Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИАДА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райзих А. А., Максимова С. С., Алабужев А. Е.

Цель исследования - провести анализ уровня подготовки в теоретико-методическом испытании участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Методика и организация исследования. Участие в школьном и муниципальном этапах олимпиады приняли обучающиеся из пяти районов города Ижевска. Рассматривается содержание теоретико-методических олимпиадных заданий, система оценивания результатов олимпиады, система организации апелляций, порядок разбора результатов выполненных олимпиадных заданий. Результаты исследования и выводы. Анализ опыта работы по организации и проведению различных этапов олимпиады показывает, что для повышения их качества имеются неиспользованные резервы, в том числе создание ресурсного центра по физической культуре, проведение профильных смен, для обучающихся 9-11-х классов. Многолетний опыт организации и проведения различных этапов олимпиад показал: если раньше считалось, что для успешного участия в олимпиаде школьникам достаточно было быть одаренным физически для достижения успеха, то в настоящее время олимпиада показывает необходимость всестороннего развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райзих А. А., Максимова С. С., Алабужев А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND PRACTICAL TESTS IN ALL-RUSSIAN SCHOOL PHYSICAL EDUCATION OLYMPIAD

Objective of the study was to analyze progress of the theoretical and practical test system for the school and municipal qualifiers for the All-Russian School Physical Education Olympiad. Methods and structure of the study. The School Physical Education Olympiad theoretical and practical tests structure and contents are designed to test the competitors’ theoretical competency and skills by combinations of highly challenging tests. The winners need to demonstrate excellent physical fitness standards and skills supported by a profound knowledge of the modern physical education theory within the school syllabus. The theoretical and practical tests are updated in contents and difficulty levels on an annual basis as provided by the guidelines of the Central School Education Methodology Commission. The competitors are tested by responses to a set of standard questions that test their knowledge and skills in the most difficult domains of the primary and secondary school Physical Education materials [2, 4]. Results and conclusion. The School Physical Education Olympiads in the Udmurt Republic have accumulated vast organizational and management experience and knowledge to effectively vary the theoretical and practical tests contents and focuses, plus fair scoring, ranking and winner nomination systems.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»»

теоретико-методическое испытание всероссийской олимпиады школьников по предмету «физическая культура»

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 30.06.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Райзих1 Доцент С.С. Максимова1

Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Алабужев1

Удмуртский государственный университет, Ижевск

THEORETICAL AND PRACTICAL TESTS IN ALL-RUSSIAN SCHOOL PHYSICAL EDUCATION OLYMPIAD

PhD, Associate Professor A.A. Raizikh1 Associate Professor S.S. Maksimova1 PhD, Associate Professor A.E. Alabuzhev1

1 Udmurt State University, Izhevsk

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - провести анализ уровня подготовки в теоретико-методическом испытании участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». Методика и организация исследования. Участие в школьном и муниципальном этапах олимпиады приняли обучающиеся из пяти районов города Ижевска. Рассматривается содержание теоретико-методических олимпиад-ных заданий, система оценивания результатов олимпиады, система организации апелляций, порядок разбора результатов выполненных олимпиадных заданий.

Результаты исследования и выводы. Анализ опыта работы по организации и проведению различных этапов олимпиады показывает, что для повышения их качества имеются неиспользованные резервы, в том числе создание ресурсного центра по физической культуре, проведение профильных смен, для обучающихся 9-11-х классов.

Многолетний опыт организации и проведения различных этапов олимпиад показал: если раньше считалось, что для успешного участия в олимпиаде школьникам достаточно было быть одаренным физически для достижения успеха, то в настоящее время олимпиада показывает необходимость всестороннего развития обучающихся.

Ключевые слова: олимпиада по физической культуре; разработка программного содержания теоретико-методических заданий.

Abstract

Objective of the study was to analyze progress of the theoretical and practical test system for the school and municipal qualifiers for the All-Russian School Physical Education Olympiad.

Methods and structure of the study. The School Physical Education Olympiad theoretical and practical tests structure and contents are designed to test the competitors' theoretical competency and skills by combinations of highly challenging tests. The winners need to demonstrate excellent physical fitness standards and skills supported by a profound knowledge of the modern physical education theory within the school syllabus. The theoretical and practical tests are updated in contents and difficulty levels on an annual basis as provided by the guidelines of the Central School Education Methodology Commission. The competitors are tested by responses to a set of standard questions that test their knowledge and skills in the most difficult domains of the primary and secondary school Physical Education materials [2, 4].

Results and conclusion. The School Physical Education Olympiads in the Udmurt Republic have accumulated vast organizational and management experience and knowledge to effectively vary the theoretical and practical tests contents and focuses, plus fair scoring, ranking and winner nomination systems.

Keywords: Physical Education Olympiad, development of theoretical and practical tests.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Среди множества форм системной организации образовательной области «Физическая культура» в качестве инновационной предстает в настоящее время олимпиада школьников по физической культуре. Основным отличием олимпиады является тесная сопряженность ее содержания с учебным материалом школьной программы, проверка качества его освоения школьниками в условиях конкурсных испытаний.

Постепенно с годами олимпиада по физической культуре приобретает массовый характер, побуждает в школьниках желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями и стремиться к здоровому образу жизни. Общероссийское мероприятие представляет собой нечто большее, чем отбор одаренных детей. Оно сегодня имеет все признаки общественного движения, нацеленного на формирование

высокой культуры тела, духа и разума современного человека, что говорит об актуальности нашего исследования [3, 5].

Цель исследования - провести анализ уровня подготовки в теоретико-методическом испытании участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

Методика и организация исследования. Структура и содержание программ олимпиад представляют собой комплексные испытания, включающие ежегодно как теоретический раздел, так и практический. Победителями становятся те обучающиеся, кто гармонично сочетает высокий уровень физического развития с глубиной теоретических знаний в образовательной области физической культуры. Согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии ежегодно усложняются теоретико-методические

испытания. Выполнение заданий заключается в ответах на разработанные вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к углубленному уровню знаний выпускников основной и средней школы по физической культуре [2, 4].

Участие в школьном и муниципальном этапах олимпиады приняли обучающиеся из пяти районов города Ижевска. В таблице представлены наиболее яркие случаи расхождения результатов у юношей на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» [1].

Стоит отметить, что вопросы были составлены так, что термины и понятия, используемые для составления заданий школьного и муниципального этапов, совпадали на 80 %, однако на школьном этапе обучающиеся успешно отвечают на эти вопросы, а на муниципальном затрудняются. Мы видим, что обучающийся из МБОУ «СОШ № 72» на школьном этапе показывает результат 97,1 % (качество выполнения теоретико-методического испытания). Проходя на муниципальный этап с лучшим результатом, он выполняет испытание на 26,4 %о. Обучающийся в МБОУ «СОШ № 70», занявший на школьном этапе вторую позицию с результатом 96,1 %, показал на муниципальном этапе один из худших результатов - 11,7 %. Низкий результат на муниципальном этапе был показан обучающимся МБОУ «СОШ № 70» - 8,4 %, чего не скажешь о его результатах на школьном этапе - 90,2 %. Та же ситуация прослеживается в результатах теоретико-методических испытаний и у девушек.

Победителем школьного этапа теоретико-методического испытания у девушек так же, как и у юношей, стала обучаю-

щаяся МБОУ «СОШ № 72» с результатом 94,1 %. Ее результат на муниципальном этапе составил 31 %. Второе место занимает также обучающаяся МБОУ «СОШ № 72» - 91,2 %, показывает результат 31,25 % на муниципальном этапе. Третью позицию занимает обучающийся МБОУ «СОШ № 57» с качеством выполнения 87,2 % на школьном этапе и 53,5 % на муниципальном.

Лучший результат на муниципальном этапе показала, так же, как и у юношей, обучающаяся Гимназии № 83 с результатом 89,49 %. Худший результат принадлежит девушке из МБОУ «СОШ № 7» - 2,45 % качество выполнения теоретико-методического испытания.

Сравнительный анализ результативности выступления обучающихся показывает, что качественные показатели по итогам школьного этапа олимпиады выше, чем на муниципальном этапе. На втором месте - показатель качества заключительного этапа. Проведенное анкетирование участников школьного и муниципального этапов олимпиады выявило, что наибольшие трудности в подготовке к участию в олимпиаде по предмету «Физическая культура» вызывает у школьников теоретико-методическое испытание.

Одной из причин сложившейся ситуации школьники называют отсутствие систематической теоретической подготовки по предмету. Как правило, подача знаний на уроках физической культуры ведется отрывочно или не проводится вообще. Это создает для школьников дополнительные трудности в изучении большого количества материала, что называется «с нуля», участникам необходимо изучить большой объем информации из различных разделов «Физической культуры»,

Результаты теоретико-методических испытаний юношей и девушек школьного и муниципального этапов олимпиады по физической культуре

Место Школа Шифр участника Результат школьного этапа, балл Коэффициент результативности школьного этапа, % Результат муниципального этапа, балл Коэффициент результативности муниципального этапа, %

Юноши

1 МБОУ «СОШ №72» М-11-331-20 99 97,1 24,25 26,4

2 МБОУ «СОШ №70» М-11-151-11 98 96,1 10,5 11,7

3 МБОУ «СОШ №70» М-11-231-8 94 92,2 32 34,8

4 МБОУ «СОШ №70» М-11-331-22 92 90,2 7,75 8,4

5 МБОУ «СОШ №72» М-11-331-16 91 89,3 23,5 25,5

6 МБОУ «СОШ №57» М-11-151-17 88 86,3 38,75 42,1

7 МБОУ «Гимназия №6» М-11-152-21 88 86,3 30,75 33,4

8 МБОУ «СОШ №85» М-11-151-4 87 85,3 19,5 21,2

9 МБОУ «СОШ №72» М-9 85 83,3 - -

10 МБОУ «СОШ №60» М-10-252-1 83 81,4 18,75 20,4

11 БОУ УР Удмуртская государственная национальная гимназия имени Кузебая Герда М-10-151-16 80 78,4 37,25 40,5

12 МБОУ «СОШ №7» М-11 78 76,5 - -

Девушки

1 МБОУ «СОШ № 72» Д-9-152-19 96 94,1 28,5 31

2 МБОУ «СОШ № 72» Д-11-151-16 93 91,2 28,75 31,25

3 МБОУ «СОШ № 57» Д-11-331-5 89 87,2 49,25 53,5

4 МБОУ «Гимназия № 6» Д-11-231-12 88 86,3 18 19,6

5 МБОУ «СОШ №27» Д-9-331-21 87 85,3 26,5 28,8

6 МБОУ «СОШ № 89» Д1 86,75 85 - -

7 МБОУ «СОШ № 89» Д-10-152-2 86,75 85 36,5 39,7

8 МБОУ «СОШ № 57» Д-10-331-9 86 84,3 30,5 33,1

9 МБОУ «Гимназия № 6» Д-9-253-8 85,75 84 13,25 14,4

10 МБОУ «Гимназия № 6» Д-11-253-1 84 82,3 10,75 11,7

11 МБОУ «СОШ № 100» Д-11-253-6 83 81,4 24,5 26,6

12 МБОУ «СОШ № 19» Д-9-252-12 82 80,4 7,25 7,9

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

107

связанной с культурно-историческими основами; основами обучения двигательным действиям; основами воспитания физических качеств; основами организации урока физической культуры и самостоятельных форм занятий; основами педагогического и медицинского контроля.

Другой причиной указывается недостаток доступной литературы, рекомендуемой для подготовки Центральной предметно-методической комиссией. В общем доступе в магазинах и библиотеках Республики имеется только часть из предложенного списка литературы.

Третьей причиной является усложнение разрабатываемых заданий и тенденция к ежегодному включению новых типов заданий, когда школьники не могут быть точно уверены в готовности к выполнению этого испытания.

Анализ представленных трудностей натолкнул нас на мысль о разработке методики подготовки к теоретико-методическому испытанию. Мы предложили участникам Всероссийской олимпиады школьников при подготовке к теоретико-методическому испытанию использовать следующий алгоритм действий: теоретическое изучение материала по каждому из разделов предмета «Физическая культура» отдельно; проверка изученного путем выполнения разработанных по разделам различных типов заданий (тестов, открытых вопросов, заданий на перечисление и сопоставление); выявление ошибок; если они имеются, то возврат к теоретическому материалу, его уточнение и разъяснение, после чего переход к следующему разделу знаний; перед непосредственным участием в олимпиаде переходить к решению полноценных заданий из разных разделов знаний, постепенно увеличивая количество вопросов, их сложность и уменьшая время, отведенное на их выполнение. Методика подготовки обучающихся по предложенному алгоритму осуществлялась Республиканской предметно-методической комиссией, где для каждого представленного раздела из основ знаний разрабатывались комплексные задания различных типов. По представленному алгоритму действий готовились к муниципальному, Республиканскому и Заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура».

Выводы. Подготовка и проведение предметных олимпиад в Удмуртии позволили накопить огромный опыт и знания, как по организации, так и по разработке программного со-

держания, выбрать подходы к оценке результатов и определению победителей. В связи с этим оргкомитет пришел к заключению о целесообразности ее дальнейшего внедрения в практику образовательного процесса современных школьников. За период проведения Всероссийской олимпиады школьников, начиная с 2001 года, теоретико-методическое испытание по сравнению с первыми олимпиадами претерпело кардинальные изменения и теперь может быть составлено из девяти видов заданий.

Литература

1. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура»: метод. руководство. / Сост. А.А. Райзих, С.С. Максимова, А.Е. Алабужев. - Ижевск: ФГБОУ ВО «УдГУ», 2020. - 44 с.

2. Красников А.А. Тестирование теоретико-методических знаний в области физической культуры и спорта / А.А. Красников, Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2010. - 166 с.

3. Матвеев А.П. Физическая культура. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2019. - 127 с.

4. Чесноков Н.Н. Теоретико-методические задания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. - М.: Физическая культура, 2014. - 90 с.

5. Чесноков Н.Н. Теоретико-методические задания на региональных этапах Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура / Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2019. - 166 с.

References

1. Rayzikh A.A., Maksimova S.S., Alabuzhev A.E. Vserossiyskaya olimpiada Shkolnikov po predmetu «Fizicheskaya kultura» [All-Russian School Physical Education Olympiad]. Guidance. Izhevsk: UdSU publ, 2020. 44 p.

2. Krasnikov A.A., Chesnokov N.N. Testirovanie teoretiko-metod-icheskikh znaniy v oblasti fizicheskoy kultury i sporta [Theoretical and practical tests in physical education and sports]. Moscow: Fizicheskaya kultura publ., 2010. 166 p.

3. Matveyev A.P. Fizicheskaya kultura. 10-11 klassy [Physical education. 10-11 grades]. Textbook for general education organizations: basic level. Moscow: Prosveshchenie publ., 2019. 127 p.

4. Chesnokov N.N., Volodkin D.A. Teoretiko-metodicheskie zadaniya na Vserossiyskoy olimpiade shkolnikov po predmetu «Fizicheskaya kultura» [Theoretical and methodological tasks at All-Russian School Physical Education Olympiad]. Moscow: Fizicheskaya kultura publ., 2014. 90 p.

5. Chesnokov N.N. Teoretiko-metodicheskie zadaniya na regionalnykh etapah Vserossiyskoy olimpiady shkolnikov po predmetu «Fizicheskaya kultura [Theoretical and methodological tasks at regional stages of All-Russian School Physical Education Olympiad]. Moscow: Fizicheskaya kultura publ., 2019. 166 p.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

О (U .с Н

корольков А.н. межпредметные аспекты школьного физического воспитания: монография / А.Н. корольков. - 3-е изд., СТЕР. - САнкТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАнЬ, 2021. - 160 С. - ISBN 978-5-8114-8891-9.

В монографии рассмотрены межпредметные аспекты школьного физического воспитания, определены принципы, основные направления и виды межпредметной интеграции занятий физической культурой с другими школьными учебными предметами, описываются физиологические основы естественных двигательных потребностей, приводятся примеры межпредметных двигательных заданий, приключенческих игр и проектов.

Приведены результаты исследований мотивации школьников к занятиям физической культурой, определены оценки престижа профессии преподаватель физического воспитания. Подробно описаны методические приемы и комплексы межпредметных двигательных заданий, приключенческих игр-квестов, межпредметных проектов и мнемотехнических методик.

Рассмотрены возможности межпредметной интеграции физической активности со школьными курсами физики, биологии, географии, истории, информатики и другими учебными предметами. Многие приемы межпредметной интеграции описаны на примере занятий гольфом как вариативной части школьного предмета «Физическая культура».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Книга адресована преподавателям физической культуры, тренерам-преподавателям и инструкторам-методистам, будет полезна студентам, магистрантам и аспирантам соответствующих специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.