Научная статья на тему 'Теоретики ненасилия и идеологи силы: суждения и интерпретация конфликтов'

Теоретики ненасилия и идеологи силы: суждения и интерпретация конфликтов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1272
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / НЕНАСИЛИЕ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СОПРОТИВЛЕНИЕ / АНТИГЛОБАЛИЗМ / VIOLENCE / NONVIOLENCE / JUSTICE / RESISTANCE / ANTI-GLOBALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байханов Исмаил Баутдинович

В статье рассматриваются две традиционные концепции решения конфликтов теории ненасилия и насилия и практика их применения в разных политических ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Two traditional conceptions of solving conflict theories, such as nonviolence and violence, and practice of its implementation in various political cases are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Теоретики ненасилия и идеологи силы: суждения и интерпретация конфликтов»

Исмаил БАЙХАНОВ

ТЕОРЕТИКИ НЕНАСИЛИЯ И ИДЕОЛОГИ СИЛЫ: СУЖДЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНФЛИКТОВ

В статье рассматриваются две традиционные концепции решения конфликтов - теории ненасилия и насилия, - а также практика их применения в разных политических ситуациях.

Two traditional conceptions of solving conflict theories, such as nonviolence and violence, and practice of their implementation in various political cases are considered in the article.

Ключевые слова:

насилие, ненасилие, справедливость, сопротивление, антиглобализм; violence, nonviolence, justice, resistance, anti-globalism.

С давних времен в большинстве конфликтов можно было заме -тить столкновение сторон, разделяемых как интересами, так и противоположными этическим установками, одна из кото -рых базировалась на этике ненасилия, а другая — на признании за силой морального основания для разрешения спора. Наличие этих установок обусловлено тем, что насилие присуще людям изна -чально. Археологические данные позволяют судить о миролюбии и насилии как о первичных характеристиках еще доисторических людей1. Оформление отмеченных установок, происходившее сна -чала в рамках мифологического осознания мира, в котором тесно сплетаются характеристики поведения человека и богов, затем шло в русле формирования вероучений, допускавших возможность силового исхода конфликта2.

С развитием правовых учений о роли и месте государства начи -нает закрепляться высказанное Гоббсом сначала в сочинении «Элементы права естественного и гражданского», а затем в трактате «Левиафан» положение, что естественным состоянием общества до заключения «общественного договора» и образования государства была война всех против всех. После создания национальных госу -дарств признаки перехода к преимущественно ненасильственному разрешению конфликтов можно было считать единичными. Когда к середине XIX в. конфликтный потенциал пополнился приме -рами резкого противостояния не только государств, но и социаль -ных групп, возникла естественная потребность в формулировании программы ненасилия. При просматриваемых общих основаниях такой программы, опирающейся на моральные ценности и право вые представления о равенстве людей, эта концепция кристалли зовалась в условиях, когда такие ценности и представления нарушались. Теоретические позиции концепции ненасилия в первую очередь обозначились там, где была наиболее сложная ситуация, а насилие над человеком или определенной группой людей резко контрастировало с потребностями социального, экономического и БАЙХАНОВ политического развития.

Исмаил Первым среди теоретиков, начавших поднимать данную про -

Баутдинович - блему, следует упомянуть американского писателя, публициста и

к.полит.н, общественного деятеля Генри Дэвида Торо (1817—1862) — автора

председатель таких книг, как «Философия естественной жизни», «О граждан -

Избирательной комиссии Чеченской Республики [email protected]

1 См.: Whipps H. Peace or War? How Early Humans Behaved // http://www. livescience.com/640-peace - war- early-humans-behaved.html

2 См., напр.: Сытых Е.Л. Роль и значение насилия в обществе : монография. — Челябинск, 2010.

ском неповиновении» и др. Взгляды Торо оформились под влиянием писа теля Р. У. Эмерсона, от которого он вос -принял идеи трансцендентализма. Эти идеи заключались в критике совре менной цивилизации и призыве возврата к природе в духе Руссо1. Согласно теории трансцендентализма разум человека от рождения содержит знания об истине и заблуждении, о добре и зле. Эти пред ставления приходят к человеку помимо опыта, т.е. они трансцендентальны. Трансценденталисты были противни ками всех проявлений несвободы, осуждали рабство, считали решение социаль ных проблем направлением, ведущим к самоусовершенствованию личности.

Торо становится активным сторонни ком антирабовладельческого движения. Он принимает участие в деятельности Underground Railroad («Тайная железная дорога») — так называли тайную систему организации побегов негров рабов из южных рабовладельческих штатов США на Север. Главными организаторами «Тайной железной дороги» были сво бодные негры — участники аболицио -нистского движения, к которому при надлежал и Торо, религиозные деятели. Торо также поддержал неудавшееся восстание Джона Брауна против Билля о беглых рабах (1859). А видение того, каким образом развивается капитализм в Америке, привело его к убеждению, что нужно активно выступать против зла. Торо в качестве основного средства борьбы предлагал индивидуальное нена сильственное сопротивление обществен ному злу. Его эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849)2 оказало влияние на Л.Н. Толстого, М. Ганди и М.Л. Кинга. Торо в виде примера гражданского непо виновения приводил практику отказа от уплаты налогов как эффективного спо соба протеста против несправедливой политики государственных деятелей без использования насильственных методов. В целом же под гражданским неповино вением понимаются действия полити ческого характера, умышленные пре ступления закона с целью привлечения общественного мнения к проблеме и тре -

1 См.: Эмерсон Р. Нравственная философия. — Мн.; М., 2001.

2 См.: Торо ГД. О гражданском неповиновении // Высшие законы / пер. с англ., общ. ред., пре-дисл., сост. Н.Е. Покровского. — М., 2001.

бования к законодательным органам вне -сти изменения в законодательство3.

Говоря о выдающихся идеологах нена -силия, нельзя не назвать великого рус -ского писателя Льва Толстого. В своем произведении «Закон насилия и закон любви» он спрашивал: «...для чего же разум людей, если на них можно воздей -ствовать только насилием?»4 То что идеи ненасилия свойственны всем без исклю -чения традициям, подтверждает деятель -ность Мохандаса Карамчанда Ганди. Для него идея ненасилия стала не только этическим учением, но и ведущей нитью общественно политического движения, в центре которого стояли такие вырастаю щие из индийской философии понятия, как «ахимса» и «сатьяграха»5. Ганди видел такие основные методы воздействия, как убеждение, уступки, неповиновение, несотрудничество, честность, доверчи вость. Прощение, по Ганди, заменяет месть и кару. В этом он видел проявление величайшей мудрости и силы, хотя пони мал, что такой путь связан с лишениями, страданиями и даже смертью во имя спра ведливости. Ганди был одним из идеоло -гов и руководителей движения за незави симость Индии от Великобритании.

Человеком, внесшим особый вклад в создание платформы ненасильственных действий, был баптистский священник из американского штата Алабама Мартин Лютер Кинг. Он известен как активный борец за права человека в США, особенно за права афроамериканцев6. Кинг разработал и использовал тактику массо вого ненасильственного сопротивления: бойкоты транспорта, многочисленные виды демонстраций — «сидячие», «лежа -чие», «коленопреклоненные», «купаль -ные». Активная деятельность Кинга

3 Апресян Р.Г. Гражданское неповиновение — в политической теории и социальной практике (Джон Ролз и Мохандас Ганди) // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика. — М., 2003.

4 Толстой Л.Н. Закон насилия и закон любви // Полное собрание сочинений в 90 т. Академическое юбилейное издание. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956, т. 37 // http://az.lib.rU/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1230. shtml

5 См.: Рыбаков Р.Б. Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М.К. Ганди) // Пацифизм в истории. Идеи и движения мира. — М., 1998.

6 См.: Миллер У.Р. Мартин Лютер Кинг: Жизнь, страдания и величие / пер. с англ. В.Т. Олейника. - М., 2004.

началась в 1954 г., когда он стал пасто -ром баптистской церкви в Монтгомери (штат Алабама), где он возглавил акцию протеста чернокожего населения про тив расовой сегрегации в общественном транспорте. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привел к успеху акции, когда Верховным судом США сегрегация в Алабаме была признана неконституци онной.

Кинг был выдающимся оратором. Особую известность получила его речь «У меня есть мечта» (Ihave a dream), которую во время марша на Вашингтон в 1963 г. у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тыс. американцев. В речи он восславил расовое примирение, заново определил суть американской демокра тической мечты. Подчеркнем, что Кинг, излагая сущность своей концепции нена силия, оперировал преимущественно религиозными терминами. А свое руко водство движением в защиту гражданских прав считал продолжением пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиоз ный опыт. Принцип ненасильственных действий Кинг считал жизненной фило софией, которая определяла его участие в борьбе за расовую справедливость, его связь с людьми и связь с самим собою. Важно учитывать, что деятельность Кинга привела к положительному результату не только потому, что она была ориентиро вана на принципы ненасилия и справед ливости, а еще и потому, что у него было множество сподвижников. Каждый из них в своем городе, своем роде деятель ности не с меньшим энтузиазмом и само -отдачей продвигал эти идеи, развивая и дополняя их, например, идеями гендер ного равенства.

К числу тех авторов, положения работ которых оказывают заметное влияние на развитие идей ненасилия, следует назвать Джона Ролза — американского философа, автора концепции неоконтрактуализма. Ролза с полным правом можно считать одной из ведущих фигур в моральной и политической философии современно сти. Его книга «Теория справедливости»1 была впервые опубликована в 1971 г. и стала одним из самых известных и влия

1 Ролз Дж. Теория справедливости. — М., 2010.

тельных философских произведений в англоязычном мире последних десятиле тий XX в. В ней представлена ясная и точ -ная формулировка принципов, которые должны быть положены в основу спра ведливого социального устройства. Автор рассматривает центральные идеи и цели своей концепции, названной им «спра ведливость как честность», в качестве не только основы философской концепции конституционной демократии, но и жиз -неспособной альтернативы доктринам, прежде доминировавшим в западной фи лософской традиции, — классическому утилитаризму и интуитивизму. Книга составила эпоху в этических и правовых исследованиях и стала стандартным учеб -ным пособием для американских и запад -ноевропейских университетов.

Ролз уверен, что, применяя метод «истинной позиции», люди соглашаются с принципами подлинного равноправия, гарантирующими наивысший минимум уровней свободы, благосостояния и воз можностей. Он предлагает, чтобы людьми управляли два знаменитых «принципа справедливости». Первый из них затра гивает вопросы свободы, второй, кото рый касается распределения богатства и власти, гласит, что каждый должен иметь право на основные свободы (выбора, мышления и т.д.), совмещающиеся с подобными свободами для остальных. Согласно второму принципу Ролза — «принципу различия» — социальное и экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно приносит пользу тем, кто имеет наименьшие преимуще ства.

То что идеи ненасилия связаны с пред ставлениями о справедливости, объясня -ется и на нейрофизиологическом уровне, поскольку и те и другие отражают не только социальную, но и эмоциональную сферу жизнедеятельности человека. И также совсем не удивительно, что и рас пространению идей противоположных

— идей насилия, — их влиянию на массы, на движения протестного плана способ ствуют свойства эмоциональной сферы. Поэтому среди идеологов насильствен ных методов борьбы наиболее успеш -ными оказываются те, кто знает и пони мает особенности функционирования данной сферы, — психологи, психоанали тики, поэты. В первую очередь среди них можно выделить Франца Фанона (1925—

1961). Фанон — это франкоязычный вест индский революционер, социаль ный философ и психоаналитик, ставший теоретиком и идейным вдохновителем движения новых левых и революционной борьбы за деколонизацию в странах тре -тьего мира оставшийся таковым до конца своих дней. Фанон родился на принад лежавшем Франции острове Мартиника в Карибском море. В детстве он посещал самое престижное учебное заведение на острове, где его учителем был поэт, основатель концепции негритюда Эме Сезер. В 1945 г. Сезер, баллотируясь от партии коммунистов, был избран мэром г. Форт де Франса (на этом посту он пре бывал вплоть до 2001 г.). А первым его успехом стало признание за Мартиникой прав департамента Франции в 1946 г. Кстати, Фанон принимал активное уча стие в избирательной кампании Сезера. Творчество Сезера связано с темами расо вой и культурной идентичности, борьбы за права африканских народов. Не только под влиянием Сезера, а еще больше под воздействием событий Второй мировой войны оформились антиколониальные убеждения Фанона. Дело в том, что после оккупации Франции немцами в 1940 г. на Мартинике были расквартированы вишистские войска. Но они подпали под действие морской блокады, что в нема лой степени способствовало росту агрес сивных настроений в этой среде и про являлось в актах насилия на расистской основе. Фанон, столкнувшись с резкими проявлениями колониального расизма, бежал с острова на британскую Доминику, где присоединился к войскам «Свободной Франции», прошел боевое крещение в составе голлистских сил, а после высадки союзников в Нормандии вступил в ряды французской армии и принимал участие в освобождении Франции, в частности в боях в Эльзасе. Фанон получил высшее образование в Лионском университете, где изучал медицину и психологию, а также посещал лекции по философии, в т.ч. известного французского философа М. Мерло -Понти, по теории литературы и драматургии. В 1952 г. Фанон высту -пил с книгой Peau noire, masques blancs («Черная кожа, белые маски»), в которой обличал расизм и колониализм.

С 1953 г. по 1956 г. он возглавлял пси -хиатрическое отделение в госпитале Блида - Жуанвиля в Алжире, а после

начала Алжирской войны в ноябре 1954 г. присоединился к алжирскому движению за независимость. Фанон много ездил по стране, изучая культурную и психологи ческую жизнь алжирцев. В 1956 г. он стал редактором газеты ElMoudjahid («Воин»), являвшейся главным печатным изда -нием Фронта национального освобож дения Алжира, что сделало его одним из идеологов ФНО. Весной 1956 г. Фанон написал «Письмо министру резиденту об отставке», в котором порвал со своим французским воспитанием и образова нием, носившими ассимиляционный характер. В ответ Фанона выдворили из Алжира, но он не прекращал свя зей с алжирскими участниками движе ния освобождения. В 1960 г. Временное правительство Алжира, возглавляемое Ахмедом бен Беллой, назначило его послом в Республике Гана. В этом каче -стве он посещал конференции в Аккре, Конакри, Аддис -Абебе, Леопольдвиле (Киншасе), Каире и Триполи. Несмотря на тяжелую болезнь, в 1961 г. Фанон успел закончить свое политическое завещание

— книгу «Проклятьем заклейменные» (Les damnes de la terre), предисловие к кото -рой написал Ж.- П. Сартр, что способ -ствовало популяризации идей Фанона в Европе. Что же касается позиции самого Сартра в это время, с 1956 г. и он сам, и редакция журнала Les Temps modernes («Новые времена») дистанцировались от принятия идей французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Книга «Проклятьем заклейменные» была запрещена к печати во Франции, но это не помешало левым интеллектуалам увидеть в Фаноне автора своеобразного социального евангелия, в котором были высказаны требования очищения колониальных народов от отсталости через «коллективный катар сис», достигаемый благодаря революци онному насилию против угнетателей.

Сложно сказать, каким из своих качеств Фанон оказал большее влияние на участ ников национально -освободительного движения в Африке и Латинской Америке, а также на сторонников лево радикальных действий в странах Запада. Несомненно, его идеи имели воздействие на таких революционных лидеров, как Эрнесто Че Гевара в Латинской Америке, Малколм Икс в США, Стив Бико в ЮАР, Али Шариати в Иране. Последователями

его идей считали себя «Черные пантеры». Идеи Фанона в оригинальном ключе раз вил бразильский педагог Паулу Фрейре (1921—1997), симпатизировавший кубин -ской революции и левым движениям в Бразилии.

То что идеологи жестких, порой насиль ственных форм сопротивления ориен тируются на молодежь (и прямо, и через систему образования), говорит о том, что они прекрасно понимают, что именно в молодежной среде можно найти самый живой, непосредственный отклик на их идеи. И это понимание во многом их сближает с теми идейными вдохновите лями антиглобализма, которые доста точно близки к различным повстанче ским движениям.

Вместе с тем следует заметить, что и сам антиглобализм, в отличие от идео логии национально освободительных движений, имеет собирательный характер, объединяет под своими знаменами сторонников разных моделей антигло

балистского курса, в т.ч. курса на откры -тую насильственную борьбу с ценно стями потребительского общества. В этом существенным подспорьем служат идеи тех, кто когда то поднимал массы на антиколониальную борьбу. При этом надо помнить, что, несмотря на все изме нения идеологии насилия, связанные с необходимостью отражать дух времени, эти идеи несут существенный заряд деконструкции, не только понимаемой в философском смысле, но и как прин ципа действий, направленных на разру шение стереотипов или включение важ ных составляющих социального развития в совершенно новый контекст. Контуры данного контекста часто только форми руются в процессе протеста, а вот акции деконструкции старого контекста приоб ретают неконтролируемый, спонтанный характер. И это, естественно, не может не вызывать ответной реакции не только властей, но и большей части гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.