Научная статья на тему 'ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ'

ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
392
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ / EMOTIONS / EMOTIONAL STATES / DEVELOPMENT OF EMOTIONS / EMOTIONAL SPHERE / COGNITIVE APPROACH / PSYCHODYNAMIC APPROACH / PHYSIOLOGICAL APPROACH / BEHAVIOR MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мацибора О.А., Голикова В.Д.

В данной статье рассмотрены теории о развитии эмоциональных состояний. В самых первых концепциях эмоций выделяют противоположные взгляды на развитие эмоциональной сферы. В современной психологии эти концепции существуют как когнитивный, психодинамический (мотивационный) и физиологический подходы. Так же рассмотрена связь эмоциональной сферы с другими психическими процессами и деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORIES OF DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPERE

This article discusses theories about the development of emotional states. In the very first concepts of emotions, opposing views on the development of the emotional sphere are distinguished. In modern psychology, these concepts exist as cognitive, psychodynamic (motivational) and physiological approaches. The relationship of the emotional sphere with other mental processes and activities is also considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

УДК 159.942

Мацибора О.А. студент 3 курса

факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Голикова В.Д. студент 3 курса

факультет педагогики, психологии и коммуникативистики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Краснодар ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Аннотация: в данной статье рассмотрены теории о развитии эмоциональных состояний. В самых первых концепциях эмоций выделяют противоположные взгляды на развитие эмоциональной сферы. В современной психологии эти концепции существуют как когнитивный, психодинамический (мотивационный) и физиологический подходы. Так же рассмотрена связь эмоциональной сферы с другими психическими процессами и деятельностью.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, развитие эмоций, эмоциональная сфера, когнитивный подход, психодинамический подход, физиологический подход, мотивы поведения.

Golikova V.D. student

Faculty of pedagogy, psychology and communicative studies

"Kuban State University" Russia, Krasnodar Matsibora O.A. student

Faculty of pedagogy, psychology and communicative studies

"Kuban State University " Russia, Krasnodar THEORIES OF DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL SPERE

Abstract: this article discusses theories about the development of emotional states. In the very first concepts of emotions, opposing views on the development of the emotional sphere are distinguished. In modern psychology, these concepts exist as cognitive, psychodynamic (motivational) and physiological approaches. The relationship of the emotional sphere with other mental processes and activities is also considered.

Keywords: emotions, emotional states, development of emotions, emotional sphere, cognitive approach, psychodynamic approach, physiological approach, behavior motives.

Теории о развитии и функционировании эмоциональных состояний есть практически у каждой значимой в психологии и педагогике школе. Демокрит, Платон, Аристотель - уже в их философских воззрениях поднимается данная

тема. Уже в первых концепциях эмоций можно выделить несколько диаметрально противоположных взгляда на проблему развития эмоциональной сферы.

Демокрит и Эпикур считали, что развитие эмоций связанно с окружающим миром, а также что, эмоции и чувства определяют поведение человека. В то же время, в первых теориях эмоций есть противоположное мнение у Платона, который считал, что поведение и эмоции регулирует мышление, подчеркивая, что эмоциональное отношение к миру — это следствие оценки значимости происходящего. Также, в 3 в. До н.э. была выдвинута теория о физиологических детерминантах эмоций. Стоики выдвинули три стадии развития эмоций: 1) телесные изменения, работа внутренних органов; 2) нарушена деятельность человека и работа его мысли; 3) оценка эмоции.

Таким образом, в современной психологии эти концепции существуют как когнитивный, психодинамический (мотивационный) и физиологический подходы.

В когнитивных теориях эмоций рассматриваются вопросы о взаимосвязи эмоций и когнитивных процессов, место и роль когнитивной оценки ситуации в эмоциональном процессе. Представителями данной концепции являются Б. Спиноза, Н.Я. Грот, С. Шехтер, Е. Сингер, Р.С. Лазарус, Ж.П. Сартр, П.В. Симонов, Л.С. Рубинштейн.

Каким образом эмоции работают как мотивационный компонент динамических реакций человека рассматривается в динамической (мотивационной) теории эмоций. Представителями данной концепции выступают В. Вундт, З. Фрейд, Э. Клапаред, Л.И. Петражицкий, Н.Я. Грот, У. Мак-Дугалл, Р.У. Липпер, П. Экман, К. Изард, Э. Даффи, М. Арнолд, С.Л. Рубинштейн.

В физиологических теориях эмоций изучаются физиологические детерминанты эмоций, роль моторных, нейрогуморальных и центральных механизмов эмоций. Представители данной теории Ч. Дарвин, В. Вудвортс, Г. Шлосберг, У. Джемс, К. Ланге, И. Уэйнбаум, С. Томпкинс, Э. Гельгорн, К. Изард, Р. Заянц, К. Лэндис, П. Экман, У. Фризен, У. Кеннон, Ф. Бард, В. Гесс, Дж. Олдс, П. Милнер, Д. Дельгадо Хуншпергер, Дж. Пейпец, Р. Клювер Бюсси, Р. Мак-Лин, Э. Гельгорн, И.С. Беритов, П.В. Симонов, М.М. Хананашвили, К.Х. Прибрам, Д.М. Таккер, Т.А, Доброхотова, Н.Н. Брагина, В.Л. Делегин, Р. Дэвидсон, Н. Фокс, В. Геллер.

Н.Я. Грот один из первых кто начал изучать связь эмоций с психическими процессами. Он отмечал, что эмоции взаимодействуют со свободой воли человека.

Далее, многими учеными было отмечено, что эмоции имеют влияние на восприятие, память и воображение. Человек испытывающих положительные эмоции видит мир сквозь «розовые очки», напуганный человек концентрируется лишь на пугающем эго объекте. Также, глубина и сила эмоций могут влиять на запоминание и закрепление опыта в сознании.

А.Н. Леонтьев отмечал, что эмоции имеют связь с деятельностью и играют роль внутренних сигналов. Особенность эмоции состоит в том, что они отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельностью, т.е. эмоции способны регулировать деятельность.

Особую роль играют эмоции в формировании мотивов поведения. А.В. Запорожец, считал, что эмоции ориентируют субъекта в личностных смыслах, которые отражают предметы окружающего мира. Также он указывал на роль эмоций в реализации мотивов поведения. Несмотря на это, эмоции участвуют в формировании новых мотивов.

Использованные источники:

1. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. - Москва, Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.

2. Матвеева И.С. Психология эмоций. Теории эмоций/Практическая психология - М - 2006 г.

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]/ Е.П. Ильин.- СПб.:ВЛАДОС, 2001. - С. 92.

4. Изард, К. Эмоции человека [Текст]/ К. Изард.- М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 92.

5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. - 1989. - С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.