Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи'

Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1559
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ДОСУГ / БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ / МОЛОДЕЖЬ / FREE TIME / LEISURE / TIME BUDGETS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гриненко Олеся Дмитриевна

время это ключевой организационный элемент деятельности на всех уровнях: индивидуальном, групповом и институциональном. Время каждого человека можно условно разделить на «рабочее время» или «занятое время» и «свободное время». Оба типа являются неотъемлемыми частями нормального функционирования человека в обществе. Фокус научного интереса данной статьи направлен на свободное время молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи»

Теоретико-методологические основы изучения свободного времени молодежи Гриненко О.Д.

Гриненко Олеся Дмитриевна / Grinenko Olesya Dmitrievna - аспирант, кафедра социологии Московский государственный лингвистический университет, Институт международных отношений и социально-политических наук, гМосква

Аннотация: время - это ключевой организационный элемент деятельности на всех уровнях: индивидуальном, групповом и институциональном. Время каждого человека можно условно разделить на «рабочее время» или «занятое время» и «свободное время». Оба типа являются неотъемлемыми частями нормального функционирования человека в обществе. Фокус научного интереса данной статьи направлен на свободное время молодежи.

Abstract: time is key organizational element of any activity at all levels: individual, group and institutional activity. Time of any human being may be divided into «work time» and «free time» or «leisure time». Both types are integral parts of normal human function in the society. This article focuses on youth free time.

Ключевые слова: свободное время, досуг, бюджеты времени, молодежь. Key words: free time, leisure, time budgets, youth.

Время - это средство социальной координации. Оно определяет нормативные рамки межличностного общения и позволяет синхронизировать поведение в разных частях общества. Мы обратимся к свободному времени человека.

До сих пор нет единства во мнениях среди исследователей, что именно понимать под «свободным временем». Очевидно, что свободное время - это социальный феномен, это часть культуры и продукт социальной системы. Свободное время и предпочтения проведения этого времени отражают взгляды и ценности, которые подвержены постоянным изменениям. Общество, которое сейчас на первый план поставило материальное обогащение и благополучие, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодежи. Электронные средства массовой информации наполняют существенную часть свободного времени и выступают как важный инструмент образования духовного мира, культурных ценностей и установок для современной молодежи. В этом смысле, свободное время, а, точнее, его использование является своеобразным показателем культуры. А кросс-культурные различия в проведении свободного времени, возможно, определяют различия в процессах социализации. Это значит, что через описание особенностей проведения свободного времени в различных обществах, можно получить информацию о поведенческих паттернах, что в свою очередь, поможет пониманию различных обществ и культур.

Самыми насущными вопросами в интерпретации понятия «свободное время» является определение подхода к изучению понятия «свободное время», определение видов жизнедеятельности, которые входят в его состав и соотношение понятий «свободное время» и «досуг», воспринимаемых некоторыми учеными как тождественные.

Социологический подход к изучению свободного времени, согласно Б.А. Трегубову, характеризуется выяснением социальной сущности свободного времени, его структуры и основных функций в процессе развития личности [1 с.26]. Социологический аспект включает анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени. Особую роль для социолога играет выяснение основных типов времяпрепровождения и «механизма» социального регулирования свободного времени в ходе формирования личности

Говоря о видах жизнедеятельности, которые должны быть включены в понятие «свободное время», мы сталкиваемся с соотношением понятий свободного времени и других типов времени в общем делении временного фонда человека.

Подобным делением по большей части занимались зарубежные ученые. Так, норвежский ученый Д. Ас предложил в своей работе четыре типа времени, которое он расположил в зависимости от свободы выбора действий в каждом типе [2]:

1. Необходимое время (Necessary Time). Оно относится к времени, затрачиваемому на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда, гигиена и т.д.).

2. Рабочее время (Contracted Time). Относится к оплачиваемому труду или учебной деятельности. Автор относит к этой категории и время передвижения до места работы и время ожидания транспорта.

3. Обязательное время (Committed Time). Включает в себя обязанности, которые человек сам на себя возложил. Т.е. затраты на домашние дела, забота о детях, покупки и пр. Следует отметить, что почти вся деятельность, относящаяся к этой категории, носит характер труда, но он не оплачивается. Подобная деятельность формирует сферу услуг (к примеру, уборка дома выполняется горничной).

4. Свободное время (Free Time). Для определения деятельности в эту категорию, она должна обладать следующими характеристиками: свобода выбора (делать или не делать), эмоциональный аспект (некоторые

авторы противопоставляют свободное время скуке, т.е. оно должно нести в себе немедленное удовлетворение некой эмоциональной потребности). Оно появляется, когда затраты на другие типы времени выполнены. Т.е. в данной классификации понятия свободное время и досуг синонимичны.

В американской социологии представлена следующая классификация типов времени [3]:

1.Рабочее время (work time).

2.Надпрофессиональное время. (Extra-professional). Включает в себя обязанности по дому, уход за детьми и

т.д.

3. Свободное время (Free time). Главным отличием свободного времени от досуга, является вовлеченность в организованную активность, гражданские акции и т.д.

4.Досуг (Leisure). Представляет собой освобождение от других трат времени, в этом типе индивидуальные желания превалируют над коллективными. Время для отдыха, развлечений и развития личности.

Участниками международного исследования свободного времени была принята следующая классификация фонда времени [4]:

1.Рабочее время;

2.Время на передвижения между домом и работой;

3.Время на перерывы на работе;

4. Дополнительная работа (подработка);

5.Время на персональные потребности;

6.Время, посвященное семье, и траты на пара-профессиональные и гражданские обязанности (профсоюзы и пр.);

7. Свободное время;

8.Полусвободное время (semi-leisure).

Что касается отечественных ученых, то Г.А. Пруденский стал первым послевоенным ученым, который предложил новое деление общего фонда времени. Его классификация является самой распространенной как в России, так и за рубежом [5, 302]:

1. Время, связанное с работой на производстве;

2. Время на домашний труд и другие бытовые потребности;

3.Время на удовлетворение естественных физиологических потребностей;

4. Свободное время.

Причем свободное время Г.А. Пруденский определял, как «ту часть внерабочего времени, которая используется трудящимися для повышения своего культурно-технического уровня, для занятий физкультурой и спортом, отдыха, товарищеского общения, общественных дел». Т.е. он отождествляет понятия «свободное время» и «досуг», но включает общественные дела в структуру свободного времени.

Из приведенных классификаций видно, что свободное время всегда выделяется учеными как отдельная категория, определенно не связанная с рабочим временем и удовлетворением физиологических потребностей. Однако мнения ученых разнятся по вопросам трат времени на организованную активность и трат на бытовые потребности. Для некоторых исследователей данные категории входят в состав свободного времени для других нет. Но больше всего противоречий вызывает понятие досуг, которое некоторыми учеными выделяются отдельно, а для некоторых является тождественной категорией со свободным временем.

Б.А. Трегубов предлагает деление свободного времени на досуг и «более возвышенную деятельность». Досуг - это совокупность видов деятельности, связанных, главных образом, с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений). Более возвышенная деятельность - это совокупность занятий, интенсивнее всего влияющих на процесс всестороннего развития личности (самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, учеба, общественная работа и т.д.). Досуг несет в себе, главным образом, функцию восстановления [1, 26]. Т.е. досуг рассматривается им как часть свободного времени.

О.Н. Ежов описывает досуг как «наиболее рафинированную часть свободного времени» [6, 140]. Т.е. ту часть времени, которую человек проводит с наибольшим удовольствием, а значит, в само понятие свободного времени он вкладывает и обязательный, возможно даже, негативный аспект.

Зарубежные социологи в своих работах также дают досугу разные определения, в частности, Дж Нойлингер описывает досуг так: «Досуг это состояние души; это способ существования, существования в мире с собой и с тем, что ты делаешь. Досуг имеет один единственный неотъемлемый критерий - это условие осознанной свободы. Любая деятельность, осуществленная вольно, без давления или принуждения может рассматриваться как досуг. Понятие «проведение досуга» подразумевает под собой вольное участие в некой деятельности, выбранной самим участником этой деятельности» [7].

С. де Грация, изложил идею о том, что досуг не обязательно должен быть рекреационным, т.е. не обязательно состоит только из отдыха, но и должен увеличивать объем осведомленности о мире и его понимания мира через музыку и созерцание [8]. Иными словами, он подразумевает под понятием досуга - условие для развития личности.

Ж. Дюмазедье, один из основателей социологии досуга, рассматривает его как деятельность, помимо той, которая связана с работой, семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и проявить свои творческие возможности, в которую

не включены гражданские обязанности, т.е. Дюмазедье не включает в понятие досуга организованную активность (участие в политических партиях, гражданских акциях и т.д.) [9, 29].

Среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечениями, он выделяет функцию развития личности.

Мы видим, что определения досуга трактуются разными исследователями по-разному, но на основе этих определений можно выделить некоторые сущностные признаки досуга. Во-первых, досуг можно рассматривать как часть свободного времени. Во-вторых, досугу свойственна некая деятельность, направленная на самого индивида, т.е. индивидуальные интересы превыше всех остальных. В-третьих, эта деятельность должна быть выбрана добровольно, т.е. должна присутствовать свобода выбора. В-четвертых, досуг - это деятельность свободная от любых обязательств, включая гражданскую деятельность (нет никаких нормативов и можно в любой момент завершить одну деятельность и заняться другой). И, наконец, досуг должен доставлять удовольствие.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что досуг - это добровольно выбранная деятельность человека, вне обязательств и нужд, связанных с работой, семьей или обществом, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей и приносящая удовольствие.

Из всех предложенных определений свободного времени [10, 11, 12, 13 и др.] и досуга мы сформировали сводную таблицу (см. таблицу 1), в которой выделили основные сущностные характеристики понятий «свободное время» и «досуг».

Таблица 1

Сущностные признаки понятий «досуг» и «свободное время»

Ключевые сущностные признаки понятия «досуг» Ключевые сущностные признаки понятия «свободное время»

Часть свободного времени Часть внерабочего времени

Цель - отдых, развлечение и развитие личности Цель - отдых, развлечение, развитие личности, участие в организованной общественной деятельности, и удовлетворение некоторых бытовых потребностей (для избегания социального или материального давления (пр. забота о детях, ремонт дома))

Деятельность выбирается по своей воле в зависимости от желания индивида Деятельность может быть выбрана по своей воле, но обусловлена коллективными потребностями

Деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей Деятельность может удовлетворять как индивидуальные потребности, так и приносить пользу окружающим

Деятельность должна приносить удовольствие и удовлетворение Деятельность должна приносить удовлетворение, но не обязательно будет доставлять удовольствие

Стоит заметить, что свобода выбора занятий в свободное время всегда будет ограничена некими факторами, будь то возраст, состояние здоровья, материальное положение или положение в обществе, семейное положение. То есть свобода ограничена набором реальных возможностей человека.

Итак, проанализировав оба понятия («досуг» и «свободное время»), можно сделать вывод, что эти два понятия не синонимичны. Понятие «свободное время» является более широким, т.к. оно охватывает больший спектр видов человеческой деятельности и поэтому является более интересным объектом исследования.

Разумеется, говорить о сущности свободного времени безотносительно его содержания было бы неправомерно. Когда мы употребляем понятие содержание свободного времени, то имеем в виду определенным образом упорядоченную совокупность видов деятельности и занятий [1,26]. Для определения содержания свободного времени будет уместно обратиться к различным исследованиям этого понятия, чтобы на их основе сформировать свою концептуальную модель с учетом тех характеристик, которые мы подразумеваем под понятием «свободное время».

В исследовании паттернов свободного времени американской и финской молодежи [14] в содержание свободного времени входили следующие виды деятельности:

1. Спортивная деятельность (Sport Activities) включала в себя 30 разных типов спортивной активности;

2. Дела по дому (Domestic Chores), (уборка дома, уборка снега, покупки, подработка);

3. Хобби (Other Hobbies), (хобби, клубы, творческая активность, социальные развлечения и др.);

4. Домашние задания (Homework);

5. Просмотр ТВ (Watching TV).

Также существовал блок вопросов о вовлеченности в спортивную деятельность, т.к. исследование было специализированно под спортивную активность молодежи.

Р. Петерсон в своей работе выделяет иные содержательные характеристики свободного времени:

1. Пассивный досуг (деятельность как просмотр ТВ);

2. Активная рекреация (кемпинг, боулинг и пр.);

3. Любительское искусство и ремесленное дело (коллекционирование марок, рисование);

4. «Потребление искусства» (arts participation) (в качестве потребителя любой профессиональной деятельности искусства, как музей, концерт, театр и т.д.);

5. Народная жизнь (folk life) (любая деятельность, связанная с этнической коммуной);

6. Неформальная социальная жизнь (вечеринки, общение и т.п.);

7. Организованная социальная деятельность (добровольная гражданская активность, религиозная или политическое участие)[15].

Вышеупомянутый Д. Ас, выделяет восемь категорий свободного времени [2, 138]:

1. Спорт (занятие любым видом спорта, соревнования, тренировки, прогулки, туры, экскурсии и т.п.);

2. Образование и обучение (посещение лекций, курсов, домашние задания, самообразование);

3. Организации (встречи добровольных организаций, клубов, объединений, политических партий; гражданская активность, религиозные организации, церемонии);

4. Развлечения и культура (театры, музеи, опера, концерты, выставки; цирки, мьюзик-холлы, клубы, дискотеки, кино, спортивные события, рестораны);

5. Социальное общение (походы в гости, разговоры с соседями, друзьями, семьей; вечеринки дома или вне дома, телефонные разговоры);

6. Хобби и творческая активность (техническое хобби, фотография, коллекционирование, рисование, скульптура, любительский театр, игра на музыкальном инструменте);

7. Масс Медиа (ТВ, радио, записи, чтение газет, книг, журналов);

8. Релаксация (релаксация, обдумывание чего-либо, ничегонеделание, переписка).

Так как захватить абсолютно все аспекты, входящие в понятие свободного времени на практике очень сложно, то мы выделили самые важные для логики исследования именно молодежи.

1. Время на выполнение домашних дел (бытовые проблемы и хлопоты);

2. Творческая активность;

3. Потребление средств массовой информации;

4. Вовлеченность в спортивную деятельность (исключая просмотр спортивных трансляций и занятия в высшей школе);

5. Организованная деятельность (исключая рабочие/учебные цели, т.е. это не является обязательной работой или учебой);

6. Социальные отношения, общение (визиты к друзьям, соседям, вечеринки);

7. Развлечения, потребление культуры (посещение театров, кинотеатров, концертов и пр.);

Таким образом, под свободным временем молодежи мы понимаем время, вне обязательной учебной деятельности (аудиторные занятия и выполнение домашних заданий), вне обязательной рабочей деятельности и вне затрат на удовлетворение физиологических потребностей. Содержание свободного времени молодежи определяется совокупностью затрат на выполнение домашних дел, досуговую деятельность (спорт, социальное общение, развлечения, творческая активность и потребление СМИ) и общественную организованную деятельность.

Литература

1. Трегубов Б.А. Свободное время как фактор формирования личности студента: диссертация... кандидата философских наук. Ленинград, 1983. С.26

2. Studies of Time-Use: Problems and Prospects. Dagfinn As Norwegian Building Research Institute, Oslo // Acta Sociologica 1978 - Vol.21 - №2 p.133.

3. Development of the Sociology of Leisure Current Sociology March 1968 16: 32-37 [Electronic resource]. -Режим доступа: http://csi.sagepub.eom/content/16/1/32.citation.

4. Evolution of the forms and needs of leisure. [Electronic resource]. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0016/001628/162819eo.pdf

5. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени: Наука. Москва. 1972

6. Ежов О.Н. Онтология социального времени. - Саратов: Добродея. - 2000.

7. John Neulinger. The Psychology of Leisure, 1974.

8. Sebastian de Grazia. Of Time, Work and Leisure. New York: The Twentieth Century Fund 1962.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - p. 29.

10. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л.: Лениздат, 1977. - C.22.

11. J.M. Keynes. Economic Possibilities for Our Grandchildren. [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.econ.yale.edu/smith/econ116a/keynes1.pdf

12. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. - 152 с.

13. Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества М. 1978;Чернов И.В. Бюджет времени и организации труда. Ростов на\Д, 1981 и др.

14. Leisure patterns of American and Finnish Youth, International Review for the Sociology of Sport 1975 10:63.

15. Richard A. Peterson Chapter 8: Measuring Culture, Leisure, and Time Use ANNALS, AAPSS, 453, January 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.