Научная статья на тему 'Теоретико-прикладные проблемы защиты прав покупателей в советском государстве'

Теоретико-прикладные проблемы защиты прав покупателей в советском государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1089
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lex Russica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ / ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / КУЛЬТУРА ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ / СУД / МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ ПРАВ / КОНЦЕПЦИЯ / УСЛУГИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ / CUSTOMER / SERVICE OBLIGATIONS / FUNDAMENTALS OF THE CIVIL LEGISLATION / CULTURE OF SERVICE TO THE POPULATION / COURT / MECHANISM FOR PROTECTION OF RIGHTS / CONCEPT / SERVICES AND SERVING / RETAIL / LAW ON SALES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна

В настоящей статье автором рассматривается опыт советских цивилистов по разрешению актуальных вопросов в одной из наиболее проблемных областей советского гражданского права: защите прав покупателей. Ученые неоднократно отмечали невысокий уровень защиты прав покупателей, критически оценивая заложенный в праве гражданско-правовой механизм защиты прав последних. Автор обосновывает точку зрения, что защита прав покупателей как правовое явление в советском государстве трансформировалось из социально-политического культуры обслуживания граждан. Показано, что к концу 1980-х гг. в науке гражданского права сформировалось несколько теоретических подходов к решению указанной проблемы, послуживших основой для формирования современного гражданского законодательства о защите прав потребителей. В работе использованы общенаучные и специально-юридические методы исследования: анализ и синтез при обработке теоретических взглядов, конкретно-исторический метод. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автор впервые обращается к опыту советской доктрины, направленной на разрешение проблемных вопросов в области защиты прав покупателей. В результате мы приходим к выводам, что, во-первых, развитию правовой мысли в области защиты прав потребителей предшествовало создание социального явления «культура обслуживания потребителей», нацеленного на удовлетворение материальных и культурных потребностей советских граждан. Лишь после принятия Основ гражданского законодательства СССР и Гражданского кодекса РСФСР социальное явление постепенно трансформировалось в правовое. Во-вторых, защита прав потребителей как научное направление возникло в конце 1960-х гг. и вобрало в себя разработки в области гражданского, административного и уголовного права. В-третьих, в науке гражданского права советского периода был сформирован основной комплекс прав потребителей, вошедших в основу Закона РФ «О защите прав потребителей», а современное законодательство базируется на достижениях в том числе и советской цивилистической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND APPLIED PROBLEMS OF PROTECTION OF CUSTOMER RIGHTS IN THE SOVIET STATE

In this article the author studies the experience of the Soviet civil law scholars on resolution of topical issues in one of the most complicated spheres of Soviet civil law protection of customer rights. The scientists often noted the low level of protection of customer rights, providing critical evaluation of the mechanism for the protection of their rights in the civil law. The author substantiates the position that the customer rights protection as a legal matter in the Soviet state was transformed from the social and political culture of service to citizens. It is shown that by the late 1980s the science of civil law has formed several theoretical approaches towards solving this problem, which laid the foundation for the formation of the modern civil legislation on customer protection. The article involves general scientific and special legal methods of studies: analysis and synthesis, when working with the theoretical views, specific historical analysis. The scientific novelty is due to the fact that for the first time the author addresses the experience of the Soviet doctrine, which was aimed at finding solutions in the sphere of customer protection. As a result, the author draws a conclusion, that, firstly, the development of legal thought in the sphere of customer protection was predefined by the formation of the social matter of «culture of customer service», which was aimed at satisfying the material and cultural needs of the Soviet citizens. It was only after the adoption of the Fundamental Bases of the Civil Legislation of the USSR, and the Civil Code of the RSFSR, when the social matter gradually transformed into a legal one. Secondly, the customer protection as a scientific direction was formed in late 1960s, and it included the developments in the sphere of civil, administrative and criminal process. Thirdly, the science of civil law of the Soviet period has formed the main set of rights of customers, which was later included in the Federal Law of the Russian Federation «On Customer Protection», so the modern legislation is based upon the achievements of the Soviet civil law science.

Текст научной работы на тему «Теоретико-прикладные проблемы защиты прав покупателей в советском государстве»

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В.В. Богдан*

ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОКУПАТЕЛЕЙ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Аннотация. В настоящей статье автором рассматривается опыт советских цивилистов по разрешению актуальных вопросов в одной из наиболее проблемных областей советского гражданского права: защите прав покупателей. Ученые неоднократно отмечали невысокий уровень защиты прав покупателей, критически оценивая заложенный в праве гражданско-правовой механизм защиты прав последних. Автор обосновывает точку зрения, что защита прав покупателей как правовое явление в советском государстве трансформировалось из социально-политического — культуры обслуживания граждан. Показано, что к концу 1980-х гг. в науке гражданского права сформировалось несколько теоретических подходов к решению указанной проблемы, послуживших основой для формирования современного гражданского законодательства о защите прав потребителей. В работе использованы общенаучные и специально-юридические методы исследования: анализ и синтез при обработке теоретических взглядов, конкретно-исторический метод. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автор впервые обращается к опыту советской доктрины, направленной на разрешение проблемных вопросов в области защиты прав покупателей. В результате мы приходим к выводам, что, во-первых, развитию правовой мысли в области защиты прав потребителей предшествовало создание социального явления «культура обслуживания потребителей», нацеленного на удовлетворение материальных и культурных потребностей советских граждан. Лишь после принятия Основ гражданского законодательства СССР и Гражданского кодекса РСФСР социальное явление постепенно трансформировалось в правовое. Во-вторых, защита прав потребителей как научное направление возникло в конце 1960-х гг. и вобрало в себя разработки в области гражданского, административного и уголовного права. В-третьих, в науке гражданского права советского периода был сформирован основной комплекс прав потребителей, вошедших в основу Закона РФ «О защите прав потребителей», а современное законодательство базируется на достижениях в том числе и советской цивилистической науки.

Ключевые слова: потребитель, обязательства по обслуживанию, основы гражданского законодательства, культура обслуживания населения, суд, механизм защиты прав, концепция, услуги и обслуживание, торговое обслуживание, закон о торговле.

Смомента принятия Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к институту защиты прав потребителей в России приковано пристальное внимание не только практиков, но и ученых разных отраслей науки. Тем не менее именно в науке гражданского права большое количество научно-исследовательских работ посвящено теоретическим проблемам за-

щиты прав потребителей. В современной науке принято считать, что защита прав потребителей — явление новое для современной России, и лишь отдельные авторы рассматривают защиту прав потребителей в исторической ретроспективе.

Политические события в начале XX в. привели не только к созданию нового государства, но и новой идеологии. В 1917 г. после октябрь-

© Богдан В.В., 2015

* Богдан Варвара Владимировна — кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права Юго-

Западного государственного университета.

[[email protected]]

305040, Россия, г. Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94.

ских событий было создано государство, провозгласившее власть рабочих и крестьян, отменившее частную собственность, поставившее общественные интересы гораздо выше личных. Подобные изменения не могли не сказаться ни на действующем законодательстве, ни на науке. Новое государство потребовало новых законов, новых концепций, теорий, которые бы отразили все особенности провозглашенного курса.

К началу 1920-х гг. сформировалось ясное представление о его роли, но из-за существующих тенденций отрицания всего буржуазного в социалистическом обществе, термин «гражданское право» часто заменялся на «хозяйственное право», которое в тот период по своей сути ничем не отличалось от гражданского1.

На основании анализа положений Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (далее — ГК 1922) можно сказать, что в нем был расширен объем прав покупателей и усилена ответственность продавцов (ст. 195-199, 201, 203-205)2: установление ответственности продавца за отсутствие в проданном товаре установленных качеств, за недостатки, уменьшающие цену или пригодность к употреблению. ГК 1922 впервые ввел сроки обращения потребителя к продавцу с соответствующими требованиями, а также установил три основных права покупателя в случае продажи ему некачественного товара: предоставление вещи надлежащего качества; соответствующего уменьшения покупной цены; расторжение договора и уменьшение убытков.

С середины 1950-х гг. права потребителей, зафиксированные в гражданском законодательстве, принятом еще в 1920-е гг., дополнились различными ведомственными актами. Приказом министра торговли СССР от 15.06.1956 № 333 был установлен порядок обмена и возврата недоброкачественных товаров. Этот подзаконный нормативный акт регулировал вопросы, касающиеся сроков обращения граждан, обнаруживших в купленном товаре недостатки. Но полностью реализовать свое право на расторжение договора потребитель мог не всегда3.

1 «Но уже в 1937-1938 гг. в стране прошла широкая дискуссия о системе советского права, в ходе которой наряду с научными наблюдениями и выводами широко использовались грубые политические оценки. Результатом стало изгнание концепций хозяйственного права <...> и утверждение гражданского права как самостоятельной отрасли нового советского права, подлежащего изучению и разработке на базе положений Конституции СССР и марк-систко-ленинской идеологии» (Гражданское право России. Общая часть / отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001.).

2 Гражданский кодекс РСФСР 1922 // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 71. Ст. 904.

3 Так, например, циркулярным письмом Министерства торговли СССР от 30.11.1956 № 0527 было установлено, что замена в телевизорах и других радиотоварах электровакуумных изделий (радиоламп, кинескопов), сопротивлений и конденсаторов не дает покупателю права требовать обмена товара или возврата его стоимости.

Розничное торговое предприятие несло ответственность за продажу некачественных как промышленных, так и продовольственных товаров. Основные Правила работы магазина, утвержденные для государственной торговой сети Приказом министра торговли РСФСР от 27.11.1958 г. № 399 и для магазинов потребительских обществ — Центросоюзом, устанавливали обязанность магазина принимать от покупателей товары, имеющие явные или скрытые недостатки или не соответствующие наименованию и сорту, под которым они были проданы4.

Между тем специальных научных исследований в области защиты прав покупателей (заказчиков) в данный период не проводилось5. Общая характеристика законодательства, а также особенности государственной политики дают основания полагать, что защита частного интереса не являлась актуальной. Первоочередной задачей советской власти явилась постановка вопроса о качестве производимой и реализуемой продукции: «первостепенное значение для максимального удовлетворения все возрастающих потребностей трудящихся»6.

Тем не менее следует констатировать, что, несмотря на проводимую работу, проблема, связанная с обеспечением качества продукции, не была решена. И не только идеологическая составляющая (зачастую «боровшимся за выполнение и перевыполнение плана», «ведущим решительную борьбу за выполнение количественных показателей» производителям некогда было думать о качестве производимой продукции7. Имели место попытки решать задачи снижения себестоимости за счет ухудшения качества продукции8) являлась тому причиной (в высших партийных кругах отмечали, что «до сего времени далеко не изжита еще в практике наших хозяйственных организаций капиталистическая "теория", что "потребитель все слопает"»9).

Воздействие торговли на промышленность, производящую товары народного потребления, во многом проводилось без учета интересов потребителей. Кроме того, в науке интерес к проблеме правового обеспечения качества продукции был мал. Недооценка качества товаров, работ и услуг как правовой категории послужила

4 См.: Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров // Советское государство и право. 1965. № 9. С. 139-140.

5 Данный период изучался в более позднее время. См.: Степаненко Г.М. Правовое регулирование внутренней торговли и купли-продажи в советском государстве в период 1917-1934 гг.: дис. ... д-ра юрид. наук. Л., 1967.

6 Ответственность торговых организаций. С. 138.

7 См.: Решительнее бороться за качество продукции // Правда. 1930. 16 дек.

8 См.: Стандартизация в народном хозяйстве. М.: Изд-во стандартов, 1967. С. 93.

9 См.: Правда. 1930. 16 дек.

одной из причин несовершенства его правовой регламентации, что усугубилось незнанием и неиспользованием всех деталей гражданско-правового механизма его обеспечения10.

Анализ гражданского законодательства и сложившихся общественных отношений в сфере торговли и услуг конца 1950-х — начала 1960-х гг. свидетельствует о том, что в советском государстве постепенно формируется самостоятельное социально-правовое явление «культура обслуживания потребителей», призванное обеспечить защиту прав покупателей11. Но несмотря на это в юридической литературе отмечалось, что «советские юристы находятся в долгу у потребителей за то, что до сих пор не внедрена система эффективного контроля за качеством народного потребления и ответственности за поставку и продажу брака»12.

В 1964 г. был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее — ГК 1964)13, послуживший основой для защиты интересов потребителей от недобросовестных производителей, продавцов и исполнителей. Вторая советская кодификация не могла не повлиять на правовое положение советского потребителя и на законодательство, охраняющее его права. Новое гражданское законодательство (Основы гражданского законодательства СССР (далее — Основы) и ГК 1964), можно сказать, улучшило положение потребителя. По сравнению с ГК 1922 покупатель получил дополнительные возможности по своему выбору требовать либо безвозмездного устранения недостатков, либо возмещения расходов, связанных с исправлением обнаруженных недостатков.

Но наряду с положительными моментами были и негативные явления. Широкое ведомственное, а не общесоюзное нормотворчество, вызванное пробелами и несоответствиями некоторых статей Основ друг другу, наносило существенный вред потребителям, который выразился в том, что они, формально защищенные общим гражданским законодательством, фактически находились во власти своих контрагентов.

Министерством торговли СССР было принято большое количество приказов, утверждающих различные правила торговли14, при этом министерства и ведомства, используя свои монопольные позиции в соответствующих отраслях, при издании разнообразных правил, пренебрегали

10 См.: Гридин А.В. Гражданско-правовые способы обеспечения качества товаров, работ, услуг: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2006. С. 4.

11 См. подробнее: Богдан В.В. Защита прав потребителей в России: историко-правовое исследование. Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2008. С. 112.

12 См.: Львович Ю. Правовое регулирование торговли — на уровень современных задач // Советская юстиция. 1962. № 15-16. С. 24.

13 Конституция и законы Союза ССР. М.: Б.и., 1983. С. 296.

14 См.: Основные правила торговли. М.: Экономика, 1984.

не только интересами потребителей, но и самим гражданским законодательством. Так, Правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети (принятые в 1965 г.), в противоречие со ст. 41 Основ, допускали обмен товара ненадлежащего качества, а расторжение договора только в том случае, если соответствующего товара не было в продаже и без возмещения понесенных убытков, а то время как Основы допускали альтернативный выбор между обменом и расторжением договора. Право покупателя на соразмерное уменьшение покупной цены, предусмотренное ст. 246 ГК РСФСР, Типовыми правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли15, устанавливается лишь в отношении мебели. Не упоминалось в этих Правилах и о судебной защите прав покупателей.

В литературе высказывалось мнение, что обращение граждан в суд за защитой своих субъективных прав из-за препятствующих этому отдельных положений отдельных подзаконных актов иногда не имело перспективы. Виднейший цивилист советского времени Р.О. Халфина отмечала, что «к сожалению, гражданско-правовые средства охраны интересов граждан в рассматриваемых отношениях используются еще недостаточно. Это связано в известной мере с излишне усложненным порядком предъявления и рассмотрения претензий, что нередко побуждает граждан отказаться от защиты своих законных интересов. Излишняя "защита" интересов предприятий, обслуживающих граждан, от ответственности за ненадлежащее обслуживание не способствует укреплению дисциплины и повышению качества обслуживания. Представляется целесообразным максимально упростить установленные ведомственными инструкциями правила предъявления претензий к предприятиям сферы обслуживания в целях обеспечения такого порядка, при котором законные требования граждан немедленно удовлетворялись бы, а лица, ответственные за нарушение прав, несли бы установленную ответственность»16.

Так, А. Власова отмечала, что Совет Министров РСФСР, несмотря на прямое указание Основ об определении порядка осуществления прав потребителя в случае продажи ему некачественного товара, этого порядка не определил, поэтому вряд ли можно было признать правильным, что порядок обмена обуви и импортной мебели был установлен приказом министра торговли РСФСР, поскольку ответственность торговых предприятий перед покупателем опреде-

15 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1974. № 9.

16 Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М.:

Юрид. лит., 1974. С. 238.

лялась самим заинтересованным ведомством — Министерством торговли17.

А. Кабалкин указывал, что «хоть некоторые ведомственные правила и инструкции, регулирующие отношения по обслуживанию населения, и создают известные трудности при предъявлении исковых требований», тем не менее «в других нормативных актах содержится указание о разрешении претензии народным судом (например, Правила личного и имущественного страхования)»18. Естественно, что это не должно было служить основанием к тому, чтобы не воспользоваться своим правом на предъявление иска, так как противоречило бы «важнейшим началам советского судопроизводства»19.

В силу этих причин лица, чьи права нарушались продавцами, прибегали к помощи печати или административного воздействия. Наиболее яркие примеры защиты прав покупателей успешно упоминались в газетах (например, дело по иску Б. к универмагу о взыскании стоимости телевизора20), но практика показала, что и в торговой сфере, и в сфере услуг обращение в суд было явление чрезвычайно редким21.

Пожелания юристов о «дальнейшем углублении и совершенствовании правового регулирования отношений в сфере розничной купли-продажи, всемерная охрана и защита прав и интересов покупателей с целью решения задачи поставленной Коммунистической партией по наиболее полному удовлетворению потребностей советских граждан в товарах народного потребления, повышению их качества»22 еще не на одно десятилетие остались простой декларацией. Не случайно, первым шагом в становлении российского законодательства о защите прав потребителей стал запрет на издание ведомственных нормативных актов в этой области и закрепление в Законе «О защите прав потребителей» права на судебную защиту.

Большинство гражданских споров были связаны с несоответствием друг другу законов и

17 См.: Власова А. Ответственность розничного торгового предприятия за качество проданного товара // Советская юстиция. 1970. № 4. С. 11.

18 Кабалкин А. Иски граждан к организациям сферы обслуживания // Советская юстиция. 1970. № 17. С. 5.

19 Там же

20 Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1970. № 5. С. 12.

21 Щенникова Л.В., анализируя правовое регулирование туристско-экскурсионной деятельности и проблемы защиты прав граждан в случае некачественного обслуживания туристов, отмечает: «наша судебная практика не знает такой категории дел (имеются в виду споры из договоров на туристско-экскурсионное обслуживание. — Б.В.)» и приводит в качестве примеров актуальные статьи из газет на соответствующую тематику. См.: Щенникова Л.В. Право и туристско-экскурсионное обслуживание в СССР // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. С. 43.

22 Семякин М. Договор купли-продажи и качество товаров

народного потребления // Советская юстиция 1982. № 15. С. 21.

подзаконных актов, несмотря на то, что Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети государственной и кооперативной торговли, утвержденные 01.02.1974 Минторгом СССР и Госстандартом СССР, во многом устранили эти противоречия23. Иногда на практике вместо того чтобы дать возможность покупателю возвратить недоброкачественную вещь обратно в магазин, продлевались гарантийные сроки24.

Тем не менее к началу 1980-х гг. сложился основной комплекс прав, представленный в гражданском законодательстве советского периода, предоставлявший право на обмен товара ненадлежащего качества, право обмена товара надлежащего качества (доброкачественные товары), право на безвозмездное устранение недостатков, возмещение убытков, взыскание неустойки, право на отказ от исполнения договора (при обнаружении существенных недостатков или существенных отступлений от условий договора в вещи, изготовленной из материалов заказчика по договору бытового подряда).

К середине 1980-х гг. законодательство о защите прав потребителей представляло собой крупный массив правовых актов различного уровня, включающий в себя нормы различных отраслей права. После принятия Конституции 1977 г. оно стало опираться и на многочисленные конституционные установления, которых ранее не существовало: право на охрану здоровья, отдых, жилище и т.д. К ним можно также отнести и развитие таких государственных систем, как здравоохранение, социальное обеспечение, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание и коммунальное хозяйство25. В целом Конституция СССР 1977 г. сыграла свою роль — во многом положительную и конструктивную — в социально-экономическом и политическом движении страны.

Несмотря на то, что ведущая роль в механизме защиты прав потребителей отдавалась административному порядку, следует констатировать наличие и гражданско-правового механизма. Так, законодательством предусматривалось наличие претензионного порядка урегулирования споров (его соблюдение являлось обязательным в договорах с транспортными организациями, организациями связи и Союзпечати, и добровольным для споров, возникающих из договора купли-продажи, подряда, хранения, комиссии). Но соблюдение досудебного порядка разрешения гражданско-правовых споров имело фактически решающее значение: если претензия не

23 См.: Валенцева М., Сохновский А. Спорные вопросы применения законодательства об обслуживании населения // Советская юстиция. 1980. № 3. С. 20.

24 См.: Мартемьянов В.С. Охрана прав покупателя, заказчика, клиента. М.: Знание, 1983. С. 1.

25 Ведомости СНД и ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

заявлена, то исчисление срока давности начинается на следующий день после окончания претензионного срока.

Имущественная ответственность за нарушение прав потребителей состояла в основном в виде возмещения убытков (взыскание неустойки предусматривалось только в случаях, установленных законодательством). При этом позиция Верховного суда РСФСР была такова, что убытки (в части реального ущерба) следует взыскивать полностью (п. 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 03.09.1974 № 5 «О некоторых вопросах в практике судов РСФСР по гражданским делам, связанным с обслуживанием населения»). Предусматривалось взыскание упущенной выгоды (в понимании ст. 219 ГК РСФСР), но в отдельных случаях (в обязательствах, возникающих из договора хранения, перевозки, почтовой экспедиции) имущественная ответственность ограничивалась стоимостью утраченного или поврежденного имущества.

Советское законодательство исходило из презумпции вины организации в нарушении обязательства, возникающего из договора, предусматривая, что только в отдельных случаях от гражданина требуется, «чтобы он указал и доказал, что ответчик ненадлежащее относился к исполнению долга, то есть был виновен в причинении ему убытков»26 (ст. 102 Воздушного кодекса СССР, устанавливающая ответственность перевозчика за сохранность ручной клади пассажира лишь при наличии его вины).

Таким образом, к 1983 г. в СССР покупатели обладали определенным кругом прав. Следовательно, основная проблема защиты прав покупателей состояла не в отсутствии прав, как утверждают отдельные авторы27, а в отсутствии действенных гражданско-правовых механизмов их защиты. Идеологическая роль государства негативно сказывалась на развитии соответствующего законодательства. Как правило, учения о правах покупателей строились через призму марксистко-ленинской идеологии о потреблении, и поиску эффективного механизма защиты прав внимание не уделялось. В большей степени существовавший социальный феномен «обслуживание населения» исходил из формирования советского правосознания: защитой прав покупателей от самих же себя на протяжении нескольких десятилетий были вынуждены

26 Мартемьянов В.С. Указ. соч. С. 56.

27 «Лишь в конце XX в., в ответ на злоупотребления со стороны профессиональных участников рыночных отношений, появляются концепции защиты прав потребителей как уязвимой категории лиц» (Бунина С.Г. Юридическое обеспечение защиты прав потребителей в России: исто-рико-правовое исследование: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2009. С. 4); См.: Она же Становление потребительского права и его место в системе современного российского права. URL: http://conf.msu.ru/archive/Lomono-sov_2007/25/[email protected]

заниматься сами продавцы (исполнители). Социалистические соревнования, бригады отличного обслуживания покупателей, потребительские конференции, рейдовые проверки были направлены на выявление нарушений в торговле и защите интересов потребителей28.

В 1983 г. в СССР впервые заговорили о необходимости принятия специального закона, регламентирующего взаимоотношения производителя и потребителя. Ученые и практики искали пути решения проблемы «продавец — покупатель», предлагая для этого новаторские способы. К.Ф. Егоров считал, что законодательство необходимо вывести на тот уровень, когда оно будет обеспечивать потребителю право на охрану от рисков, связанных с применением опасных для жизни и здоровья промышленных и продовольственных товаров; на получение информации о товарах и услугах; на обслуживание, отвечающее всем требованиям советского торгового сервиса; на эффективную и легкодоступную процедуру обмена промышленных и продовольственных товаров; на обжалование неправомерных действий работников торговли, общественного питания и бытового обслуживания; на охрану от включения в типовые договоры и другие ведомственные акты пунктов, ущемляющих законные интересы потребителей29.

А.Ю. Кабалкин и В.П. Мозолин видели решение проблемы в трех направлениях: принятии общесоюзного Закона об охране прав потребителей, усовершенствовании действующего кодифицированного законодательства, принятие отраслевых законов, регулирующих отношения в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания и др.30

Следует констатировать, что к этому времени в науке уже сформировались общие подходы к пониманию сущности правоотношений, участником которых выступает гражданин-потребитель. На примере договора розничной купли-продажи профессор В.А. Язев выделял черты, присущие данной договорной конструкции: «он заключается в советской торговле, продавцом товара выступает социалистическое торговая организация, покупателем товара является, как правило, гражданин, детальная правовая регламентация, то есть определение многих важных условий договора (цена, качество и пр.) правовыми нормами, право покупателя расторгнуть одностороннее до момента передачи ему купленного товара в собственность, соответствие

28 См. подробнее: Богдан В.В. Указ. соч.

29 См.: Егоров К.Ф. Охрана прав потребителей в СССР и за рубежом // Роль правовых средств в оптимизации действия хозяйственного механизма. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. С. 110.

30 См.: Кабалкин А.Ю., Мозолин В.П. Охрана прав граж-

дан-потребителей // Советское государство и право. 1983.

№ 4. С. 45.

качества стандартам, техническим условиям или утвержденным образцам, подробная правовая регламентация порядка обмена и возврата товара ненадлежащего качества, большой круг дополнительных услуг, предоставляемых покупателям торговыми организациями, строгий широкий контроль за надлежащим исполнением договора, осуществляемый государственными, кооперативными, общественными организациями, а также самими покупателями»31.

Проблема правового обеспечения защиты прав покупателей становилась объектом пристального внимания ученых-цивилистов. С.С. Алексеев, В.П. Мозолин, В.Ф. Яковлев отмечали, что «в нормах, относящихся к договору на обслуживание населения, акцент должен быть сделан на гарантиях прав граждан <...> число отсылочных норм должно быть сведено к минимуму, причем они должны определять, в основном, процедурные вопросы, не затрагивающие договорных прав граждан»32. Двумя годами ранее актуальные проблемы правового регулирования отношений в области сферы обслуживания были предметом тематической Всесоюзной научно-практической конференции «Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания».

А.Ю. Кабалкин, В.А. Язев, Н.А. Баринов высказывались за необходимость эффективного гражданско-правового регулирования отношений, призванных обеспечивать надлежащее обслуживание населения, теоретическую разработку правовых аспектов торгового обслуживания, принятие специального закона по охране прав потребителей33.

Вместе с тем В.А. Язев являлся противником принятия закона о защите прав потребителей, называя высказываемые предложения заманчивыми, но нереальными. Он полагал, что такой закон будет громоздок, а его лаконизм «приведет к формулированию не конкретных норм (их слишком много), а норм-принципов, норм-деклараций, которые не смогут осуществить детальное регулирование конкретных правоотношений»34.

31 Язев В.А. Договор розничной купли-продажи и качество обслуживания // Договор в торговле и качество обслуживания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. С. 62.

32 Алексеев С.С., Мозолин В.П., Яковлев В.Ф. Гражданское право в механизме правового регулирования экономики // Гражданское право и экономика: сб. науч. ст. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1985. С. 10.

33 См. подробнее: Кабалкин А.Ю. Совершенствование законодательства о договорах по обслуживанию граждан // Гражданское право и экономика. С. 116-125; Язев В.А. Гражданское право и актуальные проблемы торгового обслуживания населения // Там же; Баринов Н.А. О необходимости принятия закона об обеспечении и охране прав граждан-потребителей // Там же.

34 Язев В.А. Гражданское право и актуальные проблемы торгового обслуживания населения. С. 123. Он ратовал за принятие комплексного Закона СССР о советской внутренней торговле, в котором деятельность единого объекта — торговли — будет урегулирована с помощью системы взаимосвязанных норм различных отраслей. См.: Там же. С. 122-123;

Н.А. Баринов, поддерживая идею А.Ю. Кабал-кина и В.П. Мозолина о необходимости разработки всесоюзного закона об охране прав потребителей в сфере обслуживания, в разделы закона предлагал включать обеспечение права личной собственности, обеспечения прав граждан в отношениях наследования, правовые основы индивидуальной трудовой деятельности подсобного хозяйства садоводства и огородничества. В качестве критерия определения качества продукции, товаров и услуг он называл степень удовлетворения той или иной потребности. Значение самого закона он видел в сведении к минимуму появления нормативных актов ведомственного уровня35.

В советской цивилистической науке было широко распространено мнение о необходимости создания «договора на обслуживание граждан», происходившего из поддержанной Е.А. Сухановым и А.Ю. Кабалкиным концепции «обязательств по обслуживанию граждан». Н.Д. Егоров полагал, что выделение категории обязательств по обслуживанию граждан позволит яснее отразить специфику их гражданско-правового опосредования36. Он четко указывал на характер данной группы обязательственных правоотношений: «наиболее полное удовлетворение постоянно растущих потребностей граждан», в соответствии с чем «в правовом регулировании обязательственных отношений по обслуживанию граждан основной акцент должен быть сделан на усиление гарантий прав граждан»37.

Таким образом, суть этой концепции составлял «интерес потребителя-гражданина», поставленный во главу угла регулирования данных отношений38, что, в свою очередь, могло послужить теоретической основой для структурного обособления обязательств по обслуживанию граждан в рамках отдельной категории обязательств.

Помимо интереса, зарождение этой концепции тесно связано с понятием качество. В советское время понятие качества или «проблему качества»39 понимали широко. В частности, В.А. Куник отмечал, что «применительно к договору (в контексте «розничной купли-продажи». — Б.В.) ее (имеется в виду проблема качества. — Б.В.) нельзя сводить только к качеству товаров, ибо эта проблема комплексная <...> вот почему <...> представляется необходимым рассмотреть не только

См. также: Он же. Правовые вопросы торгового обслуживания // Правовое регулирование отношений в сфере обслужи-

вания. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. С. 46.

35 См.: Баринов Н.А. О необходимости принятия закона. С. 124-125.

36 См.: Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. С. 99.

37 Там же.

38 См.: Грибанов В.П. Роль советского гражданского права в реализации решений XXVII съезда КПСС // Вестник МГУ Сер. 11: Право. 1986. № 5. С. 25.

39 Материалы XXV съезда КПСС. М.: Полит. лит., 1976. С. 44.

правовые вопросы качества <...> товаров, но и многие другие стороны качества торгового обслуживания как комплекса отношений между продавцом и покупателем»40.

Этот подход, по нашему мнению, вполне оправдан для реализации мер по защите прав покупателей в условиях хозяйствования, сложившихся в конце 1950-х — начале 1980-х гг. На XXV съезде КПСС в своем докладе Л.И. Брежнев признавал, что «проблема качества работы, внимания (подчеркнуто нами. — Б.В.) к потребителю и его запросам особенно остро стоит в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании»41. В Постановлении XXV съезда КПСС по проекту ЦК КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг.» в программе социального развития и повышения уровня жизни народа было предусмотрено помимо прочего «повышение культуры обслуживания населения, качества исполнения бытовых заказов»42, то есть налицо действие «культуры обслуживания потребителей», явления в большей степени социального, чем правового, призванного разрешить проблемы, связанные с нарушением прав граждан в сфере торговли и услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Частично подтверждение своего вывода мы находим у Р.О. Халфиной: «конструкция субъективного права граждан на надлежащее обслуживание как гарантированного социального права призвана помочь разработке мер, направленных на эффективную реализацию этого права»43, а В.А. Язев утверждал, что «качество торгового обслуживания — проблема социальная, а право как регулятор возникающих в процессе торгового обслуживания общественных отношений закрепляло и закрепляет требования, выгодные и угодные господствующему в данном обществе классу»44. Таким образом, право на надлежащее (качественное) обслуживание признавалось в первую очередь социальным правом гражданина. Ввиду этого считаем, что гражданско-правовое регулирование обслуживания населения изначально исходило из социальной природы отношения. Более того, О.Б. Халфина, называя дополнительным правом гражданина, помимо прав, вытекающих из договора купли-продажи, подряда, перевозки и т.п., «право на надлежащее обслуживание», указывает, что оно охраняется нормами административного законодательства45, в то время как нормами гражданского права регулируются отношения по удовлетворению потребностей граждан в возмездном порядке.

ство обслуживания. С. 64. 45 Халфина Р.О. Указ. соч. С. 240.

О том, что обязательства по обслуживанию граждан сочетали в себе правовые и социальные начала, свидетельствует следующий аргумент: «важнейшими элементами качества торгового обслуживания являются быстрота обслуживания, эстетика, вежливость продавца и покупателя, соответствующая обстановка торгового предприятия»46.

В науке концепция выделения обязательств по обслуживанию граждан в отдельную категорию получила широчайшую поддержку среди советских ученых47. Этой концепции противостояло мнение о необходимости выделения в системе гражданско-правовых договоров специфического договора услуг48.

Тем не менее к 1992 г. в науке гражданского права не было выработано общего понятия и характеристики указанного договора. Договору в сфере обслуживания граждан противопоставлялся договор услуг, сторонником которого был Е.Д. Шешенин, который указывал, что «сфера обслуживания не идентична сфере услуг, поэтому эти понятия нельзя отождествлять»49.

Н.А. Баринов, не отрицая существования договора на обслуживание граждан, тем не менее считал недостаточными аргументы Е.А. Суханова, утверждающего, что договор услуг поглощается договорами на обслуживание, так как это не разрешает спора по существу, поскольку можно возражать и против других наименований договоров, ссылаясь на сходство их элементов50.

Дискуссия относительного существования данного договора происходила из еще более сложной проблемы: соотношения понятий «сфера обслуживания», «бытовое обслуживание» и «сфера услуг». Несмотря на кажущуюся схожесть этих понятий, советские юристы вели активные споры относительно того, к какой из отраслей народного хозяйства относится та или иная сфера общественного потребления. Так, оставался полемичным вопрос о месте общественного питания в системе отраслей народного хозяйства51.

40 Язев В.А. Договор розничной купли-продажи и качество обслуживания. С. 63.

41 Материалы XXV съезда КПСС. С. 55.

42 Там же С. 218-219.

43 Халфина Р.О. Указ. соч. С. 240.

44 Язев В.А. Договор розничной купли-продажи и каче-

46 Язев В.А. Договор розничной купли-продажи и качество обслуживания. С. 62.

47 См.: Эффективность гражданского законодательства / под ред. В.П. Грибанова. М.: Изд-во МГУ 1994. С. 46-47; Ка-балкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания. М.: Наука, 1980; Он же. Совершенствование законодательства о договорах по обслуживанию граждан // Гражданское право и экономика. С. 117; Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. С. 98-109; Халфина Р.О. Указ. соч. С. 237-240.

48 См.: Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Вестник МГУ. Сер.: Право. 1983. № 1. С. 63.

49 См.: Он же. О правовой природе договоров в сфере обслуживания // Бытовое обслуживание населения (правовые вопросы). М.: Юрид. лит., 1968. С. 15.

50 См.: Баринов Н.А. Бытовые услуги населению и регулирующее их законодательство // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания граждан. М.: Наука, 1983. С. 68-69.

51 См.: Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в

сфере обслуживания. С. 56.

Анализируя научные точки зрения в данной области, мы приходим к выводу, что существование договора на обслуживание граждан на тот момент времени представляется оправданным. В 1992 г. А.Е. Шерстобитов придал данному договору «новое звучание», опосредуя его действие уже в условиях «перехода к рыночным отношениям». Так, в частности, он указал на специфику связей субъекта договора на обслуживание граждан в качестве системообразующего фактора, а не на плановый характер договора52.

В настоящее время критическое восприятие договора на обслуживание граждан может быть связано с его непосредственной целью: достижение социально значимого результата сторонами, участвующими в данных договорных отношениях. По нашему мнению, такая направленность договора, в общем-то, не свойственна современным рыночным отношениям. Но при этом мы признаем социальную роль договора, и считаем, что такую направленность носят иные договоры, используемые в жизни общества.

Сегодня отдельные исследователи возвращаются к вопросу о необходимости разработки теоретической конструкции договора обслуживания. В частности, Л.В. Санникова отмечает, что «отношения обслуживания могут опосредоваться различными гражданско-правовыми обязательствами. Последние имеют, как правило, комплексный объект, в силу чего они являются самостоятельными по своей правовой природе, поэтому не могут быть отнесены к обязательству возмездного оказания услуг. Договоры, регулирующие отношения в сфере обслуживания, обладают рядом общих формальных признаков, позволяющих выделить их в теории гражданского права в группу договоров обслуживания. Представляется, что разработка теоретической конструкции договора обслуживания в цивилистической доктрине будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в сфере обслуживания»53.

Проанализировав основные теоретические взгляды на проблемы защиты прав покупателей в СССР, мы приходим к выводу, что основную проблему негативного состояния защиты прав покупателей ученые видели все же в ведомственном нормотворчестве, а не в отсутствии договора на обслуживание граждан. Последняя проблема — часть более сложных цивилистических дискуссий относительно роли и места договора в «социалистическом обществе», его классификации, признаках, субъектном составе и пр. Поэтому нельзя согласиться с мнением М.А. Бычко, что «одним из серьезных недостатков гражданского кодифицированного законодательства <...> является отсутствие

в нем общих положений, посвященных договорам в сфере обслуживания граждан как совокупности взаимосвязанных правовых явлений. На практике это привело к широкому развитию ведомственного нормотворчества»54.

Тем не менее ведомства — изготовители недоброкачественной продукции всегда стояли на защите существовавших правил обмена, доказывая, что установление беспрепятственного обмена недоброкачественного товара повлечет для предприятия многомиллионные убытки, и тем самым признавая, что эти убытки покрываются из кармана покупателя, который платит своеобразный косвенный налог на брак55.

В рамках общей концепции гражданско-правовой регламентации отношений граждан и организаций в сфере обслуживания определялись следующие направления: опора на Конституцию СССР; изменение структуры гражданских кодифицированных законов (объединение правил об отдельных соглашениях по обслуживанию, рассредоточенных в главах Основ гражданского законодательства и ГК РСФСР, посвященных соответствующим типам традиционных договоров, путем создания в особом подразделе раздела «Обязательственное право» общих положений о договорах по обслуживанию); расширение применения безвиновной имущественной ответственности организаций за нарушение условий договора о качестве исполнения; распространение такой ответственности на все обязательства специализированных организаций; расширение области применения неустойки и усовершенствования механизма ее взыскания; объединение в группы отдельных договоров по обслуживанию граждан в зависимости от вида обслуживания; принятие комплексного нормативно-правового акта, общесоюзного Закона об охране прав граждан-потребителей, содержащего в себе положения межотраслевого56.

Концепция гражданского правового регулирования обслуживания граждан, сформированная советскими учеными, безусловно, заслуживает поддержки по нескольким причинам: впервые граждане-потребители выделяются в особую группу участников хозяйственных правоотношений, нуждающихся в особой правовой охране; за ними признается право на «личное удовлетворение», то есть человек, удовлетворяя свой необходимый жизненный интерес, перестал быть потребителем в негативном смысле этого слова, и, как следствие, формируется предпосылка для возникновения цели правоотношения: удовлетворения личных, бытовых, семейных и иных нужд, позволяющая разделять сферу потребления на производственную и личную; обозначена веду-

52 См.: Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 85.

53 Санникова Л.В. Услуги в системе гражданско-правовых отношений: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 115-116.

54 Бычко М.А. Развитие законодательства о защите прав потребителей: историко-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2000. С. 65.

55 См.: Суханов Е.А. Права покупателя в правовом государстве // Советская торговля. 1988. 29 сент.

56 См.: Кабалкин А.Ю. Совершенствование законодательства о договорах по обслуживанию граждан. С. 116-120.

щая роль именно гражданского права в регулировании правоотношений с участием потребителей; признана порочность ведомственного регулирования данных отношений; проводятся исследования в области опыта защиты прав покупателей не только в социалистических странах, но и буржуазных, таких как Франция, США, ФРГ, Великобритания и др.

Вот только посыл создания данной концепции в настоящее время представляется несколько идеалистическим: удовлетворение материальных и культурных потребностей граждан. При этом идеологический компонент незримо присутствовал в обоснованиях необходимости совершенствования механизма защиты прав граждан в виде формулировок: «недостатки в сфере обслуживания приводят к непроизводительной потере времени», «правовые нормы об экономии времени покупателей <..> отсутствуют <..> нет какой-либо ответственности за разбазаривание времени покупателей»57, «обоснование многочисленных предложений по улучшению существующего порядка связано в основном с выработкой частных мер и пока не привело к созданию единой, цельной Концепции гражданско-правового регулирования отношений сферы обслуживания, соответствующей ее социально-экономическому значению в развитом социалистическом обществе»58, «характер данных обязательственных отношений определяется главным образом действием основного закона социализма — наиболее полное удовлетворение постоянного растущих потребностей граждан. В соответствии с этим правовом регулировании обязательственных отношений по обслуживанию граждан основной акцент должен быть сделан на усиление гарантий прав граждан»59.

Полагаем, что идеологическая составляющая Концепции не позволила отразить в первом проекте Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителя»60 1988 г. все особенности данного вида правоотношений. Проект в основном содержал в себе нормы об обеспечении качества товаров и услуг, в то время как правам потребителя был посвящен только один раздел. Данный проект обсуждался на страницах печати, и его положения вызвали достаточно бурные споры61. В целом он был отвергнут,

57 Пронина М.Г Актуальные правовые вопросы сферы обслуживания граждан // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. С. 23; Язев В.А. Договор розничной купли-продажи и качество обслуживания. С. 62-81; Он же. Правовые вопросы торгового обслуживания. С. 49.

58 Суханов Е.А. Защита интересов потребителей в гражданском праве европейский социалистических стран // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. С. 28.

59 Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. С. 99.

60 Постановление Президиума ВС СССР «О проекте Закона СССР "О качестве продукции защите прав потребителей"» // Правда. 1989. 12 февр.

61 См.: Куник Я., Левшина Т., Смирнова Т., Жуков В. и др. Обсуждаем проект Закона о качестве продукции и защите

прав потребителей // Советская юстиция. 1989. № 6. С. 22-25; № 7. С. 25-27.

так как большинство положений проекта носило декларативный характер и не могло быть реализовано. Решение ряда проблем в дискуссионном порядке при формулировании основных положений Закона свидетельствует о той значимости, которая придавалась законодательству о защите прав потребителей в рамках перехода к рыночной экономике.

Таким образом, советское гражданско-правовое регулирование защиты прав покупателей обладало весьма специфическими чертами. Мы не может отрицать, что теория советского гражданского права обладала достаточным для того времени количеством научных исследований в области защиты прав покупателей. Отмечая объективный фактор идеологического влияния, следует признать, что защита прав потребителей как правовое явление возникло именно в советский период развития нашего общества. Повсеместно ученые-цивилисты отмечали крайне негативное состояние именно гражданско-правового регулирования отношений, возникающих между продавцом и покупателем, критически оценивая заложенный в праве гражданско-правовой механизм защиты прав последних. Развитию правовой мысли в этой области предшествовало создание социального явления «культура обслуживания потребителей», нацеленного на удовлетворение материальных и культурных потребностей советских граждан, и лишь после принятия Основ и ГК 1922 социальное явление постепенно трансформировалось в правовое.

Проанализировав законодательство и основные концепции развития советского гражданского права в области защиты прав покупателя, мы не можем утверждать, что права покупателей в советском государстве полностью отсутствовали. Что бы ни говорили о неудовлетворительном состоянии защиты прав потребителей в СССР, современное законодательство базируется на достижениях именно советской цивилистической науки. Осознание проблемы защиты прав потребителей произошло через обычную жизнь советских граждан, через «биение» в ней «живого общечеловеческого духа»62. К началу 1980-х гг. сложился основной комплекс прав потребителей, представленный в гражданском законодательстве советского периода: право на обмен товара ненадлежащего качества, право обмена товара надлежащего качества (доброкачественные товары), право на безвозмездное устранение недостатков, возмещение убытков, взыскание неустойки, право на отказ от исполнения договора (при обнаружении существенных недостатков или существенных отступлений от условий договора в вещи, изготовленной из материалов заказчика по договору бытового подряда) и др., а исследования ведущих ученых советского времени создали прочный фундамент для последующих работ в области защиты прав потребителей.

62 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права // СПС «Гарант».

Библиография:

1. Богдан В.В. Защита прав потребителей в России: историко-правовое исследование. — Курск: Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2008. — 188 с.

2. Валенцева М., Сохновский А. Спорные вопросы применения законодательства об обслуживании населения // Советская юстиция. — 1980. — № 3. — С. 19-20.

3. Власова А. Ответственность розничного торгового предприятия за качество проданного товара // Советская юстиция. — 1970. — № 4. — С. 11-12.

4. Гражданское право и экономика: сб. науч. ст. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1985. — 162 с.

5. Гражданское право России. Общая часть / отв. ред. О.Н. Садиков. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.

6. Гражданское право: учебник / под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — Т. 1. — М.: Теис, 1996. — 765 с.

7. Гуляихин В.Н. Правовой менталитет российских граждан // NB: Вопросы права и политики. — 2012. — № 4. — C. 108-133. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.4.310. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_310.html

8. Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // NB: Вопросы права и политики. — 2012. — № 2. — C. 90-116. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.2.153. URL: http:// www.e-notabene.ru/lr/article_153.html

9. Егоров К.Ф. Охрана прав потребителей в СССР и за рубежом // Роль правовых средств в оптимизации действия хозяйственного механизма. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. — С. 106-112.

10. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 176 с.

11. Кабалкин А. Иски граждан к организациям сферы обслуживания // Советская юстиция. — 1970. — № 17. — С. 5-6.

12. Кабалкин А.Ю., Мозолин В.П. Охрана прав граждан-потребителей // Советское государство и право. — 1983. — № 4. — С. 37-45.

13. Куник Я., Т.Левшина, Т. Смирнова, В. Жуков и др. Обсуждаем проект Закона о качестве продукции и защите прав потребителей // Советская юстиция. — 1989. — № 6 — С. 22-25; № 7. — С. 25-27.

14. Львович Ю. Правовое регулирование торговли — на уровень современных задач // Советская юстиция. — 1962. — №15-16. — С. 24-25.

15. Мартемьянов В.С. Охрана прав покупателя, заказчика, клиента. — М.: Знание, 1983. — 64 с.

16. Ответственность торговых организаций за ненадлежащее качество продаваемых товаров // Советское государство и право. — 1965. — № 9. — С. 138-140.

17. Пронина М.Г Актуальные правовые вопросы сферы обслуживания граждан // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. — С. 22-24.

18. Семякин М. Договор купли-продажи и качество товаров народного потребления // Советская юстиция. — 1982. — № 15. — С. 20-21.

19. Суханов Е.А. Защита интересов потребителей в гражданском праве европейский социалистических стран // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. — С. 28-33.

20. Успенский Ф.Я., Волков К.Д. Экономика и планирование общественного питания. — М.: Экономика, 1969. — 295 с.

21. Щенникова Л.В. Право и туристско-экскурсионное обслуживание в СССР // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. — С. 93-96.

22. Язев В.А. Договор розничной купли-продажи и качество обслуживания // Договор в торговле и качество обслуживания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — С. 42-46.

23. Язев В.А. Правовые вопросы торгового обслуживания // Правовое регулирование отношений в сфере обслуживания. — М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1983. — С. 144-148.

Материал поступил в редакцию 6 февраля 2014 г.

THEORETICAL AND APPLIED PROBLEMS OF PROTECTION OF CUSTOMER RIGHTS

IN THE SOVIET STATE

Bogdan, Varvara Vladimirovna — PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of

Civil Law of the South-Western State University.

[[email protected]]

305040, Russia, Kursk, ul. 50 let Oktyabrya, 94.

Review. In this article the author studies the experience of the Soviet civil law scholars on resolution of topical issues in one of the most complicated spheres of Soviet civil law — protection of customer rights. The scientists often noted the low level of protection of customer rights, providing critical evaluation of the mechanism for the protection of their rights in the civil law. The author substantiates the position that the customer rights protection as a legal matter in the Soviet state was transformed from the social and political culture of service to citizens. It is shown that by the late 1980s the science of civil law has formed several theoretical approaches towards solving this problem, which laid the foundation for the formation of the modern civil legislation on customer protection. The article involves general scientific and special legal methods of studies: analysis and synthesis, when working with the theoretical views, specific historical analysis. The scientific novelty is due to the fact that for the first time the author addresses the experience of the Soviet doctrine, which was aimed at finding solutions in the sphere of customer protection. As a result, the author draws a conclusion, that, firstly, the development of legal thought in the sphere of

customer protection was predefined by the formation of the social matter of «culture of customer service», which was aimed at satisfying the material and cultural needs of the Soviet citizens. It was only after the adoption of the Fundamental Bases of the Civil Legislation of the USSR, and the Civil Code of the RSFSR, when the social matter gradually transformed into a legal one. Secondly, the customer protection as a scientific direction was formed in late 1960s, and it included the developments in the sphere of civil, administrative and criminal process. Thirdly, the science of civil law of the Soviet period has formed the main set of rights of customers, which was later included in the Federal Law of the Russian Federation «On Customer Protection», so the modern legislation is based upon the achievements of the Soviet civil law science. Keywords: customer, service obligations, fundamentals of the civil legislation, culture of service to the population, court, mechanism for protection of rights, concept, services and serving, retail, law on sales.

Bibliography:

1. Bogdan, V.V. Protection of the rights of customers in Russia: a historical legal study. — Kursk: Izd-voKursk. gos. tekhn. un-ta, 2008. — 188 p.

2. Valentseva, M., Sokhnovskiy, A. Topical issues of application of the legislation on service to the population. Sovetskaya yustitsiya. — 1980. — № 3. — P. 19-20.

3. Vlasova, A. Responsibility of retail trade enterprise for the quality of goods sold // Soviet Justice — 1970. — № 4. — P. 11-12.

4. Civil law and economics: Collection of Scientific Articles. — M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1985. — 162 p.

5. Civil law of Russia. General part./ Ed. by O.N. Sadikov. — M.: Yurist», 2001. — 776 p.

6. Civil law: a manual / Ed. by Y.K. Tolstoy, A.P. Sergeev. — V. 1. — M.: Teis, 1996. — 765 p.

7. Gulyaihin, V.N. Legal mentality of the Russian citizens. // NB: Issues of law and politics. — 2012. — № 4. — P. 108-133. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.4.310. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_310.html

8. Gulyaihin, V.N. Structural and functional specificites of the various conditions of the human legal conscience // NB: Issues of law and politics. — 2012. — № 2. — P. 90-116. DOI: 10.7256/2305-9699.2012.2.153. URL: http:// www.e-notabene.ru/lr/article_153.html

9. Egorov, K.F. Protection of the rights of customers in the USSR and abroad // Rol pravovykh sredstv v optimizatsii deystviya khozyaystvennogo mekhanizma. — M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1983. — P. 106-112.

10. Egorov, N.D. Civil law regulation of the social relations. — L.: Izd-vo LGU, 1988. — 176 p.

11. Kabalkin, A. Claims of customers against the service organizations // Sovetskaya yustitsiya. — 1970. — № 17. — P. 5-6.

12. Kabalkin, A.Y., Mozolin, V.P. Protection of right of customers — citizens // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — 1983. — № 4. — P. 37-45.

13. Kunik, Y., Levshina, T., Smirnova, T., Zhukov V. et al., Discussing the Draft Law on the Quality of Products and Protection of Customer Rights. // Sovetskaya yustitsiya. — 1989. — № 6 — P. 22-25; № 7. — P. 25-27.

14. Lvovich, Y. Legal regulationof trade — at the level of the modern goals // Sovetskaya yustitsiya. — 1962. — № 15-16. — P. 24-25.

15. Martemyanov, V.S. Protection of rights of customers, buyers and clients. — M.: Znanie, 1983. — 64 p.

16. Responsibility of trade organizations for insufficient quality of goods sold // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. — 1965. — № 9. — P. 138-140.

17. Pronina, M.G Topical legal issues in the sphere of customer service // Legal regulation of relations in the sphere of service. — M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1983. — P. 22-24.

18. Semyakin, M. Sales contract and quality of goods for mass use // Sovetskaya yustitsiya. — 1982. — № 15. — P. 20-21.

19. Sukhanov, E.A. Protection of interests of customers in the civil law of the European socialist states // Legal regulation of the relations in the sphere of service. — M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1983. — P. 28-33.

20. Uspenskiy, F.Y., Volkov, K.D. Economics and planning the public food service. — M.: Ekonomika, 1969. — 295 p.

21. Shchennikova, L.V. Law and tourist and excursion service in the USSR // Legal regulation in the sphere of service relations. — M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1983. — P. 93-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Yazev, V.A. Contract for the retail sale and service quality // Sales contract and service quality. — L.: Izd-vo LGU, 1978. — P. 42-46.

23. Yazev, V.A. Legal issues of sales service // Legal regulation of service relations. — M.: Izd-vo IGiP AN SSSR, 1983. — P. 144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.