Научная статья на тему 'Социологический анализ свободного времени молодежи'

Социологический анализ свободного времени молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
741
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / FREE TIME / ДОСУГ / LEISURE / БЮДЖЕТЫ ВРЕМЕНИ / TIME BUDGETS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гриненко О.Д.

Время это ключевой организационный элемент деятельности на всех уровнях: индивидуальном, групповом и институциональном. Время каждого человека можно условно разделить на рабочее, или занятое и свободное. Оба типа являются неотъемлемыми частями нормального функционирования человека в обществе. Научный интерес автора данной статьи свободное время молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL APPROACH TO YOUTH LEISURE TIME STUDY

Time is key organizational element of any activity at all levels: individual, group and institutional activity. Time of any human being may be divided into “work time” and “free time” or “leisure time”. Both types are integral parts of normal human function in the society. This article focuses on youth free time.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ свободного времени молодежи»

УДК 304'3 О. Д. Гриненко

аспирант кафедры социологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: olesya.grinenko@gmail.com

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЕЖИ

Время - это ключевой организационный элемент деятельности на всех уровнях: индивидуальном, групповом и институциональном. Время каждого человека можно условно разделить на рабочее, или занятое и свободное. Оба типа являются неотъемлемыми частями нормального функционирования человека в обществе. Научный интерес автора данной статьи - свободное время молодежи.

Ключевые слова: свободное время; досуг; бюджеты времени; молодежь.

Grinenko O. D.

Postgraduate Student, Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: olesya.grinenko@gmail.com

SOCIOLOGICAL APPROACH TO YOUTH LEISURE TIME STUDY

Time is key organizational element of any activity at all levels: individual, group and institutional activity. Time of any human being may be divided into "work time" and "free time" or "leisure time". Both types are integral parts of normal human function in the society. This article focuses on youth free time. Key words: free time; leisure; time budgets; youth.

Время определяет нормативные рамки межличностного общения и позволяет синхронизировать поведение в разных частях общества. До сих пор среди исследователей нет единого мнения, что именно понимать под «свободным временем». Очевидно, что свободное время -это социальный феномен, часть культуры и продукт социальной системы. Свободное время и предпочтения его проведения отражают взгляды и ценности, которые подвержены постоянным изменениям. Общество, поставившее сегодня на первый план материальное обогащение и благополучие, формирует соответствующую культуру и жизненные потребности молодежи. Электронные средства массовой информации наполняют существенную часть свободного времени и выступают важным инструментом образования духовного мира, культурных ценностей и установок для современной молодежи.

В этом смысле, свободное время, точнее, его использование является своеобразным показателем культуры. Кросс-культурные различия в проведении свободного времени, возможно, определяют различия в процессах социализации. Это значит, что через описание особенностей проведения свободного времени в различных обществах, можно получить информацию о поведенческих паттернах, моделях потребления [1], что в свою очередь поможет пониманию различных обществ и культур.

Самыми насущными вопросами в интерпретации понятия «свободное время» является определение подхода к его изучению, выявление видов жизнедеятельности, которые входят в его состав, и соотношение понятий «свободное время» и «досуг», воспринимаемых некоторыми учеными как тождественные.

Социологический подход к изучению свободного времени, согласно Б. А. Трегубову, характеризуется выяснением его социальной сущности, структуры и основных функций в процессе развития личности [6, с. 26]. Социологический аспект включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени. Особую роль для социолога играет выяснение основных типов времяпрепровождения и «механизма» социального регулирования свободного времени в ходе формирования личности.

Говоря о видах жизнедеятельности, которые должны быть включены в понятие «свободное время», мы сталкиваемся с соотношением понятий свободного времени и других типов времени в общем делении временного фонда человека.

Подобным делением по большей части занимались зарубежные ученые. Так, норвежский исследователь Д. Ас предложил в своей работе четыре типа времени, которые он расположил в зависимости от свободы выбора действий в каждом из них [13].

1. Необходимое время (Necessary Time). Оно относится к времени, затрачиваемому на удовлетворение физиологических потребностей (сон, еда, гигиена и т.д.).

2. Рабочее время (Contracted Time). Относится к оплачиваемому труду или учебной деятельности. Автор причисляет к этой категории также время передвижения до места работы и время ожидания транспорта.

3. Обязательное время (Committed Time). Включает в себя обязанности, которые человек сам на себя возложил, т. е. затраты на домашние дела, забота о детях, покупки и пр. Следует отметить, что почти вся деятельность, относящаяся к этой категории, носит характер труда, но он не оплачивается. Подобная деятельность формирует сферу услуг (к примеру, уборка дома выполняется горничной).

4. Свободное время (Free Time). Для определения деятельности в эту категорию, она должна обладать следующими характеристиками: свобода выбора (делать или не делать), эмоциональный аспект (некоторые авторы противопоставляют свободное время скуке, т. е. оно должно нести в себе немедленное удовлетворение некой эмоциональной потребности). Оно появляется, когда затраты на другие типы времени выполнены. Следовательно, в данной классификации понятия свободное время и досуг синонимичны.

В американской социологии представлена следующая классификация типов времени [8].

1. Рабочее время (Work Time).

2. Надпрофессиональное время (Extra-professional Time). Включает в себя обязанности по дому, уход за детьми и т. д.

3. Свободное время (Free Time). Главным отличием свободного времени от досуга является вовлеченность в организованную активность, гражданские акции и т. д.

4. Досуг (Leisure). Представляет собой освобождение от других трат времени. В этом типе индивидуальные желания превалируют над коллективными. Это время для отдыха, развлечений и развития личности.

Участниками международного исследования свободного времени была принята следующая классификация фонда времени [10].

1. Рабочее время.

2. Время на передвижения между домом и работой.

3. Время на перерывы на работе.

4. Дополнительная работа (подработка).

5. Время на персональные потребности.

6. Время, посвященное семье, и траты на пара-профессиональные и гражданские обязанности (профсоюзы и пр.).

7. Свободное время.

8. Полусвободное время (semi-leisure).

Что касается отечественных исследователей, то Г. А. Пруденский стал первым послевоенным ученым, который предложил новое деление общего фонда времени. Его классификация является самой распространенной как в России, так и за рубежом [4, с. 302].

1. Время, связанное с работой на производстве.

2. Время на домашний труд и другие бытовые потребности.

3. Время на удовлетворение естественных физиологических потребностей.

4. Свободное время.

Причем свободное время Г. А. Пруденский определял как «ту часть внерабочего времени, которая используется трудящимися для повышения своего культурно-технического уровня, для занятий физкультурой и спортом, отдыха, товарищеского общения, общественных дел» [там же]. Г. Пруденский отождествляет понятия «свободное время» и «досуг», но включает общественные дела в структуру свободного времени.

Из приведенных классификаций видно, что свободное время всегда выделяется учеными как отдельная категория, определенно не связанная с рабочим временем и удовлетворением физиологических потребностей. Однако мнения исследователей разнятся по вопросам трат времени на организованную активность и трат на бытовые потребности. Для некоторых данные категории входят в состав свободного времени, для других - нет. Но больше всего противоречий вызывает понятие «досуг», которое одними учеными выделяется отдельно, а другими представляется тождественной категорией свободному времени.

Б. А. Трегубов предлагает деление свободного времени на досуг и «более возвышенную деятельность». Досуг - это совокупность видов деятельности, связанных, главным образом, с удовлетворением культурных потребностей восстанавливающего характера (различные виды отдыха и развлечений). Более возвышенная деятельность - совокупность занятий, интенсивнее всего влияющих на процесс всестороннего развития личности (самодеятельное художественное и научно-техническое творчество, учеба, общественная работа и т. д.). Досуг несет в себе, главным образом, функцию восстановления, т. е. это -часть свободного времени [6, с. 26].

О. Н. Ежов описывает досуг как «наиболее рафинированную часть свободного времени» [2, с. 140], т. е. ту его часть, которую человек

проводит с наибольшим удовольствием. Таким образом, в само понятие «свободное время» он вкладывает и обязательный, возможно, негативный аспект.

Зарубежные социологи в своих работах также дают досугу разные определения. В частности, Дж. Нойлингер описывает досуг как «...состояние души ... способ существования, существования в мире с собой и с тем, что ты делаешь. Досуг имеет один-единственный неотъемлемый критерий это условие осознанной свободы. Любая деятельность, осуществленная вольно, без давления или принуждения может рассматриваться как досуг. Понятие "проведение досуга" подразумевает под собой вольное участие в некой деятельности, выбранной самим участником этой деятельности» [12].

Ж. Дюмазедье, один из основателей социологии досуга, рассматривает его как деятельность, помимо той, которая связана с работой, семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и проявить свои творческие возможности, в которую не включены гражданские обязанности. Другими словами, Дюмазедье не включает в понятие «досуг» организованную активность (участие в политических партиях, гражданских акциях и т. д.) [9, с. 29]. Среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечениями, ученый выделяет функцию развития личности.

Мы видим, что понятие «досуг» трактуется разными исследователями по-разному, но на основе этих определений можно выделить некоторые сущностные признаки досуга. Во-первых, досуг можно рассматривать как часть свободного времени. Во-вторых, досугу свойственна некая деятельность, направленная на самого индивида, т. е. индивидуальные интересы превыше всех остальных. В-третьих, эта деятельность должна быть выбрана добровольно, т. е. должна присутствовать свобода выбора. В-четвертых, досуг - это деятельность, свободная от любых обязательств, включая гражданскую деятельность (нет никаких нормативов и можно в любой момент завершить одну деятельность и заняться другой). И, наконец, досуг должен доставлять удовольствие.

Из всех предложенных определений свободного времени [9-12], и досуга мы сформировали сводную таблицу, в которой выделили основные сущностные характеристики понятий «свободное время» и «досуг».

Таблица

Сущностные признаки понятий «досуг» и «свободное время»

Ключевые сущностные признаки понятия «досуг» Ключевые сущностные признаки понятия «свободное время»

Часть свободного времени Часть внерабочего времени

Цель - отдых, развлечение и развитие личности Цель - отдых, развлечение, развитие личности, участие в организованной общественной деятельности, и удовлетворение некоторых бытовых потребностей (для избегания социального или материального давления (например, забота о детях, ремонт дома))

Деятельность выбирается по своей воле в зависимости от желания индивида Деятельность может быть выбрана по своей воле, но обусловлена коллективными потребностями

Деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей Деятельность может удовлетворять как индивидуальные потребности, так и приносить пользу окружающим

Деятельность должна приносить удовольствие и удовлетворение Деятельность должна приносить удовлетворение, но не обязательно доставлять удовольствие

Стоит заметить, что свобода выбора занятий в свободное время всегда ограничена некими факторами, будь то возраст, состояние здоровья, материальное положение или положение в обществе, семейное положение. То есть свобода ограничена набором реальных возможностей человека.

Итак, проанализировав понятия «досуг» и «свободное время», можно сделать вывод, что они не синонимичны. Понятие «свободное время» является более широким, так как охватывает больший спектр видов человеческой деятельности и поэтому является более интересным объектом исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закирова Л. Р., Родионова В. И. Социальные практики потребления в проблемном поле социально-экономических наук // Актуальные проблемы развития российской экономики. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2011. -С. 174-182. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 6 (612). Сер. Экономика).

2. Ежов О. Н. Онтология социального времени. - Саратов : Добродея, 2000. -480 с.

3. Патрушев В. Д. Использование совокупного времени общества (проблемы баланса времени населения). - М. : Мысль, 1978. - 76 с.

4. Пруденский Г. А. Проблемы рабочего и внерабочего времени. - М. : Наука, 1972 - 335 с.

5. Соколов Э. В. Свободное время и культура досуга. - Л. : Лениздат, 1977. -207 с.

6. Трегубое Б. А. Свободное время как фактор формирования личности студента: дис. ... канд. филос. наук. - Ленинград, 1983. - 249 с.

7. Трегубое Б. А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1991. - 152 с.

8. Development of the Sociology of Leisure Current Sociology March 1968. -С. 32-37. - URL: http://csi.sagepub.eom/content/16/1/32.citation

9. Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P. 29.

10. Evolution of the forms and needs of leisure. - URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0016/001628/162819eo.pdf

11. Keynes J. M. Economic Possibilities for Our Grandchildren. - URL: http:// www.econ.yale.edu/smith/econ116a/keynes1.pdf

12. Neulinger J. The Psychology of Leisure. - 1974. - 302 p.

13.. Studies of Time-Use: Problems and Prospects. Dagfinn As Norwegian Building Research Institute, Oslo // Acta Sociologica. - 1978. - Vol. 21. -№ 2. - P. 125-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.