Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы профессионального выгорания специалистов'

Теоретико-методологические основы профессионального выгорания специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / выгорание / психология труда / теоретико-методологические основы / обобщение. / professional burnout / burnout / labor psychology / theoretical and methodological foundations / generalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патрушев Сергей Кириллович

В статье представлен комплексный анализ существующих теоретико-методологических основ феномена профессионального выгорания специалистов. Основная мысль статьи заключается в том, что профессиональное выгорание является серьезной проблемой современного общества, требующей внимания, как со стороны специалистов, так и со стороны работодателей и государственных структур. Представлены ключевые подходы к пониманию данного феномена, определены существующие в современной науке основы к трактовке структуры, симптоматики и этапности профессионального выгорания специалистов. В статье представлен обобщенный опыт современных исследований в определении основ профессионального выгорания специалистов. Данная статья представляет ценный вклад в изучение проблемы профессионального выгорания специалистов и может быть полезна для психологов, социологов, управленцев и всех, кто заинтересован в повышении качества трудовой деятельности и благополучия работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Патрушев Сергей Кириллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL BURNOUT OF SPECIALISTS

The article presents a comprehensive analysis of the existing theoretical and methodological foundations of the phenomenon of professional burnout of specialists. The main idea of the article is that professional burnout is a serious problem of modern society, which requires attention from both specialists and employers, and government agencies. The key approaches to understanding this phenomenon are presented, the foundations existing in modern science for the interpretation of the structure, symptoms and stages of professional burnout of specialists are determined. The article presents a generalized experience of modern research in determining the basics of professional burnout of specialists. This article is a valuable contribution to the study of the problem of professional burnout of specialists and can be useful for psychologists, sociologists, managers and anyone interested in improving the quality of work and the well-being of employees.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы профессионального выгорания специалистов»

Теоретико-методологические основы профессионального выгорания специалистов

Патрушев Сергей Кириллович,

аспирант, Московский финансово-промышленный

университет «Синергия»

E-mail: patrushevsergey@yandex. ru

В статье представлен комплексный анализ существующих теоретико-методологических основ феномена профессионального выгорания специалистов. Основная мысль статьи заключается в том, что профессиональное выгорание является серьезной проблемой современного общества, требующей внимания, как со стороны специалистов, так и со стороны работодателей и государственных структур. Представлены ключевые подходы к пониманию данного феномена, определены существующие в современной науке основы к трактовке структуры, симптоматики и этапности профессионального выгорания специалистов. В статье представлен обобщенный опыт современных исследований в определении основ профессионального выгорания специалистов. Данная статья представляет ценный вклад в изучение проблемы профессионального выгорания специалистов и может быть полезна для психологов, социологов, управленцев и всех, кто заинтересован в повышении качества трудовой деятельности и благополучия работников.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, выгорание, психология труда, теоретико-методологические основы, обобщение.

о с

U

см о см

Профессиональная занятость личности и благополучие в процессе выполнения профессиональных обязанностей является одним из ключевых параметров оптимального развития человека в современном обществе. Согласно статистическим исследованиям, в России взрослые люди начинают заниматься постоянной профессиональной деятельностью в возрасте 21-25 лет и заканчивают выполнение своих обязанностей примерно в 60-65 лет [5]. Другими словами, большую часть своей сознательной жизни человек проводит, выполняя те или иные профессиональные обязанности, поэтому создание условий по недопущению срыва профессионализма у взрослой личности -одна из основ благополучия и общества, и государственной системы в целом.

Специфика профессионального труда в XXI в. такова, что происходит постоянное увеличение ее интенсивности. Одним из последствий пандемии в 2020-2022 гг. стал массовый перевод сотрудников на дистанционный формат работы, и с тех пор довольно многие организации практикуют комбинированный режим работы, подразумевающий сочетание как очного присутствия сотрудника на рабочем месте, так и выполнение трудовых задач из дома. Безусловно, это позволяет достигнуть повышения профессиональных достижений, однако согласно исследованиям И.О. Елькиной, дистанционный формат работы зачастую нарушает привычный рабочий день, увеличивая объемы того количества времени, которые личность проводит за выполнением поставленных задач, а в процессе рабочего дня работник нередко пренебрегает собственным свободным временем для того, чтобы справиться с повышенной нагрузкой [7]. Все это заведомо предрасполагает человека к раннему профессиональному выгоранию и неминуемо ведет к дисквалификации сотрудника на работе.

Явление профессионального выгорания раскрыто во многих теоретических исследованиях. Одним из первых, кто упомянул о данном явлении, анализируя продолжительность профессиональной жизни человека, был Х. Дж. Фрейденберг, исследовавший ухудшение психологического и психофизиологического состояния работников, вовлеченных в чрезмерно интенсивный рабочий процесс в 70-х гг. ХХ в. [10]. Вслед за данным автором теорию профессионального выгорания специалистов продолжили Т. Кокс, А. Гриффитс, К Маслач в зарубежной психологии, и В.В. Бойко, В.Е. Орел, В.П. Зинченко и др. в отечественной психологии.

Если опираться на современное представление профессионального выгорания, можно опре-

делить, что многие авторы понимают ее в качестве «антисистемы», которая способствует внесению изменений и низведению эффективности профессиональной деятельности, а также затрагивает разнообразные личностные структуры человека. В частности, подобную точку зрения в своем исследовании высказывает А.А. Мисбахов [4]. Существуют мнения, причисляющие явление профессионального выгорания к прочим автономным процессам человеческой деятельности: оно понимается и как психической свойство, и как некий психический процесс, который негативно влияет на личность во время выполнения ее профессиональных обязанностей [1].

Тем не менее, на наш взгляд, феномен профессионального выгорания вряд ли может быть понят в качестве некой антисистемы, поскольку профессиональное выгорание отличается по своему содержанию от системы профессиональной деятельности, и понимание профессионального выгорания в качестве антипода профессиональной деятельности не совсем верно. С другой стороны, мы признаем необходимость трактовки профессионального выгорания в качестве процессуальной характеристики: это явление имеет свои симптомы и признаки, свои стадии и этапы развития, что подразумевает наличие определенной динамики течения.

Подтверждению этого предположения способствует также и то, что в 2022 г. в структуру обновленного варианта Международного классификатора болезней МКБ-11 также было предложено внести эмоциональное (профессиональное) выгорание в качестве заболевания. Авторы нововведений подкрепляли свою позицию тем, что профессиональное выгорание следует понимать в качестве заболевания, которое формируется в результате постоянного или хронического стресса, воздействующего на личность во время выполнения профессиональных обязанностей [6]. Если понимать профессиональное выгорание в качестве заболевания, это требует определения соответствующих теоретико-методологических основ для организации исследования степени выраженности явления на выборке специалистов.

По итогам изученных теоретических публикаций было определено, что большинство авторов, все-таки, сходятся во мнении, что профессиональное выгорание следует считать именно психологическим синдромом, своеобразной ответной реакцией на то давление и те вызовы, с которыми приходится сталкиваться специалисту на работе. В частности, М.П. Лейтер отмечает, что явления эмоционального истощения, циничное восприятие собственных обязанностей, определенное абстрагирование от ситуации на работе, а также и всеобщая неудовлетворенность собственной самореализацией на рабочем месте служат своего рода способом психологической защиты в случае, если стресс и сопутствующие ему конфликты на рабочем месте превышают ту максимальную дозу, к которой человек мог бы безопасно адаптироваться [10]. По сути, профессиональное выгорание понимается данным автором в качестве процесса постоянного упадка сил, чувства изоляции и разочарования в собственных силах как профессионала.

Изученные нами авторы также сходятся во мнениях в отношении условий, когда профессиональное выгорание возникает. В частности, Е.И. Яро-шенко отмечает, что первые симптомы профессионального выгорания характерны в том случае, когда возможности специалиста перестают соответствовать тем изменениям, которые происходят вокруг него и непосредственно затрагивают сферу профессиональной деятельности [8].

Основное внимание здесь уделяется, в первую очередь, именно происходящим изменениям и повышению требований в отношении специалиста, его знаний, обязанностей и квалификации. В условиях, когда сотруднику необходимо постоянно развивать собственные профессиональные знания и навыки, справляться с большим количеством поставленных трудовых задач и одновременно с этим контактировать с людьми по работе, не имея достаточного времени для восстановления потраченных ресурсов, риски раннего профессионального выгорания только повышаются.

Схематично взаимодействие условий, способствующих профессиональному выгоранию, и следствий этого можно представить в виде следующего рисунка (см. рис. 1).

• Постоянное повышение требований

• Несоответствие количества задач и

возможностям специалиста

• Нервно-психическое истощение

• Возникновение сопутствующих признаков хронической усталости

• Истощение •Чувство

отстраненности

• Редукция проф. обязанностей

• Неудовлетворенность

сз о со "О

1=1 А

—I

о

Рис. 1. Последовательность этапов возникновения профессионального выгорания у специалиста (составлено

автором по данным Е.И. Ярошенко)

Из представленного выше рисунка видно, что для начального этапа возникновения профессионального выгорания у специалиста характерно

наличие постоянно растущей нагрузки, требований к специалисту, крайний динамизм профессионального труда. По мере того, как эти требования

сз т; о т О от

З

и о со

копятся и возрастают, специалист рано или поздно выпадает из столь интенсивного процесса профессиональной деятельности, его возможности справиться с работой перестают соответствовать новым требованиям и новым задачам.

На этапе формирования профессионального выгорания происходит возникновение нервно-психического истощения, которое характеризуется выраженным астеническим синдромом, недостатком психологических и физических сил, повышенной соматизацией стресса. Если у специалиста нет возможности для того, чтобы взять отпуск и посвятить время для того, чтобы качественно восстановиться, его истощение начинает приобретать хронический характер.

На этапе проявления профессиональное выгорание у специалиста уже присутствует и влияет на качество выполняемых профессиональных обязанностей, на содержание межличностных связей на рабочем месте, на самоотношение специалиста. Здесь формируется уже классический сим-птомокомплекс, который был впервые описан еще Х. Дж. Фрейденбергом. Ему соответствуют такие состояния как истощение, преобладающее чувство отстраненности, редукция профессиональных обязанностей, чувство неудовлетворенности результатами своего труда, либо неспособность их видеть и ценить их.

Следует отметить, что феноменология профессионального выгорания имеет два уровня. Об этом пишет в своем исследовании Г.Х. Алламдарло: в частности, этот автор указывает на то, что основная природа профессионального выгорания выражается не столько в том, что против специалиста выдвигаются постоянно растущие требования и новое количество задач, сколько в том, что в процессе формирования профессионального выгорания у специалиста возникает своего рода внутриличностный конфликт между тем,

•Снижение профессиональ-ных достижений •Некачественное исполнение обязанностей

о с

и

см о см

какие ценности продвигает организация, и какие ценности имеются у профессионала [9]. В результате этого конфликта специалист приходит к выводу, что он выпадает из ценностно-смысловой сферы собственной профессиональной деятельности, что усугубляет профессиональное выгорание в том числе также и за счет усиленной демо-тивации сотрудника.

Довольно много зарубежных исследователей отмечают, что подверженность сотрудников явлениям профессионального выгорания вредит не только самим сотрудникам, но и организации в целом. Как правило, такие рабочие места демонстрируют повышенную текучесть кадров, неблагоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе, неэффективные и агрессивные взаимоотношения сотрудников с клиентами [10]. Страдает также и здоровое своих сотрудников: лица с выраженным профессиональным выгоранием наделены дисфункциями нервно-психической системы (подвержены апатии, астении, депрессии), демонстрируют подверженность заболеваниям сердечнососудистой, а также эндокринной системы.

Все представленное выше определяет необходимость управления профессиональным выгоранием специалистов на рабочем месте. Для того, чтобы обеспечить изучение и своевременную коррекцию признаков профессионального выгорания у специалистов, требуется раскрыть методологические основы данного феномена. На основании изученной теоретической литературы мы выделили несколько аспектов, характеризующих явление профессионального выгорания. Каждый из аспектов может быть представлен в виде подструктуры со своими признаками и симптомами внутрилич-ностного конфликта сотрудника. Представим методологические основы изучения профессионального выгорания у специалистов в виде схемы (см. рис. 2).

Неблагоприятная социально-психологическая атмосфера в коллективе Частые конфликты, склоки на всех уровнях общения

• Нервно-психическое

истощение •Астения, депрессия,

импульсивность •Хроническая усталость

Соматизация стресса Заболевания внутренних органов Частые простуды

Рис. 2. Схема профессионального выгорания специалистов (составлено автором)

Из представленного выше рисунка видно, что структура профессионального выгорания представлена следующими компонентами: организационным уровнем, социальным уровнем, уровнем психики и телесности. Каждому компоненту соответствуют свои признаки, указывающие на наличие риска профессионального выгорания среди специалистов.

Так, для уровня организации характерно снижение профессиональных качеств сотрудников, их достижений, снижение качества выполняемых профессиональных обязанностей. Сотрудник, либо коллектив в целом перестают активно продвигаться в плане карьерного роста, реже происходят прорывы и достижения, профессионалы не заинтересованы в том, чтобы изучать что-то новое и осваивать новые навыки.

На уровне социума характерными признаками является неблагоприятная социально-психологическая атмосфера внутри коллектива, отсутствие коллектива, как такового, деление коллектива на враждующие между собой неформальные фракции. Характерно также и повышение конфликтности сотрудников, причем эта конфликтность проявляется на всех уровнях взаимодействия: сотрудники грубят клиентам, возникают частые конфликты с коллегами, а также и с руководством. Сотрудник перестает испытывать чувство безопасности в коллективе, напрягается, когда необходимо переговорить с кем-либо из коллег по рабочим вопросам.

Уровни психики и телесности затрагивают отдельного специалиста. На психическом уровне проявляются признаки нервно-психического истощения, проявляются астенические, депрессивные симптомы, сотрудники могут быть чрезмерно импульсивными и гневливыми. Для личности с высоким уровнем профессионального выгорания характерно наличие постоянного чувства хронической усталости, которая не проходит и во время отпуска, и после выхода с календарных праздников.

На уровне телесности характерно наличие явлений соматизации стресса (частые мигрени, блуждающие боли по всему телу, боли в желудочно-кишечном тракте), изменения внутренних органов (в особенности, в сердечнососудистой системе, нервной системе), а также подверженность частым простудным заболеваниям.

Благодаря разработанной модели профессионального выгорания специалистов возможно подобрать соответствующие методики для изучения состояния данного явления в рамках той ли иной организации. При этом, исследовательская деятельность будет затрагивать и отдельную личность, и коллектив сотрудников, и общий анализ результативности функционирования организации в целом.

Таким образом, было определено, что под профессиональным выгоранием специалистов мы предлагаем понимать в качестве психологическо-

го синдрома, для которого характерно наличие чувства отстраненности от выполняемых обязанностей, чувство хронической усталости, депрессии и апатии, а также сопутствующих физических признаков, указывающих на неудовлетворенность личностью своими обязанностями и результативностью труда. Профессиональное выгорание проявляется на нескольких уровнях: организационном, социальном, психологическом, а также телесном. На каждом уровне характерно присутствие своих признаков, которые могут указывать на наличие профессионального выгорания сотрудника.

Литература

1. Зябрева В.С. Психологическая безопасность профессиональной деятельности: эмоциональное выгорание / В.С. Зябрева, В.А. Глухо-ва // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3. С. 117-122.

2. Иващенко О.Г. Эмоциональное выгорание специалистов в креативных индустриях: признаки, причины, этапы и пути преодоления // Колледж культуры и искусства как центр креативных индустрий в малом городе: материалы семинара-форума (Минусинск, 10 ноября 2022 г.). Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова, 2023. С. 1419.

3. Мальцева Т.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. № 1(76). С. 74-79.

4. Мисбахов А.А. Психологические причины развития эмоционального выгорания в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 293-297.

5. Неретина Т.Г. Профилактика профессионального выгорания педагогов. Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета, 2023 (Магнитогорск, Челябинская область). 91 с.

6. Панасенко Н. Выгорание на работе официально признано болезнью // Российская газета.

2019. № 5. С. 56-59.

7. Профилактика синдрома эмоционального выгорания и личностных деформаций в профессиональной деятельности медицинских специалистов: монография / И.О. Елькина, С.И. Бло-хина, Т.Я. Ткаченко. Екатеринбург: ДжиЛайм,

2020. 99 с.

8. Ярошенко Е.И. Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. № 1. С. 83-88.

9. Hemati Allamdarloo, G. Job Burnout in Public and Special School Teachers / G. Hemati Allamdarloo,

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

S. Moradi // Clinical Psychology and Special Education. 2021. No 2. pp. 63-75. 10. Leiter M.P. Burnout as a developmental process: consideration of models, in Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research (eds W. Schaufeli, C. Maslach and T. Marek), Taylor & Francis, Washington, DC, 1993. pp. 237250.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF PROFESSIONAL BURNOUT OF SPECIALISTS

Patrushev S.K.

Moscow Financial and Industrial University "Synergy"

The article presents a comprehensive analysis of the existing theoretical and methodological foundations of the phenomenon of professional burnout of specialists. The main idea of the article is that professional burnout is a serious problem of modern society, which requires attention from both specialists and employers, and government agencies. The key approaches to understanding this phenomenon are presented, the foundations existing in modern science for the interpretation of the structure, symptoms and stages of professional burnout of specialists are determined. The article presents a generalized experience of modern research in determining the basics of professional burnout of specialists. This article is a valuable contribution to the study of the problem of professional burnout of specialists and can be useful for psychologists, sociologists, managers and anyone interested in improving the quality of work and the well-being of employees.

Keywords: professional burnout, burnout, labor psychology, theoretical and methodological foundations, generalization.

References

1. Zyabreva V.S. Psychological safety of professional activity: emotional burnout / V.S. Zyabreva, V.A. Glukhova // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3. pp. 117-122.

2. Ivashchenko O.G. Emotional burnout of specialists in creative industries: signs, causes, stages and ways to overcome // College of Culture and Art as a center for creative industries in a small town: materials of a seminar-forum (Minusinsk, November 10, 2022). Abakan: Publishing house of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Khakass State. University named after N.F. Katanova, 2023. P. 14-19.

3. Maltseva T.V. The relationship between the mechanisms of psychological protection and the syndrome of emotional burnout among police officers // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2019. No. 1(76). pp. 74-79.

4. Misbakhov A.A. Psychological reasons for the development of emotional burnout in professional activity // Problems of modern pedagogical education. 2020. No. 68-4. pp. 293-297.

5. Neretina T.G. Prevention of professional burnout of teachers. Magnitogorsk: Publishing house of Magnitogorsk State Technical University, 2023 (Magnitogorsk, Chelyabinsk region). 91 p.

6. Panasenko N. Burnout at work is officially recognized as a disease // Russian newspaper. 2019. No. 5. pp. 56-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Prevention of emotional burnout syndrome and personal deformations in the professional activities of medical specialists: monograph / I.O. Elkina, S.I. Blokhina, T. Ya. Tkachenko. Ekaterinburg: GLime, 2020. 99 p.

8. Yaroshenko E.I. Features of the psychological attitude of the individual to objects and subjects of labor as a predictor of emotional burnout (social-cognitive approach) // News of Saratov University. New episode. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2019. No. 1. pp. 83-88.

9. Hemati Allamdarloo, G. Job Burnout in Public and Special School Teachers / G. Hemati Allamdarloo, S. Moradi // Clinical Psychology and Special Education. 2021. No. 2. pp. 63-75.

10. Leiter M.P. Burnout as a developmental process: consideration of models, in Professional Burnout: Recent Developments in Theory and Research (eds W. Schaufeli, C. Maslach and T. Marek), Taylor & Francis, Washington, DC, 1993. pp. 237250.

o d

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.