СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ SOCIOLOGY OF EDUCATION
YAK 316 ББК 60.54
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, C.B. МЕЛЬНИЧЕНКО
G.E. ZBOROVSKY, S.V. MELNICHENKO
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ В ВУЗЕ
THEORETIC AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF MANAGING HUMAN CAPITAL OF EDUCATIONAL COMMUNITIES IN THE UNIVERSITY
Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 16-03-00051 «Нелинейная динамика образовательных общностей в мегаполисе в условиях социальной неопределенности»
В данной статье представлены и описаны теоретико-методологические основы управления человеческим капиталом образовательной общности в вузе. Изложены результаты теоретического исследования, связанного с характеристиками понятий человеческого капитала, вузовских образовательных общностей, управления процессом создания их человеческого капитала.
This article presents and describes the theoretical and methodological foundations of human capital management in the educational community in the university. The results of theoretical research within the framework of this topic are expressed in the characteristics of such concepts as human capital, university educational communities, management of process creation of their human capital.
Ключевые слова: ВУЗ, высшее образование, человеческий капитал, управление человеческим капиталом, социальная общность, образовательные общности.
Key words: university, higher education, human capital, human capital management, social community, educational communities.
Тема грамотного управления человеческим капиталом день ото дня становится все более актуальной. Особенно это касается высших учебных заведений, по отношению к которым предъявляются растущие требования по подготовке грамотных специалистов, успешно адаптирующихся к качественному профессиональному труду и активной жизни в обществе. Роль образовательных учреждений по «взращиванию умов» и управлению накопленным человеческим капиталом неоценимо велика. Именно правильно выстроенная система управления человеческим капиталом образовательных общностей ведет к развитию как вузовской, так и в целом социальной и духовной среды.
В наши дни одним из важнейших компонентов развития общества являются знания. Доля знаний, выработанных за последние полвека, составляет примерно 85% от всемирного объема имеющихся знаний на сегодняшний день. Еще в 1962 г. американский ученый Ф. Махлуп писал: «Производство знаний - процесс, посредством которого кто-то узнает что-либо ему до того
неизвестное, даже если это уже известно другим» [6, с. 35]. Направленность экономики и сферы производства заставляет ученых обращать активное внимание на феномен человеческого капитала, основным компонентом которого является знание.
Человеческий капитал высшего учебного заведения строится на базе человеческих капиталов работающих и обучающихся в нем индивидов. Их мотивация на процесс получения и овладения знаниями, обучение и воспитание, образование и опыт влияют на процесс накопления человеческого капитала. Это означает необходимость стремиться к повышению уровня образованности и педагогов, и студентов как основных образовательных общностей вуза.
Между тем в нашей стране развитию человеческого капитала, управлению им (не только в вузе) уделяется недостаточное внимание. Одна из причин этого заложена в том, что зачастую формирование и развитие человеческого капитала не рассматривается как основа общественного прогресса, на него попросту не ориентируются. Если и уделяется внимание политическому и социально-экономическому развитию, то вне связи с обогащением человеческого капитала.
Такой подход является ограниченным. По нашему мнению, следует рассматривать человеческий капитал как феномен, который должен быть органично присущ позитивному развитию как экономики, так и науки, образования и культуры. Отсюда и необходимость внедрения в практику производства управления развитием человеческого капитала, а в науку - исследования этого процесса. Это особенно важно для нашей страны, поскольку ранее в ней теория человеческого капитала подвергалась жесткой критике.
Еще одна проблема, требующая своего решения, вызвана к жизни несовершенством практического опыта по оценке и развитию человеческого капитала как общественного ресурса в нашей стране. Следовательно, актуальность проблемы формирования человеческого капитала обусловлена объективными потребностями существующего этапа общемирового социально-экономического развития, спецификой современной ситуации в России.
Как показывает анализ литературы, человеческий капитал рассматривается сегодня как один из важных феноменов развития общества. Он определяется как «интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития» [4].
Управление человеческим капиталом - это воздействие на процессы его жизненного цикла, осуществляемое в соответствии со стратегией конкретной организации в целях повышения ее конкурентоспособности в инновационной экономике [5]. Аналогичный подход может быть применен к трактовке управления человеческим капиталом в вузе. Изменение касается лишь целеполагания: речь должна идти о конкурентоспособности образовательной организации, причем в первую очередь в системе высшего образования.
Основные задачи управления человеческим капиталом заключаются в обеспечении роста его ценности, непрерывности воспроизводства, усиления взаимодействия между различными его элементами, а также эффективности инвестиций в человеческие активы. Основой человеческого капитала в ВУЗе являются его основные носители (субъекты) - образовательные общности. Для того чтобы понять их специфику, следует обратиться к понятию социальной общности, которое является базовым для рассмотрения образовательных общностей.
Ф. Теннис пишет, что социальные связи между людьми в общности основаны на симпатии и бессознательном доверии, на взаимном знакомстве и знании друг друга, для них характерны близость, открытость, искренность и глубина чувств, взаимопомощь, взаимовыручка и т.п. Общественная соци-
альная связь, согласно позиции немецкого социолога, основана на взаимном недоверии. В этом смысле она противоположна общностной. Общество - это социальная связь между чужими, незнакомыми людьми, не знающими друг друга и часто не желающими к этому стремиться. Тённис полагает, что общественная связь основана на договоре (контракте), а смысл его в одном: даю, чтобы и ты мне дал.
Таким образом, общность, или общностные социальные связи следует понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство на естественной эмоционально-волевой основе, которая отсутствует в обществе, где рациональный договор искусственно кладет конец состоянию «войны всех против всех». Общность является носителем качеств, которые высоко оценивались во все времена как обыденным сознанием, так и многими моральными системами. К таким качествам относятся прежде всего человеческая близость, доверие, глубина чувств, бескорыстие, верность, готовность прийти на помощь и т.п. Общностная совместная жизнь, примером которой является общность матери и ребенка, не может быть сознательно организована, преднамеренно сконструирована. Общность - это единство, складывающееся естественно-исторически. Общностным социальным связям чужд эгоистический расчет пользы или выгоды; члены общности чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же время нравственно обязанными и ответственными перед отдельными членами общности и всей общностью в целом. Конфликты и временные разногласия, как правило, не в состоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членами общности [1, с. 63; 7, гл. 1].
Один из авторов данной статьи рассматривает социальные общности как конкретную реальность, в которой живут люди. «Социальные общности чаще всего рассматриваются как проявления совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития» [2, с. 7]. Они возникают тогда, когда есть единый быт, идеи, ценности, культура, интересы, совместное дело.
Разнообразные социальные общности возникают в результате взаимодействия людей, в процессе которого между людьми образуются новые связи и отношения, создающие коллективное единство между ранее независимыми индивидами. Они обладают общими условиями существования и налаживают регулярное взаимодействие друг с другом. Именно термином «социальная общность» обозначают все устойчивые формы совместной жизни [3, с. 9].
Существует целый ряд базовых позиций, которые можно рассматривать как критерии общностнообразующих признаков, возникающих на разной предметной основе. В качестве таких оснований можно выделить следующие критерии:
1) характер общественного производства;
2) этническая принадлежность;
3) естественные социально-демографические факторы (пол, возраст, принадлежность к определенному социальному слою);
4) культурные особенности (различные культурные общности);
5) политические структуры.
Перечень таких оснований может быть продолжен, но в контексте данной статьи в этом нет необходимости.
«Социальная общность оказывается своеобразным соединительным механизмом, реальным связующим звеном между личностью и обществом» [2, с. 6]. Благодаря близости взглядов, положения, веры и других факторов люди образуют целостную систему и действуют сообща на определенный результат. Определенные характеристики, не свойственные отдельным индивидам, могут проявляться только в социальной общности (к примеру, формирование собственной культуры). Из данного утверждения можем сделать вывод, что социальная общность обладает некими формирующими свойствами влияния на личность. Именно в социальной общности может раскрыть-
ся потенциал индивида, его человеческий капитал. Вместе с тем индивид может видоизменять социальную общность в своих интересах, точнее говоря, участвовать в этом процессе вместе с другими ее членами. «Это вовсе не означает, что люди за социальными общностями, в которые они включены, не видят ничего другого» [2, с. 6]. Они живут и взаимодействуют с другими социальными общностями, которые они не считают «своими».
Что касается количества социальных общностей, к которым может принадлежать индивид, то их может быть достаточно много. Уровень его «социальности», включенности в систему общественных отношений во многом зависит от тех социальных общностей, в рамках которых он реализует свой человеческий капитал. Каждый вид деятельности может закреплять за человеком место в определенной социальной общности. Это тем более важно отметить, что человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», т.е. определенной социальной общности. Лучший способ это сделать - стремиться реализовать в ней какую-то часть своего человеческого капитала. Это будет означать своеобразный вклад личности в существование и развитие данной социальной общности.
Наряду с качествами, присущими исключительно индивиду, мы можем назвать качества, «принадлежащие» только социальной общности. Это:
- спонтанность и стихийность возникновения (характерно для событийной общности);
- «...выявление взаимосвязей, взаимодействий, отношений между элементами...» [3, с. 205], образующими общность;
- неформальный характер связей и отношений, их эмоциональная окрашенность;
- первичность группы, непосредственное взаимодействие ее участников;
- духовная близость, «чувство общности», эмоционально-психологическая «включенность» в него каждого члена социальной общности;
- первоначальное отсутствие структуры, если же она появляется, то самостоятельно в процессе существования общности;
- проявление и существование в открытом межпозиционном взаимодействии;
- диффузность и смешанность микрогрупп внутри общности;
- размытость границ в связи с изменчивостью общности, свободой входа и выхода, отсутствие постоянства состава.
В целом же социальная общность может быть охарактеризована как взаимосвязь людей, характеризующаяся наличием необходимых ресурсов для осуществления своей деятельности и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия. Эта взаимосвязь характеризуется также относительным единством, сходством целей, задач и интересов [3, с. 271].
Перейдем к понятию образовательной общности. Один из авторов данной статьи понимает под ней взаимосвязь (совокупность) людей, которая характеризуется доминантой образовательной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов, относительной однородностью (гомогенностью) состава, наличием внутренней структуры, возрастных параметров, устойчивостью, стабильностью существования во времени и пространстве, способностью к взаимодействию с другими, в первую очередь образовательными, социальными общностями.
В социальном пространстве системы образования образовательные общности выполняют функцию его ядра, занимая основные социальные позиции, которые позволяют в процессе взаимодействия формировать человеческий (интеллектуальный, культурный, нравственный) капитал как «людей образования», так и многих других социальных общностей. От успешности функционирования этих взаимодействующих общностей во многом зависит эффективность деятельности всей системы образования и не только ее [3, с. 280-290].
Помимо названных выше признаков образовательной общности можно выделить еще некоторые дополнительные:
- «плодом» деятельности является новое знание, процесс познания;
- подразумевает наличие ролей и образцов поведения (студент, преподаватель и т.д.);
- предполагает наличие единой идеологии (образование, равенство
и т.д.);
- несет в себе некий процесс образовательной деятельности (учебной, научной, воспитательной).
В контексте сказанного выше имеет смысл оперировать понятием «об-щностное знание». «Его наличие означает существование определенного объема информации, принадлежащей взаимодействующим индивидам» [3, с. 282]. Таким образом, образовательная общность выступает носителем знаний. Она является источником развития познавательной деятельности и субъектом образования.
Можно выделить и иные категории социальных общностей, которые в той или иной мере соприкасаются с образовательными практиками: общности работающих людей, получающих в то же время образование по заочной, вечерней либо дистанционной форме обучения, родители, дети которых обучаются, работники систем управления в образовательных учреждениях. «От их деятельности во многом зависит содержание и направленность всего образовательного процесса в обществе» [3, с. 281].
При изучении образовательных общностей следует уделить внимание принципу парности в анализе функционирования социальных общностей. Парность - это наличие общностей, которые не могут существовать друг без друга, рассматриваются в единстве. Ярким примером парности являются общности преподавателей и учащихся. Эти общности неразрывно связаны между собой в процессе образовательной деятельности.
Система связей и отношений внутри образовательной общности выстраивается в коллективной познавательной активности через общий интерес, коллективное целеполагание, планирование и анализ. В процессе совместной деятельности члены общности испытывают совместные переживания эмоциональных драматических моментов (незачет, неудовлетворительная оценка) или общей радости (сдача сессии). В общности проявляются групповые ценности и смыслы, индивидуальные и коллективные действия, общение как совместная деятельность.
Исходя из вышесказанного, можно выделить в качестве примера уникальные черты студенчества - одной из образовательных общностей. Среди них: присутствие познавательной деятельности во всех процессах; быстрая адаптация к восприятию большого количества новой информации; перспективная деятельность, нацеленность на будущее и результат; готовность брать на себя инициативу, быстрое принятие решений.
В заключительной части статьи путем синтеза всех вышеизложенных понятий сформулируем понятие человеческого капитала образовательных общностей в ВУЗе. Человеческий капитал образовательных общностей в ВУЗе - это запас навыков, знаний, способностей, умений, компетенций, накопленный и реализованный в многочисленных совместных образовательных практиках совокупностью людей, взаимодействующих в рамках образовательной организации высшей школы. Основными характеристиками образовательных общностей являются устойчивость существования, наличие схожих целей и доминанта образовательной деятельности, наличие человеческого капитала для дальнейшего целесообразного использования его в процессе общественного производства.
Исходя из результатов теоретического анализа, выделим наиболее важные проблемы изучения человеческого капитала образовательных общностей в ВУЗе. Первая проблема связана с наличием различных подходов к человеческому капиталу. Из-за наличия нескольких подходов, изучающих
феномен на микро- и макроуровнях отсутствует единая трактовка понятия «человеческий капитал», что затрудняет его исследование.
Вторая проблема связана с методологией и методикой реализации эмпирических исследований, направленных на измерение показателей человеческого капитала анализируемых общностей. Для оценки человеческого капитала предлагаем в качестве основных ресурсов рассматривать: образовательные (знания, умения, навыки, компетенции, выраженные в образовании и практическом опыте); профессиональные ресурсы (профессиональные навыки и реальный опыт работы); социальные ресурсы, характеризующие социальное здоровье (социальная активность, досуг, культурный капитал); физические ресурсы, характеризующие биологическое здоровье (физический капитал). Также важны личностные ресурсы, характеризующие психологическое здоровье (удовлетворенность жизнью, ощущение счастья и т.д.).
Третья проблема сопряжена с определением четких границ, отделяющих образовательные общности от других общностей и друг от друга и связанных с их многообразными видами деятельности.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что развитие современного мира тесно связано с формированием и развитием человеческого капитала. В период обучения в ВУЗе человеческий капитал формируется особенно активно, так как образование является одним из важнейших аспектов этой деятельности. ВУЗ помогает студентам овладеть компетенциями, с помощью которых они смогут приумножать свой капитал. Сегодня ВУЗ выполняет не только образовательную функцию, позволяющую развить знаниевый аспект человеческого капитала, но и играет роль базы социокультурной практики обучающегося, позволяющей сформировать человеческие и профессиональные качества современного специалиста. Современная система высшего образования ориентирована на подготовку высококвалифицированных, мобильных специалистов, готовых к постоянному самообразованию и повышению квалификации, что ярко демонстрирует активное использование концепции образования на протяжении всей жизни.
Литература
1. Горохов, В.Ф. О соотношении категорий «социальная общность» и «социальная группа» [Текст] / В.Ф. Горохов, Н.Н. Васнева // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2014. - № 4 (132). - С. 12-21.
2. Зборовский, Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности [Текст] / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. - 2010. - № 4. -С. 3-12.
3. Зборовский, Г.Е. Теория социальной общности [Текст] / Г.Е. Зборовский. -Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2009. - 300 с.
4. Корчагин, Ю.А. Человеческий капитал, сущность, развитие, роль в экономике [Электронный ресурс] / Ю.А. Корчагин. - Режим доступа: http://www. lerc.ru/?part=articles&art=3&page = 16 (дата обращения: 21.10.2016).
5. Краковская, И.Н. Человеческий капитал организации как фактор ее инновационного развития: управление по стадиям жизненного цикла [Электронный ресурс] / И.Н. Краковская // Креативная экономика. - 2011. - № 1. -Режим доступа: http://cyberlenmka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-organizatsii-kak-faktor-ee-mnovatsionnogo-razvitiya-upravlenie-po-stadiyam-zhiznennogo-tsikla (дата обращения: 05.11.16).
6. Махлуп, Ф. Производство и распространение знаний в США [Текст] / Ф. Мах-луп. - М. : Прогресс, 1966. - 462 с.
7. Тённис, Ф. Общность и общество : Основные понятия чистой социологии [Текст] / Ф. Тённис. - СПб. : Владимир Даль, 2002. - 386 с.