Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА '

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парламентаризм / политическая система / государство / функции / методы исследования / государственное управление / parliamentarism / political system / state / functions / research methods / public administration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Росенко Мария Ивановна

В статье рассмотрены вопросы теоретико-методологических основ исследования парламентаризма в политических системе, определения методов и инструментов исследования места, роли и функций парламентаризма в указанной системе, сделана попытка определить пути совершенствования теоретико-методологических основ механизмов развития парламентаризма в современных условиях его функционирования с позиции государственно-управленческого подхода. Парламентаризм, как государственный институт, рассмотрен в парадигме науки государственного управления, осуществляемый механизмами государственного и негосударственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological aspects of the study of parliamentarism in the context of political systems and the state-management approach

The article deals with the theoretical and methodological foundations of the study of parliamentarism in the political system, the definition of methods and tools for the study of the place, role and functions of parliamentarism in this system, an attempt is made to identify ways to improve the theoretical and methodological foundations of the mechanisms of development of parliamentarism in modern conditions of its functioning from the position of the state-management approach. Parliamentarism, as a state institution, is considered in the paradigm of the science of public administration, carried out by mechanisms of state and non-state management.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_225 УДК 342.53

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОДХОДА Theoretical and methodological aspects of the study of parliamentarism in the context of political systems and the state-management approach

РОСЕНКО Мария Ивановна,

доктор наук государственного управления, доцент,

профессор кафедры Конституционного и административного права

Юридического института Севастопольского государственного университета.

299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33.

E-mail: Mariyair@mail.ru;

ROSENKO Maria Ivanovna,

Doctor of Public Administration, Associate Professor,

Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law

Law Institute of Sevastopol State University.

33 Universitetskaya str., Sevastopol, 299053.

E-mail: Mariyair@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассмотрены вопросы теоретико-методологических основ исследования парламентаризма в политических системе, определения методов и инструментов исследования места, роли и функций парламентаризма в указанной системе, сделана попытка определить пути совершенствования теоретико-методологических основ механизмов развития парламентаризма в современных условиях его функционирования с позиции государственно-управленческого подхода. Парламентаризм, как государственный институт, рассмотрен в парадигме науки государственного управления, осуществляемый механизмами государственного и негосударственного управления.

Abstract: The article deals with the theoretical and methodological foundations of the study of parliamentarism in the political system, the definition of methods and tools for the study of the place, role and functions of parliamentarism in this system, an attempt is made to identify ways to improve the theoretical and methodological foundations of the mechanisms of development of parliamentarism in modern conditions of its functioning from the position of the state-management approach. Parliamentarism, as a state institution, is considered in the paradigm of the science of public administration, carried out by mechanisms of state and non-state management.

Ключевые слова: парламентаризм, политическая система, государство, функции, методы исследования, государственное управление.

Keywords: parliamentarism, political system, state, functions, research methods, public administration.

Для цитирования: Росенко М.И. Теоретико-методологические аспекты исследования парламентаризма в контексте политических систем и государственно-управленческого подхода // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 225-229. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_225.

For citation: Rosenko M.I. Theoretical and methodological aspects of the study of parliamentarism in the context of political systems and the state-management approach // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 225-229. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_225.

Статья поступила в редакцию: 10.09.2023

Постановка проблемы. Проблема исследования парламентаризма является многоаспектной, включает множество научных теорий, которые связаны с необходимостью применения методов исследования, присущих науке государственного управления, политической и юридической наукам относительно демократического правления и распределения властных полномочий.

По этому поводу актуальным научным вопросом является проблема выявления условий, при которых функционирование институтов парламентаризма будет соответствовать настоящему движению общества к демократии; поиска новых подходов к сущности парламентаризма, роли парламентов в современных процессах организации политической системы общества, сохранения ее демократической направленности и удержания стабильности.

Анализ исследований и публикаций. Вопросам исследования парламентаризма в России посвящены труды О.В Гаман-Голутвиной, А.А.Керимова, Г.Д. Садовниковой, А.С. Махмудова. Отдельные аспекты развития парламентаризма стали предметом диссертационных исследований: Н.Р. Барановой, В.Е. Усанова, Н.И.Шаклеина и др.

Углубленное изучение многочисленных конкретных проблем современного состояния парламентаризма, парламентского права содержатся в работах выдающихся С.А.Авакьяна, А.В.Безрукова, С.В.Бирюкова, О.Н.Булакова, Ю.К.Краснова, Е.В.Охотского, Р.М.Романова, Л.В.Сморгунова, Т.Я.Хабриевой и других ученых.

Проблемам теории политических систем посвящены методологические труды Р.Алмонда, Р.Даля, З.Хантингтона и др.

Проблемы методологии современного парламентаризма рассматриваются А.А. Керимовым, который на основе анализа политологического подхода теории отмечает «комплексный анализ проблематики парламентаризма, где акцент внимание на взаимоотношениях социальных субъектов по поводу власти, закономерностях воплощения парламентских принципов развития общества в реальной политической практике» [4, С.11].

Наработки исследователей стали базой для выявления причин недостаточно эффективного функционирования института парламентаризма в политической системе и возможных направлений усовершенствования системы политического представительства. Тем не менее, кон-

статируя высокую активность исследования проблем парламентаризма, можно отметить, что поиск вариантов модели развития парламентаризма остается актуальным.

В связи с этим существует необходимость дальнейшей наработки те теоретико-методологических основ исследования института парламентаризма в политической системе.

Рассмотрение института парламентаризма, учитывая его отдельные функции и сосредоточение внимания на отдельных механизмах в отрыве от целостности политической системы, ее функционирования, не дает возможности прогнозировать взаимообусловленность характеристик всей политической системы и ее подсистем, проблем развития демократических процессов, их связей с реальным состоянием общества.

Стоит отметить, что в условиях современных политических систем, как определение демократии, так и ее существенного элемента -парламентаризма, теряют свое первоначальное значение и переходят на мегауровень, что указывает на сложность и многоаспектность теоретико-методологических подходов указанной проблематики.

Изложение основного материала: основным методом определения сущности парламентаризма, его функциональных особенностей как политического института, является системный подход. Он позволяет изучать сложные объекты, их составные структурные элементы, взаимосвязь и взаимодействие этих элементов с внешней средой. В качестве базовых можно применить теоретические модели политических систем Г.Алмонда и Д.Истона, базирующиеся на подходе и системном анализе социальных систем как взаимодействующих систем индивидов, общественных групп, организаций и присущих им интересов, изложенный в этих работах [1; 2; 5].

Современная теория государственного управления основывается на том, что управленческие процессы осуществляется в рамках социальных систем. Системный метод предполагает анализ сложных политических явлений и процессов в их взаимодействии, а также тех внешних и внутренних факторов, которые на них влияют. Применение системного подхода обуславливает обязательность исследования системы государственного управления, а также факторов, находящихся вне ее и осуществляющих влияние на ее функционирование.

Согласно концепции Д. Истона любая система имеет определенные свойства: состоит из подсистем и одновременно является частью более крупной системы; имеет признаки целостности, внешние границы, которые способны к трансформации. Политическая система, как целостность, состоит из определенных политических структур и подсистем, как формальных, так и неформальных, спонтанных политических и социально-экономических институтов.

Основными функциями процесса любой политической системы по Г.Алмонду являются артикуляция и агрегация интересов социальных групп; принятие политических решений (в форме законов и подзаконных актов) уполномоченными органами и должностными лицами; выполнение решений правительства; решение споров правового характера, функция политической коммуникации. Следовательно, важнейшими для процесса выработки механизмов управления в обществе и государстве являются:

- артикуляция интересов как выражение общественных интересов;

- агрегация интересов как определение общественных интересов в политические альтернативы;

- формулировка политического курса воплощения общественных интересов, в частности, в форме законов.

Другими функциями политической системы являются:

- системные функции (политическая социализация, политическое рекрутирование и политическая коммуникация);

- функции политического курса (различные виды регулирования поведения, добыча ресурсов и распределение благ и услуг между общественными группами).

Радикальное повышение роли гражданского общества в государственных делах исторически связано с возникновением в гражданском обществе институтов политического опосредования, через которые граждане получили организованный доступ к участию в политике. Находясь одновременно частью и гражданского общества, и политической системы, эти институты выполняют функцию политического опосредования между обществом и государством, преодолевая отчуждение между народом и властью, способствуя социально-политической стабильности.

Это, прежде всего, партии, группы давления и общественно-политические движения, формируемые специально для участия в политической жизни, то есть принадлежащие политическому обществу и политической системе. Другую группу составляют институты, которые интегрируются в политическую систему лишь частично, в частности: профсоюзы, трудовые коллективы, церковь, средства массовой информации и некоторые другие.

Партии, таким образом, претендуют на выражение интересов крупных социальных слоев и на участие, от их имени, в принятии и выполнении ответственных политических решений. Другие функции выполняют группы давления - группы интересов, достигающие своих целей путем оказания давления на органы государственной власти. В отличие от партий, такие группы защищают лишь собственные интересы и не претендуют на легальное представительство в органах власти. Их деятельность называют лоббированием.

Как отмечалось ранее, по мнению Г. Алмонда, артикуляция интересов - функция, прежде всего, групп давления, а агрегация - партий.

Парламенты реализуют агрегированные требования-политические программы-в соответствующие законодательные акты. Политические решения характеризуются процессами столкновения общественных интересов, нахождения компромисса между ними и предотвращения конфликтов в обществе. Функция реализации политических решений осуществляется в основном органами исполнительной власти.

Деятельность отдельных политических институтов часто соотносится с одной из очерченных функций. Парламент чаще определяют именно как законодательный орган власти. Однако в законодательной государственной функции участвуют и другие государственные органы, занимающие определенное место в политической структуре, а парламент является активным субъектом в выполнении каждой из указанных функций.

Эффективность функционирования политических систем зависит от выполнения других функций, осуществления всего государственно-управленческого процесса, функционирования и устройства политических институтов. Итак, для объективной оценки функционирования системы государственного управления необходимо рассматривать как саму систему, политический процесс и курс, так и действие внешнего окружения, специфику политического действия на группы общества и индивидов. Для этого нужно использовать определенную теоретико-методологическую базу.

Системный метод предоставляет возможность сопоставить существующие типы систем, возможности и формы регулирования, стабилизации их состояния, перспективы транзита одного типа общества в другое, установить закономерности подобных процессов, возможные системные кризисы и пути выхода из них.

Системные функции, осуществляемые в политической системе, а именно гражданским обществом и государством, которые по своей сути, являются системными функциями парламентаризма, приведены на рисунке 1 [11, С. 11].

Другой метод, который уместен при исследовании парламентаризма, - сравнительный. С помощью этого метода, можно сопоставить процессы развития демократии при различных типах обществ, проследить развитие демократического правления в рамках парламентаризма в исторических реалиях, в которых они возникли и развивались; определить тенденции дальнейшей их эволюции. Сравнительный метод используется с целью описания политических процессов и институтов в различных социальных системах, анализа механизмов их функционирования, определения насколько политическая культура и социально-экономическая среда влияют на государственную политику.

Политическая система

Рис.1. Системные функции гражданского общества и государства в контексте развития парламентаризма

В рамках институционального метода исследуется функционирование политических институтов, прежде всего парламента как одного из центральных субъектов политического процесса, во взаимодействии с другими государственными институтами (Президентом, правительством, органами судебной власти), которые осуществляют государственную политику. Парламенты рассматриваются сквозь призму их структурных элементов, специфику их организации, функций и обязанностей. При этом анализируется влияние институциональных особенностей парламентов отдельных государств на результат деятельности и эффективность политических систем. Институциональный метод предусматривает также рассмотрение нормативных правил, правовых границ деятельности парламентов, поскольку именно этот политический институт самостоятельно устанавливает правовые рамки своего функционирования (в частности, конституционные).

С помощью методов, присущих социальному механизму парламентское представительство описывается с учетом политической активности социальных групп. Результаты работы парламентов рассматриваются, как зависящие от влияния внутри самого парламента и извне конкурирующих групп давления, а основные политические функции парламента - как уровни представительства интересов различных общественных групп, явных и латентных. Они характеризуются распределением представителей социальных групп в рамках коалиционного большинства и парламентской оппозиции, в частности, результаты государственной политики рассматриваются как итог соперничества между группами интересов и определен ного их равновесия, достигаемо го в этой борьбе.

Нужно отметить, что предшествует этому делиберативный процесс, то есть процесс массовых консультаций социальных групп политически активных граждан, групп влияния, политических партий внутри страны по общественно-значимым проблемам, который, по сути, предполагает замену переговоров (bargaining), соревнования и агрегирования частных интересов рассуждением и аргументацией [9, С. 36].

В то же время, как отмечает Н. А. Богданова: «содержание народного представительства построено на отношениях, связанных с формированием, функционированием и ответственностью особого вида органов, социальным назначением которых является согласование и отражение интересов различных социальных сообществ, политических и демографических групп граждан на соответствующем уровне государ-

ственной власти» [4, С. 29 - 30].

С помощью аналитического подхода эффективность парламентов и их роль во властных системах зарубежных стран определяется через анализ функционирования парламентских структур и подсистем: палат в условиях бикамерализма, партийных фракций, коалиций, оппозиций.

Процесс развития демократической формы правления и парламентаризма рассматривается с помощью исторического, социологического методов. Исторический метод позволяет объяснять современные политические и парламентские процессы в контексте развития теории и практики демократии в различных исторических условиях. На этой основе определяются общие характеристики этого политического института, перспективы его развития в современном мире.

Важным вопросом является обеспечение требований по обязательному использованию в исследовании общенаучных принципов:

- принцип целостности в процессе анализа различных моделей парламентаризма и демократии в сфере государственного управления, политической и правовой сферах;

- принцип объективности при сопоставлении теорий парламентаризма и демократии с конкретными, реально существующими и описанными фактами политической жизни;

- принцип системности при рассмотрении функционирования парламентаризма во взаимосвязи с другими теоретическими и практическими проблемами науки государственного управления, актуальными проблемами других общественных дисциплин (политологии, правоведения, социологии и т.д.).

Применение эмпирических моделей также важно, поскольку позволяет анализировать политическую культуру населения на разных этапах развития государства; факторы, осуществляющие влияние на функционирование институтов парламентаризма, их стабильность и эффективность работы; трансформацию состава и функций основного института парламентаризма - парламента.

В то же время, государственное управление, как целостный комплекс управленческих процессов и организационно-правовых механизмов, предоставляет системное представление обо всех компонентах, элементах и их взаимосвязях в государственном механизме, имеющем принципиальное теоретическое и методологическое значение. Именно с позиции государственного управления как практического, организующего и регулирующего влияния государства на общественную жизнедеятельность людей с целью ее упорядочения, сохранения или преобразования объединены в логическую целостность такие элементы как государство и общественная жизнедеятельность людей, воспринимающих руководящие воздействия и реагирующих на них. Все это создает устойчивые связи, прямые и обратные, взаимосвязи и взаимозависимости между государством и гражданским обществом. В этой связи, представляется целесообразным исследование теоретико-методологических основ парламентаризма осуществлять исходя из подходов, присущих науке государственного управления. Такой подход позволит при исследовании парламентаризма, как целостного социального явления, отразить интеграцию всех подходов: государственно-управленческого, философского, социологического, политологического, правового и др.

Как отмечается в исследовании «система представительства интересов в государственном управлении включает подсистему, состоящую из политического представительства, оформленного через прямое и опосредованное участие населения в органах государственной власти, в том числе их представителей, и политическое лидерство. Другой важной составляющей являются разветвленные связи, прямо не опосредованные политическими выборами, между государством и группами интересов, по сути представляющие функциональное представительство субъектов социально-экономической деятельности» [12, С. 164].

Взаимообусловленные потребности и интересы сочетаются в государственном управлении с помощью двух основных каналов: 1) представительства в рамках избирательных систем и электорального процесса, где ведущую роль играют политические партии, и 2) прямого или функционального представительства, где основными движущими силами выступают организованные группы. Оба эти вида представительства имеют общественный характер и направлены на принятие наиболее значимых государственных решений, которые имеют, как правило, форму законодательных актов. Это побуждает рассматривать парламентское представительство в более широком контексте, имея в виду не только систему законодательно-представительной власти и законотворческий процесс в целом, но и социальный механизм осуществления государственного управления, который аккумулирует интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации.

С механизмами государственного управления и механизмами их реализации тесно связано понятие модели реализации. В рамках теоретического исследования наиболее часто как средство систематизации, отображения, фиксации и объяснения знаний используются три типа моделей:

- атрибутивные (происходит систематизация информации о свойствах объекта),

- структурные (происходит систематизация информации о существенных связях и свойствах отношений элементов объекта);

- логические (описываются с точки зрения логики).

Особенностью моделей, используемых в сфере государственного управления, является то, что они отражают явления, непосредственно связанные с деятельностью человека или социальных групп и решают прикладные, теоретические и инструментальные задачи, посредством как указывается в исследовании «решения практических задач планирования и управления обществом с помощью средств экономической, юридической, социологической и других наук; разработки теории управления, теории принятия управленческих решений, теории конкретных социологических исследований; создание новых способов исследования» [9, С. 162].

Исследование парламентаризма, в том числе и с позиции государственного управления и присущими ему методами, на наш взгляд, значительно расширяет возможности предмета изучения парламентаризма.

Нельзя не согласиться с А. Бавриным, которым, при исследовании эволюции моделей и совокупности политических механизмов, которые применяются в государственном управлении, отметил тенденцию постоянного преобладания в совокупности механизмов государственного управления элементов администрирования. Ученым указано, что вышеупомянутые механизмы государственного управления выступают в различных сочетаниях, что позволяет выделить несколько моделей их функционирования: плюрально-демократическую, административно-корпоративную, командно-административную и корпоративно-олигархическую, а также смешанную или "гибридную", при которой наблюдается преобладание определенных механизмов: демократических и консенсусных на основе принципа субсидиарности, административно-договорных и командно-административных, теневых или смешанных [3, С. 13].

Настоящее исследование подтвердило тезис о том, что «теоретико-методологические основы государственных и негосударственных механизмов развития парламентаризма, с помощью которых, осуществляется воздействие на общественную жизнедеятельность людей, формируются устойчивые прямые и обратные связи, взаимосвязи и взаимозависимости между государством и гражданским обществом, открывают возможности значительно расширить теоретическое основание государственных механизмов создания благоприятных условий для развития парламентаризма в контексте утверждения демократического управления» [9].

По результатам анализа теоретико-методологических основ исследования парламентаризма, определения места роли и места парламентаризма с позиций функционирования политической системы, а также функций парламента в социальной системе, системе государственного управления, сделан вывод, что сужение предмета изучения парламентаризма в пределах отдельных методов присущих отдельно взятой науке, может негативно сказаться на выборе модели политического управления и исследовании парламентаризма, как целостного социального явления, исходя из подходов, присущих науке государственного управления, позволит отразить интеграцию всех подходов: государственно-управленческого, философского, социологического, политологического, правового и других.

Библиография:

1. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / пер. с англ. Е. Генделя. М.: Мысль, 2014. - 500 с.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон [пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной] под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 537 с.

3. Баврин А. И. Пути совершенствования механизма государственного управления в современной России : политико-правовой аспект : дис. канд. полит. наук : 23.00.02 /А. И. Баврин: Рос. гос. социал. ин-т. - М., 2007. - 154 с.

4. Богданова Н. А. Парламентское право в системе конституционного права / Н. А. Богданова // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. - М., 2003. - С. 29 - 30.

5. Истон Д. Новая революция в политической науке / Пер. с англ. Т. Землякова // Judgment Journal. 2015. Vol. I. No. 1. С. 1 - 11.

6. Истон Д. Подход к анализу политических систем // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2015. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/podhod-k-analizu-politicheskihsistem (дата обращения: 29.09.2022).

7. Керимов, А. А. Парламентаризм как фактор легитимности политической власти в современной России : [монография] / А. А. Керимов ; науч. ред. В. Н. Ру-денкин. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 304 с.

8. Кругляков Д.А. Институт парламентаризма в публичном пространстве современного общества: особенности функционирования и позиционирования. Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 2 (66). С. 374-379.

9. Ляхович-Петракова Н.В. Идеи делиберативной демократии как концептуальная база общественной экспертизы в оценке публичной политики. Ученые записки Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина. Часть 1. Гуманитарные и общественные науки 2011. №7. С.33-39. URL: http://rep.brsu.by:80/handle/123456789/6145 (дата обращения: 10.09.2023).

10. Ревина С.Н., Суркова О.Е., Виленский Н.М. Парламентаризм в России: проблемы истории, современности, перспектив развития // Вестник ВУиТ. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/parlamentarizm-v-rossii-problemy-istorii-sovremennosti-perspektiv-razvitiya (дата обращения: 10.09.2023).

11. Росенко М. И. Теоретико-методологические основы механизмов развития парламентаризма в контексте становления демократического управления в Украине: автореферат док.дис. гос.упр. - Х. : Изд-во «ДокНаукДержУпр» Магистр, 2012. - 36 с.

12. Росенко М.И. Теоретико-методологические основы механизмов развития парламентаризма в парадигме науки государственного управления // Via in tempore. История. Политология. 2015. №1 (198). С.161-166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-mehanizmov-razvitiya-parlamentarizma-v-paradigme-nauki-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 10.09.2023).

References:

1. Almond G., Verba S. Civic culture: political attitudes and democracy in five countries / translated from English by E. Handel. Moscow: Mysl, 2014. - 500 s .

2. Almond G. Comparative Political Science today: A World Review / G. Almond, J. Powell, K. Strom, R. Dalton [trans. from the English by A. S. Bogdanovsky, L. A. Galkina] edited by M. V. Ilyin, A. Yu. Melville. - M. : Aspect Press, 2002. - 537 p.

3. Bavrin A. I. Ways to improve the mechanism of public administration in modern Russia: political and legal aspect : dis. cand. polit. Sciences : 23.00.02 / A. I. Bavrin: Russian State Social. in-T. - M., 2007. - 154 p.

4. Bogdanova N. A. Parliamentary law in the system of constitutional law / N. A. Bogdanova // Parliamentary procedures: Problems of Russia and foreign experience. -M., 2003. - pp. 29-30.

5. Easton D. The New Revolution in Political Science / Translated from English by T. Zemlyakova // Judgment Journal. 2015. Vol. I. No. 1. pp. 1-11.

6. Easton D. Approach to the analysis of political systems // Bulletin of the Moscow University. Series 12. Political sciences. 2015. No. 5. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-k-analizu-politicheskihsistem (date of address: 09/29/2022).

7. Kerimov, A. A. Parliamentarism as a factor of legitimacy of political power in modern Russia : [monograph] / A. A. Kerimov ; scientific editor V. N. Ru-denkin. - Yekaterinburg : Ural Publishing House. un-ta, 2015. - 304 p.

8. Kruglyakov D.A. Institute of Parliamentarism in the public space of modern society: features of functioning and positioning. Questions of political science. 2021. Vol. 11. No. 2 (66). pp. 374-379.

9. Lyakhovich-Petrakova N.V. Ideas of deliberative democracy as a conceptual basis of public expertise in the evaluation of public policy. Scientists of the Brest State University named after A.S. Pushkin. Part 1. Humanities and Social Sciences 2011. No.7. pp.33-39. URL: http://rep.brsu.by80/handle/123456789/6145 (accessed: 09/10/2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Revina S.N., Surkova O.E., Vilensky N.M. Parliamentarism in Russia: problems of history, modernity, development prospects // Bulletin of VUiT. 2017. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parlamentarizm-v-rossii-problemy-istorii-sovremennosti-perspektiv-razvitiya (date of address: 09/10/2023).

11. Rosenko M. I. Theoretical and methodological foundations of mechanisms for the development of parliamentarism in the context of the formation of democratic governance in Ukraine: abstract of the doc.dis. state.upr. - H. : Publishing house "Doknauk Derzhupr" Master, 2012. - 36 p .

12. Rosenko M.I. Theoretical and methodological foundations of mechanisms for the development of parliamentarism in the paradigm of the science of public administration // Via in tempore. History. Political science. 2015. No.1 (198). pp.161 -166. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-mehanizmov-razvitiya-parlamentarizma-v-paradigme-nauki-gosudarstvennogo-upravleniya (accessed: 09/10/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.