Научная статья на тему 'Правовое регулирование ввоза в Россию отработанного ядерного топлива зарубежных реакторов и последующего обращения с ним'

Правовое регулирование ввоза в Россию отработанного ядерного топлива зарубежных реакторов и последующего обращения с ним Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1031
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОАКТИВНЫЕ ОТХОДЫ / RADIOACTIVE WASTES / ОТРАБОТАВШЕЕ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО / SPENT NUCLEAR FUEL / ОБЛУЧЕННОЕ ЯДЕРНОЕ ТОПЛИВО / IRRADIATED NUCLEAR FUEL / ПОГЛОЩАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ABSORBING ELEMENTS / ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИЕ СБОРКИ / ОТРАБОТАВШИЕ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИЕ СБОРКИ / SPENT FUEL ASSEMBLES / ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ / FUEL ROD / ЕДИНЫЙ ПРОЕКТ / UNIFIED PROJECT / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / SPECIAL ECOLOGICAL PROGRAM / FUEL ASSEMBLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спицин Александр Валерьевич

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования ввоза и последующего обращения на территории Российской Федерации отработанного ядерного топлива зарубежных реакторов. Рассмотрены основные положения Концепция по обращению с отработавшим ядерным топливом. Дано общее описание ОЯТ, приведены основополагающие нормативные правовые акты, определены основные понятия, используемые в применяемых нормативных правовых актах. Описан порядок подготовки ввоза ОЯТ в Российскую Федерацию и его экологическая составляющая СЭП, включая вопросы финансирования таких программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of SNF Importation from Foreign Reactors and its Subsequent Management in the Russian Federation

The article is focused on the legal aspects of SNF importation from foreign reactors and its subsequent management in the Russian Federation. The following issues are covered in the article: key provisions of the SNF Management Concept, SNF general description, basic legal acts and their common terms and definitions. Besides, the article describes the process of the SNF importation to the Russian Federation, including the special ecological programs and their financial procedure.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование ввоза в Россию отработанного ядерного топлива зарубежных реакторов и последующего обращения с ним»

решение вопросов собственной безопасности и уменьшение коррупционной составляющей в деятельности таможенных органов.

А.В. Спицин

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА В РОССИЮ

ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА ЗАРУБЕЖНЫХ РЕАКТОРОВ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ОБРАЩЕНИЯ С НИМ*

Правовой основой охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при использовании атомной энергии в Российской Федерации являются Конституция РФ, Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1 и Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»2.

Указанными законами однозначно запрещен ввоз радиоактивных отходов (далее - РАО) на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания, однако разрешен ввоз отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ) на хранение и переработку. Одновременно законодательно установлены требования к обеспечению экологической безопасности при осуществлении данной хозяйственной деятельности.

Международно-правовая основа обращения с ОЯТ заложена Объединенной конвенцией о безопасности обращении с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, ратифицированной Российской Федерацией в 2005 г.3

В целях обеспечения ядерной и радиационной безопасности при использования атомной энергии в 2003 г. Минатомом Рос-

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук О.А. Супатаевой.

1 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

3 Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 139-Ф3 «О ратификации Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами» // СЗ РФ. 2005. № 45. Ст. 4587.

Труды Института государства и права 201

Российской академии наук № 2/2011

сии была подготовлена Концепция по обращению с отработавшим ядерным топливом Министерства Российской Федерации по атомной энергии от 29 мая 2003 г. № 293-Р (далее - Концепция)4, формулирующая экологически безопасную стратегию отечественной атомной отрасли в области заключительной стадии ядерного топливного цикла на ближайшие десятилетия до 2030 г.

Концепция основывается на ключевых положениях Стратегии развития атомной энергетики России в первой половине XXI в. «Стратегическим направлением развития атомной энергетики Российской Федерации является замыкание ядерного топливного цикла, в результате которого должны обеспечиваться более полное использование природного ядерного сырья, а также искусственных делящихся материалов, образующихся при работе ядерных реакторов (плутония и других трансурановых элементов) и минимизация образования РАО от переработки ОЯТ. Ключевым звеном при реализации указанной стратегии является обращение с ОЯТ»5.

В Концепции содержатся положения, касающиеся перерабатываемого (кондиционное и дефектное) и неперерабатываемого (с отложенным решением о переработке) ОЯТ энергетических, транспортных, исследовательских реакторов, критических и подкритических стендов, наземных стендов-прототипов судовых и космических ядерных энергетических установок, продукты переработки ОЯТ, отработавшие поглощающие элементы в составе облученных тепловыделяющих сборок (ОТВС), а также радиоактивные отходы, образующиеся при обращении с ОЯТ.

ОЯТ - это ядерное топливо, извлеченное из реактора после облучения и признанное непригодным для дальнейшего использования в реакторе одного типа, что не исключает возможности его дальнейшего использования в реакторе другого типа или кратного применения продуктов его переработки (регенерации)

4 Приложение № 2 к распоряжению по Министерству РФ по атомной энергии от 29 мая 2003 г. № 293-Р. URL: http://www.atomsib.ru/sci/ecology/Kontseptsiya_po_obrash_eniyu_s_OYA T.html.

5 Российская газета. 2004. 7 апр.

в качестве вновь фабрикованного топлива. ОЯТ имеет форму тепловыделяющих сборок (ТВС), представляющих собой пучки тепловыделяющих элементов (твэлов), собранных в прочную конструкцию. Сам твэл - металлическая трубка, первоначально наполненная химическим соединением делящегося элемента (в настоящее время в подавляющем большинстве случаев это оксид урана) с возможными добавками различного назначения (топливная композиция). Физической формой топливной композиции является чаще всего керамическая таблетка. В процессе нейтронного облучения в самой топливной композиции и в конструкционных элементах ТВС происходит изменение и усложнение химического состава в результате ядерных превращений одних элементов в другие. Поэтому в массе ОЯТ в разных количествах содержатся практически все элементы таблицы Менделеева, при этом многие из образовавшихся ядер радиоактивны.

Необходимо отметить, что в состав ТВС, помимо твэлов, могут входить и поглощающие элементы, регулирующие нейтронный поток. В тех случаях, когда они являются конструктивным элементом неразъемной сборки, с ними обращаются, как с частью ОЯТ.

Обращение с ОЯТ относится к глобальным проблемам человечества. Объемы накопившегося в мире ОЯТ представляют серьезную потенциальную угрозу окружающей среде и безопасности в аспекте предотвращения распространения ядерных материалов. К настоящему времени в мире из энергетических ядерных реакторов выгружено более 220 тыс. т ОЯТ (тонн тяжелого металла), содержащегося в отработавших тепловыделяющих сборках. Из выгруженного количества переработано 70 тыс. т тяжелого металла, на хранении находится 150 тыс. т тяжелого металла.

ОЯТ более чем на 90% состоит из материалов, пригодных для дальнейшего использования в качестве компонентов ядерного топлива и важнейших изотопов. Это ценное стратегическое сырье может быть использовано при соответствующем уровне развития технологий, обеспечивающем его безопасную и экономически эффективную переработку, хранение и захоронение РАО.

Переработка ОЯТ в целях извлечения полезных компонентов для их последующего использования является высокой технологией, освоенной в промышленном масштабе только лишь в нескольких ведущих ядерных державах, в число которых входит и Россия.

Типы ОЯТ весьма разнообразны, их сотни - топливо энергетических реакторов, промышленных реакторов по наработке оружейного плутония, транспортных (судовых) и исследовательских реакторов разного назначения. ОЯТ может различаться также по степени выгорания, времени хранения, техническому состоянию. Поэтому вопрос о способах обращения с ОЯТ и в первую очередь об экологической и экономической целесообразности, методах и сроках его переработки в каждом конкретном случае должен решаться с полным учетом всех его характеристик.

Следует заметить, что термин «топливо» по отношению к отдельной ТВС или нескольким ТВС, собранным в одном контейнере, является достаточно условным и в определенном смысле некорректным6. В отличие от обычного органического топлива ядерное топливо может «гореть» с интенсивным энерговыделением, только если оно тесно собрано в критическую массу, а она для топлива энергетических реакторов составляет многие десятки тонн и никогда, с огромным запасом, не формируется ни в хранилищах, ни в транспортных контейнерах.

ОТВС после нескольких лет выдержки представляет собой металлокерамические машиностроительные изделия, за счет радиоактивности выделяющие тепло с интенсивностью в несколько ватт на килограмм. Организация теплоотвода при таком уровне мощности никаких трудностей не представляет. ОЯТ не является ни взрывчатым, ни легковоспламеняющимся, ни просто горючим веществом, последствия любых мыслимых происше-

6 Подробнее см.: Коновалов В., Велихов Е., Кожин В., Пономарев-Степной Н., Воробьев А., Филин Е, Супатаева О., Рязанцев Е., Малкин С., Сартори А. Физико-технологические и правовые основания отнесения тепловыделяющих сборок для ядерных реакторов к непотребляемым вещам // Ядерный контроль. 2000. № 5. С. 85-89.

ствий с ним могут носить только локальный характер в пределах нескольких десятков квадратных метров.

В настоящее время основными зарубежными поставщиками на рынке переработки ОЯТ являются Франция и Великобритания.

Обращение с зарубежным ОЯТ российского производства полностью интегрировано в инфраструктуру обращения с ОЯТ российских АЭС. Технологические операции транспортировки, хранения, переработки ОЯТ и обращения с продуктами его переработки осуществляются в соответствии с требованиями норм и правил по ядерной и радиационной безопасности. Существующая система мер обеспечивает поддержание необходимого уровня безопасности при осуществлении всех технологических операций.

Нормативно-правовое регулирование безопасности при транспортировке, хранении, переработке ОЯТ и обращении с продуктами его переработки осуществляется на основе федеральных норм и правил по безопасности в области использования атомной энергии (НРБ-99, ОСПОРБ-99, ПБ ТРВ-73 и проч.).

В 2001 г. был принят пакет законов и подзаконных нормативных правовых актов, позволяющих России расширить выход на международный рынок хранения и переработки ОЯТ на основе прочной законодательной базы, сформированной с учетом требований безопасности, нераспространения и экологии. В этот пакет помимо Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды»7 вошли федеральные законы от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»8, от 10 июля 2001 г. № 94-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об использовании атомной энергии»9 и Указ Президента РФ от 31 июля 2001 г. № 858 «О специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок

7 СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2453.

8 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2947.

9 СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2949.

зарубежного производства»10. Данным указом утверждено Положение об этой комиссии. В ее состав входят представители Российской академии наук, Госкорпарации «Росатом», Совета Безопасности Российской Федерации, ОАО ВНИИНМ, НИЦ «Курчатовский институт», Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, ГНЦ «ИБФ», Ростехнадзо-ра, Роспотребнадзора, ФМБА России.

Кроме указанных нормативных правовых актов, разработка специальных экологических программ (далее - СЭП) регулируется постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. № 421 «Об утверждении Положения о разработке специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»11.

СЭП, финансируемые за счет поступлений от внешнеторговых операций с ОТВС ядерных реакторов, разрабатываются в целях обеспечения радиационной безопасности населения, общего снижения риска воздействия радиации и улучшения экологической ситуации на радиационно-загрязненных участках территории путем проведения мероприятий по реабилитации таких участков, утилизации или ликвидации выведенных из эксплуатации радиационно опасных объектов.

Решение о разработке СЭП (включая определение заказчика и разработчика этой программы, а также срока ее разработки) может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, органом (организацией), осуществляющим государственное управление в области использования атомной энергии, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии или органами государственной власти субъектов РФ, на территориях которых расположены ра-диационно-загрязненные участки.

СЭП включает разделы:

10 СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 3104.

11 СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2453.

цели, основные мероприятия, этапы и сроки реализации основных мероприятий;

информация о состоянии окружающей среды и здоровья населения;

оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

перечень работ по реабилитации радиационно-загрязненных участков территории;

наличие или необходимость создания системы экологического контроля и систем экологического и социально-гигиенического мониторинга;

результаты выполнения программы с указанием прогноза изменения состояния окружающей среды и здоровья населения; объем финансирования программы.

Перечень внешнеторговых операций с ОТВС ядерных реакторов, объем и направления использования валютных средств, которые поступают от этих операций и используются в целях финансирования специальных экологических программ, утверждаются Правительством РФ в соответствии с вышеназванным Законом от 10 июля 2001 г. № 92-ФЗ и принятым на его основе постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2003 г. № 588 «Об утверждении положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»12.

Внешнеторговые контракты на ввоз облученных сборок в Российскую Федерацию заключаются в целях обеспечения:

временного технологического хранения облученных сборок с последующим обязательным возвратом в государство поставщика;

временного технологического хранения облученных сборок с последующей переработкой.

Одним из видов внешнеторговых операций является ввоз ОТВС для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядерного топлива зарубежных атомных

12 Российская газета. 2003. 1 окт.

электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов.

Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2003 г. № 418 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов»13 определен порядок ввоза в Российскую Федерацию ОТВС ядерных реакторов, а также возврата этих сборок или продуктов их переработки (включая радиоактивные отходы) в государство поставщика с учетом основных принципов, определенных п. 4 ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

«Единый проект» - документы, подготовленные в связи с предполагаемым заключением внешнеторгового контракта на осуществление операций с облученными сборками, подлежащие государственной экологической экспертизе, разработанные и согласованные в соответствии с установленными требованиями.

Основными критериями для включения СЭП в единый проект являются уровень снижения риска воздействия радиации и степень улучшения экологической ситуации на радиационно-загрязненных участках территории в результате реализации природоохранных мероприятий, а также их эффективность и согласованность с аналогичными мероприятиями, предусмотренными в других федеральных, региональных и отраслевых программах, осуществляемыми на радиационно-загрязненных участках территории.

Деятельность, связанная с ввозом на территорию РФ ОЯТ зарубежных реакторов, является одной из основ осуществления СЭП, поскольку валютные средства, поступающие от указанных внешнеторговых операций, служат основным источником их финансирования.

Порядок и очередность финансирования СЭП устанавливаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. В качестве приоритетных рассматриваются СЭП субъектов РФ, на территориях которых находятся организации, осуществляющие деятельность по переработке ввозимых из иностранных государств ОТВС и их вре-

13 СЗ РФ. 2003. № 29. Ст. 2996.

менному технологическому хранению. Конкретный объем валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций, и направления их расходования устанавливаются законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

На финансирование СЭП перечисляется 75% указанных валютных средств за вычетом затрат на обращение с ОТВС ядерных реакторов и продуктами их переработки, утверждаемых в установленном Правительством РФ порядке. Кроме того, вычету подлежит налог на добавленную стоимость - 18% от этих валютных средств. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» - уполномоченный орган государственного управления использованием атомной энергии, наделенный соответствующими полномочиями в этой области, а также функциями по координации работ, связанных с разработкой и реализацией СЭП, в том числе региональных программ, включает объемы их финансирования в сводную бюджетную заявку на финансирование за счет валютных средств, поступающих от внешнеторговых операций с ОТВС, и по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии РФ представляет ее в установленном порядке в Министерство экономического развития РФ и Министерство финансов РФ.

В первую очередь финансируются СЭП субъектов РФ, на территории которых находятся организации, осуществляющие переработку ввозимых облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов и их временное технологическое хранение; во вторую очередь - финансирование иных субъектов РФ, в границах которых располагаются радиационно-загрязненные участки территории. Неиспользованные средства, не освоенные организациями - исполнителями специальных экологических программ, направляются на финансирование специальных экологических программ в следующем году.

Государственные заказчики СЭП в установленном Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов РФ порядке ежеквартально представляют в Министерство отчеты о средствах, полученных и использованных для финансирования таких программ.

Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что имеющаяся нормативно-правовая база является основой для расширения присутствия России на мировом рынке услуг по обращению с ОЯТ, поставок свежего ядерного топлива и урановой продукции, строительства новых АЭС за рубежом и обеспечивает развитие инфраструктуры по обращению с ОЯТ. Кроме того, обязательные отчисления на СЭП реабилитации радиационно-загрязненных участков территории позволяют решить ряд радиоэкологических проблем.

А. Н. Гришин

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТРАБОТАВШИМ ЯДЕРНЫМ ТОПЛИВОМ*

В своей деятельности по обращению с отработавшим ядерным топливом (далее - ОЯТ) Россия руководствуется международными договорами, участницей которых она является. В частности, в 2005 г. Россия ратифицировала Объединенную конвенцию «О безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами»1, участниками которой на 9 августа 2010 г. являлись 57 государств, в 27 из которых эксплуатируются атомные станции. В частности, Конвенцию ратифицировали такие страны, как Великобритания, Германия, Испания, США, Франция, Япония.

Конвенция определяет обязательства сторон в обеспечении безопасности обращения с отработавшим топливом, которое образуется в результате эксплуатации ядерных установок, используемых в мирных целях, а также обязательства по обеспечению безопасности обращения с радиоактивными отходами, когда они образуются в результате гражданской деятельности.

* Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук О.А. Супотаевой.

1 Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 139-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 45. Ст. 4587. 210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.