Теоретико-социологический анализ социального процесса депрофессионализации Theoretical and sociological analysis of the social process of deprofessionalization
Ходыкин А.В.
Магистрант, Социологический факультет, Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара e-mail: avhod@yandex. ru
Khodykin A.
Master student, Sociological faculty, Samara national research University named after academician S. P. Korolev, Russia, Samara e-mail: avhod@yyandex. ru
Научный руководитель Авдошина Н.В.
к.с.н., доцент Кафедра социологии и культурологии, Социологический факультет, Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королёва, РФ, г. Самара e-mail: [email protected]
Scientific adviser Avdoshina N.,
Candidate of Sociological Sciences, docent Department of sociology and cultural studies, Sociological faculty, Samara national research University named after academician S. P. Korolev, Russia, Samara e-mail: [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена теоретико-социологическому анализу депрофессионализации как социального процесса. Процесс депрофессионализации в широком смысле определён автором как социальный процесс, характеризующийся наличием хотя бы одного из следующих признаков: разрушения профессиональной идентичности специалистов; изменения профессиональной структуры общества, вследствие которого происходит понижение средневзвешенного уровня квалификации занятого населения; утраты сферами деятельности способности или необходимости обеспечивать обретение или применение профессионализма; снижения уровня общественной значимости института профессии и связанных с трудовой деятельностью ценностей. Процесс депрофессионализации классифицирован автором на два вида: индивидуально-групповой и институциональный, в рамках которых выделен комплекс направлений депрофессионализации. К индивидуально-групповой депрофессионализации отнесены такие её направления, как депрофессионализация специалистов и профессиональных групп и депрофессионализация будущих специалистов. К институциональной депрофессионализации отнесена депрофессионализация профессиональной деятельности и связанных с ней социальных институтов профессионального образования и рынка труда. Каждому из обозначенных направлений депрофессионализации дана подробная характеристика. В заключительной части работы автором дана характеристика социальным факторам депрофессионализации.
Annotation.
The article is devoted to the theoretical and sociological analysis of deprofessionalization as a social process. The process of deprofessionalization in a broad sense is defined by the author as a social process characterized by the presence of at least one of the following features: the destruction of the professional identity of specialists; changes in the professional structure of society, as a result of which there is a decrease in the weighted average skill level of the employed population; the loss of the ability or the need to ensure the acquisition or use of professionalism; lowering the level of social significance of the Institute of profession and labour-
related values. The process of deprofessionalization is classified by the author into two types: individual-group and institutional, within which a set of areas of deprofessionalization is singled out. The individual-group deprofessionalization includes such areas as deprofessionalization of specialists and professional groups and deprofessionalization of future specialists. The institutional deprofessionalization refers to the deprofessionalization of professional activities and related social institutions of vocational education and the labor market. All these areas deprofessionalization detailed characteristics. In the final part of the work the author describes the social factors of deprofessionalization.
Ключевые слова: депрофессионализация, социальный процесс, теоретико-социологический анализ, социология профессий, направления, факторы, классификация, виды.
Key words: deprofessionalization, social process, theoretical and sociological analysis, sociology of professions, directions, factors, classification, types.
Введение. Начиная с середины XX века, социологические исследования депрофессионализации приобретают большую значимость в корпусе работ по социологии профессий. Особую актуализацию проблема депрофессионализации приобретает в условиях трансформации современного общества и его социально-профессиональной структуры.
Анализ работ предшественников. На сегодняшний день в социологии имеется комплекс работ, исследующих различные аспекты процесса депрофессионализации: снижение престижности профессий, деструкции института профессии, утрату специалистами их профессиональной квалификации и мастерства, деструктивные изменения в профессиональной этике [1, 2, 3, 4]. В отечественной социологии наиболее полный анализ депрофессионализации, на наш взгляд, представлен в работах Н.А. Мартьяновой и М.В. Рубцовой [5, 6, 7]. Исследованию российских особенностей депрофессионализации трудовых ресурсов посвящена работа А.В. Растегаевой [8]. Однако, несмотря на достаточное количество исследований депрофессионализации, в современной социологической науке неудовлетворённым остаётся запрос на комплексный теоретический анализ депрофессионализации как социального процесса. Данная работа является попыткой проведения такого анализа.
Теоретические основы исследования. Хотя в большинстве научных источников депрофессионализация исследуется в узком смысле: например, как отчуждение специалистов и профессиональных групп от профессиональной идентичности или утрата значимости для молодёжи профессии как сферы самореализации, с нашей точки зрения, депрофессионализация имеет более широкое значение. Большинство толковых словарей определяют депрофессионализацию как «утрату профессионализма» [9, 10]. Если рассматривать профессионализм, как характеристику профессионала, то очевидно, что эта характеристика не просто имеется, но приобретается и впоследствии применяется в профессиональной деятельности. Поэтому утрата сферами деятельности способности или необходимости обеспечивать его приобретение (в случае сферы образования) или применение фактически означает отчуждение этих сфер от профессионализма в контексте его формирования или применения в профессиональной деятельности. Следовательно, к депрофессионализации можно отнести не только утрату индивидом или группой профессионализма, но и утрату сферами деятельности способности или необходимости обеспечивать его обретение или применение. Процессуальный характер депрофессионализации логически вытекает из её значения: депрофессионализация предполагает изменение социальной системы (или социальных систем) - следовательно, депрофессионализация - это социальный процесс.
Результаты исследования. На основе обозначенных выше положений можно дать следующее определение депрофессионализации: депрофессионализация - это социальный процесс, характеризующийся наличием хотя бы одного из следующих признаков:
1) разрушение профессиональной идентичности специалистов;
2) изменение профессиональной структуры общества, вследствие которого происходит понижение средневзвешенного уровня квалификации занятого населения;
3) утрата сферами деятельности способности или необходимости обеспечивать обретение или применение профессионализма;
4) снижение уровня общественной значимости института профессии и связанных с трудовой деятельностью ценностей.
Классификация направлений депрофессионализации. Депрофессионализация является сложным социальным процессом, содержащим комплекс направлений, которые можно классифицировать по её объекту на индивидуально -групповую и институциональную депрофессионализацию. К индивидуально-групповой депрофессионализации относятся такие её направления, как депрофессионализация специалистов и профессиональных групп и депрофессионализация будущих специалистов. Институциональная депрофессионализация включает в себя депрофессионализацию сфер деятельности, относящихся к социальным институтам. К институциональной депрофессионализации можно отнести депрофессионализацию профессиональной деятельности и связанных с ней социальных институтов: профессионального образования и рынка труда. Подробно охарактеризуем каждое из обозначенных направлений процесса депрофессионализации, приведём её последствия и научные работы, посвящённые исследованию тех или иных аспектов характеризуемого направления депрофессионализации.
Депрофессионализация специалистов и профессиональных групп может быть охарактеризована как процесс их отчуждения от профессиональной деятельности и/или от профессиональной идентичности. Отчуждение от профессиональной деятельности проявляется в акте ухода из профессии. Проблема ухода из профессии достаточно широко представлена в научных работах [11, 12]. Последствия смены профессиональной деятельности наглядно иллюстрируются данными Росстата, согласно которым 55% опрошенных россиян работают не по специальности [13]. Отчуждение от профессиональной идентичности, конструируемой институциональными характеристиками профессии, в личностном смысле означает утрату специалистом ощущения себя как профессионала, в институциональном смысле - утрату принадлежности к профессии: профессиональной квалификации, ценностей, этики, традиций и сообщества. Оба этих смысла отчуждения от профессиональной идентичности находят отражение в научных публикациях [6, 14]. Депрофессионализация профессиональных групп проявляется в снижении уровня профессионального мастерства среди их представителей. Исследование профессиональных групп нашло отражение в работах классиков социологии. Большое значение профессиональным группам как институту интеграции разобщённых вследствие разделения труда профессионалов придавал Э. Дюркгейм [15]. Подробное исследование и классификация профессиональных сообществ проведены Р. Мертоном [16]. Последствиями депрофессионализации специалистов и профессиональных групп являются: утрата профессионального мастерства и социального статуса, неэффективное использование времени и средств, потраченных на получение профессионального образования, неэффективное использование трудового потенциала профессионалов и т.д.
Депрофессионализация будущих специалистов проявляется в снижении значимости для них ценностей профессионализма на этапах выбора и получения профессии. Основной причиной депрофессионализации будущих специалистов можно считать снижение значимости связанных с трудовой деятельностью ценностей в обществе, что приводит к формированию социальных условий для выхода на рынок труда специалистов, профессиональная деятельность которых не только идёт вразрез с социальной миссией их профессии, но и приводит к производству ими некачественного продукта их профессиональной деятельности. Изучение депрофессионализации будущих специалистов наиболее широко представлено исследованиями депрофессионализации молодёжи [17, 18, 19]. Особое внимание следует обратить на снижение значимости для молодых людей профессиональной деятельности как сферы самореализации [20].
Депрофессионализация профессионального образования представляет собой процесс изменения ключевой направленности профессионального образования с передачи профессиональных знаний, умений и навыков на формирование метапрофессиональных компетенций и передачу общеобразовательных знаний, что характерно по большей части для высшего образования. Данная тенденция находит отражение в переходе к компетентностному подходу к образованию. В характерных для современной России условиях нацеленности большей части выпускников
общеобразовательных учреждений на получение высшего образования, высокой профессиональной мобильности и низкой степени детерминированности профессиональной деятельности полученной специальностью, бакалавриат зачастую превращается в продолжение школьного образования: основной целью обучения становится повышение уровня социализации и формирование ключевых компетентностей, которые становятся базой для последующего специализированного профессионального обучения и переобучения [21, 22]. Следует отметить, что, в отличие от охарактеризованных выше направлений индивидуально-групповой депрофессионализации, депрофессионализация профессионального образования является не негативным социальным процессом, а закономерным ответом на вызовы, поставленные перед системой образования трансформацией профессиональной структуры современного общества и карьерных траекторий специалистов. Исследованию процесса депрофессионализации профессионального образования в современной науке уделяется недостаточное внимание. Наиболее примечательной работой, посвящённой данной тематике, можно назвать статью О.Ю. Андреевой и А.Н. Кабацкого [23].
Депрофессионализация рынка труда отражает снижение спроса на рынке труда на специалистов. Происходит это по двум противоположным причинам: первая - из-за снижения необходимости в них по причине повышения производительности труда, вызванного научно-техническим прогрессом; вторая - из-за проблем в развитии рынка труда, на котором закрепляется преобладание вакансий, требующих низкоквалифицированного труда. Первая причина характерна для наиболее технически развитых стран, где достижения научно-технического прогресса обусловили снижение не только уровня занятости специалистов, но и уровня занятости населения в целом, а также сокращение рабочего времени [24]. В таком случае, депрофессионализация рынка труда при грамотной корректировке трудовой политики не приводит к серьёзным социально-экономическим проблемам, чего нельзя сказать о депрофессионализации рынка труда, вызванной второй причиной. Вторая причина, характерная для депрофессионализации российского рынка труда, приводит к формированию нехватки вакансий, требующих высококвалифицированного труда, и избытка низкоквалифицированных вакансий, что приводит к снижению темпов развития экономики, неэффективности использования трудового капитала и повышению напряжённости и дисбаланса на рынке труда. Так, на российском рынке труда коэффициент вакансий (соотношение численности безработных и численности вакансий соответствующего профиля в каждой профессиональной группе) высококвалифицированных рабочих мест в разы превышает данный коэффициент на низкоквалифицированных рабочих местах, а наибольшую часть вакансий составляют вакансии рабочих и низкоквалифицированного персонала сферы обслуживания, в то время как высококвалифицированные специалисты требуются значительно реже [3]. Это можно объяснить недостаточными темпами модернизации рынка труда при сформированной избыточной ориентации населения на получение высшего образования. Кроме того, следует отметить широкое распространение на российском рынке труда процесса, названного А.Н. Дёминым «депрофессионализацией занятости», характеризуемого повышением значимости для работников наличия занятости как таковой (т.е. наличия работы) при снижении значимости профессиональной занятости [25]. Такая депрофессионализация занятости, с нашей точки зрения, является, главным образом, ответом на депрофессионализацию российского рынка труда, когда многие люди, будучи не в силах найти достойную работу по специальности, пытаются найти хоть какую-нибудь работу, способную обеспечить их финансово.
Депрофессионализация профессиональной деятельности - это процесс её преобразования в непрофессиональную деятельность с утратой монополии профессионалов на занятие данной деятельностью. Депрофессионализация профессиональной деятельности является следствием научно-технического прогресса, расширяющего и упрощающего доступ к некоторым видам деятельности. Последствия такой депрофессионализации различны у разных видов деятельности: если депрофессионализация деятельности фотографа или журналиста (их деятельностью всё больше занимаются блоггеры), хоть и сопряжена с проникновением в профессию дилетантов, производящих продукт более низкого качества, но всё же не приводит к фатальным последствиям и даже способствует
развитию плюрализма мнений в обществе, то депрофессионализация деятельности, к примеру, врача, заменяемой самолечением на основе советов, получаемых на различных ресурсах Интернета, имеет гораздо более печальные последствия. Исследованию проблемы депрофессионализации различных видов профессиональной деятельности посвящены многие научные работы [26, 27].
Завершая анализ направлений процесса депрофессионализации, стоит отметить, что индивидуально -групповая депрофессионализация является гораздо более популярным предметом исследований, чем институциональная.
Факторы депрофессионализации. В заключительной части работы кратко охарактеризуем ключевые социальные факторы депрофессионализации, к которым можно отнести социально-экономический, профессионально-структурный факторы и фактор профессионального самоопределения.
Социально-экономический фактор предполагает влияние на депрофессионализацию специалистов социально-экономических условий общества. К данному фактору относятся текущие социально-экономические проблемы общества: кризисы; нехватка финансирования сфер деятельности, страдающих от депрофессионализации специалистов; низкие темпы модернизации экономики; понижение дохода и социального статуса специалистов и т.д. Проблема ухода молодёжи из профессий, которые не могут обеспечить достойного уровня жизни молодым специалистам, затрагивается в исследовании Н.Л. Смакотиной [28].
Профессионально-структурный фактор характеризуется влиянием на депрофессионализацию специалистов трансформации социально-профессиональной структуры общества. Для информационного общества характерны такие явления, как быстрое устаревание профессий, частое формирование карьерных траекторий, связанных с одновременным совмещением неполной занятости по разным видам профессиональной деятельности, снижение уровня занятости [24]. К тому же характерное для информационного общества требование от профессионалов умения работы с большими объёмами информации приводит к расширению спектра профессиональной компетентности специалиста в ущерб глубине его профессиональных знаний. Все перечисленные процессы, связанные с трансформацией общества, в той или иной степени влияют на процесс депрофессионализации.
Фактор профессионального самоопределения показывает влияние неудачного профессионального самоопределения на последующую депрофессионализацию специалистов: распространённость неудачного профессионального самоопределения молодёжи приводит к распространённости ошибок в выборе профессии, которая оказывается неподходящей для получивших её специалистов, зачастую вынужденных в последствии менять профессию.
Заключение. Подводя итог данной работы, следует подчеркнуть значимость понимания процесса депрофессионализации в широком смысле и необходимость дальнейших исследований его факторов и направлений, особенно направлений институциональной депрофессионализации, которые на сегодняшний день исследованы недостаточно.
Список используемой литературы:
1. Мартьянова Н.А. Институциональная динамика профессии в эпоху мобильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - № 9 (35). - 2013. С.103-106.
2. Пинк Д. Нация свободных агентов. Как новые независимые работники меняют жизнь Америки. - М.: Издательский дом «Секрет фирмы», 2005. 328 с.
3. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда: проблемы взаимодействия // Социологические исследования. - № 5. - 2011. С.82-90.
4. Rodriguez-Sedano A., Rumayor M., Paris A.C. The formation of the professional ethos as a factor of integration through the virtues // 3rd World Conference on Educational Sciences. - 2011. Т. 15.
5. Мартьянова Н.А., Рубцова М.В. Управляемость профессии как социального института: от депрофессионализации к реконструкции профессий // Studia Humanitatis. - №2. - 2015. С. 20.
6. Мартьянова Н.А., Рубцова М.В. Депрофессионализация: теоретико-социологический анализ понятия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - № 12 (62). - 2015. С. 141-143.
7. Мартьянова Н.А. Трансформация профессиональной этики в эпоху постмодерна // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - № 10 (36). - 2013. С. 112-115.
8. Растегаева А.В. Депрофессионализация трудовых ресурсов в современной России // Вестник Поволжского института управления. - №3. - 2017. С. 88-94.
9. Большой толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://www.вокабула.рф/словари/бтс/ (Дата обращения: 18.04.2018).
10. Энциклопедический словарь, 2009. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/es/108152 (Дата обращения: 18.04.2018).
11. Дудина О.М., Ратникова М.А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социологические исследования. - №11. - 1997. С. 48-54.
12. Филинкова Е.Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы // Психологическая наука и образование. - №2. - 2012. С. 21-37.
13. Результаты обследования самочувствия россиян на рынке труда в интервью Российской газете замглавы Росстата Константина Лайкама. [Текст]. Электронный ресурс. URL: http://www.rg.ru/2012/08/13/laykam.html. - (Дата обращения 04.04.2018).
14. Рубцова М.В., Мартьянова Н.А. Кризис профессиональной идентичности в условиях рынка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика. - № 1. - 2014. С. 177-182.
15. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. / Пер. с фр. А.Б. Гофмана. - М.: Наука, 1991. 576 с.
16. Merton R. K. Social Research and Practicing Professions / Ed. By A. Rosenblatt and T. F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books, 1982. 820 p.
17. Сотникова А.В. Профессиональная мотивация студенческой молодежи в современных условиях развития рынка труда в России: дис. ... канд. соц. наук / А.В. Сотникова. - Ростов н/Д: 2011. 171 с.
18. Игнатова Т.В. Жизненное самоопределение молодежи малых городов центра России как объект социологического анализа и регулирования: дис. ... канд. соц. наук / Т.В. Игнатова. - Орёл: 2001. 197 с.
19. Мухина К.С. Депрофессионализация российской молодежи в условиях кризиса рынка труда // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - №5. - 2016. С. 29-33.
20. Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. // Социологические исследования. - №2. - 2013. С. 58-68.
21. Денисова-Шмидт Е.В., Леонтьева Э.О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. - 2015. - №9. С. 86-93.
22. Российское образование-2020: модель образования для инновационной экономики /А. Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2008. - № 1. С. 32-64.
23. Андреева О.Ю., Кабацков А.Н. Институциональный кризис образования через призму профессиональной культуры // Журнал социологии и социальной антропологии. - №1. - 2004. С. 126-138.
24. Шевчук А.В. О будущем труда и будущем без труда // Общественные науки и современность. - №3. - 2007. С. 44-54.
25. Дёмин А.Н. Взаимодействие личности и эпохи: формирование новых биографических стандартов занятости // Человек. Сообщество. Управление. - №1. - 2013. С. 100-109.
26. Алексеева А.О. "Народная журналистика" и "депрофессионализация" СМИ // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - №6. - 2006. С. 80-84.
27. Рубцова М.В., Мартьянова Н.А. Практики управления идентичностью бьюти-блогеров: мультимодальный подход к анализу депрофессионализации // STUDIA HUMANITATIS. - №1. - 2015. С. 20.
28. Смакотина Н.Л. Профессиональные траектории российской молодежи в условиях социальной неопределенности // Инновационный потенциал молодежи: Формирование нового типа культуры (Сборник материалов Всероссийской молодежной научно-исследовательской конференции). - Екатеринбург, 2014. - С. 22-34.