увеличение возрастного ценза, введение юридической ответственности за неявку на выборы, введение права некоторых групп осужденных на участие в выборах, изменение порядка набора наблюдателей на выборах. На наш взгляд, разработанные рекомендации могут способствовать развитию новой тенденции в избирательном праве, направленной на повышение уровня политической и правовой культуры граждан РФ.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм.) // Российская газета. 1993. 25 декабря. №237 ,СПС КонсультантПлюс. Обновленная версия.
2. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-Ф (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп.) Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921, СПС Консультант Плюс. Обновленная версия.
3. Богданова О.В. Пути повышения эффективности проведения избирательных кампаний//Вестник Самарского института бизнеса и управления. Вып.8, ч.2.-Самара, НОАНО ВПО СИБиУ, 2013.
4. Богданова О.В. Правовое воспитание как фактор правовой культуры: анализ некоторых форм//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. , Тамбов: Грамота, 2014 III, с.28-31.
5. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. - 2006. - № 6.
6. Габричидзе Б.Н., Елисеев В.Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М., 2001.
7. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 3.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4-х т. / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун - 3-
е изд., обновл. и дораб. - М., 2002.
9. Красинский В.В. Лишение избирательного права в зарубежных странах // http://www.roiip.ru/publication/publication220.html
10.Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5.
11 .Официальный сайт ЦИК РФ// http://www.cikrf.ru/
12.«Гражданин наблюдатель», официальный сайт проекта // http://nabludatel.org/
13.http://www.koshki.samgd.ru/mol/about
14.http://wciom.ru/index.php?id= 1 #
© О.В.Богданова, 2015
УДК 343
Зуева Анна Сергеевна
кандидат экономических наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье анализируется понятие «правоохранительная деятельность» с точки зрения ее признаков. Рассматриваются авторские точки зрения известных правоведов. Делается общий вывод, определяющий основные признаки правоохранительной деятельности.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
Правоохранительная деятельность, признаки, правоохранительные органы
Правоохранительная деятельность как правовой институт требует все большего внимания в рамках совершенствования регулирования категориального аппарата. В современной науке отсутствует единое понимание о таких понятиях как «правоохранительная деятельность», «правоохранительная служба» и «правоохранительные органы». В условиях развития практики, науки и учебной дисциплины в данной сфере все больше российских ученых формируют авторские определения правоохранительным общественным отношениям.
Под правоохранительной деятельностью понимается такая государственная деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными органами при помощи юридических мер принуждения в соответствии с законом, и главной целью которой является охрана прав. Данный вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков, позволяющих считать ее именно правоохранительной и выделять её как самостоятельную из других видов деятельности. [2, с. 111; 3, с. 7; 4, с. 34 ]
Согласно К. Ф. Гуценко одним из фундаментальных признаков является то, что охрана права может осуществляться лишь с помощью применения юридических мер воздействия, к которым принято относить регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания. [8, с. 16] Также меры воздействия, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны строго соответствовать предписаниям закона. Основанием применения конкретной меры воздействия может служить только закон, и только он может четко определять ее содержание. Характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, то есть с соблюдением определенных процедур. Для решения вопроса о мерах воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные процессуальные (процедурные) правила, которые подлежат обязательному исполнению, и нарушение которых, в свою очередь, может привести к негативным последствиям. Наконец, существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что ее реализация в первую очередь возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Деятельность таких органов детально регламентируется законом с целью обеспечения справедливости и оперативности принимаемых решений.
Эти признаки являются основными, которые выделяются большинством авторов. Однако некоторые их них отмечает и другие признаки. Основополагающими признаками правоохранительной деятельности по мнению А.П. Рыжакова являются три признака: правоохранительная направленность деятельности, то есть направленность деятельности на защиту прав и свобод граждан, охрану права и обеспечение общественного правопорядка в целом; осуществление правоохранительной деятельности только уполномоченными на то государственными органами; регулирование осуществления правоохранительной деятельности специальными нормативно-правовыми актами, то есть принятие решений органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, на основе специально созданной для этих целей нормативно-правовой базы. [7, с. 10]
В. П. Божьев считает немаловажным признаком то, что основанием для правоохранительной деятельности является наличие повода, под которым подразумевается или сообщение о правонарушении, или необходимость его предупреждения. Кроме того, правоохранительная деятельность призвана обеспечить защиту и охрану прав и интересов граждан, юридических лиц, государства и выполнение ими своих обязанностей. [5, с. 32]
Н.П. Печников признаками, позволяющими называть деятельность правоохранительной, считает такие характеристики, как то: осуществление деятельности происходит в строгом соответствии закону, регулирующему правоохранительную деятельность, и в установленной этим законом форме; правоохранительная деятельность может осуществляться только должностными лицами, находящимися на службе в правоохранительных органах и прошедшими специальную подготовку, чаще всего юридическую; решения, принятые в ходе правоохранительной деятельности осуществляющими ее органами , являются мерами юридического воздействия и, как следствие, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами, а также могут быть обжалованы гражданами в установленном законом порядке;
осуществление правоохранительной деятельности правоохранительными органами начинается только с возникновением повода - сообщения о происшествии, угрожающем правопорядку. [6, с. 4-5]
Ю. С. Жариков и К. И. Попов наряду с фундаментальными признаками правоохранительной деятельности также выделяют ярко выраженную антикриминальную направленность, так как она связана с предотвращением, выявлением, раскрытием и расследованием преступлений и правонарушений. [1, с. 23]
Таким образом, можно заметить, что вопрос о признаках правоохранительной деятельности не является спорным. Однако некоторые различия в точках зрениях авторов все же существуют. В целом, из всего вышесказанного следует, что признаками правоохранительной деятельности являются, во-первых, осуществление подобной деятельности только уполномоченными на то государством органами, во-вторых, реализация данной деятельности осуществляется на основе и в соответствии со специальным законом, регулирующим правоохранительную деятельность. Остальные же "признаки" правоохранительной деятельности подвергаются сомнению отдельными авторами и потому не могут однозначно считаться ключевыми характеристиками правоохранительной деятельности. Список использованной литературы:
1. Жариков Ю. С., Попов К. И. Правоохранительные органы: учебник для бакалавров. - СПб.: ООО «Издательский дом «Алеф-Пресс», 2012. - 384 с.
2. Завьялов И.А. Общая характеристика причин и условий преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 111-116.
3. Карпиченко Н.П. Ограничение прав граждан (теоретический аспект) // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 5. С. 7-10.
4. Мигачев Ю.И., Суставов В.П., Тихомиров С.В. Государственное управление в области безопасности: особенности, организация, правовые основы: монография / Москва, 2014.
5. Правоохранительные органы России : учебник / под ред. В. П. Божьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 333 с.
6. Правоохранительные органы Российской Федерации : учеб. пособие / Н.П. Печников. - 5-е изд., перераб. и доп. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 140 с.
7. Правоохранительные органы: учебник для вузов / А.П. Рыжаков.— М.: ИНФРА-М, 2004.
8. Правоохранительные органы: учебник/ К. Ф. Гуценко. - 5-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 368 с.
© А С. Зуева, 2015
УДК 342
Иванова Анна Олеговна
студентка ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», Ростов-на-Дону
Брунер Татьяна Юрьевна студентка ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», Ростов-на-Дону
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Аннотация
В статье рассматриваются исторические этапы развития государственно-частного партнерства в правовой системе России, выявляются особенности эволюционного формирования и перспективы современного развития.