Научная статья на тему 'Теоретическое содержание категории "финансы"'

Теоретическое содержание категории "финансы" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20971
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / FINANCE / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / FINANCIAL SYSTEM / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швецов Ю.Г., Камнев И.М.

Тема. Экономическая наука, в основу которой положены рыночные отношения, существует достаточно давно, и многие основополагающие ее категории исследованы досконально и скрупулезно. На этом фоне особняком стоит категория «финансы», во взглядах на которую ученые не столь единодушны и придерживаются разных, а порой и диаметрально противоположных подходов. Поэтому унификация теоретических аспектов данной категории, позволяющая придать ее содержанию необходимую строгость и полноту отражения объективных экономических законов, является в настоящее время одной из насущных проблем научного знания. Цели. Статья посвящена анализу современного состояния в РФ экономической категории «финансы» и раскрытию ее внутреннего содержания применительно к сложившемуся уровню развития национального хозяйства. Методология. В работе использован системный подход, рассматривающий финансовую систему как сегмент экономического организма страны и один из важнейших макроэкономических регуляторов, выполняющий инвестиционную и социальную функции и характеризующийся организационными, правовыми и финансовыми особенностями. В основе исследования диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи. Результаты. Обоснована теоретическая сущность финансов как экономической категории. Излагается авторская концепция ее трактовки, дается характеристика важнейших функций финансов, финансовой системы государства и ее структурных элементов. Сформулированы задачи и раскрыт механизм финансовой политики и системы управления финансами в обществе на различных уровнях. Предложен методологический подход к изучению финансового менеджмента как самостоятельной научной дисциплины. Выводы. Назрела необходимость единообразного подхода к теоретическому аспекту категории «финансы» как со стороны экономической науки, так и со стороны хозяйственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical content of the finance category

Importance The article deals with the analysis of the contemporary status of the economic category Finance in Russia. Objectives The article seeks to disclose the internal content of the category in relation to the current level of development of the national economy. Methods For the study, we used the dialectic method of examining objective economic laws, patterns and phenomena in their constant development and interrelationships, and the systems approach, as well. Results We present our own concept of the economic category, the essential functions of finance, financial system of the State and its structural elements. We formulate the objectives and framework of financial policy and public financial management system at various levels, and propose a methodological approach to the study of financial management as an independent scientific discipline. Conclusions We conclude about the need for an equable approach to the theoretical aspect of the category Finance both in the economic theory and practice.

Текст научной работы на тему «Теоретическое содержание категории "финансы"»

pISSN 2073-4484 Финансовые инструменты

eISSN 2311-8768

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ФИНАНСЫ» Юрий Геннадьевич ШВЕЦОВа% Иван Михайлович КАМНЕВЬ

а доктор экономических наук, заведующий кафедрой экономики, финансов и кредита, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация yu.shvetsov@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и кредита, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Барнаул, Алтайский край, Российская Федерация kamnev50@mail.ru

• Ответственный автор

История статьи:

Получена 22.06.2017 Получена в доработанном виде 14.09.2017 Одобрена 21.09.2017 Доступна онлайн 15.11.2017

УДК 332

JEL: G00, G20, H00, H10

Ключевые слова:

финансы, функция, концепция, финансовая система, финансовая политика

Аннотация

Тема. Экономическая наука, в основу которой положены рыночные отношения, существует достаточно давно, и многие основополагающие ее категории исследованы досконально и скрупулезно. На этом фоне особняком стоит категория «финансы», во взглядах на которую ученые не столь единодушны и придерживаются разных, а порой и диаметрально противоположных подходов. Поэтому унификация теоретических аспектов данной категории, позволяющая придать ее содержанию необходимую строгость и полноту отражения объективных экономических законов, является в настоящее время одной из насущных проблем научного знания.

Цели. Статья посвящена анализу современного состояния в РФ экономической категории «финансы» и раскрытию ее внутреннего содержания применительно к сложившемуся уровню развития национального хозяйства.

Методология. В работе использован системный подход, рассматривающий финансовую систему как сегмент экономического организма страны и один из важнейших макроэкономических регуляторов, выполняющий инвестиционную и социальную функции и характеризующийся организационными, правовыми и финансовыми особенностями. В основе исследования - диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи.

Результаты. Обоснована теоретическая сущность финансов как экономической категории. Излагается авторская концепция ее трактовки, дается характеристика важнейших функций финансов, финансовой системы государства и ее структурных элементов. Сформулированы задачи и раскрыт механизм финансовой политики и системы управления финансами в обществе на различных уровнях. Предложен методологический подход к изучению финансового менеджмента как самостоятельной научной дисциплины.

Выводы. Назрела необходимость единообразного подхода к теоретическому аспекту категории «финансы» как со стороны экономической науки, так и со стороны хозяйственной практики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Швецов Ю.Г., Камнев И.М. Теоретическое содержание категории «финансы» // Финансовая

аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10, № 11. - С. 1206 - 1219.

https://doi.org/10.24891/fa.10.11.1206

Всеми учеными признано, что предпосылками отношений. Например, теория об источниках

возникновения финансовой науки, уходящими государственных доходов за счет сбора

корнями в глубь веков, являются образование натуральных податей и трудовых повинностей

государства и расцвет товарно-денежных населения зародилась еще в трудах ученых

Древней Греции и Древней Индии: «О доходах Афинской республики» Ксенофонта, «Государственное устройство Афин» Аристотеля, «Наука о политике» Вашнагупта.

Употребление мыслителями дефиниции «финансы» также началось очень давно, и наглядно прослеживается связь этого определения с латинским словом finis, которое переводится как «уплачивать определенную сумму денег».

Термин finansia, подразумевающий денежный платеж, получил большое распространение в XIII-XV вв. в Италии, а затем и в других странах, стал отождествляться с системой денежных отношений между государством и населением, что нашло подтверждение в работе Ж. Бодена «Шесть книг о республике».

Это стало точкой отсчета в развитии финансов как экономической категории и финансовой науки. Условиями, благоприятствующими такому процессу, по нашему мнению, послужили три обстоятельства:

• личные доходы (кошелек) монарха и государственная казна были разграничены;

• процедуры формирования и исполнения бюджета стали традиционными и обрели характер системы, а финансовые отношения постепенно облеклись в соответствующую времени государственно-правовую форму;

• налоги в результате окончательного утверждения товарно-денежных отношений и отказа от натуральных податей приобрели повсеместное распространение и прочно утвердились в качестве средства содействия населения собственному государству.

Эволюция финансовых отношений достигла пика в последнее столетие, когда произошло расширение функций государственных финансов, а расходы во всех странах значительно увеличились. Это обусловило серьезные преобразования в системе управления финансовыми ресурсами.

Реформа основывалась на системном подходе, который предполагал как неразрывную связь всех важнейших элементов финансовой системы друг с другом и с отдельными

секторами денежного рынка, так и соблюдение принципа взаимообусловленности всех трех иерархических уровней системы.

Современная теория содержит три различные трактовки содержания финансов как экономической категории. Первая из них, воспроизводственная, говорит о необходимости адекватного отражения всех стадий воспроизводственного процесса (производство, распределение, обмен и потребление) во всех их нюансах и тонкостях.

Распределительный подход настаивает только на учете некоторой части экономических отношений, связанных с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) между хозяйствующими субъектами. Обменная же концепция считает необходимым сосредоточиться лишь на третьей стадии воспроизводственного процесса, на которой проходит обмен общественными благами.

Мы, как и большинство авторов1, склоняемся ко второму подходу, на основе которого можно дать следующее определение финансам как экономической категории: это система распределительных и перераспределительных отношений между различными субъектами экономики - государством, банками, предприятиями и населением - в ходе формирования денежных фондов и использования финансовых ресурсов для обеспечения устойчивых темпов роста национального хозяйства.

1 Данилин В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2014; Ионова Ю.Г. Финансовый менеджмент. М.: МФПУ Синергия, 2015; Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент. М.: Дашков и К°, 2015; Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Форум, 2015; КовалевВ.В. Финансовый менеджмент в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Проспект, 2015; Морошкин В.А., Ломакин А.Л. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2014; Ендовицкий Д.А. и др. Финансовый менеджмент. М.: Рид Групп, 2012; Ильин В.В. и др. Финансовый менеджмент. М.: Омега-Л, 2011; Финансы, денежное обращение и кредит / под ред. Т.М. Ковалева. М.: КноРус, 2016.

Финансы в такой трактовке выполняют две основные функции:

• распределительную (концентрация денежных средств на ключевых направлениях социально-экономического развития страны);

• контрольную (мониторинг эффективности хозяйственной деятельности).

Экономические отношения охватывают сферу государственных финансов (федерального, региональных и местных бюджетов, внебюджетных и специальных фондов) и финансов предприятий (организаций).

Вторая составляющая представляет собой относительно самостоятельную область отношений хозяйствующих субъектов. Следовательно, можно выделить две основные сферы финансовых отношений, которые имеют существенные различия (табл. 1).

Кроме финансов отдельных предприятий, децентрализованная сфера финансовой системы включает в себя финансы некоммерческих организаций и финансы домашних хозяйств (населения). К последним относятся прибыли от предпринимательской деятельности и операций с личным имуществом, а также доходы по ценным бумагам, выплаты работодателей в пользу наемных работников.

Ряд авторов2 в состав финансовой системы включают только три из фактически имеющихся ее сфер и звеньев:

• финансы хозяйствующих субъектов;

• фонды страхования;

• государственные финансы.

На наш взгляд, кроме перечисленных изучаемая система должна содержать в себе финансы домашних хозяйств (населения), некоммерческих организаций и банков, являющихся главной институциональной составляющей финансового рынка (рис. 1).

2 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 10; Курс

экономики / под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 398; Финансовый менеджмент / под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2001. С. 15.

Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на элементы с учетом отраслевой принадлежности субъектов, форм собственности, направленности хозяйственной деятельности и т.п., а также имеет характерные особенности, накладывающие отпечаток на организационную структуру, функции, цели и задачи развития.

Финансовая система государства, по нашему мнению, должна характеризоваться следующими ключевыми моментами:

• функциональной принадлежностью каждого звена и составляющих его элементов;

• территориальной структурой;

• преемственностью проводимой финансовой политики с приоритетным положением в данной системе финансов коммерческих организаций.

Целью функционирования финансовой системы государства являются высокие темпы развития экономики в целом и каждого хозяйствующего субъекта в частности.

Финансовая система государства может быть ориентирована на один из следующих институциональных типов:

• банковский, в котором при распределении национального дохода доминирующее положение занимают коммерческие банки и другие кредитные учреждения (преобладает в Германии, Франции, Японии и ряде других стран);

• рыночный, в котором активно действует множество субъектов - эмитентов ценных бумаг, формируя развитый фондовый рынок с огромными суммами временно свободных денежных средств организаций и населения (США, Канада, Великобритания и др.);

• бюджетный, в котором преобладающая часть финансовых ресурсов общества централизованно перераспределяется государством через фонды специального назначения (Россия, Швеция и др.).

Все элементы финансовой системы в России функционируют не на основе кредитной

системы, в чем уверен В.В. Ковалев3, а на базе государственных финансов: бюджета, внебюджетных фондов и государственного кредита. Это объясняется тем, что и кредитная система, и рынок ценных бумаг (первый и второй типы институциональной структуры финансовой системы) еще не оказывают заметного влияния на направленность финансовых ресурсов в РФ, в связи с чем они являются сейчас лишь вспомогательными потоками распределения и перераспределения ВВП, национального дохода и доходов населения.

Финансовую систему невозможно представить действующей изолированно от финансового рынка и его институционального каркаса, служащего инфраструктурной составляющей для всех элементов системы (на рис. 1 они представлены в центре).

Джеймс К. Ван Хорн подчеркивает, что финансовый рынок - это «все институты и операции, задача которых заключается в том, чтобы свести вместе покупателей и продавцов финансовых инструментов» [4].

Для эффективной жизнедеятельности финансового рынка нужна бесперебойность действия обеспечивающей системы, в которой важная роль принадлежит финансовым посредникам. Эти юридические и физические лица, имеющие лицензии на соответствующую деятельность, составляют самую активную и многочисленную группу участников рынка, обеспечивая взаимодействие покупателей и продавцов тех или иных финансовых инструментов (финансовых услуг) и тем самым сводя к минимуму трансакционные издержки.

Финансовые посредники выступают в трех основных ипостасях:

• брокеры;

• дилеры;

• обслуживающие институты.

3 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 15-16.

Первые являются инвестиционными, валютными и страховыми агентами. Дилерами на финансовом рынке являются:

• кредитные учреждения, в том числе банки;

• инвестиционные компании и фонды;

• андеррайтеры;

• трастовые компании;

• финансовые холдинги (финансово-промышленные группы);

• страховые организации;

• государственные и негосударственные пенсионные фонды и др.

Обслуживающие финансовый рынок институты представлены на нем:

• фондовыми и валютными биржами;

• депозитариями и регистраторами ценных бумаг;

• клиринговыми и консультационными центрами и бюро.

Целью финансовой системы является обеспечение высоких темпов развития национальной экономики, сталкивающейся с ограниченным предложением многих ресурсов, в том числе финансовых. Реализация идеала возможна только за счет взвешенной и эффективной социально-экономической политики, в том числе ее главной составляющей - финансовой.

Резюмируя определения сущности финансовой политики, находящей свое отражение в трудах Н.Ф. Самсонова4, И.А. Бланка [2], Б.А. Райзберга5 и других авторов, можно с уверенностью утверждать, что под финансовой политикой подразумевается стратегия формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, обеспечивающая эффективную регламентацию действий

4 Финансовый менеджмент / под ред. Н.Ф. Самсонова. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2001. С. 46.

5 Райзенберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 360.

хозяйствующих субъектов в области общественного разделения труда, объединяющая интересы всех рыночных игроков. Эта политика прочно покоится на принципах преемственности, стабильности, устойчивости денежной системы, сочетания централизации и децентрализации денежных средств; связывает все звенья финансовой системы в единое целое и выступает основой ее управления.

Ряд авторов подчеркивают, что финансовая политика претворяется в жизнь с помощью финансового или финансово-кредитного механизма, который, по их мнению, являясь составной частью общего хозяйственного механизма, представляет собой набор стимулов, рычагов, инструментов и способов регулирования экономических процессов и отношений [1, 4]6.

По нашему мнению, использование в данном качестве дефиниции «механизм» не совсем правильно, так как последний в большей степени свойственен не общественному, а естественно-техническому процессу. Более предпочтительным будет употребление термина «система управления», который объединяет в себе не только методы, формы, виды и функции процесса, но и его аппарат.

Совершенно справедливо утверждение Л.И. Абалкина, что «в новейшей экономической литературе термин «механизм хозяйствования» не употребляется. Практически его имеют в виду, когда речь идет о механизмах адаптации существующих экономических систем, их социально-институциональных рамок к новым технологиям и структурным изменениям,

7

к новому типу экономического роста» . В реальности финансовый механизм может быть приведен в действие только с помощью аппарата управления, который один только способен реализовать на практике финансовые стимулы, рычаги и прочие инструменты, составляющие костяк экономических методов управления.

6 Финансовый менеджмент / под ред. Е.И. Шохина. М.: ФБК-Пресс, 2003. С. 28.

7 Экономическая энциклопедия / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экономика, 1999. С. 421.

Из этого следует, что система управления финансами, основанная на финансовой политике, воздействует тем или иным способом на финансовую систему с целью достижения заранее установленных стратегических целей (рис. 2).

Основные направления финансовой политики в стране устанавливаются, исполняются и контролируются органами государственной власти и финансового управления: Президентом РФ, Федеральным собранием, Министерством финансов РФ, Банком России, Федеральной таможенной службой, Федеральным казначейством и др.

Соответствующие органы управления финансами имеют субъекты Федерации и муниципальные образования, которые способствуют претворению в жизнь региональной и муниципальной составляющих государственной денежной политики.

Объектами управления финансами на уровнях Федерации и территорий выступают распределительные и перераспределительные денежные потоки в результате формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшими способами реализации финансовой политики являются планирование, прогнозирование, валютное регулирование, финансирование, страхование, кредитование, налогообложение, которые зафиксированы в разнообразных законодательных и нормативных актах общероссийского масштаба.

Эффективность финансовой политики и результативность управления финансовой системой зависят от конъюнктуры финансового рынка, находящейся под воздействием спроса и предложения на соответствующие инструменты.

Если конъюнктура имеет положительную динамику и наблюдается экономический рост, финансовая политика выбрана верно. В ином случае в последнюю следует внести коррективы, связанные с поиском системы встроенных стабилизаторов, позволяющих нейтрализовать негативные явления в экономике и уменьшить возможные потери от

снижения ее эффективности. Они будут минимальны, если приоритеты финансовой политики были выбраны верно, и максимальны, если допущены серьезные просчеты.

Для мониторинга складывающихся тенденций на финансовом рынке применяется набор специальных индексов и методов анализа. Уточнение и дополнение финансовой политики могут быть проведены путем изучения плановых и отчетных данных государственных и рыночных институтов как в целом по России, так и по отдельным ее территориям посредством всемерного учета действия принципа обратной связи в национальной экономике.

Финансовая система существует в рамках определенной финансовой среды, включающей в себя комплекс условий и факторов, влияющих как на саму систему в целом, так и на финансовую политику, конъюнктуру рынка. Сила этого воздействия, особенно негативного, может быть нейтрализована действенными методами управления.

Финансовая политика своими специфическими средствами создает ориентиры для хозяйствующих субъектов в виде стандартов государственного регулирования, которые находят выражение в процессе нормативно-правовой регламентации и формализации внешних финансовых отношений предприятий и работы их внутренних подразделений, а также финансовых операций.

К важнейшим аспектам регулирования финансовой деятельности предприятий относятся установление порядка их создания, учета и сдачи отчетности, платы налогов, начисления амортизации, проведения кредитных операций и денежных расчетов, лимитирования валютных потоков,

регулирования операций с ценными бумагами, видов страхования, процедур банкротства и ликвидации предприятий.

Помимо процедур государственного регулирования деятельность предприятия в микросреде определяют поставщики, покупатели, посредники, конкуренты и контактные аудитории. Последние заключают

в себе любую группу людей, проявляющих интерес к работе данного предприятия, а также способных оказать воздействие на эффективность его производственно-хозяйственной деятельности.

Подводя промежуточный итог, подчеркнем, что финансовая система - весьма сложная и многопрофильная область экономики, поэтому главной задачей органов управления при реализации того или иного типа финансовой политики являются комплексный учет и достоверная оценка последствий взаимодействия всех элементов этой системы в интересах достижения максимально возможных темпов роста национальной экономики.

Управление денежными потоками проводится на всех уровнях финансовой системы. На макроуровне это государственное и муниципальное управление (осуществляющих его менеджеров называют администраторами), а в рамках предприятия - финансовый менеджмент.

Последний термин означает, что управляют менеджеры - специально подготовленные служащие, занятые в крупных корпоративных структурах. В экономической литературе содержится множество трактовок сущности финансового менеджмента.

Практически все ученые единодушны в том, что финансовый менеджмент тесно коррелирует с управленческими процедурами [1, 4], параметрами их осуществления8, эффективным управлением9, его процессом10 и системой11. К объектам финансового менеджмента перечисленные авторы относят финансовые ресурсы, фонды и отношения.

Подводя итог синтезу различных подходов, касающихся сущности предмета финансового менеджмента, предлагаем следующее

8 Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2002. С. 8.

9 Финансовый менеджмент / под ред. А.М. Ковалевой. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 23.

10 Финансовый менеджмент / под ред.

Н.Ф. Самсонова. М.: Финансы; ЮНИТИ, 2001. С. 15.

11 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 10.

определение: это система управления, состоящая из объектов, субъектов, организационной структуры, функций, финансовых инструментов и методов, нацеленная на формирование и использование ограниченных финансовых ресурсов и полноценный контроль денежного оборота для реализации уставных задач предприятия. Предлагаемая трактовка позволяет избавиться от неполноты, неточности и расплывчатости формулировок, которые зачастую искажают истинный смысл той или иной дефиниции или вносят в нее двусмысленность.

Известно, что финансовый менеджмент как научная отрасль сложился в конце XIX в. Важнейшими предпосылками выделения из финансов соответствующего менеджмента в самостоятельную дисциплину являются:

• возникновение государства и развитие товарно-денежных отношений;

• создание условий для появления на рынке крупных корпораций;

• слияние промышленного и банковского капитала;

• разработка теории научного управления финансами;

• бурный прогресс аналитического аппарата бухгалтерского учета.

Концентрация производства в Х1Х-ХХ вв. вызвала существенный рост финансовых ресурсов, которыми необходимо было эффективно распорядиться. Усиление роли финансового капитала повлекло за собой быстрое развитие фондового рынка, который понемногу стал стержнем всех элементов финансовой системы.

Экономическая наука с течением времени обогатилась разработками теории финансов в трудах монетаристов и неокейнсианцев, учением о корпорациях Оливера Уильямсона, Армена Алчиана, Рональда Коуза, а в течение 1885-1920 гг. - школой научного управления Фредерика Тейлора, Франка и Лилиан Гилбертов, Генри Гантта, основные принципы которой легли в основу управления финансами.

Весомую лепту в методологию менеджмента внесли маржиналисты К. Менгер, Э. Бем-Баверк, У. Джевонс, Дж. Б. Кларк, В. Парето, которые направили свои усилия на облачение экономической науки в строгую доказательную форму с помощью методов математического анализа.

Таким образом, можно констатировать, что возникновение и развитие финансового менеджмента как самостоятельного научного направления было предопределено действием двух факторов: потребностью расширения и углубления финансовых отношений и багажом накопленных знаний в смежных дисциплинах.

В своем развитии, насчитывающем сто с лишним лет, финансовый менеджмент прошел четыре основных этапа:

• обоснование источников создания и привлечения капитала к бизнес-проектам; разработка финансовых основ слияния фирм и компаний (1890-1930 гг.);

• разработка методов диагностики финансового состояния предприятий; создание теории и определение основных инструментов финансового инвестирования; регламентация деятельности субъектов хозяйствования на финансовых рынках (1931-1950 гг.);

• определение параметров эффективности экономического развития организации; разработка механизмов действия финансовых инструментов; оценка стоимости капитала и формулирование содержания дивидендной политики; поиск путей рационального использования основных и оборотных средств; создание методических основ планирования и бюджетирования на предприятиях (1951-1980 гг.);

• оформление модели финансового обеспечения устойчивого роста предприятия; разработка методов анализа конъюнктуры финансового рынка, финансовых инструментов и технологий в условиях глобализации рынка, а также методов оценки инвестиционной привлекательности финансовых проектов (после 1981 г.).

Финансовый менеджмент как область научного знания содержит в себе

определенные принципы и базовые концепции (рис. 3).

Основными принципами управления финансами предприятия являются:

• соответствие общей теории и теории управления - нельзя представить себе финансовую науку вне современных достижений теории менеджмента;

• диалектический характер, перманентность и динамичность управления, ибо как внешняя, так и внутренняя среда финансового менеджмента подвержены естественным количественным и качественным изменениям, которые обусловливают необходимость постоянного внесения коррективов в ранее принятые управленческие решения;

• обязательный выбор каждым предприятием определенной деловой миссии, включающей в себя стратегические цели и тактические задачи управления финансами; те и другие должны быть конкретными, измеримыми и реальными.

Базовые концепции финансового менеджмента отражают определенные закономерности функционирования финансов и достижения теоретической мысли.

По мере раскрытия внутреннего содержания финансовых явлений, познания механизма их взаимодействия и выявления причинно-следственных связей между ними возникают различные концепции и разрабатываются конкретные модели финансового менеджмента, которые обладают весомой практической значимостью и находят применение в процедурах принятия решений при управлении финансами в субъектах хозяйствования.

В арсенале науки существует ряд базовых концепций, которые служат теоретической основой финансового менеджмента [1, 3]12 и

12 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 10; Маренго А.К. Финансовый менеджмент. М.: Бератор-Пресс, 2002; Райзенберг Б.А., Лазовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 360; Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2002. С. 8; Варламова Т.П., Варламова М.А.

представляющих собой определенный способ осмысления и раскрытия сущности какого-либо явления.

Все эти концепции можно классифицировать по трем основным группам:

• характеризующие важнейшие параметры финансовой деятельности, выражающие эффективность создания, распределения и использования финансовых ресурсов;

• дающие оценку основным инструментам инвестирования, с помощью которых в процессе принятия управленческих решений проводится дисконтирование денег для достижения компромисса между доходностью и риском;

• предоставляющие инструментарий для анализа информационной эффективности рынка, учитывающего все плюсы и минусы конкуренции, равнодоступности информации для всех участников, наличия или отсутствия трансакционных затрат и т.д.

Процесс управления на любом предприятии сталкивается с необходимостью выбора миссии организации. Иностранные ученые понимают это как причину образования и функционирования организации [5]. Реализация миссии предполагает определение стратегических целей и тактических задач.

Стратегия финансового менеджмента состоит в финансовом обеспечении этой миссии. Приведенные на рис. 3 стратегические цели имеют определенную направленность.

Ведущей целью выступает максимизация рыночной стоимости. Количественное ее выражение - соотношение рыночной стоимости предприятия и суммы его чистых активов (или одной его акции и чистых активов в расчете на одну акцию). Остальные цели предприятия являются вспомогательными, дополняя основную. При этом система целей должна быть взаимообусловленной: действия, предпринятые для достижения одной цели, не должны препятствовать успеху других.

Финансовый менеджмент. М.: Дашков и К°, 2012; Финансы / под ред. Е.В. Маркиной. 2-е изд. М.: КноРус, 2014.

Реализация стратегических целей предполагает наличие тактических задач, без которых первые теряют всяческий смысл.

Тактические задачи обладают тремя важнейшими особенностями: они рассчитаны на короткий срок, имеют исчерпывающий набор средств для достижения цели и четко очерченный круг исполнителей. В теории управления финансами тактическими являются задачи привлечения финансовых ресурсов при минимальных затратах, эффективном использовании потенциала и избавлении от больших рисков.

Завершающим звеном в цепи процесса управления финансами является

формирование функциональной структуры управления. Собственники предприятия и субъекты финансового менеджмента должны создать организационную структуру, включающую в себя подразделения и службы, выполняющие определенные функции управления и реализующие целевые установки (рис. 4).

Организационная структура управления финансами предприятия зависит не только от его размеров, но и от организационно-правовой формы собственности. Гражданский кодекс РФ дает характеристику следующим видам коммерческих организаций:

• полное товарищество на вере, или коммандитное хозяйственное товарищество;

• общество с ограниченной и дополнительной ответственностью;

• акционерное общество открытого, закрытого и публичного типов;

• производственный кооператив; унитарное государственное и муниципальное предприятие.

Каждая из этих организаций в своей деятельности использует те или иные финансовые инструменты и руководствуется различными прогнозно-аналитическими методами, стремясь к достижению главной цели - увеличению прибыли.

Таблица 1

Различия в содержании государственных финансов и финансов предприятий

Table 1

Differences in the content of public finance and corporate finance

Классификационный признак Государственные финансы Финансы организаций

Уровень проявления Макро-, мезоуровень Микроуровень

Масштаб распределительных процессов ВВП Валовые доход и прибыль

Преобладающая функция Перераспределительная Распределительная

Роль государства Имманентно присущие государству Регулируются государством

Формируемые денежные фонды и средства Централизованные Децентрализованные

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 1

Финансовая система страны Figure 1

Financial system of the country

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Взаимодействие финансовой политики, финансовой системы и финансового менеджмента Figure 2

Interaction of financial policy, financial system and financial management

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Принципы и базовые концепции финансового менеджмента Figure 3

Principles and the basic concepts of financial management

Принципы управления:

- соответствие общей теории системе управления;

- диалектический характер принятия управленческих решений;

- перманентность и динамичность управления;

- альтернативность подходов к разработке отдельных управленческих решений;

- ориентация на избранную миссию (причину существования) организации;

- оценка денег во временном аспекте;

- соотношение доходности и риска;

- соотношение финансового и операционного рычагов;

- страхование рисков;

- оценка стоимости и цены капитала;

- баланс доходов и расходов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовый менеджмент как структурный элемент менеджмента организаций

Выбор миссии организации

Стратегические цели:

- максимизация прибыли;

- минимизация трансакционных издержек;

- увеличение добавленной стоимости;

- рост рыночной стоимости организации;

- обеспечение конкурентных преимуществ;

- устойчивые темпы роста организации;

- увеличение объема продаж

Тактические задачи:

- привлечение необходимого количества финансовых средств;

- эффективное формирование и использование финансовых ресурсов;

- оптимизация денежного оборота для обеспечения эффективного финансового равновесия;

- разработка возможных вариантов реинвестирования капитала;

- оптимальное соотношение доходности и риска

Базовые концепции

I. Главные параметры финансовой деятельности:

- современная портфельная теория;

- концепция стоимости и структуры капитала;

- теория дивидендной политики;

- концепция финансового обеспечения устойчивого роста организации

II. Оценка финансовых инструментов инвестирования:

- стоимости денег во времени;

- уровня доходности и риска;

- величины акций и облигаций на основе их доходности;

- размера доходности финансовых активов с учетом риска;

- доходности опционов

III. Информационный каркас рынка:

- гипотеза эффективности рынка;

- концепция асимметричной информации;

- арбитражная теория ценообразования

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 4

Составляющие системы финансового менеджмента Figure 4

Financial management system components

Организационная структура : линейная;

ш шепно-фзтасщ юна льная ;

дивизионная;

проектная;

матричная;

продуктовая;

региональная;

ориентированная на потребителя

Функции финансового менеджмента как управляющей системы:

- прогнозирование;

- планирование;

- организация;

- регулирование;

- мотивация;

- учет и контроль

Система финансового менеджмента

Финансовые инструменты :

Первичные:

- кредиты;

- займы;

- облигации и другие

- деоиторская задолженность;

- договоры

долговые ценные бумаги; страховаш ш ;

- кредиторская задолженность;

- акции;

- страховые полисы;

- инвестиционные сертификаты

Вторичные (деривативы):

- опционы; - процентные свопы;

- фьючерсы; - валютные свопы;

- форвардные контракты; - операции РЕПО

Субъекты управления:

- собственники;

- главный бухгалтер;

- финансовый менеджер (вице-президент по финансам);

- функциональные финансовые менеджеры

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Функции финансового менеджмента как функциональной системы управления:

- активами;

- капиталом;

- инвестициями;

- денежными потоками;

- финансовыми рисками;

- антикризисными программами

Объекты управления:

- источники финансовых ресурсов для привлечения и использования;

- организация денежного оборота;

- финансовые отношения

Прогнозно-аналитические методы :

- технико-экономических расчетов;

- экономические;

- балансовые;

- экономико-статистические;

- дисконтирования стоимости;

- наращения стоимости;

- диверсификации;

- амортизации активов;

- хеджирования;

- исследования операции и теории принятия решений

Список литературы

1. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. Киев: Ника-Центр; Эльга, 2003. С. 55, 103. URL: http://www.be5.biz/ekonomika/f013/toc.htm

2. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. Киев: Ника-Центр. 2003. С. 445.

3. Афанасьев М.П. и др. Бюджет и бюджетная система. В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. Т. 1 - 363 с., Т. 2 - 418 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. ВанХоумДж.К., Вахович-мл. Дж.М. Основы финансового менеджмента. М.: Вильямс, 2008. С. 20, 47. URL: https://drive.google.eom/file/d/0BzptBQaH_CO3a1dlaHNwRi1yUVU/view

5. МесконМ.Х., АльбертМ., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997. С. 262. Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке информации, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-4484 Financial Instruments

elSSN 2311-8768

THEORETICAL CONTENT OF THE FINANCE CATEGORY Yurii G. SHVETSOVa% Ivan M. KAMNEVb

a Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Altai Krai, Russian Federation yu.shvetsov@mail.ru

b Polzunov Altai State Technical University, Barnaul, Altai Krai, Russian Federation kamnev50@mail.ru

• Corresponding author

Article history:

Received 22 June 2017 Received in revised form

14 September 2017 Accepted 21 September 2017 Available online

15 November 2017

JEL classification: G00, G20 H00, H10

Keywords: finance, function, concept, financial system, financial policy

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Abstract

Importance The article deals with the analysis of the contemporary status of the economic category Finance in Russia.

Objectives The article seeks to disclose the internal content of the category in relation to the current level of development of the national economy.

Methods For the study, we used the dialectic method of examining objective economic laws, patterns and phenomena in their constant development and interrelationships, and the systems approach, as well. , Results We present our own concept of the economic category, the essential functions of finance, financial system of the State and its structural elements. We formulate the objectives and framework of financial policy and public financial management system at various levels, and propose a methodological approach to the study of financial management as an independent scientific discipline.

Conclusions We conclude about the need for an equable approach to the theoretical aspect of the category Finance both in the economic theory and practice.

Please cite this article as: Shvetsov Yu.G., Kamnev I.M. Theoretical Content of the Finance Category. Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, iss. 11, pp. 1206-1219. https://doi.org/10.24891/fa.10.11.1206

References

1. Blank I.A. Kontseptual'nye osnovy finansovogo menedzhmenta [Conceptual framework of financial management]. Kiev, Nika-Tsentr, El'ga Publ., 2003, pp. 55, 103. URL:

http ://www.be5.biz/ekonomika/f013/toc.htm

2. Blank I.A. Upravlenie finansovoi stabilizatsieipredpriyatiya [Management of financial stabilization of the company]. Kiev, Nika-Tsentr, El'ga Publ., 2003, 445 p.

3. Afanas'ev M.P., Belenchuk A.A., Krivogov I.V. Byudzhet i byudzhetnaya sistema [Budget and the budgetary system]. Moscow, Yurait Publ., 2016, vol. 1, 363 p., vol. 2, 418 p.

4. Van Horne J.C., Wachowicz-Jr. J.M. Osnovy finansovogo menedzhmenta [Fundamentals of Financial Management]. Moscow, Vil'yams Publ., 2008, pp. 20, 47. URL: https://drive.google.com/file/d/0BzptBQaH_C03a1dlaHNwRi1yUVU/view

5. Meskon M.H., Albert M., Hedouri F. Osnovy menedzhmenta [The Principles of Management]. Moscow, Delo Publ., 1997, p. 262.

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.