Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЕЙШН: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЕЙШН: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белявский Д. Н.

В статье рассматриваются теоретико-методические аспекты формейшн как вида танцевального спорта. Применение классификационного подхода при проведении исследования 10 позволило получить значимые результаты: дополнить и уточнить понятийно-терминологический аппарат формейшн; определить формы организации и функционирования формейшн, реализованные в мировой практике; разработать три авторские классификации. На основе предложенных классификаций разработан метод анализа динамичности спортивной программы формейшн, дающий возможность формализованного описания и сравнения спортивных программ. Проведенное исследование позволило выделить и сформулировать основные сущностные признаки формейшн как вида танцевального спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белявский Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION: CLASSIFICATION APPROACH

The article considers theoretical and methodological aspects of formation as a Dance sport. The application of classification approach for the research design has resulted in the following significant conclusions: the conceptual and the terminological units of formation have been supplemented and refined; the forms of organization and functioning of formation implemented worldwide have been determined; three author's classifications have been developed. Based on the suggested classifications the method of analyzing the dynamics of formation sport program has been elaborated, allowing formal description and comparison of sport programs. The conducted research provided an opportunity to identify and formulate the main essential features of formation as a dance sport.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЕЙШН: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД»

Список использованных источников

1. Акулич, Л.И. Мнения специалистов о значении педагогического контроля в физической подготовке волейболистов / Л.И. Акулич // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XI Междунар. сессии по итогам НИР за 2009 год, Минск, 15-16 апр. 2010 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: М.Е. Кобринский (гл.ред.) [и др.]. - Минск, 2010. - С.3-6.

2. Акулич, Л.И. Современные тенденции развития волейбола / М.Е. Кобринский, Л.И. Акулич // II Европейские игры - 2019: психолого-педагогические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов: материалы междунар. науч.-практич. конф., Минск, 45 апр. 2019 г.: в 4 ч. / М-во спорта и туризма Респ. Беларусь; Белорус. гос. ун-т физ. культуры; С.Б. Репкин [и др.]. - Минск, 2019. - Ч.1. - С.165-169.

3. Булыкина, Л.В. Выявление ведущих физических качеств волейболистов / Л.В. Булыкина, А.С. Ананьин / / Теория и практика физической культуры. - 2018. - №6. - С.61-67.

4. Годик, М.А. Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры / М.А. Годик. -М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.

5. Губа, В.П. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа, М.П. Шестаков, Н.Б. Бубнов, М.П. Борисенков. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006 - 220 с.

6. Железняк, Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе / Ю.Д. Железняк, Г.Я. Шипулин, О.Э. Сердюков // Теория и практика физ. культуры. -2004. - №4. - С.30-33.

7. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. - 5-е изд. стериотип. - М.: Спорт, 2020 - 200 с.

8. Ивановский, В.Я. Некоторые тенденции развития современного волейбола / В.Я. Ивановский // Волейбол и теннис в современном спортивном движении: материалы междунар. науч.-практ. конф., Минск, 23 февр. 2000 г. / Академ. физ. воспит. и спорта Респ. Беларусь. - Минск, 2000. - С.5-13.

9. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта: пособие: в 3 ч. / Е.И. Иванченко. -Минск: Белорус. гос. ун-т физ. культуры, 2018. - Ч.1: Фундаментальные аспекты теории спорта. - 180 с.; Ч.2: Виды спортивной подготовки. - 295 с.; Ч.3: Основы спортивной подготовки. - 206 с.

10. Коренберг, В.Б. Спортивная метрология: учеб. / В.Б. Коренберг. - М.: Физическая культура, 2008. - 368 с.

11. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. / Л.П. Матвеев. -5-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. спорт, 2010. - 340 с.

12. Начинская, С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие / С.В. Начинская. - М.: Академия, 2012. - 240 с.

13. Платонов, В.Н. Основы управления в системе подготовки спортсменов олимпийском спорте / В.Н. Платонов // Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - С.567-576.

14. Фомин, Е.В. Структура специальной физической подготовки волейболистов: метод. пособие / Е.В. Фомин. - М.: РИО, 1989. - 26 с.

15. Фурманов, А.Г. Физическая подготовка / А.Г. Фурманов // Подготовка волейболистов. - Минск: МЕТ, 2007. - С.28-51.

04.05.2022

УДК 793.38:796.01

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМЕЙШН: КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД

Д. Н. Белявский,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-методические аспектыi формейшн как вида танцевального спорта. Применение классификационного подхода при проведении исследования

позволило получить значимые результаты: дополнить и уточнить понятийно-терминологический аппарат формейшн; определить формы организации и функционирования формейшн, реализованные в мировой практике; разработать три авторские классификации. На основе предложенных классификаций разработан метод анализа динамичности спортивной программы формейшн, дающий возможность формализованного описания и сравнения спортивных программ. Проведенное исследование позволило выделить и сформулировать основные сущностные признаки формейшн как вида танцевального спорта.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION:

CLASSIFICATION APPROACH

Abstract

The article considers theoretical and methodological aspects of formation as a Dance sport. The application of classification approach for the research design has resulted in the following significant conclusions: the conceptual and the terminological units of formation have been supplemented and refined; the forms of organization and functioning of formation implemented worldwide have been determined; three author's classifications have been developed. Based on the suggested classifications the method of analyzing the dynamics of formation sport program has been elaborated, allowing formal description and comparison of sport programs. The conducted research provided an opportunity to identify and formulate the main essential features of formation as a dance sport.

Введение

Танцевальный спорт (Dancesport) в настоящее время мультидисциплинарен. Он включает в себя не только традиционные соревнования по программам «Стандарт» и «Латина» среди танцевальных пар и команд, но и акробатический рок-н-ролл, буги-вуги, брейкинг, диско, хип-хоп, танцы на инвалидных колясках (пара танцевальный спорт), сальсу, смус и другие танцевальные направления [1].

Учитывая современное состояние и руководствуясь стратегией развития, определенной Всемирной федерацией танцевального спорта, автором было разработано и внедрено в практическую деятельность Республиканского общественного объединения «Белорусский альянс танцевального спорта» следующее определение: танцевальный спорт - сложно-координационный, технико-эстетический вид спорта, предусматривающий подготовку и участие танцевальных пар (команд танцевальных пар), а также иных танцоров (команд танцоров) в соревнованиях посредством исполнения танцевальных композиций (спортивных программ) на танцевальной площадке, с учетом требований к набору исполняемых танцев и музыкальному сопровождению [2].

В традиционных программах танцевального спорта «Стандарт» и «Латина», спортсмены имеют возможность участвовать в соревнованиях среди танцевальных пар, команд танцевальных пар, а также среди команд формейшн. Соревнования формейшн представляют собой синхронное осуществление командой танцоров разнообразных геометрических перестроений при исполнении попурри из танцев. Формейшн зародился в первой половине 19 века как вид бального танца, в процессе генезиса приобрел характеристики спортивной деятельности и на современном этапе является одним из традиционных видов танцевального спорта (чемпионаты мира среди команд формейшн проводятся с 1973 года).

В настоящее время формейшн достаточно широко развит, особенно в странах Европы и продолжает свое эволюционирование, основываясь при этом в основном на научной базе спорта в целом, методиках обучения конкретным танцам, а также опыте и интуиции тренеров. Анализ публикаций и электронных ресурсов, связанных с формейшн, показал, что теоретическая и методическая база этого вида танцевального спорта исследователями не сформирована, система подготовки команд формейшн высокого класса не описана, ученые разных стран занимаются исследованием отдельных аспектов спортивной подготовки.

Цель исследования

В связи с вышесказанным при формировании теоретико-методических основ формейшн, используя классификационный подход, целесообразно:

- уточнить и дополнить понятийно-терминологический аппарат формейшн;

- определить формы организации и функционирования формейшн в мире;

- предложить классификации базовых понятий формейшн;

- разработать метод исследования содержания соревновательного упражнения команд формейшн, основанный на предложенных классификациях;

- раскрыть природу формейшн, выделив его сущностные признаки.

Предлагается в понятийно-терминологический аппарат формейшн включить

следующие уточненные и разработанные дефиниции:

- формейшн;

- команда формейшн;

- спортивная программа формейшн;

- рисунок спортивной программы формейшн;

- виды и элементы рисунков спортивной программы формейшн;

- динамичность спортивной программы формейшн.

Результаты исследования и их обсуждение

В международной практике, а также в различных мировых и отечественных литературных и других источниках дефиниция «формейшн» используется достаточно давно, однако не существует единого мнения к трактовке этого понятия. Проведенный контент-анализ определений «формейшн» позволяет сделать вывод, что комплексно сущность формейшн в предложенных определениях не отражена. В связи с этим, предлагается авторский взгляд на трактовку данного термина. Формейшн - вид танцевального спорта, включающий подготовку и участие команды, состоящей из танцевальных пар, в соревновании посредством синхронного, взаимозависимого исполнения на паркете мультитанцевальной композиции (спортивной программы), с учетом строго определенных требований к ее содержанию, музыкальному сопровождению и набору танцев.

Используя существующие общепризнанные подходы к классификациям видов спорта, можно утверждать, что формейшн является сложно-координационным, командным, технико-эстетическим, неолимпийским видом танцевального спорта. При изучении генезиса формейшн было выявлено, что этот вид танцевального спорта зарождался, эволюционировал и в настоящее время функционирует по-разному [3].

С учетом уровня его развитости, выстроив аналогии с социальными, филологическими и экономическими науками, следует выделить три формы организации и функционирования формейшн, реализованные в мировой практике (таблица 1).

Дискурсивная форма характеризуется значительным периодом развития в стране, который обеспечивает формирование фундамента вида спорта, включающего методологическую, методическую, техническую, коммуникативную и др. базы, а также высокую популярность формейшн и большой интерес к этому виду танцевального спорта у занимающихся. Существенное число команд обеспечивает высокую конкуренцию (не только между командами, но и между спортсменами за право стать членом более сильной команды). Для рассматриваемой формы характерны значительный численный состав тренерского штаба ведущих команд и большое количество принимаемых страной чемпионатов мира и Европы среди команд формейшн.

Диалогическая форма наиболее распространена в мире и характеризуется наличием относительно небольшого количества команд формейшн, меньшей соревновательной активностью внутри страны, более низкой популярностью среди населения. В таких странах нередко за год проводится лишь один национальный чемпионат, по итогам которого определяются представители на официальных международных соревнованиях. Особенностью диалогической формы является и то, что численный состав судейского корпуса может в значительной мере превышать тренерский. Анализ показал, что возможны варианты существования диалогической формы. Первый из них - форма, функционирующая на принципах паритетной олигополии, предполагающей наличие небольшого числа команд, имеющих

приблизительно одинаковый уровень подготовленности. Такие команды способны на равных конкурировать между собой за право представлять страну на официальных чемпионатах. Второй вариант - олигополия доминирования, предполагающая присутствие явного национального лидера и наличие относительно слабой конкуренции внутри страны. Фактически это означает наличие «гарантии» на звание чемпиона и на право представлять страну на чемпионатах мира и континентов.

Таблица 1 - Описание форм организации и функционирования формейшн

Форма Характерные признаки Представители

Дискурсивная (абсолютной конкуренции) - длительный период развития и сформированные традиции; - высокая популярность; - большое число команд, школ и клубов, в которых осуществляется их подготовка; - большое количество турниров различных уровней, проводимых внутри страны в течение года; - значительный численный состав тренерского штаба топ-команд; - развитость судейского корпуса и его востребованность в судействе; - активное участие в организации официальных турниров; - востребованность тренеров на международной арене Германия, СССР (до 1991 г.), Россия

Диалогическая (олигополисти- ческой конкуренции) Паритетная (отсутствие явного лидера) - несколько команд, школ и клубов, в которых осуществляется их подготовка; - один или несколько турниров среди команд формейшн проводимых внутри страны в течение года; - несоответствие численности тренерского и судейского корпусов Нидерланды и Австрия (латиноамериканская программа), Чехия, Словакия, Монголия

Доминирования (наличие явного лидера) Нидерланды (программа «Стандарт» до 2017 г.), Венгрия (программа «Стандарт»)

Монологическая (монополистической конкуренции) - одна команда формейшн; - отсутствие турниров среди команд формейшн проводимых на национальном уровне; - большое число титульных турниров формейшн, проводимых страной; - соревновательная деятельность команды только на международной арене; - преобладание численности судейского корпуса над тренерским Литва, Молдова, Республика Беларусь (программа «Стандарт» до 2011 г.)

При монологической форме функционирования в стране существует только одна команда формейшн, как правило, отличающаяся достаточно высоким уровнем подготовленности. Этот уровень может быть обеспечен высокой квалификацией тренера и спортсменов, традициями клуба, в котором осуществляется подготовка команды, значительной финансовой и/или государственной поддержкой, оказываемой спортсменам. Отличительной особенностью формы является прямое (без внутренних отборов) попадание команды на международный уровень. Несмотря на то, что данная форма не предполагает проведения национальных соревнований, популярность формейшн в стране может быть очень высокой в силу регулярного проведения

чемпионатов мира и Европы, а также благодаря популяризации внутри страны и признанию заслуг команды на государственном уровне.

Продолжим уточнение понятийно-терминологического аппарата. Команда формейшн, являясь основной соревновательной единицей, представляет собой спортивную команду, состоящую из восьми, семи или шести танцевальных пар. Команды формейшн соревнуются между собой, исполняя соревновательное упражнение, которое на практике специалисты называют по-разному. Всемирной федерацией танцевального спорта используется английский термин «formation routine». Для унификации предлагается использовать русскоязычный профессионализм (вариант) «спортивная программа формейшн», так как он наиболее точно передает смысл оригинального английского термина. Таким образом, спортивная программа формейшн - это музыкально-хореографическое произведение, построенное с обязательным использованием всех конкурсных танцев программ «Стандарт» (вальс, танго, венский вальс, слоуфокс и квикстеп) или «Латина» (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв) и включающее в себя вступление (презентацию), основную (соревновательную) часть и окончание (уход). Как и во многих технико-эстетических видах спорта спортивная программа формейшн, чаще всего, представляет собой завершенный творческий проект, со своей темой, которая раскрывается с помощью специально подготовленной музыкальной фонограммы, костюмов спортсменов, лексики и рисунка танца.

Рисунок танца - традиционно используемое в хореографии понятие, под которым понимается расположение и перемещение исполнителей по сценической площадке в определенной последовательности [4]. Однако, в спортивной программе команды формейшн рисунок имеет свои характерные особенности:

- фрагменты танцев в спортивной программе формейшн могут следовать друг за другом в любой очередности, также не лимитированы их продолжительность и количество повторений. Более того, в формейшн разрешены музыкальные фрагменты с ритмической структурой, отличной от принятой в танцах, входящих в соответствующую программу («Стандарт» или «Латина»). Поэтому спортивная программа формейшн характеризуется большим ритмическим разнообразием и значительной продолжительностью (правилами проведения соревнований определены максимально возможная продолжительность всей программы (6 минут) и ее основной (соревновательной) части (4,5 минуты));

- для формейшн исключительно важным является организация точных перестроений, выполняемых с различной скоростью и последовательностью, что определяет траектории движения танцоров команды и их разнообразие;

- спортивная программа команды строится с использованием базовых и усложненных танцевальных фигур. Объем танцевальной лексики большой, что требует от всех спортсменов команды высокого уровня подготовленности (одинаково качественно исполнять шаги и фигуры в начале и в конце спортивной программы) и синхронности исполнения всех танцевальных фигур и элементов.

Сказанное позволяет утверждать, что рисунок спортивной программы формейшн складывается из ритмического, геометрического и хореографического рисунков (рисунок 1).

Рисунок 1 - Составляющие рисунка спортивной программы формейшн

Под ритмическим рисунком спортивной программы формейшн следует понимать совокупность ритмических структур в исполняемых на протяжении спортивной программы шагах, соответствующих стандартизированным фигурам конкурсных танцев одной из танцевальных программ.

Поскольку основной отличительной особенностью выступления команды формейшн является осуществление разнообразных геометрических построений и перестроений при исполнении спортивной программы, основной интерес представляет собой геометрический рисунок спортивной программы формейшн и его составляющие.

Так, геометрический рисунок спортивной программы формейшн - это совокупность выстраиваемых спортсменами команды картин и их смен, исполняемых в течение спортивной программы. В танцевальном спорте геометрический рисунок характерен только для формейшн, поэтому для полного понимания этого понятия целесообразно раскрыть содержание его составляющих (рисунок 1). Объект картины геометрического рисунка спортивной программы формейшн - любое геометрическое образование, принятое за основу равнения участников команды друг относительно друга и с учетом точек танцевальной площадки при построении конкретной картины [5]. При этом под картиной геометрического рисунка спортивной программы формейшн следует понимать завершенное (упорядоченное) расположение спортсменов или танцевальных пар, выстроенное в соответствии с выбранным объектом картины. Смена картины геометрического рисунка спортивной программы формейшн представляет собой способ перехода танцоров или танцевальных пар команды из одной картины в другую.

Существует множество видов картин геометрического рисунка спортивной программы, однако в литературных источниках не встречается ни одной их классификации. Автором разработана классификация картин геометрического рисунка спортивной программы формейшн (рисунок 2) [5], использование которой способствует унификации профессиональной коммуникации в сфере танцевального формейшн, а также обеспечивает возможность проведения анализа содержания спортивной программы формейшн.

Зрелищность спортивной программы формейшн во многом определяют используемые смены картин. Всю совокупность существующих смен картин геометрического рисунка спортивной программы формейшн можно представить в виде классификации, содержащей два многокомпонентных блока (рисунок 3) [5].

Предложенная классификация систематизирует существующее разнообразие смен картин, используемых тренерами при создании спортивной программы формейшн. Реализация заложенных в геометрический рисунок программы смен картин повышает вариативность рисунка спортивной программы формейшн и способствует ее большей зрелищности.

Хореографический рисунок спортивной программы формейшн - это совокупность исполняемых танцевальных вариаций, свойственных танцам программ «Стандарт» или «Латина», а также, общих хореографических элементов, с помощью которых передается тема спортивной программы формейшн.

Профессионально спланированные и созданные рисунки спортивной программы формейшн при соответствующем уровне подготовленности команды повышают вероятность успешного выступления на соревнованиях. Методических пособий, правил или алгоритмов по составлению спортивной программы формейшн не существует, равно как и обязательных к исполнению танцевальных или «трюковых» элементов. Требования к спортивной программе формейшн Всемирной федерации танцевального спорта ограничиваются хронометражем и набором исполняемых танцев. Мастерство тренера/постановщика спортивной программы обеспечивается исключительно опытом его работы. В среде профессионалов есть негласная устная рекомендация о необходимых 40 сменах картин геометрического рисунка, но это также не объясняет как часто должны меняться музыкальные фрагменты, какие смены картин должна выполнить команда и др. Тем не менее, необходимость сравнения спортивных программ формейшн существовала всегда, в том числе и для обеспечения судейства соревнований.

По геометрии выстраиваемый объектов

Рисунок 2 - Классификация картин геометрического рисунка спортивной программы формейшн

Рисунок 3 - Классификация смен картин геометрического рисунка спортивной программы формейшн

В качестве критерия сравнения можно использовать динамичность спортивной программы формейшн, как комплексную характеристику соревновательного упражнения. Динамичность спортивной программы формейшн определяется темпом смены музыкальных отрезков и танцев, темпо-ритмом смены выстраиваемых картин геометрического рисунка, а также характером изменений скорости движений и продолжительностью ускорений и замедлений. С учетом сущности понятия «динамичность спортивной программы формейшн» был разработан метод анализа, который базируется на авторских классификациях рисунка спортивной программы, картин геометрического рисунка, их смен (таблица 2).

Анализ динамичности спортивной программы формейшн следует начинать с анализа музыкальной фонограммы. Это позволяет оценить длительность фонограммы, ее основной (соревновательной) части, а также определить среднюю продолжительность одного фрагмента, как показателя динамичности музыкальной фонограммы (шаги А.1-А.5, таблица 2).

Таблица 2 - Алгоритм проведения анализа динамичности спортивной программы формейшн

№ п/п Направление анализа / Показатель Обозначение / порядок расчета

A. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОЙ ФОНОГРАММЫ

А.1. Общий хронометраж фонограммы Dt

А.2. Хронометраж соревновательной части фонограммы Dc

А.3. Количество фрагментов исполняемых конкурсных танцев Frd

А.4. Количество фрагментов иных танцев или других ритмических структур Fran

А.5. Средняя продолжительность одного музыкального фрагмента Dt Frd + Fran

Б. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПРОГРАММЫ

Б.1. Анализ геометрического рисунка спортивной программы формейшн:

Б.1.1. Динамичность геометрического рисунка

Б.1.1.1 Общее количество картин геометрического рисунка Pt

Б.1.1.2 Средняя продолжительность одной картины Dt Pt

Б.1.1.3 Общее количество смен картин Cht

Б.1.2. Вариативность геометрического рисунка

Б.1.2.1 Оценка разнообразия выстраиваемых в программе картин, классифицированных по характеру взаимодеиствия партнеров (Ppa): Удельный вес сольных картин ppas -- x 100% Pt

Б.1.2.2 Удельный вес парных картин (с) PPa -c x 100% Pt

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б.1.2.3 Удельный вес смешанных картин н Ppa -- x 100% Pt

Б.1.2.4 Оценка разнообразия выстраиваемых в программе картин, классифицированных по числу выстраиваемых объектов (Pob): Удельный вес однообъектных картин (Мопо) P°^Mono -x 100% Pt

Б.1.2.5 Удельный вес многообъектных картин (МиШ) Po^Multi -x 100% Pt

Б.1.2.6 Оценка разнообразия выстраиваемых в программе картин, классифицированных по занимаемой площади (Psq): Удельный вес сомкнутых картин (е1) P-lci -- x 100% Pt

Б.1.2.7 Удельный вес стандартных картин м P-V-t -- x 100% Pt

Б.1.2.8 Удельный вес разомкнутых картин (ор Psq 1 op -p x 100% Pt

Б.1.2.9 Оценка разнообразия выстраиваемых в программе картин, классифицированных по приоритету равнения (Pal): Количество картин с приоритетом вертикального равнения (и) Palv

Б.1.2.10 Количество картин с приоритетом диагонального равнения (й) Pald

Б.1.2.11 Количество картин с приоритетом горизонтального равнения (Ь) Palh

Б.1.3 Трудность геометрического рисунка

Б.1.3.1 Удельный вес картин с приоритетом равнения Palv + Pald + Pak -x 100% Pt

Б.1.3.2 Удельный вес смен картин путем перемещения с вращением и перестроением (шп) Ch-rr x 100% Cht

Б.1.3.3 Удельный вес смен картин путем скрещения (сг) Ch -x 100% CK

Б.1.3.4 Удельный вес смен картин путем изменения объектной кратности (он) Ch o - -x 100% Ch

Б.2 Анализ хореографического рисунка спортивной программы формейшн

Продолжать изучение динамичности целесообразно проведением анализа содержания спортивной программы, ее геометрического и хореографического рисунков.

Анализ геометрического рисунка спортивной программы формейшн предполагает исследование динамичности, вариативности и трудности. Динамичность геометрического рисунка следует оценивать через расчет общего количества смен картин и определение средней продолжительности одной картины (шаги Б.1.1.1-Б.1.1.2, таблица 2).

Исследование вариативности геометрического рисунка направлено на установление разнообразия выстраиваемых в программе картин, изучаемое с использованием авторской классификации (шаги Б.1.2.1-Б.1.2.11, таблица 2). Структура геометрического рисунка по основным видам картин может быть представлена в виде диаграммы (рисунок 4). Увеличение интенсивности цвета в каждом кольце диаграммы говорит о возрастании сложности исполняемых картин.

В качестве показателей трудности геометрического рисунка спортивной программы формейшн помимо удельного веса картин с приоритетом равнения необходимо использовать количество скрещений, количество смен путем изменения объектной кратности, а также количество смен картин с перемещением, вращением и перестроением (шаги Б.1.3.1-Б.1.3.4, таблица 2 и рисунок 5). Необходимо отметить, что некоторые из перечисленных сложных видов смен картин могут одновременно соответствовать нескольким видам классификации смен картин с изменением взаимного расположения пар.

По характеру взаимодействия партнеров:

| | Парные картины

| | Сольные картины

По числу выстраиваемых объектов:

| | Однообьектные картины

| | Многообъектные картины

По занимаемой площади:

| | Разомкнутые картины

| | Стандартные картины

| | Сомкнутые картины

По приоритету равнения:

| | Картяны без приоритета равнения

| | Картины с приоритетом горизонтального равнения

| | Картины с приоритетом диагонального равнения

I | Картины с приоритетом вертикального равнения

Рисунок 4 - Пример визуализации результатов анализа вариативности геометрического рисунка спортивной программы «Лучший момент времени!» («Best moment in time!») команды формейшн «Универс» (Республика Беларусь),

количество картин

Анализ содержания хореографического рисунка (Б.2, таблица 2) должен быть направлен на изучение лексики каждого танца (доли базовых, усложненных, линейных фигур; фигур наивысшей сложности), иных хореографических, а также разрешенных к исполнению «трюковых» элементов. Детализация алгоритма проведения анализа хореографического рисунка может стать предметом дальнейших исследований специалистов.

Смены картин с изменением взаимного расположения пар:

| | Смены путем перемещения с вращением и перестроением

| | Смены путем скрещения

| | Смены путем изменения объектной кратности

Рисунок 5 - Пример визуализации результатов анализа трудности геометрического рисунка спортивной программы «Лучший момент времени!» («Best moment in time!») команды формейшн «Универс» (Республика Беларусь), количество смен картин

Заключение

Предложенный метод анализа динамичности спортивной программы формейшн информативен, позволяет формализовано описать и наглядно представить любую спортивную программу формейшн [6]. Применение метода создает условия для сравнения и может служить основой для постановки новых спортивных программ в изучаемом виде танцевального спорта. Кроме того, результаты, полученные в ходе анализа динамичности спортивных программ формейшн, могут быть учтены при разработке обобщенных рекомендаций по постановке спортивных программ формейшн. В дальнейшем развитии Абсолютной системы судейства Всемирной федерации танцевального спорта использование предложенного метода позволит определить требования и количественно оценить уровень трудности спортивной программы формейшн.

Принимая во внимание правила проведения и судейства соревнований среди команд формейшн и обобщая все вышесказанное можно утверждать, что классификационный подход к исследованию формейшн позволил развить его теоретико-методические основы, в результате чего стало возможным выделение следующих сущностных признаков формейшн как вида танцевального спорта:

1. объединение в одной команде 6-8 танцевальных пар, взаимодействующих в различных системах («спортсмен» - «спортсмен», «спортсмен» - «пара(-ры)», «пара(-ры)» -«пара(-ры)»);

2. специфический способ исполнения спортивной программы, предполагающий сохранение равнения в выстраиваемых геометрических картинах и синхронности исполняемых элементов, при многократном изменении музыкального размера и темпа звучания фонограммы;

3. содержание спортивной программы и требования к ее музыкальному сопровождению, с обязательным наличием всех пяти стандартных или латиноамериканских танцев, а также регламентированная длительность спортивной программы и ее соревновательной части;

4. исполнение спортивной программы, предполагающее построение геометрических картин и осуществление их смен с ориентированием на обозначенные центр площадки и место расположения тренера;

5. разноуровневое размещение судейских бригад вокруг танцевальной площадки, позволяющее обеспечить оценку спортивной программы формейшн по особой системе судейства, характеризующейся своим набором программных компонентов (обще- и специально-технических);

6. наличие различных форм функционирования формейшн, реализованных в мировой практике, отличающихся уровнем развития, особенностями организации и типом конкуренции.

Список использованных источников

1. DanceSport Disciplines // World Dance Sport Federation [Electronic resource] - 2021. -Mode of access: https://www.worlddancesport.org/About/Dance _Styles/DanceSport_Disciplines -Date of access: 02.09.2021.

2. Правила проведения соревнований по танцевальному спорту в Республике Беларусь» РОО «Белорусский альянс танцевального спорта» (вид спорта: танцевальный спорт) // РОО «БАТС» [Электронный ресурс]. - 2021. - Режим доступа: http://sportdance.by./images/-doc/Ыanks/Правила%o20проведения%o20соревновании%>202021.pdf. - Дата доступа: 03.09.2021.

3. Белявский, Д.Н. Модели организации и функционирования танцевального формейшн: мировой опыт / Д.Н. Белявский // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму : материалы XIV Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2015 год, Минск, 12-14 апр. 2016 г.: в 3 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: Т.Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2016. - Ч.2. - С.11-16.

4. Мелехов, А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца: учеб. пособие / А.В. Мелехов; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 128 с.

5. Белявский, Д.Н. Формейшн в танцевальном спорте: сущность и особенности: учеб.-метод. пособие / Д.Н. Белявский. - Минск: БГУФК, 2015. - 158 с.

6. Белявский, Д.Н. Метод анализа динамичности спортивных программ / Д.Н. Белявский // Актуальные проблемы и перспективы развития современных танцевальных направлений: материалы Межрегион. науч.-практ. конф., Москва, 19 февр. 2021 г. / Моск. гор. пед. ун-т; редкол.: А.В. Скотникова, В.А. Александрова, Ив.И. Столов. - М: Издательство Лика, 2021. - С.3-7.

11.03.2022

УДК796.015:616-007.19

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

В. В. Булыга, аспирант,

Учреждение образования «Полесский государственный университет»

Аннотация

В статье представлена диагностическая система оценки физического состояния и развития, направленная на своевременную донозологическую диагностику изменений, связанных с дисплазией соединительной ткани, а также оценку морфофункционального состояния и физической подготовленности спортсменов. Рассмотреныi основные разделы и параметры, включенные в разработанную систему оценки физического состояния.

ASSESSMENT OF PHYSICAL CONDITION AND DEVELOPMENT USING

A DIAGNOSTIC SYSTEM

Abstract

The article presents a diagnostic system for the assessment of physical condition and development aimed at timely pre-nosological diagnosis of changes associated with connective tissue dysplasia, as well as the assessment of the morphofunctional state and physical fitness of athletes. The main sections and parameters included in the developed system of physical condition assessment are considered.

Введение

Проведение мониторинга физического состояния и развития спортсменов является неотъемлемой частью тренировочного процесса, позволяющей отслеживать изменения и динамику показателей на всех этапах многолетней спортивной подготовки. Физическое состояние характеризуется совокупностью показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния.

Оценка физического состояния спортсменов проводится с применением различных методов: антропометрии, методов функциональной диагностики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.