Научная статья на тему 'Теоретико-эмпирическая модель изучения образа жизни студентов'

Теоретико-эмпирическая модель изучения образа жизни студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / индивидуальный / субъект / условия / модель изучения / mode of life / Individual / Subject / Conditions / model of investigation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гвоздева Дарья Ивановна, Джанерьян Светлана Тиграновна

Описывается теоретико-эмпирическая модель изучения образа жизни студентов, раскрывается междисциплинарный статус последнего. Анализируются психологические трактовки образа жизни, выделяется специфика психологических подходов к его изучению. Обозначаются компоненты индивидуального образа жизни и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The description of the theoretical-empirical model of student's mode of life investigation and the interdisciplinary status of mode of life is given in this article. Analyzing the psychological interpretations of mode of life, the specificity of psychological approaches is considered. The components of individual mode of life and their contents are marked out.

Текст научной работы на тему «Теоретико-эмпирическая модель изучения образа жизни студентов»

УДК 154.2

ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

© 2009 г Д.И. Гвоздева, С.Т. Джанерьян

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038,

philosculture@mail. ru philosculture@mail. ru

Описывается теоретико-эмпирическая модель изучения образа жизни студентов, раскрывается междисциплинарный статус последнего. Анализируются психологические трактовки образа жизни, выделяется специфика психологических подходов к его изучению. Обозначаются компоненты индивидуального образа жизни и их содержание.

Ключевые слова: образ жизни, индивидуальный, субъект, условия, модель изучения.

The description of the theoretical-empirical model of student's mode of life investigation and the interdisciplinary status of mode of life is given in this article. Analyzing the psychological interpretations of mode of life, the specificity ofpsychological approaches is considered. The components of individual mode of life and their contents are marked out.

Keywords: mode of life, individual, subject, conditions, model of investigation.

Реальность, стоящая за понятием «образ жизни», давно находится в центре внимания ученых. В словаре С.И. Ожегова «образ» понимается как: 1) результат, идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека; 2) вид, облик; 3) порядок, направление чего-либо, способ (образ жизни, образ мыслей, образ действий) [1, с. 435-436]. Именно в последнем значении мы будем понимать «образ» в словосочетании «образ жизни».

Теоретическая модель образа жизни сформировалась в рамках философии, где он определяется как «устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга» [2, с. 27].

Результаты теоретического анализа философской позиции и междисциплинарный характер образа жизни позволяют выявить его разнокачественные элементы, которые возможно корректно изучить в рамках других наук, в том числе и в психологии.

Во-первых, изучение образа жизни предполагает обозначение его субъекта, так как без этого он вообще существовать не может. В качестве субъектов образа жизни философы выделяют общество, группы, отдельного человека [2]. В связи с особенностями последних изучение образа жизни приобретает определенную специфику.

Во-вторых, образ жизни невозможно изучать в отрыве от общественных условий, в которых он формируется и реализуется. Это могут быть социально-экономические (способ производства, общественная форма труда, классовая структура, господствующая идеология и т.д.), культурные, естественные (географические, биологические и т.д.) и другие условия [2]. При изучении и описании образа жизни различных субъектов эти условия конкретизируются, приобретают разную иерархиче-

скую организацию и могут выступать в качестве критерия для выделения типов и видов образов жизни.

В-третьих, образ жизни представляет собой деятельное существование субъектов, т.е. реализуется в определенных формах индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей [2], в видах социальной активности [3], т.е. образ жизни, формируясь в определенных общественных условиях, всегда реализуется через конкретную деятельность субъектов.

В-четвертых, общественные условия, в которых протекает деятельность субъектов, определенным образом структурированы, в первую очередь по «сферам жизнедеятельности»: трудовой, общественно-политической, семейно-бытовой, сфере образования и досуга [2, с. 27, 40]. В каждой из них не только условия, но и деятельности субъектов приобретают специфику и наполняются определенным содержанием.

В-пятых, организация и реализация деятельностей в общественных условиях предполагает наличие определенных внутренних оснований и регуляторов, которые также конкретизируются в зависимости от субъектов образа жизни. Для более обобщенных субъектов в качестве таковых выступают идеология, привычки, обычаи, традиции [2], для более конкретных - субъективные отношения к объективным условиям жизни, иерархия ценностей [2], образ мира [4] и т.д.

Таким образом, начальным и основным моментом в изучении образа жизни является определение его субъекта, а необходимыми элементами изучения выступают общественные условия жизни субъектов; конкретные деятельности, которые субъекты реализуют; специфические основания и регуляторы жизнедеятельности субъектов.

Такая модель образа жизни позволяет изучать его в разных науках, каждая их которых раскрывает определенный аспект образа жизни в соответствии с собственным предметным полем. Так, общественные условия жизни субъектов преимущественно изучаются в социологии и экономике; регуляторы жизнедеятельности - в культурологии и психологии; деятельности субъектов - в

социологии и психологии и т.д. В связи с этим вопрос о компонентах и структуре образа жизни приобретает индивидуальное решения для конкретного исследования, что обусловлено спецификой субъекта изучаемого образа жизни, а также предметным полем конкретной науки.

Сегодня исследователи приходят к точке зрения, что получить полную картину образа жизни можно лишь при изучении всех его составляющих в комплексе.

Недостаточно изученным на настоящий момент остается вопрос о соотношении индивидуального и типического в образе жизни, а также образ жизни отдельного человека. Его жизнедеятельность протекает в определенном пространстве и, следовательно, зависит от его особенностей. Однако на некотором этапе онтогенетического развития (в связи с развитием личности и индивидуальности) человек становится способным к самоопределению и индивидуальной организации собственной жизни. Его образ жизни приобретает индивидуальную специфику, это делает возможным выделение индивидуального образа жизни в отдельный предмет исследования.

Образ жизни отдельного человека (индивидуальный) должен быть изучен в рамках психологии личности, что имеет под собой ряд оснований. Во-первых, непосредственным объектом изучения в психологии выступает отдельный (конкретный) человек (в отличие от социологии, экономики, культурологии и т.д.). Во-вторых, отдельные отрасли психологии изучают человека с разных сторон, наделяя спецификой и изучение образа жизни в данной отрасли. Так, социальная психология изучает специфические групповые регуляторы образа жизни [5], раскрывает его через особенности общения [6], а образ жизни отдельного человека рассматривается с точки зрения типичного для группы. Общая психология ставит акцент на рассмотрении взаимосвязи образа жизни со строением организма и развитием высших психических функций отдельного организма [7]. Педагогическая психология изучает закономерности формирования определенного образа жизни. И только в рамках психологии личности возможно изучить и описать индивидуальный образ жизни с точки зрения его уникальности, учитывая в единстве индивидуальные условия жизни человека и его личностные особенности.

Образ жизни неоднократно выступал в качестве предмета исследований в психологии личности. Существующие сегодня трактовки образа жизни в психологии личности позволяют выявить три основных подхода к его изучению: бытийный, деятельностный и системно-психологический.

В рамках бытийного индивидуальный образ жизни определяется как формы общественно-исторического существования [7], индивидуальная конфигурация самобытия человека в мире [8]. Такой подход подчеркивает зависимость образа жизни человека от характера его включенности в определенные общественные отношения, которые, в свою очередь, определяют характер его деятельностей. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна разные формы существования обусловливают различия основных видов деятельности (практической и познавательной, «теоретической»), преобладающую роль снача-

ла игровой, затем учебной и, наконец, трудовой деятельности, каждая из которых характерна для разных ступеней индивидуального развития личности [7, с. 159].

Деятельностный подход индивидуальный образ жизни определяет как систему [4], совокупность деятельностей [9], и паттернов деятельности [10], образ действий [7]. При этом деятельности, составляющие образ жизни, характеризуются включенностью в социально-исторический контекст [10], актуальностью реализации в определенный промежуток времени [4], изменением в ходе развития человека [9].

Определяя индивидуальный образ жизни как функциональную психологическую систему [11], а также как систему отношений человека к миру [12], авторы подчеркивают возможность психологического его изучения, рассматривают его как результат и детерминанту практической жизнедеятельности личности.

Лейтмотивом изучения образа жизни в психологии личности выступает раскрытие его связи с развитием личности. При этом образ жизни трактуется как источник [9], основание [13], детерминанта [7], фактор детерминации [12], обусловливающий фактор [11, 14 и др.) развития личности. С.Л. Рубинштейн указывает, что «...в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психический облик, личности» [7, с. 514]. Вводится понятие «социально-исторический образ жизни», которое определяется как система типичных для данного общества устойчивых форм и видов жизнедеятельности индивидов и групп в различных сферах человеческого бытия [10]; типичный вид жизнедеятельности социальной группы и общества на определенном этапе их развития [15], что подчеркивает социально-исторический характер образа жизни. Последний рассматривается как источник развития личности, как задающий объективное пространство выбора ею различных видов деятельности [15]. Б.Г. Ананьев, трактуя его как комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т.д.), считал, что взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляет ту или иную социальную ситуацию развития личности [14]. Таким образом, влияние социально-исторического образа жизни на развитие личности не происходит автоматически, а опосредованно её активностью: отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормами участников совместной деятельности, оценкой как участниками совместной деятельности, так и самой личностью её индивидных свойств (задатков, темперамента и т.д.), мотивами, целями, ради которых живет данный индивид [15].

Будучи историческим продуктом до определенного этапа развития человека, образ жизни выступает как объективно заданный ему фактом существования в конкретной социальной общности (семье, социальной группе и т.д.), это формирует набор его основных деятельностей [7]. Однако на некотором этапе развития взаимоотношения между личностью и порождающим её деятель-

ностным основанием изменяются. Личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а потом и тот образ жизни, которые определяют её развитие [15]; выбирает условия индивидуальной жизни [8]; создает собственную среду развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения в различные группы) [14]. Подобную избирательность и активность человека Ю.В. Клочко связывает с его способностью к самоопределению [8]. Включаясь в систему общественных отношений, личность приобретает социальный опыт, а также относительную автономность и самостоятельность, одним из показателей которой выступает формирование собственного (уникального) образа жизни личности [6].

Сегодня в основном эмпирические исследования образа жизни в психологии посвящены изучению психологических детерминант образа жизни [4, 11 и др.]; влиянию образа жизни на когнитивные структуры личности [13]; готовности личности к формированию и изменению образа жизни [8, 9, 12]; психологических последствий для личности изменения образа жизни [9]; территориальных аспектов образа жизни [4, 9].

Таким образом, теоретический анализ существующих в психологии личности исследований образа жизни приводит к выводу, что основным предметом исследований выступают либо детерминанты образа жизни, либо его условия, либо деятельности, через которые он реализуется, однако всегда относящиеся к отдельному конкретному человеку, к личности. Мы полагаем, что полную картину индивидуального образа жизни можно получить, фиксируя в единстве условия жизни личности, её актуальные деятельности и внутренние основания их организации. На основе этого считаем правомерным выделить условия жизни, деятельности и их внутренние основания в качестве компонентов индивидуального образа жизни.

Мы попытались создать теоретико-эмпирическую модель для изучения образа жизни студентов, имея в виду его трехкомпонентную структуру: условия жизни, деятельности и внутренние основания их организации.

Теоретический анализ условий образа жизни позволил разделить их на материально-экономические, социально-демографические, территориальные и культурные. Каждые из них мы конкретизировали в основных сферах жизнедеятельности - трудовой, семейно-бытовой, свободного времени (хобби), общественно-политической и сфере образования по разным основаниям. Материально-экономические условия дифференцировались по величине и источнику доходов, величине и направленности расходов, форме получения доходов; социально-демографические - степени директивности социальной организации и активности субъекта; территориальные -государственной принадлежности и уровню урбанизации места жительства; культурные - уровню образования и этнической принадлежности окружающих людей. Кроме того, мы структурировали условия образа жизни в координатах пространства и времени в каждой из сфер жизнедеятельности по критериям единичности/множественности и регулярности/нерегулярности.

Деятельностный компонент в предлагаемой модели представлен трудовой, семейно-бытовой, образовательной, общественно-политической деятельностями, а также «хобби». Эти деятельности приобретают индивидуальную направленность и организацию, в основе которой лежат базовые потребности человека. В качестве таковых мы предлагаем использовать потребности, предложенные А. Маслоу, взятые в их иерархической структурированности, так как они являются универсальными для всех людей из любых обществ.

Исследование и описание индивидуального образа жизни на основе данной модели позволяет получить отдельно взятую конфигурацию условий, деятельностей и потребностей человека, с помощью модели можно изучить и описать индивидуальный образ жизни в его статике, в отрыве от выяснения его основ и причин. Её преимуществом также является то, что она учитывает единые для всех членов социальной группы условия жизни, виды деятельностей и базовые потребности людей, при этом фиксируя их отличия, которые и определяют индивидуальный образ жизни. Отметим, что содержательное наполнение компонентов предлагаемой модели может и должно варьироваться в зависимости от особенностей и конкретного общества, и исследования.

Поскольку, как говорилось выше, человек проявляет активность в построении собственного образа жизни, то у него должны существовать внутренние основания такого построения. Одним из наиболее важных выступает идеал образа жизни, который мотивирует деятельность по его построению в реальности. В связи с этим, актуальным и перспективным направлением мы видим изучение этого идеала у студентов, так как их возраст является сензитивным периодом для актуализации идеала образа жизни.

Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984.

2. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М., 1975. 180 с.

3. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социологические исследования. 2001. № 4. С. 32-39.

4. Серкин В.П. Методы психосемантики : учеб. пособие. М., 2004.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

8. Клочко Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2002.

9. Даненова Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира как психоисторическая проблема : дис. ... канд. психол. наук. Караганда, 2001.

10. Егорова И.А. Социально-психологический анализ категории «образ жизни» // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Междунар. науч.-практ. конф. Т. 4. Таганрог, 2003. С. 217-224.

11. Классов Б.А. Психологические механизмы формирования образа жизни личности : дис. ... канд. пси-хол. наук. Новосибирск, 1996.

12. Шумакова Е.Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству : дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.

13. Кумейкина О.В. Эвристический потенциал категории «образ жизни» в психологических исследова-

ниях // Сб. науч. тр. Сев.-Кавк. государственного технического университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2005. № 2 (14).

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 : Педагогика. М., 1980.

15. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.

Поступила в редакцию

31 декабря 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.