Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование развития личности'

Теоретическое обоснование развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
645
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ПСИХИКА / ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА / MENTAL PROPERTIES / MENTALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вавилова И.Н.

Нравственно-этический компонент структуры личности несет в себе свойства, присущие целому, а личность это динамичная, саморазвивающаяся система. Этот компонент отражает духовность категории личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL JUSTIFICATION OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

The moral and ethical component of personality structure bears in itself the properties inherent to the whole, and the personality is a dynamic, self-developing system. This component reflects spirituality of the category of personality

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование развития личности»

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

THEORETICAL JUSTIFICATION OF DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

И. Н. Вавилова

Нравственно-этический компонент структуры личности несет в себе свойства, присущие целому, а личность - это динамичная, саморазвивающаяся система. Этот компонент отражает духовность категории личности.

Ключевые слова: личность, развитие, психика, психические свойства.

I. N. Vavilovа

The moral and ethical component of personality structure bears in itself the properties inherent to the whole, and the personality is a dynamic, self-developing system. This component reflects spirituality of the category of personality.

Keywords: personality, development, mentality, mental properties.

аинамическая структура личности была представлена К. К. Платоновым (1986). Считая высшей формой направленности в личности мировоззрение ения, определяющие моральные качества, он рассматривает нравственные нормы в качестве системообразующего фактора морального воспитания и основного критерия оценки уровня моральной воспитанности.

Личность рассматривается в связи с саморегуляцией, раскрытием и действиями психологических механизмов, количеством компонентов в структуре личности в зависимости от теоретических позиций авторов и их методологической ориентации. Личность, развиваясь, принимает определенную форму, которая представляет собой целостную систему социальных свойств [1].

При многообразии подходов к проблеме личности и ее развитии в отечественной психолого-педагогической науке просматривается влияние известных теоретических концепций К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, разработавших культурно-историческую теорию, теорию деятельностного опосредования развития психики, концепцию субъекта деятельности. Личность - человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по своей природе отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Под личностью К. К. Платонов понимал био-психо-социально-иерархическую структуру: направленность, опыт, знания, умения, навыки; индивидуальные особенности различных форм отражения ощущений, восприятий, памяти, мышления; объединенные свойства темперамента.

Согласно Б. Г. Ананьеву (1999), структура личности строится по следующим принципам: субординационному, или иерархическому, когда сложные и общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; и координационному, когда воздействие осуществляется на

паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. Б. Г. Ананьев (1980) представляет структурный ряд личности из пяти иерархических связанных подструктур:

1) психические свойства (черты характера, способности);

2) психические состояния (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, комплексные);

3) психические процессы (специальные формы субъективного отражения, образного и логического познания);

4) психические функции (сенсорные, мнемонические);

5) общая элементарная мотивация поведения (потребности и установки) [2].

А. В. Петровский (1996) выделяет три составляющих структуры личности:

• интраиндивидная подсистема. Личность трактуется как свойство погружения в пространство индивидуальной жизни субъекта и выступает в аспекте ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека. Личность рассматривается как свойство, присущее самому субъекту. Это сама личность;

• интериндивидная подсистема - способ понимания личности, где сферой ее определения и существования становится «пространство межиндивидных связей», не сам по себе индивид, способный к деятельности и общению, а процессы, которые рассматриваются в качестве носителей личности каждого из них. Личностное выступает через групповое, групповое - через личностное. Это социально целое, к которому и принадлежит человек;

• метаиндивидная подсистема, где развертывается личность как системное качество индивида. Личность при этом не только выносится за рамки самого индивидуального субъекта, но и перемещается за пределы его актуальных связей с другими индивидами, за пределы наличной совместимой деятельности с ними.

Здесь как бы вновь происходит погружение в пространство бытия индивида, но на этот раз - в «другого» («других»). Воздействие вольное или невольное на других людей. Инобытие - персонализация индивида возможна в других людях, это продолжение «себя» в других, и тогда личность приобретает вторую жизнь.

А. А. Бодалев (1982) указывает также на аксиологическое образование личности: гуманистическое коммуникативное ядро, которое интегрирует единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при взаимодействии с другими людьми, где отражение, как познание, объединяет процессы восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения другого человека как ценности, реализуемой через самоценность [3].

Нравственно-этический компонент структуры личности несет в себе свойства, присущие целому, а личность -это динамичная, саморазвивающаяся система. Этот компонент отражает духовность категории личности. Неповторимость личности кроется в ее динамике, в индивидуальности и своеобразии ее комбинаций, которые делают человека уникальным. Создается различие между людьми, что делает их непохожими друг на друга. Это фундаментальные попытки научно объяснить главные моменты процесса формирования личности [4].

К концу 1970-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода (идеи А. Н. Леонтьева):

а) симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленность (Л. И. Божович, 1996);

б) структура характера, особенности темперамента, способности (Б. М. Теплов, 1985, В. С. Мерлин, 1990).

в) включенность индивида в пространство межиндивидуальных связей, где возникающие в группе взаимоотношения и взаимодействия могут оцениваться ее участниками;

г) «идеальная представленность» индивида как результат активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-по-требностной сфер других людей (А. В. Петровский, 1993).

Целостный подход к психологическому изучению личности человека разрабатывался в работах Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского и других ученых.

Вопросы интегративного подхода к личности рассматривались многими исследователями. Данный подход использовался в теории интегративных уровней, сложившихся к началу 1940-х гг. Системный, целостный и инте-гративный подходы стали основой для создания современных моделей личности, ее становления и развития.

Представители диалектического материализма считают личность субъектом общественных отношений. Это подтверждают работы философов А. Г. Спирки-на, А. П. Скрипника; этиков Л. М. Архангельского, А. И. Ти-таренко; социолога И. С. Кона; филологов и культурологов Г. Л. Будинайте [5], А. Я. Гуревича. Необходимо отметить в исследовании личности работы К. А. Абульхановой-Слав-ской, Л. И. Анцыферовой, А. В. Брушлинского. Социально-психологический подход А. Маслоу, В. Н. Мясищева, Д. Н. Узнадзе объясняет механизмы социализации личности, раскрывая ее социально-психологическую структуру, позволяет диагностировать данную структуру характеристик личности и влиять на нее.

По мнению Л. С. Выготского, личность есть понятие социальное, историческое, раскрывающее в человеке над-природное. Она возникает в результате культурного развития [6]. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с окружающими людьми (И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн). В своем труде «Человек как предмет познания» Б. Г. Ананьев рассматривал личность как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность влияет на общество, а общество влияет на нее [2].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архангельский Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. 64 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 139 с.

3. Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 5. С. 12-25.

4. Будинайте Г. Л. , Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр. психологии. 1993. № 5. С. 99-105.

5. Выготский Л. С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Т. А. Урунтаева. М.: Академия, 2000. С. 19-35.

6. Бехтерев В. М. Личность и условия ее развития и здоровья // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 146-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.