Результаты обследования позволяют построить график, который отражает конфигурацию признаков, измеряемых данной шкалой. Мы приняли данную шкалу как один из дополнительных методов исследования психологической дезадаптации личности в экстремальных условиях.
Нами обследовано 60 военнослужащих участников боевых действий, находящихся на стационарном лечении с различными соматическими жалобами, с различной по структуре и уровню психопатологической симптоматикой. У 54 из 60 обследованных были выявлены повышенные показатели по параметру соматизации: в пределах степени выраженности от 0,5 до 3,5. Примерно в 60% случаев коррелировали высокие показатели по параметру соматизации, с повышением показателей по параметрам депрессии и тревоги. Клинико-психопатологическое исследование данных комбатантов также выявило у них наличие аффективных (депрессивных, субдепрессивных и тревожных) расстройств различной структуры, степени выраженности и нозологической принадлежности.
На фоне специфического лечения этих военнослужащих и по мере клинического улучшения их состояния, повторные оценки по использованной шкале подтверждали снижение показателей параметров как соматизации, так и тревоги, депрессии.
Таким образом, данная шкала представляет определенную ценность для диагностики, дифференциальной диагностики и контроля за динамикой состояний больных. Необходимо отметить, для прицельного исследования соматизированных расстройств данная шкала недостаточно информативна, так как она дает возможность констатировать наличие лишь в структуре синдрома соматизации в той или иной степени, без дополнительных указаний. В этом плане большой интерес представляют другие шкалы, или иные, модифицированные разработки указанной шкалы (сообщения о которых имеются в новейшей зарубежной литературе), позволяющие не только выявить наличие соматизации в клинической картине, но и более прицельно исследовать больных по этому параметру (Schneider W., Beisturer B., 1990).
Байкова Л.А. (Рязань)
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
В гуманистической парадигме здоровье (физическое, психическое и социальное благополучие) всех субъектов педагогического взаимодействия является интегративным показателем результативности функционирования любого образовательного учреждения. Разработка критериев психического, психологического, социального здоровья учащихся и учителей может быть осуществлена в контексте научного направления «психология здоровья» (О.С. Васильева, И.В. Дубровина, О.И. Даниленко, Г.С. Никифоров, Л.В. Куликов, О.В. Хухлаева, Ф.Р. Филатов и др.). Понятие «психологическое здоровье» введено И.В. Дубровиной (1998), но мало разработано понятие «социальное здоровье». Психологическое здоровье рассматривается как динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих внутреннюю гармонию личности, гармонию человека и общества, возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности. Критериями психологического здоровья являются: способность к саморегуляции (внутренней и внешней); наличие позитивного образа «Я» и «Другого»; владение рефлексией; потребность в саморазвитии.
Раздел III. Психология здоровья и безопасности человека
Для более полной характеристики здоровой, сформировавшейся личности необходимо использовать понятие «социальное здоровье». На основании антропоцентрического подхода нами разработана концепция здоровой личности. Ядром психологической структуры здоровой личности является психическое здоровье, являющееся основанием для психологического здоровья, которое, в свою очередь, детерминирует социальное здоровье человека. Взаимосвязь этих уровней здоровья синергетична - состояние одного уровня обусловлено характеристиками другого.
Критерии психического, психологического и социального здоровья педагогов и учащихся как субъектов образовательного процесса, теоретически обоснованы нами в соответствии с культурно-исторической концепцией Л.С. Выготского и концепцией В.А. Петровского о трехуровневой структуре личности (1996), где отмечается нетождественность личности и «одушевленного тела».
Трехмерная структура личности включает интраиндивидную, интериндивидную и метаиндивидную подсистемы. На интраиндивидном уровне личность рассматривается в аспекте ее индивидной индивидуальности, «личностное оказывается погруженным в непосредственное пространство бытия индивида, а он сам выступает перед нами как единственный носитель своей личности». Интраиндивидные свойства: структура характера, особенности темперамента, способности, психические процессы, - все они в гармонии определяются как психическое здоровье.
Интериндивидная личностная подсистема заключается в интерпретации личности в условиях взаимоотношений людей. «Областью определения и существо -вания личности становится пространство межиндивидуальных связей, то есть не сам по себе способный к общению и деятельности индивид, а процессы, в которые включены, по крайней мере два индивида» (В.А. Петровский). Гармония элементов этой подсистемы характеризуется нами понятием «психологическое здоровье».
Метаиндивидная личностная подсистема это, по мнению А.В. Петровского, «личность индивида, которая выносится на этот раз за рамки не только индивидуального субъекта, но и актуальных связей этого субъекта с другими. Осуществляется «вклад» одного индивида в другого как эффект воздействия, изменения поведения и сознания другого, которые значимы для самоопределения другого. Речь идет об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом». «Отражаясь в индивиде, другой человек выступает как деятельностное начало, меняющее взгляд этого индивида на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед ним новые цели...». На этом уровне происходит персонализация, «процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность».
Гармония структуры метаиндивидной личностной подсистемы может быть определена как социальное здоровье. Понятие «персонализация» объясняет психологические механизмы влияния социально здоровой личности педагога на развитие социально здоровой личности ученика в ходе педагогического взаимодействия. Таким образом, социальное здоровье - это гармония взаимоотношений человека с другими людьми, обществом, культурой, что способствует не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, общество и культуру в целом. Социальное здоровье рассматривается нами как оптимальное сочетание гармоний -внутренней, гармонии сознания и самосознания, личностных смыслов, деятельности, общения личности, и гармонии человека с социумом, способствующее позитивному развитию личности и общества. Основанием социального здоровья человека являются его психическое и психологическое здоровье. Возрастные особенности вносят свои нюансы в показатели социального здоровья. Эти особенности обусловлены процессами социализации: адаптацией, интеграцией и индивидуализацией. Гипо-
тетически основными критериями социального здоровья можно назвать: социальнопсихологическая адаптированность; самоактуализация; позитивная Я-концепция; лидерские качества; смысложизненные ориентации, не противоречащие общечеловеческим ценностям; социальная направленность, креативность.
Бородулин В.Н. (Таганрог) МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Здоровье - сущностная экзистенциальная характеристика человека, изучая которую, можно раскрыть смысл большинства гуманитарных проблем. Длительная история развития философской антропологии - от Сократа до Мартина Бубера -оставила несколько традиций трактовки сущности человека, в полной мере претендующих на статус гуманитарных парадигм и выступивших методологическим основанием современной психологии. В широком понимании здоровье конкретного человека можно определить как процесс сохранения его социально-природных функций (био-физиологических, психологических, нравственно-витальных), обеспечивающих высокий уровень социальной активности личности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Социально-философское понимание проблемы здоровья основывается: 1) на его рассмотрении как одной из главных социальных ценностей; 2) на его деятельностной функциональной направленности; 3) целостном понимании; 4) комплексном подходе к изучению и оценке.
Согласно современной гуманистической психологии, здоровье относится к разряду основных витальных ценностей (наряду с жизнью человека, его телесной целостностью и неприкосновенностью). Деятельностный аспект феномена здоровья в психологии функционально связывает его с высшим смыслом жизни - самоактуализацией и самореализацией личности в обществе. В процессе социальной жизнедеятельности личность творчески и гармонично реализовывает все свои способности и силы с гуманистическими и прогрессивными целями. Для достижения этой цели личность должна обладать совокупностью параметров здоровья - физическим, психическим, нравственно-духовным. Соответственно, в задачи гуманитарных наук входит комплексное изучение факторов, влияющих на сохранение и приумножение здоровья личности, что достигается, например, посредством валеологических исследований.
Валеология на данном этапе развития гуманитарных наук является базисным знанием, отражающим в себе мировоззренческие и методологические принципы изучения любого аспекта проблемы здоровья. В мировоззренческом плане валеологическая теория и практика означает поиск путей достижения личностью полноты жизни. В методологическом - она выполняет интегративную функцию, т.е. объединяет медицинские, психологические, социологические, педагогические и пр. знания о сущности здоровья, позволяющие сформировать целостный взгляд на самого человека. История развития частных наук показала, что разрозненные знания, полученные в условиях дисциплинарно независимых исследований, оказываются недостаточными, и только междисциплинарные связи способны преодолеть «концептуальный хаос» наук. Поэтому валеология стремится методологически полно и концептуально точно описать, объяснить, понять различные подходы к достижению и сохранению здоровья личности.
К сожалению, до сих пор информация о здоровье человека дифференцируется на основе эмпирико-аналитических данных о болезни. Медицина полностью ушла в патологию, в результате чего сведений о самом здоровье, его структуре, со-