Научная статья на тему 'Теоритические аспекты анализа состава и структуры показателей финансовой устойчивости предприятия'

Теоритические аспекты анализа состава и структуры показателей финансовой устойчивости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / АНАЛИЗ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулакова Л.И., Завьялова В.А.

В настоящей статье рассматривается эволюция теоретических подходов к анализу состава и структуры показателей финансовой устойчивости предприятия. Выделены виды финансовой устойчивости фирмы и структурированы показатели, применяемые при анализе финансовой устойчивости предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF ANALYSIS OF COMPOSITION AND STRUCTURE OF INDICATORS OF FINANCIAL SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE

This article discusses the evolution of theoretical approaches to the analysis of the composition and structure of indicators of financial stability of the enterprise. The types of financial stability of the company are distinguished and the indicators used in the analysis of the financial stability of the enterprise are structured.

Текст научной работы на тему «Теоритические аспекты анализа состава и структуры показателей финансовой устойчивости предприятия»

связывает внутренние способности Организации и ее внешнюю отраслевую среду. Однако успех рассматривается под новым углом зрения как результат привлекательности отрасли и конкурентной позиции Организации в ней.

Разнонаправленность рыночного и стратегического подходов является основанием считать их антиподами, полагать, что использование одного исключает применение другого. В таком противопоставлении нет необходимости.

В научной литературе высказывается мнение о потенциальной эффективности объединения подходов, так как они не только не конкурируют между собой, но и дополняют друг друга. Учет не только продукта, но и генерирующих его ресурсов позволяет менеджменту разработать реализуемую стратегию.

Длительные конкурентные преимущества и связанная с этим прибыль выше среднего уровня достигаются в результате внутрифирменной генерации уникальных ресурсов. В этом проявляется синергетический подход к управлению ресурсным потенциалом Организаций принтмедиаиндустрии.

С понятием «потенциал» напрямую связано понятие «стратегия» Организации. В каждый данный момент Организация имеет вполне определенный социально-экономический потенциал. В самом общем смысле его можно охарактеризовать как совокупность находящихся в распоряжении Органи-

зации «стратегических» ресурсов, имеющих определяющее значение для возможности и границ функционирования Организации в тех или иных условиях.

Таким образом, по мнению автора, стратегия развития Организации принтмедиаиндустрии состоит в инновационном управлении персоналом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Garina E.P., Kuznetsov V.P., Egorova A.O., Garin A.P., Yashin S.N./Formation of the system of business processes at machine building enterprises: European Research Studies Journal. 2016.T. 19.№ 2. С 55-63

2. Новая экономическая энциклопедия: 4-е изд.-М. :ИНФРА-М, 2011.-XII, 882 с.

3. Большая экономическая энциклопедиями Эксмо, 2007.-816с.

4. Там же, С.642

5. Там же С.690

6. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособие/ Г.Н. Степанова и др.-М.: МГУП, 2010. - 130 с.

7. Богомолова В.А., Никольская Э.В., Исаева О.Г. Оценка конкурентоспособности полиграфических предприятий.//Проблемы полиграфии и издательского дела.2002.№5

8. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. «Экономика», 1992, № 4

THEORETICAL ASPECTS OF ANALYSIS OF COMPOSITION AND STRUCTURE OF INDICATORS OF FINANCIAL SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE

Kulakova L.

Cand. econ. Sciences, Dean of the Faculty of Economics

Far Eastern branch All-Russian Academy of Foreign Trade Ministry of Economic Development ofRussia Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky Zavyalova V. Master of Far Eastern branch All-Russian Academy of Foreign Trade Ministry of Economic Development ofRussia Russia, Petropavlovsk-Kamchatsky Economics

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кулакова Л.И.

канд. экон. наук, декан экономического факультета

Дальневосточный филиал Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Россия, г. Петропавловск-камчатский Завьялова В.А. магистрант экономического факультета Дальневосточного филиала Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Россия, г. Петропавловск-камчатский

Abstract

This article discusses the evolution of theoretical approaches to the analysis of the composition and structure of indicators of financial stability of the enterprise. The types of financial stability of the company are distinguished and the indicators used in the analysis of the financial stability of the enterprise are structured.

Аннотация

В настоящей статье рассматривается эволюция теоретических подходов к анализу состава и структуры показателей финансовой устойчивости предприятия. Выделены виды финансовой устойчивости фирмы и структурированы показатели, применяемые при анализе финансовой устойчивости предприятия.

Keywords: financial stability, analysis, indicators

Ключевые слова: финансовая устойчивость, анализ, показатели

Составной частью анализа финансового состояния предприятия является анализ финансовой устойчивости. Долгосрочная платежеспособность предприятия определяет его финансовую устойчивость [4]. Особенности бухгалтерской отчетности, разные подходы к понятию «капитал», несогласия в интересах руководителей и внешних кредиторов, влияющих на трактовку показателей, определяют проблемы анализа финансовой устойчивости [5]. Также вопросы определения и анализа финансового положения предприятия рассматривались в трудах разных авторов, например, В.Г. Артёменко, В.И. Бариленко, А.Ф. Ионова, Н.А. Казакова, А.Д. Шеремет, А.Е. Негашев и др.

С точки зрения ученых В.И. Бариленко, В.В. Бердникова и Е.И. Бородиной, финансовая устойчивость представляет собой долгосрочную финансовую стабильность компании, которая заключается в полной кредитоспособности и высокой платежеспособности, а также в обеспеченности ресурсами и источниками финансирования [2].

Можно добавить, что финансовая устойчивость - это умение организации осуществлять свою деятельность и развиваться, сохраняя при этом баланс своих активов и пассивов в постоянно меняющейся внутренней и внешней сфере. Также это гарантия стабильной платежеспособности и инвестиционной привлекательности в пределах возможного уровня риска [7].

Понятие финансовой устойчивости также можно классифицировать:

• по степени ответственности;

Севостьянов А. В. описывает финансовую

устойчивость как финансовое положение, позволяющее предприятию выполнять свои обязательства перед сотрудниками, поставщиками, контрагентами, государством благодаря получению стабильного дохода от своей деятельности.

• по уровню развития;

По мнению Бурцева А. Л. пространственные и временные тенденции функционирования финансового механизма предприятия, вызванные стабильностью (нестабильностью) экономического развития представляют собой финансовую устойчивость.

• по обеспечению эффективности;

Зеткина О. В. понимает финансовую устойчивость предприятия как обеспечение рентабельной хозяйственной деятельности благодаря результативному использованию ресурсов и управлению организацией.

Чтобы оценить финансовую устойчивость предприятия используют систему абсолютных и относительных показателей. Относительными коэффициентами являются следующие.

1) Коэффициент независимости (автономии). Определяется как отношение величины собственного капитала и величины валюты баланса.

Коэффициент отражает уровень финансовой независимости предприятия от заёмных средств. Нормальным значением считается 0,5.

2) Коэффициент финансовой зависимости. Показатель принято считать на начало и на конец отчетного периода как отношение величины заёмного капитала к валюте баланса. Он характеризует долю долга в общей структуре капитала. Его можно также рассчитать, как разность между единицей и коэффициентом автономии. Значение данного показателя не должно превышать 0,5.

3) Коэффициент покрытия задолженности (финансирования) определяется на начало и на конец отчетного периода как отношение величины собственного капитала к заёмному капиталу.

Показатель представляет, насколько каждый рубль долга обеспечен собственными средствами. Оптимальным значением коэффициента считается 2, но на практике даже при меньшем значении показателя предприятие может быть финансово устойчивым.

4) Плечо финансового рычага (коэффициент финансового риска). Рассчитывается на начало и на конец периода как отношение величины заёмного капитала к собственному. Показатель характеризует, сколько заёмных средств приходится на 1 рубль собственных ресурсов. Чем выше значение коэффициента, тем больше обязательств у организации. Нормальной считается величина в пределах единицы.

Коэффициент финансового риска необходим для оценки долгосрочной платежеспособности и расчета эффекта финансового рычага при объяснении целесообразности привлечения заёмных источников финансирования.

5) Коэффициент манёвренности. Рассчитывается как отношение собственных оборотных средств к общей величине собственного капитала.

Коэффициент показывает, какая часть собственных активов находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Рекомендуемых нормативов к данному показателю нет.

6) Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами. Определяется на начало и конец отчетного периода как отношение величины собственных оборотных средств к величине запасов [5].

Определение степени обеспеченности запасов источниками формирования является основой методики расчета абсолютных показателей. Излишек (+) или недостаток (-) источников средств для формирования запасов является обобщающим показателем финансовой устойчивости.

Показатели, которые отображают разный уровень охвата запасов различными видами источников, применяются для описания источников формирования запасов.

1. Наличие собственных оборотных средств для образования запасов:

СОС = СК - ВА, (1)

где СК - собственный капитал; ВА - внеоборотные активы.

2. Наличие собственных и долгосрочных заёмных средств для формирования запасов (СД):

СД = СОС + ДФО, (2)

где ДФО - долгосрочные финансовые обязательства.

3. Наличие общих источников для формирования запасов (ОИ):

ОИ = СД + КЗ, (3)

где КЗ - кредиторская задолженность.

Анализ состава и структуры показателей

Каждому из источников соответствуют показатели обеспеченности запасов источниками их формирования:

• СОС = СОС - Запасы;

• СД = СД - Запасы;

• ОИ = ОИ - Запасы.

Таким образом, выделяется четыре вида финансовой устойчивости предприятия:

• абсолютная финансовая устойчивость. Она имеет место быть, если есть излишек собственных средств для формирования запасов;

• нормальная финансовая устойчивость. При условии, что имеется излишек собственных и долгосрочных заёмных источников для формирования запасов;

• неустойчивое финансовое состояние. При наличии излишка общих источников для формирования запасов;

• кризисное финансовое состояние. Когда имеется недостаток общих источников для формирования запасов [1].

Таким образом, были приведены и классифицированы основные понятия финансовой устойчивости, представлена группировка существующих абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости предприятия.

Более подробный анализ состава и структуры показателей финансовой устойчивости можно рассмотреть в таблице 1.

Таблица 1

финансовой устойчивости предприятия

Показатель Формула расчета Сущность оценки

Показатели рентабельности

Рентабельность продаж - показатель, показывающий долю прибыли в каждой заработанной денежной единице Рентабельность продаж = (операционная прибыль / объём продаж) Показатель является индикатором ценовой политики организации. Используется для оценки операционной эффективности предприятия.

Рентабельность активов - показатель эффективности деятельности организации, отображающий способность активов порождать прибыль. Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период Индикатор доходности и эффективности деятельности компании, освобожденный от влияния заёмных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли.

Рентабельность производства Отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции Показатель определяет, сколько прибыли предприятие имеет с каждой денежной единицы, затраченной на производство и реализацию продукции. Рентабельность произ-вод-ства может также рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Показатели эффективности использования оборотных активов предприятия

Коэффициент оборачиваемости (Авторы Жиделева В.В. и Каптейн Ю.Н.)

Продолжительность оборота

Отношение стоимости реализованной продукции к средней величине оборотных средств

Отношение количества дней в плановом периоде на коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент показывает объём продукции, приходящийся на 1 рубль оборотных средств. Чем большее число оборотов совершается за определенный период, тем эффективнее используются оборотные активы.

Благодаря ускорению оборачиваемости совершается условное высвобождение средств (относительная экономия), вложенных в оборотные активы организации. Чем меньше продолжительность оборота, тем меньше потребуется оборотных активов и наоборот._

Коэффициент загрузки оборотных средств

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К сос)

Отношение средней величины оборотных средств к величине реализованной продукции

(СОС-основные средства) / оборотные активы, где СОС=

Оборотные активы - Краткосрочные обязательства_

Обратный показатель коэффициенту оборачиваемости. Показывает, какая величина оборотных средств была вложена в производство для реализации единицы продукции.

Рассчитывается для определения влияния ускорения оборачиваемости на финансовую устойчивость предприятия.

Показатели оценки эффективности маркетинговой деятельности компании [3]

Оборот компании

Валовая прибыль

Маржинальность привлечения

клиентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маржинальность обслужива-

ния клиентов

Оборотом компании принято считать все полученные денежные средства от реализации услуг.

Валовая прибыль рассчитывается как оборот за вычетом прямых и косвенных затрат.

Отношение затрат на привлечение клиентов к сумме первичных продаж

Отношение затрат на обслуживание клиентов к сумме вторичных продаж

Показатель характеризует долю рынка предприятия. Менеджеры по продажам (первичные продажи) и аккаунт менеджеры (вторичные продажи) занимаются увеличением оборота компании.

Основной показатель бизнеса, отображающий общую эффективность всей деятельности компании. Также показывает размер валовой прибыли и насколько успешно ведется бизнес.

Показывает финансовую эффективность реализуемых мероприятий по привлечению клиентов и совокупность всех решений влияющих на привлечение клиентов. Постоянное увеличение эффективности обслуживания через поиск возможностей, моделей

и методов, рост компетенций и ресурсов. В затраты на привлечение клиентов входят расходы на зарплату менеджеров по продажам и менеджмента продаж, затраты на рекламу и PR.

Показывает финансовую эффективность проведенных работ по обслуживанию, совокупность всех реше-

Объем дебиторской задолженности в базе договоров Считаются все неполученные денежные средства от реализации услуг ний влияющих на удовлетворенность клиента компанией. Характеризует качество управления обязательствами клиентов

Показатели эффективности работы персонала [6]

Выработка Трудоёмкость Производительность труда Выработка определяется отношением объема произведенной продукции к затратам рабочего времени. Определяется отношением средней численности персонала на объем выпущенной продукции. Определяется отношением объема выполненных работ к среднему количеству персонала. Характеризует объем осуществленных работ в натуральном выражении (полученной продукции) в единицу времени. Позволяет оценить величину доли сотрудников, приходящихся на производство единицы продукции. Показывает долю полученной выручки на одного сотрудника.

Источник: составлено автором

Коэффициентный анализ стал актуальным в условиях отсутствия опыта в применении новых методик анализа финансового состояния компании. В отношении показателей финансовой устойчивости вопросов в начале применения было достаточно, когда в отношении ликвидности, оборачиваемости и рентабельности их практически не было [2].

Действительно, большинство коэффициентов финансовой устойчивости, по существу, характеризуют одно и то же - соотношение собственного и заёмного капитала. Тогда возникает вопрос, почему их такое количество.

К определению сущности финансовой устойчивости существует множество подходов. Однако есть характеристика, объединяющая все точки зрения - стабильность получения прибыли, формирования свободного денежного потока, наличия ресурсов, выплат по обязательствам.

В заключении можно подвести итог, что не существует единого подхода по анализу финансовой устойчивости для всех предприятий. Каждая организация имеет свою специфику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артемёнко В.Г., Анисимова Н.В. Экономический анализ: учебн. пособ. М.: КноРус, 2014. С. 181-219.

2. Бариленко В.И., Бердников В.В., Бородина Е.И. Экономический анализ: учеб. пособ. М: Эксмо, 2010. С. 352.

3. Вельмезева М. В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности компании с помощью системы ключевых бизнес-показателей // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 389-393.

4. Ионова А.Ф., Селезнева Н.Н. Анализ финансовой отчетности организации: учеб. пособ. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 129-156.

5. Казакова Н.А. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт, 2016. С. 218-220.

6. Фищенко К. С. Оценка эффективности работы персонала // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 68-70.

7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих ор-ганизаций.М.: ИНФРА-М, 2013. С. 134-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.