Научная статья на тему 'Теоретико-методологические подходы к пониманию понятия "безопасность"'

Теоретико-методологические подходы к пониманию понятия "безопасность" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1134
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SECURITY / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / PUBLIC RELATIONS / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Молокоедов Андрей Владимирович

В статье представлено понятие «безопасность» с позиций многоаспектности, возможностей рассмотрения разных уровней понимания термина. Обозначается историко-методологическая перспектива становления понятия. Исследуется структура и взаимоотношение понятийных смыслов термина и возможности его приложения к тому или иному аспекту деятельности человека. В качестве отдельного, важнейшего аспекта смыслового содержания понятия рассматривается категория «психологическая безопасность». Представлены ценностные и целевые аспекты исследования понятия, возможности применения данного термина к системе общественных, межличностных взаимоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические подходы к пониманию понятия "безопасность"»

7. Колобкова А. И. Особенности самооценки в связи с критическим событием -потерей и отсутствием работы (на материале работающих и безработных граждан Германии). Дисс. ...к. психол. н. Пермь, 1999.

8. Столин В. В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс... докт. психол. наук. М., 1985.

Theoretical and methodological approaches to the understanding

of the concept «safety» Molokoedov A. (Russian Federation) Теоретико-методологические подходы к пониманию понятия

«безопасность» Молокоедов А. В. (Российская Федерация)

Молокоедов Андрей Владимирович /Molokoedov Andrej - соискатель, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

Аннотация: в статье представлено понятие «безопасность» с позиций многоаспектности, возможностей рассмотрения разных уровней понимания термина. Обозначается историко-методологическая перспектива становления понятия. Исследуется структура и взаимоотношение понятийных смыслов термина и возможности его приложения к тому или иному аспекту деятельности человека. В качестве отдельного, важнейшего аспекта смыслового содержания понятия рассматривается категория «психологическая безопасность». Представлены ценностные и целевые аспекты исследования понятия, возможности применения данного термина к системе общественных, межличностных взаимоотношений. Abstract: the article presents the concept «safety» from the standpoint of many aspects: the possibility of considering different levels of understanding of the term. The historical and methodological perspective of the formation of the concept are represented. We study the structure and relationship of the conceptual meanings of the term and the possibility of its application to a particular aspect of human activity. The category of «psychological safety» is considered as a separate important aspect of the semantic content of the concept. We present value and target aspects of the study of the concept, the possibility of applying the term to the social, interpersonal relations system.

Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, личность, общественные отношения, межличностные отношения.

Keywords: security, psychological security, identity, public relations, interpersonal relations.

Разнообразные составляющие безопасности человека и его жизнедеятельности являются один из важных направлений научного изучения во многих отраслях науки. В повседневном понимании соображения о безопасности лежат больше не в рефлексии, а в эмоциональной области, сфере формируемых в чувствах образов. Причины понимания понятия «безопасность» можно выявить в политологической мысли античных авторов и философов (к примеру, у пифагорейцев). Довольно пространно итоги понимания вопросов безопасности показаны в трудах философов XVI-XVII веков, Просвещения (в частности в трудах идеологов Французского Просвещения) и последователей последнего.

European science № 9(19) ■ 40

В процессе политического постижения термин «безопасность» появляется в общественно-политической мысли Западной Европы. Безопасность как базовая ценность и право человека в первый раз стала разбираться в европейской философии в эпоху революционных потрясений. Существенные правовые документы, свидетельствовавшие о политическом успехе третьего сословия - торговцев и ремесленников, напрямую выдвигают безопасность как одно из неотделимых и естественных прав человека. В английском Билле о правах, в Декларации независимости США и в Декларации прав человека и гражданина (Франция) напрямую или опосредованно понятие безопасности подвергалось рассмотрению как естественное право человека вместе с другими правами и свободами и отпором притеснению.

Важные и принципиальные результаты (в том числе и разрушительные) европейских войны и революции с прихода к власти Наполеона до наших дней, значительно повлияли на развитие общественного и личностного сознания, в том числе и в представлениях о безопасности. Это понятие стали применять по отношению не только и не столько к отдельному индивиду, но и к обществу, отдельной стране или даже к международному объединению, общности государств.

Исследование развития исторических процессов дает возможность определить ряд закономерностей, устанавливающих функцию безопасности: социальный прогресс не ликвидирует и не упраздняет опасности жизни индивидуума, общества, государства; увеличение мощи человечества над природой сопутствуется и повышением уровня угроз людям; по мере дифференциации общества и усложнения его структуры расширяется и набор социальных опасностей; социальные угрозы не остаются постоянными и видоизменяются совместно с развитием общества; «системы безопасности являются неотъемлемым атрибутом сложных социальных систем и организаций; недооценка или игнорирование проблем безопасности на всех уровнях социальной организации не только оборачивается теми или иными потерями, но, в конечном счете, неизбежно ведет к падению жизнеспособности (конкурентоспособности) и даже гибели соответствующих ее элементов (субъектов)» [2].

Безопасность - многогранное, многосоставное, многоплановое и комплексное социальное явление, разнообразное в своих структурных компонентах и внешних проявлениях, воссоздающее разноречивые интересы во взаимоотношениях разнообразных социальных субъектов. Часто одни из них пытаются приобрести личную безопасность с помощью других либо не учитывают интересы безопасности других индивидов, социальных групп, оперируют отжившими категориями и себялюбивыми ценностями, пренебрегающими ту стержневую закономерность, что безопасность во время нарастающей глобализации целостна. Поэтому обусловленность проблематики безопасности субъективными позициями, неоднозначными оценками, отрывочными суждениями. С точки зрения методологии большое значение приобретает наличие цельного мнения о безопасности как социальном явлении.

В современных исследованиях по изучению безопасности можно выделить несколько существенных подходов к объяснению значения понятия «безопасность».

В первую очередь безопасность может быть обозначена как многоаспектное состояние, определяющее положение человека, общества или страны вовне. В данном случае понятие «безопасность» буквально обозначает отсутствие опасности. Аналогичное суждение еще именуют безопасностью в узком смысле слова. На практике это дефиниция носит довольно условный характер, потому что в действительной жизни обстоятельства с совершенным отсутствием угроз наблюдаются весьма редко.

Более реалистичным представляется более широкое понимание безопасности, которое основано на реальном взаимодействии индивидуумов и общественных объектов с бессчетными ситуациями и условиями, оказывающими на них отрицательное и деструктивное влияние. Отведение, смягчение, нейтрализация

подобных влияний, приносящих урон жизни, благополучию, обычному функционированию людей, общественных объектов, а также поддержки их жизнедеятельности в степени не ниже максимально возможных (критических) значений и дает понимание о безопасности в более широком плане.

Работа по формированию безопасности, действию против угроз касательно многих общественных объектов полагает организацию сложной системной организации. Поэтому при реализации данного понимания безопасности она представляется как системно-организованная деятельность по предупреждению, ликвидации и устранению внешних и внутренних угроз в отношении к определенным общественным объектам. Относительно к государству и обществу в систему безопасности входят органы всех ветвей властей, как государственный, так и общественные организации, группы граждан, лица, участвующие в реализации безопасности в соответствии с законом в сфере безопасности.

Еще одним пониманием понятия «безопасность» является комплекс представлений со сравнением показателей, воссоздающих настоящее и желаемое состояние индивида, социума или страны.

При данном понимании безопасность рассматривается как процесс и результат данного процесса. Состояние безопасности связывается с реализацией функции предохранения жизненно важных интересов человека, социума и страны или с ее результатами. При этом безопасность анализируется как результат сложного процесса реализации безопасности, как постоянно реализуемая задача, которая связывается с удержанием наилучших характеристик жизнедеятельности объекта, предчувствием и противодействием всевозможным угрозам. В рамках процессуального понимания безопасности выделяют трансформирующиеся условия, алгоритмы и периоды (этапы) осуществления мер по снабжению безопасности в определенных ситуациях.

Меж тем этот подход помогает анализировать понятие «безопасность» в системе суждений, появляющихся на основе установленных общественных отношений, которые определяются взаимным доверием, отсутствием у сторон враждебных и злостных влечений.

Поскольку повышается необходимость как некоторым индивидуумам, так и общественным группам удерживать свои инстинкты, ограничивать себялюбивые и агрессивные стремления, поддерживать правила мирного общежития.

Еще одним направлением в понимании понятия безопасности является ее рассмотрение как ценности и цели, для осуществления которой индивид, социум или страна предпринимают определенные действия.

В данном случае понятие «безопасность» выводится из анализа естественных потребностей человека, удовлетворение которых представляется в качестве цели его жизнедеятельности.

Здесь появляется понятие «психологическая безопасность». Личность, каждый человек имеет свойство и желание чувствовать собственную безопасность или небезопасность, основываясь на тревожных сигналах и ощущениях органов чувств, инстинктивных реакций, интуиции. Таким образом, понимание безопасности (небезопасности) в этом плане носит субъективное представления человека о присутствии или отсутствии угроз своей жизни. Это чувство дает возможность поправлять путь поведения и избегать опасностей.

Потенциал жить, не включаясь в различные риски и опасности, имеет большую цену в социуме в целом. Это значит, что безопасность является внутренней ценностью и раскрывается в личностном и социальном сознании. Характерно, что она носит всеобщий характер, одинаковый для всех, и считается основополагающей у всех индивидов любой расы, национальности, половозрастных групп, разных положений в обществе. Безусловно, есть определенное разнообразие мнений, отражающих степень предпочтений различных категорий людей. Часто он обусловливается влиянием той или иной ситуации. В мирных условиях, в достатке, в размеренной и спокойной жизни ценность безопасности

отходит на второй план и не актуализируется. Социальные потрясения, бедствия, войны, террористические акты обостряют ее значение, выводят в число наиболее востребованных людьми и обществом.

Надобность в безопасности носит объективный характер, потому что каждый человек раним, независимо от их физических данных, владения богатством, властью, иными ресурсами. Она осуществляется не столько на персональном, но и на общественном (групповом), государственном и социальном уровнях. В то же время следует отметить, что, в отличие от многих других потребностей, необходимость в безопасности невозможно удовлетворить целиком. Она наличествует всегда и призывает к устойчивому вниманию к себе, поскольку в различных ситуациях нас подстерегают самые разные опасности [4].

Субъективное понимание потребности формулируется в виде заинтересованности, подстегивающей и наводящей на определенные поступки деятельность людей. Круг интересов может быть чрезвычайно многосоставными, многоаспектными и воспроизводить разнообразные нужды людей. В числе данных потребностей потребность в безопасности можно отнести к основным, первоочередным нуждам людей и общественных групп.

В этой связи более чем уместно упомянуть одно из положений теории мотивации А. Маслоу (12), определяющее «безопасность» как базовую потребность, на основе которой формируется ряд сложных психологических механизмов и стратегий личности, в частности, при неудовлетворении этой потребности, формируются сложные варианты психологической защиты, специфические нарушения эмоционального и сенсорного порядка, обостряются проявления тревоги, агрессии, страхов, ряда других негативных личностных переживаний. В этой связи, именно понятие «психологическая безопасность» как базовая потребность, особый комплекс состояний и переживаний личности и может и должен выводиться на первый план, следственно формируя систему зависимых переменных, и, в частности, прямо влияя на «внешнее» определение.

Современная наука располагает пространными данными по разнообразным сторонам психологической безопасности. В подходах к ее изучению можно выделить такие основные представления, как:

а) начальным понятием выступает «физическая среда: внешние объективные воздействия», в данном случае причинами опасности или безопасности выступают на макроуровне техногенные воздействия, природные катастрофы, на микроуровне -неблагоприятные условия деятельности. Объектом опасности-безопасности является тело, результатом - соматическое состояние (физическая целостность), психосоматическое состояние;

б) начальное понятие - «психологическая среда», источниками опасности-безопасности являются на макроуровне политические, социально-экономические угрозы, информационное воздействие, на микроуровне - манипулирование, оскорбление, угрозы от других, неустойчивые социальные связи. Объектом опасности-безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - функциональное и психологическое состояние.

в) начальное понятие - «человек (субъект)», источниками опасности-безопасности является на макроуровне совокупность индивидуально-психологических и духовно-нравственных особенностей личности, на микроуровне - отношение к миру, себе и другим. Объектом опасности-безопасности является человек как объект воздействия, его психика, сознание, поведение, результатом - психологическое здоровье.

Последнее направление является одним из перспективных, так как именно человек (субъект), совокупность его индивидуально-психологических особенностей, система его взглядов, мировоззрений, отношений к миру создает некоторый ресурс, потенциал, совокупность возможностей, которые помогают преодолевать различного рода неблагоприятные воздействия для обеспечения своей безопасности [8].

Психологическая безопасность анализируются как психическая защищенность, которая предполагает вместе с наружными еще и внутренние обстоятельства безопасности. Последние включают в себя составляющие опыта индивидуума, формирующиеся как возможность и решимость к распознаванию, предвидению и отходу от опасностей, полагающие, по меньшей мере, обладание соответственными познаниями, умениями и навыками, обусловленную степень созревания мнемических, перцептивных и иных навыков, и в том числе развитую мотивацию к обеспечению безопасности жизнедеятельности [4].

Структура психологической безопасности включает: мнение субъекта (к «Я», другому, группе, обществу в целом), его удовлетворенность жизнью и социальную инициативность, что формирует пространство защищенности от опасностей [4]. Следовательно, психологическая безопасность - это состояние динамического равновесия взаимоотношений субъекта к «Я», внешнему миру, другому, его деятельность и удовлетворенности, отвечающих разнообразным (грозящим) воздействиям внешнего и внутреннего мира. Психологическая безопасность давать санкцию личности беречь цельность, развивать себя, осуществлять личные цели и ценности во время жизнедеятельности.

Критериями психологической безопасности делаются уникальные индивидуально -психологические характеристики личности, выражающиеся в конкретных ситуационных обстоятельствах, и личный опыт индивида [4]. Разнообразие критериев безопасности устанавливается условиями связей человека с окружением. Один из обусловливающих критериев безопасности есть целостность личности: физическая, духовная (психическая), психологическая. Еще одной мерой психологической безопасности является личностный рост и формирование человека (как следствие одоления всевозможного рода опасностей и сохранения единства).

Описывая всевозможные подходы к пониманию термина «безопасность», стоит заметить, что одними из самых значимых составляющих вырабатывания системы разумных суждений о безопасности показываются понятия «субъект» и «объект безопасности» (все те, кто делает безопасность и использует ее).

Субъектом и в то же время объектом безопасности может выдаваться конкретный индивид, группа, страна или сообщество государств. При этом отдельные субъекты способны нести сразу несколькими ролей: человек - как частная личность и как представитель той или иной группы и сообщества в целом; страна - как отдельное, независимое национального государство и как член наднациональных образований, групп государств.

Согласованность между человеком, обществом и страной строго определена их природой. Поэтому каждый из них принужден играть в одно и то же время роли и субъекта, и объекта безопасности, но то, в какой роли он находится в конкретных момент времени, зависит от многих обстоятельств. В зависимости от того, кто является субъектом или объектом безопасности - конкретный человек, общественная группа, социум в целом, страна или группа государств, говорят о следующих базовых ступенях безопасности: личная (индивидуальная), общественная (социальная), национальная (государственная), международная (коллективная), всемирная (глобальная) безопасность.

Как промежуточный уровень между личностью и социумом (в том числе страной) определяют степень коллективной безопасности или безопасности общности. Между национальным и международным уровнями, между международным и глобальным уровнями может существовать региональный уровень. Также к региональной безопасности относится и безопасное состояние в одной из частей страны или этнокультурной области на территории нескольких государств.

Следующим существенным компонентом создания разумных взглядов о безопасности является выделение угрозы как основания для нарушения уровня безопасности. Угрозы могут быть как действительными, уже обнаружившимися в

своем отрицательном действии на объект безопасности, так и возможными, их отрицательное влияние может обнаружить себя в ближайшем или далеком будущем.

Кроме того, на каждом уровне безопасности угрозы могут идти не исключительно снаружи, но и от самого субъекта или объекта безопасности. Суждения об угрозах, как об основаниях, условиях, которые оказывают разрушительное влияние на объект безопасности, устанавливают цели безопасности отрицательным образом. Цель безопасности - устранение, нейтрализация причин угроз безопасности (и вероятных следствий их воздействия) на том или ином уровне.

Хотя цели безопасности могут быть обозначены и положительно, например, как тяга личности к увеличению доступных ему границ безопасности, к приобретению им большего содержания.

Среди больших сторон безопасности можно выделить физическую, экологическую, технологическую, общественную, этнокультурную, военную, демографическую, информационную, экономическую безопасность. Бесспорно, что представленные виды безопасности нельзя считать полностью сформированным перечнем ее видов. Несмотря на некоторую разницу показанных группировок безопасности, большая часть показанных в них факторов или повторяется, или довольно близка по смысловому наполнению.

Следовательно, несмотря на продолжительное и противоречивое развитие понимания собственной безопасности, окончательное определение понятия «безопасность» не предвидится в скором времени.

Но подводя некоторые итоги, можно сказать, что безопасность является многофакторным понятием, для определения и характеристики которого нужно обращать внимание не только индивидуально-личностные показатели, физические факторы жизнедеятельности, но и детерминированность жизни и формирования индивидуума в социальном поле, в котором он функционирует.

Литература

1. Деркач А. А. Акмеология: Учебное пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

2. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза / Н. А. Лызь. Таганрог, 2005.

3. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации / И. Г. Малкина-Пых. М., 2005.

4. Михайлов Л. А. Введение в психологию общения: (Невербальные средства общения): Уч. пособие / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, В. А. Губин. СПб., 1999.

5. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи: Лекции по социальной и политической психологии / А. П. Назаретян. СПб., 2003.

6. Никифоров Г. С. Психология здоровья / Г. С. Никифоров. СПб., 2002.

7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1998.

8. Психические состояния: Хрестоматия / Под ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001.

9. Соломин В. П., Шатровой О. В., Михайлов Л. А., Маликова Т. В. Психологическая безопасность. М., 2008.

10. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

11. Эксакусто Т. В. Теоретические основы социально-психологической безопасности: Монография / Под ред. Н. А. Лызь. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011.

12. Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications 3th ed.: McGraw-Hill, 1992. СПб.: Питер Пресс, 1997.

45 ■ European science № 9(19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.