ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ
Колесов Роман Владимирович
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при правительстве РФ» (Ярославский филиал), заместитель директора филиала по учебно-методической работе, г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail:[email protected]
Тарасова Алла Юрьевна
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при правительстве РФ» (Ярославский филиал), кафедра «Экономика и финансы», г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail:[email protected]
Аннотация: Статья имеет прикладной характер, в ней обосновывается необходимость применения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Цель работы состояла в рассмотрении налоговой политики в сфере подоходного налогообложения физических лиц как инструмента повышения конкурентоспособности российской экономики. В статье рассмотрен опыт применения прогрессивной шкалы НДФЛ в Китае, тенденций повышения необлагаемого минимума и влияние этого на экономику страны. В работе использованы общенаучные методы: анализа. обобщения, абстрактно-логический. В результате предложен подход к совершенствованию подоходного налогообложения в России на основе применения необлагаемого минимума и прогрессивной шкалы в целях выравнивания неравенства в доходах, и как следствие - повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц; прогрессивная шкала; плоская шкала; прожиточный минимум; необлагаемый минимум.
JEL: Н21; Н24
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL RATIONALE FOR THE USE OF PROGRESSIVE TAXATION OF INCOMES OF PHYSICAL PERSONS IN RUSSIA
Kolesov Roman Vladimirovich, candidate of economic sciences Director of the branch for educational and methodical work
senior lecturer of the department of Economics and Finance, Financial University under the Government of Russian Federation Yaroslavl, Russian Federation
Tarasova Alla Yurievna, Candidate of Economic Sciences
senior lecturer of the department of Economics and Finance, Financial University under the Government of Russian Federation Yaroslavl, Russian Federation
Abstract: The article has an applied character, it substantiates the need for the use of a progressive scale of taxation of income of individuals.the Purpose of the work was to consider the tax policy in the field of income taxation of individuals as a tool to improve the competitiveness of the Russian economy. The article describes the experience of the progressive scale of personal income tax in China, the trends of increasing the non-taxable minimum and the impact on the economy. The paper uses General scientific methods: analysis. generalizations, abstract-logical. As a result, we propose an approach to improving income taxation in Russia based on the use of non - taxable minimum and progressive scale in order to equalize
income inequality, and as a consequence-to improve the competitiveness of the national economy.
Keywords: : the tax to incomes of physical persons; the progressive scale; flat scale; subsistence minimum; non-taxable minimum.
Одной из важных социально-экономических проблем в современной России является расслоение населения по уровню доходов. Это признают и официальные лица, и представители различных экспертных групп.
Так, по данным Росстата [1], соотношение между средним душевым доходом десяти процентов самых богатых и десяти процентов самых бедных россиян держится примерно на одном уровне. В 2015 году разница составляла 15,7 раза, в 2016-м -15,5 раза, в 2017-м -15,3 раза.
По данным агентства РБК [2], если упорядочить всех взрослых россиян по уровню дохода и разделить на две половины, то по данным за 2016 год на долю первой группы (менее обеспеченных) будет приходиться лишь 17% национального дохода, а на долю второй -83%. При этом доходы богатейших 10% граждан России составляли в 2016 году 45,5% национального дохода. В странах Европы доходы богатейших 10% граждан в 2016 году составили 37%, в Китае -41%. Есть страны, где этот показатель еще выше, так в США и Канаде доходы самых богатых 10% составляют - 47% национального дохода, а в Индии и Бразилии -55% [2].
На существующий разрыв между слоями населения в России обращала внимание в марте 2017 года вице-премьер Правительства РФ Ольга Голодец, она назвала уникальным явление, когда россияне остаются бедными при наличии работы: «Та бедность, которая в стране есть и фиксируется, -это бедность работающего населения. Это уникальное явление в социальной сфере -работающие бедные» [3].
Таким образом, все вышесказанное еще раз подтверждает наличие неравенства населения по уровню доходов, что влечет и социальную напряженность, и необходимость дополнительных мер по финансовой поддержке малообеспеченных слоев.
Очевидно, что наличие неравенства населения по уровню доходов негативно влияет на национальную экономику и снижает ее конкурентоспособность, что проявляется следующим образом:
- во-первых, как уже было отмечено возникают дополнительные расходы в бюджете, связанные с поддержкой малообеспеченных;
- во-вторых, низкий уровень доходов населения приводит к снижению потребительских расходов, это в свою очередь генерирует две проблемы: с одной стороны, население не имеет возможности приобретать некоторые виды товаров и услуг не только за счет личных доходов, но и за счет заемных средств, а значит товары и услуги остаются невостребованными; с другой стороны, снижение потребительских расходов и, как следствие, снижение качества уровня жизни отрицательно влияет на состояние здоровья населения, что в итоге приводит и к увеличению расходов внебюджетных фондов (оплата больничных листов, пенсии по инвалидности и т.п.), а также к снижению производительности труда.
Решение данных проблем, в первую очередь проблемы неравенства в доходах, по нашему мнению, может быть найдено в использовании налоговой политики как части финансовой политики не только как фискального инструмента, но и как регулятора национальной экономики.
Вчастности,необходиморассмотретьвозможностиналоговойполитикивсференалогообложения доходов физических лиц на основе применения прогрессивной шкалы налогообложения.
В нашей стране, как известно, действует плоская шкала по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) со ставкой 13%, которая считается одной из самых низких в мире. Такая модель подоходного налога (пропорциональная) применяется помимо России в таких странах как Албания, Болгария, Гернси, Гонконг, Грузия, Джерси, Исландия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Македония,
Монголия, Румыния, Словакия, Украина, Чехия, Эстония [4].
Есть страны, где подоходный налог отсутствует в налоговой системе, к ним относятся в первую очередь богатые сырьевые страны -Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт, а также княжество Монако, Багамы и Бермуды [5].
Однако в большинстве стран мира действует прогрессивная модель подоходного налога с применением необлагаемого доходом минимума, т.е. при такой модели бедные и малообеспеченные или не платят налог вовсе, или платят только с суммы выше определенного лимита, такое же правило действует и для обеспеченных слоев населения и самых богатых - налог по повышенным ставкам они платят не со всей суммы доходов, а с той ее части, которая превышает определенный налоговым законодательством страны лимит.
Так, например, нами был проведен сравнительный анализ нашей модели подоходного налогообложения и прогрессивной модели подоходного налога в Германии [6], в котором мы обратили внимание на то, что минимальная ставка подоходного налога в Германии составляет 14% [7]. При этом необлагаемый подоходным налогом минимум составляет 18,7% процента от средней заработной платы, а прожиточный минимум - 8,9% от средней заработной платы (по данным за 2015 год). При этом средняя заработная плата в Германии составляла в 2015 году €44592 в год, а необлагаемый подоходным налогом минимум составлял €8354 в год на одного человека или €16 708 в год для супружеской пары [7]. Если пересчитать евро в рубли по паритету покупательной способности (ППС), а по данным портала «Мировой атлас данных» [8] за 2015 год ППС международного доллара к рублю составлял 23 рубля за доллар, а ППС доллара к евро - 0,8 евро за доллар, тогда ППС евро к рублю составлял 18,4 рубля за евро, получим, что необлагаемый минимум составит 153 713,6 рублей в год.
В последнее время по многим вопросам, в том числе экономическим, принято смотреть не только на страны Европы и Америки, но и на Восток - Китай, Японию, Индию, Сингапур и др. В последние годы Китай выходит в мировые лидеры по многим показателям, доля КНР в общемировом ВВП в 2018 более 17%, это самый высокий показатель [9]. Поэтому логично будет предположить, что налоговая система этой страны заслуживает пристального внимания, и в частности та ее часть, которая связана с подоходным налогом для физических лиц.
В КНР действует прогрессивная шкала подоходного налога, предусматривающая наличие необлагаемого минимума. Кроме того, не облагаются подоходным налогом некоторые виды вознаграждений граждан КНР, такие как: премии и награды, страховки, различные надбавки к основной заработной плате, пенсии и пособия. По данным портала «Мировые налоговые системы» [9] в 2018 году ставки подоходного налога в КНР были представлены следующей шкалой (см. таблицу 1):
Таблица 1 - Шкала подоходного налога в КНР в 2018 г. (до 1.10.2018) [9]
Сумма месячного дохода, юаней Сумма месячного дохода, долларов Ставка, %
менее 4 000 менее 582 не облагается
4 000 - 4 500 582 -655 5
4 501 - 6 000 655,1 - 873,36 10
6 001 - 9 000 873,37 - 1 310 15
9 001 - 24 000 1310,1 - 3 493,45 20
24 001 - 44 000 3 493,46 - 6 404,66 25
44 001 - 64 000 6 404,67 - 9 315,86 30
64 001 - 84 000 9 315,87 - 12 227,01 35
84 001 - 100 000 12 227,02 - 14 556 40
Свыше 100 000 Свыше 14 556 45
При этом следует отметить, что средняя зарплата до уплаты налогов и социальных отчислений в Китае в 2018 году составляет 6527 юаней или 950 долларов в месяц (1 доллар = 6,87 юаня), что на 6% выше, чем в 2017 году [10].
Для Китая так же, как и для России и для многих других стран мира, является актуальной проблема расслоения населения по уровню доходов. Китайские экономисты отмечают, что более половины китайцев получают зарплату ниже среднего уровня, а около 40% граждан трудится в самых низкооплачиваемых отраслях, многие китайцы продолжают жить за чертой бедности. Самые высокие зарплаты имеют жители Пекина и Шанхая, чуть меньшие зарплаты получают китайцы, проживающие в богатых провинциях с развитой промышленностью: Чжэцзяне, Тяньцзине, Шаньдуне, Цзянзу, самые низкие зарплаты получают жители аграрных областей [10].
Одной из мер, направленных на борьбу с неравенством в доходах, стало повышение необлагаемого подоходным налогом минимума. С 1 октября 2018 года нижняя планка необлагаемого подоходным налогом месячного дохода на одного человека выросла до 5000 юаней, что по оценкам различных экспертов составляет 750 - 800 долларов в месяц [11].
Помимо данной установленной суммы необлагаемого минимума к обычным налоговым вычетам относятся взносы в обязательное социальное страхование, взносы в жилищный фонд. Также, в соответствии с новыми изменениями, налоговые резиденты Китая, начиная с 2019 года, имеют право предъявить к дополнительным вычетам из налогооблагаемого дохода: официальные расходы на образование детей в Китае, аренду жилья, медицинские расходы на лечение тяжелых заболеваний, расходы по выплате процентов по ипотеке, официальные расходы на уход за пожилыми [9].
Таким образом, шкала ставок подоходного налога в КНР после принятых изменений приняла следующий вид (см. таблицу 2)
Таблица 2 - Шкала подоходного налога в КНР с 1.10.2018 г. [9]
Сумма месячного Сумма месячного Сумма дохода в месяц, Ставка, %
дохода, юаней дохода, долларов оставшегося после вычета необлагаемой налогом суммы, до уплаты НДФЛ
менее 5 000 менее 725 0 не облагается
5 001 - 8 000 725 - 1 161 до 3000 3
8 001 - 17 000 1 161 - 2 467 3 001 - 12 000 10
17 001 - 30 000 2 467 - 4 354 12 001 - 25 000 20
30 001 - 40 000 4 354 - 5 805,5 25 001 - 35 000 25
40 001 - 60 000 5 805,5 - 8 708 35 001 - 55 000 30
60 001 - 85 000 8 708 - 12 336 55 001 - 80 000 35
Свыше 85 000 Свыше 12 336 Свыше 80 000 45
Учитывая, что среднемесячная заработная плата в отдельных городах Китая по данным за первую половину 2018 г. колеблется от 1480 долларов в Пекине до 850 долларов в Шэньяне, доля необлагаемого минимума примерно в 725 долларов составит от 49% до 85% от средней заработной платы [10]. Если вспомнить аналогичные данные по Германии [6], то там этот показатель составлял 18,7%.
Поэтому говорят о том, что налоговая реформа в КНР призвана улучшить как собираемость
налогов, так и стимулировать потребление граждан и, как следствие, повлиять на рост экономики страны. Очевидно, что в результате реализации такой меры налоговые поступления от подоходного налога в бюджет КНР сократятся. Сокращение может составить 320 млрд. юаней в год (около 48 млрд. долларов) [11]. Доходы бюджета Китая по итогам 2017 года составили 17 трлн. 256,7 млрд. юаней, из них 14 трлн. 436 млрд. юаней составили налоговые доходы, а подоходный налог с физических лиц принес в бюджет Китая 1 трлн. 196,6 млрд. юаней [12]. Путем несложных расчетов сокращение поступлений от подоходного налога составит порядка 1,85% от доходов бюджета, 2,2% от налоговых доходов бюджета и 26,7% (чуть больше четверти) от общей суммы подоходного налога.
Тем не менее, Госсовет КНР считает, что такие изменения приведут к повышению уровня потребления и увеличению доходов населения, что в свою очередь позволит увеличить объем потребительских расходов. Китайские законодатели отмечают, что средний объём потребительских расходов на одного человека в китайских городах составляет 4 000 юаней (примерно 600 долларов), принятые поправки позволят нарастить этот уровень [11]. Учитывая, что в структуре налоговых доходов бюджета подоходный налог с физических лиц занимает долю в 8,29% (см. Таблицу 3), а в качестве ожидаемого результата обозначен рост потребительских расходов, то это должно привести к соответствующему росту налога на потребление, НДС и налога на прибыль.
Таблица 3 - Структура налоговых доходов бюджета КНР по данным за 2017 год [12]
Налог Доходы бюджета, трлн. юаней Доля в общем объеме налоговых доходов, %
Налог на добавленную 5,6378 39,05
стоимость
Налог на потребление 1,2250 8,49
Налог на прибыль предприятий 3,2111 22,24
Подоходный налог с физических 1,1966 8,29
лиц
Общая сумма налоговых 14,436 100
доходов с учетом прочих
налогов
Налог на потребление в К НР взимается в дополнение к НДС при некоторых специальных
видах потребления, таких как сигареты, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, автомобили и т.д. Он подлежит уплате всеми предприятиями и частными лицами при импортировании, производстве и переработке вышеуказанных товаров. Этот налог оплачивается конечным потребителем. Ставка налога варьируется в зависимости от различных категорий потребления от 3 до 50%.
Таким образом, в результате принятых изменений у большей части населения Китая будет оставаться больше денег, в результате ожидается увеличение объемов потребления и рост уровня жизни, и как следствие - общий рост экономики.
Возвращаясь к налоговой системе России, и в частности к НДФЛ, стоит отметить, что нашим налоговым законодательством не предусмотрено такое понятие как необлагаемый минимум, но существуют налоговые вычеты, которые объединяют в группы:
- стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);
- социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);
- имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);
- профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ);
- налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном
рынке (ст. 220.1 НК РФ).
Налоговые вычеты лишь незначительно уменьшают сумму налога на доходы физических лиц, и налогоплательщик, имеющий доход на уровне прожиточного минимуму, платит подоходный налог, в результате чего в его распоряжении остается сумма ниже прожиточного минимума. Это лишь усугубляет проблему бедности и неравенства в доходах.
Авторы данной статьи предлагают рассмотреть следующий подход. Освободить от обложения НДФЛ доходы граждан, не превышающие величины прожиточного минимума, приходящегося на одного члена семьи налогоплательщика. Размер прожиточного минимума предлагается брать для соответствующего региона по итогам прошлого года, но округляется в большую сторону до полных десяти тысяч рублей. По итогам 2017 года для большинства регионов России эта величина составит 15000 руб. в месяц или 180 тыс. руб. в год. Если в семье 3 человека (отец, мать, ребенок), то каждый из родителей будет получать необлагаемый доход в сумме 270 тыс. руб.
В дальнейшем прогрессия предполагается по следующей схеме:
1. Доходы в сумме от одного годового прожиточного минимума на члена семьи до величины среднего заработка по региону на члена семьи подлежат обложению НДФЛ по ставке 6%. Допустим, средняя начисленная заработная плата в регионе составила в 2017 году 35000 руб. в месяц (420000 руб. в год). В семье из трех человек с двумя работающими родителями величина среднего заработка по региону, приходящаяся на одного работающего, составит 420000 руб. х 3 : 2 = 630000 руб. Таким образом, доходы каждого из двух родителей в сумме от 270000 руб. до 630000 руб. будут облагаться по ставке 6%.
2. Доходы в сумме от одного до двукратного размера среднего заработка по региону на члена семьи подлежат обложению по ставке 12%. В нашем примере это будет величина от 630000 до 1260000 руб. годового дохода. Это категория граждан, которую, пусть условно, но все же можно назвать средним классом.
3. Доходы в сумме от двукратного до четырехкратного размера среднего заработка по региону на члена семьи подлежат обложению по ставке 18%. В нашем примере это будет величина от 1260000 руб. до 2520000 руб. годового дохода. Это категория граждан, которую, опять же условно, но можно назвать состоятельной.
4. Доходы в сумме от четырехкратного до восьмикратного размера среднего заработка по региону на члена семьи подлежат обложению по ставке 24%. В нашем примере это будет величина от 2520000 руб. до 5040000 руб. годового дохода. Это категория граждан, которую можно назвать весьма состоятельной для российских реалий.
5. Доходы в сумме от восьмикратного до шестнадцатикратного размера среднего заработка по региону на члена семьи подлежат обложению по ставке 30%. В нашем примере это будет величина от 5040000 руб. до 10080000 руб. годового дохода. Это категория граждан, которую можно условно назвать богатой.
6. Доходы в сумме свыше шестнадцатикратного размера среднего заработка по региону на члена семьи подлежат обложению по ставке 35%. В нашем примере это будет величина от 10080000 руб. годового дохода. Это категория граждан, которую можно условно назвать сверхбогатой.
Предлагаемая шкала налогообложения представляется рациональной, особенно в условиях, когда мировая практика свидетельствует, что примерно 15-ти кратное расхождение по доходам 10% процентов самых богатых и 10% наименее состоятельных домохозяйств является верхней границей нормы. Модель позволит существенно упростить налоговое законодательство, исключив из него практически не значащие в материальном плане для граждан отдельные виды социальных вычетов. Кроме того, так же, как и в Китае, такие изменения приведут к росту потребительских расходов, что положительным образом в итоге скажется на экономике в целом: рост потребительских расходов позволит поднять качество жизни населения; вырастут поступления в бюджет от других налогов -
НДС и налога на прибыль за счет роста потребления и как следствие роста выручки у хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг для населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусенко М. Росстат раскрыл разницу между доходами самых богатых и самых бедных россиян // Российская газета, 05.07.2018. - URL: https://rg.ru/2018/07/05/rosstat-nazval-raznicu-v-dohodah-bednyh-i-bogatyh-rossiian.html (дата обращения 15.09.2018)
2. Старостина Ю. Эксперты признали неравенство в России сопоставимым с 1905 годом /Ю. Старостина, И. Ткачев// РБК, 06.12.2017. - URL: https://www.rbc.ru/economics/16/12/2017/5a33e2fc9a7 9471b6d846e24 (дата обращения 15.09.2018)
3. Голодец: в РФ есть уникальное явление -работающие бедные // ТАСС, 14 марта 2017 г. - URL: https://tass.ru/ekonomika/4093093(дата обращения 7.10.2018)
4. Налоги не знают справедливости. Критерием изменений налоговой системы должна быть не гуманность, а эффективность? // Петербургский правовой портал. - URL: http://ppt.ru/news/53349 (дата обращения 7.10.2018)
5. Налоги в мире // Мировые налоговые системы. - URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-mire/ (дата обращения 15.09.2018)
6. Плоская шкала НДФЛ и принцип справедливости налоговой системы. Тарасова А.Ю. // Наука и образование: тенденции и перспективы. Материалы IV Международной научно-практической конференции, 2017 г. Издательство: Автономная некоммерческая организация «Исследовательский центр информационно-правовых технологий» (Уфа). - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30654713 (дата обращения 15.09.2018)
7. Налог с зарплаты в Германии: суммы налогов и социальных сборов в 2018, 2017 году с зарплаты // Бизнес, работа и жизнь в Германии. - URL: http://ru-geld.de/salary/taxes.html (дата обращения 15.10.2018)
8. Паритет покупательной способности валют // Мировой атлас данных. - URL:https://knoema. ru/h?query=паритет+покупательной+способности+валют&pageIndex=&scope=&term=&correct=&sou rce=Header (дата обращения 15.09.2018)
9. Налоговая система Китая // Мировые налоговые системы. - URL: http://worldtaxes.ru/nalogi-v-aziatskih-stranah/nalogovaya-sistema-kitaya / (дата обращения 15.09.2018)
10. Средняя зарплата в Китае в 2018 году // Все о Китае. - URL: https://mychinaexpert.ru/srednyaya-zarplata-v-kitae/(дата обращения 15.09.2018)
11. В Китае отменили подоходный налог на зарплаты меньше $750 в месяц // Новые известия. - URL: https://newizv.ru/news/world/03-09-2018/v-kitae-otmenili-podohodnyy-nalog-na-zarplaty-menshe-750-v-mesyats (дата обращения 15.09.2018)
12. Доходы бюджета Китая выросли в 2017 году впервые за 5 лет // Newspanels - URL: https:// newspanels.com/doxody-byudzheta-kitaya-vyrosli-v-2017-godu-vpervye-za-5-let (дата обращения 15.10.2018)