Научная статья на тему 'Теоретико-методологические положения организации системы контроллинга'

Теоретико-методологические положения организации системы контроллинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
577
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / КОНТРОЛЛИНГ / МЕНЕДЖМЕНТ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ / ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / НАУЧНО ОБОСНОВАННАЯ ЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечеухина Надежда Семеновна, Шарапова Валентина Михайловна, Шеметов Владимир Николаевич

Представлены теоретико-методологические положения организации системы контроллинга. Концепция контроллинга сформирована не окончательно, отсутствует единый методологический подход к исследованию и формированию системы контроллинга на предприятии. Эффективность системы контроллинга достигается при правильном конструировании на практике его теоретико-методологического базиса. Результатом применения представленных положений концепции контроллинга является комплексное представление структуры системы контроллинга, позволяющее сформировать научно обоснованную и логически выдержанную систему контроллинга для предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические положения организации системы контроллинга»

© Нечеухина Н. С., Шарапова В. М., Шеметов В. Н., 2011

НЕЧЕУХИНА Надежда Семеновна

Доктор экономических наук, доцент, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 257-91-62 е-1шН: nnecheuhina@yandex.ru

ШАРАПОВА Валентина Михайловна

Доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления

Уральская государственная сельскохозяйственная академия

620075, РФ, г. Eкатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42 Контактный телефон: (343) 371-38-01 е-mail: academy@usaca.ru

ШЕМЕТОВ Владимир Николаевич

Доктор экономических наук, профессор, президент

Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Екатеринбурга и Свердловской области

620100, РФ, г. Екатеринбург, ул. Тверитина, 34 Контактный телефон: (343) 251-66-46 е-1шН: audit@ural.ru

Теоретико-методологические положения организации системы контроллинга

Ключевые слова: управленческая функция; контроллинг; менеджмент; методический инструментарий; цели, задачи, функции, принципы, методы, исследования; концепция; научно обоснованная логическая система.

Аннотация. Представлены теоретико-методологические положения организации системы контроллинга. Концепция контроллинга сформирована не окончательно, отсутствует единый методологический подход к исследованию и формированию системы контроллинга на предприятии. Эффективность системы контроллинга достигается при правильном конструировании на практике его теоретико-методологического базиса. Результатом применения представленных положений концепции контроллинга является комплексное представление структуры системы контроллинга, позволяющее сформировать научно обоснованную и логически выдержанную систему контроллинга для предприятия.

Контроллинг - это комплексная система управления предприятием, включающая в себя управленческий учет, учет и анализ затрат с целью контроля всех статей затрат, всех подразделений и всех составляющих производимой продукции или услуги и их последующего планирования. Контроллинг обеспечивает информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти). Многообразие различных подходов и трактовок контроллинга обусловливает сложность выработки единого методологического подхода к исследованию контроллинга.

Учитывая многогранность контроллинга и его эффективное влияние на управление предприятием, будем понимать контроллинг как управленческую систему, интегрирующую и координирующую все функциональные сферы деятельности для достижения оперативных и стратегических целей в рамках менеджмента предприятия.

Это определение контроллинга отражает следующие положения:

1) контроллинг - управленческая система в рамках функционирующей на промышленном предприятии системы менеджмента;

2) система контроллинга состоит их двух функциональных подсистем - стратегической и оперативной, решающих свои цели и задачи;

3) контроллинг - эффективный механизм интеграции и координации всех функциональных сфер деятельности для достижения поставленных стратегических, тактических и оперативных целей, реализации программ, планов, решения задач развития предприятия и его структурных подразделений.

По своему функциональному содержанию и роли система контроллинга должна занимать центральное место в системе управления промышленным предприятием (см. рисунок).

Роль системы контроллинга на промышленном предприятии

Можно выделить два подхода к определению системы контроллинга. Первый основан на выделении контроллинга направлений деятельности предприятия (контроллинг функциональных областей деятельности) [1]:

• контроллинг производства;

• контроллинг маркетинга;

• контроллинг обеспечения ресурсами;

• контроллинг в области логистики;

• финансовый контроллинг;

• контроллинг инвестиций;

• контроллинг инновационных процессов;

• контроллинг персонала.

Второй подход к определению системы контроллинга предполагает выделение взаимосвязанных элементов, например, по аналогии с определенными в общем менеджменте элементами внутренней среды организации (цели, задачи, структура, технологии, люди или система «7 8»).

В качестве основы дальнейшего исследования мы определяем контроллинг как систему, состоящую из следующих структурных элементов: цели, задачи, функции, научные подходы, принципы, методический инструментарий, информационное обеспечение контроллинга и его место в организационной структуре предприятия [2].

В управленческой литературе также отсутствует единое мнение о целях, задачах, функциях, принципах, методах и инструментах контроллинга, о построении структуры службы контроллинга на предприятии. Рассмотрим существующие подходы.

Л. В. Попова, Р. Е. Исакова, Т. А. Головина считают, что «основная цель контроллинга - ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием» [3].

А. И. Шигаев называет целью контроллинга «предоставление руководству комплексной информации, необходимой для управления развитием предприятия» [4].

А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова определяют цели контроллинга как направления деятельности, которые непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться в экономических терминах, например, в увеличении объемов продаж и расширении доли рынка, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности [5].

С. А. Смирнов отмечает, что целью контроллинга является реализация глобальных и локальных целей (стратегий) предприятия. При этом высшей целью является сохранение стабильности и успешное развитие предприятия. Из вышесказанного следует вывод, что цель контроллинга является производной от целей самого предприятия [6]

После определения целей контроллинга перейдем к определению задач, выполняемых контроллингом, которые способствуют достижению целей.

Некоторые авторы (например, [3]) называют задачами контроллинга управленческие функции (планирование, контроль, регулирование), другие - функции, связывающие процессы в организации. Необходимо определить, что такое задача и функция.

Задачи способствуют достижению целей; это подцели, более детализированные и определенные цели. Задачи контроллинга в каждом конкретном случае будут определены поставленными целями. Поскольку различают стратегический и оперативный контроллинг (прежде всего, по временному фактору), то и цели, и задачи подразделяются на стратегические и оперативные [2].

Например, А. И. Шигаев утверждает, что реализация основной цели контроллинга обеспечивается в ходе решения следующих задач: построение системы стратегических и оперативных (тактических) целевых показателей деятельности предприятия; использование механизмов контроля в целях обеспечения согласованной работы коллектива предприятия в направлении поставленных целей; и т. п. [4].

С. А. Смирнов группирует основные задачи контроллинга следующим образом: информационное обеспечение процессов учета, планирования и прогнозирования; регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия; выполнение функции интеграции, системной организации и координации; и т. п. [6] .

Однако, по нашему мнению, наиболее удачная классификация предложена А. М. Карминским, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Ивановой, в соответствии с которой в общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным

функциональным областям менеджмента [5]. Данная классификация тесно взаимосвязана с функциями контроллинга, которые постоянно расширяются и обновляются, поэтому она не в полной мере раскрывает все его возможности.

Определим, что такое управленческая функция. «Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями» [7. С. 71].

У разных авторов свои перечни управленческих функций. Так, например, выделяют следующие функции: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок [2].

По мнению «классиков» менеджмента М. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, процесс управления состоит из функций: планирования, организации, мотивации и контроля [7. С. 72]. Эти четыре первичные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

Вырабатывая альтернативные варианты в принятии управленческих решений, контроллинг подготавливает широкий спектр возможных путей реализации намеченных целей с обоснованными комментариями каждого. Он представляет важную информацию для: определения стратегии и планирования будущих процессов и результатов деятельности предприятия; контроля за текущей деятельностью; оптимизации затрат; оценки эффективности деятельности; снижения субъективности в процессе принятия управленческих решений.

Следовательно, специфическая функция контроллинга проявляется именно в том, что, не участвуя в самом процессе управления, он оказывает большую помощь руководству в принятии эффективных управленческих решений. Выражаясь образно, управляет, не участвуя в управлении.

Обобщая вышеизложенное, предлагаем следующий классификационный перечень функций контроллинга:

1) классические функции: учет, планирование, организация, мотивация, контроль;

2) специфические функции: сервисная - обеспечение аналитической информацией процесса принятия решений; аналитическая; регулирование отклонений и координация; методологическая - разработка методологии принятия решений, их координация.

Рассмотрим сущность и назначение специфических функций контроллинга подробнее.

Сервисная функция заключается в своевременном представлении необходимой информации менеджерам всех уровней (для принятия оперативных управленческих решений в целях недопущения отклонений от поставленных целей и выбранного курса развития предприятия), а также руководству (при возникновении отклонений либо изменении условий функционирования для принятия решения по корректировке стратегии). Информационное обслуживание контроллинга осуществляется при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (нормативные, плановые) и фактические данные, в том числе об отклонениях, выявляемых средствами учета по подразделениям.

Аналитическая функция была рассмотрена выше, ее назначение - определение и анализ основных мониторинговых показателей, отражающих работу предприятия, выявление влияния на нее различных факторов.

Регулирование отклонений и координация управленческой деятельности по достижению всех целей предприятия, или управляющая функция, осуществляется как на

оперативном, так и на стратегическом уровне при возникновении отклонений и изменении условий функционирования предприятия. Регулирование отклонений заключается в переоценке стратегии, корректировке реализации и изменении целей. Осуществляется эта функция с использованием данных анализа отклонений, ставок покрытия, общих результатов деятельности для принятия решений по управлению. Такие решения принимаются на всех уровнях управления организацией, и весьма важной задачей контроллинга является координация целей различных уровней, средств и методов их реализации с тем, чтобы в максимальной степени обеспечить достижение стратегической цели предприятия.

Методологическая функция заключается в разработке методологии принятия решений и их координации. Основная задача топ-менеджеров - создание потенциала успеха на рынке в будущем, что достигается прежде всего применением системы стратегического планирования. Чтобы разрабатываемая стратегия была верной, необходимо иметь систему «раннего обнаружения» как во внешней среде, так и внутри, на самом предприятии. Внешние «индикаторы» должны информировать об экономических, социальных, политических и технологических тенденциях, внутренние (представляющие на практике отдельные показатели и их системы) - сообщать о текущем «самочувствии» предприятия, а также прогнозировать кризисные ситуации в отдельных сферах деятельности или в целом на предприятии. Задачей контроллера является методическая и консультационная помощь при создании системы «раннего обнаружения» тенденций и факторов, способных принести не только выгоду, но и потери. Еще одна задача контроллера - разработка для менеджеров, исходя из условий, альтернативных вариантов управленческих решений и их обоснование. Кроме того, в спектр задач контроллера входит слежение за правильностью применения методики, способствующей получению предприятием прибыли.

Сравнительный анализ функционального профиля показывает, что контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учета на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т. е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.

В практике контроллинга применяют системный, комплексный, интеграционный, процессный и ситуационный подходы к управлению экономической системой. Ряд авторов [3] выделяют следующие принципы контроллинга: принцип движения и торможения, который «создает объективные условия для постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в практику конкретного предприятия с учетом его специфики и возможностей» [8]; принцип своевременности - здесь имеется в виду так называемое проактивное планирование; и т. п.

Можно выделить общие методы контроллинга, присущие многим наукам: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, конкретизация и т. д. [3].

Несмотря на то что вышеперечисленные методы и инструменты используются и в других науках, особенность контроллинга заключается в том, что он интегрирует эти методы в единую систему, обеспечивающую достижение целей организации.

Контроллинг, будучи системой информационной поддержки принятия управленческих решений, базируется на информации учетной системы предприятия, в которую входят бухгалтерский и налоговый учет, финансовый и управленческий учет, статистический учет.

Роль контроллинга при предоставлении необходимой для управления информации заключается в реализации механизмов обратной связи, в обосновании выбора

корректирующих мер управленческого воздействия, в использовании последних достижений информационных технологий для организации информационных потоков на предприятии, в интегрированной реализации методик планирования, учета, контроля и анализа и построении системы внутренней отчетности на предприятии.

Контроллинг играет важную роль в антикризисном управлении, что предполагает анализ сценариев развития предприятия, подготовку альтернативных вариантов плана действий, построение системы подконтрольных показателей деятельности, бюджетирование, координацию деятельности структурных подразделений и отделов предприятия, своевременное выявление возникающих проблем, соответствующую корректировку деятельности предприятия, обеспечение устойчивого финансового состояния предприятия, выявление слабых сторон и узких мест в его деятельности, осуществление непрерывного мониторинга состояния предприятия и внешнего окружения [4].

На современном этапе развития контроллинга очевидно, что концепция контроллинга не является «застывшей», окончательно сформировавшейся системой, отсутствует единый методологический подход к исследованию и формированию системы контроллинга на предприятии.

Результатом применения представленных теоретических положений концепции контроллинга является комплексное представление структуры системы контроллинга, позволяющее сформировать научно обоснованную и логически выверенную систему контроллинга для предприятия.

Источники

1. Контроллинг в бизнесе: метод. и практ. основы построения контроллинга в организациях / А. М. Карминский, Н. И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М. : Финансы и статистика, 2003.

2. Фуфыгина М. Н. Контроллинг как система управления. Режим доступа : ЬИр://К-brary.krasu.ru/ft/ft/_articles/0114708.pdf.

3. Попова Л. В., Исакова Р. Е., Головина Т. А. Контроллинг : учеб. пособие. М. : Дело и сервис, 2003.

4. Шигаев А. И. Контроллинг стратегии развития предприятия : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение». М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Контроллинг : учебник / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага, Н. Ю. Иванова ; под ред. А. М. Карминского, С. Г. Фалько. М. : Финансы и статистика, 2006.

6. Смирнов С. А. Контроллинг. Режим доступа : http://doska.ocenkaprof.ru/kontrol/ index.php.

7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента : пер. с англ. М. : Дело, 1998.

8. Уткин Э. А., Мырынюк И. В. Контроллинг: российская практика. М. : Финансы и статистика, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.