Научная статья на тему 'Теоретико-методологическийанализ развития научнометодической культуры преподавателя высшей школы'

Теоретико-методологическийанализ развития научнометодической культуры преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / РАЗВИТИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / SCIENTIFICALLY-METHODICAL ACTIVITY / THE TEACHER OF THE HIGH SCHOOL / DEVELOPMENT OF SCIENTIFICALLY-METHODICAL CULTURE / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подповетная Ю. В.

В статье раскрыты особенности научно-методической деятельности преподавателя и ее отличительные признаки, дано авторское определение научно-методической культуры преподавателя высшей школы и выявлены ее структурные составляющие, исследована сущность процесса развития научно-методической культуры и предпосылки его осуществления в образовательной практике. Специальное внимание уделено характеристике методологических подходов к процессу развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND METHODICAL CULTURE OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL

In the article the features of scientifically-methodical activity of the teacher and its distinctive signs are revealed, author's definition of scientifically-methodical culture of the teacher of the high school is given and its structural components are revealed, the essence of development process of scientificallymethodical culture and the precondition of its realization in educational practice is investigated. The special attention is given to the characteristic of methodological approaches to development process of scientifically-methodical culture of the teacher of the higher school.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологическийанализ развития научнометодической культуры преподавателя высшей школы»

Ю.В. Подповетная, канд. пед. наук, доц. ЮУрГУ, г. Челябинск, E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье раскрыты особенности научно-методической деятельности преподавателя и ее отличительные признаки, дано авторское определение научно-методической культуры преподавателя высшей школы и выявлены ее структурные составляющие, исследована сущность процесса развития научно-методической культуры и предпосылки его осуществления в образовательной практике. Специальное внимание уделено характеристике методологических подходов к процессу развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: научно-методическая деятельность, преподаватель высшей школы, развитие научно-методической культуры, методологические подходы.

В условиях модернизации российского высшего профессионального образования появляются не только новые образовательные стандарты, особенностью которых являются компетен-тностный подход и ориентация на результат обучения, но и происходят изменения в профессиональной деятельности преподавателя высшей школы. Сегодня от преподавателя вуза требуется хорошо ориентироваться в многообразии современных научных и методологических подходов, методически и дидактически грамотно преобразовывать научное знание в учебный материал, гармонично сочетать научно-исследовательскую, педагогическую и научно-педагогическую (методическую) виды деятельности и др.

Современные требования к преподавателю высшей школы предполагают развитие его научно-методической культуры, которая дает возможность преподавателю с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов. Однако научно-методическая культура как качественная определенность научно-методической деятельности преподавателя высшей школы пока не стала предметом глубокого научного анализа, хотя попытки подобного анализа предприняты в ряде работ. Климовой Т.Е. изучено развитие научно-исследовательской культуры учителя [1], Кычкиной С.Д. представлено формирование научно-методической культуры студентов-заочников [2] и др. Многие исследователи отмечают, что недостаточная научно-методическая грамотность преподавателя и неразвитость профессиональной культуры приводят к непоправимым ошибкам в воспитании, обучении и развитии студентов. Кроме того, в научной литературе существуют и развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы [3; 4].

Научно-методическая культура преподавателя высшей школы рассматривается автором статьи как разновидность профессиональной культуры. Видовое отличие определяемого понятия образовано современными представлениями о профессиональной деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.

Исследование особенностей профессиональной деятельности преподавателя, изучение ее характера, содержания и осуществляемых функций, показало, что в структуре профессиональной деятельности преподавателя ведущее место занимают научная и методическая деятельности. Научная деятельность преподавателя высшей школы входит во все виды его профессиональной деятельности, является основным ее элементом, фактором творчества, источником преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта. Методическая деятельность преподавателя высшей школы осуществляется в процессе теоретического познания методов и средств преобразования педагогической практики и их применения в образовательном процессе вуза. Сущность методической деятельности преподавателя состоит в построении целостной системы мер, действий и мероприятий, направленных на достижение образовательных целей.

На сегодняшний день во всех сферах человеческой деятельности происходит активное развитие интеграционных процессов. Это связано с существенным ускорением темпов развития социально-экономической жизни общества, образования и науки. Изменения, происходящие в образовании, несомненно, актуализируют процесс интеграции научной и методической деятельностей преподавателя высшей школы. Обобщая существующие в педагогике подходы [5-7], можно определить интеграцию как целостность процесса и результата. Данный подход

правомерен для нашего исследования, т.к. интеграция научной и методической деятельностей преподавателя рассматривается в образовательном пространстве, где крайне нежелателен разрыв между процессом и результатом, поскольку цель соответствующей деятельности связана с целостностью - человеком.

Результатом интеграции научной и методической деятель-ностей является научно-методическая деятельность преподавателя высшей школы, имеющая отличительные признаки, выявленные на основе видовых признаков интеграции образования и науки [5-7]. Рассмотрим более подробно выделенные нами признаки научно-методической деятельности преподавателя.

Универсальность научно-методической деятельности означает, что научная и методическая деятельности взаимообусловливают друг друга. С одной стороны, научная деятельность, являющаяся фундаментом, на котором строится вся профессиональная деятельность преподавателя и обеспечивающая ее функционирование. С другой стороны, методическая деятельность, которая предполагает внедрение в педагогическую практику передового опыта, новейших научных достижений, овладение новыми методами обучения и воспитания и др.

Многообразие научно-методической деятельности отражает способность выступать в различных качествах, иметь различные формы и уровни проявления. Например, микроуровень научно-методической деятельности представлен в рамках одного образовательного учреждения. Говоря о макроуровне научно-методической деятельности, можно рассмотреть научные и образовательные организации и их функции в процессе осуществления научно-методической работы.

Невозможность дальнейшего развития частей в обособленном состоянии выражает «стремление» научной и методической деятельностей быть составляющими целостности, не теряя при этом своей индивидуальности. Данный принцип подчеркивает, что научная и методическая деятельности органически дополняют друг друга. Однако в большинстве исследований ведущим элементом в интегративной структуре авторы определяют научную деятельность (преподавать можно то, что предварительно изучено и исследовано в процессе научной деятельности) [7].

Усложнение структуры интегрированной целостности проявляется в том, что интеграция определенных функциональных свойств научной и методической деятельности преподавателя переводит их в новое качественное состояние, обусловливающее усложнение каждой из названных структур.

Также научно-методическая деятельность обладает рядом других признаков: неравновесность (неоднородность ее составляющих), многомерность (возможность проявления на различных уровнях действительности), управляемость (обусловлена необходимостью управления процессами в образовании), на которых мы подробно не останавливаемся в рамках данной статьи.

Для успешной реализации научно-методической деятельности в практике высшей школы преподавателю необходимо овладение научно-методической культурой как способом ориентации в многообразии современных научных и методических подходов.

На основе родовидового анализа, с учетом подходов к определению культуры и контекста нашего исследования, мы пришли к выводу, что научно-методическую культуру преподава-т еля высшей школы можно определить как интегративное личностное образование, включающее систему ценностных ориен-таций, научно-методических знаний, умений и способностей,

которые необходимы для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательной среде вуза.

Научно-методическая культура проявляется в отношении преподавателя к научно-методической деятельности и выражается в целевых установках, в осмыслении, самоанализе и самооценке собственной научно-методической деятельности и ее результатов, в уточнении путей ее организации. Система научно-методических знаний включает знания теоретического и технологического характера, которые необходимы преподавателю для осуществления научно-методической деятельности. Умения и

профессиональное самосознание (профессиональный об-раз-Я), под которым понимается процесс профессионального самопознания, осознания и соотнесения личностью своих особенностей с требованиями реальной профессиональной деятельности;

• научно-методические умения, являющиеся показателем педагогического мастерства преподавателя вуза;

• творческое мышление - это умственная деятельность, в процессе которой обнаруживаются новые, оригинальные возможности применения накопленных знаний.

Выявление компонентов структуры научно-методической культуры преподавателя необходимо для изучения процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы. Исследуя сущность данного процесса, автором принята позиция, в соответствии с которой развитие представляет собой процесс прогрессивных изменений чего-либо, связанный с его совершенствованием, приобретением новых положительных качеств и свойств. На основании данных рассуждений развитие научно-методической культуры преподавателя высшей школы представляет собой взаимосвязанный и происходящий во времени процесс прогрессивного изменения профессионального самосознания, научно-методических умений и творческого мышления, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного осуществления преподавателем научно-методической деятельности в образовательном пространстве.

Развитие научно-методической культуры определяется внутренней активностью личности преподавателя высшей школы, его направленностью на преобразование своих взглядов и внутреннего мира по отношению к научно-методической деятельности, что приводит к принципиально новому восприятию профессиональной деятельности. Развитие научно-методической культуры предполагает перестройку ценностно-смысловой сферы преподавателя вуза и становление особой системы ценностей, смыслов, мотивов, убеждений, установок.

С целью обеспечения достаточного уровня теоретизации и обоснованности процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы необходимо определиться с совокупностью соответствующих методологических подходов [8]. Выбирая методологические подходы, мы исходи-

способы научно-методической деятельности основаны на анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании, обобщении, конкретизации, а также на общих и специфических умениях.

Научно-методическая культура преподавателя высшей школы - это сложное, многофакторное явление, представляющее собой единую, целостную структуру, которая не может существовать без входящих в нее компонентов. Исследование внутреннего строения научно-методической культуры преподавателя позволило выделить следующие структурные составляющие (рис. 1):

ли из необходимости установления функционального назначения каждого из них и раскрытия результатов их использования для изучения процесса развития научно-методической культуры преподавателя.

Теоретическое исследование процесса развития научно-методической культуры целесообразно осуществлять на основе системного и синергетического подходов.

Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин и др.) дает возможность исследовать научно-методическую культуру преподавателя как многомерную, многоуровневую и полифункциональную систему, а сам процесс развития научно-методической культуры - как целостное образование. Рассматриваемая система направлена на достижение цели (развитие научно-методической культуры у преподавателя вуза). Данная цель определяет состав всей системы. При этом главное внимание уделяется не отдельным элементам научно-методической культуры, а взаимосвязям, которые существуют между ними. Очевидно, что осознание преподавателем требований реальной профессиональной деятельности и соотнесение их со своими особенностями влечет потребность в развитии научно-методических умений. Реализация научно-методических умений в образовательной практике влечет активизацию и развитие творческого мышления преподавателей.

С позиции синергетического подхода (А.М. Ковалев, И.В. Лупандин, Г.И. Рузавин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.) научно-методическая культура преподавателя является сложнооргани-зованной системой и имеет множество путей и собственных тенденций развития. Использование синергетического подхода позволяет подчеркнуть неоднозначный характер развития научно-методической культуры преподавателя, на который оказывает существенное влияние множество факторов (при этом в качестве факторов предполагаются не только специально созданные условия, но и спонтанные воздействия внешней и внутренней среды). Исходя из знания сущности компонентов структуры научно-методической культуры преподавателя, появляется возможность проектирования ее развития в конкретных условиях образовательного пространства. Это дает возможность не только представить проектируемое состояние научно-методической культуры, но и понять естественные тенденции ее развития.

Личностные

качества

1-2-3 - научно-методическая культура

Знания / 1 \ 1 2 1 Ценное \ тные ориента / преподавателя высшей школы: 1 - профессиональное самосознание (Образ-Я), 2 - творческое мышление,

ции / 3 - научно-методические умения.

\ Способности /

Рис. 1. Структура научно-методической культуры преподавателя высшей школы

Также отметим, что системный подход использовался нами при проектировании процесса развития научно-методической культуры преподавателя. Этот подход позволил определить состав и структуру научно-методической культуры преподавателя высшей школы (рис. 1). Процесс реализации спроектированной системы изучался на основе синергетического подхода, так как именно он обеспечивает наиболее целесообразную иерархию в системе научно-методической культуры преподавателя и учитывает изменения в окружающей реальности.

Изучению особенностей практического осуществления процесса развития научно-методической культуры преподавателя, определению механизмов и процедуры реализации данного процесса в реальных условиях образовательного пространства способствуют личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический, гуманно ориентированный и интегратив-ный подходы.

Личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) дает возможность придать результатам развития научно-методической культуры преподавателя социально и личностно значимый смысл, учесть индивидуальные особенности преподавателей как активных и самостоятельных субъектов научно-методической деятельности, выявить внутриличностный психолого-педагогический механизм и условия развития научно-методической культуры преподавателя с ориентацией на наиболее полную реализацию их внутренних возможностей и резервов. Суть данного подхода в контексте нашего исследования заключается в том, что он учитывает характер и условия смены типов деятельности преподавателя в процессе развития научно-методической культуры. Кроме того, он выступает в качестве методической ориентации в процессе развития научно-методической культуры преподавателя, позволяет обеспечить и поддерживать самопознание, самосовершенствование, самореализацию педагога и развитие его индивидуальности.

Аксиологический подход (С.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.) позволяет рассматривать научно-методическую культуру преподавателя высшей школы как социально-педагогический феномен, нацелен на исследование индивидуально-психологической и ценностно-смысловой структуры личности преподавателя. С этих позиций рассматриваются условия для становления у преподавателей ценностной ориентации на человека, на результаты образования, на профессионально-педагогическую деятельность, в результате чего научно- методическая деятельность и культура ее осуществления в практике высшей школы приобретают для них особую значимость.

Культурологический подход (Б.С. Ерасов, Н.С. Злобин, И.Ф. Исаев, Д.С. Лихачев и др.) предполагает рассмотрение научно-методической культуры преподавателя высшей школы в качестве меры и способа его творческой самореализации в различных видах профессиональной деятельности, гармонизации педагогических отношений. Использование положений культурологического подхода в проектировании процесса развития научно-методической культуры преподавателя требует рассмотрения его как объекта культурных воздействий и одновременно как субъекта и творца культуры, а образовательное пространство вуза - как социально-культурную систему, обеспечивающую культурную преемственность и развитие индивидуальности и творческого мышления преподавателя.

Гуманно ориентированный подход (Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков и др.) базируется на идее о том, что, основываясь на природном начале человека и используя условия социума, следует способствовать самореализации человеком его сущностных свойств в пределах социальной допустимости [9]. Процесс развития научно-методической культуры преподавателя на основе данного подхода сориентирован на человека, который рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Гуманно ориентированное развитие научно-методической культуры преподавателя протекает в образовательном пространстве и осуществляется во взаимоотношениях с ним. Эти взаимоотношения составляют способ сосуществования между субъектами развития научно-методической культуры и образовательным пространством

Библиографический список

(образовательной системой). Следовательно, нужно не ломать условия образовательного пространства, а строить отношения с ним таким образом, чтобы способствовать самореализации субъектов развития научно-методической культуры в социально приемлемых направлениях. Этому, в частности, способствует создание гуманно ориентированных условий образовательного пространства.

Интегративный подход (С.И. Архангельский, Е.В. Бонда-ревская, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.) к процессу развития научно-методической культуры преподавателя позволяет определить взаимосвязи и взаимодействия между элементами рассматриваемой системы, объединить на их основе дифференцированные части в единое целое. Следует отметить, что процесс развития научно-методической культуры преподавателя в образовательном пространстве вуза не должен происходить бессистемно. Необходима координация усилий преподавателей, взаимосвязанная работа кафедр вуза, согласование со своими коллегами общих подходов к научно-методической деятельности, к определению содержания данной деятельности. Решить данные задачи на основе интегративного подхода возможно путем внедрения внутривузовской эдхократической системы «наставничество - тьютерство - коучинг», обеспечивающей развитие научно-методической культуры преподавателей. В основу построения данной системы положен эдхократи-ческий принцип (эдхократия - власть знаний и компетенции [10]) и педагогический стаж преподавателей.

Рассмотренные подходы в своей совокупности обеспечивают методологическую основу процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы. При этом каждый из них несет свою уникальную функцию. Так, системный и синергетический подходы образуют теоретико-методологическую стратегию, которая раскрывает направления и общий план теоретического исследования научно-методической культуры преподавателя, а личностно-деятельностный, аксиологический, культурологический, гуманно ориентированный и интег-ративный подходы обозначили практико-ориентированную тактику нашего исследования, которая определяет видение путей и особенностей реального осуществления процесса развития научно-методической культуры преподавателя в практике высшей школы.

Таким образом, теоретико-методологический анализ развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы позволил:

• раскрыть особенности научно-методической деятельности преподавателя и выявить ее отличительные признаки, среди которых универсальность, многообразие, невозможность дальнейшего развития частей в обособленном состоянии, усложнение структуры, неравновесность, многомерность и управляемость;

• определить научно-методическую культуру преподавателя высшей школы как интегративное личностное образование, включающее систему ценностных ориентаций, научно-методических знаний, умений и способностей, которые необходимы для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательной среде вуза;

• выявить следующие структурные составляющие научно-методической культуры преподавателя высшей школы: профессиональное самосознание, научно-методические умения и творческое мышление;

• представить развитие научно-методической культуры преподавателя высшей школы как взаимосвязанный и происходящий во времени процесс прогрессивного изменения профессионального самосознания, научно-методических умений и творческого мышления, которые в своей совокупности обеспечивают возможность осмысленного осуществления преподавателем научно-методической деятельности в образовательном пространстве;

• обеспечить методологическую основу процесса развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы, представленную системным, синергетическим, личностно-дея-тельностным, аксиологическим, культурологическим, гуманно ориентированным и интегративным подходами.

1. Климова, Т.Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Оренбург, 2008.

2. Кычкина, С. Д. Формирование научно-методической культуры студентов-заочников педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 2008.

3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. - М., 2004.

4. Еремкина, О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя как инновационное направление в образовании // Российский научный журнал. - 2008. - № 4(5).

5. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М., 1993.

6. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д., 2009.

7. Монахова, Г.А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. - 1997. - № 4.

8. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - М., 2005.

9. Сериков, Г.Н. Здоровьесбережение в гуманном образовании: монография / Г.Н. Сериков, С. Г. Сериков. - Екатеринбург; Челябинск, 1999.

10. Жуков, Б.М. Современные тенденции в управлении персоналом / Б.М. Жуков, А.В. Дейнека. - М., 2009. Bibliography

1. Klimova, T.E. Razvitie nauchno-issledovateljskoyj kuljturih uchitelya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2008.

2. Kihchkina, S. D. Formirovanie nauchno-metodicheskoyj kuljturih studentov-zaochnikov pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2008.

3. Isaev, I.F. Professionaljno-pedagogicheskaya kuljtura prepodavatelya: ucheb. posobie. - M., 2004.

4. Eremkina, O.V. Formirovanie psikhologo-pedagogicheskoyj diagnosticheskoyj kuljturih uchitelya kak innovacionnoe napravlenie v obrazovanii // Rossiyjskiyj nauchnihyj zhurnal. - 2008. - № 4(5).

5. Berulava, M.N. Teoreticheskie osnovih integracii obrazovaniya. - M., 1993.

6. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov n/D., 2009.

7. Monakhova, G.A. Obrazovanie kak rabochee pole integracii // Pedagogika. - 1997. - № 4.

8. Yakovlev, E.V. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspektih postroeniya / E.V. Yakovlev, N.O. Yakovleva. - M., 2005.

9. Serikov, G.N. Zdorovjesberezhenie v gumannom obrazovanii: monografiya / G.N. Serikov, S. G. Serikov. - Ekaterinburg; Chelyabinsk, 1999.

10. Zhukov, B.M. Sovremennihe tendencii v upravlenii personalom / B.M. Zhukov, A.V. Deyjneka. - M., 2009.

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 37.026.9

Sergienko P.G., Sizova E.R. CREATIVITY AS A PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITY OF A FUTURE COMPOSER

PERSONALITY. The article considers the category of "creativity" in the context of professional activity of a composer, the article also reveals the content and structural components of the category; the authors' interpretation of the definition is given. Key words: creativity, art, composer activity, professionally important qualities.

П.Г. Сергиенко, аспирант Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: corn-serg@mail.ru; Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск, Е-mail: elsizova@mail.ru.

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО КОМПОЗИТОРА

В статье рассматривается категория «креативность» в связи с профессиональной деятельностью композитора, выявляются ее содержание и структурные компоненты, дается авторская трактовка понятия.

Ключевые слова: креативность, творчество, композиторская деятельность, профессионально-важные качества.

Ориентация образовательной политики в нашей стране на идеи компетентностного подхода в обучении обусловливает необходимость формирования не только когнитивно-деятельнос-тной составляющей профессионального мастерства будущего специалиста, но и развитие качеств личности, значимых для ее профессиональной самореализации. В научно-педагогических исследованиях, посвященных данной проблеме, обосновывается, что профессионально-важные качества специалиста определяются особенностями его профессиональной деятельности и формируются в процессе ее реализации (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Б.А. Федоришин и др.).

Композиторская деятельность в ряду других видов музыкальной деятельности обладает ярко выраженной спецификой, которая проявляется в способности генерировать множество разнообразных идей, перерабатывать большое количество впечатлений, преобразовывать их в художественные образы, синтезировать новые художественные образы, рождать новые музыкальные идеи и т.д. Поэтому важнейшим профессиональным качеством личности композитора является креативность.

Понятие креативность (от лат. creation - созидание) обычно трактуется в психолого-педагогических исследованиях как «способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [1, с. 173]. Однако, в самом общем виде креативность понимается как способность к творчеству [2]. Близость понятий «творчество» и «креативность» послужила синонимичности их толкования, что порой приводит к взаимной подмене терминов.

Нам ближе взгляды исследователей, которые дифференцируют данные категории, подчеркивая, что творчество высту-

пает как процесс и результат деятельности, а креативность -как субъективная детерминанта творчества, т.е. мотивационно-потребностная основа творческой деятельности (Т.А. Барыше-ва, Ю.А. Жигалов). Опираясь на данную позицию, мы будем рассматривать креативность как особое свойство личности, в рамках которого возможно проявление творческой активности субъекта.

Говоря о содержании и структуре кретивности, ученые высказывают разные мнения. Так, Дж. Гилфорд и Э. Торренс выделяют интеллектуальную одаренность, считая ее приоритетной в формировании креативности личности [3; 4]. А. Маслоу рассматривает способность к творчеству как установку на самореализацию личности, где важную роль в раскрытии творческого потенциала личности играют мотивация, ценностные ориентации и личностные черты [5]. Д.Б. Богоявленская предлагает в качестве системообразующего фактора творчества признать интеллектуальную активность, которая рассматривается как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве, и обеспечивает способность личности к ситуативно нестимулирован-ной продуктивной деятельности [6].

Мы будем опираться на концепцию креативности, представленную Р. Стернбергом [7], в которой автор доказывает, что креативность как качество способно проявиться только в том случае, если оно сочетаетв себе ряд компонентов: мотивацион-ный, интеллектуальный, личностный.

В композиторской деятельности одним из основных мотивов выступает мотивированность на успех. Деятельность композитора имеет публичный характер и оценивается профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.