Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТЬЮ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Кривопусков Виктор Владимирович, Лукичев Павел Николаевич, Люев Азамат Хасейнович, Мищенко Дмитрий Николаевич

Профессиональная мобильность молодежи в современном мире, по праву называемом мобильным, испытывает мощное влияние глобального фактора информатизации. Само понятие «профессиональная мобильность» значительно трансформировалось, что нашло выражение в появлении новых теоретических концепций, подходов, дефиниций в исследовательском пространстве. Палитра проблем, анализируемых в социологическом дискурсе профессиональной мобильности молодежи, свидетельствует о кризисном характере процесса профессионализации российской молодежи на всех его этапах, начиная от профессионального выбора и заканчивая профессиональной адаптацией на рынке труда. Это обстоятельство определяет необходимость эффективного управления профессиональной мобильностью молодежи, но именно в данном направлении фиксируется дефицит глубоких теоретических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волков Юрий Григорьевич, Кривопусков Виктор Владимирович, Лукичев Павел Николаевич, Люев Азамат Хасейнович, Мищенко Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SPACE FOR THE STUDY OF PROFESSIONAL MOBILITY OF RUSSIAN YOUTH AND ITS MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF THE NEW INFORMATION AGE

Professional mobility of young people in the modern world, which is rightfully called mobile, is strongly influenced by the global factor of informatization. The very concept of professional mobility has been significantly transformed, that has found expression in the emergence of new theoretical concepts, approaches, definitions in the research space. The scope of problems analyzed in the sociological discourse of youth professional mobility testifies to the crisis nature of the process of professionalization of Russian youth at all its stages, starting from professional choice and ending with professional adaptation in the labor market. This circumstance determines the need for effective management of professional mobility of young people, but it is in this direction that there is a shortage of deep theoretical developments.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ»

УДК 316

DOI 10.23672/e0314-2892-5545-u

Волков Юрий Григорьевич

Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой теоретической социологии и методологии региональных исследований, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета ugvolkov@sfedu.ru

Кривопусков Виктор Владимирович

доктор социологических наук, профессор,

Государственный университет управления rosarmdrug@mail.ru

Лукичев Павел Николаевич

доктор социологических наук, профессор,

Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета lukichev@inbox.ru

Люев Азамат Хасейнович

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных технологии, проректор по молодежной политике, Северо- Кав казски й федеральный университет aliuev@ncfu.ru

Мищенко Дмитрий Николаевич

соискатель,

Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета svet_crimea@list.ru

Теоретическое пространство изучения ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ И УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭПОХИ

Аннотация. Профессиональная мобильность молодежи в современном мире, по праву называемом мобильным, испытывает мощное влияние глобального фактора информатизации. Само понятие «профессиональная мобильность» значительно трансформировалось, что нашло выражение в появлении новых теоретических концепций, подходов, дефиниций в исследовательском пространстве. Палитра проблем, анализируемых в социологическом

Yury G. Volkov

Honored Scientist of the Russian Federation, Doctor of Philosophical Sciences, Professor,

Head of the Department

of Theoretical Sociology

and Methodology of Regional Studies,

Institute of Sociology and Regional Studies,

Southern Federal University

ugvolkov@sfedu.ru

Victor V. Krivopuskov

Doctor of Sociological Sciences, Professor,

State University of Management rosarmdrug@mail.ru

Pavel N. Lukichev

Doctor of Sociology, Professor,

Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University lukichev@inbox.ru

Azamat Kh. Lyuev

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Technology, Vice-Rector for Youth Policy, North Caucasus Federal University aliuev@ncfu.ru

Dmitry N. Mishchenko

Applicant,

Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University svet_crimea@list.ru

Theoretical space for the study

OF PROFESSIONAL MOBILITY OF RUSSIAN YOUTH AND ITS MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF THE NEW INFORMATION AGE

Annotation. Professional mobility of young people in the modern world, which is rightfully called mobile, is strongly influenced by the global factor of informatization. The very concept of professional mobility has been significantly transformed, that has found expression in the emergence of new theoretical concepts, approaches, definitions in the research space. The scope of problems analyzed in the sociological discourse of youth professional mobility testifies to the crisis nature

дискурсе профессиональной мобильности молодежи, свидетельствует о кризисном характере процесса профессионализации российской молодежи на всех его этапах, начиная от профессионального выбора и заканчивая профессиональной адаптацией на рынке труда. Это обстоятельство определяет необходимость эффективного управления профессиональной мобильностью молодежи, но именно в данном направлении фиксируется дефицит глубоких теоретических разработок.

Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, молодежь, управление профессиональной мобильностью, информатизация.

of the process of professionalization of Russian youth at all its stages, starting from professional choice and ending with professional adaptation in the labor market. This circumstance determines the need for effective management of professional mobility of young people, but it is in this direction that there is a shortage of deep theoretical developments.

Keywords: mobility, professional mobility, youth, professional mobility management, informatization.

Обращение к профессиональной мобильности молодежи в фокусе социологии управления предполагает предварительный анализ научно-исследовательского дискурса, сложившегося по отношению к самой проблеме профессиональной мобильности молодежи. Следует заметить, что данная проблема в пространстве научно-исследовательского дискурса занимает достаточно значимое место, как в российской науке [1;2; 3], так и в зарубежной [4; 5; 6], поскольку ученые осознали глубокую трансформацию профессиональных траекторий в современную эпоху информационных технологий и динамику изменений, особенно в молодежной страте: «освоение новых квалификаций обычно происходит в начале трудовой карьеры; более опытные, взрос лые сотрудники редко участвуют в переобучении» [7, с. 102].

Анализ имеющихся работ позволяет не только выделить ключевые проблемы в области профессиональной траектории российской молодежи, остро поставив вопрос о рисках депрофессионализации, но и выявить связь изменений в профессиональной траектории с социально-экономическими, социокультурными и политическими переменами в обществе. В целом, ученые констатируют, что масштабы профессиональной мобильности молодежи в России неадекватны изменениям в ее профессиональной траектории, что зачастую связано с уходом из профессии, ее сменой. И эти проблемы заслуживают гораздо большего внимания как на теоретическом, так и практическом уровне. Основной клубок проблем в области профессионального развития молодежи и ее мобильности в профессиональной сфере связан с характером взаимодействия системы образования и рынка труда. Массовое распространение работы не по специальности и вынужденной смены профессии в молодежной среде - явный признак кризисного характера этого взаимодействия.

Интересна точка зрения ученых, обосновывающих следующую идею: смена профессии может сыграть как положительную, так и отрицательную роль в жизни работника - многое зависит от того, чем продиктовано решение о смене профессии, так как при добровольно принятом решении об этом индивид ориентирован на максимальную самореализацию в новом профессиональном поле,

на достижение более высокого социального статуса, нежели в ситуации вынужденного ухода из профессии [8]. По понятным причинам, вынужденная смена профессии имеет негативный оттенок последствий данного действия, поскольку работнику приходится вынужденно (в силу жизненных, личных, обстоятельств или ситуации на производстве (сокращение персонала, низкая оплата труда и т.д.) осваивать новое профессиональное поле, когда он, возможно, никогда бы не попал в более благополучной ситуации [9, с. 107]. Здесь уместно привести позицию Л.А. Семеновой о выборе профессии: с ее точки зрения, этот выбор следует интерпретировать, как разрешение противоречия, которое возникает между субъективными предпочтениями индивида и внешней социальной ситуацией, детерминирующей возможности реализации сформированных у индивида профессиональных предпочтений [10].

Социальная ситуация оказывает значимое влияние на весь процесс профессиональной мобильности молодежи, и социологи здесь оперируют, как правило, термином «факторы», масштаб и специфика которых в современной российской действительности породили множество проблем как в профессиональном становлении и развитии молодежи, так и в исследовательских перспективах их изучения. Среди наиболее влиятельных социологи выделяют такие факторы, как:

- нестабильная занятость;

- изменение форм труда, его характера; у

- величение прекариата;

- увеличивающийся разрыв между профессиональным образованием и требованиями рынка труда, а также ряд других [11, с. 40].

В свою очередь, А.И. Ковалева, акцентируя внимание на индивидуализированном характере профессиональной мобильности, выделяет в качестве важных факторов личностные особенности человека, его способности, социальные качества, оказывающие влияние на профессиональную деятельность, а также, уровень профессиональной подготовки, квалификации, способность реализовать личностный и профессиональный потенциал, а также освоить новые профессиональные умения и компетенции [12].

Иными словами, в современных условиях профессиональная мобильность молодежи определяется не только и не столько институциональными факторами, сколько «внутренним диалогом или разговором» («inner conversation» - термин М. Арчер) [13], который отражает восприятие социальной ситуации индивидом, в каждом отдельном случае, имеющее свои особенности в зависимости от индивидуальных приоритетов, интересов, ценностей, целей и желаний, критериев самооценки социального успеха. Принятое во время внутреннего разговора решение предваряет результат совершаемого индивидом социального действия.

Безусловно, этот внутренний диалог формируется в условиях определенной институциональной среды, но динамика институциональных изменений сказывается на самой социальной ситуации, которая и порождает внутренний диалог, закладывающий траекторию мобильности личности. Социологическая теория, разработанная М. Арчер, во многом вобрала в себя психологические теоретические сюжеты и посылки, что не противоречит общей тенденции смещения методологического фокуса в сторону междисципли-нарности как расширяющей границы научного познания.

Именно поэтому ученые говорят об изменении повестки дня в свете новых подходов к изучению мобильности [14, с. 21], в том числе, и профессиональной, в отношении которой отмечается разнообразие проблематики при отсутствии сформированного общего подхода к исследованию [11, с. 40]. Но, если проблема профессиональной мобильности российской молодежи, раскрывающаяся через особенности ее адаптации на рынке труда и преодоление многочисленных рисков, сопровождающих данный процесс, получила достаточно широкое освещение в научно-исследовательских практиках, то управленческий аспект данной проблематики еще не стал предметом глубокого и масштабного внимания со стороны ученых. Лишь немногие из них вплотную подошли к изучению данной проблемы [15; 16].

Часть работ опосредованно раскрывает управленческие аспекты профессионализации молодежи через изучение профессионализма, российских профессионалов и их поведенческих стратегий [17; 18]. Чаще, ученые через анализ проблем, связанных с положением и адаптацией российской молодежи на рынке труда, ее трудовым поведением, трудовыми ценностями, мотивацией к труду, ставят вопрос об эффективности

Литература:

1. Бекоева М.И. Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда / М.И. Бекоева // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 189-192.

2. Пасовец Ю.М. Профессиональная мобильность и факторы влияния на нее в

молодежной политики государства как регулирующей процесс профессионально-трудового становления молодежи [19; 20].

О необходимости разработки социальных технологий управления данным процессом пишет М.Г Цыпкина, предлагая с позиций деятельност-ного подхода, рассматривать их как «систему последовательных, формализованных процедур и операций, применяемых субъектами управления данного типа под влиянием рынка труда с целью рационального распределения трудовых ресурсов по профессиям, специальностям в ходе решения социальных проблем занятости молодых» [21]. При этом ею выделяются три основные группы подобных технологий: информационно-консультационные, образовательные и адаптационные.

Ученые актуализируют проблему профессионального развития и роста с позиций управленческого воздействия, выделяя четыре ключевых компонента в системе управления профессиональной мобильностью молодежи: систему образования, систему отбора кадров, социальную адаптацию к профессии и мотивацию карьерного роста [16]. Однако при этом, отталкиваясь от суждений Е.С. Поповой [22], следует учитывать тип профессиональной мобильности (горизонтальный, вертикальный), а также, ее характер - вынужденный или добровольный, поскольку в каждом отдельном случае формируется различная система мотиваторов, профессиональных установок и индивидуальных возможностей профессионального развития, в комплексе предопределяющих эффективность профессиональной мобильности молодежи и процесс управления ею.

Анализируя сложившееся научно-исследовательское пространство в области изучения управления профессиональной мобильностью молодежи, стоит согласиться с общей негативной оценкой положения российской молодежи на рынке труда, характера ее профессиональной адаптации, независимо от уровня образования, поскольку даже наличие высшего образования не защищает от рисков, сопровождающих профессионально-трудовую адаптацию молодых специалистов в современных рыночных условиях.

Теоретическое пространство изучения профессиональной мобильности российской молодежи и управления ею характеризуется отсутствием целостной концептуальной платформы, а также - методологической стратегии, адекватной новой информационной эпохе и российским реалиям.

Literature:

1. Bekoeva M.I. Development of professional mobility of students as a condition for their adaptation to changing conditions of the labor market / M.I. Bekoeva // Baltic Humanitarian Journal. 2018. Vol. 7. № 1(22). P. 189-192.

2. Pasovets Yu.M. Professional mobility and factors of influence on it in the views of regional youth /

представлениях региональной молодежи / Ю.М. Пасовец // Информационно-аналитический бюллетень. ИНАБ. 2019. № 4. Социальная адаптация молодежи на рынке труда. С. 83-99.

3. Фортова Л.К. Профессиональная мобильность молодежи на современном этапе развития российского общества / Л.К. Фортова, А.Ю. Куже-ков // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 715-716.

4. Bison I. Education, social origins and career (im)mobility in contemporary Italy: A holistic and categorical approach / I. Bison // European Societies. 2011. Vol. 13. № 3. P. 481-503.

5. Davern M. The Role of Information and Influence in Social Networks: Examining the Association between Social Network Structure and Job Mobility / M. Davern, D.S. Hachen // The American Journal of Economics and Sociology. 2006. № 65(2). P. 269294.

6. Mayer K. Subjective Perceptions of Employment Mobility: A Comparison of East and West Germany / K. Mayer, N. Nitsche // Comparative Sociology. 2013. Vol. 12. P. 184-210.

7. Попова Е.С. Горизонтальная профессиональная мобильность в современных социологических исследованиях / Е.С. Попова // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 3. С. 102.

8. Горбунова Г.А. Анализ причин смены профессионального профиля взрослыми людьми / Г.А. Горбунова // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 13. С. 46-50.

9. Попова Е.С. Горизонтальная профессиональная мобильность в современных социологических исследованиях / Е.С. Попова // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 3. С. 107.

10. Семенова Л.А. Вхождение в профессию и некоторые социально-профессиональные ориентации молодежи / Л.А. Семенова // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Политология и социология (Вып. 1). Издательство ВАГС. 2009. № 1. С. 41-49.

11. Многомерная социальная мобильность в современной России : монография / Ю.Б. Епихина [и др.]; Отв. ред. М.Ф. Черныш, Ю.Б. Епихина. Электрон. текст. дан. (объем: 1,15 Мб) М. : Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2018. 112 с. 1 электрон. опт. диск 12 см. (CD-ROM).

12. Ковалева А.И. Профессиональная мобильность / А.И. Ковалева // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1. С. 298-299.

13. Archer M. Making our Way through the World: Human Reflexivity and Social Mobility. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Р. 143-158.

14. Черныш М.Ф. Концепт социальной мобильности в меняющихся обществах / М.Ф. Черныш // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 21.

15. Цыпкина М.Г. Управление профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда:

Yu.M. Pasovets // Information-analytical bulletin. INAB. 2019. № 4. Social adaptation of youth in the labor market. P. 83-99.

3. Fortova L.K. Professional mobility of youth at the present stage of development of Russian society / L.K. Fortova, A.Yu. Kuzhekov // Young scientist. 2015. № 13. P. 715-716.

4. Bison I. Education, social origins and career (im)mobility in contemporary Italy: A holistic and categorical approach / I. Bison // European Societies. 2011. Vol. 13. № 3. P. 481-503.

5. Davern M. The Role of Information and Influence in Social Networks: Examining the Association between Social Network Structure and Job Mobility / M. Davern, D.S. Hachen // The American Journal of Economics and Sociology. 2006. № 65(2). P. 269294.

6. Mayer K. Subjective Perceptions of Employment Mobility: A Comparison of East and West Germany / K. Mayer, N. Nitsche // Comparative Sociology. 2013. Vol. 12. P. 184-210.

7. Popova E.S. Horizontal professional mobility in modern sociological research / E.S. Popova // Sociological journal. 2018. Vol. 24. № 3. P. 102.

8. Gorbunova G.A. Analysis of the reasons for the change of professional profile by adults / G.A. Gorbunova // Siberian Pedagogical Journal. 2009. № 13. P. 46-50.

9. Popova E.S. Horizontal professional mobility in modern sociological research / E.S. Popova // Sociological journal. 2018. Vol. 24. № 3. P. 107.

10. Semenova L.A. Entry into the profession and some social and professional orientations of youth / L.A. Semenova // Scientific Bulletin of the Volgograd Academy of Public Administration. Series: Political Science and Sociology (Iss. 1). Publishing house VAGS. 2009. № 1. P. 41-49.

11. Multidimensional social mobility in modern Russia : monograph / Yu.B. Epikhina [et al.]; Resp. ed. M.F. Chernysh, Yu.B. Epikhina. Electron. text is given. (volume: 1.15 Mb). M. : Institute of Sociology of the FNISTs RAS, 2018. 112 p. 1 electron. opt. disc 12 cm. (CD-ROM).

12. Kovaleva A.I. Professional mobility / A.I. Kovaleva // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. № 1. P. 298299.

13. Archer M. Making our Way through the World: Human Reflexivity and Social Mobility. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. Р. 143-158.

14. Chernysh M.F. The concept of social mobility in changing societies / M.F. Chernysh // Sociological research. 2018. № 7. P. 21.

15. Tsypkina M.G. Managing professional mobility of youth in the labor market: a systematic approach /

системный подход / М.Г. Цыпкина // Социология и право. 2018. № 4. С. 90-97.

16. Цыпкина М.Г. Особенности управления профессиональной мобильностью молодежи в информационном обществе. URL : elibrary_353411 75_97835366

17. Аксенова О.В. Особенности активизма российских профессионалов: социальные практики / О.В. Аксенова // Вестник Института социологии. 2012. № 5. C. 121-144.

18. Мартьянова Н.А. Управляемость профессии как социального института: от депрофессионализации к реконструкции профессий / Н.А. Мартьянова, М.В. Рубцова // Studia Humanitatis. 2015. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/uprav ly-aemost-professii-kak-sotsialnogo-instituta-ot-depro-fessionalizatsii-k-rekonstruktsii-professiy.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Трудовое поведение молодежи: социологическая диагностика в контексте повышения эффективности региональной молодежной политики (на примере Ростовской области) / Ф.А. Барков [и др.] // Вестник РАЕН. 2013. Т. 13. № 3. С. 106-112.

20. Живой А.С. Трудовая этика российской молодежи: особенности формирования в условиях кризиса труда и трудовых ценностей / А.С. Живой // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3. С. 199-208.

21. Цыпкина М.Г. Использование социальных технологий в управлении профессиональной мобильностью молодежи на рынке труда / М.Г. Цыпкина // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-tehnologiy-v-upravlenii-professionalnoy-mobilnostyu-molodezhi-na-rynke-truda

22. Попова Е.С. Горизонтальная профессиональная мобильность в современных социологических исследованиях / Е.С. Попова // Социологический журнал. 2018. Т. 24. № 3. С. 98-116.

M.G. Tsypkina // Sociology and Law. 2018. № 4. P. 90-97.

16. Tsypkina M.G. Features of management of professional mobility of youth in the information society. URL : elibrary_35341175_97835366

17. Aksenova O.V. Features of the activism of Russian professionals: social practices / O.V. Aksenova // Bulletin of the Institute of Sociology. 2012. № 5. P. 121-144.

18. Martyanova N.A. Manageability of the profession as a social institution: from deprofessionalization to the reconstruction of professions / N.A. Martyanova, M.V. Rubtsova // Studia Humanitatis. 2015. № 2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/upravlyaemo st-professii-kak-sotsialnogo-instituta-ot-deprofessio nalizatsii-k-rekonstruktsii-professiy.

19. Labor behavior of youth: sociological diagnostics in the context of improving the effectiveness of regional youth policy (on the example of the Rostov region) / F.A. Barkov [et al.] // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. 2013. Vol. 13. № 3. P. 106-112.

20. Zhivoi A.S. Work ethics of Russian youth: features of formation in the conditions of the crisis of labor and labor values / A.S. Zhivoi // Humanitarian of the South of Russia. 2016. № 3. P. 199-208.

21. Tsypkina M.G. The use of social technologies in managing the professional mobility of youth in the labor market / M.G. Tsypkina // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2019. URL : https://cyberle ninka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-tehnologiy-v-upravlenii-professionalnoy-mobilnostyu-molode zhi-na-rynke-truda

22. Popova E.S. Horizontal professional mobility in modern sociological research / E.S. Popova // Sociological journal. 2018. Vol. 24. № 3. P. 98-116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.