Научная статья на тему 'Теоретико-методологические предпосылки ценообразования в условиях национального рынка России'

Теоретико-методологические предпосылки ценообразования в условиях национального рынка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / ФУНКЦИЯ ЦЕНЫ / РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА / РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические предпосылки ценообразования в условиях национального рынка России»

дотаций, учетной ставки, нормы банковского резерва и т.д.) дают возможность создания общих внешних воздействий на различные подразделения экономики [3]. Управление естественными монополиями дает новые возможности регулирования экономики «изнутри», используя точки, в которых воздействие наиболее эффективно.

Управление естественными монополиями позволяет осуществлять регулирование экономики непрерывно, поскольку они сами являются субъектами хозяйственной деятельности, которые непрерывно обеспечивают функционирование других секторов экономики. Использование естественных монополий позволяет создавать как общие, так и дифференцированные управляющие воздействия в экономической системе, поскольку естественные монополии находятся в местах наиболее тесного взаимодействия элементов этой системы, в местах переплетения потоков дефицитных ресурсов, обеспечение которыми в наибольшей степени определяет развитие системы.

Разумное регулирование естественных монополий предполагает тщательный просчет всех последствий их регулирования. При грамотном управлении естественными монополиями их роль в экономике может быть существенно расширена: из средств разрешения наиболее острых противоречий экономического развития они могут стать средством управления этим развитием и позволят добиться решения задачи оптимального роста экономики.

Библиографический список

1. Кутернин М.И. Диалектика развития подразделений экономики и формирование рыночных отношений. - М.: ГУУ, Вестник университета, 2012, № 6.

2. Колемаев В.А. Математическая экономика. - М.:Юнити, 2005.

3. Архипов А.И., Большаков А.К. Экономика: учебник. М.: изд-во «Проспект», 2008.

И.Ю. Мартынов

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОГО

РЫНКА РОССИИ

Ключевые слова: цена, функция цены, равновесная цена, рыночное ценообразова-

Сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функция цены - это совокупность общих свойств, которые объективно присуще цене как экономической категории. Выделяют пять основных функций цены:

1) учетно-измерительная (определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости и реализуется посредством измерения затрат общественного труда);

2) перераспределительная (реализуется посредством распределения и перераспределения национального дохода через акцизы, НДС и т. п. между отраслями, регионами, населением, видами товаров);

© Мартынов И.Ю., 2013

3) стимулирующая (стимулирует производство товара через уровень заключенной в ней прибыли путем варьирования его надбавками, скидками и т.п.);

4) балансирующая (осуществляет связь производства и потребления, предложения и спроса);

5) функция размещения производства (действует совместно с перераспределительной функцией, способствует переливу капиталов в те сферы экономики, в которых имеется повышенных спрос и высокая норма прибыли).

В условиях рыночных отношений перед предприятиями и организациями в качестве одной из основных проблем встает проблема определения цены на свои товары, работы и услуги. Рыночное равновесие характеризуется такой ситуацией, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. При этом равновесная цена - это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Если реальная цена будет больше равновесной, то объем спроса при такой цене будет меньше объема предложения. В этом случае производители предпочтут снизить цену вместо того, чтобы продолжить выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения товара будет оказывать понижающее давление на цену. Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной, то объем спроса будет расти, предложение товара будет отставать от спроса, товар будет дефицитным. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать давление на цену.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не установится на равновесном уровне, при котором объем спроса и предложения равны между собой. Впервые такой механизм рыночного ценообразования описал представитель Лозаннской школы неоклассического направления экономической теории Л. Вальрас в 1874 г., его рассуждения актуальны и в настоящее время. В отличие от К. Маркса, Л. Вальрас предложил категорию средней цены (цены производства), абстрагируясь от общественной системы производства, опирался на полезность блага как исходную категорию [2, стр.18].

Лидер неоклассического направления А. Маршалл сделал попытку соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения, а также с теорией издержек производства [4, стр.128-129]. Ему принадлежит первенство в исследовании категорий «цена спроса» и «цена предложения», что является дальнейшим развитием теории трудовой стоимости. По А. Маршаллу, цена спрос - это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателя в течение определенного периода. Одновременно это и максимальная цена, за которую покупатели согласны купить товар или услугу. Выше ее рыночная цена подняться не может, т.к. у потребителя нет денег на покупку. Цена же предложения - есть цена, по которой товар поступает в продажу на конкурентный рынок, или это предельно максимальная цена, по которой производитель готов продать свой товар на рынке. Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, т.к. тогда производство и сбыт становятся убыточными [2, стр.19-21].

Цена находит свое отражение практически во всех сторонах деятельности предприятия, определяя структуру и объем производства, движение материальных и финансовых потоков, массу прибыли и рентабельность производства. Выбранная в этой связи ценовая политика оказывает всестороннее воздействие на процесс и результаты функционирования предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке. Сущность ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на свою продукцию такие цены и так варьировать ими в зависимости от складывающийся ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. Цена для предприятия

является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием ценового продвижения товаров на рынок и их реализации.

Исторически сложилось так, что цены устанавливались в результате переговоров (договорные цены) между продавцом (производителем) и покупателем (потребителем). Следует отметить, что цена была решающим фактором, определяющим выбор покупателя. На потребительский выбор в современных условиях кроме фактора низкой цены все более стали влиять другие ценовые факторы, в частности, стимулирование сбыта, организация распределения товаров и услуг и т.д. Механизм ценообразования и ценовая политика - сложные и тонкие инструменты рынка. Можно выделить три основных теоретических подхода к концепции ценообразования.

Во-первых, классический подход как наиболее известная затратная теория ценообразования (А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс и др.). Стоимость товара в ней представлена овеществленным в нем трудом товаропроизводителей, т.е. стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства товара. Рыночная цена здесь формируется из средних затрат производителей, выпускающих данные товары. Автор считает, что недостатком этой модели является недооценка рыночного спроса.

Во-вторых, теория предельной полезности (Л. Вальрас, В. Паретто и др.). Основой для определения цены при таком подходе являются не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для потребителя. Представляется, что главная трудность при таком подходе - количественное измерение полезности, методы ее учета.

В-третьих, теория спроса и предложения (А. Маршалл, Дж.Б. Кларк, А. Пигу и др.). До недавних пор проблемой спроса или потребления несколько пренебрегали. Основоположник этой теории А. Маршалл рассматривал спрос и предложение как равнозначные ценообразующие факторы [3, стр. 123]. Ценовое решение, не соответствующее спросу, ведет к серьезным изменениям хозяйственной деятельности. Кроме того, данный подход ориентирует участников рынка на оптимизацию принимаемых ценовых решений, что связано с оценкой альтернативных затрат в связи с изменением спроса. Цена является равновесной, т.е. системной характеристикой. Корректировка цен осуществляется до совершения сделок, эта корректировка контрактов выступает как нащупывание равновесных цен, и именно они оказываются подлинными ценами [1, стр. 66].

Следует отметить, что цена - это сложная экономическая категория, в которой сфокусированы практически все экономические отношения в обществе. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения, цена - это денежное выражение стоимости, а ценообразование - процесс ее формирования. Прежде чем применять на практике ту или иную форму ценовой политики, необходимо повседневно отслеживать за складывающимся уровнем цен. Представление о динамике цен, как правило, формируется из рассмотренных цен фактических сделок; биржевых, цен аукционов и торгов; цен приводимых в статистических справочниках, цен предложений, справочных цен.

Наиболее полное представление о складывающемся уровне цен дают фактические сделки и договоры. Эти цены могут рассматриваться как конкурентные цены при ведении переговоров. Биржевые котировки служат хорошим ориентиром при торговле биржевыми товарами, которые отражают фактические сделки на определенный период времени. Эти цены подвержены влиянию экономической конъюнктуры. Цены аукционов и торгов близки к котировкам бирж. Справочные цены публикуются в справочных изданиях, каталогах, журналах, газетах и т.д. при их рассмотрении следует иметь в виду, что они не отражают реальной действительности, так как в них при реализации может иметь место система скидок. Характерной чертой справочных цен является их стабильность во времени, они мало меняются при изменении конъюнктуры, тогда как скидки и надбавки чаще подвергаются пересмотру.

Контрактные цены - это цены, по которым можно продавать товар, но чаще всего в результате переговоров участников торга (покупателя и продавца) происходит их снижение, для чего в контрактной цене имеется небольшой резерв. Подвижная цена -в случае изменения условий, оговоренных в контракте, она может быть пересмотрена. Скользящая цена исчисляется в момент исполнения контракта путем пересмотра договорной базисной цены с учетом изменения издержек производства, произошедших в момент исполнения контракта. Экспортная цена товара - устанавливается на основе так называемых базисных условий, которые учитывают стоимость самого товара, обязанности продавца по оплате расходов по транспортировке и страхованию товара (франкиро-вание цены). На уровень экспертной цены влияют объем продаж, прибыльность сбыта на внешнем рынке, время и сроки продажи товара, его поставки, условия экономического, политического, правового и культурного развития страны - импортера.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые, свободные и мировые.

Методы государственного регулирования проявляются в воздействии государства на процесс ценообразования. Различают методы прямого и косвенного регулирования. К методам прямого регулирования относятся:

- административное установление цен;

- «замораживание» цен;

- установление предельного уровня цен;

- регламентация уровня рентабельность;

- установление норматива для определения цен. К методам косвенного регулирования относятся:

- налогообложение;

- регулирование денежного обращения;

- индексация заработной платы;

- кредитная политика;

- регулирование государственных расходов;

- установление норм амортизации и др.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон на основе спроса и предложения. Мировые цены применяются в международной торговле и устанавливаются на основе коммерческих сделок (чаще всего биржевых торгов).

В рыночной экономике государство не несет ответственность за обязательства и действия предприятия. Фактор риска является сильным стимулом активизации предпринимательской деятельности, изучение возможностей рынка и изыскание резервов снижения цены и повышения конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Канке В.А. Философия экономической науки. -М.: ИНФРА-М, 2009.-384 с.

2. Макроэкономика. Основной курс [Текст]: учебное пособие для студентов направлений подготовки «Экономика»- 080100 и «Менеджмент» - 080200 всех профилей бакалаврской образовательной программы /И.Б. Родина [и др.].- М.: ГУУ, 2011.- 288 с.

3. Маршалл А. Принципы экономической науки.- М.: Прогресс, 1993.- 594 с.

4. Экономическая теория: Учебник.- Изд. 2-е./ Под общ. ред. А.И. Добрынина и Г.П. Журавлевой.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 747 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.