Научная статья на тему 'Социально-психологическая безопасность субъекта отношений'

Социально-психологическая безопасность субъекта отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1458
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIOPSYCHOLOGICAL SAFETY / SUBJECT OF RELATIONS / SATISFACTION / SOCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Эксакусто Татьяна Валентиновна

В статье показано, что психологическую безопасность необходимо рассматривать как систему отношений субъекта к миру, к себе и другим. Отношения, представленные совокупностью личностных свойств и проявляющиеся во взаимосвязях человека с объективной реальностью, являются теми условиями, которые обеспечивают определенный уровень активности человека и определяют его удовлетворенность жизнью, что является основой психологической безопасности человека. Под социально-психологической безопасностью понимается состояние динамического баланса, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью, что позволяет реализовать духовнопсихический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить его целостность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociopsychological safety in the subject of relations

Psychological safety should be viewed as a system of a persons attitudes towards the world, themselves and other individuals. Attitudes defined by personal attributes and revealed through interrelations between a person and objective reality provide a certain activity level of an individual and determine their satisfaction with life. The latter is the basis of a persons psychological safety. Sociopsychological safety of an individual is a function of harmonious and satisfying relationships providing safety. That in turn helps to realize the spiritual and mental potential of an individual through their life activity and save their integrity.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая безопасность субъекта отношений»

Т. В. Эксакусто

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СУБЪЕКТА ОТНОШЕНИЙ

Характеристика современного состояния проблемы

Исследование психологической безопасности субъекта становится в современных условиях все более актуальным и необходимым. Обусловлено это целым рядом причин: нестабильностью экономической, политической, социальной ситуации; наличием стрессогенных и психогенных воздействий различного генеза; увеличением числа чрезвычайных ситуаций техногенного характера; ростом социального неблагополучия и преступности (терроризма, мошенничества, преступлений против личности), поляризацией общества (выделением социальных классов с разным экономическим статусом), снижением частоты и эффективности межличностных контактов.

В процессе изучения психологической безопасности возникают некоторые дискуссионные вопросы, требующие разрешения. Во-первых, само понятие «безопасность» трактуется сегодня достаточно широко и чаще всего понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [9]. Таким образом, возникают закономерные вопросы относительно того, что именно угрожает человеку (обществу и государству), в каких случаях и каковы причины этих угроз. Во-вторых, многомерность и аморфность понятия «безопасность» приводят к необходимости выделения сфер жизнедеятельности человека, в которых она может проявляться: экология (влияние на безопасность экологической среды), социум (влияние на безопасность общественно-политических и социальноэкономических явлений), информационная среда (влияние процессов массового сознания, системы ценностных ориентаций и нравственных норм, декларируемых в обществе через СМИ), производство и средства технического прогресса (влияние промышленных технологий, сложных высокоорганизованных орудий труда). При этом на второй план уходит сам субъект безопасности — человек, активно вступающий в отношения с социальным пространством и активно преобразующий его с целью обеспечения собственной защиты. В-третьих, неоднозначно определяется соотношение категории «безопасность» с другими базовыми психологическими категориями. Например, безопасность в различных исследованиях рассматривается как специфическая совокупность условий деятельности [4, 9], как личностная характеристика, самосознание личности [11] или как особый вид информационной, коммуникативной защиты [6].

Безусловно, проблема психологической безопасности человека становится центром достаточно большого количества исследований, в которых предпринимается попытка с различных позиций описать условия ее обеспечения (И. А. Баева, 2002; Г. В. Грачев, 1998, 2000, 2003; В. А. Дмитриевский, 2002; М. А. Котик, 1981, 1985; А. Н. Сухов, 2002) создать модель психологической безопасности и безопасной личности (И. А. Баева, 2002; Н. А. Лызь, 2006), выявить факторы и детерминанты безопасности (Т. С. Ка-баченко, 2000; Т. М. Краснянская, 2002; С.К.Рощин, 1995, 1996; В. Е. Лепский, 1996;

© Т. В. Эксакусто, 2010

С. Ю. Решетина, Г. Л. Смолян, 1996; А. М. Столяренко, 2001; Н. В. Силкина, О. И. Кашник, 2005 и др.). Однако многообразие предлагаемых оснований для рассмотрения психологической безопасности лишь «расширяет» каталог ее разнообразных моделей, условий, возможных факторов и детерминант безопасности, уводя от «стержневого» понимания проблемы.

Вероятно, решение этой проблемы возможно в условиях соотнесения психологической безопасности с другими базовыми психологическими категориями. Подобные исследования осуществляются в настоящее время, однако попытки соотнесения психологической безопасности с понятиями деятельности, самосознания не всегда позволяют раскрыть содержание данного явления. Представляется, что при изучении безопасности необходимо обратиться к «человеческому фактору» — субъекту. Это связано с тем, что, как отмечает В. В. Знаков, ситуация, какой бы она ни была, не дается человеку извне, все ее «объекты» не существуют отдельно от наблюдателя [8]. Опираясь на понятие «субъект» и анализируя различные исследования, можно предположить, что «первичным», «базовым» понятием в изучении безопасности может стать категория отношений. Как отмечает А. В. Брушлинский, «человек как субъект не только и не просто “потребляет” информацию, испытывая на себе различные ... воздействия. Он сам ее “производит” ... поскольку в ходе своей деятельности, общения он самоопределяется, занимает определенную жизненную позицию и потому весьма избирательно относится ко всему, что влияет на него в ходе всей жизни... » [5, с. 42]. Таким образом, представляется, что понятие «отношение» позволит, с одной стороны, рассмотреть безопасность как психологическую категорию, с другой — выявить ее социально-психологическую направленность.

Цель исследования

Цель исследования — изучение психологической, в том числе социально-психологической безопасности, в основе которой лежат гармоничные, устойчивые, приносящие удовлетворение отношения субъекта.

Предмет и объект исследования

Объект исследования — отношения субъекта к миру, к себе и к другим. Определяющими при этом являются отношения с другими людьми (межличностные отношения).

Предмет исследования — психологическая и социально-психологическая безопасность субъекта.

Обсуждение

Опираясь на понятие «субъект» как категорию, являющуюся определяющей в настоящем исследовании, необходимо подчеркнуть его структурный и динамический аспект. Первый представляет собой совокупность отношений человека к природе и другому человеку. Так, еще С. Л. Рубинштейн указывал, что отношения выступают как условие существования человека и все формы отношений (взаимоотношений человека с миром) составляют сущность субъекта [16]. На наш взгляд, именно отношения являются той основополагающей категорией, через призму которой должна рассматриваться психологическая безопасность субъекта. От того как человек «относится» к миру, к себе и другим [16], какую систему отношений выстраивает с социальным пространством, во

многом зависит его психологическая безопасность. Второй аспект субъектности характеризуется через разные виды активности — познание, действие, созерцание, индивидуальное развитие [7]. Таким образом становится очевидной необходимость рассмотрения активности во взаимосвязи с категорией «отношения» в контексте психологической безопасности субъекта. Проявление социальной активности субъекта неразрывно связано с его социальной удовлетворенностью и удовлетворенностью жизнью в целом. Результатом активности становится общая удовлетворенность личности, которая в свою очередь может выступать одним из условий активности. Таким образом, удовлетворенность/неудовлетворенность субъекта, предполагающая оценку того, как он реализует себя в жизни, способствует повышению или понижению активности [1], обусловливает устойчивость/неустойчивость системы отношений, что требует ее рассмотрения в контексте психологической безопасности. Б. Г. Ананьев, описывая отношения личности с социальной средой, отмечал, что «сформировавшиеся и ставшие устойчивыми образованиями комплексы личностных свойств регулируют объем и меру активности социальных контактов личности...» [2, с. 149]. Соответственно, можно предположить, что от характера отношений (их модальности, интенсивности, устойчивости, направленности и т. п.) будет зависеть психологическая, в том числе и социально-психологическая, безопасность человека.

Сказанное выше позволяет предположить, что в основе психологической безопасности лежит взаимосвязь трех компонентов жизнедеятельности субъекта. Ее можно представить в виде целостной, динамической структуры, где вершины треугольника — отношение (к себе, социуму, к другим), удовлетворенность жизнью и социальная активность — равноценно «вписаны» в систему (круг) психологической безопасности субъекта. Это создает пространство позитивных либо нейтральных отношений, социальной толерантности, защищенности от угроз (насилия, манипулирования, оскорблений и т. п.), удовлетворенности (потребности в безопасности, основных потребностей и ценностей), пространство активного и адекватного взаимодействия с социумом.

Исходя из этого, можно предположить, что психологическая безопасность есть состояние динамического баланса отношений (к миру, к себе, и другим), активности, удовлетворенности субъекта и их соответствия различным (угрожающим) влияниям внешнего и внутреннего мира, что позволяет сохранить целостность субъекта, реализовать его духовно-психический потенциал в процессе жизнедеятельности.

Представленная структура психологической безопасности, с одной стороны, подчеркивает автономность, уникальность и неповторимость каждого субъекта в системе социальных связей, с другой — отражает взаимозависимость людей и тот факт, что социум (социальные связи) является целостностным, то есть представляет нечто большее, чем просто сумма составляющих его индивидов. Такое понимание психологической безопасности подчеркивает безусловную взаимосвязь внутреннего состояния субъекта и внешних влияний социума (подчеркивается аспект возможности, готовности, адекватности «ответа» субъекта на внешние угрозы), которая детерминирована множеством различных факторов. Одним из них является система межличностных отношений и общения людей друг с другом.

Отношения человека разнообразны и многомерны, однако именно отношения к Другим и с Другими во многом являются определяющими для ощущения защищенности, сохранности, целостности субъекта. С. Л. Рубинштейн отмечал «Я не существую без другого; я и другой сопринадлежны... Я самоопределяюсь во всех своих отношениях к людям, в отношении своем ко всем людям — к человечеству как совокупности и единству всех людей» [15]. В условиях, когда каждый субъект взаимосвязан с множеством

Других, возникает система — система отношений. Нарушение системы (например, «выпадение» хотя бы одного ее элемента, за счет разрыва отношений) приводит к снижению ее устойчивости, разбалансированности всех ее элементов, напряженности внутри всей системы. Таким образом, наличие угрозы и опасности хотя бы для одного элемента (отдельного субъекта) приводит к возникновению опасности для всех остальных. Это подтверждает необходимость говорить о социально-психологической безопасности как явлении, возникающем в процессе общения и взаимоотношений людей друг с другом. Таким образом, система отношений субъекта, его активность и удовлетворенность социальными связями и контактами наиболее точно отражают представления о понятии социально-психологической безопасности (СПБ).

Рассматривая социально-психологическую безопасность, важно обратиться к вопросу о том, к какой психологической категории относится безопасность: рассматривать ли ее как процесс, состояние или свойство.

Если обратиться к содержанию каждого из понятий, то они представлены в порядке динамичности, изменчивости. Таким образом, состояние — характеристика объекта, учитывающая, с одной стороны, динамичность изменений, с другой — целостность и относительную стабильность системы. Именно состояния человека в целом обусловлены его отношениями, актуальным межличностным и социальным статусом, целями активности и адаптации к среде и ситуации [10, с. 12]. В состояниях отражается взаимодействие человека с жизненной средой, с социальным пространством. Изменения этой среды (даже самые незначительные) вызывают определенные изменения в человеке как в целостности, приводят к переходу в новое состояние [10, с. 11].

Такое понимание состояния позволяет рассматривать СПБ как особое состояние, обусловленное определенной системой отношений, в целом, и межличностными отношениями, в частности. В пользу рассмотрения СПБ как особого состояния можно привести следующие аргументы.

Во-первых, если исходить из того, что в основе безопасности лежат отношения человека (психические, психологические, межличностные), то, следуя терминологии П. К. Анохина, отношение человека — это центральная, системообразующая характеристика всего компонентного состава состояния [3]. В структуре состояния она (характеристика) представляет уровень сознания и самосознания человека. Соответственно, отношение как характеристика сознания — это отношение к окружающей действительности; в качестве характеристики самосознания — саморегуляция, самоконтроль, самооценка, то есть установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения человека.

Во-вторых, еще В. Н. Мясищев подчеркивал, что именно значимые отношения приводят к возникновению особого рода (психогенных) состояний: отношение регулирует состояние и, соответственно, их нарушение «влечет за собой изменение состояний» [12, с. 9]. Например, жизненно важные для человека отношения — утрата перспектив, безуспешность усилий — приводят к возникновению апатии, а тревога возникает тогда, когда «лица, с которыми человек взаимодействует» и вступает в определенные отношения, вызывают опасения или недоверие; состояние неуверенности тем сильнее, чем отчетливее в отношении к себе выражено чувство неполноценности [12, 13]. Другими словами, возникает ситуация угрозы, нанесения вреда человеку, что приводит к изменению его социально-психологической безопасности.

В-третьих, выделяя состояние социальной психики, Б. Д. Парыгин подчеркивает его социально-психологическую феноменологию. Отмечается, что состояние социальной психики — это динамическая структура всех ее психических проявлений в каждый дан-

ный момент жизнедеятельности как отдельного индивида, так и той или иной общности людей [14]. Таким образом, социально-психологическая безопасность, рассматриваемая нами как динамическая структура отношений субъекта, его активности, удовлетворенности в каждый момент жизнедеятельности может рассматриваться как особое состояние субъекта.

Определяя СПБ как особое состояние, необходимо описать его структуру, условия возникновения, критерии его оценки. Если исходить из того, что в основе социально-психологической безопасности лежат отношения субъекта с другими людьми, то, действительно, можно предположить, что основными условиями социальнопсихологической безопасности (в соответствии со структурой СПБ, включающей в себя эмоционально-мотивационный компонент, когнитивный и конативный компоненты) являются следующие:

1. Удовлетворенность межличностными отношениями, что понимается как показатель положительно оцениваемой взаимосвязи, позволяющей реализовать потребности и интересы субъектов отношений. Критерием становится удовлетворенность/неудовлетворенность.

2. Гармоничный характер отношений, понимаемый как согласие, договор, мирное со-бытие или согласованность мнений, суждений как самого субъекта относительно своих отношений с другими, так и тех, с кем он вступает в отношения. Критерием является гармоничность/дисгармоничность отношений.

3. Защищенность, которая, с одной стороны (объективный показатель), понимается как отсутствие нарушений и трудностей в отношениях, с другой, предполагает устойчивость человека к неблагоприятным воздействиям (оскорблениям, угрозам, принуждению, игнорированию, манипулированию и т. п.). Одним из критериев защищенности может выступать толерантность/интолерантность.

Описанные условия могут способствовать созданию для каждого субъекта своей уникальной системы социально-психологической безопасности. Важно подчеркнуть, что социально-психологическая безопасность субъекта обусловлена не только описанными условиями. Она обеспечивается также потенциалом личности как совокупности характеристик ценностно-смысловой сферы, стремления к саморазвитию и самореализации, жизнестойкости, необходимых для поддержания и сохранения целостности субъекта отношений. Этот потенциал «взаимодействует» с «внешними» угрозами социального мира, а иногда и с «внутренними» угрозами субъективного характера (ситуации манипулирования, оскорбления, обиды и др.), либо создавая возможность противостоять этим угрозам, либо подвергая им.

Выводы

Именно отношения как базовая психологическая категория могут выступать системообразующим фактором психологической безопасности, в целом, и социальнопсихологической, в частности. Таким образом, под социально-психологической безопасностью можно понимать состояние динамического баланса (соответствия) внутреннего потенциала субъекта и угрожающих условий различного генеза, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищенностью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях).

Как и любое состояние, СПБ является целостной характеристикой отношений человека к окружающему пространству в некоторый период времени относительно степени

соответствия его потенциала, возможностей и статуса в данный момент как уровню его же притязаний, ожиданий, планов и надежд, так и реальным условиям социума.

В заключение важно подчеркнуть, что в современных условиях усиливается зависимость социальной системы, ее стабильности и сохранности от компетентности отдельного человека как субъекта социально-психологической безопасности. Таким образом, в процессе обеспечения социально-психологической безопасности, формирования толерантности к различного рода негативным психологическим воздействиям необходимо учитывать многообразие отношений, их многомерность, характер социальнопсихологических позиций субъектов.

Литература

Абульханова К. А. Психология и сознание личности // Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 1999. 224 с.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1. 230 с.

3. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973. С. 5-61. URL: http://www.intellectus.su/lib/ 000374.htm (дата обращения — 10.10.2008).

4. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002. 271 с.

5. Брушлинский А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности / под ред. А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского. М., 1996. С. 39-43.

6. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2003. 304 с.

7. Знаков В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского. М., 2000. 320 с.

8. Знаков В. В. Психология человеческого бытия и трудные жизненные ситуации // Психология совладающего поведения: материалы международной научно-практической конференции. Кострома, 2007. 426 с.

9. Иващенко Г. В. О понятии «безопасность» // Теоретический журнал CREDO NEW, 2007. URL: http://credonew.ru/content/view/207/25/ (дата обращения—13.09.2008).

10. Куликов Л. В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния / под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2000. 512 с.

11. Лызь Н. А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза: монография. Таганрог, 2005. 305 с.

12. Мясищев В. Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. СПб., 1996. № 1. С. 8-14.

13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995. 356 с.

14. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, истории и теории. СПб., 1999. 592 с.

15. Рубинштейн С. Л. О философской системе Германа Когена. URL: http://marsexx.narod. ru/kogen.html. (дата обращения — 5.10.2008).

16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997. 191 с.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.