Научная статья на тему 'Теория диалога методологическая основа создания стилизованного автопортрета'

Теория диалога методологическая основа создания стилизованного автопортрета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
410
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ЛИЧНОСТЬ / АВТОПОРТРЕТ / РИСУНОК / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РИСУНКА / АССОЦИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / DIALOGUE / PERSONALITY / SELF-PORTRAIT / DRAWING / DESIGN / EDUCATION / EXPRESSIVE MEANS OF DRAWING / ASSOCIATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорина Анна Юрьевна

В статье исследуются характеристики и возможности диалогического мышления, активизирующего все коммуникативные элементы дизайн-деятельности. Качества диалогического мышления выводятся в ходе анализа научных и философских концепций диалога. Рассматривается процесс формирования способности к диалогу в ходе выполнения задания по дисциплине «Рисунок».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зорина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGUE THEORY CREATION AS A METHODOLOGICAL BASIS OF STYLIZED SELF-PORTRAITS

The dialogical thinking features and possibilities that can accelerate all communicative elements of design activities are studied in the article. The dialogical thinking peculiarities are concluded in the course of the scientific and philosophic analysis of the dialogue concepts. The dialogue ability formation process during «Drawing» homework is examined.

Текст научной работы на тему «Теория диалога методологическая основа создания стилизованного автопортрета»

УДК 74

ЗОРИНА А. Ю.

Теория диалога — методологическая основа создания стилизованного автопортрета

В статье исследуются характеристики и возможности диалогического мышления, активизирующего все коммуникативные элементы дизайн-деятельности. Качества диалогического мышления выводятся в ходе анализа научных и философских концепций диалога. Рассматривается процесс формирования способности к диалогу в ходе выполнения задания по дисциплине «Рисунок».

Ключевые слова: диалог, личность, автопортрет, рисунок, дизайн-образование, выразительные средства рисунка, ассоциативное мышление.

ZORINA A. Y.

DIALOGUE THEORY — CREATION AS A METHODOLOGICAL BASIS OF STYLIZED SELF-PORTRAITS

The dialogical thinking features and possibilities that can accelerate all communicative elements of design activities are studied in the article. The dialogical thinking peculiarities are concluded in the course of the scientific and philosophic analysis of the dialogue concepts. The dialogue ability formation process during «Drawing» homework is examined.

Keywords: dialogue, personality, self-portrait, drawing, design, education, expressive means of drawing, associative thinking.

Зорина

Анна

Юрьевна

старший преподаватель кафедры культурологии и дизайна УрФУ

e-mail: [email protected]

Успешная работа специалиста по дизайну невозможна без постижения универсальных механизмов общения и взаимодействия людей, социальных институтов и человеческих сообществ. Такие знания необходимы для выполнения профессиональных задач, как в коммерческом, так и в социально-ориентированном дизайне.

В статье исследуются характеристики и возможности диалогического мышления, активизирующего все коммуникативные элементы дизайн-деятельности. Мы исходим из того, что в ряде случаев выполнение задания по отдельной художественной дисциплине может существенно повлиять на формирование способности к диалогу, особенно если в дальнейшем это задание поддерживается другими.

Современные поиски в сфере методологии педагогической деятельности связаны с антропологическим направлением и обращены к проблемам реализации личностно-ориентированного образования, в том числе в высшей школе. В педагогической литературе последнего десятилетия часто используются такие понятия, как развивающее обучение, диалог в обучении и воспитании, ученик — «субъект учебной деятельности», отражающие необходимость отойти от сообщающей, однонаправленной, монологичной модели образования. Это акту-

ально и для дизайн-образования. В процессе обучения дизайнера необходимо предложить методики, развивающие профессиональное мышление, что, в свою очередь, возможно за счет внутреннего диалога.

Само понятие «диалогичность» в последние десятилетия получает широкое распространение в педагогике, но не всегда произносится в связи с дизайн-образованием. Между тем с начала XX в. диалогичность становится мировоззренческим принципом осмысления окружающего мира в трудах российских и зарубежных философов. Диалог как метод познания рассматривал не только родоначальник теории диалога М. М. Бахтин (1895-1975), но и М. Бубер при исследовании мышления, И. Лакатос, изучавший законы логики. Сюда можно отнести и труды В. С. Библера, который приходит к выводу, что та или иная культура реализует себя только в контексте межкультурного диалога. Соответственно, реализация творческой личности происходит активнее в диалоге с другими людьми.

Обобщая эти идеи, можно констатировать, что образование и воспитание духовно развитой, ответственной личности также возможно только в диалоге. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком, личностном

контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить. А мыслить, по мнению В. С. Би-блера, «значит говорить с самим собой... значит внутренне (через репродуктивное воображение) слышать себя самого» [1, 20].

Высшая школа предъявляет к учебному процессу постоянно возрастающие требования. Анализ практики обучения художественным дисциплинам в высшей школе показывает, что в настоящее время при обучении рисунку, в т. ч. дизайнеров, иногда происходит увлечение формами обучения без их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных сторон процесса. Причем преподавание рисунка у дизайнеров реализуется в тесной взаимосвязи между рисованием «академическим» и «специальным». В последнем разделе, имеющем прикладное значение, имеется ряд проблем, которые еще предстоит решить:

• развитие у студентов ассоциативного мышления;

• поиск более совершенных и гибких методик, которые основаны на последних научных достижениях психологии, педагогики, эстетики и методики обучения изобразительному искусству;

• организация самостоятельной познавательной и творческой деятельности студентов-дизайнеров;

• развитие навыков взаимодействия с другими людьми;

• формирование умения презенти-ровать свою идею, концепцию, продукт.

Иными словами, цель художни-ка-педагога — научить будущего дизайнера через диалог с самим собой выражать идею, концепцию работы с применением законов композиции, лаконично выразить ее разнообразными техниками исполнения, учитывая при этом реакцию зрителей (потребителей).

Личный преподавательский опыт автора показывает, что на примере выполнения конкретного задания по рисунку (тема «Стилизованный автопортрет») можно решить эти сложные исследовательские и творческие задачи. Рассмотрим их специфику, отталкиваясь от характеристик диалога, выделяемых различными авторами.

1 Диалог как условие самопознания.

Развитие творческого мышления имеет большое значение для дизайнера. Такое мышление помогает переработке информации, обобщению на начальном этапе проектирования.

Задание «Стилизованный автопортрет» построено на графическом самовыражении. Графические проявления внутреннего мира мыслей, переживаний и отношений являются подтверждением способности выразить себя. Речь идет о способности выражать себя с помощью семантических образов, символов и знаков. В графических изображениях находит отражение глубинная потребность в самовыражении через опосредованный диалог с миром и с самим собой. Сложность двустороннего акта познания обусловлена его целью. Это «...проникновение. Активность познающего и активность открывающегося (диалогичность). Умение познать и умение выразить себя» [4, 3].

2 Диалог является уникальным видом общения, поскольку предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов.

К этой идее мировая философская и научная мысль шла очень долго. Диалогическая традиция более или менее ярко представлена во многих национальных культурах и в различных философских течениях. Но еще европейская традиция Нового времени, в первую очередь картезианская философия, стремилась свести представление о духовной деятельности к познанию, удаляя взаимопонимание за пределы исследования. Создание философских систем, устремленных к единству и единственности понятия, противоречило диалогическому мышлению. Однако идея антиномичности «чистого разума» в философии И. Канта и концепция истины как процесса взаимо-уничтожения противоположностей в философии Г. Гегеля в латентном виде содержат начатки диалогизма. Далее романтики йенского круга (братья Шлегели, Л. Тик, Ф. Новалис, Ф. Шеллинг, Ф. Шлейермахер и др.) формулируют идеи симфонической философии, слияния-совпадения философии и поэзии, поэзии и жизни, теория фрагментарного философствования и, наконец, теории понимания стали источником современных учений о диалоге.

В картине мира Нового времени человек отделен от познаваемого мира, а его внутреннее «Я» носит индивидуально-психологический, субъективный характер. В XX в. проблема диалога разработана М. М. Бахтиным. Диалог, по М. Бахтину — это, с одной стороны, слияние с другой стороной процесса взаимодействия, с другой, сохранение дистанции. Диалог понимается как взаимодействие, синтез,

и в этом смысле он бесконечно разнообразен.

3 Диалог предполагает не только равенство, но и высокую степень открытости и свободы субъектов, вступающих в него (М. М. Бахтин, М. Бубер и др.).

Это качество диалогического мышления способствует преодолению разрыва между дизайнером и социумом — притом в его конкретных, единичных воплощениях.

Не секрет, что дизайнерское сообщество, например, в России, порой тяготеет к герметичности, как бы противопоставляя себя в качестве творцов форм — другим, «обычным» людям. Поскольку диалог может происходит опосредованно, через качества создаваемых предметов, это профессиональное высокомерие оборачивается созданием «глухой» среды, не удобной для нахождения в ней.

Работа над автопортретом способствует пониманию себя в качестве субъекта культуры, создателя форм, язык которых может быть воспринят окружающими.

Согласно всем признакам, искусство является диалогической формой бытия. Взаимодействие автора и зрителя направляет и способствует осуществлению творческих поисков художника, оно не только условие для проявления таланта, но и условие его формирования. Особую роль в этом творческом процессе играет автопортрет. Если диалог (от греч. разговор, беседа) — это разговор двух или более лиц, процесс их общения и взаимодействия, то в автопортрете диалог приобретает совершенно особенное выражение.

Главная тема автопортрета — создание лица, образа художника, «образа художнического дара видеть и быть видимым, творить и со-тво-риться в мире» [5].

При этом зеркало, с помощью которого работает художник над автопортретом, лишь отчасти восполняет недостаток всестороннего видения себя извне, но не дает объективно узнать себя. Отсутствие подхода к самому себе извне предопределяет какого-то неопределенного возможного другого, вживаясь в которого, художник стремится обрести ценностную позицию по отношению к себе самому. В событие автопор-третного самосозерцания, как показал еще М. М. Бахтин, вмешан «второй участник», «фиктивный другой»: «художник занимает твердую позицию вне себя, находит авторитетного и принципиального автора, это автор — художник как таковой,

побеждающий художника-человека» [5]. Итак, изображая в автопортрете себя как Другого, автор формулирует и выражает в собственных чертах концепцию творческой личности, создает пластический проект судьбы и роли художника, мастера своей эпохи.

Позиция преподавателя, работающего со студентами специальности «Дизайн», состоит в том, чтобы помочь формированию способности к саморефлексии, умению распознавать собственную личность и профессиональные возможности. В отличие от создания художественного произведения, где основное внимание сосредоточено на художественной ценности рисунка, в стилизованном автопортрете акцент смещен с художественных особенностей сделанного изображения на индивидуальный выбор автором графических средств. Подобный выбор требует привлечения знаний, полученных в курсах «История искусств» и «Культурология», поскольку отсылка к тому или иному художественному стилю происходит на основании выделения общности ценностей, интонаций, эстетических предпочтений. Реализуя на практике идею параллелизма филогенеза и онтогенеза (каждый человек проходит в своем развитии все этапы становления духовной культуры человечества в целом), создатель стилизованного автопортрета выбирает ту эпоху или культуру, в которой находит черты, близкие к его характеру, мироощущению, творческим установкам. Решение задач на этом этапе совершается на основе укрепления мировоззренческих представлений о себе и мире, в котором предстоит работать. Поэтому студента-дизай-нера необходимо предварительно сориентировать на выбор им стиля, близкого ему не только как личности, но и как представителю профессионального цеха.

На этом же этапе может возникнуть ситуация, когда студенту необходимо подтвердить свое мнение

о себе или отстаивать выбранный стилевой подход. Поскольку речь идет не об абстрактных «индивидах», а людях, с которыми предстоит учиться несколько лет, ситуация позволяет преподавателю развить и отработать навыки коммуникации, подчеркнуть значимость аргументации в обосновании выбора, показать этическую составляющую процесса принятия индивидуального творческого решения.

В автопортретном творчестве дизайнер свободен от интересов заказчика и модели, а также от абсолют-

ного следования своим программам. Но важнее следующее. Изображая в автопортрете себя как Другого, художник все же изображает себя: вне этого условия автопортрета не существует. Конфликт, столкновение этих двух «взглядов» составляет важное существо автопортретного образа. Воплощенным в автопортрете художнической концепции творчества, представлении о миссии искусства в современном обществе, соположе-ны внутреннее ощущение собственного предназначения, предчувствие своего пути, творческой судьбы. Поэтому автопортретный образ никогда не несет той целостности и завершенности, которые даны в портретах.

Автопортрет позволяет автору балансировать на грани между видимым и невидимым, тайным и явным, мифом и действительностью. В зеркале автопортрета художник скрывает и одновременно открывает свою сущность. В «зазоре» между Я реальным и Я выдуманным раскрывается сущность творческой индивидуальности автора, сущности Художника и современной ему культуры в целом.

В автопортрете непосредственно выражается самосознание, дается оценка собственной личности, своих творческих принципов.

Как форма самопознания, создание автопортрета представляет собой сложную исследовательскую задачу. В автопортрете художественно-образными средствами передается рациональное и эмоциональное отношение дизайнера к миру и самому себе, выражается авторская оценка и самооценка. Исследования художественного жанра «Автопортрет» как способа познания личности можно найти в работах Л. О. Зингера, П. А. Флоренского, М. К. Ма-мардашвили и др. Самопознание в форме автопортрета ориентировано на объективацию самооценки, своего отношения к миру, другим людям, самоопределение в профессии. При создании автопортрета существует возможность последовательного перехода от самосознания к самоидентификации. Вдобавок автопортрет, как любой текст, нуждается в процедуре интерпретации, содержание которой определяется, с одной стороны, мерой опосредованности автопортрета авторским вымыслом, а с другой, тем, насколько интерпретатор освоил особенности художественно-образного языка.

Если «классический» портрет (и автопортрет как его разновидность) тяготеют к монологичности, то стилизованный автопортрет не возникнет без диалога между ав-

тором и моделью (частный случай — совпадение автора и модели в одном лице).

«Стилизованный автопортрет» построен на графическом самовыражении. Графические проявления внутреннего мира мыслей, переживаний и отношений являются подтверждением способности выразить себя. Речь идет о способности выражать себя с помощью семантических образов, символов и знаков. В графических изображениях находит отражение глубинная потребность в самовыражении через опосредованный диалог с миром.

Существуют два типа автопортрета: первый можно назвать «профессиональным», когда образ имеет очевидную социальную направленность, потому что является самопредстав-лением художника, напоминающим и превозносящим его деятельность; второй — более личностный, «физиогномический», когда художник представлен не столько в процессе творчества, сколько как человек, который сам себя разглядывает, словно в зеркале, и тогда образ стремится к большему психологизму и нередко имеет символические и моральные коннотации [6, 90].

Потребность в зашифровке, обобщении определенных черт, цитирование собственной личности, потребность в метафоре предполагает применение стилизации, использование знаковой культуры. Как указывает Ю. М. Лотман, чем проще форма, тем сложнее к ней прийти.

Итак, в стилизованном автопортрете, по сути, будущий дизайнер выполняет «программу-максимум» своих профессиональных задач, т. к. «современное понимание задач дизайна — стремление довести все созданные формы до высокой степени обобщения» (М. А. Смирнова). В стилизованном автопортрете наиболее полно проявляется диалог между будущим дизайнером как создателем и как моделью.

Исходя из этого, нами разработаны этапы-задания, которые повторяют темы основной программы (голова и фигура человека, натюрморт), но при этом на каждом этапе необходимо решить комплекс специальных задач.

На первом этапе студент решает ряд проблем, формирующих способность к саморефлексии, умение распознавать собственную личность и возможности. Ему необходимо, как минимум, найти внешние признаки, выделяющие его из ряда других людей. Предварительно он описывает свой внешний вид, по-

ходку, манеру говорить, одеваться, ищет характерные жесты. В дальнейшем это может способствовать росту профессионального самосознания, формированию «Я-концеп-ции» специалиста, стать основой формирования профессионального имиджа, важного для данной среды. Иначе говоря, шаги и приемы, использованные при выполнении задания по созданию стилизованного автопортрета, будучи повторенными в другом контексте, облегчают социализацию молодого дизайнера, помогают осмыслить свое место среди других специалистов (как партнеров, так и конкурентов), помогают выбору выразительных средств графического языка дизайнера.

Второй этап работы над стилизованным автопортретом связан с индивидуальным выбором автором графических средств. Одновременно с созданием портрета происходит самопознание, ведь визуальный образ более показателен, чем слово, возможности которого ограничены. (Так, в «Исповеди» Августина Блаженного есть примечательная фраза: «О чувстве моем больше, чем слова, говорили лоб, щеки, глаза»). Особую ценность для интерпретации представляет индивидуальное предпочтение автором изобразительного языка, выбор средств передачи качественных характеристик своей личности.

На третьем этапе перед студентами ставится типичная для дизайн-проектирования задача достичь максимального результата минимумом изобразительных средств. Здесь возникает необходимость стилизации, упрощения содержательных особенностей рисунка. Тактильно-кинестетический гештальт (А. Ю. Агафонов) воплощается в графическом изображении. Это происходит не только на основе эмоций или интуиции, но и тех аналитических выводов, которые были сделаны на предыдущих этапах, что приводит к закономерному выбору выразительных средств и стилизационных приемов. Спроецировав эти действия на другие проектные задачи, дизайнер в дальнейшем может лучше понять потребности конкретного заказчика, например, при разработке визитки, средств визуальной идентификации компании (фирменного стиля, товарного знака), проектировании индивидуального или имиджевого интерьера и т. д. Здесь может применяться метод деконструкции, упрощения, нарастающей декоративности и др.

Наконец, на последнем этапе необходимо умение организовать дея-

тельность по проектированию, включая этапы предпроектного анализа и презентации продукта. При представлении результата становится понятным и то, насколько важен этап презентации продукта (в частности, портрет, как всякое художественное произведение, требует реакции воспринимающего).

Успешное внедрение таких творческих заданий по рисунку тесно связано с:

• развитием способности к внутреннему и внешнему диалогу как форме социальных взаимосвязей субъекта в культуре;

• формированием творческой индивидуальности будущего специали-ста-дизайнера;

• снятием эмоциональной и поведенческой закрепощенности студента;

• формированием навыков самоанализа, самопонимания и самокритики.

Помимо сказанного, выполнение этих задач позволяет специалисту выработать в дальнейшем собственный проектно-творческий почерк, а также анализировать творческие и графические идеи других дизайнеров как творческих личностей.

Творческая личность, в нашем случае студент-дизайнер, как субъект диалога стремится не только познать собеседника (в нашем случае — заказчика, потребителя, адресата дизайна) и его точку зрения. Он использует диалог как для развития собственной личности, а с другой стороны — способствует расширению подобных представлений у своего, пусть даже заочного, собеседника. При этом мышление участника диалога представляет собой постоянный внутренний диалог со своими собственными представлениями. Этот процесс требует отстранения от собственной мысли, в процессе которого обнаруживается ее утопичность, либо, наоборот — уверенность в ее истинности.

Отметим, что предлагаемое задание и способ его выполнения не исчерпывают всего многообразия подходов, а демонстрируют лишь один из возможных вариантов применения теории диалога как методологической основы художественной практики и универсального механизма взаимодействия людей. При условии, что данные задания по дисциплине «Рисунок» будут созвучны с подобными упражнениями по другим дисциплинам, педагог сможет повлиять на способнеость к диалогу студентов-дизайнеров.

Список использованной литературы

1 Библер В. С. От научения — к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М., 1990.

2 Зорина А. Ю., Быстрова Т. Ю. Интегральная модель взаимодействия профессиональных компетенций в дизайн-образовании (на примере дисциплины «Рисунок») // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2011. № 4

3 Бахтин М. М. План доработки книги «Проблемы поэтики Достоевского». М., 1976.

4 Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.

5 Ляшко А. В. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре : сб. в честь 90-летия профессора М. И. Шахновича. СПб, 2001. URL: http: //anthropology.ru/ru/texts/ly ashko/misl8_33.html.

6 Васильева-Шляпина Г. Л. Авто-портретный жанр в мировом изобразительном искусстве.

7 Смирнова М. А. Композиционные основы и графическая стилизация в курсе рисунка. Екатеринбург, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.