Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы применения мировоззренческого знания в правоохранительной деятельности'

Теоретико-методологические основы применения мировоззренческого знания в правоохранительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНДАМЕНТАЛИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКСТРЕМИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ДЕВИАНТНЫЕ ФОРМЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / IDEOLOGICAL TRAINING / FUNDAMENTALIST IDEOLOGY / EXTREMIST IDEOLOGY / SOCIAL AND IDEOLOGICAL ANALYSIS / DEVIANT IDEOLOGY / IDEOLOGICAL FUNCTION OF WORLD VIEW TRAINING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Имаков Таймаз Зайнутдинович, Яблонский Иван Владимирович

В статье анализируется применение мировоззренческого знания в профессиональной деятельности полицейских. Особое внимание уделяется определению степени общественной опасности девиантных идеологий и уровню усвоения их содержания индивидуальным сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Имаков Таймаз Зайнутдинович, Яблонский Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodological bases of application of worldview knowledge in law-enforcement activity

This article analyzes the content of the application of philosophical knowledge in professional work of police officers. Particular attention is paid to the definition of the degree of public danger of deviant ideologies, as well as level of learning their content by individual consciousness.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы применения мировоззренческого знания в правоохранительной деятельности»

Имаков Таймаз Зайнутдинович

кандидат юридических наук

Яблонский Иван Владимирович

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583414)

Теоретико-методологические основы применения мировоззренческого знания в правоохранительной деятельности

В статье анализируется применение мировоззренческого знания в профессиональной деятельности полицейских. Особое внимание уделяется определению степени общественной опасности девиантных идеологий и уровню усвоения их содержания индивидуальным сознанием.

Ключевые слова: мировоззренческая подготовка, фундаменталистское мировоззрение, экстремистское мировоззрение, социально-идеологический анализ, девиантные формы мировоззрения, функции мировоззренческой подготовки.

T.Z. Imakov, Master of Law;

I.V. Yablonsky, Master of History, Assistant Professor of the Chair of Theory and History of Law and State of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583414.

Theoretical-methodological bases of application of worldview knowledge in law-enforcement activity

This article analyzes the content of the application of philosophical knowledge in professional work of police officers. Particular attention is paid to the definition of the degree of public danger of deviant ideologies, as well as level of learning their content by individual consciousness.

Key words: ideological training, fundamentalist ideology, extremist ideology, social and ideological analysis, deviant ideology, ideological function of world view training.

В процессе противодействия преступности мировоззренческое знание способно выполнять целый ряд функций. Важнейшими из них следует признать:

образовательную функцию, способствующую формированию у сотрудника целостной духовной культуры;

моральную функцию, позволяющую сотруднику посредством определенного понимания сущности мира и человека осознать социальную и этическую востребованность своей профессии;

психологическую функцию, дающую сотруднику посредством определения смысла жизни устойчивость сознания при решении служебных задач;

коммуникационную функцию, делающую сотрудника способным взаимодействовать с представителями различных социальных слоев и мировоззрений;

методологическую функцию, предлагающую сотруднику методологические приемы и мето-

ды исследования идеологий криминальной и экстремистской направленности;

социально-коррекционную функцию, позволяющую посредством определенной системы аргументов сменить поведение индивида с антиобщественной модели на правовую модель;

следственную функцию, заключающуюся в предоставлении знаний, способных раскрыть преступления, которые имеют мировоззренческие мотивы;

профилактическую функцию, связанную с проведением разъяснительной работы среди различных групп граждан, направленную на ликвидацию мировоззренческих предпосылок проявления ксенофобии, экстремизма и терроризма.

Наличие значительного числа важных функций, выполняемых мировоззренческим знанием по отношению к правоохранительной деятельности, позволяет признать ее значимым элементом профессиональной подготовки сотрудников полиции.

Наверное, не будет большим преувеличением утверждать, что для профессиональной

27

подготовки сотрудника полиции методологическая функция мировоззренческого знания имеет наибольшее значение. Во многом это обусловлено тем, что мировоззренческий анализ девиантных идеологий и форм поведения лежит в основании коммуникационной, корректирующей, профилактической и следственной работы сотрудников полиции по противодействию распространению идеологий экстремистской направленности или поддерживающих идеи ксенофобии и криминальной субкультуры.

Необходимость осуществления мировоззренческого анализа той или иной девиантной идеологии проводится с целью решения следующих задач:

установления характера ее первичной интуиции по отношению к миру в целом и социальному миру в частности;

определения степени общественной опасности исследуемого мировоззрения;

фиксации степени разработанности мировоззрения;

установления степени освоения индивидом девиантной идеологии;

определения реального и потенциального положения индивида в субкультуре.

Для успешного решения поставленных задач представляется необходимым создание разветвленной системы методов, направленной на исследование девиантных форм мировоззрения. Наиболее перспективными методологическими приемами представляются социально-идеологический и когнитивный анализ фундаменталистских и экстремистских идеологий.

Важнейшей теоретической предпосылкой применения метода социально-идеологического анализа девиантных форм идеологий и субкультур является идеальная модель духовной жизни. Необходимость создания такой модели объясняется тем, что, отклоняясь в своем содержании от нормальных мировоззрений, фундаменталистские и экстремистские мировоззрения имеют примерно ту же структуру. Так, несмотря на всю свою радикальность и в некоторых случаях преступность, они являются хотя и девиантными, но все же формами человеческой духовности. При этом под духовностью следует понимать способность человека подчинять свою психическую энергию и волю решению определенной задачи. Другими словами, духовность есть служение идее, которая далеко не всегда является нравственно оправданной, как, например, «воровская идея» или идея «расовой чистоты нации». Какой бы по содержанию ни была та или иная идеология, она содержит в себе следующие важнейшие

элементы: интуицию, знание, мировоззрение и самосознание. Рассмотрим эти элементы, свойственные как нормальным, так и девиант-ным формам духовности, более подробно.

Первым элементом духовной жизни следует признать интуицию, которая представляет собой тождество субъекта и объекта [1]. Это означает, что любая нормальная или девиантная форма жизни исходит из определенного самоочевидного представления о внешнем мире и человеке.

Вторым элементом духовной жизни следует признать знание, имеющее объект-объектную структуру. Данная структура знания объясняется тем, что она интересуется объектом как таковым и пытается изобразить его таким, каким он является сам по себе, независимо от сознания. В нормальных формах духа знание представлено в виде системы научных, философских и теологических дисциплин. В экстремистских концепциях в силу доминирования в них аффективного начала система знания представлена в менее рельефном виде, нежели в нормальных формах духа, однако она всегда имеет место в них.

Третий элемент духовной жизни - самосознание, которое предполагает обращенность субъекта на самого себя и имеет субъект- (субъект/ объектную) структуру. Другими словами, самосознание - это видение субъектом самого себя в определенной существующей независимо от него социальной роли [1]. Как нормальная, так и девиантная формы духовной жизни в зависимости от усвоения индивидом системы знания и его организационных способностей предлагают различные социальные роли, выстроенные в определенную иерархию. Важнейшими элементами этой иерархии являются: ученик, исполнитель, популяризатор, идеолог и руководитель. В науке роль ученика играет студент, исполнителя - сотрудник научного коллектива или рядовой исследователь, популяризатора - преподаватель вуза, идеолога - основоположник научной школы или направления, руководителя - директор научного института, руководитель научного проекта или научной лаборатории. В религии в качестве ученика выступают: неофиты, семинаристы или студенты медресе; исполнителями являются монастырский послушник, монах, мюрид; роль популяризатора выполняется проповедником; идеолога - теологом; руководителя - настоятелем храма, игуменом, епископом, патриархом, имамом-хатыбом или муфтиями различных регионов. В отличие от многих нормальных форм жизни, в экстремистских организациях социальная иерархия имеет большое значение и в зависимости от задач, стоящих перед

28

ними, принимает специфические черты. Рядовые члены экстремистских организаций могут быть разделены на «тройки», «пятерки» и т.д., идеолог и руководитель могут не иметь непосредственного контакта с подчиненными, которым они известны только по псевдонимам, а переход из одного статуса в другой является весьма проблематичным. Тем не менее, экстремистские организации, как правило, сохраняют деление на статусы, характерные для нормальных форм духа.

Четвертый элемент духовной жизни мировоззрения имеет субъект-объектную структуру и представляет отрефлексированную форму первичной интуиции, выражая отношение индивида к природно-социальному миру. Мировоззрение включает в себя три основных уровня: мироощущение, миропредставление, миропонимание, в каждой форме духа может быть сделан особый акцент на один из них. Например, искусство делает упор на мироощущение, религия на миропредставление, философия и наука на миропонимание. В экстремистском мировоззрении доминирует мироощущение, при этом оно принимает ярко выраженный негативный характер, окрашенный в цвета агрессии и страха. Все три элемента мировоззрения: субъект, объект и мировоззренческая установка - представляют собой детальную проработку основных элементов интуиции. Так, субъект в мировоззрении представлен в виде определенного идеального типа верующего в религии, мыслителя в философии, ученого в науке. В экстремистском мировоззрении, в котором социальное действие занимает особое положение, субъект предстает в виде борца. Объект также в зависимости от характера духовной жизни может принимать вид природно-социального мира в науке, совокупности онтологических категорий в философии, греховного и грядущего преобразованного мира в религии. В экстремистских идеологиях, за редким исключением, мир оценивается как несовершенный, но в отличие от религиозного сознания они предполагают, что его преобразование в совершенное общество является главной обязанностью человека. Непосредственное переживание мира, характерное для интуиции, занимается в мировоззрении отрефлексированной установкой. В религии она принимает форму поклонения, в философии - осмысления, в науке - объяснения, в экстремистских идеологиях мировоззренческую установку можно определить как социальную агрессию. Последняя имеет как отрицательную, так и положительную (в логическом смысле этого слова) стороны. Отрицательная сторона социальной агрессии заключается в наличии врага, определяемого

как абсолютное зло и подлежащего либо уничтожению, либо социальной изоляции, его роль могут играть различные социальные, этнические группы, расы, политические партии и т.д. Положительная сторона социальной агрессии представлена определенной социальной программой, предлагающей проект преобразования мира, который, как правило, имеет утопический характер и несет на себе отпечаток либо архаизма, либо футуризма.

Предлагаемая идеальная модель духовной жизни при ее наложении на ту или иную де-виантную идеологию позволяет установить ее характер и степень разработанности. Характер идеологии определяется путем выявления природы и направленности ее интуиции. Природа или сущность интуиции той или иной девиант-ной идеологии заключается в редукции реальности к какому либо простейшему основанию: натуралистическому, идеальному, спириту-альному и т.д. Фиксация сущности мира, характерной для исследуемой идеологии, важна тем, что она позволяет определить: во-первых, характер неприятия ею социальной реальности; во-вторых, степень этого неприятия; в-третьих, мировоззренческие системы, которые будут подвергаться с ее стороны наибольшей критике.

Например, идеология салафизма в силу своего религиозного характера исходит из спиритуалистического понимания конечного основания мира, соответственно этому наиболее беспощадной критике с ее стороны будет подвергаться материализм и скептицизм, ставящие под сомнение само существование Бога. Кроме того, фанатизм, добавляемый са-лафизмом к религиозному поклонению, приводит к отрицанию всех светских форм жизни. Вместе с тем, спиритуализм салафизма не предполагает спиритуализацию человека и мира в целом, это означает, что индивиду и религиозному сообществу следует утверждаться в реальном социальном пространстве, а не отгораживаться от него. В свою очередь, социальное самоутверждение, основанное на религиозном фанатизме, означает борьбу с миром неверных, которая неизбежно приведет к совершению преступлений на почве религиозной ненависти. Таким образом, исходную интуицию салафизма можно определить как спиритуалистический экспансизм. В целом можно утверждать, что точное определение исходной интуиции позволяет выяснить не только крими-ногенность той или иной девиантной идеологии, но и установить вид преступных деяний, к совершению которых склонны представители тех или иных фундаменталистских и экстремистских мировоззрений.

Задача проекции второго элемента идеальной модели духовной жизни на девиант-

29

ные формы мировоззрения в установлении степени обоснованности и рациональности исследуемой идеологии. Важность решения данной задачи обусловлена тем, что характер и детальность разработки знаний, используемых той или иной девиантной формой мировоззрения, существенным образом связана с постановкой ею социальных задач. Например, большинство молодежных субкультур уделяет внимание знанию определенных направлений поп- и рок-музыки, видам так называемого индустриального искусства, формированию специфической моды и т.д.

Одновременно с этим они демонстрируют отсутствие интереса к социальной реализации, политике, научному познанию и другим формам нормальной общественной и духовной жизни. Отсюда можно сделать вывод об отсутствии интереса большинства молодежных субкультур к изменению сложившегося социального и правового порядка [2]. На фоне этого безразличия молодежные группировки леворадикального (анархисты) и праворадикального (скинхед ы) толка проявляют интерес к псевдонаучным (расовая теория) и утопическим концепциям. Этот интерес не является случайным, он свидетельствует о том, что данным субкультурам нужна развитая система знания для того, чтобы обосновать свои претензии на переустройство общества. Чем детальнее будет система знания того или иного девиантного мировоззрения, чем ближе по своему характеру оно будет к нормам нормальной духовной культуры, тем амбициознее будут его социальные планы. Социальная опасность этих амбиций заключается в том, что они, во-первых, реализуются противоправными методами, а во-вторых, основаны на маргинальном знании. В силу данных причин знание девиантных идеологий никогда не приводило к созданию устойчивого и динамически развивающегося общества [3].

Третий элемент идеальной модели духовной жизни - самосознание, спроецированное на девиантную идеологию, позволяет сделать выводы о степени ее готовности выполнять определенные социальные функции, а если точнее - о способности заменить собой государство. Данные возможности самосознания заключаются в том, что оно представлено иерархией социальных ролей.В зависимости от решимости той или иной маргинальной группы захватить власть ее структура принимает максимально приближенную к государству форму. Наверное, самым ярким примером связи социальной структуры экстремистской группы с ее стремлением к политической власти является процесс демонтажа либерально-демократического государства в Германии после прихода

Гитлера к власти. Скорость перехода Германии от демократии к тоталитаризму впечатляет только в том случае, если забыть, что «третий рейх» начал строиться не в 1933, а в 1919 г. Дело заключается в том, что национал-социалистическая партия к 1933 г. представляла собой теневое государство, включающее в себя следующие элементы: правительство (высшее партийное руководство), административные округа (гау), чиновничество (партийные функционеры различного ранга), суд (партийный суд), парламент (партийные съезды), полицию и армию (СА), спецслужбы (СС, сД), профсоюзное движение (трудовой фронт), молодежные организации (гитлерюгенд, союз немецких девушек) и т.д. По этой причине назначение Гитлера канцлером означало не начало построения тоталитарного государства, а его завершение. Данный пример доказывает, что при определенных условиях девиантные идеологии способны создавать достаточно жизнеспособные социальные структуры, которые, с одной стороны, удовлетворяют социально-политические потребности людей во власти, престиже, повышении самооценки, а с другой -в состоянии завоевать и удерживать государственную власть.

Проекция четвертого элемента духовной жизни - мировоззрения позволяет, с одной стороны, представить целостную картину мировосприятия той или иной девиантной идеологии, которая, несмотря на свою важность, часто выпадает из поля зрения сотрудников правоохранительных органов, а с другой - выявить антропологические и социальные причины ее опасности. Каждое девиантное мировоззрение предлагает конкретный искаженный образ человека и мира. В силу данного обстоятельства представляется необходимым зафиксировать образ человека и модель мира, предлагаемую тем или иным фундаменталистским или экстремистским мировоззрением. Например, идеология анархизма исходит из представления о человеке как о животном индивиде, главной потребностью которого является потребность в свободе, которая опять-таки имеет чисто животную природу. В соответствии с этим окружающая социальная реальность, представляющая собой регламентированный строгими правилами мир, оценивается анархизмом как царство несправедливости и насилия над индивидом. Альтернативой этому миру являются различные модели анархистского общества, свободного от эксплуатации и государственного насилия. Предлагаемая схема проста и включает в себя следующие элементы: редукционистское понимание сущности человека и мира; критику реального мира; образ врага, мешающего установлению справедливого со-

30

циального порядка; утопический проект переустройства общества, стратегию построения нового мира. Проекция данной модели на экстремистскую или фундамендалистскую идеологию позволяет представить ее в целостном виде.

В завершение краткого обзора социально-идеологического анализа девиантных мировоззрений следует подчеркнуть, что его применение представляется наиболее перспективным при исследовании неизвестных ранее фундаменталистских и экстремистских идеологий. Таким образом, данный метод должен служить средством профилактики преступлений экстремистской направленности.

Важность когнитивного анализа в деле противодействия распространению экстремистской идеологии заключается в том, что далеко не все проявления экстремизма имеют устойчивый, сущностный характер. Например, какое-либо антисемитское или ксенофобское высказывание еще не говорит о том, что лицо, его озвучившее, является убежденным сторонником какой-либо экстремистской идеологии. Данная фраза могла быть произнесена под влиянием другого лица или как реакция на какую-либо ситуацию. В связи с этим представляется необходимым установить: является ли то или иное проявление экстремизма проявлением мировоззренческой установки или оно носит ситуативный характер. Выделение понятия «ситуативный экстремизм» связано с определенными закономерностями протекания конфликта. Так, вступая в конфликт, индивид инстинктивно ищет реальной или воображаемой поддержки, и чем глубже конфликт, тем сильнее его стремление заручиться поддержкой как можно большей группы. Поэтому он вспоминает о своей принадлежности к гендерной, социальной, национальной, конфессиональной группе. Соответственно этому его противник также может рассматриваться не как отдельная личность, но как представитель

1. Самойлов С.Ф. Философские установки сознания как форма духовной культуры. Краснодар, 2008.

2. Безюлёва Г.В. Молодежный экстремизм: предупреждение и профилактика: учеб.-ме-тод. пособие. М., 2013.

3. Шнейдер Л. Б. Молодежный экстремизм: сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика. М., 2014.

какой-либо «негативной» по своему характеру общности. Таким образом, конфликт представляется одной или обеими сторонами не как личностный, а как социальный.

Несмотря на внешне экстремистский характер, многие конфликты по сути таковыми не являются. Конечно, апелляция к социальной, национальной, расовой или иной принадлежности противной стороны конфликта не возникает на пустом месте, но она еще не свидетельствует о наличии у индивида сформировавшегося экстремистского мировоззрения. Другое дело, что определенные предпосылки у него имеются и могут быть использованы убежденными экстремистами. По этой причине возникает потребность в проведении социально-психологической коррекции мышления и поведения индивида.

Важнейшей теоретико-методологической предпосылкой такой коррекции служит когнитивный анализ девиантного сознания. В свою очередь, его главной целью служит определение степени погруженности индивида в ту или иную экстремистскую идеологию. Реализация данной цели осуществляется путем решения следующих задач: установление степени и характера агрессивности индивида; определение глубины его знаний той или иной экстремистской или фундаменталистской идеологии; подтверждение или опровержение принадлежности его к той или иной экстремистской группе; выявление однозначности негативного отношения к социальной группе, к представителю которой он испытывает ненависть; демонстрация негативных социальных последствий экстремистских высказываний или действий и фиксация реакции на нее. Последовательное осуществление данных действий может оказать существенную помощь в установлении мотивации экстремистского поведения индивида.

1. Samoilov S.F. Philosophical attitude of consciousness as a form of spiritual culture. Krasnodar, 2008.

1. Bezyuleva G.V. Youth extremism: prevention and prophylaxis: guidance manual. Moscow, 2013.

3. Schneider L.B. Youth extremism: nature, gender specificity, counteraction and prevention. Moscow, 2014.

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.