ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ
B.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент
C.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-3-34-36
Аннотация. Исследование вопросов, касающихся такого принципа правового государства как разделение властей, на сегодняшний день выступает одним из условий повышения эффективности регулирования общественных отношений в контексте построения партнерской модели взаимодействия общества и государства. Авторы, анализируя научную литературу, обосновывают целесообразность разграничения понятий «признаки правового государства» и «принципы правового государства», раскрывают сущность разделения властей в государстве как одного из принципов правового государства, а также предлагают перечень мер для более полной реализации принципа разделения властей и скорейшего построения правового государства в Российской Федерации.
Ключевые слова: правовое государство; разделение властей; принципы правового государства; государственная власть.
Проблемы соотношения личности и государства, признания и нормативного закрепления прав и свобод человека, а также способов и методов осуществления государственной власти всегда интересовали ученых правоведов [1-4]. Вопросы построения и формирования правового государства в Российской Федерации являются одними из первостепенных, поскольку от этого во многом зависит насколько личность в государстве чувствует себя свободно и защищено. Одним из принципов построения правового государства является принцип разделения властей, препятствующий сосредоточению всей полноты государственной власти в одних руках. В Российской Федерации данный принцип в аспекте проводимой административно-правовой реформы выступает фундаментом формирования правового государства. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия государственных органов с точки зрения создания всех необходимых условий для реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов [5]. Сообразно с этим актуальность вопросов, связанных с реализацией такого принципа
правового государства, как разделение властей сомнений не вызывает.
В научной литературе встречаются различные точки зрения касательно количества и наименования принципов правового государства [6, с. 345-353; 7, с. 174]. Некоторые правоведы определяют принцип разделения властей как признак или особенность правового государства [8, с. 438], другие - как средство воплощения в жизнь такого принципа правового государства как «наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения» [9, с. 130-131]. Как нам представляется, следует все же различать такие понятия как признаки правового государства и принципы правового государства. Разделение властей - это именно принцип правового государства, в соответствии с которым происходит процесс формирования правового государства. После того как принцип будет полностью реализован, его можно будет называть признаком правового государства, который позволит отличать государство правовое от государства обычного [10, с. 35-42].
Сам принцип разделения властей сформулирован в Конституции Российской Фе-
дерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [11, ст. 10]. Конкретизируется указанный принцип в соответствующих главах Основного закона государства, определяющих статус и полномочия Президента Российской Федерации (глава 4), Федерального Собрания (глава 5), Правительства Российской Федерации (глава 6) и судебной власти (глава 7) [12, с. 66-122].
Необходимо отметить, что принцип разделения властей заключается не просто в распределении управленческого труда на законодательную, исполнительную и судебную сферы. Обозначенный принцип предусматривает, то, что полномочия одной ветви власти преследуют цель ограничить стремления других ветвей власти выйти за круг своих полномочий, вторгнуться в сферу другой ветви власти, узурпировать власть, поставить ее выше власти общества.
Все вышесказанное позволяет сформулировать следующие обобщающие выводы:
1) с нашей точки зрения целесообразно различать понятия признаки правового государства и принципы правового государства; признаки - это те отличительные черты, которые позволяют выделить государство правовое из обычной массы государств, а принципы - это основополагающие идеи, начала, в соответствии с которыми формируется правовое государство;
2) разделение властей заключается не просто в специализации различных государственных органов и распределении видов деятельности среди государственных служащих, оно предполагает наличие у ветвей власти специальных полномочий, которые призваны ограничить выход других ветвей власти за пределы своих компетенций; сущность разделения властей выражается в системе сдержек и противовесов, уравнивающей все ветви власти в государстве и создающей определенный баланс в государственном аппарате;
3) на наш взгляд для более полной реализации принципа разделения властей и скорейшего построения правового государства в Российской Федерации необходимо:
- завершение административно-правовой реформы системы государственной службы;
- четкое определение компетенций каждого государственного органа, направленное на решение задач, стоящих перед конкретным государственным органом и исключающее дублирование полномочий государственных органов;
- усиление координационных связей между государственными органами, позволяющее повысить эффективность их взаимодействия, а, следовательно, и качество выполнения государственными служащих своих функциональных обязанностей.
Таким образом, можно утверждать, что вопросы, связанные с рассмотрением принципов правового государства, по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем
исследовании и комплексном анализе.
Библиографический список
1. Денисенко М.В., Турова В.Е. Правовое государство // Социология и право. - 2012. -№1 (12). - С. 99-104.
2. Ралько О. В. Актуальные научные подходы к феномену «правовое государство» // Гражданин и право. - 2010. - С. 85-94.
3. Сабирова Н.С. Гражданское общество и правовое государство // Власть. - 2012. -№5. - С. 91-93.
4. Тихомиров Ю.А. Правовое государство: проблемы формирования и развития // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2011. - №5. Т. 4. -С. 93-109.
5. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета, 2021, 22 апреля.
6. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2021.
7. Теория государства и права: Учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2021.
8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. -Москва: Проспект, 2020.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник, 6-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2021.
10. Бялт В.С., Демидов А.В. Разделение властей в историко-правовой мысли России // Ленинградский юридический журнал. - 2017. - №1 (47). - С. 35-42.
11. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.
12. Лойт Х.Х., Боер В.В., Бялт В.С. Конституционное право России: Альбом схем. -СПб.: ГУАП, 2010.
THEORETICAL AND LEGAL CHARACTERISTICS OF THE SEPARATION OF POWERS IN A STATE GOVERNED BY THE RULE OF LAW
V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.Yu. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The study of issues related to such a principle of the rule of law as the separation of powers, today acts as one of the conditions for increasing the effectiveness of regulating public relations in the context of building a partnership model of interaction between society and the state. The authors, analyzing the scientific literature, substantiate the expediency of distinguishing the concepts of "signs of the rule of law" and "principles of the rule of law", reveal the essence of the separation ofpowers in the state as one of the principles of the rule of law, and also propose a list of measures for a more complete implementation of the principle of separation of powers and the speedy construction of the rule of law in the Russian Federation.
Keywords: rule of law; separation ofpowers; principles of the rule of law; state power.