Научная статья на тему 'Теоретико-правовые аспекты изучения переходного периода в Кыргызстане'

Теоретико-правовые аспекты изучения переходного периода в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ПРАВА / КЫРГЫЗСТАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудаева Галия Фаттаховна

В статье рассматриваются теоретические проблемы анализа переходного состояния государства, права, правовой системы от одного типа к другому, которое является сложным, и иногда длительным и противоречивым процессом. Внимание к теоретической проблеме анализа таких переходных процессов объясняется тем, что при правильном понимании сущности и особенностей переходных состояний в государственно-правовой сфере возможно минимизировать неизбежные издержки процесса трансформации. Исходя из этого, можно говорить о том, что исследуемая проблема имеет важное практическое значение, результаты анализа закономерностей и особенностей переходного государства и права способны стать основой для выверенных политико-правовых решений, для совершенствования законодательства и обеспечения правопорядка, стабильности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовые аспекты изучения переходного периода в Кыргызстане»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х

4. Кобец П.Н., Гладких В.И. Преступность и ее предупреждение в субъектах Центрального федерального округа. Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004.

© Кобец П.Н., 2016

УДК 34.01

Кудаева Галия Фаттаховна

Аспирантка кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Кыргызско-Российский Славянский университет г. Бишкек, Кыргызская Республика E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В

КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические проблемы анализа переходного состояния государства, права, правовой системы от одного типа к другому, которое является сложным, и иногда длительным и противоречивым процессом. Внимание к теоретической проблеме анализа таких переходных процессов объясняется тем, что при правильном понимании сущности и особенностей переходных состояний в государственно-правовой сфере возможно минимизировать неизбежные издержки процесса трансформации.

Исходя из этого, можно говорить о том, что исследуемая проблема имеет важное практическое значение, результаты анализа закономерностей и особенностей переходного государства и права способны стать основой для выверенных политико-правовых решений, для совершенствования законодательства и обеспечения правопорядка, стабильности в обществе.

Ключевые слова

государство, право, переходный период, правовая политика, развитие права, Кыргызстан

Ученые, изучающие развитие права в переходный период, подчеркивают, что на этом этапе «созидательный характер правотворчества проявляется в полной мере» [5, с.205]. При этом основой преобразующей деятельности в правовой сфере становятся социальные потребности и интересы. Они формируются «под воздействием потребностей в правовом регулировании тех или иных вопросов общественной жизни, выступают формой осознания этих объективных потребностей и кладутся в основание правотворческой деятельности» [5, с.205].

Исходя из этой методологической посылки, представляется целесообразным определить те основные социальные потребности и интересы, которые были характерны для начального периода развития суверенного и независимого Кыргызстана.

Прежде всего, необходимо отметить, что они отражали общие процессы, характерные для СССР конца 80-х годов. В этой связи необходимо в первую очередь отметить идеи «гласности» и «перестройки» горбачевского периода, когда основные чаяния в обществе были направлены на желание перемен в сторону демократизации политической жизни и раскрепощения экономической самостоятельности хозяйствующих коллективов.

Очень часто эта жажда перемен не была четко структурирована по конкретным требованиям, скорее это был некий общий вектор общественного сознания. В этой связи нам представляется очень интересным и тонким замечание В.В.Сорокина «синкретизме переходного права», которое, по его мнению обнаруживается

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

в процессе переплавки «интересов разнородных социальных сил, а ее итогом является согласование воль, ориентированных на осуществление перехода» [5, с.206].

Как показывает опыт переходных преобразований, наиболее сложной проблемой правотворчества оказывается, в конечном счете, поддержание баланса интересов различных социальных групп, тем более, что в этот период большинство новых социальных групп находятся в процессе становления, не говоря уже об осознании и четкой артикуляции своих интересов.

Этим, на наш взгляд, объясняется высокая степень рецепции, инновелизации и имплементации международных норм в отечественное законодательство, которая характеризовала развитие права и законодательства в Кыргызской Республике в первое десятилетие рассматриваемого переходного периода. Как справедливо отмечает в своей диссертации С.Тургунбаев, «принятие Конституции Кыргызской Республики 1993 года являлось рецепцией западно-либеральной идеи правового государства и означало восприятие основных положений доктрины правовой государственности и, таким образом, обусловливало необходимость изменения государственно-правовой и политико-правовой теории в Кыргызстане» [6, с.3].

По мнению исследователя, сложившаяся на начальном этапе доктрина кыргызского правового государства ориентировалась в основном на конституционализм. Действительно, в Конституции Кыргызской Республики 1993 года, прежде всего, нашли свое признание и нормативное закрепление основные идеи правовой государственности - права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовая концепция верховенства Конституции, правового закона и система разделения и взаимодействия властей.

Однако отсутствие необходимых социально-экономических условий, таких, как создание эффективной экономики, улучшение материальной и социальной обеспеченности населения, сокращение разрыва между богатыми и бедными не способствовало реальному претворению в жизнь этих конституционных положений, превращая их в декларативные и формальные.

Последующее развитие показало и остроту социально-политических проблем, связанную с широкими социальными протестами против установления двух авторитарно-клановых режимов, с обострением межрегиональной и межнациональной напряженности и т.п.

В этих условиях свою важную роль призвана играть правовая политика государства. Правовая политика, во-первых, нужна государству для того, чтобы осуществлять целенаправленную деятельность по достижению стратегических задач государства не только в правовой сфере, но и во всех остальных постольку, поскольку они нуждаются в правовом регулировании.

Поскольку роль права в современном обществе постоянно возрастает, а уровень правосознания не только общества, но и политиков, а особенно депутатов, принимающих решения в сфере принятия законов, оказывает существенное влияние на качество принимаемых нормативно-правовых актов и их реализацию на практике, постольку вопросы разработки правовой политики являются весьма актуальными.

Во-вторых, формирование правовой политики есть объективная реакция государства на потребности внутреннего согласования и упорядочения все увеличивающихся потоков юридической информации, содержащейся в различных правовых актах. Как отмечает И.А.Иванников «с развитием и усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса увеличивается количество нормативно-правовых актов, прецедентов и других норм права. Поэтому человеку все труднее становится ориентироваться в потоке юридической информации, что ведет к увеличению юридической безграмотности населения» [1, с.328].

В-третьих, актуализация проблем правовой политики видится в беспрецедентном усилении управленческой функции права, резком повышении роли и значимости правосознания, вызванными проводимой демократизацией страны. По мнению российских ученых, необходимость разработки новой правовой политики обусловливается также «расширением договорных начал правового регулирования и появлением в этой связи острой необходимости координации и управляемости со стороны властных структур» [2, с.14].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

В-четвертых, высокий уровень криминализации общества, усиление за последние годы влияния организованной преступности (с которой правоохранительные органы начинают более менее активно бороться только в последние полтора года), разъедающая наше общество коррупция представляют собой угрозу национальной безопасности страны, преграду на пути реформ и, как следствие, ставят под вопрос возможность построения демократии в Кыргызстане. Этому можно противопоставить последовательную программу энергичных юридических действий, воплощенных в системной правовой политике государства.

В-шестых, правовая политика способна эффективно регулировать межнациональные отношения, что является для Кыргызстана на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем.

Учитывая эту важную роль проводимой государством правовой политики, необходимо, на наш взгляд, уделить более пристальное внимание прояснению ее сущности и содержания. Правовая политика есть особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно-обоснованной деятельности государства и общественных объединений, направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства.

Для наиболее полного раскрытия содержания, природы и сущности

правовой политики необходимо, во-первых, использовать категории «политика» и «право» в единстве и взаимопроникновении друг в друга их ценностно- смысловых характеристик, вследствие чего, политика наделяется

принципиально иным статусом, т.е. она становится правовой; во-вторых, такое свойство политики как динамизм, взгляд на нее как на искусство управления, отбор и использование характерных для политики приемов и методов формирования теоретического образца открывает новые возможности использования феномена правовая политика в качестве политико-правового средства демократических преобразований общества; в-третьих, глубокое осмысление сущностных характеристик права и закономерностей его функционирования в тесном взаимодействии с политикой представляет возможность определить право уже не как статичное явление, а в принципиально ином качестве - более целеустремленно «работающим» на общество, «держащим» политику в рамках права.

Правовой политике присущи: государственно- волевой характер как ее основное свойство и такие специфические признаки, как:

- право и правовая система являются ее объектом и одновременно средством реализации;

- она всегда основана на праве и связана с правом, имеет многочисленные субъекты своего формирования;

- осуществляется правовыми методами;

-опирается на принуждение;

- является публичной, официальной;

-отличается нормативно-организационными началами, регулирует сложные отношения между обществом и государством;

- участвует в конструировании общегосударственной политики по оптимизации политической и правовой систем государства и общества.

При изучении вопроса о тенденциях развития системы права и системы законодательства в Кыргызской Республике необходимо учитывать целый ряд факторов, которые обусловливают эти процессы. Прежде всего, необходимо учесть, что на закономерности и особенности развития системы права и законодательства той или иной страны оказывают влияние исторические процессы, которые охватывают как предпосылки происходящих изменений, так и их непосредственное осуществление. Вполне очевидно, что на современные правовые реалии, в том числе существующие в нашей стране, оказывают свое важное влияние те правовые процессы, которые характеризовали не только последние двадцать лет суверенитета и независимости, но и предшествующий советский период развития.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

Именно поэтому в системе законодательства республики, например, потребовалось достаточно длительное время, чтобы многие прежние нормы, и даже институты права, были «сняты» в диалектическом смысле и преобразованы в соответствии с новыми общественно-экономическими и политико-правовыми реалиями. Тем не менее, и современное кыргызстанское право, так же, как и право новых постсоветских государств, содержит еще многие черты советского права.

Вместе с тем, важно заметить, что на развитие права и законодательства в Кыргызстане оказывают влияние и национальные особенности. Так, с приобретением суверенитета и независимости, в стране проявилась тенденция к возрождению некоторых черт обычного права (адата), например, в существовании и деятельности судов аксакалов. Такая особенность характерна и для других постсоветских стран Центрально-азиатского региона. На наш взгляд, в этой тенденции проявляются более широкие по контексту процессы социально-исторической идентификации и процесса интеграции общечеловеческих и национальных ценностей в правовую культуру.

Но нельзя умалять также и роли внутренних процессов в развитии права и законодательства, поскольку влияние обозначенных выше исторических факторов (наследия советской эпохи), с одной стороны, и восприятие новых демократических ценностей и стандартов создает внутри самих этих систем определенные противоречия и коллизии. В большинстве случаев они проявляются в чисто юридических по форме явлениях: здесь и вопросы совершенствования юридической техники, и вопросы толкования, унификации и т.п. При их решении необходимо, на наш взгляд, придерживаться принципа эффективности той или иной нормы, то есть выяснение соответствия законодательной нормы юридической практике.

Специалисты считают, что эффективность законодательства зависит от нескольких моментов. Прежде всего, от самого содержания закона, здесь важно как его соответствие социальным потребностям регулирования той или иной сферы жизнедеятельности общества, так и от качества юридической техники, то есть формы воплощения содержания. Последнее обстоятельство взаимно связано как раз с уровнем правовой культуры законодателя, прежде всего, а также и правосознания граждан. Если в обществе не созданы объективные условия, поддерживающие верховенство закона, уважение к праву, то многие из законодательных норм становятся т.н. «мертвыми» нормами.

В такой ситуации имеют место негативные процессы, связанные с правовым нигилизмом, недостаточным профессионализмом разработчиков законов и т.п. Как отмечают российские исследователи, оценка которых весьма точно подходит и к нашей ситуации, «две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными в плане формирования демократической правовой культуры, это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которая делает всякие формальные установления «временными» по своей сути и позволяет большинству социальных субъектов воспринимать их в довольно необязательном режиме.

И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабильности, - социальная напряженность, которая представляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных групп» [3, с.178].

Как считает известный социолог права В.Лапаева, способность существующей правовой системы эффективно решать назревающие конфликты зависит от сбалансированности групповых и индивидуальных интересов [4, с.214], с этой точки зрения становится понятным, что именно узурпирование авторитарным семейно-клановым режимом, свергнутым 7 апреля 2010 года, государственной власти и ресурсов практически всей страны было главным фактором социального взрыва. Одновременно негативным последствием этого стало почти полное игнорирование законов и норм правового поведения.

Сказанное определяет одну из важнейших на сегодняшний день задач, стоящих перед системой права и системой законодательства в Кыргызстане: чтобы эффективно использовать правовые формы для разрешения возможных конфликтов, необходимо переводить их в правовую плоскость, и решать конфликт в правовой ситуации, правовыми методами и способами. Для этого, необходимо идти к такому типу законодательства и права в целом: «от силового (явно или скрыто) конфликта к юридически определенному,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_

формализованному, упорядоченному и, следовательно, разрешаемому спору участников конфликта о праве» [7, с.50].

Сегодня в Кыргызской Республике перед юридической общественностью стоит важная задача: не только привести законодательство в соответствие с новой Конституцией, принятой на Всенародном референдуме 27 июня 2010 года, но и разработать концепцию правовой политики государства, чтобы определить основные направления судебно-правовой реформы в стране на долгосрочную перспективу.

При этом обозначенные выше аспекты имеют весьма актуальное и важное значение для достижения гражданского мира и согласия в обществе, его устойчивого демократического развития.

Список использованной литературы:

1. Иванников И.А. Проблемы государства и права России начала XXI века. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. С.328.

2. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01: Ростов н/Д, 2004. С.14.

3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов на Дону, 2001. С.178.

4. Лапаева В.В. Социология права. М., 2000. С.214.

5. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: Дисс. ...доктора юрид.н. Екатеринбург, 2003. С.205, С.206.

6. Тургунбаев С.С.Формирование правового государства в Кыргызской Республике: Дисс. ...канд.юрид.н. 2006. С.3.

7. Юридический конфликт: процедуры разрешения. М., 1995. С.50.

© Кудаева Г.Ф., 2016

УДК 342.7

Латыпов Азат Радикович

Аспирант Института Права БашГУ,

г.Уфа, РФ E-mail: [email protected] Лысенко Дарья Владимировна

студент Стерлитамакского филиала

БашГУ г. Стерлитамак, РФ E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ МОЛОДЕЖНОЙ

ПОЛИТИКИ

Аннотация

Государство в лице органов власти и законодательных актов определяет, как и кем будет формироваться правосознание молодежи. И то, на сколько развита и существенно проработана законодательная база, по вопросам молодежной политики - настолько и будут эффективны действия государства в данном направлении.

Ключевые слова

Студенты, государство, молодежь, законодательство, молодежная политика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.