Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы исследования правовой политики и проблемы деюридизации политики и политизации права'

Теоретико-методологические основы исследования правовой политики и проблемы деюридизации политики и политизации права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LAW / POLICY / LEGAL POLICY / ANTILEGAL POLITICIANS / POLITICISATION OF THE RIGHT / POLICY FUNCTION / POLICY PRIORITIES / RIGHT PRIORITIES / ПРАВО / ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕЮРИДИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ / ПОЛИТИЗАЦИЯ ПРАВА / ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ / ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ / ПРИОРИТЕТЫ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеев Василий Васильевич, Брик Анна Дмитриевна

В статье раскрывается этимологическое и морфологическое понимание категории «правовая политика», в общетеоретическом аспекте исследуются теоретико-методологические основы современной правовой политики, связанной с такими общественно-политическими процессами, как деюридизация российской политики и политизация права. Авторы выявляют системные издержки правовой политики, выражающиеся в нарушении мерного соотношения политики и права, объективно приводящем к дисгармонии во взаимоотношениях политики и права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE STUDY OF LEGAL POLICY AND PROBLEMS OF A DEYURIDIZATION OF POLICY AND POLITICIZATION OF LAW

In offered article authors open etymological and morphological understanding of a category «the legal policy», in general-theoretical aspect investigate teoretiko-methodological bases of the modern legal policy connected with such political processes as the antilegal politicians of the Russian policy and politicisation of the right. As a result of the conducted research the system costs of the right policy expressed in infringement of a measured parity politicians and the rights, objectively leading to disharmony in mutual relations of a policy and the right are revealed.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы исследования правовой политики и проблемы деюридизации политики и политизации права»

УДК 34.340 ББК 67

Макеев Василий Васильевич Makeev Vasily Vasilievich

профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского юридического института МВД России доктор философских наук, кандидат юридических наук, профессор.

Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Philosophy, PhD in Law, Professor. Тел.: 8(928) 139-69-12.

Брик Анна Дмитриевна Brick Anna Dmitrievna

доцент кафедры теории экономики, менеджмента и права Донского государственного аграрного университета кандидат юридических наук, доцент.

Associate Professor, Department of Theory of Economics, Management and Law, Don State Agrarian University, PhD in Law, Associate Professor. Тел.: 8(908) 194-62-35.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ДЕЮРИДИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ

И ПОЛИТИЗАЦИИ ПРАВА

Theoretical and methodological foundations of the study of legal policy and problems of a deyuridization of policy and politicization of law

В статье раскрывается этимологическое и морфологическое понимание категории «правовая политика», в общетеоретическом аспекте исследуются теоретико-методологические основы современной правовой политики, связанной с такими общественно-политическими процессами, как деюридизация российской политики и политизация права. Авторы выявляют системные издержки правовой политики, выражающиеся в нарушении мерного соотношения политики и права, объективно приводящем к дисгармонии во взаимоотношениях политики и права.

Ключевые слова: право, политика, правовая политика, деюридизация политики, политизация права, функции политики, приоритеты политики, приоритеты права.

Существует как минимум три понимания политики. Первоначальный смысл политики заключался в слове «политес» (вежливость) [8, с. 478], под которым понималось умение быть обходительным с другими людьми, этичным и понимаемым ими.

Второе понимание политики складывается в процессе формирования изощренных методов, способов и средств захвата и удержания власти [8, с. 478]. При этом мораль тоже остается одним из средств, используемых политиком в этих целях. Однако ей откровенно,

In offered article authors open etymological and morphological understanding of a category «the legal policy», in general-theoretical aspect investigate teoretiko-methodological bases of the modern legal policy connected with such political processes as the antilegal politicians of the Russian policy and politi-cisation of the right. As a result of the conducted research the system costs of the right policy expressed in infringement of a measured parity politicians and the rights, objectively leading to disharmony in mutual relations of a policy and the right are revealed.

Keywords: law, policy, legal policy, antilegal politicians, politicisation of the right, policy function, policy priorities, right priorities.

например, в рекомендациях «государю», разработанных политологом эпохи Возрождения Н. Макиавелли, отводится второстепенная роль [6, с. 8, 28, 46, 53]. Приоритеты отдаются силе, жестокости и коварству. Иными словами, политика показывает себя независимой от нравственности и общественных интересов. С появлением классовых обществ она становится самоцелью и средством утверждения определенного индивида или группы людей.

Третье понимание политики воспроизводит в себе два первых толкования и представ-

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ,

ляет собой искусство управления государством и важную сторону ведения политических процессов. И если для древнего грека политическая организация общества представлена государством как уникальным явлением, реализующим Красоту, Гармонию, Разум и Справедливость, то, например, Платон был обеспокоен проблемой привлечения к управлению государством честных и умных членов Афинского полиса. Он призывал заставлять таковых заниматься этим важным делом, поскольку они «не хотят прозываться ни наемниками, открыто получая вознаграждение за управление, ни ворами, тайно пользуясь его выгодами» [9, с. 318].

Наши современники обеспокоены этой же проблемой. Отличие заключается только в том, что свободный гражданин Древней Греции был действительно ответственен за результаты своего политического действия, поскольку мог поплатиться жизнью за свое непродуманное решение. Современный же политик открыто и откровенно в первую очередь решает личные и партийно-групповые проблемы под видом важных для общества государственных вопросов.

Расширительное и узкое толкование политики одинаково пагубно для нее как важной сферы деятельности. Их опосредованием должны быть политическая цель, которая решается политическими средствами, и результат, так или иначе воспроизводящий поставленную цель.

Исходя из этого, политику можно определить как специфическую деятельность по осуществлению идеологических проектов специально подготовленными людьми, которые посредством властно-распорядительного использования государственной системы организаций и учреждений (или в противовес им) реализуют национальные или групповые (стратовые) цели и интересы.

В широком культурологическом смысле политика есть комплексный духовно-материальный способ взаимодействия групп и обществ. В узком политологическом смысле - это механизм и способ поддержания общественного равновесия специальными средствами -от дипломатических до военных.

В системе теории и практики права политика являются стратегией деятельности. В этом аспекте следует согласиться с профессором

С. А. Комаровым в том, что «политика - это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, участие в делах государства, направление государства, определение задач, форм, содержания его деятельности...» [3, с. 80].

В любом случае подлинная политика выступает координатором общего, группового и индивидуального интересов. В настоящее время важнейшей формой политики выступает правовая политика.

Общим современным определением правовой политики может служить ее понимание как логически обоснованной деятельности процесса формирования и реализации юридических средств, обеспечивающих конституционные права и свободы граждан, поддержание дисциплины и правопорядка. Аналогичной точки зрения придерживается известный исследователь в области теории права А. В. Малько, рассматривающий ее как научно обоснованную, целенаправленную деятельность государственно-властных структур по формированию высокоэффективного механизма правового регулирования, рациональной реализации имеющегося арсенала правовых средств по созданию надежной охраны и защиты неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, упрочению режима законности и правопорядка, формированию гражданского общества и правового государства [7].

Такое определение практически стало общепризнанным в современной литературе. Его универсальность особенно важна и востребована в настоящее время, когда Россия находится в непреодолимо кризисном политическом, экономическом и правовом состоянии. Отсюда такое повышенное внимание к качественным аспектам отечественной правовой политики.

Разнообразие правовых политик чаще всего определяется сферой осуществления либо содержанием, целями, функциями и иными потребностями общества в целом или его отдельных социальных групп.

Центральной проблемой правовой политики является установление нормативно соразмерного соотношения интересов всех общественных групп с формированием соответствующих средств их практической реализации. Важнейшими среди них являются государст-

венно-политические институты, политические отношения и теоретические политические концепции.

Данные средства реализации политики выступают определяющей предпосылкой ее содержательной эффективности, ведь категория «правовая политика», как утверждает А. В. Малько, начинает формироваться, когда возникает в этом жизненная необходимость [7, с. 3]. Тем самым можно утверждать, что конечной целью всякой, в том числе правовой, политики является гармонизация общих, групповых и индивидуальных интересов.

Данная деятельность многоаспектна, однако главными ее составляющими элементами выступают политика и право. Они тесно и неразрывно связаны и вместе с тем располагают относительной самостоятельностью, поэтому политика, опираясь на право, реализует внутренние и внешние широкомасштабные, стратегические задачи и функции. Право выступает системой норм, составляющих регламент общественных отношений. Функционально политика является стратегией общественно-государственной деятельности, а право - ее стражем и исполнителем. Отсюда изначальная проблема функционального взаимоотношения политики и права состоит в деюридизации политики и политизации права. То и другое выступают, на наш взгляд, функциональной крайностью процесса разрешения внутреннего противоречия политики и права.

Деполитизация - отказ от политических предпочтений в процессе осуществления политически нейтральных функций, в том числе в процессе поддержания конституционного правопорядка. В России деполитизация правоохранительной деятельности - один из самых болезненных вопросов, связанный с официально узаконенными положениями для представителей властных структур (льготами, иммунитетами, специальными разрешениями) и противозаконными традициями (применение административного ресурса, «телефонного права», должностной «харизмы»).

Юридизация - использование возможностей государства и права для установления конституционного правопорядка. В нашей стране юридизация традиционно носит выборочный характер, поэтому отдельные общественные сферы деятельности, должностные

лица и выдающиеся деятели в соответствии со своим официальным статусом и неофициальными, но традиционно сложившимися возможностями могут частично или всецело уклоняться от закона, демонстрируя специфическое явление деюридизации.

Так, деюридизация - общественное состояние, характеризующееся полным или частичным, выборочным или всесторонним, постоянным или временным отсутствием правового контроля. Деюридизированные зоны являются зонами правового нигилизма, потенциальной и актуальной преступности, в первую очередь коррупционной.

Традиционным приоритетом в соотношении политики и права в истории и праве России всегда выступала политика, сакральность которой автоматически выдвигала на первый план личность общественно-политического деятеля. Поэтому культ политической должности определял и определяет культ личности, подчиняя себе в глазах социума различные общественные явления и виды деятельности.

Основной причиной деюридизации российской политики и политизации права явился неоспоримый функциональный приоритет российской политической идеологии, несопоставимо высокий потенциал политических усилий, воли, выдержки для поддержания национальной целостности полиэтнического государства.

Целенаправленная деятельность по юриди-зации политики, предупреждению и пресечению должностных правонарушений, часто открытого и откровенного неуважения закона со стороны должностных лиц проблематична и малоперспективна, потому что она, во-первых, нарушает укорененную в массовом сознании уверенность в мере вседозволенности соответствующей занимаемой должности каждого государственно-правового функционера.

Во-вторых, нарушить данную уверенность и лежащую в ее основе реальную традицию российской сакральной власти - значит сделать попытку преодолеть ее системное качество, то есть разрушить власть.

В-третьих, юридизация политики вызовет непреодолимое сопротивление правящей элиты, не желающей терять свои традиционные привилегии, поколениями, правдой и неправдой завоеванные.

Россия является страной полной и всесто-

ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

ронней зависимости права от политики, поэтому политическая деятельность, ее процесс и результат определяются Конституцией РФ, кодексами и подзаконными актами в строго оговоренных стандартных ситуациях. В других случаях политик действует по своему усмотрению, которое всегда обосновано национальным интересом, защитой здоровья и жизни своих сограждан, общественной безопасностью как таковой, которые, как правило, оказываются всего лишь ловким прикрытием произвола. В результате обостряется проблема качества государственной службы и «элит» [10], поступает информация о нарушении прав и свобод человека и гражданина [1], подчеркивается необходимость становления гражданского общества [5], требуется теоретическое обсуждение практически осуществляющейся справедливости [4] и так далее.

При этом на первый план выходит технологически-процессуальная функция политики, которая призвана контролировать пунктуальность и четкость исполнения государственного управления.

В современных исследованиях [2] убедительно обосновывается значимость политического содержания как необходимой стороны человеческого бытия, объединяющего и консолидирующего различные социальные страты и сообщества. Вместе с тем закономерно положение о том, что политика может иметь и противоположный вектор направленности.

Важнейшими содержательно-функциональными предпосылками непреодолимого приоритета политики над правом выступают, во-первых, особая важность национальных интересов целостности, благодаря реализации которых может существовать, а затем и рассчитывать на индивидуальную защиту своих прав и свобод отдельный индивид. Поскольку политика по определению есть способ утвер-

Литература

1. Бородин В. В., Крусс В. И. Некоторые философско-правовые проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Правоведение. 2002. № 6.

2. Лукашева Е. А. Права человека и правовое социальное государство в России: монография. М., 2014.

3. Лукашева Е. А. Права человека: учебник. М., 2015.

ждения общенациональных интересов, то функционально она превалирует над правом, оставляя за ним обязанность по нормированию внутринациональных интересов.

Во-вторых, политика, внешняя и внутренняя, выступает в качестве масштабной, стратегической деятельности по поддержанию равновесия между нациями как залога территориальной целостности, внешнего и внутреннего порядка. При этом право всегда остается преимущественно тактическим средством регулирования как внутренних, так и внешних отношений.

И, в-третьих, стратегичность, масштабность и функциональная ответственность политической деятельности во все периоды истории требовали признания за политикой особого места в системе общественного разделения труда и согласия на ее приоритетность наряду с другими формами деятельности, в том числе правом.

Существуют еще и исторические предпосылки приоритетности российской национальной политики над отечественным правом. Они возникают вследствие необходимо и случайно сложившихся условий, традиций, отражающих своеобразие менталитета (общественной психологии) и общественно-теоретических построений (идеологии). Однако их появлению должен предшествовать анализ российского исторического опыта деюриди-зации политики и политизации права. Именно он может показать, что системные издержки вращения правовой политики являются непосредственным нарушением мерного соотношения политики и права. Между тем такая дисгармония политики и права в конечном счете является технологической основой неправовой жизни российского общества.

Bibliography

1. Borodin V. V., Kruss V. I. Some philosophical and legal problems of abusing the rights and freedom of the person // Jurisprudence. 2002. № 6.

2. Lukashova E. A. Human right and the legal social state in Russia: monography. Moscow, 2014.

3. Lukashova E. A. Human right: textbook. Moscow, 2015.

4. Дугин А. Г. Философия политики. М., 2004.

5. Философия политики / под ред. В. В. Ильина и др. М., 1994.

6. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб., 2012.

7. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен. М., 2013.

8. Любшиц В. Я. Эволюция государства как политико-правового института: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2005.

9. Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. М., 1992.

10. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

11. Малько А. В. Теория правовой политики. М., 2012.

12. Малько А. В., Соломатин А. Ю. Основы правовой политики. М., 2015

13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.

14. Платон. Сочинение: в 3-х т. М., 1972. Т. 3.

15. Старостин А. М. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. Ростов н/Д, 2003.

4. Dugin A. G. Philosophy of policy. Moscow, 2004.

5. Policy Philosophy / ender the ed. of V. V. Ily-in. Moscow, 1994.

6. Komarov S. A. General's mosquitoes the state and right theory. St. Petersburg, 2012.

7. Zorkin V. D. Law in the conditions of global changes. Moscow, 2013.

8. Lubashic V. Ya. Evolution of the state as political and legal institute: abstract of dis. ... doctor of law. Rostov-on-Don, 2005.

9. Popper K. An open society and its enemies. Moscow, 1992. Vol. 2.

10. MaKiavelli N. Gosudar. Moscow, 1990.

11. Malko A. V. Theory of the legal policy. Moscow, 2012.

12. Malko A. V., Solomatin A. Yu. Bas of a legal policy. Moscow, 2015.

13. Oshegov S. I. Dictionar of Russian. Moscow, 1986.

14. Platon. The composition: in 3 vols. Moscow, 1972. Vol. 3.

15. Starostin A. M. Efficiency of activity of is administrative-political elite: criteria of an estimation and the condition analysis in modern Russia. Rostov-on-Don, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.