THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS OF INFLUENCE FACTORS OF ATOMIC ACTION TO THE ENVIRONMENT IN THE CONTEXT OF NUCLEAR NON-PROLIFERATION
Paramuzova O.
Associate Professor, Department of Law, Russian Academy of National Economy and Public Administration, Saint-Petersburg
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ АТОМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КОНТЕКСТЕ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ
Парамузова О.Г.
К. ю. Доцент кафедры правоведения РАНХИГС. Санкт-Петербург
Abstracts
This article deals with modern international legal problems in the sphere of peaceful use of nuclear energy in the context of environmental damage avoidance. Special attention is paid to safe management of radioactive waste and spent nuclear fuel.
The subject of research were legal problems standing in the way of creating and ensure the safe development of nuclear energy and raising global nuclear safety culture.
Аннотация
Статья посвящена современным проблемам международной ядерной безопасности в сфере мирного использования атомной энергии в аспекте недопущения причинения ущерба окружающей природной среде. Особое внимание уделяется вопросам безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
Предметом исследования также стали правовые проблемы, стоящие на пути создания и обеспечения эффективного функционирования режима безопасного развития ядерной энергетики и повышения общемирового уровня культуры ядерной безопасности.
Keywords: international safety, nuclear safety culture, peaceful use of nuclear energy, radioactive pollution, radioactive waste, spent nuclear fuel, non-proliferation, closed fuel cycle.
Ключевые слова: международная безопасность, правовая культура ядерной безопасности, мирное использование атомной энергии радиоактивное загрязнение окружающей среды, радиоактивные отходы, отработавшее ядерное топливо, ядерное нераспространение, замкнутый топливный цикл.
Обеспечение безопасности при мирном использовании атомной энергии нацелено на выполнение двуединой задачи. Во-первых, недопущение переключения ядерных материалов, используемых в мирной атомной деятельности, на военные цели; во-вторых, обеспечение безопасности обращения с радиоактивными отходами и ядерными материалами с целью предотвращения радиоактивного заражения населения планеты, атмосферы, вод Мирового океана, почв, растительного и животного мира; недопущение возникновения ситуаций, приводящих к неконтролируемой ядерной реакции и разгону ядерного реактора; ликвидация последствий ядерных аварий. [1, с. 4]
Международно-правовая проблема ядерной безопасности в условиях современного международного правопорядка и в свете сегодняшних глобальных угроз и вызовов требует более пристального внимания к себе и разработки качественно новых подходов. Новое видение указанной проблемы немыслимо без научно-теоретического обоснования, что предполагает возникновение новых международно-правовых концепций, одной из которых, на наш взгляд, должна стать концепция ядерного нераспространения в контексте всеобъемлющего подхода к международной безопасности. [2, с. 6]
Указанная концепция позволит рассматривать в комплексе все аспекты атомной деятельности
сквозь призму универсальной (глобальной) международной безопасности в плане исключения неконтролируемого развития любого рода ядерных реакций, а также недопущения причинения ядерного и радиационного ущерба.
В условиях глобализации большинства мировых процессов, переживаемых сегодня международным сообществом, будущий ход развития человечества видится во всем многообразии палитры красок. Вполне отдавая себе отчет в невозможности заблаговременного предвидения дальнейших перспектив раскрутки технического разума человечества, можно все же не сомневаться в том, что спасти цивилизацию от неминуемого всепланетарного энергетического кризиса способна, по всей видимости, только атомная энергетика. Вместе с тем, что оборотная сторона проблемы определения перспективных направлений и сфер применения энергии атомного ядра не столь оптимистична, как того хотелось бы. Отношение к мирному атому по-прежнему остается далеко не однозначным. Аварии и аварийные ситуации на АЭС, вполне реальная возможность террористических нападений на объекты атомной энергетики, необходимость решения проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом - эти и многие причины заставляют задуматься о будущем мирной атомной деятельности.[ 2, а 7]
Обеспечение международной безопасности в процессе военного использования ядерной энергии, помимо тесной взаимосвязи с проблемами мирного атома в плане физической защиты ядерных материалов и недопущения переключения на военные цели, имеет свои особенности. Причем окончание «холодной» войны, вопреки ожиданиям, не привело к снятию остроты проблемы ядерной безопасности в военной сфере. Указанное утверждение целесообразно подкрепить следующими фактами.
Во-первых, появились новые фактические ядерные государства и не исключено дальнейшее увеличение численного состава членов ядерного клуба.
Во-вторых, на арену международной политической игры вышли новые негосударственные «игроки», в связи, с чем возросла опасность использования ими ядерного оружия.
В-третьих, ядерные государства по-прежнему не готовы отказаться от своего ядерного потенциала, поэтому цель всеобщего и полного разоружения еще весьма далека до своего достижения.
В-четвертых, существуют вполне оправданные опасения по поводу возможного нарушения статуса зон, свободных от ядерного оружия, поэтому необходимо вести дальнейшую международно-правовую работу по поддержанию статуса существующих безъядерных зон и созданию новых.
В-пятых, серьезное беспокойство у международного сообщества вызывает поведение Соединенных Штатов, которые, руководствуясь идеей борьбы с международным терроризмом, не только не считаются с интересами других государств при проведении своей внешнеполитической линии, но и нарушают основополагающие нормы международного права. [2, с. 8]
Современный подход к проблеме ядерного нераспространения нацелен на предотвращение любых негативных последствий использования атомной энергии, в том числе и на снижение рисков губительного воздействия, на глобальное состояние окружающей природной среды. Один из главных вопросов, стоящих перед человечеством при выявлении перспективных направлений применения энергии атомного ядра, очевидно, связан с оценкой и сопоставлением позитивных и негативных факторов ее воздействия на общее состояние планеты Земля. Мировое сообщество поставлено сегодня перед дилеммой: необходимо сделать выбор «за» или «против» атомной деятельности. Ибо, с одной стороны, очевиден ренессанс атомной энергетики, а с другой - отсутствие каких-либо ощутимых результатов применительно к решению проблемы снижения опасности ядерного нераспространения, поскольку действующий в настоящее время международно-правовой механизм ядерной безопасности не в состоянии справиться в переживаемым в настоящее время кризисом.
Резюмируя вышесказанное, ключевой задачей применительно к объекту настоящего исследования должно быть определение того, насколько велика степень безопасности атомной энергетики по
сравнению с другими доминирующими источниками энергии в условиях нормальной эксплуатации атомных объектов, максимально снижающих или сводящих к нулю вероятность ядерных аварий или радиационных аварийных ситуаций, а также в условиях исключающих ядерное распространение в широком смысле.
Конечно, как любой вид техногенного воздействия человеческого фактора на естественные процессы, атомная деятельность не исключает различной степени тяжести негативных последствий, наиболее серьезным из которых является радиационное загрязнение окружающей среды.
Необходимо отметить, что оценка влияния антропогенного фактора на состояние окружающей среды должна быть подчинена принципу - «не нарушения экологического баланса планетарной среды». По справедливому утверждению Е.С. Мо-лодцовой для обеспечения экологической безопасности необходимо, чтобы «безопасное состояние окружающей среды сохранялось и поддерживалось, какую бы деятельность не осуществляло на Земле человечество». [3, с. 4]
Круг источников радиационного загрязнения характеризуется широтой и разноуровневостью. Это и предприятия по добыче, переработке и получению расщепляющихся материалов, искусственных изотопов, и атомные электростанции, и научно-исследовательские лаборатории, использующие в своих технологических процессах радиоактивные вещества. [4, с. 115-119]
По данным МАГАТЭ, искусственный радиоактивный фон составляют: медицинское облучение (30,7%), радиоактивные выпадения (0,6%), профессиональное облучение (0, 45%), радиоактивные отходы (0,15%), другие источники (0,5%). Помимо того, человек находится под постоянным воздействием естественного радиационного фона. Доза радиации, получаемая от естественных источников излучения, составляет примерно 68% от общей доли облучения.
Суммируя все факторы неблагоприятного воздействия радиации на состояние окружающей среды, можно объединить их в следующие группы:
- загрязнение атмосферы и территорий продуктами ядерных взрывов при испытании и применении ядерного оружия;
- трансграничные загрязнения в результате ядерных аварий;
- отравление воздушного пространства радиоактивной пылью;
- загрязнение прилегающей территории шлаками с примесью радиоактивных веществ в результате сжигания топлива на электростанциях;
- загрязнение окружающей среды в результате захоронения радиоактивных отходов и обращения с отработавшим ядерным топливом.
Основной задачей в области недопущения радиоактивного загрязнения планеты, а, следовательно, и одним из главных аспектов ядерной безопасности и ядерного нераспространения является обработка, удаление и захоронение радиоактивных
отходов, а также утилизация отработавшего ядерного топлива.
Радиоактивные отходы, образующиеся при работе АЭС, эксплуатации ядерных судов, других ядерных объектов и установок - основные источники поступления радиоактивных веществ во внешнюю среду. При отсутствии специальных мер, регулирующих сброс, захоронение и переработку радиоактивных отходов, эти отходы, могут быть потенциальными источниками загрязнения атмосферы, почвы, растительности, открытых водоемов и т. д. и оказывать вредное влияние на здоровье населения.
Принцип безопасного захоронения радиоактивных отходов и переработки и использования отработавшего топлива должен стать основополагающим принципом концепции ядерного нераспространения.
Военная и мирная атомная деятельность неизбежно приводит к образованию и накоплению радиоактивных отходов. Радиоактивные отходы являются продуктом реализации военных программ, они образуются в результате использования радиоактивных изотопов в промышленности, медицине, научно-исследовательских целях, при производстве электроэнергии на АЭС.
Радиоактивные отходы образуются в следующих случаях:
- при эксплуатации и выводе из эксплуатации предприятий ядерного топливного цикла;
- при эксплуатации, обслуживании и выводе из эксплуатации судов, оборудованных ядерными энергетическими установками;
- при изготовлении и замене источников ионизирующих излучений и использовании радиоактивных веществ на промышленных предприятиях, научно-исследовательских целях и в медицине;
- при чрезвычайных ситуациях на АЭС и других предприятиях;
- при реабилитации территорий и акваторий, загрязненных в результате эксплуатации радиаци-онно опасных объектов;
- при реабилитации территорий, загрязненных в результате ядерных взрывов различного назначения.
Важно отметить, что основным критерием отнесения ядерных материалов и радиоактивных веществ к радиоактивным отходам является невозможность их дальнейшего использования.[5, ст. 2] Радиоактивные отходы, будучи источниками ионизирующего излучения, представляют опасность для биосферы в течение сотен, а иногда даже тысячи лет. И, наконец, главное, что необходимо подчеркнуть - радиоактивные отходы невозможно уничтожить традиционными физико-химическими методами.
Все радиоактивные отходы различаются по своим физико-химическим характеристикам и представляют в связи с этим различную опасность. [6,а6 ]
В соответствии с классификацией радиоактивных отходов, разработанной МАГАТЭ, отходы распределяются на несколько групп в зависимости от
их удельной активности, наличия долгоживущих и коротко живущих радионуклидов и уровня тепловыделения.^] C учетом классификации радиоактивные отходы рекомендуются наиболее оптимальные для каждой группы способы захоронения. Указанный документ МАГАТЭ не носит юридически обязательного характера, поэтому в основе национальной классификации радиоактивных отходов часто лежат различные квалификационные критерии.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 № 190-ФЗ, радиоактивные отходы подразделяются на:
1. удаляемые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, не превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения
2. особые радиоактивные отходы - радиоактивные отходы, для которых риски, связанные с радиационным воздействием, иные риски, а также затраты, связанные с извлечением таких радиоактивных отходов из пункта хранения радиоактивных отходов, последующим обращением с ними, в том числе захоронением, превышают риски и затраты, связанные с захоронением таких радиоактивных отходов в месте их нахождения.
Удаляемые радиоактивные отходы для целей их захоронения классифицируются по следующим признакам:
1. в зависимости от периода полураспада содержащихся в радиоактивных отходах радионуклидов: долгоживущие, короткоживущие;
2. в зависимости от удельной активности: высокоактивные, среднеактивные, низкоактивные, очень низкоактивные;
3. в зависимости от агрегатного состояния: жидкие, твердые газообразные;
4. в зависимости от содержания ядерных материалов: радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы, радиоактивные отходы, не содержащие ядерных материалов. [8]
С целью создания всеобъемлющего и последовательного свода принципов и норм для обращения с радиоактивными отходами и формулирования руководящих принципов, необходимых для обеспечения их применения МАГАТЭ осуществляет программу НБРО по радиоактивным отходам.
Среди актов, разработанных МАГАТЭ в рамках данной программы, особую роль играет документ Safety Series .№111-SF [9], в соответствии с которым основная цель обращения с радиоактивными отходами - такое обращение, которое обеспечит защиту человека и охрану окружающей среды сейчас и в будущем, не налагая чрезмерного бремени на будущие поколения (статья 2). Раздел III указанного документа содержит принципы обращения с
радиоактивными отходами, которыми должны руководствоваться государства при создании ими своих национальных систем безопасного развития атомной энергетики.
Кроме того, МАГАТЭ разработало целую группу документов, регулирующих вопросы безопасности обращения с радиоактивными отходами. [2, с. 303]
Стандарты безопасного обращения с радиоактивными отходами, являясь по своему характеру рекомендательными, не налагают на государства юридических обязательств. Осознавая данный факт, страны мира пришли к единому мнению о необходимости разработки соответствующей конвенции, принятие которой значительно повысило бы уровень ядерной безопасности и укрепило бы доверие государств друг к другу.
24 декабря 1997г. была открыта к подписанию Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Конвенция направлена на достижение и поддержание высокого уровня безопасности обращения с отработанным топливом, образующимся в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, а также радиоактивными отходами, образующимися в результате гражданской деятельности, путем укрепления национальных мер и международного сотрудничества.
Около 98% радиоактивности, образующейся при работе АЭС, остается в ядерном топливе. Уже сейчас человечество поставлено перед фактом накопления огромного количества отработавшего ядерного топлива. В ближайшем будущем потребуется создать важные международные документы при участии всего мирового сообщества, руководствуясь предложениями компетентных специалистов различных отраслей знаний; выработать кардинальные решения, от проведения в жизнь которых зависит поддержание экологического баланса на Земле.
За 60 лет использования атомной энергии, в России (СССР) накоплено свыше 18500 тонн (по урану) отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Его суммарная радиоактивность составляет порядка 7 млрд. Кюри. ОЯТ нарабатывалось в реакторах АЭС, исследовательских реакторах, а также в реакторах судовых ядерных энергетических установок. Каждый год в России нарабатывается порядка 850 тонн нового ОЯТ. Это топливо имеет различный изотопный состав, который зависит от типа реакторов, в которых оно использовалось, а также от его исходных характеристик.
В 2003 г. Минатом Российский Федерации разработал и утвердил приказом «Концепцию по обращению с отработавшим ядерным топливом Министерства Российской Федерации по атомной энергии», которая сформулировала экологически безопасную стратегию отечественной атомной отрасли в области заключительной стадии ядерного топливного цикла на ближайшие десятилетия до 2030 года.
Концепция основывается на ключевом и важнейшем положении, одобренной Правительством Российской Федерации «Стратегии развития атомной энергетики России в первой половине XXI века»:
«Стратегическим направлением развития атомной энергетики Российской Федерации является замыкание ядерного топливного цикла, в результате которого должны обеспечиваться более полное использование природного ядерного сырья, а также искусственных делящихся материалов, образующихся при работе ядерных реакторов (плутония и других трансурановых элементов) и минимизация образования РАО от переработки ОЯТ. Ключевым звеном при реализации указанной стратегии является обращение с ОЯТ».[10]
Согласно принятой в России концепции замкнутого цикла, отработавшее ядерное топливо АЭС с реакторами типа ВВЭР-440, БН-600, а также отработавшее ядерное топливо транспортных ядерных энергетических установок и некоторых исследовательских реакторов отправляется на ПО «Маяк» (Челябинская область) для переработки.
Отработавшее ядерное топливо реакторов типа ВВЭР-1000 вывозится в хранилище горно-химического комбината в Железногорске (Красноярский край). Отработавшее ядерное топливо реакторов типа РБМК помещается в хранилища, расположенные на площадках АЭС. В свое время Минатом утверждал, что вместимость этих хранилищ обеспечит работу АЭС до 2004-2008, однако уже в конце 1999 г. хранилища станций, работающих на реакторах РБМК, были заполнены на 80-90 %.
Более половины топлива хранится в приреак-торных хранилищах, расположенных на территории 11 российских АЭС. Большая часть топлива, извлеченного из реакторов атомных подводных лодок, хранится в плавучих и береговых аварийных хранилищах на Северном и Тихоокеанском флотах.
Основными способами обращения с отработавшим ядерным топливом являются следующие:
- промежуточное хранение в ожидании принятия решения о переработке или захоронении;
- захоронение в качестве отходов в хранилищах после кондиционирования;
- передача топлива другой стране, которая должна использовать один из трех первых вариантов.
Важно отметить, что переработка ядерного топлива АЭС имеет свои плюсы и минусы. В процессе осуществления рециклизации можно выделить около 96% невыгоревшего урана и образовавшегося плутония, из которых может быть получена энергия, эквивалентная 40 тысячам тонн угля. Кроме того, в результате переработки происходит многократное сокращение высокорадиоактивных отходов.
Однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что отработавшее ядерное топливо, прежде всего плутоний, как опасный расщепляющийся материал, может быть использован для производства ядерного оружия. Поэтому деятельность по переработке отработавшего ядерного топлива
должна осуществляться под строгим национальном и международным контролем, в том числе при участии инспекторов МАГАТЭ.
Что касается захоронения ядерного топлива в подземных могильниках, то данный метод на сегодняшний день является одним из оптимальных, при условии, что соблюдается принцип надежности изоляции - наличие многослойной защиты вокруг захороненных материалов: несколько искусственных барьеров (стеклянный блок, герметичные металлические оболочки и контейнеры); специально подобранные естественные преграды в виде геологических пород могильника.
Отдельного внимания заслуживает проблемы удаления остатков топлива и обращения с радиоактивными отходами на АЭС «Фукусима-1», на которой 11 марта 2011 г. произошла одна из самых крупных аварий седьмого (максимального) уровня по Международной шкале ядерных событий (INES). Станция не была защищена от возникших в результате землетрясения волн цунами, в результате чего пострадало критически важное оборудование, обеспечивающее безопасное расхолаживание реактора. [11, с. 38]
Самой важной задачей по обеспечению безопасности АЭС «Фукусима-Дайичи» является удаление ядерного топлива. При этом требуется решить три задачи. Первая состоит из удаления отработавшего ядерного топлива из бассейнов выдержки, вторая - сбор и удаление обломков ядерного топлива в свободном виде, разбросанных по полу разрушенных реакторных зданий, третья -удаление разрушенного и расплавленного топлива из внутреннего пространства реакторов. [11, с. 40]
В завершении настоящего исследования можно сделать следующие выводы.
1. Весьма очевидно, что решение проблем захоронения радиоактивных отходов и обращения с отработавшим ядерным топливом является одной из ключевых задач в области недопущения радиоактивного загрязнения планеты и одним из наиболее главных аспектов ядерной безопасности и ядерного нераспространения. Принцип безопасного захоронения радиоактивных отходов и обращения с отработавшим ядерным топливом должен стать основополагающим. Данный принцип должен определять основную линию поведения государств и международных организаций в реализации концепции ядерного нераспространения.
2. Необходимо отметить, что в основе национальной классификации радиоактивных отходов лежат различные квалификационные критерии, поскольку отсутствует единообразное применение на государственном уровне Документа МАГАТЭ Classification of r
Radioactive Waste. Safety Series №111-G-1.1 Отсутствие единого подхода является причиной существования в государствах различных требований к способам захоронения радиоактивных отходов и видам контроля.
3. Международные стандарты безопасного обращения с радиоактивными отходами, разрабо-
танные МАГАТЭ, будучи по своему характеру рекомендательными, не налагают на государства юридических обязательств. Приобретение качества универсализма принятой в 1997г. Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами будет способствовать повышению уровня ядерной безопасности и укреплению доверия между государствами.
4. Важно отметить, что реализация проекта удаления радиоактивных отходов в космическое пространство, вряд ли допустима, по крайней мере, в настоящее время. Причин тому несколько: невозможность абсолютного исключения вредоносного воздействия радиоактивных отходов на космическое пространство и небесные тела, а также на окружающую среду планеты Земля; отсутствие детально разработанного механизма международно -правовой ответственности за ущерб, причиненный космическому пространству и планетарной окружающей среде, вероятность причинения которого практически не исключить; необходимость создания или усовершенствования нормативно-правовой базы государств; относительная дороговизна осуществления данного способа утилизации.
5. Требуется констатировать, что, несмотря на ратификацию Объединенной конвенции 1997 г. большим количеством государств, национально -правовая база оставляет желать лучшего.
6. Требуется отметить важность принятия Российской Федерацией Федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 №190-ФЗ. Ценность данного закона состоит в том, что в нем содержится весьма широкий круг норм, нацеленных на обеспечение безопасности в ядерной сфере, а также закреплены нормы, касающиеся возложения и реализации ответственности.
7. По обращению с отходами топливного цикла необходима гарантированная безопасность окончательной изоляции радиоактивных отходов
[11, с. 19]
8. Институциональная и организационная система по управлению ВЭ АЭС «Фукусима-Дайичи» создана и успешно функционирует [11, с. 41]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Парамузова О.Г. Международно-правовой механизм обеспечения безопасности мирной атомной деятельности. Воронеж, 1999.
2. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб., 2006.
3. Молодцова Е.С. Мирное использование ядерной энергии и охрана окружающей среды: международно-правовые проблемы. Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук. М., 2002.
4. Охрана окружающей среды в гражданской авиации/под редакцией В.Г. Ененкова. М., 1992.
5. Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами от 5 сентября 1997г.//Официальный веб-сайт МАГАТЭ:http://www/iaea/org
6. Обзор тенденций в области обращения с низко- и средне активными отходами: Обзор/В.Т. Сорокин. СПб., 2004.
7. IAEA.Classification of Radioactive Waste. Safety Series №111-G-1.1Safety Guides.Vienna.
8. Федеральный закон РФ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.2011 №190-ФЗ//base.garant.ru
9. Серия изданий МАГАТЭпо безопасности. №111-SF. Принципы обращения с радиоактивными отходами. Вена, 1996.
10. Концепция по обращению с отработавшим ядерным топливом Министерства Российской Федерации по атомной энергии. Минатом России, 2003.
11. «Фукусима-Дайичи» в центре мирового внимания// Росэнергоатом. №8, 2019. С. 38-41.
УДК 340.15(73): 323.285
HISTORICAL-LAW RECEARCH OF RACIAL DISCRIMINATION IN THE U.S. TERRITORIES IN
THE MIDDLE OF THE 19TH CENTURY
Shakh M.,
the second year of university, the group number 04-18-04, Personnel Training Institute for the Bodies of Justice of Ukraine in Yaroslav Mudryi National Law University, Kharkiv, Ukraine
Hotsuliak S.L.
Scientific advisor, Ph.D., Assistant Professor of Legal History, Department of State and Law of Ukraine and Foreign Countries History of Yaroslav Mudryi National Law University Kharkiv, Ukraine
1СТОРИКО-ПРАВОВЕ ДОСЛ1ДЖЕННЯ РАСОВО1 ДИСКРИМ1НАЦП НА ТЕРЕНАХ США У
СЕРЕДИН1 Х1Х СТ.
Шах М.,
студентка 2 курсу 4 групи 1нституту пгдготовки кадргв для оргатв юстицИ Украти Нащонального
юридичного унгверситету 1мет Ярослава Мудрого, м. Хартв, Украта
Гоцуляк С.Л.
Науковий кергвник, к. ю. н., асистент кафедри iсторИ держави i права Украти та зарубгжних крат Нацгонального юридичного унiверситету iменi Ярослава Мудрого, м. Хартв, Украта
Abstract
The article studies the origin and activities of the Ku-Klux Klan after the Civil War in America in 1861-1865. Accordingly, the tasks of the work were: analysis of the reasons for the creation, characterization of the structure and hierarchy of the organization, study of the peculiarities of the activity, definition of forms of influence on the earlier society and the like.
The relevance of the scientific work is due to the ongoing attention of modern historical and legal science as to the specifics of foreign policy actions of the Ku-Klux Klan, and the results of the White Nazis' impact on society.
The research methodology used consists in analyzing the activities of the Ku-Klux Klan through the prism of consideration of historical and political events, the assertion of new leaders, the structure and social composition of the organization, the peculiarities of rise and fall of the same. In the course of the research such methods as historical, logical, structural and functional, as well as logical methods of analysis, synthesis, comparison, deduction and induction were used.
Анотащя
У статп дослщжено зародження та д1яльшсть Ку-клукс-клану тсля Громадянсько! вшни в Америщ 1861-1865 рр. Ввдповщно завданнями роботи стали: аналiз причин створення, характеристика структури та ieрархii оргашзацп, розгляд особливостей дгяльносл, визначення форм впливу на тогочасне сусшльство тощо.
Актуальшсть зумовлена незгасаючою увагою з боку сучасно! юторико-правово! науки як до специ-фши зовшшньополггачних акцш Ку-клукс-клану, так й до результата впливу бших нациспв на сусшльство.
Використана методика дослвдження полягае у аналiзi дгяльносп Ку-клукс-клану ^зь призму розг-ляду юторичних i полгтичних подш, утвердження нових лiдерiв, структуру та сощальний склад оргашзацп, особливосп тднесення та занепаду тощо. Щд час дослвдження використовувалися так методи, як ютори-чний, лопчний, структурно-функцюнальний, порiвняльно-iсторичний, а також лопчш прийоми аналiзу, синтезу, порiвняння, дедукци та in^^u.
Keywords: Ku Klux Klan, The Invisible Empire, Lynching, General Nathan Bedford Forrest, The American Civil War 1861-1865.
Ключовi слова: Ку-клукс-клан, «Невидима iмперiя», лшчування, генерал Натан Бедфорд Форрест, Громадянська вшна 1861-1865 рр.