ТЕОРЕТИКО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В. О. ВИНОКУРОВ
Представленная статья посвящена актуальным уголовно-криминологическим проблемам предупреждения преступности на железнодорожном транспорте в современных социально-правовых условиях.
Ключевые слова: преступность на железнодорожном транспорте, предупреждение преступности, профилактика преступности, цели и задачи предупреждения преступности.
Одной из наиболее притягательных сфер криминального воздействия в контексте современных социально-экономических условий является железнодорожный транспорт РФ. Отличаясь инфраструктурной открытостью и значительной протяженностью, железные дороги являются предметом повышенного интереса преступных групп и сообществ, а также отдельных лиц, совершающих противоправные деяния.
Подобное положение дел определяет необходимость противодействия процессам криминализации в означенной сфере, что, в свою очередь, опосредует актуальность разработки соответствующего комплекса направлений и мероприятий.
В частности, устанавливая предупреждение преступлений как одну из важнейших задач, ученые предлагают особым образом сконструированную систему профилактического воздействия на преступность, основу которой составляют три базисных компонента. Во-первых, меры общесоциальной профилактики, во-вторых, меры криминологической профилактики и, в-третьих, меры уголовноправовой профилактики преступности [5].
Особо следует отметить тот факт, что выявление, предупреждение и пресечение преступной деятельности на объектах железнодорожного транспорта представляется задачей, решение которой возможно только посредством многоуровневой и многофункциональной системы безопасности, учитывающей технологические особенности отрасли.
Необходимость подобного подхода объясняется тем, что в настоящее время сложилось такое положение дел, при котором основным средством борьбы с преступностью фактически является
уголовное преследование лиц, совершивших преступления, хотя профилактика преступлений вот уже многие годы, вплоть до настоящего времени, провозглашается главным направлением в работе всех правоохранительных органов. Следствием этого является недооценка оперативно-профилактической функции, включая устранение недостатков и преодоление противоречий в экономике и социальной сфере [4].
В русле представленных суждений эффективность организации предупреждения преступлений может определяться содержанием, которое в себя включает несколько основных положений. В частности, речь идет о конкретизации целей, задач, функций каждой службы по участию в профилактической деятельности. Важным представляется также сбор, обработка и анализ информации о состоянии и распространенности преступлений, а также создание системы учета и контроля за результатами работы. Современный период реформирования системы правоохранительных органов обосновывает особое значение проблем подготовки управленческих решений, а также планирования и координации действий отраслевых служб, подразделений и общественных организаций, целью которых является предупреждение преступности на железнодорожном транспорте.
Рассуждая об эффективном предупреждении преступлений, необходимо говорить о комплексном подходе, означающем применение взаимосвязанных мер экономического, социально-политического, правового, психолого-педагогичес-кого, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин
преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.
В контексте означенных суждений, стремясь предупредить преступность на железнодорожном транспорте, следует рассматривать данный процесс как элемент системы предупреждения преступности в стране в целом, строящийся на основе специфической деятельности разного рода государственных, коммерческих, общественных органов и организаций, отдельных граждан. Особое внимание в этой связи следует обратить на тот факт, что, наряду с общими чертами, предупреждение подобной преступности имеет свои особенности, обусловленные спецификой железнодорожного транспорта, что призвано способствовать выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий железнодорожной преступности.
По сути, речь идет о том, что задача предупреждения преступлений заключается в принятии мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению. При этом способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными [3].
С этих позиций в качестве основных целей предупреждения преступлений на железнодорожном транспорте представляется необходимым выделить: противодействие криминогенным процессам в обществе, обеспечение сдерживания преступности и нейтрализации ее негативных последствий; выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению или нейтрализации; установление и пресечение фактов приготовления к преступлению и покушению на преступление, принятие к лицам, их совершившим, мер в соответствии с законодательством РФ; устранение обстоятельств, способствующих совершению преступлений; привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан; индивидуальное профилактическое воздействие в отношении конкретных лиц. Не случайно, исследователи отводят определяющее место в предупреждении данного рода преступлений уголовно-правовым и криминологическим аспектам [1].
Учитывая подобное положение дел, следует отметить, что одним из эффективных условий, способствующих успешной работе в данном на-
правлении, также является подготовка кадров, обученных и преданных своему делу сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, необходима правовая культура всех субъектов правоотношений, включая транспортные организации.
На основании изложенного актуальной представляется разработка комплексной программы предупреждения преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, которая должна разрабатываться не для формальности, а на основе тщательного анализа обстановки на объектах железнодорожного транспорта. Подобная программа должна исходить из конкретных целей, определяя в дальнейшем конкретные мероприятия, что, в свою очередь, требует всестороннего и глубоко изучения проблем предупреждения преступности с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего.
Иными словами, говоря об эффективном предупреждении преступлений необходимо иметь в виду системное понимание, означающее применение взаимосвязанных мер, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Подобный подход представляется наиболее целесообразным в силу того, что предупреждение преступности на железнодорожном транспорте является многогранной и многосторонней деятельностью, состоящей из многих элементов, использование которых в совокупности позволит создать действенный механизм.
Однако следует учесть тот факт, что данные программы предупреждения преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, должны разрабатываться не для формальности, а на основе тщательного анализа оперативной обстановки на объектах железнодорожного транспорта. При этом программа должна исходить из конкретных целей и в соответствии с ними намечать мероприятия. Для определения этих целей необходимо всесторонне и глубоко изучить объект планирования с точки зрения его прошлого, настоящего и будущего, а также явления и процессы (факторы), влияющие на данный объект.
Примечательно, что главной проблемой при подготовке данной программы призвано стать выявление количественных и качественных показателей (состояния, уровня, динамики, структуры, территориальной распространенности, структуры личности преступника и т. д.), устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений на железнодорожном транспорте.
В частности, речь идет о выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, со-
вершаемых на железнодорожном транспорте, принятии мер по их нейтрализации, осуществлении индивидуального предупреждения исследуемого вида преступлений в отношении лиц с противоправным поведением, снижении риска стать жертвами преступных посягательств, а также повышении правосознания населения.
Особый характер в осуществлении подобных процессов по праву отводится формированию научной базы, способствующей успешному практическому осуществлению выработанных программ, носящих предупредительный характер.
В этой связи представляется необходимым усилить индивидуальную профилактическую работу с лицами, от которых можно ожидать совершения краж, улучшить качество техникокриминалистического обеспечения раскрытия этих преступлений, выработать единый подход к созданию Федеральной информационной базы преступлений. Важное место должно отводиться надлежащему оборудованию объектов железнодорожного транспорта охранной сигнализацией и повышению их технической укрепленности. Такой подход к решению проблем предупреждения преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, затруднен отчасти тем, что реализация этих мероприятий осложняется отсутствием финансовых ресурсов.
Таким образом, учитывая тот факт, что преступления на железнодорожном транспорте в силу объективных причин представляют собой особую опасность для современного государства, принципиальное внимание в этой связи следует уделить систематическому характеру профилактических мер, не допускающему никакой декларативности и требующей серьезной и постоянной подготовки.
Подобная точка зрения позволяет понимать под предупреждением преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, четко определенную деятельность по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений с учетом всех особенностей криминологической характеристики самих преступных деяний, лиц их совершающих, а также детерминанты, способствующие совершению данных преступлений [2].
Иными словами, деятельность по предупреждению преступлений призвана осуществляется с целью противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности, защиты личности, общества, государства от преступных посягательств. При этом все мероприятия, направленные на предупреждение преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, должны быть реально работающими и эффективно применяемыми на практике.
Литература
1. Агаева Н. Ф. Некоторые уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с дорожно-транс-портными преступлениями // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2009. № 1. С. 115.
2. Бобылев А. И., Горшкова Н. Г. Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта // Право и политика. 2001. № 12. С. 134-135.
3. Жаданов А. В. Специально-криминологические меры предупреждения преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2008. № 21. С. 19.
4. Мотин С. Г. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте по противодействию организованной преступности, коррупции и экстремизму // Право и безопасность. № 2 (31). 2009 июль.
5. Раска Э. Э. Криминологическая профилактика преступлений: теоретические и методические основы: автореф. дис. ... канд. юрид .наук. М., 1988. С. 16.
* * *
THEORETIC-CRIMINOLOGICAL PROBLEMS OF THE PREVENTION OF CRIME ON RAILWAY TRANSPORT
V. O. Vinokurov
Presented article is devoted to actual criminal and criminological problems of the prevention of crime on railway transport in modern social and legal conditions.
Key words: crime on railway transport, crime prevention, prevention of crime, purpose and task of crime prevention.