Научная статья на тему 'Теоретико-методологические аспекты дизайна как участника культурогенеза'

Теоретико-методологические аспекты дизайна как участника культурогенеза Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / DESIGN / SOCIO-CULTURAL SITUATION / TRADITIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Михайлова Л. А., Шабатура Л. Н.

В статье рассмотрены теоретические и методологические аспекты развития дизайна в современной социокультурной ситуации, особенности его интеграции в национальный культурный комплекс, его функции, как наследника духовной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DESIGN AS A PARTICIPANT OF CULTURAL GENESIS

The article considers theoretical and methodological aspects of development of design in a modern socio-cultural situation, features of its integration into a national cultural complex, its functions, as successor of spiritual tradition.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические аспекты дизайна как участника культурогенеза»

Приход «народа» к власти вовсе не означает наступление мира и равноправия, чаще всего за установлением такой власти следует новые митинги, новые возмущения и новый переворот, ну или новая гражданская война, так было в Египте, так было в Ливии, так происходит в Украине.

Зачастую «народ» оказывается либо очередной радикально настроенной террористической организацией, поддерживающей идеи Аль-Каиды, либо организованной группой националистов, прославляющей идеи Гитлера. И как-то совсем не вяжутся их действия и призывы с обликом «народа, борющегося за свободу, равноправие и братство». Да и поддержка их действий США, ЕС и многими другими мировыми державами ставит под сомнение демократичность намерений и Европейского союза, и Соединенных штатов.

Так, вызывает много вопросов, как демократические державы могут официально поддерживать Сирийских боевиков, заявляющих о своей поддержке идей ваххабизма и имеющих прямое отношение к знаменитой террористической организации АльКаида. Или каким образом укладывается в рамки демократичности переворот в республике Украина, когда нынешние власти республики (опять-таки поддерживаемые и ЕС, и США, и ООН с НАТО) официально пропагандируют идеи нацистского лидера Степана Бандеры.

Казалось бы, действия лидеров Сирийской и Украинской революций не укладываются в правовые рамки демократии, скорее даже наоборот противоречат всем возможным правовым нормам, да и нормам человеческой морали тоже. Тем не менее, чреда последних заявлений лидеров США и ЕС, да и ООН с НАТО ясно дает понять, что они всецело поддерживают действия Украинских и Сирийских революционеров, и любое инакомыслие по данному вопросу неприемлемо.

Было бы конечно неплохо предположить, что мировые державы всеми силами стараются поддержать и укрепить демократичные начала развивающихся государств, вот только тогда возникает такой вопрос: в последнее время население различных стран-членов Европейского союза очень недовольны различными аспектами жизни в составе ЕС (политика, экономика и т.д.), это и Греция, и Испания, да и благополучная Германия тоже не остается в стороне. Выражается это в пока еще не столь многочисленных акциях протеста, митингах и пикетах. Несколько областей стран-членов Европейского союза даже провели народный референдум о выходе из состава своих стран, или объявили о желании провести такой референдум (Венеция, Шотландия). Вот только, как ни странно, на территории ЕС еще ни одного государственного переворота (даже попытки) замечено не было.

Исходя из этого, складывается общее ощущение того, что США и ЕС заинтересованы в организации государственных переворотов на территории других государств, не являющихся членами ЕС и НАТО и, как следствие, в развитии на их территории затяжных конфликтов. Такая позиция, если она имеет место быть, не может не вызывать опасения, так как дальнейшее расширение конфликтов в различных государствах мира ведет только к одному итогу - Мировой войне. А все мы прекрасно знаем, что и Первая, и Вторая мировые войны начинались именно так.

Для чего же лидеры западных держав затеяли эту игру в революции? Что именно намерены они добиться, дестабилизируя половину Земного шара?

Предположений можно высказать множество. Одно из предположений, что западные державы, в частности США и ЕС, стремятся к обладанию мировыми запасами ресурсов и устранению всех возможных конкурентов на этом пути. Ведь не случайно и Ирак, и Ливия, и Сирия, и Египет являются крупными нефтедобывающими странами, Ирак и Ливия даже входят в состав ОПЕК (Организация стран - экспортёров нефти), а Украина является крупнейшей страной-транзитером Российского газа в Европу. Да и Россия, и это не является ни для кого секретом, страна, обладающая большими запасами ресурсов. Может именно поэтому после неудавшегося государственного переворота в России запад принялся за ее ближайшего соседа, связанного с Россией и экономически, и политически.

Можно конечно предположить, что все эти факты являются всего-навсего случайным стечением обстоятельств, совпадением, не имеющим под собой никакой экономическо-политической подоплеки. Вот только тогда не совсем укладывается в понятие «случайности», то, что сын вице-президента Соединенных Штатов Америки Джозефа Байдена, Хантер Байден стал одним из независимых директоров в украинской частной нефтегазодобывающей компании Burisma Holdings, занимающейся добычей углеводородов на Украине.

Burisma Holdings владеет двумя нефтегазодобывающими компаниями - «Эско-Пивнич» и «Пари». Им принадлежат лицензии на разработку Ракитнянского, Кайракозовского и Роганского месторождений в Харьковской области, Перемышлянского, Чуквянского, Семигоновского и Никловичского месторождений в Львовской области, Чеминговского и Пилиповского - в Ивано-Франковской, а также Шерметовского в Черновицкой области. Кроме того, холдинг в 2012 году получил контроль над несколькими активами - ООО «Первая украинская газонефтяная компания», «Нафтогаз Гарант» и «Крымтопэнергосервис». То есть по факту, Burisma Holdings является крупнейшей нефтегазовой компанией Украины.

Совпадение ли то, что сын вице-президента США является членом правления крупнейшего нефтегазового холдинга Украины? Скорее всего, нет, так же вряд ли является совпадением тот факт, что Хантер Байден является выпускником «Yale University». Выпускником заведения, подготовившего по программе Yale World Fellows многих известных мировых оппозиционеров, таких как Алексей Навальный, Андрей Шевченко, Норберт Мао, Энрике Салас Рёмер, Темур Якобашвили и др. [1].

Как бы то ни было, в мировой истории даже совпадения отнюдь не случайны. Можно говорить и утверждать что угодно, обвинять в произошедших государственных переворотах и последующих гражданских войнах коррумпированные правительства или диктаторские замашки глав государств. Ясно только одно, началась глобальная война за ресурсы, и кто бы ни развязал ее, лидируют в ней пока что Соединенные Штаты Америки.

Литература

1. Belous S. What is the revolution .. ,?//Materials the VI International Conference «Science and Education».- Munich - Germany: publishing office Vela Verlag Waldkraiburg. - 2014. - с. 415-416.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES

Михайлова Л.А.1, Шабатура Л.Н.2.

'Соискатель; 2доктор философских наук, профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАЙНА КАК УЧАСТНИКА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА

Аннотация

В статье рассмотрены теоретические и методологические аспекты развития дизайна в современной социокультурной ситуации, особенности его интеграции в национальный культурный комплекс, его функции, как наследника духовной традиции.

Ключевые слова: дизайн, социокультурная ситуация, традиционные ценности.

Mikhaylova L.A.1, Shabatura L.N.2.

'Aspirant; 2Doctor of philosophical Sciences, Professor, Tyumen State Gaz and Oil University.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE DESIGN AS A PARTICIPANT OF CULTURAL

GENESIS

55

Abstract

The article considers theoretical and methodological aspects of development of design in a modern socio-cultural situation, features of its integration into a national cultural complex, its functions, as successor of spiritual tradition.

Keywords: design, socio-cultural situation, traditional values.

Вся история культуры представляет собой процесс постоянного самовозобновления, то есть генезиса. Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. По А. Я. Флиеру, причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Возникновение дизайна обусловлено вызреванием и артикуляцией социального запроса на новый класс продуктов и услуг, в связи с расширением машинного производства и необходимостью эстетического обогащения промышленной продукции. Дизайн, профессионально обособившийся около ста лет назад на волне индустриализации, по мнению исследователей, претерпел значительные эволюционные изменения, пройдя путь от придатка промышленного производства до статуса культурной формы, активно действующей в современной социокультурной, социопсихологической, социоэкономической ситуации. Интенсивность деятельности дизайна привлекает к нему внимание философов, социологов, культурологов и других ученых, видящих в этом феномене, как не парадоксально, и одну из причин, и средство преодоления многих проблем нашего времени. В связи с этим особенно важным представляется осмысление вектора движения отечественного дизайна в современной социокультурной ситуации, особенностей его интеграции в национальный культурный комплекс, его функций в нормировании социального взаимодействия.

Одним из универсальных внутренних механизмов, обеспечивающих динамику и эффективность внутренних и внешних процессов дизайна, является рефлексия. Широта проектного охвата действительности, свойственная современному дизайну, попытка найти решение уже не только узкопроизводственных, но и общенациональных и общечеловеческих проблем способствует процессу анализа и переоценки собственной деятельности, так как в числе неоднозначных факторов действительности есть те, к возникновению которых причастен и дизайн. В качестве примера можно привести некоторые реалии, используемые исследователями для характеристики постиндустриального общества. Формальные характеристики товаров быстро теряют свою актуальность. Моральное устаревание вещи становится ключевым аспектом производственного планирования и маркетинговых стратегий. Технологичная реклама активно стимулирует желание обладать новым, делая акцент на имиджевой сущности вещи. Для развитых стран характерно увеличение в два раза общего производства товаров и услуг каждые пятьдесят лет. За последние сто лет человечество истратило энергии в объеме, приблизительно равном половине энергетических затрат последних двух тысячелетий. Беспрецедентным явлением современной культуры стали одноразовые товары, чрезвычайно обострившие проблему неэффективности потребления природных ресурсов и тесно связанную с ней проблему увеличения объема бытового мусора и промышленных отходов. Отмечается заметная деградация предметной, архитектурной, природной среды. Процессы отчуждения происходят не только на средовом уровне, что отмечают исследователи уже со второй половины двадцатого века, но и на социальном. По мнению известного американского футуролога лауреата нобелевской премии Алвина Тоффлера современный человек, истощивший адаптивные возможности под натиском быстро меняющихся обстоятельств претерпевает значительные изменения как на физическом, так и на психическом уровне - «шок будущего». «В то время как тело разрушается под напряженным воздействием окружающей среды, перегруженный «рассудок» не способен принимать адекватные решения. При беспорядочных скачках механизмов изменений мы не только можем подорвать здоровье, отчего уменьшится степень адаптации, но и утратить способность рационально реагировать на эти изменения» [1, с. 373]. Анализ сложившейся ситуации привел к осознанию социокультурной детерминированности дизайн-деятельности, к изменению в целеполагании современного дизайна.

Еще в конце 19 века Л. Салливен - архитектор, теоретик Чикагской школы архитектуры высказал идею о том, что форма объекта должна определяться его назначением, заложив основы функционализма. Функцию Салливен понимал как единое объединяющее выражение разнообразных проявлений жизни, включающее как утилитарное назначение, так и эмоциональное переживание, возникающее у человека от соприкосновения со зданием.

Радикальный функционализм, господствующий в дизайне первой половины 20 века и определяемый формальными качествами изделия в стремлении обособиться от культурных традиций, в пылу проектных подвигов по восстановлению послевоенной разрухи, в неминуемой коммерциализации дизайн-деятельности утратил нечто очень важное из первоначальной концепции. Критикуя «интернациональный стиль» В. Папанек отмечает «обездушенность» этого усредненного дизайна, олицетворяющего общую тенденцию рационализации культуры. Однако накопленный эпохой функционализма проектный потенциал стал безусловным вкладом в развитие дизайна. Более того, именно проблемная ситуация, как наследие минувшего периода явилась прецедентом для активизации творческих поисков, поскольку проблеморазрешение является ключевым аспектом дизайнметодологии.

Критическое осмысление функционализма, начавшееся еще в конце 70-х годов способствовало возникновению нового дизайна, который называют по-разному: антидизайн, антифункционализм, метафорический дизайн. Характерной чертой нового концепта, новой дизайн-идеологии стало, прежде всего, восприятие новых ценностей, значительно расширивших социокультурные функции дизайна.

По определению нашего современника теоретика дизайна и педагога В.Ю. Медведева, обобщившего и развившего теорию отечественного дизайна, целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной предметной среды и ее компонентов во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей [2, с. 40].

Исследователь видит формообразование в дизайне « ... по существу культуроцентрическим и, следовательно,

антропоцентрическим (рассматривающим человека как творца культуры и ее творение), объектом которого теперь является не просто средство предметного обеспечения конкретных утилитарных потребностей человека в определенных процессах его жизнедеятельности, в той или иной среде, а вещь, превращающаяся благодаря целенаправленной гармонизации ее структуры и формы средствами и приемами композиции в культурный образец, эстетически значимый компонент материально-художественной культуры предметного мира, окружающего человека» [2, с. 60].

Однако и сегодня гуманизации дизайн-деятельности, повышению социальной ответственности дизайнера противостоят процессы глобализации, отказывающие человеку в насущнейшей потребности обретения национальных корней, давление рыночной экономики, где приоритетны интересы производителя. Для современных торговых, промышленных, рекламных фирм привлечение дизайнера является обеспечением коммерческого успеха деятельности предприятия, приоритетными становятся задачи самоутверждения, преуспевания в бизнесе, удовлетворение индивидуальных амбиций. Имеют место подражательство западным стандартам, бездушное, лишенное содержательности формотворчество. В этой ситуации многое, зависит от жизненной позиции представителя профессии, его мировоззрения, осознания своей роли в обществе и социальной ответственности.

В каждой культуре складывается свое отношение к вещному миру и способам его конструирования. Вещь является отражением духовного мира общества на каждом этапе его существования. С одной стороны, вещь отражает представления своего

56

создателя, с другой — человек, который её творит, вкладывает в неё миропонимание всего народа. Вещь, как продукт преобразования человеком природного материала, занимает пограничное положение в отношении человека и природы, соединяет в себе природное и человеческое. Поэтому появление вещи обусловлено самой культурой, её потребностями, а отношение к вещи, во многом, определяет путь развития общества в целом, характер его взаимоотношения с природой. Поиски возможности гармоничных взаимоотношений между человеком и природой исторически всегда лежали в основе разрешения проблемных ситуаций. «В культуре как целом, как органе самоконституирования человечества, речь всегда идет о том, чтобы найти высшее начало, в котором природа и социум оказались бы соразмерными обрести ту универсальную меру, которая не нарушила бы собственную внутреннюю меру каждой из конфликтующих сторон» [3, с. 51].

Дизайн, отвечающий за предметосозидание современной цивилизации, за гармонизацию среды жизнедеятельности человека, несмотря на столетнюю историю практической деятельности, не выработал оптимального способа разрешения существующих проблем. Это обуславливает целесообразность обращения дизайна к традиционной (этнической) культуре, представляющей традицию, в качестве бесценного опыта адаптации человека и общества к условиям природного и социального окружения, источнику вдохновения и созидания творческой личности. Важность обращения к подобному опыту подчеркивается в напутственных словах ученого востоковеда Норманда де Шамбурга, посвященных коренным народам севера: «Изучайте людей, связанных с землей, ибо эти оленеводы, эти охотники и рыбаки являются садовниками мира. Они скромно сотворили пейзажи, которые нас окружают сегодня. Они приспособились к естественным условиям, дав волю думам природы. Они опасались попирать ее законы, предчувствуя, что насилие обернется против них. Таким образом, они смогли сберечь землю и могут научить этому других, лишь бы этот опыт был востребован» [4].

В связи с вышесказанным, формирующееся сегодня «культурологическое» направление отечественного дизайна, предполагающее укорененность дизайн-деятельности в «большой истории», обретает особую актуальность. По словам О. Генисаретского, «... сегодня помимо способности дизайна к инновациям, к порождению новых эстетических, функциональных и поведенческих качеств усиленно подчеркивается его способность, говоря. языком классической эстетики, к мимесису, к воссозданию в структуре среды каких-то традиционных функций, качеств жизни, бытовых и художественных ценностей», когда «. глубина исторической памяти, доступная творческой концепции, является одной из важнейших характеристик проектной культуры» [5]. Специалисты отмечают положительные перспективы такого развития, касающиеся обретения национального своеобразия дизайна, сохранения национальной и этнокультурной идентичности среды, сбережения и актуализации национальной традиции и обеспечения тем самым права человека на такое пространственное и визуальное окружение, которое обеспечивало бы ему полное развитие, учитывало бы специфику родной культуры (О. Генисаретский, Н. Герасимов, К. Кондратьева, И. Савельева,

В. Сидоренко и др.). «Это путь сближения художественного проектирования с творчеством вообще (и не только с художественным творчеством), с наследованием ценностей художественной и духовной традиции; это понимание проекта как замысла о создании более гармоничного образа жизни. Но это не отказ от дизайна как формы проектной деятельности, а развитие его проектных начал, гуманизация самой проектной культуры» [5].

Движение дизайна в этом направлении поднимает на новый качественный уровень несколько поверхностное отношение к культурному наследию, характерное для массовой культуры. Массовая, урбанизированная цивилизация не вытесняет, но инкорпорирует традиционную культуру. Описывая этот процесс, А. В. Захаров отмечает эклектичность и всеядность массовой культуры, которая «. делает относительными и проницаемыми все эстетические градации и жанровые перегородки, смешивая «высокие» и «низкие» художественные формы, транслируя уникальные произведения национального, этнического искусства в самое сердце крупнейших мегаполисов, чтобы затем, после соответствующей аранжировки и профессиональной "возгонки" транслировать их обратно — на периферию» [6]. Популярную или профессиональную культуру А. Захаров определяет как симбиоз традиционной и массовой культуры. Популярная культура самоопределяется через присвоение инокультурных форм и образцов. При ее воздействии различные жанры народного творчества, существовавшие ранее как относительно обособленные виды художественной практики, «нагружаются» жизненно важными общественными функциями: просветительскими,

образовательными, организационными, политико-пропагандистскими, развлекательными и пр.

В связи с этим представители «культурологического» направления в дизайне пытаются пересмотреть поверхностное отношение к этнической культуре с позиций ретранслятора не только материальных, но и духовных ценностей. М.М. Бахтин утверждал, что «смыслы» не умирают, в них «нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения». Это требует от дизайнера усилий, направленных на освоение традиционной культуры, поиск точек соприкосновения, сцепления прошлого и настоящего, проектный синтез, основанный на бережном внимательном отношении к этнокультурному материалу, обеспечивающем подлинный диалогизм дизайн-деятельности. Объектом исследования дизайнера становится не отдельный, вырванный из культурного контекста компонент, а целостный, живой, развивающийся организм традиционной культуры, являющийся неотъемлемой частью культуры общечеловеческой.

Таким образом, современный дизайн - широкомасштабная профессиональная теоретическая и практическая деятельность, осуществляемая одновременно и взаимосвязано в таких направлениях как осмысление социокультурных процессов современности, профессиональное воздействие на среду жизнедеятельности, обусловленное множественностью функций дизайна, рефлексия, способствующая развитию теории и практики дизайна, традиционной культуры, построению перспектив их развития. Вовлекая в круг проектных задач все более широкую проблематику действительности, дизайн приобщается к осмыслению разнообразных процессов современности, к осознанию и утверждению своей роли в культуре и обществе.

Содействуя повышению качества жизни людей и совершенствованию социально-культурных отношений между ними во всех сферах жизнедеятельности для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей, дизайн приобретает качество системообразующего, адаптирующего фактора, активно действующего в современной социокультурной ситуации, как самый близлежащий к действительной культуре метод усовершенствования реалий и облагораживания будущего с позиций природосообразности человеческого бытия.

«Дизайн из инструмента технической эстетики промышленного проектирования, призванного осуществлять связь между производством и потреблением, перерастает в культурную универсалию постмодернистской эпохи как средство, обеспечивающее ценностный ресурс кулътуротворческого поведения человека, выражение и предметную реализацию общественного идеала -обеспечение условий свободной самореализации целостного человека» [7, с. 9]. При этом особое значение приобретают ценностные установки и уровень социальной ответственности представителей профессии, общая идеологическая ориентация дизайна на сохранение традиционной культуры. «Пора понять, что мысленно, духовно, душевно быть «везде», находиться за пределами собственного отечества, своего дома - это иллюзия омертвляющая дух и сердце, а не возвышающая их!» [8, с. 73].

Современный дизайн вплотную приблизился к проектному осмыслению гармонизации взаимоотношений и взаимосвязи основополагающих категорий: человек, вещь, природа. Возникнув первоначально как «интернациональный стиль», дизайн сегодня демонстрирует готовность к интеграции в национальный культурный комплекс на позиции ретранслятора не только материальных, но и, самое главное, духовных ценностей, участвуя в решении актуальнейших проблем сохранения национальной и этнокультурной идентичности среды, обеспечивающей полноценное и всестороннее развитие личности, сбережения и актуализации национальной традиции.

57

Литература

1. Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. М.: «Издательство ACT», 2002.

2. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна. Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД,

2009.

3. Давыдов Ю.Н. Культура - природа - традиция/Традиция в истории культуры. М., 1978.

4. Новости Югры [Электронный ресурс] URL: http://ugra-news.ru (дата обращения 12.05.2014).

5. Генисаретский О.И.: Регионализм, средовое проектирование и проектная культура [Электронный ресурс] URL: Ы1р://о^еп.сот/тексты-генисаретского-о-и/публикации/регионализм-средовое-проектировани (дата обращения 8.05.2014).

6. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.

7. Чижиков В.В. Дизайн и культура. Монография. М.: МГУКИ, 2006.

8. Шабатура Л.Н. Социогенез традиции. Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2002.

Попова С. В.

Кандидат исторических наук, государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Мордовия «Саранский автомеханический техникум».

ПОВОЛЖСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ

Аннотация

В настоящее время, в условиях процессов глобализации и унификации культур, возникает острая необходимость в особом отношении к этнической общности, сохранении ее национальной самобытности и культуры, осознании её исторических корней. Ключевые слова: финно-угры, мордва, ассоциация, эрьзя, мокша.

Popova S. V.

Candidate of historical Sciences, state Autonomous educational institution of secondary professional education of the Republic of

Mordovia «Saransk automotive technical school».

VOLGA ASSOCIATION OF FINNO-UGRIC PEOPLES

Abstract

Nowadays, in the conditions of globalization and unification of cultures, there is an urgent need for a special attitude to the ethnic community, the preservation of its national identity and culture, the awareness of its historical roots.

Keywords: Finno-Ugrians, the Mordvins, the Association, Erzya, Moksha.

Федеральная целевая программа нашего государства направлена на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России. Важную роль в решении задачи содействия укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений играют поддержка проектов, направленных на усиление гражданского патриотизма, общероссийского гражданского самосознания и гражданской ответственности, взаимного уважения традиций и обычаев народов Российской Федерации, обеспечение преемственности исторических традиций солидарности и взаимопомощи народов России, формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России, развитие культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России. Необходимо обеспечить сохранение и приумножение духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма. Одним из таких проектов и является Ассоциация финноугорских народов - общественные национальные объединения республик Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовской, Удмуртской; Коми-Пермяцкого, Ненецкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого национальных округов (вепсы, карелы, финны-ингерманландцы, ливы, водь, ижора, коми-пермяки, мокша, эрзя, саамы, марийцы, ханты, манси и другие народы финно-угорской языковой семьи). Основные задачи «Поволжского центра культуры финно-угорских народов»: координация действий, оказание взаимной помощи и поддержки в реализации прав и интересов финно-угорских народов, создание предпосылок для формирования единого социально-экономического, культурного и информационного пространства.

За последние годы культурная жизнь Мордовии заметно оживилась, стала более насыщенной и содержательной. Труппы республиканских театров получили возможность выезжать на продолжительные гастроли за пределы республики. Концертные коллективы активно участвуют в культурном обслуживании районов компактного проживания мордвы в регионах России. Статус государственного учреждения культуры обрели театр песни «Росичи», джазовый оркестр «Биг-бенд Саранск», создан оркестр камерной музыки. Стали традиционными международные фестивали джазовой музыки «Вейсэ джаз», «Соотечественники» русских драматических театров, классической музыки «Классика, браво!», «Декабрьские дивертисменты».

В 2007г. в Саранске прошел I Международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!». Накоплен опыт проведения масштабных театрализованных представлений под открытым небом с числом участников от 10 до 15 тыс. человек. В июле 2007г. открыто новое здание Мордовского государственного национального драматического театра. Реконструированы Музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи и Государственный русский драматический театр, республиканские детская музыкальная школа-интернат и детская хореографическая школа, ряд районных домов культуры. Ведется строительство второй очереди Национальной библиотеки им. А.С.Пушкина, начато строительство здания театра оперы и балета. Директор Научно-исследовательского инстита гуманитарных наук Юрченков Валерий Анатольевич возглавляет одно из направлений Ассоциации: финно-угорские исследования на примере Республика Мордовия.

Сохранение и развитие языкового многообразия и защита языков национальных меньшинств являются неотъемлемой частью их этнокультурного развития. Язык национальных меньшинств является основой их этнической самоидентификации, отражает исторический опыт, является инструментом социализации, выражения и передачи этнокультурных традиций. Обучение на родном языке гарантировано Конституцией Российской Федерации и рядом международных актов, ратифицированных Россией. Должны быть созданы условия для сохранения и развития языков народов России, изучения родного языка. Решение задачи содействия этнокультурному многообразию народов России предусматривает государственную поддержку этнических традиций народов Российской Федерации, что является основным фактором гармоничного развития общества в этнокультурной сфере и обусловливается необходимостью реализации правовых норм, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.

Развитие этнокультурного потенциала народов России, социализация этнокультурных сообществ, их интеграция в гражданское общество, межэтническое и межрелигиозное сотрудничество, преодоление этнического изоляционизма и экстремизма играют важную роль в укреплении общественно-политической и социально-экономической стабильности российского общества.

Литература

1. Александров Е. В. Финно-угорская молодежь в контексте современных интеграционных и межкультурных процессов: доклад на открытии XXII Международной студенческой конференции / Е. В. Александров, Н. Н. Осипов // Вестник Марий Эл. -2006. - № 2. - С. 56-61.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.