КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14308 УДК 316.258:316.42
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Желнина Евгения Валерьевна,
кандидат социологических наук, доцент ФБГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]
Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия
Аннотация. В статье говорится о содержании и развитии понятия «инновация». Данный феномен раскрывается с позиции изучения процессов инновационной активности современных промышленных предприятий и для выявления факторов их интенсификации.
Ключевые слова: инновация; нововведение; инновационная активность; промышленное предприятие.
Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Появившиеся в конце 1970-х гг. и завоевавшие большую популярность в дальнейшем технологические инновации большинством исследователей признаются базисом нового типа общества - общества постиндустриального. Мы имеем в виду различного рода технологии: от уникальных научных идей до способов передачи социально значимой информации, от обновления программного обеспечения до новых офисных технологий. Вполне вероятно, настолько обширное количество технологических новинок может привести к определённой социальной перестройке. Например, можно выделить значение глобальной интернет-сети, посредством которой индивид получает вполне реальные возможности достичь различного рода успеха (социального и психологического, коммерческого и финансового, организационного и управленческого), а также пройти необходимые этапы обучения. Кроме того, данный ресурс также может быть очень важен для общества: при соблюдении определённых условий он становится значимым инструментом в развитии демократических процессов социума. В качестве примера можно привести публичное обсуждение принимаемых законов, общественный контроль за государственными закупками и т. д.
Появляющиеся вновь и трансформирующиеся технологии так или иначе формируют совершенно новые типы социально-экономических отношений. Практически любые новации дают преимущества в конкурентной борьбе причём данное соперничество может относиться к различного рода социальным системам и элементам. Во-первых, это традиционная конкуренция на рынке между предприятиями за расширение доли рынка, привлечение новых и удержание имеющихся потребителей продукции. Во-вторых, это может быть соревнование между отдельными индивидами за обладание важными для них благами. Необходимо отметить, что понятие об этих благах достаточно размыто: это может быть и вакантная должность, и призовое место на конкурсе, и информация и т. п. Главное, что каждый из индивидов желает во что бы то ни стало получить данное благо в своё единоличное пользование.
Необходимо отметить, что роль техники и технологий в социально-экономическом развитии общества стала объектом пристального изучения представителями академической науки лишь с 60-х гг. ХХ в. До этого времени, несмотря на значительные гениальные технические и технологические открытия и разработки XIX в., период Великой промышленной революции (Промышленного переворота), учёные-теоретики не уделяли какого бы то ни было внимания данной области исследования. Этот факт может быть объяснён несколькими тезисами (условиями, причина-
r\j Л r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14308 УДК 316.258:316.42
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ми). Во-первых, были более значимые открытия в области естественных наук, которые привлекали внимание деятелей науки. Во-вторых, социальные науки в то время находились на этапе своего становления, институционализации. Поэтому учёные-обществоведы уделяли внимание определению границ науки «социология», её категориальному аппарату, а также изучали общество в целом, его строение, функции его отдельных элементов. Процессы социальной модернизации пока ещё не входили в список актуальных научных тем и проблем в конце XIX в. В-третьих, теоретической науке того времени не была свойственна традиция, которая определяла бы социальное развитие техническим прогрессом.
Подводя итог выявленным причинам, можно сказать, что до 60-х гг. ХХ в. технологии как ключевой фактор социально-экономического развития были своего рода «ящиком Пандоры» (чёрным ящиком) [1]. Предприятия, использовавшие новшества, делали это, на наш взгляд, исходя из стойкого ощущения непременной важности научно-технического прогресса, его пользы для блага дела, практически не задумываясь о том влиянии, которое данное явление оказывает на социальную систему, социальные отношения. В данных социально-экономических условиях научно-технический прогресс, достижения техники воспринимались как безусловное благо для цивилизации. Это и стало основной причиной «невнимания» к данным процессам со стороны академической науки, которая рассматривала бы его как фактор, имеющий способность изменять общество.
Но всё меняется, и взгляды учёных-обществоведов, гуманитариев обратились на ту область, которую они до этих пор игнорировали, - на изучение технологий, и новых технологий в том числе, с точки зрения их воздействия на общество. Ведь экономический прогресс в принципе не возможен без прогресса, развития социального, поскольку именно люди, индивиды, составляющие данное конкретное общество, и делают возможной экономическую динамику.
Подводя итог вышесказанному, мы можем вывести определение социально-экономического прогресса, которое и составляет основу в изучении инновационной активности промышленных предприятий. Итак, социально-экономический прогресс представляет собой поступательное планомерное развитие общества, сопровождающееся обновлением применяемых технологий и оптимизацией социальной структуры, обеспечивающими экономическое благосостояние общества и стабильность (неконфликтность) социальных отношений.
За базис социально-экономического прогресса мы возьмём факторы экономического роста, которые выделил Г. А. Денисов [2]. Определение данных факторов было наиболее успешной в современной науке попыткой обозначить условия экономического роста. Так, согласно выводам данного исследователя, экономический успех обеспечивается посредством действия четырёх факторов: труда; капитала; земли (другие природные ресурсы); научно-технического прогресса [3]. Всё то, что не обеспечивается рассмотренными выше факторами, мы относим к научно-техническому прогрессу, то есть инновациям. Если в 70-80 гг. ХХ в. данный фактор был второстепенным, не таким значимым, то сегодня и эксперты-практики, и учёные-исследователи, и даже государственные деятели признают за нововведениями первенство, главенствующее значение для стабильного социально-экономического развития, прогресса.
Адаптированные к конкретной социально-экономической системе и внедрённые в структуру её функционирования новые технологии способны изменить первоначальную структуру. Кроме того, нововведения ведут к отмиранию прежних практик,
IV О rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14308 УДК 316.258:316.42
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ценностей, отношений и т. д. Всё это создаёт благоприятные условия для экономического роста, социального эволюционирования системы. Многие исследователи утверждают, что именно нововведения, новации выводили социально-экономические системы из постоянно возникающих и развивающихся кризисов. Именно поэтому мы можем сказать, что периодические обновления (а также организационные и государственные инвестиции в эти процессы) ведут к оживлению социально-экономической системы и экономики в целом, ведут к подъёму, развитию. На инновации И. А. Шумпетер [4] смотрит как на ключевое средство предупреждения и преодоления экономической нестабильности. Иначе говоря, обнаруживая и осваивая новые способы постоянных, обычных практик, действий и функционирования, общество страхует себя от экономических кризисов и тем самым не допускает появления другого рода кризисов: политических, социальных и т. д.
И. А. Шумпетер ввёл и обосновал понятие «кластер инноваций» [5], которое представляет собой совокупность базисных инноваций, которые осуществятся в единый момент времени. Кроме того, этот учёный отмечает, что в настоящее время мы наблюдаем «беспрецедентное ускорение темпов развития, быстрое устаревание техники и технологий» [6]. Кроме того, стремительная смена технологий вынуждает индивидов к постоянному обновлению и расширению собственных знаний, чтобы эффективно функционировать в обновлённых социально-экономических системах. В своей работе по анализу экономической эволюции И. А. Шумпетер тщательно изучает процесс накопления знаний. В результате его размышлений он приходит к выводу, что в ближайшем будущем завершится процесс институционализации экономики знаний, что станет венцом формирования информационного общества.
Данные выводы открывают перспективу для изучения инновационной активности, поскольку именно социальная структура производственной системы и производимое ею воздействие на поведение индивидов является той основой, в рамках которой возможны различного рода инновации. Создавая определённые социально-культурные условия, ценностные установки, можно воздействовать на динамику выявленных циклов развития.
Теоретическое и эмпирическое исследование инновационной активности промышленных предприятий необходимо начинать с родового понятия данной категории - инновации. Данный термин происходит от английского слова “innovation” -производство чего-либо нового. Поскольку данное слово имеет иностранное происхождение, мы можем наблюдать множество его интерпретаций. Например, следуя определению Организации экономического сотрудничества и развития, инновация представляет собой «технологическое нововведение, приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке» [7]. Данное определение, на наш взгляд, очень узкое, так как достаточно сильно связано с экономикой и технологией и не предусматривает социального, морального, эстетического, ценностного развития, а концентрируется исключительно на экономическом успехе.
Существуют и более развёрнутые определения, в которых подчёркивается более сложный характер нововведения, рассматривается его системная основа. В них инновация изучается как особого рода процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. В этом смысле технологическое нововведение рассматривается как совокупность технических, производных и коммерческих мероприятий, приводящих на рынки новые и улучшенные промышленные продукты и обеспечивающих коммерческое использование новых и улучшенных производственных процессов и оборудования.
IV 3 ^
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14308 УДК 316.258:316.42
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
Многие зарубежные и отечественные учёные придерживаются мнения, что инновация является конечным результатом разработки и внедрения «принципиально нового или модифицированного средства (новшества)» [8], который удовлетворяет конкретные общественные потребности и выдаёт ряд ожидаемых и латентных эффектов (экономический, социальный, экологический, моральный, психологический и так далее), не имеющих экономического эффекта ввиду различных причин, например морального устаревания решения, но приносящих удовлетворение исследователю законченностью, завершённостью работы.
Также существует и иной взгляд на рассматриваемый нами термин. Российский исследователь, специалист в области квалиметрии, ситуационного подхода к разработке моделей управления и применения экспертных методов Андрей Валентинович Титов утверждает, что инновация относится скорее к экономической и социальной терминологии, чем к технической: «она (инновация. - Примеч. автора) не должна быть чем-то техническим, да и вообще чем-то вещественным (например, продажа товаров в кредит изменила всю сферу торговли)» [9]. Данное определение, совмещающее в себе социальные и экономические отношения, более близко к нашему исследованию. Мы, как и многие учёные-исследователи, склонны вкладывать в данное понятие следующий смысл. В первую очередь инновация - это созданный в результате проведённого научного исследования или научного открытия принципиально новый объект, который внедрён в функционирование социальной системы. Вышеуказанным объектом может быть технология или её часть, свойство или качество, социальная практика или стиль поведения, ценности и нормы. Что касается принципиальной новизны, то это означает, что объект обладает качественными отличиями от аналога, используемого ранее в данной сфере. Другими словами, инновацию характеризует, во-первых, более высокий технологический уровень, продиктованный непрерывным научно-техническим прогрессом; во-вторых, наличие новых (по сравнению с предыдущим продуктом) потребительских свойств и качеств.
Уже упоминаемый нами учёный А. В. Титов утверждает, что термин «инновация» следует подвергать анализу с точки зрения процессуального подхода. В процессе определённых операций уникальная идея, проходя определённые этапы (поиска, разработки, оценки, адаптации, внедрения и т. д.), реализуется на практике, что со временем начинает приносить определённого рода результаты (экономические, социальные и др.). Следуя логике А. В. Титова, реализуемая на практике новая идея постепенно приобретает экономический подтекст. На рынке подобную идею принято называть термином «новшество». Но мы можем опровергнуть данное утверждение, обратившись к Толковому словарю русского языка, в котором указано, что новшеством является «новое явление, новый обычай, новый метод, изобретение» [10]. В итоге мы можем сделать вывод, что нет существенных этимологических оснований называть новшеством новый объект, реализуемый на практике и приносящий коммерческую прибыль. В связи с этим необходимо отметить, что английский термин «инновация» имеет русскоязычный синоним «новшество». Именно из-за наличия данного противоречия в исследованиях мы и посчитали нужным более тщательно проанализировать понятие инновации.
Важно отметить, что в научно-исследовательский оборот понятие «инновация» был введён И. Шумпетером. Изначально он данный термин определял как «непостоянный процесс внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях» [11]. Во-первых, это внедрение принципиально нового товара, то есть такого товара, который до этих пор не был знаком потребителям. Важно заметить, что величина но-
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14308 УДК 316.258:316.42
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
визны указанного товара может варьироваться по шкале от < 0 до 100%. Другими словами, новым может быть как объект целиком, так и его часть. Например, если рассматривать промышленное производство, это может быть как новая модель автомобиля, так и какая-либо новая опция уже поставленной на поток модели.
Во-вторых, это внедрение принципиально нового метода изготовления знакомой потребителям продукции. В данном случае речь идёт о методе, который не применялся в рассматриваемой отрасли, причём данный метод может быть уже традиционным для других, смежных отраслей промышленности. Например, в автомобильной промышленности мы можем увидеть обновление главного конвейера. Традиционно в производстве легковых автомобилей используется подвесной тип, но в недавнее время появился и с успехом применяется напольный конвейер.
В-третьих, И. Шумпетер определяет инновацию в случае открытия предприятием нового рынка сбыта. На данной коммерческой территории либо определённая отрасль, либо страна, либо данный товар вообще не были представлены.
В-четвёртых, инновацией, по мнению Й. Шумпетера, является и освоение нового сырьевого источника, то есть поиск и применение альтернативных видов ресурсов для производства продукции. Необходимо отметить также, что не имеет значения, если данный вид сырья уже использовался для производства других товаров. Принципиально важно, что для конкретного продукта это сырье новое, никогда ранее не применявшееся. Например, использование нового сплава металла для производства штамповой оснастки.
В-пятых, реорганизация существующей структуры предприятия. Например, упразднение дублирующих звеньев в организационно-управленческой цепи промышленного предприятия. Или наоборот, появление новых профессий и рабочих мест. Так, по мере освоения в производственном процессе автоматических линий появляется потребность в работе оператора автоматической линии, который ранее не был представлен в штатном расписании предприятия.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что под понятие «инновация» в промышленном производстве попадает большой спектр функционирования предприятия [12], начиная с нового продукта и заканчивая социальной организацией и управлением в рамках производства традиционного продукта.
Современная ситуация, характеризующаяся стремительными масштабными изменениями, сопровождающими все сферы жизнедеятельности общества, ориентирует деятельность всех социальных субъектов, претендующих на успешность, в рамках постоянного поиска новых способов достижения значимых целей. В связи с этим становятся всё более актуальными исследования, касающиеся инноваций, рассматривающих как их понятие, свойства, функции и последствия, так и роль субъектов в таких процессах, как поиск, оценка и внедрение. И здесь ведущим, ключевым понятием для анализа является именно инновационная активность.
Предваряя методологический анализ, представляется целесообразным определить суть рассматриваемого явления - инновационной активности. В работах многих отечественных и зарубежных учёных можно найти определение инновационной деятельности как процесса, «направленного на непрерывное создание нового» [13]. Но в понятие «деятельность» включены любые действия индивида. Инновации же предполагают абсолютную осознанность человеком данной деятельности, именно поэтому мы предлагаем использовать понятие «инновационная активность». Инновационная активность немыслима без субъекта, в полной мере отдающего отчёт в своей деятельности, понимающего причины, факторы, условия и последствия инно-
(V С rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14308 УДК 316.258:316.42
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
ваций. Итак, в нашем исследовании под инновационной активностью мы будем понимать особый вид целенаправленной деятельности, направленный на поиск, оцен-
ку, внедрение и трансляцию новшеств.
Итак, инновационная активность работника промышленного предприятия представляет собой цикличную деятельность субъекта по оценке, реализации и трансляции инноваций, основанную на его (индивида) собственном опыте и сопровождающуюся периодами обострения конфликтных взаимоотношений. В свою очередь, ин-
новационная активность промышленного предприятия является не просто суммой деятельности его работников относительно инноваций, а несёт в себе синергетический эффект, позволяющий значительно повысить эффективность проводимых в целом на предприятии изменений за счёт совместной активной деятельности отдельных его сотрудников. Следовательно, синергию мы можем усилить посредством функционирования корпоративной системы непрерывной подготовки персонала.
Ссылки на источники
1. Коновалова Н. И. Инновационные формы предоставления социальных услуг населению: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2009.
2. Денисов Г. А., Каменецкий М. И., Остапенко В. В. Инновации: отечественный н зарубежный опыт (анализ, финансирование, стимулирование). - М.: МАКС Пресс, 2001.
3. Там же.
4. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007.
5. Там же.
6. Там же.
7. Коновалова Н. И. Указ. соч.
8. Гончаренко Л. П., Арутюнов Ю. А. Инновационная политика: учеб. - М.: КноРус, 2009.
9. Там же.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: ООО «ИНФОТЕХ, 2010.
11. Шумпетер И. А. Указ. соч.
12. Черевичко Т. В. Интерактивность предприятий сервиса как условие развития сервисиндустриальной экономики // Концепт. - 2014. - № 08 (август). - ART 14215. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14215.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
13. Карпова Ю. А. Введение в социологию инноватики: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2004. - С. 22.
Evgenia Znina,
Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Tolyatti State University, Tolyatti
Theory and methodology analysis of concept “innovation” in studying the innovative activity of an industrial enterprise
Abstract. The paper deals with the contents and concept “innovation”. The phenomenon is revealed within the processes of innovative activity of the modern industrial enterprises and identification of factors of their intensification.
Key words: innovation, innovative activity, industrial enterprise.
References
1. Konovalova, N. I. (2009) Innovacionnye formy predostavlenija social'nyh uslug naseleniju: dis. ... kand. jekon. nauk: 08.00.05, Moscow (in Russian).
2. Denisov, G. A., Kameneckij, M. I. & Ostapenko, V. V. (2001) Innovacii: otechestvennyj n zarubezhnyj opyt (analiz, finansirovanie, stimulirovanie), MAKS Press, Moscow (in Russian).
3. Ibid.
4. Shumpeter, I. A. (2007) Teorija jekonomicheskogo razvitija, Jeksmo, Moscow (in Russian).
5. Ibid.
6. Ibid.
7. Konovalova, N. I. (2009)
r>J
6 ~
КОНТ ТЕПТ
Желнина Е. В. Теоретико-методологический анализ понятия инновации в изучении инновационной активности промышленного предприятия // Концепт. -2014. - № 11 (ноябрь). - ART 14308. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14308.htm. - Гос. per.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал
ART 14308 УДК 316.258:316.42
8. Goncharenko, L. Р. & Arutjunov, Ju. А. (2009) Innovacionnaja politika: ucheb., KnoRus, Moscow (in Russian).
9. Ibid.
10. Ozhegov, S. I. & Shvedova, N. Ju. (2010) Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80000 slov i frazeolog-icheskih vyrazhenij / Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V. V. Vinogradova, 4-e izd., dop., OOO INFOTEH, Moscow (in Russian).
11. Shumpeter, I. A. (2007) Op. cit.
12. Cherevichko, T. V. (2014) “Interaktivnost' predprijatij servisa kak uslovie razvitija servis-industrial'noj jekonomiki”, Koncept, № 08 (avgust), ART 14215. Available at: http://e-koncept.ru/2014/14215.htm, Gos. reg. Jel No FS 77-49965, ISSN 2304-120X (in Russian).
13. Karpova, Ju. A. (2004) Vvedenie v sociologiju innovatiki: ucheb. posobie, Piter, St. Peterburg, p. 22 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
(V Т rw