Научная статья на тему 'Теоретико-правовое понимание гражданства'

Теоретико-правовое понимание гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2857
427
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ГОСУДАРСТВО / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиахмедова Айшат Гаджиахмедовна

Раскрыты понятие и сущность гражданства, изучено его правовое содержание, композиционные особенности. В связи с демократическими преобразованиями в России, либерализацией правовых отношений заложен фундамент для развития понимания гражданства с позиции соблюдения прав человека, его основных свобод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-правовое понимание гражданства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34:001

ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ ГРАЖДАНСТВА

© 2012 Гаджиахмедова А. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

Раскрыты понятие и сущность гражданства, изучено его правовое содержание, композиционные особенности. В связи с демократическими преобразованиями в России, либерализацией правовых отношений заложен фундамент для развития понимания гражданства с позиции соблюдения прав человека, его основных свобод.

The author of the article discloses the citizenship concept and essence, researches its juridical content, compositional features. In connection with the democratic transformation in Russia, the liberalization of the juridical relations the base was made for the development of the understanding of citizenship from a position of the respect for human rights, his fundamental freedoms.

Ключевые слова: гражданство, конституционная ответственность, правовой статус, государство, миграционные процессы.

Keywords: citizenship, constitutional responsibility, juridical status, state, migration processes.

Изучение приобретения и

прекращения гражданства Российской Федерации является неполным без рассмотрения их теоретических аспектов. «Прекращение гражданства -прекращение устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией,

вытекающих из нее прав и обязанностей» [6].

В науке конституционного права вопрос о понятийном аппарате

приобретения и прекращения

гражданства раскрывается через призму теоретического обоснования понятия гражданства как комплексного

многоаспектного правового явления.

На протяжении многих лет раскрытие понятия и сущности гражданства,

изучение его правового содержания,

детализация его композиционных

особенностей имели особую значимость. Понятийный аппарат гражданства

изобилует разнообразными научными взглядами. Точки зрения многих видных советских и российских исследователей в области государственного права являются противоречивыми и не сводятся к

созданию единой концепции понимания гражданства. За последние годы институт гражданства претерпел грандиозные

изменения. Прежде всего, это связано с принятием и реализацией в правовое пространство основных идей и принципов Конституции 12 декабря 1993 г, которая оказала на данное правовое явление ощутимое действие. Демократические преобразования в России, либерализация правовых отношений заложили

фундамент для развития понимания гражданства с позиции соблюдения прав человека, его основных свобод. В связи с этим предполагалось ослабление государственных начал, утверждение норматива поведения на принципе

раритета.

Развитие взглядов о

терминологической характеристике

данного понятия в советском государственном праве начинается с деятельности ученого-юриста С. С. Кишкина. Исследователь констатирует, что «очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только

определение, но и описание понятия гражданства».

По мнению С. С. Кишкина,

«гражданство - это личная связь

индивида с государством,

обусловливающая возможность

определяемости данного лица всеми элементами правовой и политической системы страны» [2].

А. Турубинер отдавал предпочтение государству в решении вопросов,

связанных с гражданством. Он считал, что гражданство - это принадлежность

какого-либо лица к определенному государству. Такая принадлежность влекла за собой распространение на данное лицо всех законов, регулирующих положение граждан этого государства. Власть государства распространяется на иностранцев лишь тогда, когда они проживают на его территории. В

отношении граждан государственная власть распространяется и тогда, когда они находятся за границей. Граждане, находящиеся за границей, пользуются

дипломатической защитой своего государства [10. С. 526-527]. Приобретение гражданства - получение гражданства Российской Федерации на основании решений и действий государственных органов и должностных лиц в соответствии с российским законодательством [6. С. 493-494].

Похожее определение дает А. Х. Махненко. По его мнению, «гражданство представляет собой

юридическую принадлежность

физического лица к определенному

государству. Эта принадлежность означает распространение на граждан, находящихся как на территории соответствующего государства, так и за его пределами, законодательства данного государства» [5. С. 171]. На наш

взгляд, такая позиция имеет

односторонний характер, лишает индивида возможности осуществлять свои права в отношении гражданства.

В юридической литературе получил свое развитие и другой подход в определении гражданства. Свое начало он получил в работе Д. Л. Златопольского, указывавшего на то, что «гражданство есть устойчивая правовая связь лица с государством, определяющая его правовое положение не только внутри государства, но и вне его, в международном общении» [1. С. 245].

Официальное определение

гражданства сводится к тому, что оно признается как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Несмотря на закрепление данной формулировки в Законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., она не отражает всей сущности правового явления.

Преамбула Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. гласит, что гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством. По смыслу закона такая связь выражается в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

На наш взгляд, формулировка понятия гражданства, отраженная в Законе о гражданстве от 28 ноября 1991 г., является по своему смыслу более содержательной и приемлемой с точки зрения взаимного соблюдения прав,

наделения равными обязанностями и ответственностью. Главное

преимущество: Закон призывает

признавать и уважать достоинство, основные права и свободы человека.

Гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством обладает определенными признаками.

Устойчивость гражданства

проявляется в пространстве и времени. В пространстве она проявляется в том, что гражданство сохраняется и при выезде обладающего им лица за границу. Ряд прав и обязанностей такого лица, входящих в содержание его гражданства на время его пребывания за границей прекращает свое действие, но лицо их не утрачивает, они по-прежнему

продолжают входить в комплекс прав и обязанностей, составляющих

содержание данного гражданства. Некоторые же права и обязанности, входящие в содержание гражданства, продолжают действовать и за границей. К ним относятся такие права и обязанности, осуществление которых не может причинить ущерб суверенитету государства пребывания. Некоторые права и обязанности гражданина действуют только во время его нахождения за рубежом. Иными словами, «устойчивость гражданства в пространстве выражается в подчинении лица, которое им обладает, юрисдикции своего государства в течение всего пребывания за границей» [11. С. 24-25].

Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности. Если рассмотреть историю возникновения гражданства, то этапы развития и современное состояние гражданства имеют большое значение для конституционного права.

Миграционные процессы среди народов России, Кавказа, в том числе и Дагестана, происходили не только в XX веке, они были характерны и более ранним периодам истории. Если обратиться к истории народов Кавказа, мухаджирство было присуще и для ХУШ века, и для XIX века, когда переселение происходило в пределах

самого Кавказа в страны Ближнего Востока (в Турцию, Сирию, Ирак и др.) по причинам социально-экономического и политического характера.

Миграция населения - сложный социально-экономический процесс, затрагивающий социальную и демографическую структуры жизни общества, географию населения. Экономика Дагестана, особенно начиная с 90-х годов, как и в целом по всей России, находится в глубоком кризисе. Безработица, низкий уровень жизни существенно влияют на миграционные процессы и на национальные отношения. В настоящее время, когда распался Советский Союз, каждая республика приобрела независимость. Появились новые формы миграции, вынужденная миграция и беженцы. Если раньше миграционные процессы

рассматривались, прежде всего, как фактор, влияющий на развитие общества, то в настоящее время необходимо исследовать как результат миграции и социальные, и этнические процессы, происходящие среди народов Южного Дагестана.

Взаимодействие миграционных

процессов и национальных отношений требует исследования миграции наций и народностей как фактора, влияющего как на сближение людей, так и на их разобщение. К этой проблеме обращались социологи, экономисты, юристы, историки, которые исследовали зачастую лишь положительные стороны миграции различных народов. При этом умышленно замалчивались негативные стороны этого процесса, ошибки и просчеты в миграционной политике государства и т.д. Сейчас появились большие возможности для объективного исследования и оценки этих процессов.

Исследование данной проблемы позволило нам определить оптимальные пути и способы преодоления возникающих противоречий, что поможет найти новые формы управления этими процессами. Конечно, миграционные процессы не всегда поддаются регулированию, но выявить нарастающие тенденции в современной

миграции, осуществить их

прогнозирование, принять необходимые меры, ведущие к сдерживанию развития негативных явлений, совершенно необходимо.

Для этого миграционные процессы целесообразно рассматривать во взаимосвязи с процессами,

происходящими в экономике, политике, в сфере национальных отношений, социальной сфере и т.п. Осознав взаимообусловленность этих процессов, их взаимозависимость, можно прогнозировать и ту миграционную ситуацию, которая ими порождается и от них зависит.

Непрерывность гражданства означает сохранение гражданства с момента его приобретения в соответствии с условиями, определенными законодательством

конкретного государства, вплоть до его утраты (опять-таки в соответствии с условиями, установленными

законодательством данного государства). Непрерывность гражданства указывает на то, что оно - длящееся правовое состояние. Гражданство не может время от времени исчезать и затем вновь возобновляться. В отличие от гражданства, права и обязанности, составляющие его содержание, во времени менее устойчивы. Эта принадлежность автоматически распространяет на гражданина законы данной страны и одновременно его права и обязанности по отношению к государству [3. С. 5].

В юридическом энциклопедическом словаре гражданство определяется как «устойчивая правовая связь лица с конкретным государством» [8. С. 64]. По мнению В. С. Шевцова, гражданство -это такая правовая связь лица с государством, которая, обусловливая постоянное, полное и устойчивое распространение на это лицо юрисдикции, является тем самым необходимой предпосылкой для возможного применения к лицу законов данного государства [12. С. 21 ].

Между тем некоторые

государствоведы в понимании гражданства как правовой связи индивида и гражданства выделяют

политический аспект. Так, Ю. А. Петров указывает, что «гражданство - это не только правовая, но и политическая связь, проявляющаяся в том, что на лицо распространяются и правовые, и другие социальные институты, через которые осуществляется политическая власть» [7. С. 116]. Г. И. Тункин замечает, что «под гражданством понимается политикоправовая связь человека с государством, которая характеризуется устойчивостью, обладанием правами и обязанностями в отношении государства, а также правами и обязанностями государства в отношении человека» [9. С. 22].

Следует отметить, что центральное место в этом определении принадлежит человеку, его правам и обязанностям. До этого во многих дефинициях функционировало понятие «индивид», «физическое лицо».

Таким образом, государствовед акцентировал свое понимание на

приоритете прав человека. Кроме того, он подчеркнул корреляционный характер связи человека с государством, где права и обязанности одной стороны соответствуют правам и обязанностям другой.

Итак, мы рассмотрели два основных подхода в определении гражданства. Первый подход связан с использованием категории «принадлежность», второй - с категорией «правовая связь».

О. Е. Кутафин указывает, что граждане России образуют

многонациональный народ Российской Федерации. Народ - категория политическая, поскольку он является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Поэтому принадлежность к народу выражает сущность российского гражданства.

Таким образом, ученый приходит к выводу, что «гражданство - это

принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей» [4. С. 81].

Итак, изучив различные точки зрения относительно понятийного аппарата гражданства, нетрудно заметить, что многие ученые-юристы склоняются к определению гражданства как «устойчивой правовой связи между лицом и государством, выражающейся во взаимных правах и обязанностях». Такой же подход к определению гражданства используется, как мы отмечали ранее, в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года.

Между тем невозможно себе представить действенную систему реализации прав и обязанностей, особенно во взаимоотношениях нескольких субъектов, при отсутствии взаимной ответственности.

В этой связи считаем, что исключение из легального определения гражданства положения о взаимной ответственности гражданина и Российской Федерации не соответствует норме ст. 2 Конституции Российской Федерации. В ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует закрепить следующее определение: «Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией,

выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности».

Данное определение базируется на юридическом обосновании понятия гражданства, данного Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. На наш взгляд, характеристика понятийного аппарата гражданства, отраженная в этом законодательном акте, в полной мере раскрывает юридическую природу связи между личностью и государством.

Таким образом, принимая во внимание такое определение понятия гражданства, представляется возможным обосновать понятие приобретения гражданства Российской Федерации и понятие прекращения гражданства Российской Федерации.

Приобретение гражданства

Российской Федерации - это создание устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности. Прекращение же гражданства Российской Федерации - это утрата устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией.

Примечания

1. Златопольский Д. Л. Государственное устройство СССР. M., 1960. 2. Кишкин С. С. Советское гражданство. М., 1925. С. 4, 6. 3. Кузнецов M. ^ Иностранные граждане и лица без гражданства на территории СССР. M. : Изд-во Ун-та дружбы народов, 1985. 4. Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2003. 5. Махненко А. Х. Основные институты государственного права европейских стран народной демократии. M., 1964. 6. Миронов В. Ф., Миронов А. В. Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства. М.

: НОРМА, 2003. 7. Петров Ю. А. Соотношение понятий гражданства, правоспособности, правового положения граждан // Вестник Ленинградского университета. № 5. 8. Румянцев О. Г., Додонов B. К Юридический энциклопедический словарь. M. : ИНФРА-М, 1997. 9. Тункин Г. Е. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. 1979 г. № 7. 10. Турубинер А. Энциклопедия государства и права / под ред. П. С. Стучки. ^ і. М., 1925. 11. Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968. 12. Шевцов B. С Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969.

Статья поступила в редакцию 10.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.