, Н.В. Казаков1, В.И. Иванов2

1 Тихоокеанский государственный университет 2Дальневосточный государственный университет путей сообщений

Рис. 1. - Аэростатно-канатный спуск для транспортировки древесины Однако, в условиях горной местности, где присутствуют нисходящие и восходящие потоки ветра, влияющие на подвижность аэростата, требуются дополнительные исследования по оценке динамических усилий, возникающие в месте крепления подвески аэростата с кареткой, закрепленной на направляющем несущем канате [7, 8].

Основная расчетная схема, отражающая движение аэростата под действием порыва ветра, представлена на рис. 2.

Рис. 2. - Основная расчетная схема

Зададим, что точка А - это положение аэростата без ветра, точка A¡ положение аэростата в произвольный момент времени t. Считаем, что в точке О верхняя подвеска закреплена неподвижно. Величину ветровой нагрузки PB и её направление считаем постоянной при t>0, тогда горизонтальная составляющая ветровой нагрузки PBX = PB cos в, вертикальная PBZ = PB sin в.

Поскольку аэростат движется по окружности радиуса Le (Le - длина верхней подвески), запишем уравнение движения в естественных координатах M = PB cos в cosa- (P + P sin в)sina (1)

T

Mar¡ = SB - (P + PB )cosa - PB cos в sin a (2)

где M = (ma + тпр) - суммарная масса аэростата с газом (та) и присоединенной массы воздуха(тпр)[9]; P - подъемная сила аэростата;а-

угол отклонения верхней подвески от вертикали; Pe - результирующая ветровой нагрузки; SВ - сила натяжения верхней подвески в точке А1; в-угол отклонения вектора ветровой нагрузки от горизонтальной оси х; an -ускорение нормальное, aT - ускорение тангенциальное.

Используя источник [10], выразим ускорения через угловую da

скорость о = —f, тогда:

an = о2 L (3)

г do

aT=L— (4)

dt

При этом уравнения (1-2) преобразуются к виду:

MLe — = PB cos в cos a - (P + PB sin p)sina (5)

dt

Mo2Le = SB - (P + PB sin в)cosa - PB cos в sin a (6)

Рассмотрим уравнение (5). При некотором значении a =aS правая часть равна нулю, что указывает на положение равновесия: PB cos в

tgas = —B-(7)

S P + PB sin в

Введем новую переменную у = (aS - a), тогда уравнение (5) примет вид:

MLe d = (P + Pb s^^osas (tg2as + 1)sin/ (8)

CÍÍ

Полученное уравнение описывает нелинейные колебания вокруг положения равновесия: й 2у

dt

2

= -с02 sin у (9)

где введено обозначение:

„2 = (P + PB sin в) cos a,(tgX +1) (10)

0 ML

в

Время движения аэростата до положения точки равновесия равно четверти периода и выражается через эллиптический интеграл: a

т = С K (sm(^)) (11)

где K (к) - полный эллиптический интеграл первого рода:

п/2 dv

K (к) = К ; • 2 (12)

о V1 - к sin2 x

Значение интеграла табулировано, однако, для практики (при as < п/2) достаточно следующего приближения (с учетом разложения функции K(k)): п a2

т= С1+ Г + ....) (13)

2с0 16

При г, <П можно ограничиться первым слагаемым с достаточной точностью.

Тогда для определения силы натяжения Se верхней подвески рассмотрим уравнение (6), преобразованное с учетом замены y = (aS - a)

со2Le = SB -(P + РВ sinP)cosas(tg2aS + 1)cosy (14)

При этом максимальное значение SB достигается при y=0:

Smx - (P + PB sin в) cos a, (tg2as +1) + Me2LB (15)

Первое слагаемое Se соответствует покою в состоянии равновесия (аэростат не движется). Для оценки второго слагаемого найдем решение уравнения (9), преобразуя его в уравнение 1-го порядка: de 2 .

со— = с0 sin у (16)

dY

Интегрируя уравнение с разделяющимися переменными, имеем:

с 2 2

— = (с2 cos y + c) (17)

где константу интегрированияС определяем из начальных условий (при t=0 о (t)=0):

0 = o02cosY + c (18)

Окончательно получаем:

о2 = 2o02(cosaS - cos/) (19)

Подставляя üO,ax = 2о02 cos as в отношение 2-го слагаемого SB кSB получим

отношение:

S B

— = 2cos aS (20)

BS

Для малых углов отклонения (a<0,1) можно провести более детальное аналитическое исследование. На практике это соответствует случаям малых

P

учесть затухание возникших колебаний подвески. Учитывая, что для малых

углов a можно положить sin a = a, cosa «1, из уравнения (5) имеем:

d2 a dt7

ветровых нагрузок, когда—- < 0,1. В этом случае при расчете 8В можно

MLe —г = PB cos в- (P + PB sin 0)a (21)

Найдем скорость движения аэростата относительно воздушной среды:

V0mH = (VBX -®Le ) (22)

где VBX - горизонтальная скорость ветра. Зная, что:

PB = CB (VBX ) ~ CBVBx - 2CBVBxaLB (23)

Тогда выражение (21) можно переписать в виде:

d2a ,2PB cos в da P + PB sin в PB cos В / ч —Г + (—--- )—т + (-B-- )a =—---(24)

dt2 MVBX dt ML ML K J

Полученное уравнение (24) является уравнением затухающих колебаний, которое можно записать в стандартном виде:

d a ^ da

+ 2Z— + Y2a = Fo (25)

dt2 л dt /0 0 где введены обозначения:

(P + PB sin в r r „

Y0 =J-B--частота «свободных» колебаний;

0 V ML

v PB cos в

X = —--постоянная затухания;

MVbx

F Pb cos в

F0 = —--постоянная сила.

0 ML

Решение (25) ищем как сумму общего решения однородного уравнения (F0 = 0) и частного решения неоднородного уравнения. Решение

однородного уравнения ищем в виде a = ept, подставляя которое в (25) при F0 = 0 получаем характеристическое уравнение:

V,2 =-X±VX7rVf (26)

Вид решения зависит от соотношения х и v0. Для малого затухания (х <v0) решение носит колебательный характер с затухающей амплитудой:

a = AeV1t + A2 eV2t

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(27)

В этом случае можем записать общее решение уравнения (25), как сумму общего решения однородного уравнения (27) и частного решения неоднородного уравнения, например а=а5, где а5 - угол отклонения,

da

соответствующий равновесному положению, когда,

a = Be X cos(vt + (0) + aS

dt

0:

(28)

где Б и (0- постоянные интегрирования, которые определены из начальных условий (а(0) = 0,^(0) = 0):

B cos (0 +aS = 0 - х cos (0 + V sin (0 = 0 Окончательно для общего решения получаем:

a(t) = aS(1 - e X(cosV + — sinV)

V

G) = al = aSe xv(+ 1)sinvt S v

(29) (30)

(31)

(32)

Для большого затухания (%>у0) движение апериодично и корни У12 действительные. Для отношения % и и0 имеем:

X

PB cos вLLB

V0 \М (P + Pb sin в)

(33)

X

lb cos ^в

RP

(34)

где R - радиус аэростата.

Таким образом, затухание колебаний происходит для случая: PB cos R

P

>

L

(35)

Для этого случая решение ищем в виде:

а = Ар-(х3 + Л2 e

где 3 = -Уо2 ; Л! и Л

константы интегрирования.

Частное решение уравнения (25) будет иметь вид:

К

о

где а5 соответствует установившемуся углу отклонения при Тогда общее решение уравнения (25) примет вид:

а = Ае

Используя

<Х+3У

+ Ае

-(х-зу , * о

К

+

2

V

начальные

условия,

для

А2 (а(0) = 0, ¿у(0) = 0) запишем:

К

0 = а + А2

1 2 V2

0 = -А(х + 8) - А2(х-8) Подставляя А] и Л^, имеем в итоге:

а = а

(X - 3)е

-(х-зу

(Х + 3)е

-(X-5)t

23

23

+1!

определения

(36)

(37)

(38)

А и

(39)

(40)

(41)

или

а = а

е~* (3) -3^ (3) 3

+1

(42)

Для получения зависимости силы натяжения 8в используем (41-42) ддяа(1):

^) = аз(X2 -32)е~х [ех - е-х ] 23

(43)

или

a

c(t) = ^0 (X -0>-XSB(O) (44)

2o

Итого окончательно из выражения (6) используя уравнения (43-44) можно найти SB:

SB = PB cos Pa + (P + PB sin в) + MLBC (45)

Заключение

Предложенная методика позволяет выполнять расчеты динамических напряжений, возникающих в канате верхней подвески аэростата с учетом:

1. Отклонения и колебания подвески в определенный период времени;

2. Изменения подъемной силы аэростата, а также силы и направления ветра;

3. Изменения длины каната верхней подвески.

Литература

1. Абузов А.В. Лесотранспортные системы: новые возможности и перспективы развития // Состояние лесов и актуальные проблемы лесоуправления: материалы Всерос. конф. с междунар. участием. Хабаровск: Изд-во ФБУ «ДальНИИЛХ», 2013. С. 101 - 104.

2. Абузов А.В. Основные технологические направления по освоению горных лесов Дальневосточного региона // Вестник ТОГУ. 2013. №3(30). С. 92-100.

3. Галактионов О.Н., Кузнецов А.В. Исследование взаимосвязи технологической проходимости лесозаготовительных машин с параметрами лесной среды // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 1) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1145.

4. Шегельман И.Р., Кузнецов А.В., Скрыпник В.И., Баклагин В.Н. Методика оптимизаций транспортно-технологического освоения лесосырьевой базы с минимизацией затрат на заготовку и вывозку древесины // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (часть 2) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1284.

5. Абузов А.В. Альтернативные транспортные системы, как направление рационального лесозаготовительного процесса // Актуальные проблемы

развития лесного комплекса: материалы международной научно-технической конференции. Вологда: ВоГТУ, 2012. С. 60 - 63.

6. Буткин В. Д. Аэростатно-канатные транспортные системы для открытых горных работ // Горный журнал, 1998. №6. С. 56 - 57.

7. Guimier, D.Y. and G. Vern, 1984. Well Burn Logging with heavy-lift airships. FERIC, Technical Report, TR-58, May: 115 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gregory L. Bearty, 1983. Pendulum Balloon Logging System: Dynamic Model. Oregon State University, November: 40 p.

9. Бойко Ю.С. Воздухоплавание: Привязное. Свободное. Управляемое. М: МГУП, 2001. 462 с.

10. Аппель П. Теоретическая механика. Статика. Динамика точки (том 1). М: Физмагиз, 1960. 515 с.

References

1. Abuzov A.V. Lesotransportnye sistemy: novye vozmozhnosti i per-spektivy razvitiya [Ecotransport systems: new possibilities and prospects of development]. Sostoyanie lesov i aktual'nye problemy lesoupravleniya: materialy Vseros. konf. s mezhdunar. uchastiem. Khabarovsk: Izd-vo FBU «Dal'NIILKh», 2013. pp. 101 -104.

2. Abuzov A.V. Vestnik TOGU. 2013. №3(30). pp. 92-100.

3. Galaktionov O.N., Kuznetsov A.V. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (chast' 1) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1145.

4. Shegel'man I.R., Kuznetsov A.V., Skrypnik V.I., Baklagin V.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №4 (chast' 2) URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1284.

5. Abuzov A.V. Al'ternativnye transportnye sistemy, kak napravlenie ratsional'nogo lesozagotovitel'nogo protsessa [Alternative transportation system, as the direction of rational logging process]. Aktual'nye problemy razvitiya lesnogo kompleksa: materialy mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii. Vologda: VoGTU, 2012. pp. 60 - 63.

6. Butkin V.D. Gornyy zhurnal, 1998. №6. pp. 56 - 57.

7. Guimier, D.Y. and G. Vern, 1984. Well Burn Logging with heavy-lift airships. FERIC, Technical Report, TR-58, May: 115 p.

8. Gregory L. Bearty, 1983. Pendulum Balloon Logging System: Dynamic Model. Oregon State University, November: 40 p.

9. Boyko Yu.S. Vozdukhoplavanie: Privyaznoe. Svobodnoe. Upravlyaemoe [Aeronautics: Tied. Free. Managed]. M: MGUP, 2001. 462 p.

10. Appel' P. Teoreticheskaya mekhanika. Statika. Dinamika tochki (tom 1) [Theoretical Mechanics. Statics. Dynamics of a point (Volume 1)]. M: Fizmagiz, 1960. 515 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.