Научная статья на тему 'Разделение властей как основной принцип правового государства'

Разделение властей как основной принцип правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6525
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов А. В.

Статья посвящена анализу одного из важнейших принципов правового государства принципу разделения властей. Автор освещает различные точки зрения на выделение и обоснование указанного принципа в теории права, рассматривает его нормативное закрепление, а также формулирует общие выводы по исследуемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разделение властей как основной принцип правового государства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

соперничество между работниками, уместны на развитом рынке труда. В случае с образованием в РФ имеет место нехватка рабочей силы, поэтому работодателям свойственно защищать работников от нововведений, навязываемых государством, путём установления фиктивных условий стимулирования [11, с.7].

Высокая производительность педагогической деятельности во многом зависит от финансового стимулирования. Любое изменение системы оплаты труда вызывает определённый сдвиг в восприятии профессиональной деятельности и, безусловно, влияет на её результат. В условиях дефицита доверия к государственным реформам и относительно бедного рынка труда в сфере образования наиболее выгодным представляется стимул через ограничение убытками. Стабильная ответственность за результаты труда способна оказать положительное влияние на педагогический процесс и, следовательно, преумножить интеллектуальный потенциал нашего общества. Список использованной литературы:

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17, ст. 2058.

2. Приложение № 3 распоряжения Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.

3.Tversky A., D. Kahneman, Rational Choice and the Framing of Decisions // The Journal of Business, Vol. 59, No.

4. Part 2: The Behavioral Foundations of Economic Theory, 1986. pp. S251-S278.

4.Plous, Scott. The Psychology of Judgment and Decision Making. New York: McGraw-Hill, 1993. Print.

5.Fryer, R., S. Levitt, J. List, and S. Sadoff, Enhancing the Efficacy of Teacher Incentives through Loss Aversion: A Field Experiment // NBER Working Paper 18237, 2012.

6.Levitt, S., J. List, S. Neckermann, and S. Sadoff, The Behavioralist Goes to School: Leveraging Behavioral Economics to Improve Educational Performance // NBER Working Paper 18165, 2013.

7.Houssain, T., J. List, The Behavioralist Visits the Factory: Increasing Productivity Using Simple Framing Manipulations // Management Science, 58(12), 2012. 2151-67.

8.Armantier, O., A. Boly, Framing of Incentives and Effort Provision. Mimeo, Federal Reserve Bank of New York, 2011.

9. Gershman M., Kuznetsova T. Performance -related Pay in the Russian R&D Sector // Foresight-Russia, 2014, vol. 8, no 3, pp. 58-69.

10.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 г. № 818 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gosfinansy.ru/docs/22501/ (дата обращения 01.12.2015).

11.Боровская, М.А. Эффективные контракты с научно-педагогическими сотрудниками: отечественный опыт // Инженерный вестник Дона, №2, ч.2, 2015.

© Давыдов А. Ю., 2016 г.

УДК 340.12

А.В. Демидов

К.ю.н., старший преподаватель, кафедры ТГП, Санкт-Петербургский университет МВД Россия, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Статья посвящена анализу одного из важнейших принципов правового государства - принципу разделения властей. Автор освещает различные точки зрения на выделение и обоснование указанного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

принципа в теории права, рассматривает его нормативное закрепление, а также формулирует общие выводы по исследуемому вопросу.

Ключевые слова

Государство, правовое государство, разделение властей, система сдержек и противовесов

Проблемы соотношения личности и государства, признания и нормативного закрепления прав и свобод человека, а также способов и методов осуществления государственной власти всегда интересовали ученых правоведов [4, с. 20]. Вопросы построения и формирования правового государства в Российской Федерации являются одними из первостепенных, поскольку от этого во многом зависит насколько личность в государстве чувствует себя свободно и защищено. Одним из принципов построения правового государства является принцип разделения властей, препятствующий сосредоточению всей полноты государственной власти в одних руках. В Российской Федерации данный принцип в аспекте проводимой административно-правовой реформы выступает фундаментом формирования правового государства. Не случайно Президент Российской Федерации обращает особое внимание на необходимость дальнейшего совершенствования взаимодействия государственных органов с точки зрения создания всех необходимых условий для реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов [2]. Сообразно с этим актуальность вопросов, связанных с реализацией такого принципа правового государства, как разделение властей сомнений не вызывает.

В научной литературе встречаются различные точки зрения касательно количества и наименования принципов правового государства [4, с. 16]. Некоторые правоведы определяют принцип разделения властей как признак или особенность правового государства [5, с. 438], другие - как средство воплощения в жизнь такого принципа правового государства как «наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения» [4, с. 17]. Как нам представляется, следует все же различать такие понятия как признаки правового государства и принципы правового государства. Разделение властей - это именно принцип правового государства, в соответствии с которым происходит процесс формирования правового государства. После того как принцип будет полностью реализован, его можно будет называть признаком правового государства, который позволит отличать государство правовое от государства обычного.

Сам принцип разделения властей сформулирован в Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1, ст. 10]. Конкретизируется указанный принцип в соответствующих главах Основного закона государства, определяющих статус и полномочия Президента Российской Федерации (глава 4), Федерального Собрания (глава 5), Правительства Российской Федерации (глава 6) и судебной власти (глава 7) [7, с. 66-122].

Необходимо отметить, что принцип разделения властей заключается не просто в распределении управленческого труда на законодательную, исполнительную и судебную сферы. Обозначенный принцип предусматривает, то, что полномочия одной ветви власти преследуют цель ограничить стремления других ветвей власти выйти за круг своих полномочий, вторгнуться в сферу другой ветви власти, узурпировать власть, поставить ее выше власти общества [6, с. 95].

Все вышесказанное позволяет сформулировать следующие обобщающие выводы:

1) с нашей точки зрения целесообразно различать понятия признаки правового государства и принципы правового государства; признаки - это те отличительные черты, которые позволяют выделить государство правовое из обычной массы государств, а принципы - это основополагающие идеи, начала, в соответствии с которыми формируется правовое государство [3, с. 115];

2) разделение властей заключается не просто в специализации различных государственных органов и распределении видов деятельности среди государственных служащих, оно предполагает наличие у ветвей власти специальных полномочий, которые призваны ограничить выход других ветвей власти за пределы своих компетенций [9, с. 74]; сущность разделения властей выражается в системе сдержек и противовесов, уравнивающей все ветви власти в государстве и создающей определенный баланс в государственном аппарате;

3) на наш взгляд для более полной реализации принципа разделения властей и скорейшего построения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

правового государства в Российской Федерации необходимо:

- завершение административно-правовой реформы системы государственной службы [8, с. 9];

- четкое определение компетенций каждого государственного органа, направленное на решение задач, стоящих перед конкретным государственным органом и исключающее дублирование полномочий государственных органов [10, с. 19];

- усиление координационных связей между государственными органами, позволяющее повысить эффективность их взаимодействия, а, следовательно, и качество выполнения государственными служащих своих функциональных обязанностей.

Таким образом, можно утверждать, что вопросы, связанные с рассмотрением принципов правового государства, по нашему мнению, нуждаются в дальнейшем исследовании и комплексном анализе. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года // Российская газета, 2014, 5 декабря.

3. Бялт В.С. Гражданское общество как признак правового государства // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы: Материалы IV международной научно-практической конференции 20-21 сентября 2014 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2014.

4. Нижник Н.С. Самоорганизация общества в социально-политическом дискурсе российского государства. // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе», под общ. ред. В.А. Сосова. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России, ООО «Издательский Дом - Юг». 2014. С. 15-25.

5. Карчевская Н.И., Семенова О.В. Теоретико-правовые закономерности гражданского общества: Пособие. СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010г.

6. Лойт Х.Х., Боер В.В., Бялт В.С. Конституционное право России: Альбом схем. - СПб.: ГУАП, 2010.

7. Лойт Х.Х., Бялт В.С. Государственная гражданская служба Российской Федерации: Альбом схем- СПб.: ГУАП, 2-10.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2014.

9. Демидов А.В. Система государственной службы: проблемы совершенствования в Российской Федерации. В сборнике: Актуальные проблемы юридической науки, практики и высшего образования: в 2-х томах. Т. 1. Актуальные проблемы национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции 25 ноября 2015 г. - СПб.: НОУ СЮА, 2015. С. 73-76.

10. Бялт B.C., Демидов A.B., Талянин В.В. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. - СПб.: ЛЕМА, 2015. - 139 с.

© Демидов А.В., 2016

УДК 34.01

А.Ерали

к.ю.н.(PhD), ассоцированный профессор менеджмента Международный казахско-турецкий университет имени Х.А.Ясави

г.Туркестан, Республика Казахстан

ЗЕМЛЯ - КАК ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В настоящий статье затрагивается проблемы сохранении территорий государств. В статье указаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.