Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты управления инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции'

Теоретико-методологические аспекты управления инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ / MANAGEMENT OF DEVELOPMENT / AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / SYSTEMS OF ELECTRONIC COMMERCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырев Л.А., Тян А.А.

Представлены результаты исследования состава и содержание инновационной инфраструктуры как объекта управления. Приведены результаты анализа тенденций развития инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования. Выделены проблемы развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции и показаны потенциальные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты управления инновационной инфраструктурой систем электронной коммерции»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОИ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Богатырев Л.А., Тян А.А., соискатель ФАОУДПО ГАСИС

Представлены результаты исследования состава и содержание инновационной инфраструктуры как объекта управления. Приведены результаты анализа тенденций развития инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования. Выделены проблемы развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции и показаны потенциальные пути их решения.

Ключевые слова: управление развитием, инновационная инфраструктура, системы электронной коммерции.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОЙ

КОММЕРЦИИ

Bogatiyrev L., Tyan A., competitor of FAEI ЕРЕ SASI

Results of research of structure and the maintenance of an innovative infrastructure as object of management Are presented. Results of the analysis of tendencies of development of an innovative infrastructure of subjects of managing are resulted. Problems of development of an innovative infrastructure of systems of electronic commerce are allocated and potential ways of their decision are shown.

Keywords: management of development, an innovative infrastructure, systems of electronic commerce.

Информатизация экономики, во многом определяющая развитие процессов глобализации, привела к существенному сокращению длительности производственно-сбытового цикла и многократно расширила масштабы рынка сбыта, в том числе за счет развития систем электронной коммерции. Опыт последних десятилетий показал, что электронная коммерция способна существенно повысить эффективность хозяйственной деятельности предпринимательских структур различных уровней, поскольку обеспечивает для компаний, предлагающих товары и услуги: глобальное присутствие за счет «стирания» границ; увеличение конкурентоспособности за счет «сближения с потребителем»; персонификацию продаж за счет получения информации о запросах и пожеланиях каждого потребителя; быстроту реакции на изменение спроса за счет осуществления «обратной связи» с потребителями; снижение издержек за счет сокращения затрат на обслуживание сделок.

Развитию систем электронной коммерции способствует позитивная реакция потребителей, обусловленная возможностями: глобального выбора, быстрого сопоставления предложений, заказывать товары и осуществлять сделки в удобное для себя время, приобретения товаров по более низким ценам.

Таким образом, внедрение хозяйствующими субъектами систем электронной коммерции позволяет, с одной стороны, повысить эффективность реализации товаров и услуг, расширить рынки сбыта, развить взаимоотношения с клиентами и, с другой стороны, способствует снижению текущих затрат, сокращению длительности сбытового цикла.

Если еще в конце ХХ века системы электронной коммерции представляли собой вспомогательный (дополнительный) элемент традиционного бизнеса, то уже в начале XXI века электронная коммерция стала представлять собой самостоятельную силу, поскольку более 25% сделок на рынке стали осуществляться с активным использованием информационных технологий, включая системы электронной коммерции. Системы электронной коммерции стали решать не только задачи осуществления коммерческих операций (получение заказов и их оплаты), но и задачи маркетинга, стимулирования продаж, предпродажной работы, послепродажного обслуживания, совместной разработки продукции с заказчиком, разрешения спорных вопросов и т.д.

По мере формирования типовых архитектур систем электронной коммерции и усиления их конкуренции на рынке возникла необходимость не только инновационного совершенствования самих систем, но и адекватного развития инновационной инфраструктуры как комплекса взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих инновационное развитие систем электронной коммерции.

Несмотря на то, что традиционные методы ведения бизнеса в условиях современной экономики не в полной мере соответствуют возросшим запросам потребителей и электронная коммерция способна значительно увеличить степень удовлетворения их требований, следует признать, что степень развития систем электронной

коммерции имеет огромный потенциал относительно нынешнего уровня реализации. В этой связи следует признать определенное отставание методологических аспектов развития инфраструктуры систем электронного бизнеса от уровня развития сформированных структур, в то время как инфраструктура должна опережать развитие структуры, то есть носить инновационный характер.

Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение нового методического подхода к управлению развитием инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, обеспечивающему ускорение процессов удовлетворения растущих запросов потребителей и расширение спектра услуг, предвосхищающее изменение уровня и характера запросов потребителей, базируется на решение следующих задач:

- анализ тенденций развития инновационной инфраструктуры хозяйствующих субъектов;

- выявление проблем развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции и определение потенциальных путей их решения;

- анализ факторов внешней среды, определяющих особенности формирования и характер развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции;

- анализ внутренних факторов, определяющих особенности формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции;

- формирование критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции;

- разработка модели, реализующей механизм формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции;

- формирование алгоритма локализации рисков при управлении механизмом формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции;

- разработка методических рекомендаций по использованию механизма формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Постановка этих задач обусловлена тем, что развитие систем электронной коммерции, призванное решить комплексную задачу наращивания ассортимента и скорости предоставления услуг торговли потребителям, с одной стороны, и ускорения оборачиваемости оборотных средств торговых организации этих систем, с другой, требует адекватного развития комплекса обеспечивающих функционирование основной системы взаимосвязанных обслуживающих структур - инфраструктуры. В условиях быстрого роста запросов потребителей в системах электронной коммерции должны стремительно развиваться не только удовлетворяющие эти запросы инновации, но и комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности - инновационная инфраструктура. При этом инфраструктура систем электронной коммерции должна из сдерживающего на сегодня фактора развития превратиться в ключевой фактор ее инно-

вационного развития, что и предопределило избранный подход к решению научной задачи управления развитием инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

В процессе исследования теоретико-методологических основ создания и развития инновационной инфраструктуры на первом этапе были определены состав и содержание инновационной инфраструктуры как объекта управления применительно к хозяйствующим субъектам микроэкономического уровня.

Под инновационной инфраструктурой хозяйствующего субъекта в данном исследовании понимается комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию его инновационной деятельности.

Состав структур инновационной инфраструктуры хозяйствующего субъекта микроэкономического уровня обобщенно представлен на рис.1.

Маркетинговая подсистема инновационной инфраструктуры отвечает за исследование рыночных потребностей в инновациях и перспектив предложения хозяйствующим субъектом тех или иных инноваций.

Подсистема снабжения отвечает за обеспечение хозяйствующего субъекта необходимым для осуществления инновационной деятельности оборудованием, сырьевыми ресурсами, приобретаемыми технологиями, специализированным программным обеспечением и т.д.

Производственно-технологическая подсистема призвана обеспечить разработку, испытание и освоение новых производственных технологий, либо возможность их использования в рамках технологических кластеров, центров коллективного пользования высоко-технологичного оборудования и т.д.

Инвестиционная подсистема призвана финансово обеспечить инновационную инфраструктуру за счет сочетания собственных средств, средств частных инвесторов, а также средств венчурных фондов, фондов гарантийных структур и др.

Кадровая подсистема направлена на обеспечение инновационной деятельности квалифицированными кадрами, включая вопросы повышения квалификации персонала в области инноваций, подготовку специалистов в области научно-технологического менеджмента.

Подсистема обеспечения качества направлена на: установление потребностей и ожиданий потребителей в инновациях; формирование политики и целей организации в области инновационной деятельности; постановку инновационных процессов; разработку и применение методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества; определение механизмов предупреждения несоответствий; обеспечение постоянного улучшения менеджмента качества инноваций.

Информационная подсистема сочетает в себе массивы данных и потоки внешней специализированной научно-технической информации, методического инструментария исследований и разработок, а также инсайдерской информации о результатах инновационной деятельности организации.

Подсистема защиты прав интеллектуальной собственности обеспечивает гарантии использования организацией собственных и приобретенных инновационных разработок, обладающих конкурентными преимуществами, в существующем правовом пространстве.

Подсистема продвижения и сбыта инноваций позволяет посредством выставочной деятельности, привлечения специализированных посреднических компаний, рекламы в сети Интернет и участия в торговых объединениях и союзах продвигать инновационную продукцию на рынок.

Анализ тенденций развития инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования, проведенный с учетом результатов исследования состава подсистемы инновационной инфраструктуры хозяйствующего субъекта, показал следующее.

Во-первых, под влиянием формирования в стране новой модели хозяйствования, которая должна базироваться на индустриально-инновационной направленности, объекты инновационной инфраструктуры хозяйствующих субъектов стали формироваться в полноценную подсистему.

Во-вторых, по мере того как инновационная деятельность хозяйствующих субъектов стала осуществляться на постоянной основе, инновационная инфраструктура стала неотъемлемым элементом мониторинга и управления инновационной деятельности.

В-третьих, по мере развития информационного общества в развитии инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования усиливается информационное обеспечение инновационной деятельности, и все большее внимание уделяется трансферу технологий.

В-четвертых, по мере реализации инновационной модели социально-экономического развития общества усилились меры государственного стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, включая развитие финансово-кредитных технологий, установление специальной системы налоговых льгот и преференций, связанных с инновационной деятельностью, расширением сферы банковского страхования, в том числе с участием государства, формированием в стране благоприятного инновационного климата. Все это положительно сказывается на развитии инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования.

В-пятых, существенно расширилось взаимодействие субъектов хозяйствования со специализированными предприятиями внешней инновационной инфраструктурой (бизнес-инкубаторами, технопарками, инновационными и венчурными фондами, и т.д.).

В-шестых, расширяется взаимодействие предприятия с контрагентами на рынках поставок и сбыта, что развивает инновационную инфраструктуру предприятия посредством взаимного проникновения и интеграции в систему межфирменной инновационной инфраструктуры.

В-седьмых, развитие инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования во многом определяется налоговыми льготами по стимулированию инновационной деятельности, включая НИОКР, развитие производства и т.д., с одной стороны, и расширением возможностей венчурного инвестирования, с другой.

В-восьмых, расширяются возможности развития инновационной

Основная система хозяйствующего субъекта

Подсистема ^ инновационной деятельности

М W

Подсистема традиционной деятельности

Обеспечиваю система хозяйствующего субъекта (инфраструктура)

». Инновационная инфраструктура

Традиционная инфраструктура

1. Маркетинговая подсистема

2. Подсистема снабжения

3. Производственно-технологическая подсистема

4. Инвестиционная подсистема

5. Кадровая подсистема

6. Подсистема обеспечения качества

7. Информационная подсистема

8. Подсистема защиты прав интеллектуальной собственности

9. Подсистема продвижения и сбыта инноваций

Рис.1. Состав подсистем хозяйствующего субъекта микроэкономического уровня и содержание инновационной инфраструктуры.

инфраструктуры предприятий за счет расширения схем государственно-частного партнерства, включая разработку специальных программ прямого финансирования и стимулирования перспективных направлений роста инновационных предприятий, поддержку диффузии перспективных инноваций на базе формирования системы сетевых взаимодействий предприятиями различных форм собственности и функциональной направленности, а также расширения системы государственного заказа на инновационную продукцию.

В-девятых, развитию инновационной инфраструктуры предприятий, безусловно, способствуют специализированные инновационные компании, включая консалтинговые агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования и т.д.

В-десятых, развитию инновационной инфраструктуры предприятий должна способствовать инновационная система организации кадрового обеспечения, базирующаяся на системе непрерывного профессионального образования, новых формах подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента.

На основе анализа тенденций развития инновационной инфраструктуры субъектов хозяйствования были выявлены проблемы развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Во-первых, информатизация общества, получившая бурное развитие с 1980-х годов, предопределила быстрое развитие систем электронной коммерции, при котором развитие инновационной инфраструктуры подобных систем постоянно отставало от развития самих систем.

Во-вторых, высокая скорость развития информационных технологий в системах электронной коммерции требует формирования в отношении них плодотворных подсистем инновационной инфраструктуры, способных обслуживать несколько поколений информационных технологий.

В-третьих, инновационная инфраструктура должна сохранять преемственность к системам электронной коммерции, которые также имеют достаточно высокие темпы организационных форм развития.

На основе исследования проблем развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции разработан алгоритм их решения.

Аналитический блок решения проблемы раскрывает особенности формирования и развития инновационной инфраструктуры в системах электронной коммерции, включая: анализ факторов внешней среды, определяющих особенности формирования и характер развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; анализ внутренних факторов, определяющих особенности формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; формирование критериев эффективности инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Синтетический блок алгоритма направлен на совершенствование механизма формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции, включая: разработку модели, реализующей механизм формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; формирование алгоритма локализации рисков при управлении механизмом формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции; разработку методических рекомендаций по использованию механизма формирования и развития инновационной инфраструктуры систем электронной коммерции.

Литература:

1. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции. Горячая линия-Телеком, Москва, 2007.

2. Electronic Commerce, Gary Schneide, Course Technology, 2008.

3. Electronic Commerce: Theory and Practice (Studies in Computational Intelligence), Makoto Yokoo, Springer, 2008.

4. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции: Учебное пособие для вузов. - М.: Оникс, 2007.

5. Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. -М.: Форум, 2008.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Герасимов П.С., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС Мунтяну Д.В., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрены современные теории инновационного развития 'экономических систем, проводится исследование процессов динамики инновационной деятельности экономических систем.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный менеджмент, концепции инновационного развития, эволюция инновационной деятельности, циклы экономической активности.

THEORETICAL ASPECTS OF MANAGEMENT AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ECONOMIC SYSTEMS

Gerasimov P., the post-graduate student, FAEI ЕРЕ SASI Muntyanu D., the post-raduate student, FAEI ЕРЕ SASI

In article modern theories of innovative development of economic systems are considered, research of processes of dynamics of innovative activity of economic systems is carried out.

Keywords: innovative activity, innovative management, concepts of innovative development, evolution of innovative activity, cycles of economic activity.

Современное экономическое развитие связано с коренным изменением в технологическом способе производства в его воздействии на весь экономический потенциал общества. Инновационные преобразования не только трансформируют производительные силы общества, но и представляют собой центральное звено в системе социально-экономических процессов. Согласно концепциям инновационного развития каждое новое поколение инноваций в технике и технологии расширяет сферу своего влияния в социальной жизни. Более того, самоорганизация человека и повышение качества его жизни в условиях постиндустриального общества напрямую связаны с возможностями технологического обновления.

Современные теории инновационного развития тесно связаны

с концепциями социально-организационных изменений, в то время как более ранние технократические тенденции и течение технологического детерминизма были основаны на представлениях о безусловной «технологической рациональности», способности к саморазвитию и благотворности технологий для человечества.

Если с позиций технологического детерминизма раннее индустриальное развитие происходило под лозунгом «свобода предпринимательства», то центральная идея постиндустриального общества трактуется как всеобъемлющая «свобода нововведений»[1].

Происходящие радикальные перемены позволяют говорить не только об инновационной направленности экономического роста, но и о значительной трансформации факторов, определяющих его.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.