Научная статья на тему 'Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом'

Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
361
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / RADIOACTIVE WASTES / ОТРАБОТАВШЕЕ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО / SPENT NUCLEAR FUEL / МЕЖДУНАРОДНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ / INTERNATIONAL ATOMIC ENERGY AGENCY / АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / NUCLEAR POWER PLANT / ЯДЕРНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ ЦИКЛ / NUCLEAR FUEL CYCLE / ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОЯТ И РАО / UNIFIED STATE SNF AND RW MANAGEMENT SYSTEM / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / FEDERAL TARGET PROGRAM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришин Алексей Николаевич

В статье рассматриваются актуальные проблемы и пробелы правового регулирования в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено сущности национальной политики в области обращения с ОЯТ, рассмотрены положения Концепции по обращению с отработавшим ядерным топливом Министерства РФ по атомной энергии, согласно которой ОЯТ не является отходами, а представляет собой ценное вторичное сырье для получения компонентов ядерного топлива и ряда радиоактивных изотопов. Рассмотрены правовые и организационные предпосылки создания в России единой, эффективной, безопасной, экономически целесообразной и социально приемлемой государственной системы обращения с ОЯТ. Как результат краткого исследования указанных выше проблем и вопросов даны предложения по совершенствованию законодательства РФ в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом и создания системы обращения с ним. Статья содержит сравнительный анализ законопроекта «Об обращении с отработавшим ядерным топливом», раскрывает его ключевые положения, в частности, закрепление прав, обязанностей и ответственности субъектов государственной системы обращения с ОЯТ (администратор единой государственной системы обращения с ОЯТ; национальный оператор (диспетчер) единой государственной системы обращения с ОЯТ; производитель (собственник) ОЯТ). В заключение дана характеристика возможных последствий принятия федерального закона «Об обращении с отработавшим ядерным топливом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Update of the Russian Federation Legislation Regulating SNF Management

The article is focused on the relevant issues of SNF management adopted by the Russian Federation and reveals legislation gaps in this field. The special attention is paid to the national approach of the SNF management and to key provisions of the SNF Management Concept developed by the Ministry for Atomic Energy of the Russian Federation which considers the SNF not as a waste but as a valuable recoverable material for generation of nuclear fuel components and a number of isotopes. Besides, the article covers legal and organizational prerequisites for the establishment of the effective, reliable, economically attractive and publically accepted SNF management system. The analysis of the aspects mentioned above resulted in the recommendations to update the Russian Federation legislation regulating SNF management and establishment of the SNF management system. The article contains the comparative analysis of the draft bill “On SNF Management” and uncovers its key provisions, including rights, obligations and responsibility of all key players involved in the State SNF management system (administrator, national operator (supervisor) and SNF generator (owner)). In conclusion the characteristics of possible consequences of Federal law “On SNF Management” enact is provided.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отработавшим ядерным топливом»

Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что имеющаяся нормативно-правовая база является основой для расширения присутствия России на мировом рынке услуг по обращению с ОЯТ, поставок свежего ядерного топлива и урановой продукции, строительства новых АЭС за рубежом и обеспечивает развитие инфраструктуры по обращению с ОЯТ. Кроме того, обязательные отчисления на СЭП реабилитации радиационно-загрязненных участков территории позволяют решить ряд радиоэкологических проблем.

А. Н. Гришин

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАВШИМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ*

В своей деятельности по обращению с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) Россия руководствуется международными договорами, участницей которых она является. В частности, в 2005 г. Россия ратифицировала Объединенную конвенцию «О безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами»1, участниками которой на 9 августа 2010 г. являлись 57 государств, в 27 из которых эксплуатируются атомные станции. В частности, Конвенцию ратифицировали такие страны, как Великобритания, Германия, Испания, США, Франция, Япония.

Конвенция определяет обязательства сторон в обеспечении безопасности обращения с отработавшим топливом, которое образуется в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, а также обязательства по обеспечению безопасности обращения с радиоактивными отходами, когда они образуются в результате гражданской деятельности.

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук О.А. Супотаевой.

1 Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 139-Ф3 // СЗ РФ. 2005. № 45. Ст. 4587.

210 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 2/2011

Следует отметить, что в 2006 г. в МАГАТЭ был представлен первый Национальный доклад Российской Федерации по выполнению обязательств Объединенной конвенции, а в 2009 г. -второй2.

Однако Конвенция, закрепляя право ее участников экспортировать ОЯТ, не определяет путей решения самой проблемы обращения с ОЯТ и выбора национальной концепции в этой области. В зависимости от того, рассматривается ли ОЯТ как стратегическое сырье, а также оценивается ли уровень развития атомной энергетики и технологий как экономически целесообразный для переработки ОЯТ, в мире приняты различные концепции обращения с ОЯТ. Так, Франция обеспечивает полный замкнутый цикл производства и переработки ядерного топлива; США до последнего времени придерживались открытого принципа, рассматривая ОЯТ в качестве отходов, подлежащих «прямому» захоронению после промежуточного хранения в течение нескольких десятилетий. Большинство стран еще не определились и продолжают хранить ОЯТ до выбора окончательного ре-шения.3

Безусловно, решение данной проблемы имеет первостепенное значение для определения будущего атомной энергетики в мировом масштабе. В частности, требуют урегулирования вопросы безопасного энергетического развития при условии нераспространения ядерных материалов и противостояния терроризму, вопросы экологической безопасности и обеспечения здо-

2 См.: Первый Национальный доклад Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами. М., 2006; Второй Национальный доклад Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами. URL: http://www.fcp-radbez.ru (дата последнего посещения -14.03.2011).

3 См.: Форсстрем Х. Перспективы обращения с ОЯТ // Безопасность окружающей среды. 2010. № 1. С. 6-10.

ровой окружающей среды, вопросы использования ресурсов топлива, имеющихся в ОЯТ, и соответствующих экономических преференций. С одной стороны, все эти вопросы касаются национальной безопасности каждой страны, развивающей атомную энергетику, с другой стороны, они имеют глобальный международный характер и могут решаться в условиях мировой кооперации с участием стран, имеющих практический опыт в области обращения с ОЯТ.

В России национальная политика в области обращения с ОЯТ базируется на Концепции по обращению с отработавшим ядерным топливом, разработанной и утвержденной Минатомом России4, согласно которой «ОЯТ является ценным вторичным сырьем для получения компонентов ядерного топлива и ряда радиоактивных изотопов, используемых в медицине, сельском хозяйстве, промышленности»5.

Кроме того, принятие окончательного решения о выборе варианта обращения с ОЯТ обусловлено национальной Стратегией развития атомной энергетики в первой половине XXI века6, ключевым положением которой является расширение роли последней в будущем энергообеспечении Российской Федерации, присутствие российских компаний на международных рынках ядерных технологий и переход атомной энергетики на замкнутый топливный цикл как необходимое условие ее интенсивного развития.

Таким образом, стратегическим направлением развития атомной энергетики в Российской Федерации является замыка-

4 Приложение № 2 к распоряжению по Министерству РФ по атомной энергии от 29 мая 2003 г. № 293-Р. URL:

http ://www. atomsib. ru/sci/ecology/Kontseptsiya_po_obrash_eniyu_s_OYA T.html (дата последнего посещения - 14.03.2011).

5 Второй Национальный доклад Российской Федерации о выполнении обязательств, вытекающих из Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и безопасности обращения с радиоактивными отходами. С. 13.

6 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р // СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

ние ядерного топливного цикла, что означает принятие концепции переработки ОЯТ с дальнейшим использованием практически всего объема продуктов его переработки (за исключением радиоактивных отходов) для изготовления ядерного топлива. В результате должно обеспечиваться более полное использование природных и образующихся при работе ядерных реакторов делящихся материалов и минимизация образования РАО7.

Стоящие перед атомной энергетикой задачи требуют совершенствования законодательного обеспечения отношений, связанных с обращением с радиоактивными отходами и ОЯТ (в том числе накопленными), их безопасным хранением и захоронением (включая радиоактивные отходы от переработки ОЯТ на радиохимических предприятиях), а также с безопасностью выбросов радиоактивных и химических веществ от предприятий ядерно-топливного цикла.

В контексте обеспечения ядерной и радиационной безопасности специальному правовому регулированию подлежат отношения, связанные с охраной ядерных объектов и сохранностью опасных материалов. В процессе нормотворчества не следует забывать проблему хранения и переработки ОЯТ, получаемого при работе исследовательских ядерных реакторов. В свете событий 11 сентября 2001 г. общемировое значение приобретает проблема нераспространения ядерных веществ и попадания их в руки террористических организаций8.

В Основах государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федера-

7 Подробнее о замкнутом топливном цикле см.: Поплавский В.М. Замкнутый топливный цикл - реальная перспектива атомной энергетики России // Перспективы развития атомной энергетики и законодательное обеспечение отрасли. Сб. статей. М., 2007. С. 50-54; Путилов А.В., Радченко М.В. Организация длительного технологического хранения ОЯТ как стадия замыкания ядерного топливного цикла в развивающейся атомной энергетике // Там же. С. 54-62.

8 См.: Меньшиков В.Ф. О безопасном обращении с РАО и ОЯТ. Соответствие политики и практики в России // Атомная стратегия. 2008. № 37. С. 12-14.

ции на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом РФ 4 декабря 2003 г., предусмотрена необходимость создания в России единой, эффективной, безопасной, экономически целесообразной и социально-приемлемой государственной системы обращения с ОЯТ. В настоящее время намечен широкий комплекс мер, включающий мероприятия по решению ряда проблем в данной сфере. В частности, предусматривается создание организационных и нормативно-правовых механизмов по предотвращению нарастания проблем в сфере обращения с ОЯТ в будущем, и в том числе создание единой государственной системы обращения с ОЯТ.

Единая государственная система обращения с ОЯТ (ЕГСО ОЯТ) должна формироваться с учетом того, что использование атомной энергии связано с образованием ОЯТ, затраты на обращение с которым составляют значительную долю расходов на производство продукции. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организовать полный цикл обращения с ОЯТ в рамках отдельной эксплуатирующей организации невозможно (экономически нецелесообразно) из-за высокой стоимости переработки и необходимости обеспечить длительные сроки изоляции отхо-дов9. Именно по этим причинам нужна не локальная (в рамках промышленных площадок отдельных хозяйствующих субъектов), а централизованная общероссийская система обращения с ОЯТ.

Необходимость государственного статуса ЕГСО ОЯТ обусловлена принятыми Российской Федерацией обязательствами в рамках Объединенной конвенции, согласно которой конечная ответственность за обеспечение безопасности обращения с ОЯТ лежит на государстве, федеральным статусом программы развития атомного энергопромышленного комплекса, а также признанной ответственностью государства за решение проблемы

9 См.: Гусаков-Станюкович И.В., Кудрявцев Е.Г., Крюков Е.Б., Казаков С.В. Единая государственная система обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами (концептуальные подходы и принципы формирования) // Бюллетень «Вопросы утилизации АПЛ». 2008. № 1 (15).

«исторического» ОЯТ выводимых из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов (наследия оборонных программ и планово-хозяйственной деятельности советского периода) 10.

Проблема обращения с ОЯТ в России возникла в советский период развития атомной отрасли, когда управленческий подход к оценке себестоимости выработки электроэнергии на АЭС не учитывал полный жизненный цикл атомной станции, а существовавшая тогда система планирования и бюджетирования предприятий отрасли не предусматривала возможности аккумулирования финансовых средств для адекватного решения накопленных задач обращения с ОЯТ. Соответственно так и не были сформированы необходимые финансовые резервы для создания и функционирования полноценной инфраструктуры обращения с ОЯТ.

Впервые де-факто государство признало возможность финансовой ответственности за решение проблем в сфере обращения с ОЯТ, накопленных за время реализации оборонных программ и планового ведения хозяйствования, в принятой Федеральной целевой программе «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»11.

Безусловно, создание всех необходимых элементов ЕГСО ОЯТ должно быть предусмотрено только на законодательном уровне. Однако, в настоящее время такой на нормативный правовой акт, который бы федеральном уровне комплексно регулировал отношения по созданию и функционированию такой системы, не принят12.

10 См.: Гусаков-Станюкович И.В., Кудрявцев Е.Г., Крюков Е.Б., Казаков С.В. Указ. соч.

11 URL: http://www.fcp-radbez.ru (дата последнего посещения -14.03.2011).

12 Подробнее см.: Агапов А.М., Супатаева О.А. Проблемы совершенствования правового регулирования в области обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом в Российской Федерации // Материалы II Международного ядерного форума. СПб., 2007. С. 356-360; Супатаева О.А. Совершенствование законодательной базы обращения с РАО и ОЯТ // Безопасность окружающей среды. 2007. № 4. С. 70-73.

Разработка проекта федерального закона «Об обращении с отработавшим ядерным топливом», к которой приступила Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», направлена на создание государственной системы обращения с ОЯТ и законодательное закрепление условий и механизмов, позволяющих обеспечить прекращение дальнейшей генерации проблем в области обращения с ОЯТ в Российской Федерации, а также своевременное решение проблемы накопленного ОЯТ.

Целью принятия законопроекта является закрепление организационно-правовых и финансово-экономических основ создания и функционирования государственной системы обращения с ОЯТ, базирующейся на фундаментальных принципах, установленных Объединённой Конвенцией. Основная идея законопроекта - создание условий, при которых на всех стадиях и этапах обращения с ОЯТ, вплоть до его переработки или захоронения, обеспечивается защита здоровья человека и охрана окружающей среды, а бремя по обращению с ОЯТ, в том числе финансовое, не перекладывается на последующие поколения.

Предполагается, что функционирование ЕГСО ОЯТ должно базироваться на двух главных принципах:

«загрязнитель платит» - производя отходы, эксплуатирующие организации несут бремя финансовой ответственности за обращение с ними. Соответственно, права собственности на ОЯТ с момента их возникновения должны принадлежать эксплуатирующей организации;

«заплати и забудь» - ответственность производителей ОЯТ исчерпывается после приведения отходов в соответствие со стандартами ЕГСО ОЯТ, внесения установленной платы и передачи ОЯТ организации, осуществляющей администрирование этой системы (национальному оператору). При этом отходы переходят в собственность такой организации. Право собственности на ОЯТ, передаваемые инжиниринговым (технологическим) компаниям, должно определяться контрактом (договором) и принадлежать стороне, ответственной за передачу продуктов переработки национальному оператору.

Кроме того, законопроектом предусматривается: закрепление прав, обязанностей и ответственности субъектов государственной системы обращения с ОЯТ (администратор единой государственной системы обращения с ОЯТ; национальный оператор (диспетчер) единой государственной системы обращения с ОЯТ; производитель (собственник) ОЯТ);

обеспечение устойчивого и достаточного финансирования полного цикла обращения с ОЯТ;

создание условий для развития рыночных отношений при обращении с ОЯТ, предусматривающих финансирование полного цикла обращения с вновь образующимся ОЯТ в реакторных установках за счёт производителя;

финансирование обращения с накопленным ОЯТ, и ОЯТ, вновь образующимся в государственных некоммерческих организациях, включая организации, осуществляющие деятельность в оборонных целях, за счет средств федерального бюджета;

установление основных требований к обращению с различными типами и категориями ОЯТ;

учет взаимозависимости различных стадий обращения с ОЯТ при определении достаточности инфраструктуры и приоритетных направлений ее дальнейшего развития;

определение возможных вариантов конечных стадий обращения с ОЯТ, закрепление обязательности достижения одного из этих вариантов и ограничения временных рамок отложенных решений;

поддержка ускоренного технологического развития прогрессивных методов обращения с ОЯТ, в том числе стимулирование перехода к замкнутому ядерному топливному циклу;

обеспечение эффективной международной кооперации в области обращения с ОЯТ;

расширение экспорта услуг в области ядерного топливного цикла.

Законопроект возлагает ответственность за решение проблем, связанных с последующим развитием атомной отрасли, на новых собственников объектов использования атомной энергии.

Финансирование будущих расходов по обращению с ОЯТ планируется гарантировать путем создания института «нацио-

нального оператора», предоставляющего эксплуатирующим организациям услуги по обращению ОЯТ, включая хранение и окончательную изоляцию (захоронение) РАО, полученных в результате переработки ОЯТ, при полноразмерной оплате этих услуг. Создание и координацию деятельности «национального оператора» планируется закрепить за Госкорпорацией «Роса-том».

Производители ОЯТ должны нести ответственность за безопасное обращение с ОЯТ с момента его образования и до момента передачи «национальному оператору». Передача права собственности на ОЯТ, а также всех рисков и ответственности за обеспечение всех видов безопасности происходит после оплаты производителем ОЯТ соответствующего тарифа, который рассчитывается исходя из затрат на реализацию полного цикла обращения с ОЯТ - временное технологическое и долговременное хранение, переработка ОЯТ, хранение и окончательная изоляция образующихся РАО.

Национальный оператор принимает ОЯТ от производителя и осуществляет полный цикл обращения с ОЯТ в соответствии с утвержденной национальной концепцией. С момента принятия ОЯТ от производителя национальный оператор становится его собственником, и, после погашения текущих издержек, производит отчисления в резервный фонд обращении с ОЯТ финансовых средств на покрытие расходов будущих периодов (долговременное хранение ОЯТ, переработка ОЯТ и окончательная изоляция образующихся РАО). Национальному оператору планируется также передать в собственность все накопленное ОЯТ, находящееся в настоящее время в собственности Российской Федерации. За национальным оператором будут закреплены функция координации деятельности специализированных организаций по обращению с ОЯТ, а также право (по согласованию с уполномоченным органом по обращению с ОЯТ) передачи части своих функций организациям, аккредитованным на выполнение работ по долговременному хранению и переработке ОЯТ.

Принятие данного законопроекта позволит создать единую безопасную, экономически эффективную, а также социально приемлемую государственную систему обращения с ОЯТ, обес-

печивающую развитие использования атомной энергии для решения задач национальной, энергетической и экологической безопасности и вовлечения в хозяйственный оборот вторичного регенерируемого и утилизируемого сырья.

В результате принятия законопроекта должны быть устранены пробелы в правовом регулировании отношений при обращении с ОЯТ, а также создана современная нормативная правовая база, которая позволит:

осуществлять на единой законодательной основе разработку новых нормативных документов и требований, касающихся методов и условий обращения с ОЯТ, его переработки;

унифицировать и гармонизировать национальное законодательство в области обращения с ОЯТ с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, а также использовать многолетний опыт зарубежных стран в области правового регулирования отношений в данной сфере.

А.С. Тютюник

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИНЦИПОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА*

Земельное право - самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод правового регулирования, четкую систему, а также собственные принципы. В юридической литературе вопрос о принципах права исследован достаточно подробно, прежде всего, в курсе теории государства и права. Как справедливо отмечает В.В. Лазарев, под принципами принято понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала и идеи, выражающие сущность норм какой-либо отрасли права и главные направления

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук О.А. Самончик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.