Теоретическое обоснование развития жизнеспособности личности как целевого ориентира педагогической профилактики зависимого поведения несовершеннолетних
Е.Г. Шубникова,
доцент кафедры психологии и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», кандидат педагогических наук, г. Чебоксары
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью обновления цели педагогической профилактики зависимого поведения подростков в образовательной среде. Статья направлена на обоснование введения понятия жизнеспособности личности как необходимого и достаточного условия защиты подростков от аддиктивного поведения. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является копинг-профилактика зависимостей в детской и молодёжной среде. Единой целью педагогической профилактики зависимого поведения является снижение факторов риска на основе расширения жизненных компетенций детей и подростков, формирования у них активных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и качеств (ресурсов), т.е. формирование жизнеспособности личности.
• педагогическая профилактика • зависимое поведение • жизнеспособность личности • превентивная педагогика • личностные ресурсы
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года отмечается, что современная ситуация характеризуется увеличением употребления психоактивных веществ среди молодёжи. Одной из причин увеличения числа наркозависимых является неэффективная система первичной профилактики зависимого поведения молодёжи. До сих пор мы встречаемся с ошибками информационного подхода, когда, проводя профилактическую работу, педагоги рассказывают молодёжи о видах наркотиков, об их действии на организм человека, активно используя наркоманский сленг. До сих пор в образовательных организациях проводятся конкурсы рисунков, плакатов с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики (акции «Мы против наркотиков!», «Скажем наркотикам «НЕТ!» и т.п.). Более того, некоторые педагоги бросились «пристёгивать»
профилактику употребления психоактивных веществ к любым мероприятиям, которые проводятся в молодёжной среде («Спорт против наркотиков!» и т.п.), что определяет в дальнейшем их неэффективность и формальность превентивной деятельности. Отметим, что конкурсы и акции проводить нужно, но под другими девизами и лозунгами («Мы за здоровый образ жизни!» и т.п.).
Доказана низкая эффективность профилактических бесед с бывшими наркозависимыми людьми. Вызывает сомнение эффективность некоторых других мероприятий, проводимых в образовательных организациях (например: «Неделя антинаркотического кино», акции «Меняем сигарету на конфету!» и многие другие).
Ещё в 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (от 5 сентября 2011 г.). В основной части этой концепции особая роль отведена профилактике зависимого поведения в образовательной среде. Авторы концепции утверждают, что первичная профилактическая деятельность является приоритетным направлением превенции в образовательной среде и осуществляется в образовательных учреждениях. Также в концепции отмечается, что содержательную базу первичной профилактической деятельности в образовательной среде составляет педагогическая профилактика на основе педагогических и психологических технологий. Именно в концепции чётко поставлена цель педагогической профилактики в образовательной среде — формирование и развитие у детей и молодёжи личностных ресурсов, которые помогают повысить устойчивость к раз-личным влияниям социума [4].
Необходимо отметить, что концепция профилактики употребления психоактивных веществ проработана учёными, подготовившими её, чётко и определённо. Методологический аппарат реализации педагогической профилактики употребления ПАВ в образовании прописан и обоснован. Однако можно констатировать, что подходы к педагогической профилактике в образовательной среде меняются медленно.
Понятие «профилактика» для педагогической науки не ново. Однако термин «профилактика употребления психоактивных веществ» в учебниках по педагогике практически не использовался. Лишь в последнее время это понятие активно используется в социальной педагогике и специализированной литературе по превентивной деятельности в образовательной среде. Уже много лет в педагогической литературе развивается такое направление, как превентивная педагогика, однако ни методологические, ни методические основы этого направления социальной педагогики не разработаны в полной мере.
Несмотря на то что это направление активно разрабатывается за рубежом Л.В. Кондрашовой (Украина),
A.П. Сманцером, Е.М. Рангеловой (Белоруссия), исследования в нашей стране очень малочисленны и нуждаются в дальнейшем развитии (В.Д. Гатальский,
B.Н. Герасимов, Ю.М. Кудрявцев, А.М. Столяренко). По нашему мнению, предметом превентивной педагогики является педагогическая профилактика отклоняющегося поведения детей и молодёжи. Ещё в 2003 году Г.М. Коджаспирова в «Педагогическом словаре» приводит определение превентивной педагогики как науки, изучающей пути и методы предупреждения социальных отклонений среди подростков и молодёжи [3].
Одним из актуальных направлений педагогической науки в современных условиях становится развитие методологических основ превентивной педагогики. По мнению А.П. Сманцера, Е.М. Рангеловой, превентивная педагогика обеспечивает формирование у личности способности сопротивляться негативным воздействиям окружающей среды, предполагает организацию целенаправленной системы воспитательных мер, направленных на раннюю диагностику отклоняющегося поведения, устранение причин и условий, которые вызывают эмоциональные переживания, которые, в свою очередь, и приводят к девиациям, в том числе и зависимостям.
Основными целями превентивной педагогики авторы считают: 1) научное обоснование закономерностей формирования ответственного поведения несовершеннолетних; 2) развитие у них способности к сопротивлению отрицательным воздействиям социума, преодолению жизненных трудностей; 3) воспитание воли к сопротивлению и неприятию отрицательных влияний окружающей среды; 4) выявление причин трудных жизненных ситуаций; 5) разработку технологий превентивной деятельности педагогов; 6) оказание несовершеннолетним помощи в его стремлении самостоятельно справиться с жизненными трудностями и делать правильный выбор; 7) повышение эффективности воспитательной работы по профилактике девиантного поведения [6].
Особо отметим термины, которые напрямую связаны с формированием у детей и молодёжи умений вести себя в трудной жизненной ситуации, разрешать трудности, быть устойчивым к неблагоприятным жизненным условиям. Понятия «ответственное поведение», «сопротивление отрицательным воздействиям социума», «преодоление жизненных трудностей», «технологии
превентивной деятельности» имеют особое значение для нашего дальнейшего исследования профилактической деятельности педагогов, являющегося ведущим понятием превентивной педагогики.
Предметом превентивной педагогики в исследованиях А.П. Сманцера, Е.М. Рангеловой является процесс профилактической деятельности педагогов, направленный на диагностику причин трудностей воспитанников, а также определение и обоснование закономерностей, принципов, методов и форм организации профилактической деятельности с несовершеннолетними, склонными к отклоняющемуся поведению и деятельности [6].
Однако выделение направления профилактической деятельности только с категориями детей и молодёжью, склонных к девиациям, приводит к сужению предмета превентивной педагогики. Особое значение сегодня приобретает превентивная деятельность со всем контингентом воспитанников, у которых в первую очередь и надо сформировать ответственное поведение, умение преодолевать трудные жизненные ситуации, адаптивные модели поведения. Это вновь заставляет задуматься над современными требованиями к целевым ориентирам педагогической профилактики аддикций, научной обоснованности используемых превентивных технологий, об эффективности предупреждения зависимого поведения среди несовершеннолетних [9; 11].
Под педагогической профилактикой в Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (2011) понимается комплексная система обучения и воспитания детей и молодёжи, которая обеспечивает снижение факторов риска употребления психоактивных веществ на основе формирования социальной компетентности, личностных
ресурсов и качеств, которые могут стать факторами защиты от зависимого поведения. В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (2011) авторами представлены задачи профилактики зависимого поведения в образовательной среде: 1) формирование в образовательной среде единого профилактического пространства на основе объединения деятельности всех субъектов профилактической деятельности в целях охвата всех целевых групп; 2) анализ эффективности реализации профилактики; 3) снижение факторов риска и неблагоприятных условий, способствующих употреблению психоактивных веществ среди несовершеннолетних; 4) развитие личностных, социальных и этико-правовых ресурсов, способствующих факторы защиты детей и молодёжи от употребления ПАВ [4].
Особо обратим внимание на приоритетную задачу — формирование личностных и социально-средовых ресурсов воспитанников образовательных учреждений, а не только информирование детей и молодёжи о вреде и последствиях употребления психоактивных веществ. То есть постановка таких задач явно продемонстрировала педагогам, преподавателям педагогических вузов переход к новому этапу в развитии профилактики зависимого поведения. Сегодня профилактика уже не может осуществляться в рамках недели или месячника борьбы с наркоманией. Во всех образовательных учреждениях профилактика должна быть системной, охватывая все целевые группы, и систематичной на основе принятой программы профилактической деятельности. Мы, наконец, должны чётко определить, как должна осуществляться профилактическая деятельность, какие качества и свойства подростков и молодёжи мы должны формировать, чтобы защитить наших детей от разного рода зависимостей.
Здесь хотелось бы вновь обратить внимание, что на исследования наркологов, в том числе В.Д. Менделевича, А.М. Карпова, которые доказывают, что разделение превентивной деятельности по разным видам аддиктивно-го поведения приводит к распылению ресурсов (финансовых, кадровых, информационных, административных и др.) [5]. Необходимо, наоборот, объединить ресурсы в единую программу профилактики зависимого поведения личности [2].
Таким образом, сегодня на этапе первичной педагогической превенции нет смысла разрабатывать разные программы профилактики употребления наркотиков, никотина, курительных смесей, алкоголя, игровой и интернет-зависимости. Сегодня основной и единой целью первичной педагогической профилактики в отношении всех видов зависимого поведения является снижение факторов риска на основе расширения жизненных компетенций детей и подростков, формирования у них активных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и качеств (ресурсов), помогающих эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями, т.е. формирование жизнеспособности личности человека [10; 13; 15].
Постановка таких задач явно продемонстрировала педагогам, преподавателям педагогических вузов переход к новому этапу в развитии профилактики зависимого поведения. Сегодня профилактика уже не может осуществляться в рамках недели или месячника борьбы с наркоманией. Во всех образовательных учреждениях профилактика должна быть системной, охватывая все целевые группы, и систематичной на основе принятой программы профилактической деятельности. Мы, наконец, должны чётко определить, как должна осуществляться профилактическая деятельность, какие качест-
ва и свойства подростков мы должны формировать, чтобы защитить наших детей от зависимого поведения.
Однако проведённый нами опрос 100 психологов и социальных педагогов образовательных учреждений Чувашской Республики показал, что одними из основных форм профилактики зависимого поведения у детей и молодёжи до сих пор является профилактическая беседа, антинаркотическая лекция, мероприятия по профилактике наркомании, проводимые в рамках месячников борьбы с наркоманией. Мы вновь констатировали, что психологи и социальные педагоги школ не владеют современными социальными, психологическими и педагогическими технологиями ведения профилактики употребления психоактивных веществ среди детей и молодёжи. Большинство опрошенных незнакомы с профилактическими программами, утверждёнными Министерством образования и науки Российской Федерации. У педагогов отсутствует опыт профилактической деятельности, мероприятия проводятся хаотично и разрозненно. Порой вместо профилактики такие мероприятия носят рекламный характер, вызывая нездоровое любопытство детей и молодёжи к употреблению психоактивными веществами [11; 12; 14].
Приведённые выше страшные цифры уже в который раз доказывают неэффективность профилактики зависимого поведения в социуме, в том числе и среди детей и молодёжи. Таким образом, сегодня на этапе первичной педагогической превенции нет смысла разрабатывать разные программы профилактики употребления наркотиков, никотина, курительных смесей, алкоголя, игровой и интернет-зависимости. Этим во многом обусловлено возникновение новых целей и задач превентивной педагогической деятельности на современном этапе.
В связи с этим остро встаёт проблема психолого-педагогического обоснования содержания понятия «личностные ресурсы» и на его основе определение конкретных целей и задач превентивной педагогической дея-тельности в образовательной среде на новом этапе развития. Задачами педагогической профилактики зависимого поведения в образовательной среде становятся не только забота о состоянии здоровья учащихся, формирование личности с установкой на здоровый образ жизни, сколько снижение факторов риска на основе расширения жизненных компетенций детей и подростков, формирования у них активных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и качеств (ресурсов), помогающих эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями.
H.А. Сирота, В.М. Ялтонский разработали три теоретические модели ко-пинг-поведения здоровых и больных наркоманией и алкоголизмом людей: 1) модель адаптивного функционального копинг-поведения; 2) модель псевдоадаптивного совладающего поведения; 3) модель пассивного дисфункционального дезадаптивного стресс-преодо-левающего поведения [7; 8]. Учёными дана характеристика каждой модели, которая включает в себя следующие компоненты: 1) применяемые копинг-стратегии поведения и адекватное использование их компонентов; 2) направленность мотивации; 3) уровень развития личностных и средовых ресурсов (возможностей) преодоления трудных жизненных ситуаций.
Модель адаптивного функционального копинг-поведения создана по результатам обследования здоровых, хорошо социально адаптированных подростков и взрослых. Она включает в себя следующие компоненты.
I. Эффективное использование соответствующих возрасту копинг-стра-
тегий разрешения проблем и поиска социальной поддержки.
2. Продуктивное использование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов копинг-по-ведения и достаточное развитие когнитивно-оценочных механизмов.
3. Преобладание мотивации на достижение успеха над мотивацией избегания неудачи, готовность к активному противостоянию негативным факторам среды и осознанная направленность копинг-поведения на источник стресса.
4. Развитые личностно-средовые ко-пинг-ресурсы, обеспечивающие позитивный психологический фон для преодоления стресса и способствующие развитию копинг-стратегий (уровень интеллекта, позитивная Я-концепция, развитость восприятия социальной поддержки, ин-тернального локуса контроля над средой, эмпатии и аффилиации, наличие эффективной социальной поддержки со стороны среды и т.д.).
Эта модель характеризуется также наличием эффективной социальной поддержки, которая обеспечивается развитостью копинг-стратегий поиска социальной поддержки и личностного копинг-ресурса её восприятия; самостоятельным активным выбором её источника, определением вида и дозированием объёма поддержки; успешным прогнозированием её возможностей. Модель адаптивного копинг-поведения включает в себя не только стратегии поведения, но и когнитивную оценку ситуации, которая и лежит в основе дальнейшего «движения к новому этапу жизни», а также личност-но-средовые ресурсы, необходимые для его осуществления. По нашему мнению, модель адаптивного совлада-ющего поведения в полном объёме отражает структуру понятия жизнеспособности и даёт возможность перейти
на новый уровень профилактики зависимостей в образовательной среде. В основе профилактических программ должно находиться изменение стратегий поведения личности, выработка здорового жизненного стиля, повышение личностных и средовых ресурсов личности, т.е. формирование жизнеспособности личности человека [10; 11; 12; 15].
На наш взгляд, перечисленные выше характеристики адаптивного копинг-поведения, являясь защитными факторами от употребления психоактивных веществ, в полном смысле слова обеспечивают жизнеспособность личности [10]. Введение понятия «жизнеспособность личности» обусловлено потребностью обозначения совокупности необходимых и достаточных условий для эффективной профилактики зависимого поведения детей и подростков.
Литература
1. Гурьянова М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен. — Педагогика. — 2006. — № 10. — С. 43-50.
2. Карпов А.М. Структурно-динамическое единство алгоритмов формирования химических и поведенческих зависимостей. — Практическая медицина. — 2011. — № 1. — С. 37-41.
3. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: учебное пособие. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
4. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. — М., 2011. — 13 с.
5. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). — М.: МЕДпресс-информ, 2003. — 328 с.
6. Сманцер А.П. Превентивная педагогика: методология, теория, методика / А.П. Сманцер, Е.М. Рангелова. — Минск: БГУ, 2008. — 263 с.
7. Сирота Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ял-тонский. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
8. Сирота Н.А. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, И.И. Ха-жилина, Н.С. Видерман. — Москва: Генезис, 2001. — 216 с.
9. Шубникова Е.Г. Методологический анализ подходов и моделей профилактики зависимого поведения в образовательной среде. — Социальная педагогика в России. — 2014. — № 4. — С. 22-29.
10. Шубникова Е.Г. Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодёжи: формирование жизнеспособности / Е.Г. Шубникова // Жиз неспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. — Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. — С. 508-522.
11. Шубникова Е.Г. Первичная профилактика зависимого поведения в детской и молодёжной среде: монография. — М.: Современное образование, 2013. — 152 с.
12. Шубникова Е.Г. Педагогическая превенция зависимого поведения подростков: программы и технологии: монография. — Чебоксары: Новое время, 2016. — 312 с.
13. Шубникова Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения. — Российский гуманитарный журнал. — 2013. — № 1. — С. 14-20.
14. Шубникова Е.Г. Технологии педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодёжи: монография. — М.: Современное образование, 2015. — 154 с.
15. Шубникова Е.Г. Формирование жизнеспособности личности в пер-вичной профилактике зависимого поведения / Е.Г. Шубникова // Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности молодого человека в образовательном процессе: коллективная монография / науч. ред. О. В. Кириллова. — Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2013. — С. 193-226.