Научная статья на тему 'Теоретико-правовые тенденции модернизации и основания действительности мусульманского брака'

Теоретико-правовые тенденции модернизации и основания действительности мусульманского брака Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
734
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАК / ИСЛАМСКОЕ ПРАВО / ЦЕЛИ БРАКА / ОСНОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ БРАКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / MARRIAGE / ISLAMIC LAW / THE PURPOSE OF MARRIAGE / THE FOUNDATION OF THE VALIDITY OF MARRIAGE / THE MODERNIZATION OF FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валько О. Ю.

Настоящая статья посвящена исследованию теоретико-правовых основ мусульманского брака и тенденций модернизации семейного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND LEGAL DEVELOPMENTS OF MODERNIZATION AND GROUNDS OF REALITY MUSLIM MARRIAGE

This article is devoted to the research of the theoretical and legal foundations of Muslim marriages and trends of modernization of family law.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые тенденции модернизации и основания действительности мусульманского брака»

education. The main tasks for which to create the "endowment fund" in the autonomous educational institution.

Keywords: non-profit organizations, educational institutions of higher education, autonomous institutions endowment fund independent educational institution.

V.I. Burenina, a lecturer in law, intellectual property and forensic Bauman. NE Bauman, Email: asteriskv@rambler.ru, (Russia, Moscow)

A.I. Minakova, Senior Counsel Isoto Bauman. NE Bauman, a senior lecturer in law, intellectual property and forensic Bauman. NE Bauman, E-mail: Lilalbina@mail.ru, (Russia, Moscow)

УДК 343

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОСНОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО БРАКА

О.Ю. Валько

Настоящая статья посвящена исследованию теоретико-правовых основ мусульманского брака и тенденций модернизации семейного права.

Ключевые слова: брак, исламское право, цели брака, основания действительности брака, модернизация семейных отношений

Исламская и христианская правовая культура являются наиболее распространенными в мире. В связи с этим представляется целесообразным и полезным обратиться к изучению и сравнению различных правовых институтов в рамках этих правовых культур и основанных на них правовых систем. При всех казалось бы кардинальных отличиях, тем не менее можно найти взаимопонимание, общие тенденции развития и эффективные способы решения социально-правовых проблем, подходящих той или иной национальной правовой системе. В настоящей статье речь пойдет об институте брака и семьи, по содержанию и правовому оформлению которого можно составить представление об экономическом, политическом, правовом уровне развития государства.

Происходящие во всем мире в XX-XXI вв. изменения не могли не затронуть исламскую правовую семью. Но, несмотря на модернизацию, в том числе и семейных отношений, в мусульманских семьях продолжают соблюдаться главные заповеди Корана об уважении к старшим, взаимопомощи, внимании и заботе к пожилым. Мусульмане поддерживают семейные отношения через постоянные посещения, совместные празднования семейных торжеств и даже создание семейных предприятий. Каждый мусульманин стремиться вступить в брак, так как согласно предписаниям Корана, брак - это

единственно возможное состояние для сексуальных отношений, сексуальные связи до или вне брака считаются серьезным преступлением. Семейные отношения воспринимаются не как частные, а общественные (семейные, в значении большой семьи). В случае семейного конфликта и неспособности его участников самостоятельно его разрешить, со стороны общественности предлагается помощь: авторитетный представитель общественности

попытается урегулировать конфликт и предотвратить распад семьи [1, С. 66].

В рамках исламской правовой семьи основной целью мусульманского брака является оформление отношений полов и предотвращение распутства. В предписаниях Корана, постоянно встречаются положения предписывающие мужчине и женщине вести себя целомудренно (непорочно) [2, С. 49]. Мухаммед говорил по этому поводу «О молодые мужчины, те из вас, которые могут вступить в брак, вступайте, тем самым вы избавите свои глаза от непристойных взглядов, а свое тело от распутства» [3, С.161]. Единственным исключением был конкубинат - связь господина со своей рабыней. Рожденные в конкубинате дети были свободными, а рабыня признавалась их матерью и после смерти господина была свободной [4, С.13].

Также важнейшей целью мусульманского брака является продолжение мусульманской расы. Продолжение рода, потомство - выражение воли Аллаха, который является творцом всего, в том числе и потомства.

Третьей важной целью мусульманского брака является спокойная жизнь на условиях взаимного уважения и привязанности. Брак олицетворяет надежность, защищенность, устоявшееся ведение жизни, семейный уклад, партнерские отношения [5, С. 160].

Цели брака по сути представляют собой философско-правовые основания брака, которые в целом остаются неизменными, однако появляются и новые, соответствующие текущему моменту жизни общества тенденции развития. Так, с окончанием второй мировой войны стала проявляться и получила дальнейшее распространение тенденция к созданию маленьких (нуклеарных) семей. Этому способствовало влияние западноевропейских государств, постепенное укрепление женщин в своих правах, урбанизация, индустриализация и всеобщая модернизация. Кроме того, новые экономические отношения и условия позволили молодым семьям создавать собственные «семейные очаги», то есть покидать родительский дом. И только в консервативных мусульманских странах или отдаленных от городов районах сохранились большие семьи, состоящие из родителей, их детей и новых семей детей [6, С.681].

В различных мусульманских странах в зависимости от уровня культуры, развития экономических и социальных отношений процесс развития семейного права протекает не одинаково, однако к общим тенденциям развития можно отнести следующие:

- несмотря на то, что заключение брака происходит с помощью посредников, будущие жених и невеста имеют право участвовать в выборе будущего супруга и встречаться в присутствии свидетелей до заключения брака;

- появляется помолвка, обручение неизвестное традиционному, классическому исламскому праву;

-брачный возраст значительно вырос;

- отмена обязанности вступать в эндогамные браки;

- молодая семья живет, как правило, отдельно от родителей, но не далеко;

- число работающих женщин растет, что приводит к разрушению патриархального уклада семьи;

-моногамная семья;

- маленькие семьи, как правило, максимум три ребенка в семье [7, С. 202].

Названные тенденции свидетельствуют об определенной либерализации в

сфере семейных отношений, но при этом сохраняются прежние традиции и устои брака, не прерывающие многовековую культурную, в том числе и правовую преемственность.

Современное мусульманское семейное право определяет основания действительности мусульманского брака.

Для действительности мусульманского брачного договора необходимо соблюдение следующих условий: 1)отсутствие оснований препятствующих заключению брака; 2) консенсус (согласие) партнеров; 3) определение выкупа невесте; 4) соблюдение формы [8. С. 85].

Рассмотрим эти основания или условия подробнее.

Отсутствие оснований препятствующих заключению брака. Так же как и каноническое право, исламское право предполагает ситуации и основания, при которых стороны (или одна из сторон) не могут вступать в брак. Среди оснований присущих обеим правовым системам выделяют брачный возраст и единство религии. Кроме таких, общепризнанных оснований препятствующих заключению брака, исламское право выделяет также родство.

Согласие сторон. Согласно исламскому праву мусульманский брак заключается через предложение одной стороны и принятие этого предложения другой. Консенсус предложения и его принятия являются определяющим основанием заключения брака. В отличие от доисламского периода, при заключении исламского брака женщина обладает субъективными правами и должна дать свое согласие на вступление в брак[ 9. С.100]. При этом, если женщина молода и непорочна, то для выражения ее согласия достаточно было ее молчания, а если женщина вступает в брак не в первый раз или вступает в брак в зрелом возрасте необходимо было получить ее согласие в письменном виде. Однако, согласно учению исламских правовых школ одного согласия женщины было не достаточно, необходимо было также согласие ее отца или опекуна ^а!Т), который от ее имени выскажет согласие на вступление в брак. Только представители школы ханафитов считали наличие согласия со стороны женщины достаточным [10. С. 3].

Исламскому праву известен и принудительный брак, несмотря на то, что всякого рода принуждение чуждо исламскому праву, такой брак был известен еще в до исламский период и поэтому был заимствован из традиций и обычаев арабского народа, а не из религии ислама [11, С.101]. Из предписаний

относительно исламского брака следует, что влияние семьи на выбор партнера и возможность вступления в брак по настоянию семьи (брак по принуждению) связано с представлениями об исламском браке, как о союзе двух семей. Поэтому партнеры должны были принадлежать к одной социальной группе. В случае если будущий муж оказывался более низкого происхождения, чем женщина, или сумма выкупа была несоизмерима мала с состоянием невесты, женщина или ее опекун могла отозвать свое согласие на заключение брака или требовать его расторжения [12, С. 3].

Кроме того, для действительности соглашения о вступлении в брак необходимо было присутствие двух совершеннолетних, дееспособных, исповедующих ислам свидетелей мужского пола. Жених произносит предложение о вступлении в брак, а невеста и опекун принимают его (или нет) [13, С. 54].

Как уже было отмечено выше, форма согласия совершеннолетней и юной девушки отличались. В связи с этим, возникает вопрос о брачном возрасте мусульманских женщин. По общему правилу, брачный возраст определялся началом пубертатного периода: между 15 и 18 годами. От брачного возраста отличался возраст, по достижении которого женщина могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом [14, С. 54]. По мнению мусульманского мыслителя Abd El-Fattah El-Sayed Bey, мусульманские женщины обладали такой же свободой вступления в брак, как и мужчины. Однако, по сравнению с мужчинами, свобода женщин была ограничена двумя условиями: наличие к моменту вступления в брак действительного, ранее заключенного брака и наличие правовых оснований, не позволяющих женщине вступить в брак, такими основаниями являлись время ожидания окончательного развода, после того как мужчина прогнал жену, но окончательного решения еще не принял (три раза должен произнести) и время скорби, после смерти мужа [15, С. 28]. Уже из первого ограничения следует неравное положение мужчин и женщин в исламском семейном праве. Мужчинам было дозволено иметь до 4-х жен. Полиандрия же исламом запрещалась.

Определение выкупа. Выкуп (mahr) жених должен был передать невесте в момент заключения брака. В доисламский период он выплачивался отцу невесты. Некоторые ученые, например, французский правовед Марсель Моранд, отождествляют такую форму исламского брака с договором купли -продажи [16, С. 55]. Однако, если брак в доисламский период обладал некоторыми признаками, позволяющими отнести его к договору купли-продажи, то исламский брак нет. Согласно большинству исламских правовых школ определение выкупа и его передача не являются обязательным условием действительности брачного договора. Цена в договоре купли-продажи является обязательным условием, договор, в котором не определена цена является недействительным [17, С.12]. Только школа маликитов определяет выкуп как обязательное условие брачного договора. Школа ханафитов, шафитов и ханбалитов понимают выкуп как действие брачного договора, как исполнение,

реализация брака, но не как условие действительности брачного договора [18. С.202].

Выкуп - это знак серьезных намерений жениха и законности брачного союза. Поэтому его сумма не может быть номинальной, а должна быть согласованна и заранее определена женихом и родственниками невесты. В связи с этим договоренность о выкупе определяется в исламе как выражение серьезных и искренних намерений жениха [19, С. 46-49]. Если в брачном договоре сумма выкупа не указывалась, то она определялась в соответствии с социальным положением женщины. До выплаты выкупа женщина имела право не подпускать к себе мужчину. Право же требовать выкуп появлялось с момента заключения брака и супружеской близости, как формы его исполнения. Если же брак признавался недействительным до его исполнения, то есть до супружеской близости, женщина не могла требовать выплаты выкупа. Право на выкуп пропадало также в случае вероотступничества, внебрачного зачатия и супружеской измены женщины [20, С. 107]. Кроме того, выкуп представляет собой своеобразную гарантию для женщины, так как в исламском семейном праве имущество супругов раздельно, что означает, в случае развода каждый получает толь то, что имел до брака и в браке самостоятельно получил. Но, как правило, в мусульманском браке женщины занимаются ведением домашнего хозяйства и соответственно не имеют возможности увеличить свое имущество, поэтому выкуп и передается женщине, как страховка на случай развода [21, С. 22]. С другой стороны, выкуп защищает женщину в случае изгнания жены мужем. Также в случае смерти супруга выкуп представляет собой гарантию финансовой обеспеченности женщины, так как право наследования мусульманских женщин было ограничено. Несмотря на своеобразную роль выкупа, как финансовой защищенности женщины, до сегодняшнего дня этот институт подвергается жесткой критике, как показатель неравного положения мужчины и женщины и неверных ассоциаций с покупной ценой.

Соблюдение предусмотренной формы. Брак заключается в форме заключения соглашения между брачующимися или их представителями, в присутствии двух свидетелей. Соглашение заключается путем формального обмена волеизъявлений вступить в брак. Оба волеизъявления должны соответствовать формулировкам закона [22, С.57]. Процедура заключения исламского брака не предусматривает обязательного участия общественного или религиозного представителя. Только в Тунисе, по примеру Турции, предусмотрена гражданская форма заключения брака с участием государственных служащих, однако такая форма заключения брака носит лишь факультативный характер. Основной формой заключения брака в Тунисе остается традиционное соглашение с участием двух свидетелей [23, С. 91].

Заключение брака в мусульманских странах сопровождается, как правило, большим празднованием и считается значительным торжеством в семье. В больших городах празднование свадьбы происходит на террасах мечетей, которые оборудуются в соответствии с торжеством коврами и

освещением. Приглашенные гости располагаются на подушках вдоль стен. В середине, в первом ряду сидит шейх или имам, который проводит церемонию. По левую сторону от имама сидит отец невесты, по правую - отец жениха. В некоторых арабских странах невесте запрещалось находиться в общем зале [24, С. 73].

Итак, сделаем некоторые выводы. Институт брака и семьи в исламском праве отличается особой спецификой в силу того, что право основано на религии. Однако он развивается в соответствии с тенденциями современного мира, при этом не изменяя своей первоначальной сущности, целям и основаниям действительности. Обратившись лишь к малой части теоретико-правовых аспектов семейного права, мы видим, что исламское семейное право при всей оригинальности, имеет много общего с римским семейным правом, с российским семейным правом, что означает продуктивные возможности его дальнейшего изучения, анализа и сравнения его институтов с национальными правовыми институтами для лучшего понимания и взаимодействия в современном глобализирующемся мире.

Список литературы

1. Hammudan. The Family Structure in Islam. Princeton, 1970.

2. Freiteg E. Уру zwischen Katholiken und Muslimen. Berlin, 2007. Suren

24,33,70,29.

3. Khoury A. Der Islam. Freiburg, 1998.

4. Abagnara V. II matrimonio nell'Islam. Napoli, 1996.

5. Khoury A. Der Islam. Freiburg, 1998.

6. Dhagestani K. The Evolution of the Moselm Family in the Middle

Eastern Countries // International Social Science Bulletin. 1953.

7. Prothro E. Freiheit der Religion.Mainz, 1993.

8. Borrmans M. Marriage et famille dans le droit musulman. Milano, 1993.

9. Caputo G. Introduzione al diritto islamico. Torino,1990.

10. Aluffi Beck-Peccoz R. Le leggi del diritto di famiglia negli statt arabi del Nord-Africa. Torino, 1997.

11. Caputo G. Introduzione al diritto islamico. Torino,1990.

12. Aluffi Beck-Peccoz R. Le leggi del diritto di famiglia negli statt arabi del Nord-Africa. Torino, 1997.

13. Freiteg E. zwischen Katholiken und Muslimen. Berlin, 2007.

14. Freiteg E. zwischen Katholiken und Muslimen. Berlin, 2007.

15. Abd El-Fattah El-Sayed Bey. De L'etendue des droits de la femme. Paris, 1922.

16. Freiteg E. Ehzwischen Katholiken und Muslimen. Berlin, 2007.

17. Palantoni A. Nascita ed estinzione del rapport matriminiale nel diritto islamico. Citta del Vaticano, 1995.

18. Linant De Bellefonds Y. Traite de droit musulman compare. Paris, 1965.

19. Abagnara V. Matrimonio nell'Islam. Napoli, 1996.

20. Caputo G. Introduzione al diritto islamico. Torino.1990.

21. Aldeeb Abu-Sahlieh S.A. Eh zwischen schweizerischen und

muslimischen Partnern. Bochhum, 1994.

22. Freiteg E. Ehzwischen Katholiken und Muslimen. Berlin, 2007.

23. Borrmans M. Marriage et famille dans le droit musulman. Milano, 1993.

24. Prader J. Matrimonio nel mondo. Padova,1986.

О.Ю. Валько, соискатель кафедры теории и истории государства и права

юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (Россия, Краснодар)

THEORETICAL AND LEGAL DEVELOPMENTS OF MODERNIZATION AND GROUNDS

OF REALITY MUSLIM MARRIAGE O.Y. Valko

This article is devoted to the research of the theoretical and legal foundations of Muslim marriages and trends of modernization of family law.

Keywords: marriage, Islamic law, the purpose of marriage, the Foundation of the validity of marriage, the modernization of family relations.

O. Y. Valko, competitor of the Department of Theory and History of State and Law of the VPO "Kuban State University" (Russia, Krasnodar)

УДК 343.74

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ХИЩЕНИЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

К.С. Евсиков

Проанализированы особенности оценки действий должностных лиц при расследовании хищений бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов. Выявлены отдельные трудности, возникающие у субъектов расследования, а также сделаны предложения по их преодолению.

Ключевые слова: преступления в экономической сфере, расследование хищений бюджетных средств, приоритетные национальные проекты.

Признание России правовым и социальным государством потребовало проведения конкретных мероприятий, направленных на реформирование современного состояния общественной жизни. Важнейшей частью реформы социальной сферы явились приоритетные национальные проекты, сформулированные В.В. Путиным в качестве особой концепции развития страны [1]. С 1 января 2006 года в Российской Федерации началась реализация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.