Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты финансово-бюджетного контроля'

Теоретико-методологические аспекты финансово-бюджетного контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА / ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ / CONTROL / FINANCIAL AND BUDGETARY CONTROL / SYSTEM / PROCESS / PROBLEMS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна, Шустов Александр Александрович

Одним из дискуссионных и недостаточно изученных в научной литературе вопросов является финансово-бюджетный контроль. В статье предпринята попытка исследования сущности и содержания данного вида контроля. Основываясь на системно-процессном подходе, авторы приводят характеристику основных элементов финансово-бюджетного контроля и уточненное содержание его основных этапов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна, Шустов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FINANCIAL AND BUDGETARY CONTROL

One of the discussion and insufficiently studied in the scientific literature issues is the financial and budgetary control. The article makes an attempt to study nature and contents of this form of control. Based on the systemic-process approach, the authors cite a description of the main elements of the financial-budgetary control and the content of its main stages.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты финансово-бюджетного контроля»

УДК 336.02

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FINANCIAL AND BUDGETARY CONTROL

Л.В. Завьялова, А.А. Шустов L.V. Zavyalova, A.A. Shustov

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Одним из дискуссионных и недостаточно изученных в научной литературе вопросов является финансово-бюджетный контроль. В статье предпринята попытка исследования сущности и содержания данного вида контроля. Основываясь на системно-процессном подходе, авторы приводят характеристику основных элементов финансово-бюджетного контроля и уточненное содержание его основных этапов.

One of the discussion and insufficiently studied in the scientific literature issues is the financial and budgetary control. The article makes an attempt to study nature and contents of this form of control. Based on the systemic-process approach, the authors cite a description of the main elements of the financial-budgetary control and the content of its main stages.

Ключевые слова: контроль, финансово-бюджетный контроль, система, процесс, проблемы контроля.

Key words: control, financial and budgetary control, system, process, problems of control.

Современный этап развития России характеризуется возрастанием роли финансовобюджетного контроля. Любые государственные программы реформирования и развития различных областей экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему финансово-бюджетного контроля. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой финансово-бюджетного контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансовохозяйственной деятельности государственных организаций. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического развития страны в целом. Иными словами, эффективность финансово-бюджетного контроля является одним из ключевых факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия.

Несмотря на это, сегодня все еще приходится доказывать, что финансово-бюджетный контроль должен являться важнейшей функцией государства, обеспечивающей условия нормального функционирования всей финансовокредитной системы. Деятельность современ-

ных органов финансово-бюджетного контроля России нельзя признать достаточно эффективной и вполне совершенной, потому имеется необходимость ее совершенствования.

К сожалению, в законодательно-нормативных документах РФ не закреплено понятие «финансово-бюджетный контроль». Кроме того, в научной литературе данная формулировка встречается достаточно редко, а среди экономистов нет единого подхода к определению этого понятия. Тем не менее можно выделить несколько подходов к определению данной дефиниции.

Так, А.В. Румянцев [1] придерживается целевого подхода к определению финансовобюджетный контроль.

А.В. Румянцев считает, что финансовобюджетный контроль - это часть государственного финансового контроля, а именно мероприятия, проводимые государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности использования денежных ресурсов Российской Федерации [1, с. 31].

А.С. Нешитой придерживается функционального подхода и определяет финансовобюджетный контроль как форму реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета [2, с. 291].

© Л.В. Завьялова, А.А. Шустов, 2012

М.В. Васильева и А.С. Нилова придерживаются институционального подхода. По их мнению, финансово-бюджетный контроль как институт представляет собой целостную совокупность идей, правил и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих определенную организацию, или же саму организацию как открытую эволюционирующую систему [3, с. 28].

А.В. Голубев считает, что процессный подход наиболее полно отражает сущность финансово-бюджетного контроля и определяет его как «процесс воздействия уполномоченных органов государственной власти или органов местного самоуправления на участников исполнения бюджетов, выраженного в исследовании и фиксировании их состояния и поведения по осуществлению части бюджетного процесса, связанной с исполнением бюджетов, сопоставлении зафиксированного состояния и проведения с требованиями правовых норм, издания индивидуальных правовых актов» [4, с. 82].

Проанализировав и сопоставив представленные в литературе подходы, авторы статьи считают невозможным раскрыть все многообразие исследуемого понятия в рамках одного подхода. В этой связи представляется целесообразным под финансово-бюджетным контролем понимать совокупность взаимодействующих элементов, применяемых на определенных последовательных стадиях с целью контроля за субъектами хозяйствования и органами государственной власти для обеспечения законности и эффективности использования бюджетных средств, а также средств государственных внебюджетных фондов и государственной собственности. Таким образом, в основу представленного определения положен системно-процессный подход.

Таблица 1

Обзор точек зрения различных экономистов по вопросам выделения задач финансово-бюджетного контроля

Автор Задачи финансово-бюджетного контроля

А.М. Румянцев [1, с. 32] Обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; соблюдение налогового и бюджетного законодательства; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней; контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; проверка обращения средств бюджетов и внебюджетных фондов; пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков и регионам; выявление расточительства и финансовых злоупотреблений; принятие адекватных мер наказания к виновным лицам; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины

Финансово-бюджетный контроль занимает особое место в системе финансового контроля. Он имеет более узкий спектр действия и определенные особенности [5, с. 8]:

• распространяется на сферу формирования доходной части федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования;

• распространяется на сферу расходования средств бюджета соответствующего уровня, т. е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета и государственной собственности;

• осуществляется исключительно государственными и муниципальными органами власти;

• финансирование проведения финансово-бюджетного контроля осуществляется за счет средств государственного бюджета, т. е. за счет государства;

• бюджетные учреждения, как получатели бюджетных средств, являются непосредственными участниками бюджетного процесса, что делает финансово-бюджетный контроль составляющей бюджетного процесса в Российской Федерации.

Целью финансово-бюджетного контроля является обеспечение законности и эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств и государственной собственности [5, с. 8].

Сущность финансово-бюджетного контроля раскрывается через его задачи и функций.

Экономисты едины во мнении относительно задач финансово-бюджетного контроля. Обзор точек зрения различных специалистов представлен в таблице 1.

Окончание табл. 1

Автор Задачи финансово-бюджетного контроля

И.Н. Мысляева [6, с. 338] Контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства; обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений; выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней; обеспечение сохранности государственной собственности

Ю.А. Крохина [7, с. 402] Контроль формирования и исполнения бюджетов; контроль эффективного использования государственных и муниципальных средств и государственной и муниципальной собственности; контроль составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета; разработка стандартов и процедур осуществления государственного и муниципального бюджетного контроля; подготовка предложений по повышению эффективности и результативности использования государственных и муниципальных средств и государственной и муниципальной собственности; проверка состояния внутреннего контроля в исполнительных органах государственной власти и местных администрациях

А.А. Шевченко, Н. А. Аюбов [5, с. 8] Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов бюджетов и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов законов, а также нормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета и бюджетов внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и бюджетов внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на-совершенствование процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета и внебюджетных фондов

Л.А. Чалдаева, О. А. Карпенко, Е.А. Морозова [8, с. 231] Обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; контроль за правильностью ведения бухучета и отчетности; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней; контроль за реализацией механизмов межбюджетных отношений; выявление расточительства и финансовых злоупотреблений; проведение профилактической и информационно разъяснительной работы с целью улучшения бюджетно-финансовой дисциплины

В.М. Родионова, И. М. Баятова, Е.В. Маркина [9, с. 182] Проверка соблюдения действующего законодательства, а также других нормативно правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых ресурсов; создание условий для наиболее эффективного использования потенциала бюджетной сферы в интересах развития общества и удовлетворения социальных потребностей; установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины; содействие правильной организации по ведению и составлению отчетности; разработка мер по предотвращению будущих финансовых нарушений

Т. С. Маслова [10, с. 31] Обеспечение правильности составления и исполнения бюджета; соблюдение бюджетного и налогового законодательства; проверка правильности ведения бюджетного бухгалтерского учета и составления отчетности; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; укрепление бюджетной и налоговой дисциплины; совершенствование системы межбюджетных отношений; проверка обращения бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях; проведение профилактической и информационно разъяснительной работы с целью улучшения бюджетно-финансовой дисциплины

Обобщение точек зрения различных экономистов позволило выделить следующие задачи финансово-бюджетного контроля:

• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;

• соблюдение налогового и бюджетного законодательства;

• проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;

• улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

• выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;

• выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;

• проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения бюджетно-финансовой дисциплины.

Общественное значение финансово-бюджетного контроля выражается в выполнении им определенных функций. В настоящее время в литературе существует единый подход к определению функций финансово-бюджетного контроля. Функции, выделяемые различными авторами, представлены в таблице 2.

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что к основным функциям финансово-бюджетного контроля можно отнести функцию выявления отклонений, аналитическую функцию, функцию коррекции, превентивную функцию и функция правоохраны.

Таблица 2

Обзор точек зрения различных экономистов по вопросу выделения функций финансово-бюджетного контроля

О.В. Врублевская [11, с. 491] С.В. Степашин [12, с. 92] Н.Д. Бровкина [13, с. 40]

Выявление нарушений, аналитическая функция, коррекционная функция, превентивная функция Выявление отклонений, анализ причин отклонений, функция коррекции, функция превенции, функция правоохраны Выявление отклонений, анализ причин отклонений, функция коррекции, функция превенции, функция правоохраны

Функция выявления отклонений предполагает установление отклонений в части использования средств государственного бюджета, отклонения в формировании доходной части и использовании расходной части бюджета [12, с. 92].

Аналитическая функция предполагает исследование фактов, определивших то или иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонения [14, с. 354].

Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в процессе формирования и исполнения бюджета [14, с. 354].

Функция превенции заключается в предупреждении возможных нарушений законодательства [12, с. 92].

Функция правоохраны означает, что контрольная деятельность государства является правоохранительной. Как средство обеспечения законности эта функция направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в нарушениях [12, с. 93].

Финансово-бюджетный контроль как система представляет собой совокупность элементов, опосредующих проведение контрольноревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномо-

ченными бюджетным законодательством Российской Федерации на осуществление данной деятельности.

В настоящее время в литературе не уделяется должного внимания определению элементов финансово-бюджетного контроля. Поэтому, исследуя этот вопрос, необходимо отталкиваться от более общего понятия, такого как «контроль».

Современные экономисты выделяют различные элементы контроля. Обзор точек зрения различных специалистов представлен в таблице 3.

Большинство авторов, среди которых можно выделить Н.Д. Бровкину [13], О.С. Макоева [15], В.М. Родионову и В.И. Шлейникова [18], С.П. Опенышева и В.А. Жукова [17], И.В. Каль-ницкую и Е.Г. Осташенко [16], сходятся во мнении о необходимости выделения таких элементов финансово-бюджетного контроля, как субъект, объект, предмет и метод контроля.

В.М. Родионова и В.И. Шлейников [18], С.П. Опенышев и В.А. Жуков [17], И.В. Каль-ницкая и Е.Г. Осташенко [16] расширяют представленный выше список, добавляя к нему принципы, технику и технологию, процесс, механизм и результат контроля, а также выделяя субъект, который принимает решение по результатам контроля.

Таблица 3

Сравнительный анализ подходов различных экономистов к выделению элементов контроля

Н.Д. Бровкина [13, с. 41] О. С. Макоев [15, с. 23] И.В. Кальницкая, [16, с. 8] С.П. Опенышев, В.А. Жуков [17, с. 42] В.М. Родионова, В.И. Шлейников [18, с. 19]

Субъект Субъект Субъект Субъект Субъект

Объект Объект Объект Объект Объект

Предмет Предмет Предмет Предмет Предмет

Методы Методы Методы Методы Методы

- - Принципы Принципы Принципы

- - Процесс - Процесс

- - - Техника и технология Техника и технология

- - Субъект, принимающий решение по результатам контроля Субъект, принимающий решение по результатам контроля Субъект, принимающий решение по результатам контроля

- - Результат контроля - -

- - - Оценка эффективности контроля -

- Средства контроля - - -

Механизм осуществления контроля - - - -

С.П. Опенышев и В.А. Жуков [17] в дополнение к прочим выделяют такой элемент как оценка эффективности контроля. И.В. Каль-ницкая [16] считают целесообразным выделить в качестве базового элемента результат контроля. Н.Д. Бровкина [13] включает в общий перечень элементов механизм осуществления контроля, а О.С. Макоев [15] дополнительно предлагает выделять такой элемент, как средства контроля.

Исследование точек зрения различных экономистов позволило в рамках данного исследования выделить такие элементы финансово-бюджетного контроля, как субъект, объект, предмет, методы, принципы, результаты кон-

троля и субъект, принимающий решения по результатам контроля. Характеристика элементов финансово-бюджетного контроля представлена в таблице 4.

Финансово-бюджетный контроль как процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов. Однако в литературе не уделяется должного внимания их структурированию и изучению. В рамках настоящей работы в основу исследования положено изучение этапов контроля в целом.

В литературе нет единого подхода к определению этапов контроля. Обзор точек зрения различных экономистов представлен в таблице 5.

Таблица 4

Характеристика элементов финансово-бюджетного контроля

Элемент Характеристика элемента

Субъект Специальные государственные контрольные органы, обязанности и ответственность которых строго регламентированы, в том числе и законодательными актами

Объект Экономическая система в целом, отдельные отрасли экономики, регионы, министерства и организации, распределяющие, использующие или управляющие бюджетными средствами и государственным имуществом

Предмет Денежные, распределительные процессы формирования и использования государственных финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом

Методы Совокупность обоснованных и апробированных способов проверки, оценки и анализа состояния конкретных объектов контроля. К основным методам относятся: проверка, ревизия, обследование, надзор

Окончание табл. 4

Элемент Характеристика элемента

Принципы Научно разработанные и применяемые на практике политические, организационные и правовые основы организации контроля, которые обеспечивают его эффективность, определяют общие правила и целенаправленность контрольной деятельности в финансовой сфере. К основным принципам относятся: - принцип законности, - принцип независимости, - принцип объективности, - принцип гласности, - принцип компетентности, - принцип системности, - принцип разграничения функций и полномочий, - принцип ответственности

Результат Документальные материалы, отражающие достоверность информации о финансово-хозяйственном состоянии объекта контроля, составленные на основании документов, полученных в процессе осуществления контроля. К таким документам относятся: - акт, - справка, - заключение, - отчет

Субъект, принимающий решение по результатам контроля Руководитель проверяемого объекта или вышестоящей организации, а также органы исполнительной, представительной или судебной власти

Таблица 5

Сравнительная характеристика подходов различных авторов к выделению этапов финансово-бюджетного контроля

Н.Д. Бровкина [13, с. 137] В.В. Ковалева [19, с. 347] О.В. Врублевская, [11, с. 492] А.А. Шевченко, Н.А. Аюбов [5, с. 13]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планирование контрольного мероприятия Планирование контрольного мероприятия - Планирование контроля

Выбор методов контроля Подготовка к проведению контрольного мероприятия Подготовка к проведению контроля -

Проведение контроля Проведение контрольного мероприятия Проведение контроля Проведение контроля

Систематизация результатов контроля Систематизация материалов контрольного мероприятия Систематизация результатов контроля -

Анализ результатов контроля, подготовка итогового документа Составление акта, согласование и обсуждение материалов контрольного мероприятия и предложений по нему - -

Принятие решения по результатам контроля Принятие решения Реализация материалов контроля Оформление результатов контроля

В настоящее время среди авторов нет единого мнения о количестве стадий процесса контроля. Большинство авторов, таких как Н.Д. Бровкина [13], В.В. Ковалева [19], А.А. Шевченко и Н. А. Аюбов [5] в качестве основных стадий контроля выделяют планирование контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия и принятие решения по результатам контроля.

Н.Д. Бровкина [13], В.В. Ковалева [19],

О.В. Врублевская [11] дополнительно выделяют стадии подготовки к проведению контрольного мероприятия и систематизации результа-

тов контрольного мероприятия. Кроме того,

Н.Д. Бровкина [13] и В.В. Ковалева [19] выделяют стадии анализа результатов контроля и подготовки итогового документа.

Анализ мнений различных экономистов позволил выделить следующие пять стадий финансово-бюджетного контроля:

• подготовка к проведению контрольного мероприятия,

• планирование контрольного мероприятия,

• проведение контрольного мероприятия,

• анализ и оформление результатов контрольного мероприятия,

• принятие решения по результатам контрольного мероприятия.

На этапе подготовки к проведению контрольного мероприятия происходит определение объекта, задач и форм контроля, а также формируется набор количественных и качественных показателей, по которым будет производиться оценка деятельности объекта контроля в части использования бюджетных средств.

Во время подготовительного периода представители субъекта контроля обязаны изучить законодательные и другие нормативно правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей контролю.

Планирование контрольного мероприятия - это разработка контролирующим органом общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения контроля и программы проверки, определяющей объем, виды и последовательность осуществления контрольных процедур, необходимых для осуществления поставленных задач.

Планирование контрольного мероприятия должно проводиться в соответствии с общими принципами контроля.

Конкретные вопросы проверки определяются ее программой и перечнем основных объектов и вопросов, подлежащих контролю, и утверждаются руководителем контрольного органа.

Третьим этапом является проведение контрольного мероприятии. Целью данного этапа является сбор данных, характеризующих деятельность объекта контроля в части использования бюджетных средств.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

• проверки бухгалтерских, отчетных, и других документов в целях установления законности и правильности произведения операций;

• проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по факту получения, и выдачи указанных в них денежных средств;

• организация в соответствии с законодательством РФ проверок поступления и расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов, использования имущества находящегося в государственной собственности и т. д.;

• проверка достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности.

На этапе анализа и оформления результатов контрольного мероприятия происходит

систематизация результатов контрольного мероприятия, в рамках которого осуществляется обобщение и упорядочение полученной информации по определенным критериям и составление отчетности.

Материалы каждой проверки в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны оформляться отдельным делом, с соответствующим номером, наименованием и количеством томов этого дела.

Последним этапом является принятие решения по результатам контрольного мероприятия, на этом этапе анализируются система полученных результатов, которая предполагает доведение принятых по результатам контроля решений до руководящих органов, которые в соответствии со своими должностными обязанностями принимают решение о выработке и проведении соответствующих мероприятий по устранению выявленных нарушений.

На данном этапе развития финансово-бюджетного контроля в нашей стране невозможно его эффективное и оперативное осуществление. Это связанно с рядом проблем, которые можно разделить на правовые, организационные, методологические, институциональные и информационные.

Основной проблемой правового характера является отсутствие единого федерального закона «О финансовом контроле», в котором было бы закреплено понятие финансово-бюджетного контроля, определены основные элементы финансового контроля и их структурные компоненты, установлены субъекты контроля и их статус, распределены права и обязанности органов контроля.

К организационным проблемам относится отсутствие единого подхода к структурной организации субъектов контроля, а также отсутствие стандартизации контрольных мероприятий.

Методологические проблемы связаны с неразработанностью на макро- и микроуровнях методики оценки эффективности финансово-бюджетного контроля, а также рекомендаций по организации и проведению финансово-бюджетного контроля и оформлению его результатов.

Проблемы институционального характера заключаются в отсутствии разграничения полномочий органов осуществляющих финансово-бюджетный контроль. При этом функции контролирующих структур в значительной мере дублируются, происходит пересечение направлений их деятельности, что при отсутствии координации приводит к неэффективности их функционирования. Вследствие этого не

только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств. Органы финансово-бюджетного контроля слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними не отлажены, планы их работы разобщены и не скоординированы, нет должного взаимодействия в выработке общей политики контрольных органов.

Переходя к проблемам информационного характера, необходимо обратить внимание на отсутствие единой информационной базы о выявляемых правонарушениях в бюджетной сфере, что не позволяет полностью владеть ситуацией и правильно ориентироваться в среде контроля.

Решение указанных задач позволит перевести финансово-бюджетный контроль на качественно новый уровень, а создание единого поля финансового контроля будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.

1. Румянцев А. М. Финансовый контроль : курс лекций. - М.: Дело и Сервис, 2003. -144 с.

2. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник. - 7-е изд. - М. : Дашков и К, 2007. - 300 с.

3. Васильева М. В., Нилова А. С. Предпосылки и факторы институциональных преобразований государственного и муниципального финансово-бюджетного контроля в условиях программного бюджета // Финансы и кредит. - 2011. - № 39 (471). - С. 26-34.

4. Голубев А. В. Понятие и сущность государственного и муниципального финансовобюджетного контроля // Современное право. -2007. - № 10. - С. 70-82.

5. Шевченко А. А., Аюбов Н. А. Финансово-бюджетный контроль : учебно-практическое пособие. - Ростов н/Д : Рост. гос. экон. ун-т РИНХ. 2000. - 167 с.

6. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы : учебник. - 2-е. изд. пе-рераб. и доп. - М. : ИНФРА-М. 2007. - З60 с.

7. Крохина Ю. А. Бюджетное право России : учебник. - М. : Изд-во «Юрайт»: ИД Юрайт, 2010. - 447 с.

8. Чалдаева Л. А., Карпенко О. А., Морозова Е. А. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник. - М. : Изд-во «Юрайт», 2011. - 540 с.

9. Родионова В. М., Баятова И. М., Маркина Е. В. Бухгалтерский учет и контроль в бюджетных учреждениях : учебник. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 232 с.

10. Маслова Т. С. Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях : учеб. пособие / под ред. Е. А. Мизиковского. - М. : МАГИСТР: ИНФРА-М, 2011. - 335 с.

11. Врублевская О. В. Бюджетная система Российской Федерации : учебник для вузов. -4-е изд. / под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. - СПб., 2008. - 576 с.

12. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль. - М., 2004. - 553 с.

13. Бровкина Н. Д. Основы финансового контроля : учеб. пособие / под ред. М. В. Мельник. - М. : МАГИСТР, 2009. - 382 с.

14. Лушина С. И., Слепова В. А. Государственные и муниципальные финансы : учебник. - М. : ЭКОНОМИСТЪ, 2006. - 720 с.

15. Макоев О. С. Контроль и ревизия : учеб. пособие для студентов вузов. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 256 с.

16. Кальницкая И. В. Контроль и ревизия : учеб. пособие. - Омск, 2002. - 86 с.

17. Опенышев С. П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. - 2002. - № 3. -

С. 40-44.

18. Родионова, В. М., Шлейников В. И. Финансовый контроль : учебник. - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 586 с.

19. Ковалева В. В. Финансы : учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2006. - 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.