Теоретико-социологический анализ социального взаимодействия на примере интеракции преподавателя и студентов
Theoretical and sociological analysis of social interaction by the example of teacher-student
interaction
Захарова Анастасия Александровна.
старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова,
Россия, г. Абакан. e-mail: [email protected]
Zakharova Anastasia Alexandrovna.
senior lecturer, Khakas State University named after N.F. Katanov
Russia, Abakan. e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья раскрывает общетеоретические основы исследования социального взаимодействия. Как одно из значимых, представительных и интересных было рассмотрено взаимодействие между преподавателями и студентами вуза. Для выявления основных характеристик было рассмотрено несколько определений исследуемого феномена. Автор раскрывает некоторые социологические подходы, изучающие социальное взаимодействие, применительно к внутривузовской интеракции. Структурный функционализм Т. Парсонса раскрывает взаимодействие преподавателей и студентов с точки зрения объективизма и макросистем, теория социального обмена Дж. Хоманса - с точки зрения объективизма и микросоциологии, символический интеракционизм и драматургия - с позиций субъективизма и микросоциологии. П. Сорокин пытался выстроить интегральный подход и дал типологию социального взаимодействия, с помощью которой можно описать интеракцию преподавателей и студентов.
Annotation.
The article reveals the theoretical basis for the study of social interaction. As one of the most significant, representative and interesting, the interaction between teachers and students of the university was considered. To identify the main characteristics, several definitions of the investigated phenomenon were considered. The author reveals some sociological approaches that study social interaction, with reference to intra-university interaction. Structural functionalism of T. Parsons reveals the interaction of teachers and students in terms of objectivism and macrosystems, John Homans' theory of social exchange - from the point of view of objectivism and microsociology, symbolic interactionism and dramaturgy - from the standpoint of subjectivism and microsociology. P. Sorokin tried to build an integral approach and gave a typology of social interaction, through which one can describe the interaction of teachers and students.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, преподаватели и студенты, Т. Парсонс, П. Сорокин, теория социального обмена, символический интеракционализм, драматургическая социология.
Keywords: social interaction, teachers and students, T. Parsons, P. Sorokin, theory of social exchange, symbolic interactionism, dramaturgical sociology.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-011-00681А «Реформирование системы высшего образования как фактор генезиса фальсеоинтеракций: социологический анализ»
(Соглашение № 18-011-00681\18 от 02.02.2018)
Ежедневно мы сталкиваемся с бесконечным количеством и многообразием взаимодействий: будь то физическая связь тел или дистанционная коммуникация между различными социальными акторами. Это одновременно усложняет и упрощает исследование концепта «взаимодействие», так как, несмотря на некую тривиальность данного феномена, оно остается малоизученным. Особенно это касается взаимодействия социального.
Определения социального взаимодействия разнообразны, одни делают акцент на динамичности, цикличности и
влиянии субъектов друг на друга, другие на типологию феномена. В основе любого взаимодействия лежат социальные
действия акторов, при этом они являются взаимообусловленными и связанными друг с другом причинно-следственными
связями. Так, например, по мнению С. А. Радионовой, социальное взаимодействие - это «процесс непосредственного или
опосредованного воздействия социальных объектов друг на друга, в котором взаимодействующие стороны связаны
циклической причинной зависимостью» [1]. Социологический словарь определяет термин как «взаимодействие между
103
двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого» [2]. Ориентация на другого (определенного человека, группы) присуща именно социальным действиям и взаимодействиям, если ее нет, то такие процессы выпадают из границ социологии. Причем, действия должны быть осмыслены обоими акторами, иначе социальность такого взаимодействия сомнительна. На этих двух моментах акцентировал внимание еще М. Вебер, родоначальник теории социального действия.
В университетской среде ежедневно совершаются множество социальных взаимодействий, значительная часть которых закреплена институционально. В рамках социологии образования наиболее интересующими исследователей являются интеракции преподавателей и студентов как самых многочисленных и представительных общностей вуза. От того, как складывается процесс взаимодействия между перечисленными субъектами (акторами), зависит функционирование всего института высшего образования и реализация его главной цели - качественная подготовка высококвалифицированного специалиста.
Взаимодействие преподавателей и студентов как любое социальное взаимодействие можно рассматривать с позиций нескольких социологических теорий. Социальное действие, по Т. Парсонсу, является системой взаимодействия, включающей в себя множество действующих лиц, имеющих определенный статус и исполняющих определенные нормами роли. На взаимодействие преподавателя и студентов влияет несколько систем: культура (ценности и нормы, действующие в институте образования), физическая природа акторов и свойства окружающей среды, личностная система (ценности, интересы и установки личности, которые во многом сложились благодаря воспитанию и социализации) и социальная система (окружающая структура статусов и ролей и лица, которые их занимают и исполняют). То есть студенты и преподаватели ограничены в выборе своих действий, их ограничивают эти четыре системы.
Парсонс указывал на то, что все человеческие системы взаимодействия стремятся к порядку, так и интеракция внутри вуза упорядочена определенными нормами и ценностями. Преподаватель может рассматриваться как социализирующий агент, а учащиеся пытаются идентифицироваться с ним или с оппозиционной стороной (другими студентами) через взаимные роли-ожидания. Педагоги ориентируют студентов на достижения, помогают адаптироваться к взрослой жизни, ориентируют на достижение целей, на воспроизводство определенных образцов поведения, отсеивает «плохих» студентов. Ученый анализировал акты взаимодействия между субъектами с точки зрения влияния общества и разнообразных общественных структур и с точки зрения пользы, которую они (акты и акторы) привносят в общественный порядок.
Русско-американский социолог Питирим Сорокин уделил особое внимание признакам и типам социального взаимодействия. Так, интеракция преподавателей и студентов может быть рассмотрена как взаимодействие между одним индивидом и группой индивидов. Что касается качественных характеристик, то такое взаимодействие является двусторонним (даже на классической лекции студенты вербально или невербально реагируют на слова преподавателя), может быть довольно длительным и временным (в рамках одной короткой дисциплины), шаблонным и нешаблонным (современные условия побуждают педагогов прибегать к нестандартным методам обучения), преимущественно солидарным.
Интеракция является предметом изучения и микросоциологических теорий, таких как теория обмена и символический интеракционизм.
Теория социального обмена Дж. Хоманса раскрывает взаимодействие с позиций социального бихевиоризма и взаимно приобретенной выгоды. Рациональность субъекта состоит в стремлении уравновесить вознаграждения и затраты от взаимодействия. Одно из важнейших вознаграждений, с точки зрения автора теории, является одобрение. Так, преподаватели стараются максимально эффективно и минимально энергозатратно передать студентам необходимый материал для получения заработной платы и одобрения самих студентов и вышестоящего начальства. Студенты в свою очередь готовятся к практическим занятиям, итоговому и промежуточному контролю с необходимыми затратами для
получения определенного одобрения в виде оценки или даже простой похвалы. Каждый студент сам планирует для себя определенное желаемое вознаграждение и, исходя из предыдущего опыта взаимодействия с этим или другим преподавателем, определенные временные и физические затраты (посещение занятий, усвоение материала, разного рода подготовка к занятиям и экзаменам и т.д.). Каждая новая встреча субъектов вносит коррективы в их поведение, в основе которых лежит удовлетворение / неудовольствие от предыдущих встреч. Тенденцию к регулярности имеет только взаимно вознаграждаемое взаимодействие, которое перерастает во взаимоотношения на основе взаимных ожиданий [3].
Символический интеракционизм, который имеет общие корни с теорией социального обмена, основывается на взаимной интерпретации символов, которыми обмениваются акторы во взаимодействии. Символами выступают действия, слова, жесты, внешний вид акторов и т.д. Каждый выстраивает свои действия, основываясь на собственной интерпретации действий другого / других субъектов, участвующих в интеракции, и «обобщенного другого» в виде культурных норм и образцов поведения. Обучающиеся пытаются понять позицию преподавателя по отношению к себе, к дисциплине. Педагоги демонстрируют символы, которые помогут студентам осознать необходимые требования для получения той или иной оценки. Однако не все правильно их интерпретируют, что вызывает конфликты и неудовлетворение от такого взаимодействия.
Одно из ответвлений символического интеракционизма - драматургическая социология И. Гофмана - видит социльное взаимодействие как театральное представление, когда для достижения своих собственных целей люди организуют сцену взаимодействия таким образом, чтобы была возможность исполнения своей роли, причем таким образом, каким они ее сами видят [4]. Преподаватель пытается сформировать впечатление о себе через ответные реакции студентов, и наоборот. Участники образовательного процесса, базируясь на идеализированные представления о собственных социальных ролях и ролях других субъектов, выстраивают свое поведение. Однако определение ситуации происходит непосредственно в процессе образовательной коммуникации - преподаватель и студенты «договариваются» об общих правилах взаимодействия. Действия субъектов образовательного процесса демонстративны по своей сути. Например, преподаватель стремится создать образ эрудированного профессионала, который способен заинтересовать всю аудиторию и передать необходимые знания.
Проводя собственное исследование интеракции между преподавателями и студентами (равно как и других субъектов), необходимо определиться с теорией, которая ляжет в его основу. Рассмотрение взаимодействия с позиций структурного функционализма сделает упор на макросоциальные факторы и функциональную пользу такой интеракции, теория обмена позволит изучить объективную схему и механизм их взаимодействия, символический интеракционизм акцентирует внимание на смыслах, которые участники образовательного процесса вносят в свои действия. Правильный и закономерный выбор помогает связать все части исследования в логически последовательную систему методологических, методических, аналитических процедур.
Список используемой литературы:
1. Радионова С. А. Социальное взаимодействие // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2003.
2. Социальное взаимодействие // Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. 2003-2004.
3. Каширина М. В. Фальсеоинтеракции в системе высшего профессионального образования: социологический анализ: дис. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2015. С. 29.
4. Захарова А. А. Взаимодействие преподавателя и студентов сквозь призму драматургической социологии // Синергия наук. - 2018. - № 25. - С. 468-469.