Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЕКТИВНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ГЕОСЕЛЕКТИВНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SELECTIVE REGIONAL POLICY OF THE STATE / GEOSTRATEGIC REGIONS / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF REGIONAL POLICY / GEOSELECTIVE REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидоренко О.В.

Установлено, что сложившаяся в Российской Федерации современная практика управления территориальным развитием опережает развитие теории региональной политики государства. В этой связи дополнены теоретико-методические основы селективной региональной политики государства путём разработки теоретико-методологических положений селективной региональной политики социально-экономического развития геостратегических территорий и прикладного обеспечения оценки её результативности. Предложена классификация инструментов геоселективной региональной политики, позволяющая, в отличие от известных классификаций, определить эндогенный и экзогенный тип стимулирующего избирательного воздействия государства на развитие геостратегических регионов при разработке организационно-методического обеспечения региональной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 332.1

DOI 10.38161/2618-9526-2020-3-16 О.В. Сидоренко,

д-р экон. наук, доцент, проректор по научной работе Хабаровского государственного университета экономики и права

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕЛЕКТИВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Установлено, что сложившаяся в Российской Федерации современная практика управления территориальным развитием опережает развитие теории региональной политики государства. В этой связи дополнены теоретико-методические основы селективной региональной политики государства путём разработки теоретико-методологических положений селективной региональной политики социально-экономического развития геостратегических территорий и прикладного обеспечения оценки её результативности. Предложена классификация инструментов геоселективной региональной политики, позволяющая, в отличие от известных классификаций, определить эндогенный и экзогенный тип стимулирующего избирательного воздействия государства на развитие геостратегических регионов при разработке организационно-методического обеспечения региональной политики государства.

Ключевые слова: селективная региональная политика государства, геостратегические регионы, теоретико-методологические основы региональной политики, геоселективная региональная политика.

UDC 332.1

DOI 10.38161/2618-9526-2020-3-16

O.V. Sidorenko,

Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Vice-rector for Research, Khabarovsk State University of Economics and Law

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF SELECTIVE REGIONAL POLICY OF THE STATE

It is established that the current practice of territorial development management in the Russian Federation is ahead of the development of the theory considering regional state policy. In this regard, the theoretical and methodological basis related to the selective regional policy of the state are supplemented by developing theoretical and methodological provisions of the selective regional policy of socio-economic development for geo-strategic territories and applied support for evaluating its effectiveness. A classification of geoselective regional policy tools is presented. In contrast to the known classifications, this classification makes it possible to determine the endogenous and exogenous types of stimulating selective influence of the state on the development of geostrategic regions when developing organizational and methodological support for the state's regional policy.

Keywords: selective regional policy of the state, geostrategic regions, theoretical and methodological basis of regional policy, geoselective regional policy.

Современным проблемам и механизмам формирования и реализации региональной политики в научных исследованиях уделяется большое внимание. Так, исследованию вопросов государственного воздействия на региональное развитие посвящены работы А.Г. Гранберга [2], В.Н. Лексина и А.Н. Швецова [4], П.А. Минакира [5; 6], Н.Н. Михеевой [7 ], А.И. Остроумова и О.Ф. Остроумовой [8], А.В. Кузнецова и О.В. Кузнецовой [3] и др.

В теории существуют две модели региональной политики - «равенство» и «эффективность». В случае применения модели равенства объектами селективного (избирательного) воздействия государства выступают проблемные регионы, в случае использования модели эффективности - развитые регионы страны. Однако общепринятого толкования термина «селективная региональная политика» не существует. Можно выделить два основных подхода к пониманию её роли и места в региональной экономической политике государства:

1) отождествляется с региональной экономической политикой государства;

2) рассматривается как составная часть региональной экономической политики государства.

Автор считает, что первый подход не совсем корректен, так как круг вопросов, решаемых в рамках региональной экономической политики государства, значительно шире.

В рамках второго подхода автор исследования считает, что содержание региональной экономической политики государства заключается в согласованной реализации двух её самостоятельных типов - общерегиональной и селективной.

Общерегиональная политика направлена на создание общих предпосылок регионального развития. Меры этой политики не имеют избирательного назначения и равномерно влияют на все регионы страны, формируя правовую, организационную и экономическую среду их самостоятельной активности.

Селективная региональная политика избирательно воздействует на развитие регионов.

Однако особенность современного этапа реализации селективной региональной политики Российской Федерации состоит в том, что объектами её избирательного воздействия выступают геостратегические территории страны, в отношении которых применяются различные инструменты государственного стимулирования регионального развития, что отражено в Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года. В Стратегии пространственного развития на территории Российской Федерации выделено два вида геостратегических территорий - приоритетные и приграничные (таблица 1).

Таблица 1 - Геостратегические территории Российской Федерации

Приоритетные геостратегические территории Приграничные геостратегические территории

1. Субъекты РФ, обладающие эксклавным положением: Республика Крым, город Севастополь, Калининградская область 1. Субъект РФ, граничащий со странами, входящими в Европейский союз: Ленинградская область

2.Субъекты РФ, расположенные на Северном Кавказе: республики Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Чеченская, Ставропольский край 2. Субъекты РФ, граничащие со странами, входящими в Евразийский экономический союз: Смоленская, Астраханская, Волгоградская, Курганская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Тюменская, Челябинская области, Алтайский край

3. Субъекты РФ, расположенные на Дальнем Востоке: республики Бурятия и (Саха) Якутия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края и Амурская, Еврейская автономная, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ 3. Субъекты РФ, граничащие с другими странами: Республики Алтай и Тыва, Краснодарский край, Белгородская, Воронежская, Курская, Ростовская области

4. Субъекты и части субъектов РФ, входящие в Арктическую зону Российской Федерации 4. Субъекты РФ, граничащие со странами, входящими в Евразийский экономический союз, а также с другими странами: Псковская и Брянская области

Составлено по данным [1].

Геостратегическая территория Российской Федерации - «территория в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющая существенное значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации, характеризующаяся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности» [1].

Таким образом, сложившаяся в Российской Федерации современная практика управления территориальным развитием опережает развитие теории региональной политики государства. В теории существует две модели региональной политики - «равенство» и «эффективность» [12], однако в Российской Федерации на современном этапе реализуется особая модель регио-

нальной политики, так как объектами избирательного (селективного) воздействия выступают приоритетные и приграничные геостратегические территории. Данный вывод позволяет сформулировать новое направление селективной региональной политики - геоселективную региональную политику.

Цель статьи состоит в разработке научно-методологических положений избирательного воздействия государства, объектом которого выступают геостратегические территории.

С целью развития теоретико-методологических положений избирательного воздействия государства на региональное развитие автором доработана предложенная ранее [9; 11] классификация видов селективной региональной политики государства (см. рисунок).

Рисунок - Классификация видов селективной региональной политики государства

(разработана автором)

Поляризующая селективная политика направлена на стимулирование регионов, имеющих наибольший экономический потенциал развития с целью максимизации национального дохода.

Выравнивающая селективная региональная политика представляет собой политику выравнивания уровней экономического развития и инвестиционных потенциалов регионов страны. Целью выравнивающей селективной политики является сглаживание межрегиональных различий путём избирательного воздействия на проблемные регионы. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой в качестве объектов селективной политики, направленной на выравнивание уровней экономического развития регионов, выделяется, как минимум, три типа регионов: депрессивные промышленные регионы; депрессивные аграрные регионы; перенаселённые городские ареалы.

Соответственно можно говорить о

характере выравнивающей региональной селективной политики. В случае если объектами выравнивающей селективной региональной политики выступают перенаселённые городские ареалы -мегаполисы, то речь идёт о сдерживающем характере выравнивающей селективной региональной политики.

В случае, когда объектами выравнивающей селективной региональн ой политики выступают отстающие в развитии регионы, можно говорить о её стимулирующем характере. Стимулирующий характер выравнивающей селективной региональной политики проявляется в стимулировании притока инвестиций в отсталые, депрессивные и геостратегические регионы. Целями стимулирующей селективной политики являются: снижение межрегиональных различий, решение проблем социально-экономического развития регионов, сохранение территориальной целостности страны.

В зависимости от целей, можно выделить два вида стимулирующей селективной политики - оздоровительную и геоселективную.

Основной целью оздоровительной (санирующей (санацией (оздоровлением) территорий называется система мер по решению проблемы депрессивности или отсталости того или иного территориального образования)) селективной политики является проведение активных государственных мер, направленных на социально-экономическое развитие проблемных территорий: трансформация экономического потенциала, реструктуризация экономики, создание условий для развития бизнеса.

Геоселективная региональная политика - это избирательное воздействие органов государственного управления посредством стимулирования экономической деятельности и повышения качества жизни на геостратегических территориях

страны с целью обеспечения её национальной безопасности и территориальной целостности.

Методами и инструментами геоселективной региональной политики выступают: государственные программы регионального развития, государственное инвестирование строительства инфраструктурных объектов, создание территорий опережающего социально-эономического развития, меры миграционной политики и др. Автором предложена классификация инструментов реализации геоселективной политики (таблица 2).

Необходимо отметить, что программы регионального развития выступают одним из наиболее активных стимулирующих методов геоселективной региональной политики и представляют собой совокупность инструментов, направленных на стимулирование как эндогенного, так и экзогенного типа регионального развития.

Таблица 2 - Классификация инструментов геоселективной региональной политики государства

Экзогенное развитие геостратегического региона Эндогенное развитие геостратегического региона

Стимулирующие инструменты Государственное инвестирование в строительство объектов промышленной и социальной инфраструктуры Государственное субсидирование Государственный заказ (государственные закупки) Меры миграционной политики Создание специальных организационно-правовых режимов (особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития и др.) Создание индустриальных парков (площадок) Предоставление предпринимателям региона различного рода преференций (таможенных, налоговых, административных), льготных кредитов, прав ускоренной амортизации

Разработано автором.

Предлагаемая автором классификация инструментов геоселективной региональной политики позволяет определить эндогенный и экзогенный тип регионального стимулирующего избирательного воздействия государства при разработке механизма реализации избирательного воздействия государства на региональное развитие геостратегических территорий.

В рамках разработки теоретико-методологических основ особую актуальность приобретает задача оценки резуль-

На первом этапе проводится анализ динамики межрегиональных различий в рассматриваемый период; на втором -оценивается динамика развития геостратегических регионов страны; на третьем этапе осуществляется сравнение полученных значений с критериальными и делается вывод о результативности селективной политики.

Резюмируя, отметим: - установлено, что на современном этапе в Российской Федерации реализуется новый вид селективной региональной политики, что обусловливает необходимость развития теории государственного

тативности геоселективной региональной политики, так как её решение позволит проводить мониторинг реализации и прогнозировать ожидаемые последствия избирательного воздействия государства на социально-экономическое развитие геостратегических территорий.

В этой связи автором разработан методический подход к оценке результативности геоселективной региональной политики государства, который включает три этапа [10] (таблица 3).

регулирования территориального развития путём разработки научно-методологических положений избирательного воздействия государства, объектом которого выступают геостратегические территории;

- разработаны научно-

методологические положения селективной региональной политики социально-экономического развития геостратегических территорий и прикладного обеспечения оценки её результативности, а именно: обосновано определение «геоселективная региональная политика», расширена классификация видов селектив-

Таблица 3 - Этапы оценки результативности геоселективной региональной политики государства

Критерии оценки Результативность селективной региональной политики

Динамика межрегиональных различий Средний темп роста ВРП геостратегических регионов

(I этап) (II этап) (III этап)

Дивергенция < среднероссийского значения темпа роста ВРП Низкая результативность

Дивергенция > среднероссийского значения темпа роста ВРП Средняя результативность

Конвергенция < среднероссийского значения темпа роста ВРП Средняя результативность

Конвергенция > среднероссийского значения темпа роста ВРП Высокая результативность

ной региональной политики, предложена классификация инструментов геоселективной региональной политики, разработан методический подход к оценке её результативности.

Список использованных источников

1 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // URL:http://static.govemment.ru /media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjA e7irNxc.pdf (дата обращения 05.05.2020).

2 Гранберг, А. Г. Региональное развитие : опыт России и Европейского союза / А. Г. Гранберг. М. : Экономика, 2000. 440 с.

3 Кузнецов, А. В. Региональная политика : зарубежный опыт и российские реалии / А. В. Кузнецов. М. : ИМЭМО РАН, 2015.

4 Лексин, В. Н. Государство и регионы : теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М. : ЛИБРОКОМ, 2014.

5 Минакир, П. А. Российский Дальний Восток : экономические фобии и геополитические амбиции / П. А. Минакир, О.М. Прокапало // ЭКО. 2017. №° 4.

6 Минакир, П. А. Трансформация региональной экономической политики / П. А. Минакир // URL : http://vasilievaa.narod.ru (дата обращения 15.05.2020).

7 Михеева, Н. Н. Инструменты региональной политики : оценка эффективности применения / Н. Н. Михеева, Р. И. Ананьева // Регион : экономика и социология. 2011. № 3.

8 Остроумов, А. И. Региональная политика в современной России : состояние и тенденции развития. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение / А. И. Остроумов, О. Ф. Остроумова // Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62). Ч. 3.

9 Сидоренко, О. В. Формирование селективной региональной политики социально-экономического развития проблемных регионов : дис. ... д-ра экон. наук / О. В. Сидоренко. Иркутск : Байкальский гос. ун-т экономики и права, 2011.

10 Сидоренко, О. В. Оценка результативности геоселективной региональной политики Российской Федерации / О. В. Сидоренко // Вестник ХГУЭП. 2019. №2 2.

11 Sidorenko O. V., Khvan I.S.Selective Regional Policy of the State: The oretical Bases and the World Experience of Realization // Mediterranean Journal of Social Sciences. Т. 6.2015. № 3. С. 41-48.

12 Armstrong, H.,Taylor, J. Regional Economics and Policy. L. Harvester Wheat-sheaf. 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.