УДК 331.215.1
Цимбалюк Светлана Алексеевна
кандидат экономических наук
Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана, Киев, Украина
ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПРАВЕДЛИВОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА
В статье исследована сущность понятия «справедливая оплата труда». Изложены основные проблемы обеспечения справедливой оплаты труда в Украине. Исходя из рассмотренных недостатков, определены основные направления совершенствования оплаты труда.
Ключевые слова: оплата труда, справедливая оплата труда, организация заработной платы, минимальная заработная плата, государственное регулирование, договорное регулирование.
Невозможно эффективно управлять персоналом без обеспечения справедливой оплаты труда, выплаты достойного уровня вознаграждения, предоставления наемным работникам социального пакета. Только при таких условиях можно рассчитывать на повышение мотивации и лояльности работников и соответственно на высокие результаты труда.
Вопросы организации заработной платы являются одними из наиболее важных и, вместе с тем, наиболее болезненных для Украины. Необходимо обратить внимание на следующие актуальные проблемы: низкий уровень, тенизация и неудовлетворительная дифференциация заработной платы, нарушение предприятиями законодательства в сфере оплаты труда, несогласованность заработной платы со сложностью функций и обязанностей, уровнем квалификации работников и результатами труда. Перечисленные проблемы негативно влияют на обеспечение справедливости в оплате труда наемных работников.
Вопросам организации заработной платы посвящено немало исследований. Среди зарубежных авторов, которые занимались исследованием этих вопросов, следует выделить М. Армстронга, Э. Лоу-лера, Дж.Т. Милковича, Дж.М. Ньюман, Т. Стивенс, Р. Хендерсона и др. Различные теоретические и прикладные аспекты организации заработной платы изложены в трудах украинских ученых: Е. Гришновой, В. Данюка, Т. Кирьян, А. Колота, Г. Куликова, В. Лагутина, Э. Либановой, Н. Лукь-янченко, О. Новиковой, В. Оникиенка, И. Петровой и др. Эти проблемы исследовали также российские ученые: Л. Абалкин, И. Алиев, Л. Бабы-нина, В. Бобков, Н. Волгин, Б. Генкин, В. Гимпель-сон, Н. Горелов, Ю. Кокин, Р. Колосова, Б. Мазма-нова, Ю. Одегов, А. Рофе, М. Сорокина, А. Фед-ченко, Р. Яковлев и др.
Ученые занимались теоретико-методологическим обоснованием сущности «цены рабочей силы», «заработной платы», механизма формирования заработной платы, разработкой предложений по совершенствованию организации заработной платы и т.д. Но есть проблемы, требующие дальнейших теоретических и прикладных исследований, а на
их основе разработки рекомендаций по улучшению механизма организации заработной платы, в том числе, посредством обеспечения справедливой оплаты труда.
Мы пытаемся определить сущности понятия «справедливая оплата труда», выявить основные проблемы и разработки направлений обеспечения справедливой оплаты труда.
Если рассматривать вопрос обеспечения справедливой оплаты труда с научной точки зрения, то сначала нужно выяснить, что мы понимаем под термином «справедливая оплата труда».
Согласно толковому словарю понятие «справедливый» означает: 1) действующий беспристрастно; соответствующий истине; 2) осуществляемый на законных и честных основаниях; 3) истинный, правильный [2].
Исходя из толкования понятия «справедливый», мы можем сформулировать определение термина «справедливая оплата труда».
Справедливая оплата труда - это такой механизм определения размера заработной платы, который:
- обеспечивает достойный уровень заработной платы, достаточный для расширенного воспроизводства рабочей силы наемного работника и материального обеспечения нетрудоспособных членов семьи;
- соответствует законодательным нормам;
- обеспечивает справедливое распределение предельного продукта (результатов труда) между собственником и работниками;
- обеспечивает объективную дифференциацию заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работника, результатов труда, стажа работы, условий труда;
- исключает предвзятое отношение к отдельным работникам в зависимости от пола, возраста и других факторов, которые непосредственно не касаются трудовой деятельности и т.д.
Рассмотрим проблему обеспечения справедливой оплаты труда в двух измерениях:
- определение размера фонда оплаты труда, его доли в операционных расходах предприятия, что характеризует справедливое распределение пре-
© Цимбалюк С.А., 2013
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
61
дельного продукта (результатов труда) между собственником и наемными работниками;
- распределение фонда оплаты труда между наемными работниками и определение размера заработной платы, которую получает работник за выполнение определенной трудовой функции.
Если говорить о доле заработной платы в ВВП и операционных расходах, то в Украине она намного ниже, чем в развитых странах Европы. Доля заработной платы в ВВП в Украине составляет 37%, в странах Европы этот показатель равняется 6070% [3].
Важную роль в обеспечении справедливого распределения предельного продукта (результатов труда) между собственником и наемными работниками, на наш взгляд, должны играть социальные партнеры. В Генеральном соглашении должны быть предусмотрены обязательства социальных партнеров по определению в отраслевых соглашениях, коллективных договорах минимальной доли фонда оплаты труда в операционных расходах предприятий. Соответственно отраслевые соглашения должны содержать обязательства собственников по определению в коллективных договорах минимальной доли фонда оплаты труда в операционных расходах предприятий.
Анализ отраслевых соглашений показал, что в большинстве из них отсутствуют обязательства социальных партнеров относительно определения доли фонда оплаты труда в операционных расходах. Лишь отдельными соглашениями предусмотрены договоренности по обеспечению увеличения доли, хотя конкретный процент такого увеличения не указывается.
Вторая проблема - распределение фонда оплаты труда и определение размера заработной платы, которую получает работник. Для обеспечения социальной справедливости важно, чтобы в этом процессе были задействованы все классические составляющие механизма организации заработной платы: государственное и договорное регулирование, механизм определения заработной платы на уровне предприятия, включая нормирование труда, тарифные условия, системы оплаты труда и т.д.
Одной из основных проблем обеспечения справедливой оплаты труда в Украине является низкий размер минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата основывается на уровне заниженного размера прожиточного минимума и не обеспечивает даже простого воспроизводства рабочей силы наемного работника.
Одним из направлений реформирования оплаты труда является пересмотр методики расчета прожиточного минимума, приближение набора составляющих, которые учитываются при его расчете, к реальным потребностям работников и условиям воспроизводства рабочей силы.
Вместе с тем, само по себе повышение минимальной заработной платы не решит проблемы справедливой оплаты труда, поскольку минимальная заработная плата обеспечивает выполнение лишь воспроизводительной функции. Заработная плата должна выполнять и другие важные функции: мотивационную, социальную, регулирующую.
Повышение размера минимальной заработной платы, которое, безусловно, можно считать положительным фактором, без реформирования других составляющих механизма организации заработной платы может повлечь ряд негативных явлений в Украине:
- уравнение в заработной плате работников различных категорий и квалификационных групп;
- «перекладывание» выполнения воспроизводственной функции с тарифной части на весь размер заработной платы, что негативно скажется на дифференциации заработной платы;
- увеличение разрыва между уровнями заработных плат работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики.
В связи с этим, считаем, что необходимо комплексно подходить к реформированию системы оплаты труда в Украине, поскольку решение лишь отдельных вопросов может усугубить другие. Одновременно с повышением минимальной заработной платы нужно реформировать систему оплаты труда в бюджетной сфере, где не выполняются даже заниженные социальные стандарты, поскольку ученые, врачи, учителя могут получать меньшую заработную плату, чем неквалифицированные рабочие на предприятиях внебюджетного сектора экономики.
Важной составляющей механизма обеспечения объективной дифференциации заработной платы, а, следовательно, и социальной справедливости, являются тарифные условия оплаты труда.
Анализ тарифных условий оплаты труда, которые используются на украинских предприятиях, показывает, что на большинстве из них этот элемент механизма оплаты труда не обеспечивает соблюдение принципа социальной справедливости. Прежде всего, это касается таких вопросов:
- установление необоснованных диапазонов тарифных сеток и схем должностных окладов, что приводит либо к уравнению, либо, наоборот, к социальной несправедливости;
- несоблюдение порога «чувствительности» -минимально необходимой разницы между тарифными коэффициентами и соотношениями в оплате труда двух смежных разрядов, квалификационных групп, которая должна быть не менее 10%;
- отсутствие объективных критериев соотнесения сложности работ и, соответственно, формирования квалификационных групп по оплате труда руководителей, специалистов и технических служащих. Действующие справочники квалификационных характеристик профессий работников не
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
Таблица 1
Межразрядная разница ЕТС для оплаты труда работников бюджетной сферы Украины
Относительное Относительное
Разряды ЕТС Тарифные коэффициенты увеличение тарифных коэффициентов, % Разряды ЕТС Тарифные коэффициенты увеличение тарифных коэффициентов, %
1 2 3 1 2 3
1 1,0 - 14 2,42 6,6
2 1,09 9,0 15 2,58 6,6
3 1,18 8,3 16 2,79 8,1
4 1,27 7,6 17 3,0 7,5
5 1,36 7,1 18 3,21 7,0
6 1,45 6,6 19 3,42 6,5
7 1,54 6,2 20 3,64 6,4
8 1,64 6,5 21 3,85 5,8
9 1,73 5,5 22 4,06 5,5
10 1,82 5,2 23 4,27 5,2
11 1,97 8,2 24 4,36 2,1
12 2,12 7,6 25 4,51 3,4
13 2,27 7,1 - - -
позволяют провести надлежащую тарификацию работ для руководителей, специалистов и технических служащих и т.д.
Существенные недостатки с точки зрения обеспечения социальной справедливости имеет Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы [1]. Рассчитанная нами межразряд-ная разница ЕТС приведена в таблице 1.
Среди недостатков ЕТС, которая используется для оплаты труда работников бюджетной сферы в Украине, с точки зрения обеспечения социальной справедливости надо выделить следующие:
- установление оклада (ставки) работника 1 тарифного разряда в размере, меньшем минимальной заработной платы, что противоречит законодательству, в том числе статье 96 КЗоТ Украины;
- очень маленький диапазон тарифной сетки: для двадцатипятиразрядной сетки соотношение 1:4,51 является мизерным;
- межразрядная разница тарифных коэффициентов всех разрядов меньше 10%, что необъективно учитывает разницу в сложности функций и обязанностей, уровне квалификации работников двух смежных разрядов;
- отсутствие логики в построении тарифных коэффициентов, использование смешанного типа межразрядной разницы, которая дифференцируется от 2,1% до 9%;
- отсутствие объективной методики оценивания сложности обязанностей и работ сотрудников и квалификационных характеристик профессий и должностей для отдельных отраслей бюджетной сферы и др.
Важную роль в обеспечении справедливой оплаты труда играют и другие составляющие системы оплаты труда:
- система премирования должна обеспечивать справедливую дифференциацию заработной платы
в зависимости от результатов труда. Выплата всем работникам премии в одинаковом размере нивелирует назначения премирования в системе оплаты труда;
- доплаты должны справедливо компенсировать работнику дополнительные физические и умственные усилия, связанные с особым характером труда или условиями, которые отклоняются от нормальных;
- надбавки должны учитывать индивидуальные особенности работников, стимулировать их к улучшению профессионально важных качеств и длительной работы в определенной профессиональной сфере или на предприятии и т.п.
Для обеспечения социальной справедливости важно повысить роль государства в сфере регулирования заработной платы по следующим направлениям:
- разработка научно обоснованных рекомендаций по нормированию труда, проектированию на предприятиях различных составляющих заработной платы (тарифных условий оплаты труда, системы премирования, доплат и надбавок, социального пакета);
- реформирование системы оплаты труда в бюджетном секторе экономики, разработка новой социально справедливой ЕТС.
Основные направления совершенствования ЕТС, которая используется для оплаты труда работников бюджетной сферы в Украине:
- согласование оклада (ставки) работника 1 тарифного разряда с минимальной заработной платой;
- отнесение профессий и должностей не к разрядам ЕТС, а формирование квалификационных групп по оплате труда;
- уменьшение количества разрядов ЕТС и диапазонов разрядов для отдельных профессий и дол-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
63
жностей за счет формирования квалификационных групп по оплате труда с учетом сложности работ;
- разработка методики оценивания должностей и работ для объективного сравнения сложности функций и обязанностей работников;
- использование постоянной межразрядной разницы тарифных коэффициентов, обеспечение разницы в тарифных ставках и должностных окладах двух смежных квалификационных групп не менее 10% и др.
Таким образом, вопросы организации заработной платы являются важными и проблемными для Украины. Особенное место занимают вопросы обеспечения справедливой оплаты труда наемных работников. Существующий механизм организации заработной платы является неэффективным, что обосновывает необходимость реформирования системы оплаты труда в Украине. Необходимо комплексно подходить к реформированию системы оплаты труда, поскольку решение отдельных вопросов может существенно усугубить другие. Кроме того, вопрос обеспечения справедливой оплаты труда не может быть решен обособленно от других проблем в экономической и социальной сфере государства. Причины несправедливой оплаты труда имеют глубокие корни и, скорее всего, связаны с ценностями, нормами морали, установками.
Дальнейшие исследования должны быть направлены на конкретизацию требований к разработке научно обоснованных рекомендаций по проектированию различных составляющих заработной платы с целью обеспечения социальной справедливости.
Библиографический список
1. Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы // Постановление Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 № 1298 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/ 1298-2002-%D0%BF (дата обращения 24.02.2013).
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ozhegov.info/slovar/ (дата обращения 24.02.2013).
3. О мероприятиях по случаю празднования в 2013 году Всемирного дня социальной справедливости // Постановление Президиума Федерации профсоюзов Украины от 11.12.2012 № П-15-7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.fpsu.org.ua/napryamki-diyalnosti/142-den-socialnoi-spravedlivosti/247-zahodysocsprav (дата обращения 24.02.2013).
УДК 378
Шаров Дмитрий Владимирович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В статье предложено новое видение роли повышения квалификации молодых преподавателей университета. Ключевые слова: динамика развития университета, квалификация молодых преподавателей.
Йм динамично развивающегося университета принципиальное значение имеет квалификация молодых преподавателей го кадрового состава. Однако структура университета многопрофильна, что определяет специфику повышения квалификации.
Высшие профессиональные учебные заведения уже начинают функционировать в рамках новых образовательных стандартов двухуровневой подготовки, предусматривающих значительные изменения образовательного процесса в высшей профессиональной школе. Новая экономика и новый подход к человеческим ресурсам диктуют переход к компетентностно-ориентированному (инновационному) образованию, удовлетворяющему востребованность таких компетенций специалиста, как умения работать в коллективе, умения ориентироваться на рынке труда, готовности связывать свою карьеру с продолжением образования, способнос-
ти принимать решения, менять профиль деятельности в зависимости от изменения стратегии предприятия, технологий и т.п. Новый подход, основанный на превращении высшего профессионального образования в образование, соотнесенное с общечеловеческими ценностями, требует пересмотра привычной стратегии преподавания и воспитания в высшей школе, а также пересмотра подготовки самих преподавателей к реализации новых образовательных задач.
Не так давно межведомственная комиссия по проведению мониторинга деятельности вузов предложила Госдуме разработать закон, обязывающий высшие школы проходить проверку на эффективность, о чем говорится в протоколе заседания комиссии, размещенном на сайте Минобрнауки РФ 29 ноября 2012 года. Предполагается, что действие закона будет распространяться не только на государственные вузы. Кроме того, много разговоров
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2013
© Шаров Д.В., 2013