Научная статья на тему 'Теоретико - прикладной анализ законодательства Республики Башкортостан Об охране и защите семьи, материнства, отцовства и детства'

Теоретико - прикладной анализ законодательства Республики Башкортостан Об охране и защите семьи, материнства, отцовства и детства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА И ЗАЩИТА СЕМЬИ / PROTECTION AND PROTECTION OF A FAMILY / МАТЕРИНСТВА / ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА / PATERNITY AND THE CHILDHOOD / MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Латыпова Диана Флоритовна

В России поменялся общественнополитический строй. Это привело к социальным и правовым проблемам в российском обществе (снижению авторитета семьи, значимости семейных ценностей и т.д.). Ученые пытаются предложить свои рекомендации, направленные на укрепление семьи, возрождение семейных ценностей; поддержку молодых, неполных, многодетных семей, а также на повышение уровня эффективности защиты материнства, отцовства и детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The oretical and application study of the Republic's of Bashkortostan legislation on family, maternity, paternity and childhood care and security

The social and political system has changed in Russia. This lead to social and legal problems in the Russian society (a drop in authority of the family and significdnce of family values etc). The scientists try to propose their recommendations aimed to strengthen the position of the family to revive family values, to support young, one-parent and large families, and to improve the efficiency level of maternity, paternity and childhood care and security.

Текст научной работы на тему «Теоретико - прикладной анализ законодательства Республики Башкортостан Об охране и защите семьи, материнства, отцовства и детства»

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по обеспечению законодательства о государственной гражданской службе и (или) органом по управлению гражданской службой. Ответственность сторон социального партнерства может наступить в случае невыполнения требований, предусмотренных порядком заключения, изменения и выполнений условий коллективного договора.

Таким образом, опираясь на нормы трудового и служебного права, могут быть предусмотрены различные направления, формы и варианты социального партнерства на гражданской службе, реализация которых во многом зависит от особенностей развития государственной службы в

условиях административной реформы. При этом можно сделать два предварительных вывода: во-первых, социальное партнерство на государственной гражданской службе в настоящее время находится на стадии становления, и только его отдельные элементы нашли закрепление в законодательстве о гражданской службе; во-вторых, социальное партнерство на гражданской службе имеет массу «белых пятен» (пробелов), которые могут быть устранены либо на основе норм трудового законодательства, либо введением специальной главы в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», либо принятием отдельного Федерального закона «О социальном партнерстве на государственной гражданской службе Российской Федерации».

Д.Ф. Латыпова

ТЕОРЕТИКО - ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОБ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ СЕМЬИ, МАТЕРИНСТВА, ОТЦОВСТВА И ДЕТСТВА

Статья 42 Конституции Республики Башкортостан провозглашает, что семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

В абзацах 4 и 5 этой же статьи сказано, что дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей, в Башкортостане обеспечивается содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усилия органов государственной власти Республики Башкортостан направлены на развитие системы социальных служб, гарантированное

обеспечение пенсиями, пособиями и иными мерами социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Конституционно-правовые нормы

Республики Башкортостан в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства направлены на повышение авторитета института семьи, возрождение и укрепление семейных традиций, обеспечение приоритета семейного воспитания детей, охрану и защиту прав и законных интересов детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Данные конституционно-правовые нормы выступают гарантом соблюдения прав человека, являются мерилом соответствия

законов республики смыслу конституционных правоположений. То есть, другими словами, конституционно-правовые основы

законодательства в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства представляют собой основополагающие принципы (начала), исходящие из ценности семьи, заботы о ее состоянии и благополучии, важности эффективной охраны и защиты прав и интересов членов семьи и имеющие общеобязательное значение в силу юридического закрепления в Основном законе Республики Башкортостан.

Конституционно-правовые нормы в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства получают распространение и конкретизацию в отраслевом (семейном) законодательстве Республики Башкортостан.

Республика Башкортостан - один из первых субъектов Федерации, где был принят закон «О государственной молодежной политике»1. В Республике Башкортостан приняты и действуют Семейный кодекс Республики

1 Закон Республики Башкортостан от 07.10.1999 г. «О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан»; также указ Президента РБ от 26.11.2001 г. № УП-593 «О дополнительных мерах поддержки молодых семей в Республике Башкортостан» и др.

№1 (19) 2010

Башкортостан1, законы «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан»2, «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан»3 и др., защищающие права и интересы семьи и молодежи.

Положения Конституции Республики Башкортостан и республиканские законы в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства и детства образуют общность норм, именуемую институтом семьи. Данный институт призван обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи.

Важно отметить, что реализации законодательных приоритетов Республики Башкортостан в данной области способствуют совместные усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций посредством: а) организации и проведения различных мероприятий: конкурсов («Лучшая семья -2008»), конференций («Отцы и дети»)4, награждения знаками отличия многодетных матерей (медаль «Материнская слава»), создания и функционирования государственной службы семьи в Республике Башкортостан -направленных на возрождение и укрепление авторитета семьи; б) разработок и проведения республиканских («Охрана здоровья детей и подростков в Республике Башкортостан», «Безопасное материнство»5), президентских программ («Дети Республики Башкортостан», «Молодежь Республики Башкортостан», «Мать и дитя», «Год социальной поддержки семьи», «Год молодежи» и др.)6, гарантирующих

1 Семейный кодекс Республики Башкортостан в ред. законов РБ от 02.03.1994 г. № ВС-22134, от 05.08.1996 № 40-з, (в ред. от 28.12.2007 г. официально опубликован не был).

2 Закон Республики Башкортостан от 05.11.1993 № ВС-21/19 (в ред. от 04.10.2007 г.) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан».

3 Закон Республики Башкортостан от 24.07.2000 г. № 87-з, в ред. от 26.07.2001 г. №236-з, от 24.09.2008 г. «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан».

4 Республиканская конференция «Отцы и дети», сост. 8 ноября 2008 г. в г. Уфе РБ.

5 См., напр.: постановление Кабинета Министров РБ от 14.08.1995 г. № 290 «Об утверждении целевой программы «Безопасное материнство».

6 См., напр.: Комплексная программа мероприятий года социальной поддержки семьи в Республике

Башкортостан», утв. Организационным комитетом по проведению Года социальной поддержки семьи в РБ от

надлежащую социальную и материальную защищенность семей в Республике Башкортостан, а также программ и концепций в области улучшения здоровья населения (в том числе репродуктивного здоровья мужчин и женщин, повышения качества жизни, здоровья новорожденных и малолетних детей), решения демографической проблемы, улучшения жилищных условий7; в) деятельности специальных медико-психологических центров по оказанию психологической помощи семьям, например, таких, как «Индиго»; г) информационного, культурно-духовного

развития населения.

Несмотря на наличие целого ряда вышеперечисленных законодательных

документов, остается достаточно много проблем в области охраны и защиты семьи, материнства, отцовства, детства.

На наш взгляд, одной из актуальных проблем в данной области является соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин в семейных отношениях (ст. 19 Конституции Республики Башкортостан).

Равное участие мужчин и женщин в семейных отношениях способствует укреплению института семьи, повышению ее авторитета, надлежащей заботе и воспитанию детей и в целом является основой, обеспечивающей достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи.

Равноправие мужчин и женщин в процессе регулирования семейных отношений сложно обеспечить в силу того, что отдельные семейные отношения регулируются иным отраслевым законодательством, отдельная совокупность прав и обязанностей членов семьи определяется иными отраслями права.

22.01.2008 г., указ Президента РБ от 08.01.2008 г. № УП-1 «Об объявлении 2008 года Годом социальной поддержки семьи в РБ»; указ Президента РБ от 22.03.2007 г. УП- 415 «Об утверждении президентской программы «Мать и дитя» на 2007-2011 годы» и др.

7 См., напр.: Концепция демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года, разработанная в соответствии с указом Президента РБ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 года и посланием Президента РБ Гос. Собранию - Курултаю Республики Башкортостан «К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 г.).

Достичь истинного равноправия мужчин и женщин в сфере воспроизводства возможно посредством выработки эффективного механизма регулирования двух важнейших групп семейных правоотношений -супружеских и родительских.

Анализируя содержание и условия реализации принципа равноправия мужчин и женщин в супружеских отношениях, необходимо отметить следующее. Принцип равноправия полов надлежащим образом соблюдается и реализуется в положениях Семейного кодекса Республики Башкортостан, устанавливающих условия и порядок заключения брака, основания и порядок его расторжения или признания его недействительным.

Так, брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов. Положения Семейного кодекса РБ справедливо ограничивают право супруга расторгать брак без согласия жены в период беременности и в течение года после рождения ребенка, исходя из интересов ребенка и женщины. Данное правило распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или не дожил до возраста года.

В соответствии с принципом равноправия полов (ст. 19 Конституции РБ) вопросы материнства, отцовства и детства решаются супругами совместно. В круг данных вопросов включается и вопрос о рождении ребенка, который в настоящее время не получил четкой регламентации.

Согласно правилам ст. 36 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в ред. от 29.12.2006 г.), Инструкции о порядке проведения операции искусственного прерывания беременности, утвержденной Приказом Минздрава России от 14.10.2003 г. № 484, действующим как на федеральном, так и на региональном уровнях, решение вопроса о рождении ребенка является прерогативой беременной женщины. Основываясь на принципе равноправия полов, мы исходим из того, что указанный вопрос необходимо решать мужчине и женщине совместно.

Наряду с отмеченным, на практике известны случаи, когда при разделе общего совместного имущества супругов при расторжении брака нередко суд «отходит» от принципа равенства долей супругов в общей совместной собственности в сторону увеличения

имущественной массы того супруга, который воспитывает общих несовершеннолетних детей. Следовательно, если дети решат проживать совместно с одним из родителей, то ко второму их родителю не переходит имущество, принадлежащее детям. Таким образом, получается, что при определении долей супругов в общей совместной собственности интересы мужчин в большинстве случаев ограничиваются. На наш взгляд, суд не должен «отходить» от принципа равенства долей супругов в общей совместной собственности, даже если с одним из супругов будет проживать их общий несовершеннолетний ребенок (общие несовершеннолетние дети). То есть, что касается имущества детей, ни один из родителей не может претендовать на него, несмотря на то что совместно проживает с ребенком и заботится о нем.

Определенные изменения в сторону соблюдения принципа равноправия полов должны претерпеть и имущественные отношения между супругами в вопросах, когда решается проблема раздела имущества супругов и один из них не имел самостоятельного источника дохода (в связи с воспитанием ребенка, ведением домашнего хозяйства, по иным уважительным причинам) в период совместной жизни. Мы полагаем, что необходимо предусмотреть конкретные нормы, которые гарантировали бы защиту имущественных интересов такого супруга на должном уровне. То есть очень важно признать, да и не только в сфере воспроизводства, равноценными домашний труд и любую деятельность в сфере общественного производства.

В совершенствовании нуждаются и положения главы Семейного кодекса РБ, посвященные алиментным обязательствам супругов и бывших супругов. Так, семейное законодательство РБ предоставляет право требовать уплаты алиментов следующим категориям: нетрудоспособный нуждающийся супруг (как мужчина, так и женщина); женщина в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом (как мужчина, так и женщина). На наш взгляд, справедливо и целесообразно в Семейный кодекс РБ внести изменения, предоставляющие мужчине, воспитывающему малолетнего ребенка до трех лет, требовать от супруги или бывшей супруги

№1 (19) 2010

уплаты алиментов на свое содержание и содержание ребенка.

Следует отметить, что если при регулировании супружеских отношений принцип равноправия полов более или менее реализуется, то в родительских правоотношениях наблюдается явная асимметрия в положении мужчин и женщин. Так, основная часть вопросов, связанная с воспитанием ребенка, ориентирована в большинстве случаев на мать. Женщины по-прежнему выполняют и родительскую роль, и роль добытчицы. В отличие от женщин, материальный и эмоциональный вклад мужчин в семью и воспитание детей по объему меньше, особенно мужчин, проживающих отдельно от ребенка (детей). В случаях расторжения брака, ограничения, лишения родительских прав обычно дети отдаются на попечение матери или иных лиц женского пола. Получается, что семейное законодательство РБ понятия «мать» и «лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком» отождествляет. То есть мужчины автоматически исключаются не только из категории лиц, могущих воспитывать ребенка, но и вообще из сферы воспроизводства.

Мы исходим из того, что обеспечение интересов ребенка возможно лишь при равноценном участии в его воспитании и отца, и матери. В целях соблюдения прав мужчин в родительских

правоотношениях, по нашему мнению, необходимо усилить ответственность родителя, с которым проживает ребенок, за нарушения права другого родителя на осуществление им родительских прав посредством возмещения материального вреда (напр., расходы на покупку подарков, одежды для ребенка и пр.) и компенсации морального вреда. Также мужчинам, самостоятельно воспитывающим двух, трех и последующих детей, следует предоставить право получать «материнский капитал» и распоряжаться им, а также иными средствами дополнительной государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В заключение следует отметить, что в целом республиканское семейное законодательство придерживается смысла и содержания положений Конституции Республики Башкортостан. Однако необходимость в реформировании республиканского семейного законодательства в плане наиболее полного воплощения в нем положений Конституции Республики Башкортостан, посвященных принципу равноправия полов, охране и защите семьи, материнства, отцовства, детства, остается.

А.А. Гавва

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ПРАВА ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Значение института права частной собственности на земельный участок предопределяется особенностями самого объекта, порождающего, как известно, двойственность правового регулирования. С одной стороны, поскольку земельный участок является объектом гражданско-правового оборота, предусматривается частноправовой подход. С другой стороны, земля признается основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 8 Конституции РФ), и наделяется качеством «общественного достояния» (например, см. ст. 95 Земельного кодекса РФ), что, в свою очередь, подчеркивает ее нецивилистическую природу. Как известно, категория «общественного достояния» широко применялась в советской правовой доктрине, основанной на принципе единства фонда государственной собственности, который признавался «общим достоянием всего советского народа» (ст. 94 Гражданского кодекса РСФСР 1964

г.)1. Подобное отождествление государственной собственности и «общественного достояния» происходило и в период реформ начала 90-х гг. прошлого века в конституциях некоторых республик в составе Российской Федерации (Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан). Например, согласно законодательству Республики Башкортостан, земля признавалась неотъемлемым достоянием народов, проживающих на территории республики, и не подлежала передаче в частную собственность (ст. 3

1 Подробнее о соотношении категории «общественное достояние» с понятием «право государственной собственности» в советский период см.: Голубцов В. Г. Публичные и частные начала в гражданско-правовом регулировании отношений государственной

собственности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / В. Г. Голубцов. - Пермь, 1999. - С. 90-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.